О романе «Воскресение» Л. Н. Толстого


Последний роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX в.

В основе композиции "Воскресения" лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова, его обстановки, за всеми предметами его обихода возникает представление о чужом труде, поставленном господами себе в услужение точно так же, как они поставили себе в услужение самую жизнь, судьбы людей из народа.

Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую галерею образов, созданных Толстым на всем протяжении его творчества (Николенька Иртеньев, Нехлюдов в "Утре помещика", Оленин, Левин). Но теперь толстовский герой полностью отходит от своего общества, постепенно осознавая всю ненормальность, неестественность, жестокость окружающего мира. Встреча с некогда соблазненной им девушкой - Катюшей Масловой - в зале суда пробуждает в нем чувство искреннего раскаяния, стремление загладить свой грех перед нею. И все дальнейшие действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами - народом и миром господ.

Повествование в последнем романе Толстого с самого начала лишено даже оттенка эпического спокойствия. Симпатии и антипатии писателя выражены совершенно четко и открыто. В этом отношении можно говорить о частичном возврате Толстого к повествовательной манере "Войны и мира". В "Воскресении" все время слышится суровый и неподкупный голос автора-судьи, обвиняющего не отдельных представителей враждебного общества, но весь мир, построенный на угнетении человеком человека, искалечивший души людей, пытающийся даже изуродовать вечную природу.

Традиционный сюжет (соблазнитель-аристократ, мучающийся укорами совести) исчерпывается уже в первых главах "Воскресения". Последний роман Толстого построен вовсе не на любовном сюжете. Его содержание определяет общественная, социальная проблематика. Возникает панорамный, обзорный принцип повествования, захватывающий самые разнородные области жизни. Создается представление о теснейшей взаимосвязи всех изображаемых событий и лиц, которые оказываются ответственными друг перед другом за все, что совершается в мире. Такой повествовательный принцип будет использован и в позднейших произведениях Толстого.