КТП музыка 1 класс


Музыка

    В. О. Усачёва, Л. В. Школяр, учебник Музыка

    : 1 класс, - Баласс.

    О. В.Кузьмина, В. О.Усачева, Л. В.Школяр Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,-Баласс


Урока

Дата


Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Научится

Получит возможность

Научиться

Тема полугодия первого: Музыка вокруг нас

.

1.

7.09

И Муза вечная со мной!

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

    П. И.Чайковский Па-де-де

    из балета Щелкунчик

    Д. Кабалевский Песня о школе

    .

    И. Якушенко Пестрая песенка

- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.

- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

- с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

- обогащение индивидуального музыкального опыта;

- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

2

14.09

Хоровод муз.

Комбинированный урок.

(Урок - экскурсия)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни.

    Р. н.п. Во поле береза стояла

    Греческий танец Сиртаки

    Молдавская хороводная песня-пляска Хора

    .

- музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов;

- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.


- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- Передавать настроение музыки в пении;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

- давать определения общего характера музыки.

3

21.09

Повсюду музыка слышна.

Комбинированный урок.

(Урок - игра)

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.

Ролевая игра Играем в композитора

,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

- Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

- принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности.

- выражать собственные мысли,

настроения и чувства с помощью

музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;

- приобретать (моделировать) опыт

музыкально - творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;

- исполнять, инсценировать песни.


4

28.09

Душа музыки – мелодия.

Урок обобщения и систематизации знаний.

(Урок-путешествие)

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности.

П. Чайковский:

    Сладкая греза

    , Вальс

    ,

    Марш деревянных солдатиков

    .

- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

- Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

5

5.10

Музыка осени.

Комбинированный урок

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

    П. И.Чайковский Осенняя песнь

    Г. Свиридов Осень

    В. Павленко Капельки

    Т. Потапенко Скворушка прощается

- Различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

6

12.10

Сочини мелодию.

Урок закрепления нового материала.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра Играем в композитора

. Понятия мелодия

и аккомпанемент

.


- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

- ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

- ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А. Барто Золотая осень

и песенки Дождь идет

;

- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

- самостоятельно выполнять упражнения;

- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

7

19.10

Азбука, азбука каждому нужна…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

    Д. Кабалевский Песня о школе

    А. Островский Азбука

- моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;

- понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;


- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

8

26.10

Музыкальная азбука.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. В. Дроцевич Семь подружек

    Нотный хоровод

- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.

- Ориентироваться в нотном письме

Как графическом изображении типичных интонационных оборотов

(вопрос — ответ, выразительные и

Изобразительные интонации и др.)

9

9.11

Обобщающий урок 1 четверти.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Исполнение песен. Игра Угадай мелодию

на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.


- Определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий композитор-исполнитель-слушатель

,

- Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-

Ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- умение выражать свои мысли.


10

16.11

Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – Свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Полянка

(свирель),

    Во кузнице

    (рожок),

    Как под яблонькой

    (гусли)

    Пастушья песенка

    (французская народная песня)

- Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

- Находить сходства и различия в инструментах разных народов.

- название русских народных инструментов – Свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.

- Распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

11

23.11

Садко

. Из русского былинного сказа.

Комбинированный урок


Наблюдение народного творчества

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Д. Локшин Былинные наигрыши

- (гусли)

    Н. А.Римский-Корсаков Заиграйте, мои гусельки

    , Колыбельная Волховы

    из оперы Садко

- Внимательно воспринимать информацию;

- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;


- различать жанры народных песен – Колыбельные, Плясовые, их характерные особенности;

- определять на слух звучание народных инструментов;

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;


12

30.11

Музыкальные инструменты.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальные инструменты.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: Свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.

    И. С.Бах Шутка

    К. Глюк Мелодия

    из оперы Орфей и Эвридика

    .

    Л. Бетховен Пасторальная симфония

    (фрагмент)

- сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

- определять названия профессиональных инструментов – Флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

13

7.12

Звучащие картины.

Комбинированный урок.

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. К. Кикта Фрески Софии Киевской

    Л. Дакен Кукушка

- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.


- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

- самостоятельную музыкальную творческую деятельность;


14

14.12

Разыграй песню.

Комбинированный урок.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера Почему медведь зимой спит

.

- планировать свою деятельность;

- Выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать музыкальные разговоры

различного характера.

- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

- оценивать собственную музыкально - творческую деятельность


15

21.12

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

    Тихая ночь

    - международный рождественский гимн

    Щедрик

    - украинская народная колядка

    Все идут, спешат на праздник

    - колядка

    С. Крылов - Зимняя сказка

- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.


- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - Колядки.

-


16

28.12

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.

Комбинированный урок.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

    Марш

    Вальс снежных хлопьев

    Па - де-де

    Зимняя песенка

    А. Бердыщев

- Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.

- Узнавать освоенные музыкальные произведения, - - Давать определения общего характера музыки;

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;


Тема второго полугодия: Музыка и ты

17

18.01

Край, в котором ты живешь.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции

    А. Шнитке - Пастораль

    Г. Свиридов – Пастораль

    В. Алексеев Рощица

    А. Бердышев Приезжайте в тундру

- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


- Выказывать какие чувства возникают, Когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

- использовать музыкальную речь

Как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

18

25.01

Художник, поэт, композитор.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. И. Кадомцев Песенка о солнышке, радуге и радости

    И. Никитин Вот и солнце встает

- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

- Воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

19

1.02

Музыка передаёт характер сказочных героев.


Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В. Кикта Баба Яга

(песенка-дразнилка), Баба Яга

, обработка М. Иорданского, Деревянный поезд

из сборника Г. Ванагайте Мы и игрушки

.

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.

- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.


20

8.2

Музы не молчали.


Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

Вспомним, братцы, Русь и славу

, Славны были наши деды

, Соловьи

В. Соловьёв-Седой, Богатырская симфония

А. Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.

- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,

- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;


21

15.02

Русские обряды – масленица.


Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Служил я хозяину

, Весна-красна, на чём пришла?

, Едет масленица

, Блины

- русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни.

- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

- передавать в собственном испол_

Нении (пении, игре на инструмен_

Тах, музыкально_пластическом дви_

Жении) различные музыкальные

Образы.

22

29.02

Природа просыпается. Весна в музыке.


Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу Э. Григ Весной

, П. Чайковский Песня жаворонка

, Ой, бежит ручьем вода

(украинская народная песня в обработке К. Волкова, русский текст Н. Френкель), З. Левина Кап-кап

.

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

- выражать собственные мысли,

Настроения и чувства с помощью

Музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;


23

7.03

Музыка и стихи о маме.


Сопоставить поэзию и музыку В. Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г. Гладков Колыбельная

, М. Кажлаев Колыбельная

(из Детского альбома

), Е. Соколова Сегодня мамин день

, муз. А. Филиппенко, ст. Т. Волгиной Весенний вальс

.

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.

- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

- передавать в собственном испол_

Нении (пении, игре на инструмен_

Тах, музыкально_пластическом дви_

Жении) различные музыкальные

Образы.

24

14.03

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.


Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р. Шуман Весёлый крестьянин

, Э. Григ Халлинг

, муз. В. Николаева, сл. Н. Алпаровой Песня ручья

, муз. Я. Дубравина, ст. Е. Руженцева Капли и море

, муз. В. Усачёва, сл. Э. Мошковской Жила-была работа

.

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

25

21.03

Как можно услышать

музыку? В детском музыкальном театре (балет).


Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. C. С.Прокофьев Гавот

(из Классической симфонии

), Танец Шутиных дочерей

(из Сказки про шута, семерых шутов перешутившего

), Девушки с лилиями

(из балета Ромео и Джульетта

).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

26

4.04

В детском музыкальном театре (опера).


Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. C. Прокофьев. Опера Великан

.

Усвоение правил поведения в оперном театре.

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;


27

11.04

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. И. Гайдн Детская симфония

(ч.1), муз. И. Завалишина, сл. И. Андреевой Музыкальная семья

.

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр. Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

- приобретать (моделировать) опыт

Музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

28

18.04

Русские народные инструменты.


Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). В. Агафонникова Музыкальные загадки

, муз. Г. Левкодимова, ст. Э.Костиной Весёлые инструменты

, Саратовская гармоника

, Во кузнице

(трио рожечников), Плясовые наигрыши

(береста, ложки, гусли, жалейка), Пойду ль я, выйду ль я

(балалайка, баян).

Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.

- сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - Лютня, клавесин, гитара.

29

25.04

На концерте.


Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром концерт

. А. Шнитке Rondo

(из
Concerto Grosso

№1), муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского Голубой вагон

.

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.

- через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

30

2.05

Музыкальная прогулка по выставке.


Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М. Мусоргский Картинки с выставки

(фрагменты Богатырские ворота

, Балет невылупившихся птенцов

, Избушка на курьих ножках

), муз. Е. Тиличеевой, сл. А.Гангова Догадайся, кто поёт

.

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;


31

16.05

Легко ли стать музыкантом?


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И. Бах Прелюдия и фуга До-мажор

, муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой Необычный концерт

.

Главный критерий - артистизм

- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;


32

23.05

Что значит услышать музыку?


Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Ф. Шуберт К музыке

, Г. Струве Музыка

, сл. И. Исаковой, И.-С. Бах Прелюдия До-мажор

.

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.

- оказывать помощь в организации ипроведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)


Количество часов в год – 32 ч

Количество часов в неделю – 1 ч