Определение перспектив развития муниципального образования

Институт (факультет)

Бизнес-школа

Кафедра

Экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: система муниципального управления

на тему:

Определение перспектив развития муниципального образования

Выполнила студентка группы 7ГМУб-00-31оп

группа

направления подготовки (специальности)

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

шифр, наименование

Артынский Дмитрий Сергеевич

фамилия, имя, отчество

Руководитель

Тишин Юрий Нилович

фамилия, имя, отчество

доцент

должность

Дата представления работы

«______»__________________20 ___ г.

Заключение о допуске к защите

Оценка _______________, _______________

количество баллов

Подпись преподавателя_________________

Череповец, 2015 год

Введение

Муниципальное образование в Российской Федерации – часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения[4].

Одной из основных целей органов местного самоуправления, как власти, наиболее приближенной к гражданам, является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения.

В настоящее время проблема развития муниципальных образований становится все более актуальной. Дело в том, что не проводится грамотная комплексная оценка внутренних факторов развития муниципального образования, как результат недооцениваются возможности местного развития. Существующая практика социально-экономического развития муниципальных образований показывает, что органы местного самоуправления недостаточно используют для развития хозяйственной деятельности и роста благосостояния населения инфраструктурные, финансовые и другие возможности.

Объектом данной курсовой работы является Бабаевский района Вологодской области.

Предмет исследования – перспективы развития Бабаевского района.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы рассмотретьосновы функционирования и развития Бабаевского муниципального района, проблемы и перспективы развития исследуемого муниципального образования.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать правовую, экономическую и финансовую основы функционирования муниципального образования;
  2. рассмотреть модель организации местного самоуправления, рассмотреть муниципальные правовые акты;
  3. определить и оценить сильные и слабые стороны исследуемого муниципального образования, оценку возможностей его развития и потенциальных угроз;
  4. выявить приоритетные проблемы Бабаевского района и раскрыть возможные пути их решения.

  1. Правовая, экономическая, финансовая основы функционирования и развития муниципального образования.

Бабаевский муниципальный район — муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации.

Бабаевский район – один из самых крупных районов, он занимает 9233,3 кв.км Вологодчины, расположен в западной ее части. Граничит с Устюженским, Чагодощенским, Кадуйским, Белозерским, Вытегорским и с Тихвинским районом Ленинградской области. В южной части района проходит Октябрьская железная дорога, а в 35 км от южной границы – автотрасса Вологда –Новая Ладога.

Районный центр – город Бабаево, удален от областного центра на 292 км. В состав района входят город Бабаево и 10 сельских поселений.

Большую часть территории района занимают леса (65,8%) и поэтому главенствующее положение в экономике района занимают предприятия лесопромышленного  комплекса, болота (25,5%). При этом под сельхозугодия пригородными является лишь 4,6% от общей площади района. Славится район своими озерами, их насчитывается 192 (не считая безымянных). Наиболее крупные – Пяжозеро, Шольское, Линжозеро. По району протекает 66 рек и речек, а также 85 ручьев. Основные водные артерии – реки Колпь и Суда.

Поскольку в Бабаевском районе много водоемов, здесь имеются существенные запасы торфа, песков, песчано-гравийных смесей, кирпичной глины, известняков, используемых для обжига на известь и для применения в сельском хозяйстве.

Природа района богата на грибы, в том числе белые, грузди, рыжики. В изобилии есть клюква, черника, морошка, брусника, земляника. Не перевелись глухари, тетерева, рябчики, водятся медведи, лоси, кабаны, бобры, пушные звери, в том числе рысь и куница. В озерах и реках можно поймать щук, лещей, налимов, есть язь, окунь, плотва, жерех, линь и т.д.

Несомненной гордостью района являются ландшафтный памятник «Каменная гора» (в г. Бабаево), старинный парк в с. Борисово-Судское и природный заказник «Колошомский лес». Ботаническими памятниками природы являются озеро Черное (сельское поселение Куйское), Кодозеро (сельское поселение Пяжозерское), озеро Большое (сельское поселение Волковское).

К историческим достопримечательностям можно отнести культовые сооружения, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось немного. Это церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бабаево, Никольская церковь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в сельском поселении Новостаринское и Георгиевская церковь в сельском поселении Пожарское. Есть сравнительно недавно построенные часовни в поселениях Куйское, Пожарское и Пяжозерское. Сейчас в райцентре строится храм во имя преподобного Гурия Шалочского.

На январь 2015 г. численность населения района составила 20 150 человек. В городских условиях (город Бабаево) проживают 57.03 % населения района.

Границы Бабаевского района определяются законом Вологодской области от 6 декабря 2004 года № 1105-ОЗ с последующими изменениями: 2 февраля 2005 года, 2 июля 2008 года, 13 апреля 2009 года.

Изначально в состав района входило 1 городское и 18 сельских поселений. 13 апреля 2009 года некоторые сельские поселения были объединены. В Бабаевском районе 273 населённых пункта в составе 1 городского и 10 сельских поселений

  1. Правовая основа функционирования и развития Бабаевского муниципального района

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно только при наличии определенных условий и предпосылок, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовых, финансово-экономических,  территориальных и организационных.

Правовая основа местное самоуправления – это совокупность нормативно-правовых актов  и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

Важнейшим из актов международного права является Европейская Хартия местного самоуправления  1985 г., которая была ратифицирована Россией в 1998 году, содержит такие положения как:

  • Признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества;
  • Запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления  не иначе как на основе закона;
  • Изменение территориальных границ только на основе консультации с населением или путем референдума;
  • Право на судебную защиту местного самоуправления;
  • Право органов местного самоуправления объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления.

В состав правовой основы местного самоуправления наряду с Европейской Хартией местного самоуправления входят:

  • Конституция РФ и основные законы субъектов Федерации;
  • Федеральные законы (об общих принципах организации МСУ 1995 г.), издаваемые в развитие конституционных положений, и регулирующие отдельные стороны деятельности МСУ на федеральном уровне («О финансовых основах местного самоуправления» 1997 г., «Об основах муниципальной службы» 1998 г.), а также относящиеся к другим областям государственного регулирования (законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и т.п.)
  • Указы Президента России (об утверждении основных положений государственной политики в области развития МСУ 1999 г.)
  • Постановления Правительства РФ (о федеральном реестре муниципальных образований, 1998 г.)
  • Постановления Конституционного суда РФ;
  • Законы субъектов Федерации о местном самоуправлении;
  • Уставы и другие правовые акты конкретных муниципальных образований.

Особое место среди правовых актов  об организации и деятельности местного самоуправления занимают нормативно-правовые акты муниципальных образований: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан и решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Среди них правовой основой необходимой для всех муниципальных образований являются их уставы.

Уставы муниципальных образований среди источников муниципального права занимают особое место. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий всеобъемлющий характер для конкретного образования, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым порядком принятия и изменения.

Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается либо представительным выборным органом (около 70 %), на местном референдуме (около 2 %) или сходе граждан (более 8 %).

Уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации органами субъектов РФ.

В уставе должны быть отражены:

  • Границы и состав территории
  • Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования
  • Порядок участия местного населения в решении этих вопросов
  • Структура и порядок формирования органов МСУ и его должностных лиц
  • Наименование выборных органов и должностных лиц
  • Срок их полномочий
  • Виды, порядок принятия и вступление в силу нормативно-правовых актов органов местного самоуправления
  • Гарантии прав, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Вопросы муниципальной службы
  • Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
  • Особенности организации МСУ в районах с компактным проживанием этнических групп, казачества и др. с учетом исторических и иных традиций.

Кроме уставов на муниципальном уровне принимаются и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его органов и по различным вопросам муниципальной жизни.

В состав правовой основы конкретных муниципальных образований входят правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления:

  • Регламенты работы местного представительного органа власти;
  • Решения представительных органов МСУ (об установлении местных налогов и сборов);
  • Положения о муниципальной службе, территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований и др.
    1. Модель организации местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления Бабаевского муниципального района составляют:

  • Представительное Собрание Бабаевского муниципального района;
  • Глава Бабаевского муниципального района;
  • Администрация Бабаевского муниципального района;
  • Контрольно-ревизионная комиссия (контрольно-счетный орган) Бабаевского муниципального района.

Перечисленные органы местного самоуправления муниципального района наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительное Собрание района возглавляет Председатель Представительного Собрания района, избираемый Представительным Собранием района из своего состава.

Председатель Представительного Собрания района осуществляет свои полномочия на непостоянной основе в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом, Регламентом и решением Представительного Собрания района.

В исключительной компетенции Представительного Собрания района находятся:

  • принятие Устава района и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение бюджета муниципального района и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • определение порядка участия муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении Главы района в отставку.

С 1 января 2014 года решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 03.10.2013 № 13 утверждена структура администрации Бабаевского муниципального района:

1. Глава администрации Бабаевского муниципального района:

1.1. Первый заместитель Главы администрации района;

1.2. Начальник финансового управления администрации района, первый заместитель Главы администрации района;

1.3. Заместитель Главы администрации района (по социальным вопросам);

1.4. Председатель комитета по муниципальному хозяйству и архитектуре администрации района, заместитель Главы администрации района;

2. Органы администрации района с правами юридического лица:

2.1. Управление делами:

  • отдел учета и отчетности.

2.2. Финансовое управление:

  • отдел по формированию и исполнению бюджета района:
  • сектор планирования доходов отдела по формированию и исполнению    бюджета района;
  • сектор по контрольно-ревизионной работе отдела по формированию и исполнению бюджета района;
  • отдел учета и отчетности;
  • отдел по формированию и исполнению бюджетов поселений.

2.3. Управление социальной защиты населения:

  • отдел учета и отчетности;
  • сектор по субсидиям.

2.4. Управление образования:

  • отдел опеки и попечительства;
  • отдел развития общего и дошкольного образования.

2.5. Комитет экономики и имущественных отношений:

  • отдел экономического анализа;
  • отдел имущественных отношений;
  • земельный отдел.

2.6. Отдел культуры, спорта и молодежной политики:

  • сектор по делам физической культуры и спорта;
  • сектор молодежной политики.

3.  Структурные подразделения администрации района:

3.1. Отдел по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС;

3.2. Отдел юридического  обеспечения;

3.3. Отдел по организационно-кадровой работе;

3.4. Комитет по муниципальному хозяйству и архитектуре;

3.5. Отдел сельского хозяйства.

4. Должности, не входящие в  отделы администрации района:

  • помощник Главы администрации района;
  • главный специалист (исполняющий обязанности ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
  • ведущий специалист (исполняющий обязанности ответственного секретаря административной комиссии);

5. Структурные подразделения по техническому обеспечению деятельности администрации района:

  • Отдел по информационному обеспечению и защите информации;
  • Архив.

Глава района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава района избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории муниципального района и обладающими избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном федеральными законами, законами Вологодской области и Уставом Бабаевского муниципального района.

Срок полномочий Главы района составляет 4 года.

Глава района как высшее должностное лицо муниципального района осуществляет следующие полномочия:

  • представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;
    • подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Представительным Собранием района;
      • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания Представительного Собрания района;
    • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области
      • назначает руководителей органов местного самоуправления муниципального района с согласия Представительного Собрания района;
      • устанавливает порядок ведения реестра муниципальных служащих муниципального района.

Глава района как Глава администрации района осуществляет следующие полномочия:

  • возглавляет администрацию района;
  • формирует администрацию района в соответствии с настоящим Уставом и выступает представителем нанимателя (работодателя) для муниципальных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления района;
  • назначает и освобождает от должности первого заместителя, заместителей Главы администрации района, руководителей органов и структурных подразделений администрации района;
  • обеспечивает исполнение бюджета муниципального района, распоряжается средствами бюджета муниципального района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Представительного Собрания района;
  • в рамках своих полномочий обеспечивает выполнение нормативных правовых актов Представительного Собрания района;
  • обладает правом правотворческой инициативы в Представительном Собрании района, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы администрации района;
  • представляет на рассмотрение Представительного Собрания района проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении, проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, проекты иных нормативных правовых актов, направляет в Представительное Собрание района заключение на проекты нормативных правовых актов Представительного Собрания района, предусматривающих установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из бюджета муниципального района;
  • рассматривает отчеты и доклады руководителей органов и структурных подразделений администрации района;
  • принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
  • принимает меры по защите интересов района в суде, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти;
  • от имени администрации района подписывает исковые заявления в суды, заключает и подписывает договоры;
  • назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
  • получает от организаций, расположенных на территории муниципального района, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития муниципального района в порядке, установленном действующим законодательством;
  • осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения.
  • предлагает изменения и дополнения в Устав района;
  • информирует население муниципального района об экономической, санитарно-эпидемиологической обстановке, угрозах от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Глава района осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Вологодской области и решениями Представительного Собрания района.

Администрация района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области.

Администрацией района руководит Глава района на принципах единоначалия.

Администрация района обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.

Исполнение полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района осуществляется администрацией района в соответствии с федеральными законами, Уставом района и решениями Представительного Собрания района, постановлениями администрации района, в том числе:

  • формирование и исполнение бюджета района, контроль за исполнением данного бюджета;
    • предоставление отчета об исполнении бюджета района и составление отчета об исполнении консолидированного бюджета района;
      • осуществление в установленном порядке от имени муниципального района муниципальных заимствований;
      • управление муниципальным долгом муниципального района;
        • управление и распоряжение муниципальной собственностью района;
        • разработка и реализация мероприятий по выполнению планов и программ развития муниципального района;
        • создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
        • установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации;
        • утверждение долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местного бюджета;
        • и другие.

Контрольно-ревизионная комиссия района (контрольно-счетный орган) - орган местного самоуправления Бабаевского муниципального района.

Контрольно-ревизионная комиссия района образуется Представительным Собранием района и подотчетна ему, действует на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности и обладает правами юридического лица.

Порядок организации и деятельности контрольно - ревизионной комиссии Бабаевского муниципального района определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-ревизионной комиссии района осуществляется также законами Вологодской области.

  1. Экономическая и финансовая основы функционирования и развития Бабаевского района

В развитии муниципального образования огромное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. Экономическая и финансовая основы составляют фундамент муниципальной власти. От состояния экономической и финансовой основ зависит состояние самой публичной власти, ее реальная способность решать задачи местного значения, а также создавать условия для достойной жизни человека. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют[16]:

  1. Находящееся в муниципальной собственности имущество;
  2. Средства местных бюджетов;
  3. Имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность - одна из трех основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а право владения, пользования и распоряжения осуществляют органы местного самоуправления. Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, Федеральном законе № 131-ФЗ и других нормативно - правовых актах.

Термин «собственность» в муниципальном законодательстве, как правило, употребляется в основном в юридическом смысле. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям - муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения [2].

Состав муниципальной собственности определяется в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Данная форма собственности признается и защищается равным образом наравне с государственной.

Средства местного бюджета - следующая составная часть экономической основы местного самоуправления. Формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Они, в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

  1. Экономическая основа

В соответствии со ст. 30 Устава Череповецкого муниципального управления, экономическую основу местного самоуправления Череповецкого муниципального района составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета района, а также имущественные права Череповецкого муниципального района[14].

На сегодняшний день наиболее актуальными являются вопросы формирования и использования средств муниципальных бюджетов, от которых зависит финансирование по доходным и расходным статьям бюджета. Для создания условий развития муниципального образования необходимо создать надежную собственную финансовую базу местных бюджетов.

Бюджет Череповецкого района разрабатывается и утверждается в форме нормативного правового акта Муниципального Собрания района. Бюджет района и свод бюджетов поселений, входящих в состав Череповецкого муниципального района, составляют консолидированный бюджет Череповецкого муниципального района.Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета района определяется Положением о бюджетном процессе, утверждаемым Муниципальным Собранием района[6].

Наглядно структуру доходов и расходов бюджета Череповецкого муниципального района можно рассмотреть на диаграммах, построенных на основе данных, представленных в таблице 11 (см. Приложение №1):

Рисунок 3 – Доходы Череповецкого муниципального района

Рисунок 4 – Расходы Череповецкого муниципального района

По итогам 2014 года доходы бюджета Череповецкого района составили 780,7 млн.руб., из них 282,3 млн.руб. – собственные доходы (36,2%). По сравнению с 2013 годом доходная часть бюджета в 2014 году сократилась на 42,8 млн. рублей, в том числе уменьшилась доля собственных доходов муниципального образования на 76,9 млн. рублей.

По данным из доклада муниципального собрания Череповецкого муниципального района о бюджете Череповецкого района на плановый период 2015 и 2016 годов можно сделать вывод о том, что ожидается увеличение доходной части бюджета района, в том числе и размера собственных доходов (всего доходов – на 7,6 % к 2016 году, собственных доходов – на 10,8 %)[7].

Расходная часть бюджета Череповецкого района по итогам 2014 года составила 780,7 млн. рублей, что на 14,8 млн.руб. меньше расходной части бюджета 2013 года. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов в 2014 году составили расходы по следующим разделам бюджетной классификации:

  1. Образование – 417 млн.руб. (53,4%)
  2. Социальная политика - 158,9 млн.руб. (20,4%)
  3. Общегосударственные вопросы - 84,7 млн.руб. (10,9%)
  4. Национальная экономика - 19,6 млн.руб. (2,6%)

Стоит заметить, что существенно уменьшились расходы бюджета Череповецкого района на здравоохранение, с 74,4 млн.руб. в 2009 году до 0,3 млн.руб. в 2014 году ( на 99,6%). В плановом периоде (2015-2016 гг.) ожидается дальнейшее уменьшение расходов по данному разделу бюджетной классификации. Снижение расходов по статье «Здравоохранение» связано с передачей полномочий по содержанию учреждений здравоохранения на региональный уровень.

Также на 50% выросли расходы по статье «Образование», с 279,0 млн.руб. в 2009 году до 417 млн.руб. в 2014 году (план на 2016 год – 455,4 млн.руб.). Увеличение определяется повышением заработной платы педагогическим работникам.

Администрацией района реализуются мероприятия по увеличению доходной базы бюджета, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, разработаны и утверждены: план мероприятий по укреплению доходной базы бюджета; программа повышения эффективности бюджетных расходов; план мероприятий по оптимизации и по оздоровлению муниципальных финансов.

План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района включает в себя:

Таблица 1 - План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района

Направление

Мероприятия

Легализация бизнеса и объектов налогообложения

  1. Регистрация недвижимого имущества физических лиц, в том числе в рамках работы по принципу «единого окна».
  2. Выявление и принятие мер по постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
  3. Проведение работы с работодателями в рамках легализации «теневой» заработной платы.
  4. Работа со «скрытой» недоимкой по налогу на доходы физических лиц, включая контрольно- проверочную работу налоговых органов.

Увеличение занятости населения

  1. Развитие индивидуального предпринимательства на основе патента в среде лиц, потерявших работу, актуализация новых «ниш» для малого предпринимательства.
  2. Содействие созданию новых рабочих мест, в том числе лицам, оставшимся без работы и прошедшим переквалификацию.

Повышение качества администрирования налоговых доходов, усиление работы по неплатежам в бюджеты всех уровней

  1. Деятельность рабочей группы по платежам в бюджеты всех уровней.
  2. Функционирование мобильных налоговых офисов.

Помимо мероприятий, включенных в план по укреплению доходной базы, безусловно, необходимо активизировать работу в следующих направлениях[7]:

  1. привлечение инвестиций, содействие развитию малого и среднего бизнеса;
  2. содействие развитию жилищного строительства;
  3. расширение перечня, повышение доступности и качества платных услуг;
  4. повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий;
  5. реализация непрофильных активов.

  1. Прогноз динамики собственных доходов бюджета Череповецкого муниципального района

Таблица 2 – Собственные доходы бюджета Череповецкого муниципального района 2009-2014 гг.

х (год)

1(2009)

2(2010)

3(2011)

4(2012)

5(2013)

6(2014)

21

у (собственные доходы, млн.руб.)

133,5

142,4

159,0

289,5

359,2

282,3

1365,9

Подберем теоретическую линию. Для этого рассчитаем значения показателя, которые получаются при выравнивании по той или иной теоретической линии. Для того, чтобы осуществить выравнивание по теоретической линии, необходимо использовать специальные системы уравнений.

1)Система уравнений для прямой: у = а + bх:

x=21

y=1365,9

=91

ху=13434,9

1) Выразим коэффициент aиз первого уравнения и подставим во второе уравнение системы:

6a+b21=1365,9

a= 1365,9 - b21

(1365,9 - b21) 21+ b91=13434, 9

28683, 9 - 441b + 91b = 13434,9

28683, 9 - 350b = 13434,9

28683, 9 -13434,9 = 350b

15249 = 350b

b = 43, 569

2) Подставим полученное значение коэффициента b в первое уравнение и найдем коэффициент a:

b = 43, 569

6a + 43, 56921=1365,9

6a + 914,949 = 1365,9

1365,9 - 914,949 = 6a

450,951 = 6a

a = 75,1585

Получаем уравнение прямой:

у = 75,1585 + 43, 569*х

Рисунок 5 – Выравнивание значений по прямой

2)Система уравнений для параболы:у = а + bх +с:

x=21

y=1365, 9

=91

ху=13434,9

= 2275

y= 25908,9

1)Найдем из второго уравнения системы коэффициент b:

b = 147, 636

2)Выразим из первого уравнения системы коэффициент a и подставим в третье уравнение:

6a = 1356,9 - c91

a =

91+c2275=25908,9

+c2275=25908,9

155453,4=123477,9+5369с

31975,5=5369с

с = 5,956

3) Подставим значение коэффициента св первое уравнение и найдем коэффициент a:

6a + 5,95691=1356,9

6a = 1356,9 – 514,996

6a =814,904

a = 135,817

Получаем уравнение для параболы:

у = 135,817 + 147, 636 х +5,956

Рисунок 6 – Выравнивание значений по параболе

3)Система уравнений для гиперболы::

= 2,45

= 0,000177

= 448,965

y=1365,9

1)Выразим из первого уравнения системы коэффициент a и подставим его во второе уравнение:

108,7514

2) Подставим значение коэффициента b в первое уравнение системы и найдем коэффициент a:

Получаем уравнение для гиперболы:

Рисунок 7 – Выравнивание значений по гиперболе

4)Система уравнений для показательной функции :

x=21

=91

lgy=13,9481

xlgy =50,3642

1)Выразим lga из первого уравнения системы и подставим во второе, найдем значение lgb и значение коэффициента b:

=302,1852

=9,2751

b==1,2255

2)Подставим получившееся значение lgb в первое уравнение системы, найдем lga и значение коэффициента a:

a=

Получаем уравнение для показательной функции:

Рисунок 8 – Выравнивание значений по показательной функции

Подберём теоретическую линию. Лучше аппроксимирует данные та линия, которая дает наименьшую сумму квадратов отклонений фактических значений от выравненных:

Таблица 3 - Квадраты отклонений фактических значений от выравненных

y

(при выравнивании по прямой)

(при выравнивании по параболе)

(при выравнивании по гиперболе)

(при выравнивании по показательной функции)

133,5

118,7275

289,409

291,9944

127,5018

142,4

162,2965

454,913

237,6187

156,827214

159,0

205,8655

632,329

219,4935

192,8974732

289,5

249,4345

821,657

210,4309

237,2638921

359,2

293,0035

1022,897

204,9933

291,8345872

282,3

336,5725

1236,049

201,3682

358,9565423

Найдем сумму квадратов отклонений фактических значений от выравненных:

Таблица 4 - Сумма квадратов отклонений фактических значений от выравненных

При выравнивании по прямой

При выравнивании по параболе

При выравнивании по гиперболе

При выравнивании по показательной функции

11743,2

1979334

74428,12

14536,1

Наименьшая сумма квадратов отклонений фактических значений от выравненных получается при выравнивании по прямой линии, поэтому осуществим по ней прогноз изменения величины собственных доходов бюджета Череповецкого муниципального района на ближайшие три года.

Используем для прогноза уравнение прямой: у = 75,1585 + 43, 569*х

В результате получим следующие прогнозные значения собственных доходов бюджета на 2015-2017 гг.:

2015 год - 380,1 млн.руб.

2016 год - 423,7 млн.руб.

2017 год - 467,3 млн.руб.

  1. Имущество Череповецкого района

Череповецкий район располагает 4109 единицами недвижимого и движимого имущества, общей остаточной стоимостью 312 млн. руб. Средний износ объектов имущества превышает 75%[6].

Таблица 5 - Имущество Череповецкого района

Показатели

Недвижимое имущество

Движимое имущество

Казна, ед.

1 284

382

Оперативное управление, ед.

134

2 309

Всего

4 109

Балансовая стоимость, млн. руб.

1 101

137

Остаточная стоимость, млн. руб.

280

32

Износ, %

75%

77%

Наглядно структуру имущества Череповецкого района рассмотрим на диаграммах, представленных на рисунке 9 и 10:

Рисунок 9 - Имущество Череповецкого муниципального района

Рисунок 10 - Имущество Череповецкого района, находящееся в оперативном управлении

  1. Малый и средний бизнес

В сфере малого и среднего предпринимательства основная доля товаров и услуг приходится на сельское хозяйство, транспорт, посреднические услуги и торгово-закупочную деятельность. Несмотря на рост количества малых предприятий, начиная с 2012 года прослеживается тенденция уменьшения численности занятых в малом и среднем бизнесе, основная причина - увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд. Количество субъектов малого предпринимательства на конец 2013 года составило 1508. В течение 2013 года был зарегистрирован 41 субъект, численность занятых составила 8879 человек, увеличение к 2012 году составило 5,2 %[7].

Таблица 6 – Субъекты и налоговые поступления от малого и среднего бизнес Череповецкого района

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

Количество субъектов малых, средних и микро предприятий, ед.

1661

1677

1712

1749

1508

Количество малых предприятий на конец года, ед.

319

328

344

446

464

Всего занято в малом и среднем бизнесе, чел.

7344

9077

10922

8441

8879

Количество индивидуальных предпринимателей на конец года, чел.

1342

1349

1368

1303

1044

Налоговые поступления в консолидированный бюджет региона от МиСП, млн. руб.

93,8

109,1

107,2

109,6

110,6

Налоговые поступления в консолидированный бюджет региона от ИП, млн. руб.

13,6

15,1

19,3

22,4

21,1

В настоящее время продолжается работа по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе организовано сотрудничество с «Агентством городского развития» г. Череповца, включающее в себя доступ предпринимателей района к обучающим программам агентства, их участие в программах «Гарантийный фонд» и «Электронная бизнес-кооперация». Главными достижениями 2013 года в этой области стали[7]:

  • выделение за счет средств бюджета района гранта в размере 100 тыс.руб. на реализацию бизнес-проекта по вывозу мусора;
  • признание района лауреатом конкурса «Серебряный Меркурий» в номинации «Лучший район (город) с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства»;
  • ИПБленновИ.Г. занял 2-е место в номинации «Лучший продукт, товары, услуги» на выставке «Сделал Сам».

  1. Характеристика предприятий, расположенных на территории муниципального образования

Основные предприятия на территории Череповецкого муниципального района[6]:

  1. Закрытое акционерное общество «Уломское»

Основной вид деятельности - производство сельхозпродукции, основные производственные направления: свиноводство, молочное животноводство и производство картофеля.

На 1 января 2010 года у предприятия находится в землепользовании 2569 га сельскохозяйственных угодий, среднесписочная численность работников составляет 296 человек.

ЗАО «Уломское» является товарным хозяйством по разведению крупного рогатого скота ярославской породы и производству молока высокого качества. На фермах предприятия содержится 900 голов крупного рогатого скота, в том числе 510 коров.

  1. ЗАО «Череповецкий бройлер»

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 декабря ЗАО «Череповецкий бройлер» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Предприятие специализируется на выращивании мясного, высокопродуктивного кросса.

Виды деятельности:

  • Мясоперерабатывающие предприятия
  • Переработчик, производитель готовой продукции
  • Производители мяса
  • Производители скота, птицы
  • Производитель бакалейной продукции
  • Производитель готовой продукции
  • Производитель готовой продукции
  • Производитель мясного сырья
  • Птицефабрики

Виды продукции: Мясо, птица, субпродукты, Сосиски, колбасы, колбасные изделия, Полуфабрикаты мясные, Яйцо

Товары и услуги: копчености, колбасные изделия, Полуфабрикаты, Яйцо, переработка мяса птицы

  1. ООО «Авангард»

Предприятие находится на территории Домозеровского сельского поселения, в деревне Городище, и занимается выловом и реализацией рыбы.

Предприятие полностью оснащено средствами передвижения для добычи рыбы. Создана база для сохранности рыбы, все склады оборудованы современными холодильными камерами. Вся продукция хозяйства качественная, соответствует государственным стандартам, и, в основном, реализуется в пределах Вологодской области. За годы работы сформировалась база потребителей – это индивидуальные предприниматели Вологды и Череповца. На предприятии открыта лодочная станция для населения на 70 мест, действующая в летний период, созданы дополнительные рабочие места. В планах - строительство цеха по переработке рыбы.

При стабильной работе предприятие планирует стать лидерами на потребительском рынке.

  1. ООО «АНТАРЕС-РЕГИОН»[1]

Компания оказывает полный комплекс услуг по управлению и эксплуатации жилых домов.

Основные направления:

  • Организация технико-эксплуатационного обслуживания зданий (управление, ведение ТСЖ, техническое обслуживание (сантехнические, электротехнические работы)
  • Комплексная уборка
  • Благоустройство и содержание дворовых территорий
  • Вывоз мусора
  • Аварийно-диспетчерское обслуживание

Клининговые услуги:

  • Комплексная уборка помещений ежедневная и разовая
  • Профессиональная уборка помещений после ремонта и строительства
  • Очистка стеклянных поверхностей (окон, витражей и т.п.)
  • Прочистка канализаций
  • Комплексная эксплуатация зданий
  • Услуги дезинфекции, дератизации, дезинсекции
  • Промышленный альпинизм
  • Мытье окон и чистка фасадов зданий
  • Очистка системы отопления
  • Уборка территорий, ландшафтный дизайн
  1. ООО «Кантри-Сервис»

ООО «Кантри-сервис» - предприятие, специализирующееся на оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автотранспортных средств, тракторной и сельскохозяйственной техники. Оборудование в цехах и на участках предприятия соответствует типовым требованиям к СТО. Среднесписочная численность персонала составляет 53-56 человек, 20% которого инженерно-технические работники.

Миссия предприятия - стать лидером на рынке услуг по ремонту и обслуживанию грузовых автотранспортных средств и тракторов в Череповце и Череповецком районе.

  1. ООО «КСК-КОЛОР» (Череповецкий район, с. Яганово)

Предприятие занимается производством акриловых водно-дисперсионных красок, эмалей, грунтов.

Сегодня ООО «КСК-КОЛОР» является динамично развивающимся предприятием по производству лакокрасочной продукции. Среднегодовая производственная мощность составляет 120 тонн краски.

Несмотря на незначительный период деятельности с момента образования, продукция предприятия зарекомендовала себя качественной и конкурентоспособной на рынке лакокрасочных материалов Череповца и Вологодской области.

Продукция выпускается под торговой маркой «АКВУС». Вся продукция изготавливается из экологически чистых импортных материалов.

  1. ООО СТК «Миргород»

Предприятие ООО «Строительно-транспортная компания «Миргород» основано в августе 2007 года. 

Основными направлениями деятельности являются строительство и оказание транспортных услуг. Совместно с ОАО «Костромагорстрой» предприятие участвовало в строительстве многоэтажных жилых домов в 114 микрорайоне г.Череповца, так же выполняло строительство коттеджей в д. ЦиковоДомозёровского сельского поселения, а в настоящее время по заказу Мэрии г. Череповца ведёт строительство медицинского центра.

Новым направлением в работе предприятия является деятельность по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время специализированная автомобильная и тракторная техника задействована в уборке территории Домозёровского сельского поселения и вывозе мусора.

В перспективе развития предприятия - создание управляющей компании и оказание услуг в сфере ЖКХ в полном объёме. 

  1. ООО «Автоспецмаш» [5]

Форма собственности: частная 

Год основания: 1995 

Число работающих: 300 человек 

ООО «Автоспецмаш» находится на северо-западе России на расстоянии 550 километров от Москвы и 475 километров от Санкт-Петербурга, является одним из крупнейших центров индустрии России (черная металлургия, химическая промышленность, деревообработка);

Предприятие расположено на реке Шексна, являющейся частью Волго-Балтийского водного пути.

Сфера деятельности:

  • Производство, упрочнение и восстановление роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ)
  • Ремонт, восстановление и упрочнение прокатных валков
  • Детали и узлы металлургического оборудования
  • Кузнечные заготовки (ковка, штамповка, раскатка)
  • Стропы, грузоподъемные и грузозахватывающие приспособления
  • Проектирование, реконструкция, модернизация кузнечно-прессового и сталепрокатного оборудования
  • Проектирование и производство электропечей
  • Упрочняющая наплавка
  • Проектирование и изготовление наплавочных установок с программным управлением и прочее.

Продажа поковок и заготовок производства ОАО «Мотовилихинские заводы» г.Пермь

  1. Оценка возможностей развития муниципального образования посредством стратегического анализа

Результаты комплексной оценки социально-экономического развития Бабаевского муниципального района, позволяют сделать следующие выводы.

1.Ресурсы

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

  • Значительная лесопокрытая площадь района;
  • Аккумулирование на территории значительных запасов известняка, лесных, недревесных, охотничье-промысловых ресурсов;
  • Леса богаты дичью, ягодами и грибами, в реках и водоемах достаточно рыбы;
  • Снижение напряженности на рынке туда;
  • Дисбаланс количества, профиля и уровня подготовки кадров с требованиями рынка труда.
  • Почвы песчаные, по своим природным свойствам малоценные для ведения сельского хозяйства.
  • Территория района сильно заболочена, судоходных рек не имеется.

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

  • Расширение добычи природных ресурсов.
  • Использование местных видов топлива (торф) и отходов лесопереработки (пелетты).
  • Создание и развитие на территории района лесопромышленного кластера.
  • Экологические риски, связанные с близостью крупного промышленного города и перспективами развития промышленности в Череповце и Череповецком районе.

2.Экономика

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

  • Промышленные и сельскохозяйственные предприятия остаются основой развития района, обеспечивают занятость населения и поступления в бюджет района;
  • Имеется потенциал для ввода различных промышленных объектов (производство строительных материалов, бетонных изделий и кирпича на основе разработки местных месторождений полезных ископаемых);
  • Существенное развитие жилищного строительства в районе;
  • Наличие существенного потенциала в промышленности и сельском хозяйстве;
  • В районе наблюдается потенциал для вывода отрасли малого бизнеса на новый качественный уровень;
  • Наличие крупного железно - дорожного узла.
  • Сокращение объемов промышленного производства;
  • Ухудшение сальдированного финансового результата промышленных предприятий;
  • Снижение объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий;
  • Уровень развития малого предпринимательства в Бабаевском районе недостаточен для оживления спроса и предложения на местных товарных рынках;
  • Сокращение производственной базы агросектора;
  • Низкая инвестиционная активность, не способствующая повышению доходного потенциала территорий;
  • Сильная зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней;
  • Высокая степень дотационности бюджетов сельских поселений.

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

  • Развитие сотрудничества и кооперация с промышленными предприятиями и организациями г. Череповца и Санкт – Петербурга.
  • Концентрация на конкурентоспособных и рентабельных направлениях сельхозпроизводства.
  • Высокий уровень дефицита бюджета региона;
  • Отток населения, в том числе трудоспособного, в г. Череповец.

3. Географическое положение и природно-климатические условия

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

  • Наличие исторических предпосылок, указывающих на возможное развитие этнического и событийного туризма.
  • Умеренно континентальный климат, поля заболачиваются, плодородие почв снижается.
  • Рост загрязнения в районе выбросами в атмосферу и территории образующимися бытовыми и производственными отходами.

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

  • Географическое положение Бабаевского района обеспечивает выходы к основным российским рынкам сбыта, в том числе к высокоемким рынкам сбыта Москвы, Санкт-Петербурга, северной Европы.
  • Усиление диспропорций в развитии между центральными и окраинными (периферийными) районами Вологодской области.

4. Транспортная инфраструктура

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

  • Наличие в районе транспортных коридоров железнодорожных и магистральных сетей;
  • Значительный прирост грузового и пассажирского автотранспорта;
  • Развитая маршрутная сеть района, доступность транспортных услуг для населения.
  • Снижение эффективности пассажирского транспорта;
  • Недостаточные инвестиции на строительство дорожной инфраструктуры;
  • Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Бабаевского муниципального района без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что практически большая их часть требует реконструкции.

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

  • Наличие крупного железнодорожного узла позволяет Бабаевскому району осуществлять транспортировки грузов в крупные экономические центры страны.
  • В связи со значительным приростом интенсивности движения, увеличением транспортных нагрузок происходит разрушение дорог и автодорожного покрытия.

Таблица 4. Матрица SWOT-анализа Сокольского района

1.Природные ресурсы и пространственная организация

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Значительная лесопокрытая площадь района;

2.Аккумулирование на территории значительных запасов известняка, лесных, недревесных, охотничье-промысловых ресурсов;

1.Почвы песчаные, по своим природным свойствам малоценные для ведения сельского хозяйства.

2.Территория района сильно заболочена, судоходных рек не имеется.

Возможности

Угрозы

1.Расширение добычи природных ресурсов.

2.Создание и развитие на территории района лесопромышленного кластера.

1.Загрязнение окружающей среды, почв, вод.

2.Население

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Повышение рождаемости и брачности

2.Снижение смертности населения.

1.Сокращение численности

2.Обезлюживание территории вследствие значительного миграционного оттока населения младше трудоспособного и трудоспособного возрастов.

3. Ухудшение общего положения в плане доступности дошкольного образования (особенно для детей от 1,5 до 3-летнего возраста).

Возможности

Угрозы

1.Привитие населению здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культурой и спортом.

1.Миграция населения.

2.Осложнение ситуации с доступностью и качеством общего образования.

3.Экономика и инфраструктура района

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Имеется потенциал для ввода различных промышленных объектов (производство строительных материалов, бетонных изделий и кирпича на основе разработки местных месторождений полезных ископаемых);

2.Существенное развитие жилищного строительства в районе;

3.Наличие крупного железно - дорожного узла.

1.Отставание уровня оплаты труда от среднеобластного

2.Сильная зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней;

3.Низкая инвестиционная активность, не способствующая повышению доходного потенциала территории;

Возможности

Угрозы

1.Развитие сотрудничества и кооперация с промышленными предприятиями и организациями г. Череповца и Санкт – Петербурга.

2.Концентрация на конкурентоспособных и рентабельных направлениях сельхозпроизводства.

1.Высокий уровень дефицита бюджета региона;

2.Отток населения, в том числе трудоспособного, в г. Череповец.

Имеющиеся данные позволяют сделать количественную оценку сильных и слабых сторон, угроз и возможностей муниципального образования. С целью численной оценки факторов в курсовой работе используется балловый метод. При этом привлекаются четыре эксперта для оценки факторных признаков. В таблице 5 приведены усредненные оценки по экспертам.

Природные ресурсы и пространственная организация

Сильные стороны

Слабые стороны