Обобщающий урок по разделу «Лексика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Линевская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка в 6 классе по теме:

«ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА»

Урок разработала и провела

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Тимошенская Елена Михайловна

Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

п. Линевский – 2013 г

Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Лексика»

Цели урока: 1) обобщить знания, полученные при изучении раздела

«Лексика»; подготовиться к зачету по данному разделу;

2) формировать умение получать информацию, пользуясь

словарями, находить правильный ответ, опираясь на

полученные знания; повторить виды словарей;

3) развивать культуру речи учащихся, расширять их кругозор.

Оборудование: карточки с заданиями, Толковый словарь Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь, орфографический словарь, медиапроектор, экран, ноутбук.

Литература: 1) Учебник русского языка для 6 класса. М.Т. Баранов и др.,

2) Уроки русского языка в 6 классе. Г.А. Богданова. Москва.

«Просвещение» 2002 г,

3) Русский язык 5 – 9 кл. Тематические зачеты. Уровневая

дифференциация обучения. Г.А. Богданова и др. Москва.

«Образование для всех». 1995 г

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

- Последние две недели мы с вами изучали раздел «Лексика», прочитайте написанную на доске тему урока и предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Какова же задача нашего урока?

- На каждом уроке у нас присутствовали особые книги. Что это за книги? (словари) Какие словари вы знаете?

- Зачем нам нужны словари? Объясните предназначение данных словарей (учитель показывает словари).

Итак, сегодня на уроке перед нами ставится задача: повторить и закрепить изученное по теме «Лексика», поработать со словарями, подготовиться к успешному выполнению зачета по данной теме.

II. Опрос правил (письменно).

Докончите начатую фразу.

  1. Все слова языка называются … (лексика)
  2. Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов называется … (лексикология)
  3. Однозначными называются … (слова, имеющие одно лексическое значение)
  4. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются… (омонимы)
  5. Синонимы – это… (слова, близкие по смыслу, но имеющие различные лексические оттенки)
  6. Словари, в которых рассказывается о разных странах, государствах, явлениях природы, представителях культуры и искусства и др., называются … (энциклопедические)
  7. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются… (профессионализмы)
  8. Диалектные слова – это … (слова, употребляемые только жителями той или иной местности)
  9. Слова, вышедшие из активного повседневного применения, называются… (устаревшими)
  10. Словарь, дающий толкование, объяснение значения слова, называется … (толковый)

III. Выполнение заданий.

1. Карточки.

№1 (работа в паре)

Что мне рассказал Толковый словарь о словах ЗАЯЦ,

ПОЛУДНОВАТЬ.

№ 2 (работа в паре)

МЯГКИЙ

  1. Докажите, что данное слово многозначное.
  2. Составьте с данным словом словосочетания или предложения, употребив данное слово в разных значениях.
  3. Подберите синонимы данного слова к словам: хлеб, голос.
  4. Подберите антоним к данному слову.
  5. Какими словарями вы пользовались?

№ 3. (на доске)

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к словарям. Объясните значение выделенных слов.

Вел..с..пед, иску..тво, иску..ный, атм..сфера к..лендарь,

сув..нир, в..теран, к..мандир.

Какими словарями вы пользовались?

2. Работа с предложением.

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. Для чего они нужны нам в речи?

Запишите предложения, заменив отдельные слова фразеологизмами.

(Предложения написаны на доске).

Петя плохо (спустя рукава) работал. Дома он тоже ничего не делал (бил баклуши). Получив плохие оценки, Петя печально (повесив нос, опустив голову) шел домой.

3. Проверка карточек. (Все проверяют ответы по школьным словарикам, помогают в случае затруднений)

IV. Подготовка к зачету. (Задания спроецированы через медиапроектор на экран)

1. Какое из слов является диалектным? профессиональным?

А) вестимо Б) кафтан В) сундук Г) фразеологизм

2. Найдите ошибку в употреблении словосочетания:

А) прекрасный человек Б) прекрасная красавица В) прекрасная вещь

3. Запишите (под диктовку) предложение, объясните постановку знаков препинания. (Сложное предложение, три грамматические основы)

Вскоре в его дом пришла радость, веселье ожидало повсюду, а тоска оставила на время.

Подчеркните в предложении 1 вариант – синонимы, 2 вариант – антонимы.

4. В каких предложениях есть фразеологические обороты?

А. Он приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь.

Б. Корабль пришел в порт и кинул якорь.

В. Они мчались домой во весь опор.

Г. Жить – Родине служить.

5. Сопоставьте устаревшие слова и слова, употребляемые в настоящее время с этим же значением.

Очи, чело, ланиты Щеки, глаза, губы,

уста, перст, баталия, лоб, говорит, палец,

глаголет, брадобрей битва, парикмахер.

VI. Подведение итогов.

- Что мы обобщили на сегодняшнем уроке?

- Где мы можем получить любую информацию? (в словарях) Словари- наши помощники в получении информации.

- Достигли ли вы поставленных перед собой целей? Над чем бы вы хотели ещё поработать?

Выставление оценок за урок.

VII. Задание на дом. 1) контрол. вопросы на стр. 48.

2) упр. 107.

Пояснительная записка.

Школа работает над методической темой «Формирование информационной культуры педагогов и учащихся». Это вызвано в первую очередь необходимостью учить детей не только получать данную им информацию учителем, но и уметь искать её всеми доступными способами. Самым доступным является получение информации из словарей, энциклопедий и справочников, поэтому считаю наиболее важным познакомить детей с видами словарей и научить их работать с ними.

Данный урок является предпоследним при изучении раздела «Лексика» и направлен на обобщение изученного ранее материала. Учащиеся за время, отведенное на изучение этого раздела, повторили материал за 5 класс, познакомились с видами словарей, расширили свои знания по лексике за 6 класс. Тип урока – обобщающий, так как на нем закрепляются и обобщаются знания, ранее полученные детьми.

В начале урока применяю «Мозговой штурм», на котором повторяются виды словарей, их предназначение и область применения через форму фронтального опроса, используется наглядная демонстрация книг.

В течение всего урока происходит обобщение изученного материала: это и письменный опрос правил «Докончи начатую фразу», и индивидуальная работа на доске, и работа в парах по карточкам, и работа с предложениями, записанными на доске. Учащиеся выполняют задания, комментируют ответы, находят нужную информацию в словарях.

Рефлексия проходит в форме тестирования, подготовки к зачету. Школьники ищут правильный ответ, доказывают свой выбор.

Во время урока использую элементы личностно ориентированного обучения:

  1. постановка целей урока самими учащимися («Будем повторять, что выучили в разделе «Лексика», «Раз принесли словари, то будем работать со словарями», «Будем выполнять различные задания и отвечать на вопросы» и т. д.)
  2. работа с терминами и дополнительной литературой (словарями);
  3. тестирование;
  4. индивидуальная работа и работа в парах;
  5. творческое задание (замените слова фразеологизмами).

В результате проведенного урока дети обобщили изученный материал по разделу «Лексика», подготовились к зачету, закрепили своё умение работать со словарями, повторили виды словарей, а также учились отвечать на поставленные вопросы, формировали культуру речи. На уроке осуществлялось личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися через мотивацию деятельности школьников, создание ситуации успеха («Ты все знаешь.., у тебя все получится.., ты – молодец..»), через обучение пользоваться при ответе справочной литературой.

Обобщающий урок по разделу «Лексика»