Ходатайства и жалобы

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

кафедра уголовного процесса

Утверждаю

Начальник кафедры

уголовного процесса

полковник полиции

_____________ Д.Р. Марданов

«___» _________________ 2013 г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по курсу: «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)»

тема № 8

«Ходатайства и жалобы»

Время – 2 часа

Лекцию подготовил: старший преподаватель кафедры уголовного процесса Мельник Эдуард Петрович

Рецензенты:

Преподаватель кафедры уголовного процесса к.ю.н. Шайдуллина Э.Д.

Преподаватель кафедры криминалистики КЮИ МВД РФ к.ю.н. Миролюбов С.Л.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры_____________(название кафедры)

Протокол № _____ от «____» _________ 20___ г.

КАЗАНЬ – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3

1. Порядок заявления и разрешения ходатайств…………………..4

2. Право на обжалование процессуальных действий и решений…..13

  1. Порядок заявления и рассмотрения жалоб…………………….16

Заключение……………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………….25


Введение

УПК РСФСР не предусматривал самостоятельного раздела, посвященного ходатайствам. Регламентация порядка заявления, сроков рассмотрения и разрешения ходатайств, а также перечень лиц, имеющих право приносить ходатайства государственным органам и должностным лицам, осуществляющим судопроизводство по делу, был разбросан по всему Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. В УПК РФ был введен раздел V “Ходатайства и жалобы” и глава 15 “Ходатайства”. Принесение ходатайств является важной гарантией прав и законных интересов граждан, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства, полного и объективного исследования обстоятельств дела, вынесения обоснованного и справедливого приговора.

Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя является одним из конституционных принципов уголовного судопроизводства (ст.46 Конституции РФ, ст.19 УПК РФ). Свобода обжалования любых действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц, с одной стороны, позволяет участникам процесса в полной мере реализовать свои процессуальные права и обеспечить защиту интересов, а с другой стороны – способствует обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе производства по уголовное дело. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы лекции.

Цель лекции – рассмотреть порядок заявления и разрешения ходатайств и процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб.


1. Порядок заявления и разрешения ходатайств

Одним из способов защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса, является право заявления ходатайств с целью полного и всестороннего выяснения обстоятельств, как уличающих обвиняемого, так и оправдывающих его и смягчающих ответственность.

Ходатайство — это официальное обращение участника уголовного процесса к государственному органу или должностному лицу, ведущему процесс, о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица.

Ходатайство бывает двух видов:

  1. официальная просьба или представление, адресованное субъектам, правомочным разрешить соответствующий вопрос по существу;

2) официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенное к органу дознания, следователю, прокурору или суду. Участники уголовного судопроизводства вправе заявлять различные ходатайства, являющиеся официальным представлением или требованием.

Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно.

Они могут быть заявлены для установления фактических обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, а также для обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Имеющими значение для дела являются такие ходатайства, которые направлены на выявление обстоятельств, касающихся события преступления, виновности или невиновности лица, обвиняемого в его совершении. Ходатайства могут касаться обстоятельств, которые уличают обвиняемого (подозреваемого) или оправдывают его, отягчают или смягчают наказание. Перед следователем (дознавателем) нередко ставятся вопросы об уточнении характера и размера причиненного преступлением вреда, о принятии мер по обеспечению его возмещения (компенсации) и т. п.

Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель (ст. 119 УПК).

Законодатель установил ограничивающий перечень лиц, имеющих право обращаться к дознавателю, следователю или в суд и приносить ходатайства, причем дознаватель, следователь и суд не вправе отказать лицам, перечисленным в ч.1 ст.119 УПК РФ, в приеме ходатайств, и обязаны в установленные законом сроки рассмотреть и разрешить заявленные ходатайства.

Однако в названной статье перечислены не все участники уголовного процесса, наделенные правом заявлять ходатайства. Так, правом заявлять ходатайства обладает свидетель (п.п. 5, 7 ч. 4 ст. 56 УПК). Очевидно, что ходатайства вправе заявлять и иные участники уголовного судопроизводства — специалист, переводчик, поручители и другие участники процесса по вопросам, касающимся функций, выполняемых данными лицами в ходе уголовного судопроизводства.

Правом на заявление ходатайств о производстве процессуальных действий наделены прежде всего те участники уголовного судопроизводства, которые имеют свой правовой интерес или защищают (представляют) интересы других лиц. К ним относятся: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Они, в частности, вправе ходатайствовать о производстве тех или иных следственных действий, об истребовании и приобщении к делу документов, об ознакомлении с материалами уголовного дела и т. д.

Указанные участники также вправе заявлять ходатайства о принятии по делу определенного юридически значимого решения: об установлении процессуального положения заявителя (например, о признании в качестве потерпевшего, гражданского истца и т. д.); о прекращении уголовного дела, о направлении уголовного дела в суд, об изменении объема обвинения или квалификации преступления, о рассмотрении дела судом присяжных и т. д.

Кроме указанных участников, правом на заявление ходатайств наделены должностные лица органов предварительного расследования (дознаватель, следователь, следователь- криминалист, начальник подразделения дознания, руководитель следственного органа). Ходатайства перед судом они возбуждают в случае необходимости проведения процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Так, дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждают перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве ряда следственных действий (обыска и выемки в жилом помещении, наложении ареста на корреспонденцию и др.).

Иные участники процесса, вовлекаемые в уголовное судопроизводство (свидетель, специалист, эксперт, личный поручитель, кандидат в присяжные заседатели и др.), вправе заявлять ходатайства, которые направлены на обеспечение наиболее эффективного исполнения ими своих обязанностей и реализацию предоставленных им прав. Например, эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых Для дачи заключения, либо о привлечении к производству экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).

Лицами, перечисленными в ст.119 УПК РФ, в любой момент производства по уголовному делу может быть заявлено ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Ограничение права заявлять ходатайства является грубым нарушением прав участвующих в деле лиц. Право участников процесса заявлять ходатайства связано с возможностью реализации права представлять доказательства, обращаться с просьбой о производстве или участии в производстве следственных или судебных действий, представлять иные доказательства по делу: предметы, документы, объяснения.

Возможность заявлять ходатайства об исследовании обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, не означает возложение обязанностей доказывания этих обстоятельств на подозреваемого, обвиняемого, его защитника и не нарушает конституционный принцип, провозглашенный частью 2 ст.49 Конституции Российской Федерации (согласно которому "обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность"), а служит дополнительной гарантией соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого.

Производство по уголовному делу начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Именно с этого момента, вплоть до удаления суда в совещательную комнату могут быть заявлены ходатайства. Ходатайства, касающиеся доказательств, должны содержать необходимые обоснования, но не все ходатайства требуют мотивировки. Представленные доказательства фиксируются соответствующими протоколами и приобщаются к делу по общим правилам. Само ходатайство не является основанием для сбора или дополнительных, повторных действий по сбору доказательств, оно лишь процессуальная форма выявления доказательства.

Уголовно-процессуальное законодательство наделило правом сбора доказательств дознавателя, следователя, прокурора и суд путем производства следственных и иных процессуальных действий. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители также наделены правом собирать и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательства. Защитник, кроме того, вправе собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик, других документов и т.п. (ст.86 УПК РФ). При этом единственной формой закрепления доказательств со стороны указанных лиц является заявление ходатайств перед следствием о необходимости закрепления тех или иных фактических данных и представление следователю или суду для приобщения к материалам уголовного дела тех или иных документов.

Ходатайства заявляются как в устном, так и в письменном виде. Заявленные устно ходатайства фиксируются в соответствующих процессуальных документах в том виде, в каком они были заявлены, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или доказательства имел в виду заявитель. Протокол следственного действия, в котором зафиксировано ходатайство, подписывается лицом, заявившим ходатайство, а также всеми лицами, принимающими участие в производстве следственного действия, при производстве которого было заявлено ходатайство. Ходатайство, заявленное устно в ходе судебного заседания, заносится в протокол судебного заседания. Письменные ходатайства приобщаются к материалам уголовного дела.

Право заявления ходатайств в любой момент производства по делу и в любом объеме и количестве есть проявление принципа равноправия сторон, поскольку основным способом защиты прав и законных интересов подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и его представителем, частным обвинителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком и их представителями является заявление ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, в то время как сбор доказательств является обязанностью органа дознания, следователя и суда.

Ходатайства, заявленные при производстве по уголовному делу, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления, а заявленные в ходе предварительного следствия- не позднее трех суток.

По заявленному ходатайству дознавателем, следователем и судом может быть вынесено одно из следующих решений: об удовлетворении ходатайства в полном объеме; о частичном удовлетворении ходатайства; о полном отказе в удовлетворении ходатайства.

Следователь, дознаватель и суд обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство.

Отдельно ходатайствам посвящены ст.159, 216, 219, 234, 235, 271 и другие статьи УПК РФ. Заявленное и отклоненное в ходе дознания, предварительного следствия, предварительного слушания, судебного разбирательства ходатайство может быть заявлено вновь, независимо от причины его отклонения.

Ходатайство может быть заявлено повторно при появлении каких-то новых обстоятельств или другому должностному лицу. Повторное заявление ходатайств также должно быть мотивированным.

Как правило, ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В УПК РСФСР 1960 г. срок разрешения ходатайств предусмотрен не был.

Ограничение во времени принятия решения по заявленному ходатайству является гарантией защиты прав лица, заявившего ходатайство, поскольку при несогласии с принятым по ходатайству решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Истечение срока исчисляется с момента непосредственного заявления ходатайства, если оно заявлено в устной форме и зафиксировано в протоколе следственного действия или судебного заседания.

В случае если ходатайство заявлено в письменном виде, то исчисление срока начинает течь с момента передачи его лицу, в чьем производстве находится уголовное дело на момент заявления ходатайства.

Законодатель закрепил в уголовно-процессуальном законодательстве, что рассмотрение и разрешение ходатайства может быть отложено, но не более чем на трое суток, в ходе предварительного расследования.

Если ходатайство заявлено на стадии судебного разбирательства, то оно подлежит немедленному рассмотрению и разрешению. При рассмотрении и разрешении ходатайств в стадии судебного разбирательства, в соответствии с принципом состязательности и равноправия сторон, все участвующие в деле лица должны высказать свое мнение по поводу заявленного ходатайства.

При этом лица, участвующие в деле, могут просить суд об отложении принятия решения по ходатайству на срок не более 3 суток с целью подготовки своего мнения и его мотивировки по заявленному ходатайству. Суд, как правило, не должен отказать в такой просьбе, в противном случае отказ можно трактовать как ущемление прав участников уголовного судопроизводства.

По истечении указанного в законе срока дознаватель, следователь, прокурор обязаны известить заинтересованное лицо о принятом по заявленному ходатайству решении и разъяснить право и порядок обжалования принятого решения. Суд в пределах указанного срока (трех суток) после заслушивания мнений всех участников процесса принимает в судебном заседании решение по заявленному ходатайству.

Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, обязано рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство.

По заявленному ходатайству может быть одно из трех решений:

  1. удовлетворение ходатайства;
  2. частичное удовлетворение ходатайства, или, иначе, частичный отказ в удовлетворении ходатайства;

3) полный отказ в удовлетворении ходатайства.

Подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям не может быть отказано в ходатайстве о допросе дополнительных свидетелей, производстве судебных экспертиз и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь существенное значение для уголовного дела.

Необоснованный полный или частичный отказ в удовлетворении ходатайств об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Как само ходатайство, так и постановление об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть мотивированным. Нарушением уголовно-процессуального законодательства является мотивировка, ограничивающаяся общими фразами об отсутствии оснований к удовлетворению ходатайства. Недостаток времени, сложность выполнения, то обстоятельство, что подобное ходатайство, ранее отклоненное, заявляется вновь, или иные формальные причины не могут быть основанием отклонения ходатайства. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, равно и постановление о полном или частичном удовлетворении ходатайства, должно быть мотивированным, указывать и раскрывать возможность и сроки обжалования заявителем.

Лицо, заявившее ходатайство и не получившее ответ в установленный законом срок, вправе обжаловать бездействие органа дознания, следователя, прокурора и суда в порядке, установленном гл.16 УПК РФ.

Правила разрешения ходатайств едины как для ходатайств, касающихся доказательств, так и для всех иных ходатайств. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения и разрешения его ходатайства.

В рамках состязательного процесса государственный обвинитель обязан не только соблюдать закон, но и реагировать на любое нарушение путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам. Прокурор, как и любой участник процесса, вправе высказывать возражения против неверных, с его точки зрения, действий суда и участников процесса. Его ходатайства и заявления подлежат занесению в протокол судебного заседания.


2. Право на обжалование процессуальных действий и решений

Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в любой стадии уголовного процесса участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Таким образом, перечень субъектов права обжалования в уголовном процессе не ограничивается участниками уголовного судопроизводства. Но особое внимание закон уделяет обеспечению права на жалобу именно тех лиц, права которых подвергаются ограничениям в ходе расследования и судебного разбирательства. Обязанностью должностных лиц правоохранительных органов является разъяснение этих прав участникам уголовного процесса и обеспечение возможности их реализации.

Закон предусматривает две основные формы обжалования решений и действий или бездействия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу: порядок рассмотрения жалобы прокурором и судебный порядок рассмотрения жалоб.

Одним из основных направлений прокурорского надзора является деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

В уголовном судопроизводстве рассмотрение жалоб прокурором регулируется ст.124 УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон устанавливает краткие сроки рассмотрения жалоб (3 суток со дня получения и в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, - 10 суток).

По результатам проверки прокурор принимает постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении и незамедлительно уведомляет заявителя о своем решении, принятом по жалобе, и о дальнейшем ее движении.

В последние годы принцип судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе получил дальнейшее развитие: законодатель предоставил суду право в порядке осуществления судебного контроля рассматривать жалобы лиц, содержащихся под стражей, а также их защитников и законных представителей на применение органом дознания, следователем и прокурором меры пресечения в виде заключения под стражу, а также на продление срока содержания под стражей.

Конституционный Суд РФ, расширительно толкуя возможность прямого применения нормы ст.46 Конституции РФ, указал, что принцип судебной защиты в уголовном судопроизводстве реализуется через совокупность конкретных процессуальных средств. В связи с этим Конституционный Суд РФ неоднократно признавал неконституционными различные ограничения на обращение граждан в суд, существовавшие в уголовно-процессуальном законодательстве.

Новый уголовно-процессуальный закон расширил пределы обжалования в суд постановлений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить для них доступ к правосудию. Общий порядок проверки судьей законности и обоснованности действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора регулируется в ч.3-5 ст.125 УПК РФ.

Полную реализацию права на обжалование ошибочного решения суда Конституционный Суд РФ также признает осуществлением принципа свободы обжалования и права на судебную защиту в уголовном судопроизводстве. При этом эффективной гарантией такой защиты является и сама возможность пересмотра дела вышестоящим судом, которую вправе использовать каждый осужденный за преступление (ч.3 ст.50 Конституции РФ). Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право на судебную защиту. Эти правовые позиции нашли свое достаточно полное отражение в разделах нового уголовно-процессуального закона, устанавливающих порядок пересмотра приговора вышестоящими судами.


3. Порядок заявления и рассмотрения жалоб

Специфика уголовно-процессуальной деятельности определяет особую процедуру обжалования действий (бездействия) и решений осуществляющих ее лиц, которая установлена системой норм, изложенных в гл. 16, 43,44, 45,48,49 УПК РФ.

Обжалование в уголовном судопроизводстве следует рассматривать в узком и в широком смысле. Обжалование в узком смысле представляет собой деятельность участника процесса, связанную с подачей жалобы на то или иное действие (бездействие) или решение соответствующего должностного лица в защиту своего права или законного интереса. Обжалование в широком смысле включает в себя не только подачу жалобы заинтересованным лицом, но и деятельность должностных лиц по ее приему, рассмотрению и разрешению.

Жалоба — это обращение участвующего в уголовном процессе лица к соответствующему руководителю следственного органа, прокурору или суду по поводу нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовному делу.

Положения главы 16 УПК направлены на реализацию права на обжалование процессуальных действий(бездействия) и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Согласно ст. 123 УПК действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Все субъекты, вступающие в уголовно-процессуальные отношения по обжалованию, являются субъектами обжалования, в числе которых следует различать: а) субъектов, обладающих правом обжалования незаконных Действий и решений (субъекты права обжалования) и б) субъектов, обязанных принимать, рассматривать и разрешать жалобы (субъекты рассмотрения жалоб).

Подача жалобы есть обжалование. И обжаловать можно любое действие (бездействие) дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора и суда, которое, по мнению жалобщика, является незаконным или необоснованным. Соответственно, можно обжаловать и отказ в удовлетворении заявленного по делу ходатайства или жалобы.

Таким образом, можно говорить о свободе обжалования вообще как о неотделимом свойстве института уголовно-процессуального обжалования.

Закон предусматривает две формы обжалования: прокурору или руководителю следственного органа и в судебном порядке.

Прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, а также руководителю следственного органа, могут обжаловаться все действия (бездействие) и решения этих органов, за исключением тех, которые согласно закону подлежат рассмотрению в судебном порядке. Прокурор также рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения нижестоящего прокурора.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Жалобы могут быть как письменные, так и устные. Устная жалоба заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу.

Жалоба может быть подана непосредственно прокурору, либо через дознавателя, следователя, администрацию места содержания под стражей.

При проверке жалобы прокурор вправе истребовать и проверять уголовные дела, получать необходимые ему сведения от начальника следственного отдела или органа дознания, получать объяснения от дознавателя или следователя, на действия (бездействие) и решение которого была подана жалоба, а равно от самого заявителя.

Жалобы, полученные прокурором и руководителем следственного органа после направления уголовного дела в суд, должны направляться в тот же суд.

Так как рассмотрение жалоб прокурором и руководителем следственного органа носит процессуальный характер, то все материалы по жалобам должны приобщаться к материалам уголовного дела.

Десятисуточный срок рассмотрения прокурором и руководителем следственного органа жалобы по уголовному делу является предельным и продлению не подлежит.

Важная роль в обжаловании действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принадлежит суду. Такое обжалование имеет конституционную основу. Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Законодатель четко определяет судебный порядок рассмотрения жалоб.

1. Постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дел, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья (ст. 125 УПК).

Закон не ограничивает круг лиц, правомочных подать жалобу в суд. К таким лицам отнесены любые участники уголовного судопроизводства либо иные лица, чьи права и законные интересы затронуты.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора, а также через администрацию места содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей. Согласно ст.126 УПК администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. Это имеет важное значение для обеспечения быстроты рассмотрения жалобы, поскольку срок прокурорской или судебной проверки исчисляется со дня поступления жалобы.

При рассмотрении жалобы судья вправе истребовать от прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, а также иных физических или юридических лиц предоставления необходимых для разрешения жалобы сведений или материалов (например, объяснения должностных лиц, по поводу обстоятельств, изложенных в жалобе).

При проверке жалобы судья не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности обвиняемого (подозреваемого) в инкриминируемом ему преступлении.

Рассмотрение жалобы осуществляется судьей в открытом судебном заседании на основе состязательности сторон, с обеспечением им равных процессуальных прав.

Можно обжаловать и решение суда (приговор, определение, постановление) в вышестоящий суд, а прокурор приносит представление.

Согласно ч. 1 ст. 127 УПК жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 43, 44 УПК. Речь идет об апелляционном и кассационном обжаловании судебных решений, не вступивших в законную силу, где проверяется их законность, обоснованность и справедливость. Законодатель устанавливает особый порядок такого обжалования.

Исключение составляют жалобы и представления на постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом, для которых установлен срок подачи в течение 3 суток со дня решения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления (ч. 10 ст. 108 УПК). По смыслу нормы ч. 2 ст. 107 УПК этот порядок распространяется и на обжалование решений об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста.

Под иными судебными решениями, принимаемыми по делу в ходе досудебного производства, которые можно обжаловать в вышестоящий суд, понимаются, в частности, такие решения: о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и выемки в жилом помещении; о наложении ареста на корреспонденцию и выемки ее в почтово-телеграфных учреждениях и др.

Что касается вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений судов и судебных решений, принятых в ходе досудебного производства по уголовному делу, то согласно ч. 2 ст. 127 УПК жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48, 49 УПК. Иными словами, обращение с жалобами и представлениями (заключениями) на судебные решения, вступившие в законную силу, осуществляется по правилам производства в надзорной инстанции и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.


Заключение

Ходатайство в уголовном процессе - это просьба о выполнении каких-либо процессуальных действий, о принятии каких-либо решений, обращенная к дознавателю, следователю, прокурору либо суду участниками уголовного процесса, наделенными таким правом.

С учетом содержащихся в них просьб различают ходатайства, которые направлены на: производство процессуальных действий; принятие процессуальных решений (ч. 1 ст. 119 УПК).

Жалоба - это обращение участника уголовного судопроизводства к уполномоченному лицу по поводу нарушения его прав и охраняемых законом интересов с просьбой об их восстановлении. Она является правовым средством защиты прав и интересов участников уголовного процесса, а если они нарушены, то и средством их восстановления.

Согласно ст. 123 УПК предметом жалобы могут быть действия, бездействие или решения органов и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Под действиями необходимо понимать любые процессуальные действия, осуществляемые дознавателем, следователем, прокурором и судом во время как досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.

Предметом жалобы могут быть, например, незаконные действия, связанные с проведением следственных действий (допросом, обыском, выемкой и т. д.), с применением мер процессуального принуждения (задержанием, избранием меры пресечения), с обеспечением прав участников процесса (ознакомлением с материалами дела, реализацией права на заявление ходатайств и т. д.).

В соответствии с УПК предметом жалобы могут быть не только действия соответствующих лиц, но и их бездействие. Речь идет о ситуациях, когда соблюдение прав и интересов участников процесса предполагает необходимость совершения должностным лицом определенного действия либо принятия конкретного решения, однако это лицо бездействует, а в результате решение, которое должно приниматься, не принимается, процессуальное действие не совершается. Такая бездеятельность существенно затрагивает права и интересы личности в уголовном процессе, а поэтому тоже может стать предметом жалобы.


Список литературы

Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Новая Волна, 1998.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон: принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г. // СЗ РФ. - 1994. - 25 июля. - N 13.- Ст. 1447.
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федер. конст. закон: принят 23 окт. 1996 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 1996 г. // СЗ РФ. - 1997.- N 1. - Ст. 1.
  4. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федер. конст. закон : принят 5 апр. 1995 г. : одобр. Советом Федерации 12 апр. 1995 г.: // СЗ РФ. - 1995. - 1 мая. - N 18. - Ст. 1589.
  5. О военных судах Российской Федерации: Федер. конст. закон : принят Гос. Думой 20 мая 1999 г. : одобр. Советом Федерации 9 июня 1999 г. // Российская газета. - 1999. - 29 июня. - №120.
  6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
  7. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. (c изм. и доп. на 20 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. – 1981. – 16 июля. - № 28. - Ст. 976.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.11.1960 г. (С внесенными в него изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст.592.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (с изм. и доп. на 12 декабря 2008 г.) // СЗ РФ – 2001. - 24 дек. - N 52 (часть I) - Ст. 4921.
  10. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - 20 фев. - N 8. - Ст. 366.
  11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон : принят 26 апр. 2002 г. : одобр. Советом Федерации 15 мая 2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - 10 июня. - N 23. - Ст. 210.
  12. Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: принят 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 дек.
  13. О милиции: закон РФ: принят 18 апреля 1991 г. N 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - 22 апр. - N 16. - Ст. - 503.
  14. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. закон : принят Гос. Думой 31 июля 2004 г. : одобр. Советом Федерации 8 авг. 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг.
  15. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - 14 авг. - N 33. - Ст. 3349.
  16. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. законом : принят Гос. Думой 31 июля 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 25 авг. - №182.
  17. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ : принят 26 июня 1992 г. // СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст.2399.

Основная литература

  1. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах / Б.Т. Безлепкин. – М. : Проспект, 2008.
  2. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России / Б.Т. Безлепкин. - М., 2006.
  3. Белоносов В.О. Российский уголовный процесс: учебное пособие / В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. – М. : Дашков и К, 2008.
  4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева.- М.: ИНФРА, 2004.
  5. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / под общей и научной редакцией А.Я. Сухарева – М.: «НОРМА – ИНФРА-М», 2002.
  6. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М. : Юристъ, 2002.
  7. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. Ю. В. Грачев, Л. Д. Ермаков. – М : Проспект, 2003.
  8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. – СПб., 2003.
  9. Уголоный процесс / под ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьяна. – 2- изд. – М. : Юнити, 2008.
  10. Уголовный процесс: учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Смирнова.- 2-е изд. – СПб., 2006.
  11. Уголовный процесс: учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. -"Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.
  12. Уголовно – процессуальное право России / под ред. Якимовича Ю.К. – М. : Юридический центр Пресс, 2007.
  13. Уголовный процесс / под редакцией В. П. Божьева. – М.: 2005.
  14. Уголовный процесс: учебник / под ред. В.Н. Григорьева, А.В. Победкина, В.Н. Яшина. – М. : Эксмо, 2005.
  15. Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под. ред. В.П. Божьева. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Спарк, 2002.
  16. Уголовный процесс: учебник / под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой.- Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
  17. Уголовный процесс: учебник для юридических вузов / под ред. В.П. Сальникова и В.И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Фонд «Университет», 2005.
  18. Уголовный процесс: сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 3. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Дополнительная литература

  1. Арсланов А. Обжалование в суд решений органов дознания, следователей и прокуроров / А. Арсланов // Законность. - 1998. - № 6.
  2. Арсланалиев А. Обжалование в суд решений органов дознания, следователей и прокуроров / А. Арсланалиев // Законность. - 1998. - № 6.
  3. Бабенко А. Рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов расследования / А. Бабенко, В. Яблоков // Российская юстиция. - 2001. - № 8.
  4. Ларин А. Постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать в суд / А. Ларин // Российская юстиция. - 1998. - № 9.
  5. Сухова О.А. Кассационное обжалование судебных решений в российском уголовном процессе. М.: Изд-во Юрлитинформ, 2007.- 368 с.
  6. Шурыгин А. Число обжалованных приговоров растет / А. Шурыгин // Российская юстиция. - 2001. - №6.

Ходатайства и жалобы