Планирование на предприятии

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СМК Ф 7.5.0-01-33

Институт (факультет)

Школа бизнеса

Кафедра

Экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономика организации предприятия

на тему

«Планирование на предприятии»

Выполнил студент группы

7Эб-04-21оп

направления подготовки (специальности)

Финансы и кредит

Свешникова Юлия Артуровна

Руководитель

Биглер Светлана Александровна

Дата представления работы

«______»__________________20 ___ г.

Оценка _______________, _______________

Подпись преподавателя_________________

Череповец, 2014г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИЯТИЕ»……4
    1. Сущность предпринимательской деятельности………………....4
    2. Предприятие, его задачи, функции, внешняя и внутренняя среда………………………………………………………………….9
    3. Планирование на предприятии, виды и показатели планов…...13
    4. Основные разделы производственного плана………………….21
  2. ПРАКТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ… 23
    1. Планирование производственной программы………………….. 24
    2. Планирование материальных затрат……………………………..25
    3. Планирование численности и фонда заработной платы………..26
    4. Планирование себестоимости продукции……………………….31
    5. Планирование финансовых средств предприятия………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...42

ВВЕДЕНИЕ

С планирования начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

Многолетний опыт российских предприятий и зарубежных фирм показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников.

Цель работы - освоение навыков расчета производственной программы предприятия, плана по труду и заработной платы, плана по себестоимости продукции, определение основных технико-экономических показателей и изложение собственного мнения по снижению затрат на производство.

1. Теоретические аспекты понятия «предприятие»

1.1 Сущность предпринимательской деятельности

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому одна из основных задач государства - развитие предпринимательства.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (вещи) или услуги (невещественного продукта), бизнес.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов.

Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире.

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух.

Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - кирпич, из которого строится предпринимательское здание. Под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.) Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Макросреда - экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др.

Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид.

К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, служат дополнением основной.

Обмен товара на деньги представляет собой торговую, товарно-денежную, коммерческую процедуру. Это относительно самостоятельная сбытовая сделка, неизбежно сопровождающая производственное предпринимательство.

В коммерческом предпринимательстве определяющую роль играют товарно-денежные, товарно-обменные операции - сделки по купле-продаже товаров и услуг.

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда источников. Это сведения о потенциальных покупателях: денег, валюты, ценных бумаг, о курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.

1.2 Предприятие, его задачи, функции, внешняя и внутренняя среда

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, образовавшийся в результате создания предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночных отношений.

1. Организационное единство — это наличие на предприятии коллектива, организованного определенным образом, имеющего свою внутреннюю структуру и порядок управления.

2. Производственно-техническое единство — это объединение предприятием экономических ресурсов для производства товаров и услуг (комплекс средств производства, капитал, технологии).

3. Наличие обособленного имущества, которое предприятие использует в определенных целях.

4. Предприятие несет полную ответственность за своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности.

5. Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность — предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В Гражданском кодексе РФ определяется главная цель коммерческого предприятия — это достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, то есть превышение результатов над затратами. Также предприятие имеет целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют дерево целей данного предприятия.

Задачи, решаемые предприятием в процессе его функционирования.

1. Бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями.

2. Удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики.

3. Эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства.

4. Разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.

5. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и его продукции, поддержание высокого имиджа и деловой репутации предприятия.

6. Совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве.

7. Обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Любое предприятие функционирует в определенной среде. Предприятие постоянно обменивается с внешней средой ресурсами и другими факторами с целью обеспечения возможности выживания, так как внешняя среда является источником производственных ресурсов, которые необходимы для формирования и поддержания производственного потенциала. Предприятие не способно контролировать факторы внешней среды. В связи с подобными изменениями, происходящими вне предприятия, во внешней среде, руководители изменяют внутреннюю организационную структуру.

Внешняя среда предприятия — это условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия и оказывающие существенное воздействие на него.

Внешние факторы подразделяют на две группы:

1) факторы прямого воздействия — это факторы, которые оказывают прямое (непосредственное) влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом);

2) факторы косвенного воздействия — это факторы, которые не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии.

Наиболее значимые из них:

• Политические факторы — основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно - технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

• Экономические факторы — темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т. д.;

• социальные факторы — отношение населения к работе и качеству жизни; обычаии традиции, существующие в обществе; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

• технологические факторы — их анализ позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием наукии техники, а также оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Проводить анализ внешней среды предприятия сложно потому, что она неопределенна, подвижна, а также имеет сложные взаимосвязи между ее факторами. Современная внешняя среда изменяетсяс нарастающей скоростью, что требует постоянного анализа внешней среды и выработки такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия — это среда, которая определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

Анализ внутренней среды для предприятия важен потому, что:

1) предприятию важно определить свои внутренние возможности, потенциал, на который можно рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

2) подобный анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия.

Основные элементы внутренней среды предприятия:

1. Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьеми материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки.

2. Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

3. Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

4. Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

5. Финансы — это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

6. Культура и имидж предприятия: слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

1.3 Планирование на предприятии, виды и показатели планов

Планирование — основная функция менеджмента. В частности, стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия всех управленческих решений. На этом этапе вырабатывается общая стратегия развития предприятия. Реализация этой общей стратегии осуществляется посредством планирования.

Планирование — это система управления производством, обеспечивающая его динамичное и пропорциональное развитие, а также выявление и эффективное использование резервов производства.

Планирование находит своё выражение в составлении планов.

Свойства планов:

- Преемственность (взаимосвязь планов разного уровня)

- Непрерывность (взаимосвязь планов различного назначения)

- Стабильность (отсутствие пересмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).

Планы делятся по срокам выполнения:

1) стратегические: определяют стратегические задачи развития предприятия, определяют место предприятия и его продукции в рыночном пространстве;

2) долгосрочные (прогнозы на 3-5 лет): направлены на претворение в жизнь стратегических планов или заданий;

3) текущие (годовые): конкретизируют расчеты, обеспечивающие выполнения предприятием поступивших заказов;

4) оперативные (квартальные, месячные) — это планы повсеместного руководства производства.

По функциям различают планы:

1) производственная программа;

2) план техническо-материального обеспечения;

3) план по труду и заработной плате;

4) по себестоимости;

5) финансовый план;

6) по охране окружающей среды;

7) социального развития коллектива;

8) повышения эффективности и развития науки и техники.

К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, то есть единства техники и экономики.

В настоящее время отсутствует этап утверждения плана какими бы то ни было вышестоящими организациями и органами.

В основе производственного плана раньше были конкретные цифры. Сейчас планирование — прерогатива самого предприятия.

Производственная программа рассчитывается по согласованию с потребителями, устанавливает номенклатуру и ассортимент, выпусе и реализацию продукции, а также рассчитывает нормативы запасов готовой продукции, незавершенного производства и необходимые изменения.

Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия.

Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия, а методическое - руководители экономических служб.

Планирование и оценка деятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Они определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.

Различают следующие показатели плана:

Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.

Ассортимент – состав продукции по видам, типам, размерам, маркам, артикулам.

Коэффициент обновляемости – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

Утверждаемые (или директивные): количество таких показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности.

Расчётные показатели — показатели, которые рассчитываются самим предприятием.

Качественные показатели характеризуют работу предприятия:

а) показатели качества продукции;

б) показатели использования всех ресурсов (сырьё, оборудование и т. д.).

Количественные показатели — абсолютные, объёмные значения отдельных показателей, на основе которых рассчитываются качественные показатели:

а) валовая прибыль;

б) численность рабочих

в) фонд заработной платы

г) объём производства и др.

При определении объема продукции в стоимостных показателях используют классификацию продукции по степени готовности. Различают готовую продукцию, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, незавершенное производство.

Готовая продукция - продукция, отвечающая установленным стандартам, техническим условиям и требованиям к качеству, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии и которая может быть отгружена заказчику.

Полуфабрикат - продукция, процесс изготовления которой полностью завершен в одном из цехов данного предприятия, но которая подлежит дальнейшей обработке в других цехах данного предприятия или другого предприятия.

Незавершенное производство - это продукция, процесс изготовления которой не завершен в цехах данного предприятия и которая не подлежит передаче и в другие цехи данного предприятия.

Работы промышленного характера включают капитальный ремонт, работы по модернизации и монтажу оборудования, разрезке бумаг и т.п.

В плане производства и реализации продукции рассчитываются объемы реализуемой и валовой продукции.

Реализованной продукцией считается готовая продукция, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, которая оплачена и отгружена заказчику в плановом периоде: готовая продукция, полуфабрикаты собственного производства и работы промышленного характера, реализуемые на сторону.

При составлении на предприятии плана производства учитывают величину ее остатков на начало и конец планового периода, количество продукции, потребляемой для собственных нужд, участие других предприятий в изготовлении продукции.

Товарной считается продукция, процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, она сдана на склад готовой продукции и полуфабрикатов, принята службой технического контроля и оформлена соответствующими документами. Эта продукция отгружена, но не оплачена.

В состав товарной продукции входят готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные к отпуску на сторону, а также работы и услуги промышленного характера. Учет товарной продукции ведется в действующих оптовых ценах. Разница между реализованной и товарной продукцией отражется в остатках на складе готовой продукции:

Валовая продукция включает в свой состав товарную продукцию (в том числе услуги промышленного характера), процесс изготовления которой полностью завершен на данном предприятии, а также не прошедшую технический контроль, не сданную на склад готовой продукции, не оформленную соответствующими документами. Валовая продукция определяет в денежном выражении объем производства.

Чистая продукция – это товарная продукция за вычетом амортизационыных начислений и стоимости материалов затрат.

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятия на производство и реали¬зацию продукции. Учет, планирование и анализ структуры этих за¬трат осуществляется расчетом сметы затрат на производство продук¬ции в целом и себестоимости производства и реализации конкретных видов продукции (калькуляции себестоимости).

Калькулирование - расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции по статьям затрат, которые называются калькуляци¬онными. Эти статьи объединяют в себе затраты, образованные с уче¬том конкретного производственного назначения и места возникнове¬ния, независимо от того, к какому экономическому элементу они от¬носятся. Например, затраты на энергию на технологические цели учитываются отдельно от других энергетических затрат. Ниже при¬веден типовой перечень калькуляционных статей:

1.Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производствен¬ного характера сторонних предприятий и организаций.

4.Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих (ФОТ).

6. Единый социальный налог (ЕСН).

7.Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

9. Цеховые расходы.

Итого цеховая себестоимость

10. Общехозяйственные расходы.

11. Потери от брака.

12.Прочие производственные расходы.

Итого производственная себестоимость

13.Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Итого полная себестоимость.

При расчете затрат на сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергоресурсы нормы расхода умножаются на цены соответствующих ресурсов.

Численность рабочих определяется исходя из трудоемкости изделий и эффективного годового фонда рабочего времени.

Заработная плата рассчитывается в зависимости от установленных тарифных ставок, окладов и отработанное время.

Все накладные расходы рассчитываются в процентном отношении к заработной плате основных рабочих, а внепроизводственные расходы в процентном отношении к производственной себестоимости.

Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат производственной, бытовой, снабженческой и финансо¬вой деятельности предприятия. Эффективность работы предприятия оценивается рядом показателей, отражающих результаты различных сфер деятельности предприятия.

В работе рассчитывается только прибыль от реализации продукции.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов, с их помощью оценивается доходность предприятия с различных позиций. Существует несколько показателей рентабельности.

В зависимости от того, какая прибыль (балансовая или чистая) используется при расчете показателя, различают общую и чистую рентабельность производства.

Уровень рентабельности производства является важнейшим показателем эффективности деятельности фирмы.

Этот показатель позволяет судить о том, производство какого вида продукции наиболее выгодно фирме в данный момент, что делает его незаменимым в оперативном управлении производством и сбытом фирмы.

1.4 Основные разделы производственного плана

План предприятия состоит из следующих разделов:

1. Производство и реализация продукции. В этом разделе определяется:

а) ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении;

б) технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования;

в) производственная мощность предприятия;

г) коэффициент использования производственной мощности;

д) напряжённость плановых заданий.

2. Техническое развитие и организация производства:

а) перечень мероприятий в различных направлениях развития техники и технологии;

б) усовершенствование организации труда и организации производства предприятия;

в) обновление ассортимента и повышение качества продукции.

3. Показатели повышения эффективности производства — система частных и комплексных показателей оценки эффективности плана технического развития.

4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.

5. Капитальное строительство:

а) суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение;

б) показатели эффективности капитальных вложений.

6. Материально-техническое обеспечение:

а) планирование расхода сырья и других материальных ресурсов;

б) планирование использования отходов производства;

в) разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.

7. Трудовой потенциал (труд и кадры):

а) определяется численность работающих на предприятии по категориям;

б) определяются фонды оплаты труда;

в) ТЭП по труду и зарплате;

г) составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.

8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности:

а) планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции);

б) планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.

9. Фонды предприятия: расчёты по формированию фондов (накопления, потребления), а также по их расходованию.

10. Финансовый план:

а) доходы и расходы в целом по предприятию;

б) кредитные взаимоотношения;

в) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;

г) порядок распределения прибыли.

11. Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.

2. ПРАКТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ВАРИАНТОВ.

п/п

Показатели

Ед.

изм.

Изд.

А

Изд.

Б

Изд.

В

Изд.

Г

Изд.

Д

1

Цена изделия (Ц)

Т. т.руб.

15,0

13,2

9,8

14,1

6, 10,7

2

Трудоёмкость изделия (Тр)

Н- час

52

55

65

50

70 70

3

Материальные затраты на

единицу изделия (М)

Ру руб. за

шт.

365

250

228

348

493

4

Остатки на складе готовой

продукции на на начало года

шт.

10

8

5

20

3

5

Остатки на складе готовой

продукции на конец года

шт.

8

6

7

18

5

6

Норма оборотных средств по

готовой продукции

дн

2

3

1

4

3

7

Норма оборотных средств по

материалам

дн

10

12

8

15

5

1.Средняя часовая ставка оплаты труда основных рабочих – 70 руб.

2. Средняя часовая ставка оплаты труда вспомогательных рабочих – 55 руб.

3. Средний коэффициент выполнения норм выработки -1,18

4. Численность вспомогательных рабочих составляет -10% от численности основных рабочих.

5. Численность инженерно-технических работников и служащих составляет -8% от общей численности персонала.

6. Страховые отчисления 34%.

7. Среднемесячная заработная плата одного ИТР составляет 7500 руб.

8. Стоимость основных фондов -11250 тыс.руб.

9. Средняя норма амортизации – 10,8%.

10. Расходы на энергию – 14% от стоимости материальных затрат.

11. Цеховые расходы - 78% от заработной платы основных рабочих.

12.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – 32% от заработной платы основных рабочих.

13.Общезаводские расходы – 65% от заработной платы основных рабочих.

14.Внепроизводственные расходы- 2% от производственной себестоимости.

КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ В ГОД ПО ВАРИАНТАМ

варианта

Изд.

А

Изд.

Б

Изд.

В

Изд.

Г

Изд.

Д

12.

750

510

305

944

132

2.1. Планирование производственной программы

Производственная программа содержит данные по производству продукции с выделением ее видов и объемов по каждому виду, которые могут быть исчислены в физических показателях или в стоимостном выражении. Расчет в стоимостном выражении осуществляется на основе показателей плана в натуральном измерении. Количественные характеристики производственной программы позволяют установить потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Основными плановыми показателями производственной программы являются товарная продукция (ТП) и реализованная продукция (РП), которые рассчитываются в натуральном и стоимостном выражении.

ТП = Цi Ni (1)

где: Цi – стоимостной измеритель объёма продукции, руб.; Ni – объём выпуска изделий i-го вида в штуках.

Разница между реализованной и товарной продукцией отражается в остатках на складе готовой продукции.

РП = ТП + ОГПн.г.- ОГПк.г. (2)

где: ОГПн.г. и ОГПк.г. – остатки на складе готовой продукции на начало и на конец анализируемого периода.

Используя формулы (1) и (2), посчитаем количество Товарного выпуска и Реализованной продукции. Чтобы найти сумму, полученные количества умножим на цену каждого изделия. Данные расчетов занесем в таблицу 1.

Таблица1

«Расчет производственно программы»

Изделия

Цена

Товарный выпуск

Остатки на складе готовой продукции

Реализованная продукция

к-во

сумма

на нач.года

на конец года

к-во

сумма

А

15,0

750

11250

10

8

752

11280

Б

13,2

510

6732

8

6

512

6758,4

В

9,8

305

2983

5

7

303

2969,4

Г

14,1

944

13310,4

20

18

946

13338,6

Д

10,7

132

1412,4

3

5

130

1391

Всего:

-

-

35687,8

-

-

-

35737,4

ТП(А) = Цi Ni=15*750=11250

ТП(Б)=13,2*510=6732

ТП(В)=9,8*305=2983

ТП(Г)=14,1*944=13310,4

ТП(Д)=10,7*132=1412,4

РП(А)= ТП + ОГПн.г.- ОГПк.г.=750+10-8=752

и т.д.

РП(А)сумма=Цi*РП(А)=15,0*752=11280

и т.д.

2.2 Планирование материальных затрат

План материально-технического обеспечения включает расчеты потребности в соответствующих ресурсах и установление порядка и сроков их поступления к местам использования и отражает, таким образом, режим потребления ресурсов, обеспечивающих выполнение производственной программы, исходя из их нормативных потребностей в сырье, материалах, топливе и иных ресурсах с задачей наиболее экономичного их использования.

Материальные затраты на единицу продукции даны. Находим материальные затраты на весь объем каждого вида изделия умножением товарной продукции на материальные затраты на единицу продукции.

Затраты на электроэнергию составляют 14% от материальных затрат.

Рэл. = 0,14*М

Полученные данные заносим в таблицу 2.

Таблица 2

«Расчет потребности в материальных затратах»

Изделия

Кол-во

Материальные затраты

Расходы на электроэнергию

на ед.

на весь объём

на ед.

на весь объём

А

750

0,365

273,8

0,051

38,332

Б

510

0,250

128

0,035

17,92

В

305

0,228

69,6

0,032

9,744

Г

944

0,348

328,5

0,049

45,99

Д

132

0,493

65,08

0,069

9,1112

Всего

-

-

868,98

-

121,0972

М=ТП*М(на ед)=750*0,365=273,8

и т.д.

Рэл=0,14*М=0,14*0,365=0,051

Рэл(на весь объём)=0,14*М(на весь объем)=0,14*273,8=38,332

и т.д.

2.3 Планирование численности и фонда заработной платы

Планированию численности промышленно-производственного персонала предшествует составление баланса рабочего времени, расчет которого проводится исходя из принятого на предприятии режима работы с учетом планируемых потерь рабочего времени. Пример расчета представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Расчет баланса рабочего времени одного работающего»

п/п

Наименование показателей

Планируемый

год

абсолютные данные

%

1

Календарный фонд времени, (дн.)

365

2

Количество нерабочих дней, всего

110

В том числе – праздничные

8

- выходные

102

3

Номинальный фонд рабочего времени, дн.(п.1-п.2)

255

100

4

Невыходы на работу, дн.

- очередные отпуска

12

4,7

- дополнительные отпуска

6

2,4

- болезни

7,5

2,9

- учебные отпуска

1,3

0,5

- выполнение государственных обязанностей

1,7

0,7

- прочие

0,4

0,1

Всего

28,9

16,6

5

Количество рабочих дней, (п.3-п.4)

226,1

88,7

6

Номинальная продолжительность рабочего дня,(час.)

8,2

7

Потери рабочего времени в связи с сокращением

рабочего дня, (час.)

- для занятых на тяжелых и вредных работах

0,06

- для несовершеннолетних работников

0,02

-прочие

0,02

Всего потерь рабочего времени

0,1

8

Фактическое время работы (п.6-п.7)

8,1

9

Полезный (эффективный) фонд времени одного

работающего (п.5-п.8)

1831,1

Источником информации о планируемых потерях рабочего времени и сокращениях продолжительности рабочего дня являются данные предприятия.

Численность рабочих определяется исходя из трудоемкости изделий и эффективного годового фонда рабочего времени.

Ч = Ni tштi Фэф К (3)

Где: tштi- трудоемкость i-го изделия, час.; Фэф.- эффективный фонд времени одного работающего; К- коэффициент выполнения норм выработки.

Используя формулу (3), посчитаем численность рабочих.

Ч(ос.р.) =(750*52+510*55+305*65+944*50+132*70)/(1831,1*1,18)=66 чел

Численность вспомогательных рабочих составляет 10% от численности основных рабочих:

Ч(вс.р.) = 66*0,1=6 чел

Получаем общее количество рабочих- 72 человек. Численность инженерно-технических работников и служащих составляет 8% от общей численности персонала.

Ч(инж)=72*0,08=5 чел

Тогда численность производственного персонала равна – 77 человек.

Важным элементом плана по труду является фонд заработной платы. Он используется для расчета средней заработной платы работников. Заработная плата рассчитывается в зависимости от установленных тарифных ставок, окладов и отработанное время.

Фонд заработной платы рабочих-сдельщиков (ФЗПсд) рассчитывается на основе данных о количестве запланированных к выпуску изделий(Ni) и расценок на единицу продукции(Рi).

ФЗПсд.=Ni Рi (4)

Сдельная расценка рассчитывается на основе трудоемкости изделия и соответствующей тарифной ставки.

Рi=tштi Тi (5)

Где: Т– часовая тарифная ставка i-го изделия. Для курсовой работы берётся Тср. Используя формулу (5), посчитаем ФЗПсд (осн.раб.) при Т = 70 руб.

ФЗПсд.(А)=750*52*70=2730(т.руб.)

ФЗПсд.(Б)=510*55*70=1963,5(т.руб.)

ФЗПсд.(В)=305*65*70=1387,8(т.руб.)

ФЗПсд.(Г)=944*50*70=3304(т.руб.)

ФЗПсд.(Д)=132*70*70=646,8(т.руб.)

Используя формулу ФЗПпр = Чпр Фэф Тср, посчитаем ФЗП повременщиков (вспомогательных рабочих) при тарифной ставке Т = 55 руб.

ФЗПп=6*1831,1*55=604,263 т.р.

Фонд заработной платы инженерно-технических работников планируется на основе их численности и установленных окладов. Месячные должностные оклады устанавливаются на основе штатного расписания. (В курсовой работе установлен среднемесячный оклад).

ФЗП итр = Читр*ЗПср*12 мес. =5*7500*12=450 тыс. руб.

Заработную плату на единицу продукции будем высчитывать по формуле:

Зп (на ед.)= tштi Тi

Т– часовая тарифная ставка i-го изделия, tштi – трудоёмкость изделия

Зп (на ед.)(А)=52*70=3,6(т.руб.)

Зп (на ед.)(Б)=55*70=3,9(т.руб.)

Зп (на ед.)(В)=65*70=4,6(т.руб.)

Зп (на ед.)(Г)=50*70=3,5(т.руб.)

Зп (на ед.)(Д)=70*70=4,9(т.руб.)

Таблица 4

«Расчет фонда заработной платы труда»

Изделие

Товарный выпуск (шт.)

Заработная плата на единицу продукции (тыс.руб.)

Фонд заработной платы основным рабочим (тыс.руб.)

А

750

3,6

2730

Б

510

3,9

1963,5

В

305

4,6

1387,8

Г

944

3,5

3304

Д

132

4,9

646,8

Итого:

10032,05

Общий фонд заработной платы по предприятию складывается из фондов заработной платы основных, вспомогательных рабочих и инженерно-технических работников:

ФЗПобщ.=10032,05+604,263+450=11086,313 тыс. руб.

План по труду имеет целью установление показателей использования имеющихся трудовых ресурсов. Основной задачей является повышение производительности труда, что подтверждает рост эффективности производства на предприятии. Производительность труда исчисляется как выработка продукции за некоторый период в расчете на работника. Если определяется производительность труда на предприятии, то в расчет включается среднесписочная численность работников. Динамика такого показателя позволяет установить тенденции использования трудовых ресурсов.

ПТ =ТП / ПП=35687,8/77=463,5 т.р./чел.

где Пт – производительность труда, ТП – сумма товарного выпуска, ПП – производственный персонал.

В этом отношении весьма важным является сопоставление изменений роста производительности труда и роста заработной платы. Объективно необходимо обеспечивать превышение роста производительности труда над ростом заработной платы.

2.4. Планирование себестоимости продукции

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятия на производство и реализацию продукции. Учет, планирование и анализ структуры этих затрат осуществляется расчетом сметы затрат на производство продукции в целом и себестоимости производства и реализации конкретных видов продукции (калькуляции себестоимости).

Калькулирование - расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции по статьям затрат, которые называются калькуляционными. Эти статьи объединяют в себе затраты, образованные с учетом конкретного производственного назначения и места возникновения, независимо от того, к какому экономическому элементу они относятся.

Например, затраты на энергию на технологические цели учитываются отдельно от других энергетических затрат.

Ниже приведен типовой перечень калькуляционных статей:

1.Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4.Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих (ФОТ).

6. Отчисления на социальные нужды (ЕСН).

7.Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

9. Цеховые расходы.
Итого цеховая себестоимость

10. Общехозяйственные расходы.

11. Потери от брака.

12.Прочие производственные расходы.
Итого производственная себестоимость

13.Внепроизводственные (коммерческие) расходы.
Итого полная себестоимость.

Смета цеховых расходов включает в себя затраты по управлению и обслуживанию цеха. Расчет сметы цеховых расходов ведется по следующим статьям: содержание аппарата управления; содержание прочего цехового персонала; амортизация зданий, сооружений и инвентаря; текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря; испытания, опыты и исследования, рационализация и изобретательство; охрана труда; износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря; прочие расходы.

Амортизация представляет собой произведение нормы амортизации на стоимость основных фондов:

А=ОФ*На (7)

По формуле (7) рассчитаем амортизацию:

А=11250*0,108=1215 тыс. руб.

Начисление амортизации ведется пропорционально выпуску продукции. Найдем доли каждого вида изделия в валовом выпуске предприятия и амортизацию:

Таблица 4

«Расчет амортизации»

Изделие

Товарный выпуск (шт.)

Доля в валовом выпуске

Амортизация (тыс. руб.)

Амортизация на единицу продукции (тыс. руб.)

А

750

0,28

340,2

0,454

Б

510

0,19

230,85

0,453

В

305

0,12

145,8

0,478

Г

944

0,36

437,4

0,463

Д

132

0,05

60,75

0,46

Доля в.в.=ТВ(по каждому изд.)/ТВ(всего)

Доля т.в.(А)=750/2641=0,28

и т.д.

А(по кажд. изд.)= доля в.в. * А

А(по кажд. изд.)(А)= 0,28*1215=340,2

и т.д.

А(на ед. прод.) = А(по кажд. изд.)/ТВ

А(на ед. прод.)=340,2/750=0,454

и т.д.

Все накладные расходы рассчитываются в процентном отношении к заработной плате основных рабочих, а внепроизводственные расходы в процентном отношении к производственной себестоимости.

ЗП осн.раб. = ФЗП осн.раб./ТП (8)

ЗП осн.раб. = 11086,313 /2641=4,2 т.р.

Таблица 5

«Расчет накладных расходов»

Изделие

Заработная плата основным рабочим (тыс. руб.)

Цеховые расходы -78% (тыс. руб.)

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - 32% (тыс. руб.)

Общезаводские расходы - 65% (тыс. руб.)

На весь выпуск

На единицу

На весь выпуск

На единицу

На весь выпуск

На единицу

На весь выпуск

На единицу

А

2730

3,6

2129,4

2,8

873,6

1,2

1774,5

2,3

Б

1963,5

3,9

1531,5

3

628,3

1,24

1276,3

2,5

В

1387,8

4,6

1082,5

3,6

444,1

1,5

902,07

3

Г

3304

3,5

2577,1

2,7

1057,3

1,12

2147,6

2,27

Д

646,8

4,9

504,5

3,8

206,9

1,6

420,4

3,2

Р(цех.)=З.п.(осн.р.)*0,78

Р(цех.)(А)=2730*0,78=2129,4

и т.д.

Р(на сод)=З.п.(осн.р.)*0,32

Р(на сод)(А)=2730*0,32=873,6

и т.д.

Р(общезавод)=З.п.(осн.р.)*0,65

Р(общезавод)(А)=2730*0,65=1774,5

и т.д.

В результате получили смету расходов.

Таблица 6

«Калькулирование себестоимости за единицу продукции»

Калькуляц.статьи

А

Б

В

Г

Д

М

0,365

0,250

0,228

0,348

0,493

Энергия

0,051

0,035

0,032

0,049

0,069

ЗП осн.раб

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

ЕСН(социальные отчисления)

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

Амортизация

0,454

0,453

0,478

0,463

0,46

Цеховые

2,8

3

3,6

2,7

3,8

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,2

1,24

1,5

1,12

1,6

Общезаводские расходы

2,3

2,5

3

2,27

3,2

Производственная с/ть

12,77

13,08

14,44

12,55

15,22

Внепроизводственные расходы

0,26

0,26

0,29

0,25

0,3

Полн.с/ть

13,03

13,34

14,73

12,8

15,52

Страховые отчисления 34%

ЕСН=ЗП(осн.р.)*0,34

Себ-ть пр. = М + энергия + ЗПосн.р. + ЕСН + А + Рцех. + Рна сод.и экспл. + Робщ.

Внепроизв. расходы = 0,02*произв. себ-ть

Полн. себ-ть = себ-ть произв. + внепр. себ-ть

Себ-ть общ.= С-ть ед.прод.*ТП (9)

Собщ(тп).=12,77*750+13,08*510+14,44*305+12,55*944+15,22*132=34508,74 тыс. руб.

Для расчета себестоимости реализованной продукции используют аналогичную формулу:

С-ть = Ni*с-тьi (10)

С-ть(рп) = 13,26*752+13,128*512+13,128*303+13,25*946+13,412*130= =34948,9 тыс.руб.

2.5. Планирование финансовых средств предприятия

Финансовый план включает установление источников поступления денежных средств, их распределение по направлениям расходования.

Определяется потребность в собственных и заемных средствах, расчет их оборачиваемости. Устанавливается задание по превышению доходов над расходами, расчеты с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, составляется кредитный план.

Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия. Эффективность работы предприятия оценивается рядом показателей, отражающих результаты различных сфер деятельности предприятия.

В хозяйственной деятельности различают прибыль от реализации, валовую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

Валовая прибыль является финансовым результатом всей производственно-хозяйственной деятельности, и, включает в себя: прибыль от реализации; прибыль от реализации имущества; внереализационные доходы.

В работе рассчитывается только прибыль от реализации продукции.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется как

Пр = (Цi – Седi) РПi; (11)

где: Цi,Седi. - соответственно цена и себестоимость единицы товарной продукции i-го вида, руб./ед.; РПi - объем реализации i-го вида продукции, ед.

Используя формулу (11), проведем расчет прибыли производства.

Пр=(15-13,03)*752+(13,2-13,34)*512+(9,8-14,73)*303+(14,1-12,8)*946+ +(10,7-15,52)*130=519,17 тыс. руб.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов, с их помощью оценивается доходность предприятия с различных позиций. Существует несколько показателей рентабельности.

Показатель рентабельности производства рассчитывается по формуле:

Rпр-ва = (Пр / ОФср.г + ОС) 100%; (12)

где: Пр - прибыль фирмы, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

ОС - нормируемые оборотные средства, руб.

ОС = сумма((цена изд.*тов.вып.*норма ОС по гот. прод.)/365 + (тов.вып.* *мат.затраты*норма ОС по мат.)/365) = (15*750*2)/365 + (750*0,365*10)/365 +(13,2*510*3)/365+ (510*0,250*12)/365 + (9,8*305*1)/365+(305*0,228*8)/365 + (14,1*944*4)/365+(944*0,348*15)/365+(10,7*132*3)/365+(132*0,493*5)/365= =310,2 т.руб.

Rпр-ва = (519,17/(11250+310,2)*100%=5%

Показатель рентабельности (%) продукции рассчитывается по формуле:

Rпрод. = (Ц – Сед / Сед) 100%; (13)

где: Ц - цена продукции, руб./ед.; Сед - полная себестоимость продукции, руб./ед.

Используя формулу (13) рассчитаем рентабельность каждого вида изделия:

Р(А)=((15-13,03)/13,03)*100%=15,1%

Р(Б)=((13,2-13,34)/13,34)*100%= -1,05%

Р(В)= ((9,8-14,73)/14,73)*100%= -33,5%

Р(Г)=((14,1-12,8)/12,8)*100%= 10,2%

Р(Д)=((10,7-15,52)/15,52)*100%= -31,1%

Этот показатель позволяет судить о том, производство какого вида продукции наиболее выгодно фирме в данный момент, что делает его незаменимым в оперативном управлении производством и сбытом фирмы.

Затраты на рубль товарной продукции вычисляются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

З(тп)=С-ть/ТП

З(тп) =34508,74/35687,8=0,97 руб.

Фондоотдача вычисляется по формуле:

ФО=ТП/ОФ

ФО=35687,8/11250=3,17 руб.

Фондоемкость является величиной, обратной фондоотдаче:

ФЕ= 11250/35687,8=0,32 руб.

Фондовооруженность находится по формуле:

ФВ=ОФ/ПП

ФВ=11250/77=146,1 руб./чел.

Среднегодовая заработная плата одного работающего находится делением общего фонда заработной платы на численность производственного персонала:

ЗПср.г.=ФЗП/ПП

ЗПср.г.= 11086,313/77=143,98 тыс. руб.

Таблица 7

«Основные технико-экономические показатели»

п/п

Показатели

Ед.

изм.

Значение

показателя

1

Товарная продукция

т.руб.

35687,8

2

Реализованная продукции

т.руб.

35737,4

3

Себестоимость товарной продукции

т.руб.

34508,74

4

Себестоимость единицы продукции

т.руб.

Изделия А

13,03

Изделия Б

13,34

Изделия В

14,73

Изделия Г

12,8

Изделия Д

15,52

5

Затраты на рубль товарной продукции

руб.

0,97

6

Себестоимость реализованной продукции

т.руб.

35218,23

7

Прибыль

т.руб

519,17

8

Рентабельность по предприятию

%

5

9

Рентабельность изделий

%

Изделия А

15,1

Изделия Б

-1,05

Изделия В

-33,5

Изделия Г

10,2

Изделия Д

-31,1

10

Численность ППП

чел.

77

в том числе рабочих

чел.

72

11

Фонд заработной платы

т.руб.

11086,3

В том числе рабочих

т.руб

10032,05

12

Производительность труда одного работающего

т.руб./чел

495,7

13

Среднегодовая заработная плата одного работающего

т.руб./чел

143,98

14

Фондоотдача

руб.

3,17

15

Фондоемкость

руб.

0,32

16

Фондовооруженность

руб./чел

146,1

17

Рентабельность основных фондов

%

4,6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Производственное планирование – это один из важнейших этапов функционирования коммерческих организаций. С него начинается как создание, так и сама работа предприятия. В ходе проведенной работы были освоены навыки расчета производственной программы предприятия, плана по труду и заработной платы, плана по себестоимости продукции, определены основные технико-экономические показатели. Я получила : при расчете производственной программы суммарный товарный выпуск составил: 35687,8 тыс. руб., а суммарный объем реализованной продукции: 35737,4 тыс. руб.

Планируя материальные затраты, их объем составил: 868,98 тыс. руб. и еще затраты на электроэнергию составили: 121,0972 тыс. руб. При расчете численности и фонда заработной платы получили, что общее количество рабочих составило 72 человека. Где 6 из них – вспомогательные рабочие, а общая численность производственного персонала равна 77 человек. Общий фонд заработной платы: 11086,3 тыс. руб. Планируемая себестоимость (общая): 34508,74 тыс. руб., а себестоимость реализованной продукции: 35218,23 тыс. руб. Прибыль предприятия составила: 519,17 тыс. руб., а рентабельность производства: 5%, где затраты на рубль товарной продукции: 0,97 руб. Рентабельность изделий: (А)=15,1%; (Б)=-1,05%; (В)= -33,5%; (Г)=10,2%; (Д)= -31,1%. Это говорит о том, что три из пяти выпускаемых изделий на данный момент времени нерентабельны, поэтому нужно предпринять меры (к примеру, изменить цену изделий с учетом конкуренции, уменьшить количество не рентабельных изделий и т.д.) для того, чтобы эти изделия стали рентабельны и не пропали из производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гайнанова О.Р.: Предпринимательство, 2010 г.
  2. Аитова Л.И.: Учёт затрат, калькулирование и анализ себестоимости продукции, 2011г.
  3. Гайнутдинова Л.Р.: Предпринимательство в условиях деятельности социально-культурных учреждений, 2012 г.
  4. Ускова А.О.: Предпринимательство, сущность, формы и современные особенности, 2011 г.
  5. Габачева Н.В.: Себестоимость продукции, факторы, определяющие её, 2012 г.
  6. http://финансы-кредит.рф Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности
  7. http://bibliotekar.ru Сущность предпринимательства
  8. Тимофеева О.С.: Калькуляция себестоимости продукции, методы её составления в организации, 2012г.
  9. http://knowledge.allbest.ru Особые черты и признаки предпринимательства
  10. http://window.edu.ru Организация предпринимательской деятельности

Планирование на предприятии