Журнал и “двойки”


Может быть, кому-то кажется, что выставление отметок — да ещё в журнал! — это приятная и радостная сторона учительской профессии. Этакий символ власти и величия педагогического цеха. Чаще всего так думают ученики средних классов и обиженные на школу родители. Учителя лишь горько усмехаются, сталкиваясь с этим заблуждением.

Обо всех тонкостях заполнения журналов мы даже говорить не станем. Это мучительный (как правило) процесс. Синяя ручка, никаких исправлений, точек, минусов и плюсов, совпадение клеточек с линеечками, письменные работы в столбик не позднее чем через неделю после проведения и проч. Кроме того, желательно, чтобы журналы заполнялись каждый день — и уж никак не раз в четверть.

Вот этого посторонние люди понять не в силах: ну почему мы не хотим заполнить журнал прямо на уроке? Так, как показано в старых советских фильмах: учительница с важным видом садится за стол, макает в чернильницу перо и рисует в журнале каллиграфическую “двойку” (или “пятёрку” — в зависимости от того, завязка перед нами или хэппи-энд). Почему мы, живые современные учителя, так никогда почти не делаем?

Да потому что далеко не всякий способен без помарок записать всё необходимое, когда вокруг кипит урок. В тихой учительской риск ошибиться меньше, но то журнала нет, то времени… И всё же если не каждый день, то раза два в неделю журнал заполнять надо.

Даже не потому, что, случись нагрянуть ревизору, он тут же вычтет из вашей зарплаты все незаписанные часы. В конце концов, это ваше личное дело (хотя администрацию тоже оштрафуют). Важнее то, что выставленные вами отметки интересуют очень многих. Детей: а вдруг в журнале всё не так, как в дневнике? Родителей: как там дела у моего оболтуса? Завуча и директора: что там творится у молодого специалиста? Отметки в журнале нужны всем, и чем их больше, тем лучше. Вам ещё не писали на страничке завуча: “Усильте опрос по литературе”? А выставлять четвертные тем, кого вы ни разу не удосужились спросить, пробовали? Не говоря уже о том, что отметка в самом деле очень эффективный инструмент (об этом мы в следующий раз поговорим).

Но в том-то и дело, что отметки по литературе ставить куда сложнее, чем по “письменным” предметам. Нам часто кажется, что возвышенные разговоры о прекрасном должны быть интересны сами по себе и что есть даже доля профанации в том, чтобы после бурных обсуждений с горящими глазами объявлять, “что почём”. Хочется, чтобы в эти разговоры народ втягивался из любви к искусству, а не ради отметок.

Только обычно из любви к искусству разговаривают два-три человека, а то и вовсе ни души. Тягостное молчанье на уроках — это кошмар словесника. И — возвращаясь к нашей теме — это пустой журнал.

В начале школьной жизни у учителя, бывает, не выдерживают нервы, и он ставит прямо в журнал пресловутую колонку “двоек”. Нате вам всем за то, что вы бездельники и дикари и не хотите думать о “высоком”. Наверно, вас уже предупредили, что про колонку эту надо забыть на всю оставшуюся жизнь — по крайней мере, пока жизнь ваша связана с преподаванием. Выгоды она не даст никакой, поскольку “двойки” в ряд не имеют юридической силы. Это эмоция, а не отметка, — скажет вам кто угодно, от завуча до министра образования. И никто не станет даже вникать, чем вас так довели ученики. Учитель расписался в своём бессилии, поставил “два” самому себе, журнал, в конце концов, попортил, — короче, продемонстрировал профессиональную несостоятельность. Иначе это не расценивается.

Отсюда отнюдь не вытекает, что мы не можем поставить всему классу “двойки”. Бывает, что это и можно, и нужно сделать. Не приготовились к уроку, сорвали ваш прекрасный план — ну что ж! Чтоб впредь такого не случалось, открываем дневники и красной ручкой… И обязательно — подпись родителей (которую придётся проверять).

Это тяжкая процедура, и прибегать к ней следует расчётливо. Прикиньте, стоит ли именно сейчас всё это затевать, нет ли более элегантного решения проблемы. Такой скандал можно устраивать не чаще чем раз в четверть (а то и год). Но если уж берётесь провести расправу — стойте до конца.

Другой способ поставить классу “двойки” — это воспользоваться своим личным журналом, мысль о котором рано или поздно приходит каждому. Если уж с официальным журналом мы должны обращаться, как с принцессой на горошине, то поневоле заведёшь другой, попроще. Но ставить в него “двойки” только для того, чтобы выпустить пары, нелепо. Если класс что-то важное не сделал и не знает, придётся эту тему пересдать. Добиться пересдачи, может быть, не проще, чем подписи родителей, зато куда полезнее.

Оксана Смирнова,

Учитель русского языка и литературы Московской "Традиционной гимназии"