Я не волшебник, я только учусь…
Психотерапевтом работать очень легко.
Когда пациент спрашивает вас:
"Что мне делать?" - вы отвечаете ему:
"И что же вам делать?"
Реплика психотерапевта из к/ф "Окончательный анализ"
Уважаемые коллеги, друзья!
Психология в нашей стране наука молодая и еще развивающаяся, для многих не совсем понятная. Неправильное представление и психологическая неграмотность многих педагогов и родителей о психологической помощи побудили меня написать эту статью. Многие считают психологов "волшебниками", у которых есть советы на все случаи жизни и рецепты от всех проблем. Люди надеются на чудо. Наверное, так происходит потому, что мы живем в сложный "переломный" период, период бесконечных стрессов, материальных и социальных трудностей. Старые общественные ценности и устои разрушены, а новых, увы, нет. Народ в растерянности и готов со своими проблемами идти к гадалкам, шаманам (так проще) и не готов, а может и не имеет времени, возможности на осознание своих истинных потребностей, свое самосовершенствование и саморазвитие, поиск смысла жизни.
Очень часто ко мне обращаются с запросом, суть которого - желание изменить человека: неудобного ученика (в отношениях учитель-ученик) или члена семьи, близкого человека (в детско-родительских отношениях). Запрос звучит примерно так: "Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой" или звучит требование: "Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то. Сделаете с ним что-нибудь". В практике любого консультирующего психолога такие запросы нередки и заведомо невыполнимы, но перед психологом находиться человек, которому действительно нужна помощь. Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, что же с этим делать и на какую помощь следует рассчитывать в данном случае.
Рассмотрим несколько вариантов.
1. Начнем с того, что менять человека против его воли - это насилие, это манипулирование близким человеком. Дело это заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.
2. Перейти от позиции "изменить другого" к позиции "изменить себя". Менять себя вообще тяжело. Это подразумевает - осознать свое поведение, менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; стать более терпимым, стремиться к пониманию и иметь меньше желания властвовать, контролировать, доминировать - к этому человек не всегда может быть готов. Да и учителям в силу их профессии сделать это трудно и сложно.
3. Выбрать направление для решения проблемы, помочь разобраться в отношениях, а так же обратить внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений - вполне посильная задача для психолога. Но тогда и запрос, обратившегося человека за помощью, согласитесь, звучит по-другому.
Возникает проблема в формулировании жалобы, с которой Вы идете к психологу. Ниже приведен алгоритм хорошо сформулированной "вежливой" просьбы:
1. А кому это (такое) надо? - здесь необходимо четко озвучить источник просьбы. Например, " Я хочу......... от кого?".
2. От кого "это" хотим? - Наши "хотелки" подразумевают конкретного исполнителя.
3. Что имеется в виду? - Точное описание действия. Причина обращения. Цель действия.
4. Когда? - То есть срок исполнения действия.
5. Что хочешь в результате увидеть, услышать, почувствовать?
Например, " Я (классный руководитель) хочу, чтобы Вы (психолог) провели до конца текущей недели психологическое обследование познавательной сферы Вити Иванова из 6-А класса. Причина жалобы - плохая успеваемость по всем предметам. Цель - выяснить причины хронической неуспеваемости. В результате хотела бы получить рекомендации психолога по индивидуальному подходу в обучении и воспитании ученика.
Психолог не воспитывает учеников вместо их родителей и учителей. Психолог, прежде всего, адвокат ребенка в школе. С "вежливой" просьбой Вы можете обратиться не только к психологу, Вы можете обращаться к кому угодно. Особенно хорошо "вежливая" просьба работает с подростками, которые стремятся сделать все по-своему и не терпят немедленного исполнения родительских "хотелок". Но здесь причина и цель действия может и не указываться.
Еще примеры: " Я хочу, чтоб ты убрал комнату к 17.00 вечера". С последующим применением санкций при необходимости: " Сын, я хочу, что бы ты мыл свою обувь каждый день, до 18.00 - обувь должна быть вымыта. Вернусь с работы, проверю. Если обувь будет грязной к моему приходу, то.....(далее следует санкция)".
Дорогой читатель, вернемся к разъяснению о том, на что может рассчитывать, обратившийся за помощью к психологу. Очень хочется в связи с этим процитировать Юлию Алешину и Л. Я. Гозмана: "Мы - психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение. Анонимность гарантируем".
С уважением Крыхтина Наталья, практический психолог, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт.
2011-2012 учебный год
Литература:
1. Алешина Юлия. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2007.
2. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб: РЕЧЬ, 2004.
3. Ефимкина Р. П. В переводе с марсианского. СПб, 2006.
4. Тренинг Е. Л. Милютиной "Коррекционная работа в детско-родительских отношениях"