Конспект урока для 1 класса «Игра в жизни ребёнка»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Колосок»

Архангельской области

Конспект урока для 1 класса «Игра в жизни ребёнка»

/круглый стол для родителей,

чьи дети не посещают ДОУ/

подготовила:

социальный педагог

Заборская Оксана Михайловна

г. Коряжма


Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка: научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального раз­вития ребенка.

Пособия: бумага для записи, ручки, игрушки: кукла Барби, матрёшка, пирамидка, конструктор, Смешарик, пазлы и др.), мяч, обруч, кегли, скакалка, кукла, животное, набор посудки, набор с-р. игры «Доктор», мозаика, лото, домино и др.

Ход занятия:

- Добрый день, дорогие мамы и папы! Мы очень рады встрече с вами в «Семейном клубе». Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого ребёнка – игра.

Игрушка... Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное пред­назначение? Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же но­ситель информации для ребенка, что газета для взрослого.

Уважаемы родители, ответьте на мой вопрос: Зачем же нужна игра? (ответы родителей). Игра - это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух ми­нут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется - раз море волнуется - два, море волнует­ся - три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети).

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребен­ку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через по­становку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла и пси­хотерапевтическую функцию - помо­гала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз стал­киваемся с просьбой не выбрасывать.

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки? Сейчас я предлагаю Вам над этим поразмышлять. Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть все плюсы и минусы предложенной игрушки. А затем мы коллегиально выясним полезность, бесполезность или вред данной игрушки (раздать игрушки).

- Так все-таки, какие игрушки нужны нашим детям?

У большинства из нас детство связано с любимыми игруш­ками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немысли­мы без игры, а следовательно - без игрушки. Подбор игрушки дело се­рьезное и ответственное. Как показы­вают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (при­влекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяют­ся прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмыслен­ным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на ка­честве игры, а следовательно - и на развитии ребенка.

(Родителям предлагается совместно С педагогом разработать критерии Выбора игрушки). Например:

    Соответствие интересам самого ребенка.

(Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают - взрослых привле­кает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

    Возможность что-либо с ней де­лать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать зву­ки).

    Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

    Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки).

    Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не­ допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

Игровое упражнение «Выбери Игрушки»

Родители делятся на три коман­ды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

    социально-эмоциональному раз­витию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.).

    интеллектуальному развитию (ку­бики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).

    физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

(Родители выбирают игрушки и озвучивают свой выбор).

- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в опросе и попробовать разобраться в сложившихся ситуациях.

Экспресс-опрос для родителей:

• Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегоражива­ет путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:

а) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б) говорите ребенку, чтобы он вы­ брал более удачное место:

в) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию;

• В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними Вы:

а) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;

в) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

• Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:

а) останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;

б) спрашиваете что-то вроде «Во что ты играешь и не пора ли само­летику заправиться?»;

в) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

Минута благодарности: Наше занятие подошло к концу, Мы надеемся, что данная тема позволила Вам разобраться и понять, насколько важна игра в жизни каждого ребёнка. Я желаю Вам успехов в воспитании ваших детей! И готова ответить на ваши вопросы.

Список используемой литературы:

Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети: из опыта ДОУ России. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.