Санитарно-эпидемиологическая обстановка в России в современных социально-экономических условиях и её региональные особенности
Лекция 4
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в России в современных социально-экономических условиях и её региональные особенности.
Основные факторы, влияющие на формирование медико-экологической ситуации.
Среди множества факторов, формирующих здоровье, основную роль играет качество среды обитания: санитарно-гигиенические условия труда, быта, состояние окружающей среды, питание, образ жизни, а также эффективность организации лечебно-профилактической помощи населению.
Углублённые научные исследования свидетельствуют о том, что в ряде регионов страны практически исчерпана возможность адаптации человеческого организма к всё ухудшающимся условиям жизни.
В обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения продолжают иметь место серьёзные недостатки, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья, населения демографической ситуации.
Положение усугубляется накопившимися за многие предыдущие годы проблемами отставания санитарного благоустройства, социальной инфраструктуры городов и сельских населённых пунктов от развития промышленных и сельскохозяйственных предприятий. До настоящего времени не изжита практика прошлых лет остаточного финансирования объектов по охране окружающей среды, служб по охране здоровья и профилактике заболеваемости населения. Между тем, именно этим службам отводится значительная роль в контроле над большим числом факторов, определяющих состояние здоровья нации. Складывающееся в России положение обусловливает комплексное многокомпонентное воздействие среды обитания на здоровье населения. Нет практически ни одной территории. На которой различные компоненты окружающей среды действовали бы изолировано. В последнее время активно разрабатываются методические подходы к оценке сочетанного влияния факторов среды обитания на здоровье человека. Примером может служить определение суммарной дозы химических веществ, полученных организмом, оценка суммарного риска для здоровья, формируемая несколькими факторами и пр.
При оценке, особенно количественной, зависимости состояния здоровья населения от факторов окружающей среды такой подход целесообразен. Однако для задач управления санитарно-эпидемиологической обстановкой более оправдан анализ ситуации по определённым аспектам. Это позволяет принимать конкретные решения по контролю за состоянием отдельных элементов системы «окружающая среда-человек», осуществлять действия, направленные на определённые объекты окружающей среды, профессиональной деятельности, бытового обеспечения.
Состояние среды обитания и её влияние на состояние здоровья населения
Санитарное состояние атмосферного воздуха и здоровье населения
Атмосферный воздух один из важнейших факторов среды обитания, оказывающий постоянное, повседневное влияние на человека, с которым связана наибольшая часть канцерогенных и неканцерогенных рисков для здоровья. Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха.
Высокая антропогенная нагрузка на атмосферный воздух является причиной загрязнения почв населённых мест, земель сельскохозяйственного использования, что впоследствии приводит к контаминации пищевых продуктов вредными веществами. В связи с этим, санитарно-эпидемиологический надзор за качеством атмосферного воздуха является одним из основных приоритетов. К компетенции органов и организаций Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации относится осуществление контроля и надзора за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и безвредности для человека в городских
и сельских поселениях. Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации ежегодно организуется проведение силами лабораторных подразделений ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии по субъектам Российской Федерации исследование атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в зоне влияния промышленных предприятий (маршрутные и подфакельные исследования), вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки, на стационарных постах.
Причинами ухудшения качества атмосферного воздуха продолжают оставаться:
1. Природные явления:
• вулканическая деятельность;
• торфяные пожары, возгорания.
2. Выбросы промышленных предприятий:
• использование в производстве некачественного сырья, значительный износ
или отсутствие или недостаточно эффективное пылегазоочистное оборудование, нарушение технологических процессов, экономия электроэнергии на работе очистного оборудования и др.
3. Выбросы от передвижных источников от автотранспорта:
• основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Вклад передвижных источников в загрязнение атмосферы неуклонно возрастает, превышая в последние годы 80 %. На долю стационарных источников (промышленных предприятий) приходится 11 %, а объектам теплоэнергетики принадлежит примерно 6 % от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ.
Специфика передвижных источников загрязнения атмосферы проявляется:
• в высоких темпах увеличения количества автотранспорта, в т. ч. и увеличения количества «старых» автомобилей; • в более высокой токсичности выбросов автотранспорта в сравнении с выбросами от производственных стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха;
• в низком расположении выхлопных труб от поверхности земли, что способствует скоплению выхлопных газов в зоне дыхания, худшем рассеивании ветром по сравнению с промышленными выбросами, имеющими высокие дымовые трубы и вентиляционные шахты;
• в близости источников к жилым районам;
• в неудовлетворительном содержании городских дорог, отсутствии объездных дорог для грузового автотранспорта, неисправности светофоров, наличии пробок на дорогах;
• в использовании низкокачественного топлива (проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянным ростом цен на топливо), плохом техническом состоянии транспорта.
Если влияние вышеперечисленных факторов не будет радикально ограничиваться, в будущем ситуация с загрязнением атмосферного воздуха может ухудшаться.
Решению задач уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух препятствует низкое качество транспортной инфраструктуры (дорог, мостов, развязок), их низкая пропускная способность, не соответствующая быстрым темпам роста автотранспортного парка, переход автопарка на автомобили класса Евро-3, Евро-4, строительство наземных и подземных путепроводов. Автомобильный транспорт является также источником шумового воздействия на окружающую среду. Все автомобильные
магистрали проходят по территории населенных пунктов области в непосредственной близости от жилых домов и поэтому вносят акустический дискомфорт в условия проживания граждан.
Одним из ведущих загрязнителей атмосферного воздуха от автотранспорта являются углеводороды. Однако в связи с отсутствием гигиенических нормативов затруднена гигиеническая оценка их содержания в атмосферном воздухе.
В 2010 г. организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации исследована 1 714 931 проба атмосферного воздуха населенных мест, из них 1 496 041 проба, т. е. 87,2 % в городских поселениях и 218 890 проб, т. е. 12,8 % в сельских
поселениях (табл. 1).
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечается рост объема лабораторного контроля, осуществляемого Роспотребнадзором за уровнями загрязнения атмосферного воздуха, в городских поселениях на 143 911 проб (в 1,1 раза), при проведении маршрутных и подфакельных исследований на 123 449 проб (в 1,14 раза), вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки на 13 029 (в 1,03 раза), на стационарных постах на 7 430 (в 1,06 раза), а также в сельских поселениях на 4 104 пробы (в 1,02 раза).
Следует отметить, что структура лабораторного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на протяжении 4-х лет, с 2007 по 2010 гг., остается постоянной. По-прежнему основной контроль загрязнения атмосферного воздуха проводился Роспотребнадзором на маршрутных и подфакельных постах наблюдения, который в 2010 г. составляет 66,5 % от общего количества исследуемых проб атмосферного воздуха в городах.
Охрана атмосферного воздуха от загрязнения выбросами промышленных
предприятий, автотранспорта. В условиях сложившейся экономической и градостроительной ситуации, когда большинство городских селитебных территорий перекрывается санитарно-защитными зонами предприятий, единственным путем решения существующей проблемы является внедрение новых экологически чистых технологий и современных методов очистки вентвыбросов с последующей корректировкой размеров
санитарно-защитных зон промпредприятий в сторону их уменьшения, что позволит улучшить условия проживания, уменьшить количество проживающих в СЗЗ жителей и высвободить территории для нового жилищного строительства. Кроме того, специалистами Роспотребнадзора совместно с заинтересованными ведомствами (Ростехнадзор, Росприроднадзор, ГИБДД и др.) на протяжении ряда лет
продолжает проводиться контроль за выполнением положений Федерального закона от 22.03.2003 № 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации», а также технологических, планировочных и санитарно-технических мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.
Состояние водных объектов в местах водопользования населения
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория), ухудшилось на 1,4 % по санитарно-химическим показателям, по микробиологическим показателям также отмечается ухудшение на 0,4 % (табл. 12).
Состояние водных объектов, используемых для рекреации (II категория), по санитарно-химическим показателям ухудшилось на 2,4 %, по микробиологическим показателям также отмечается ухудшение на 2,8 %
В 2010 г. в пяти федеральных округах отмечалось превышение доли проб воды водных объектов I категории, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в сравнении со средним показателем по Российской Федерации (23,3 %): Северо-Западном, Уральском, Центральном, Приволжском и Дальневосточном
Опасным для здоровья человека продолжает оставаться все возрастающий фактор микробиологического загрязнения воды водных объектов.
В 2010 г. из 22 174 исследованных проб воды водных объектов I категории, являющихся источником водоснабжения, по микробиологическим показателям 18,2 % проб не отвечает гигиеническим нормативам, а II категории (зон рекреации) из 88 225 проб не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям 25,9 %.
В пробах обнаруживаются лактозоположительные, кишечные палочки, колифаги, в т. ч. с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний. Имеет место и обнаружение возбудителей паразитарных заболеваний. Анализ состояния канализационных и очистных сооружений показывает, что во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. О состоянии канализационных и очистных сооружений (выборочно) представлено.
В Российской Федерации насчитывается более 2,5 млн рек и ручьев, 127 тыс. из них длиной от 10 до 200 км, на берегах которых проживает более 50 млн человек. В целом более 80 % загрязненных сточных вод сбрасывается в малые реки без очистки. Примерами неблагополучного положения с высоким уровнем загрязнения малых рек могут служить многие территории субъектов Российской Федерации.
На территории Московской области, к примеру, имеется большое количество водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевых и рекреационных целей. В состав Москворецкого водоисточника входят: Верхнее-Рузское, Рузское, Озернинское, Можайское, Истринское, Вазуское, Яузское водохранилища и реки Руза, Москва, Истра, Малая Истра. Волжский водоисточник формируется на Иваньковском,
Икшинском, Яхромском, Клязьминском, Пестовском, Пяловском, Учинском водохранилищах, реках Лама, Волга, Уча, Клязьма и канале им. Москвы.
Основными источниками возможного загрязнения водных объектов Московской области являются расположенные в водоохранных зонах потенциальные источники загрязнения, в т. ч. животноводческие фермы, птицефабрики, навозохранилища и помётохранилища, очистные сооружения хозяйственно-бытовых, ливневых сточных вод,
которые сбрасывают недостаточно очищенные сточные воды в водоемы, интенсивное жилищное строительство.
С каждым годом увеличивается техногенная нагрузка на водоёмы из-за интенсивного жилищного строительства по берегам водных объектов.
Питьевое водоснабжение
В настоящее время обеспечение населения качественной питьевой водой становится одной из приоритетных проблем государственной политики, направленной на сохранение здоровья и улучшение условий проживания россиян. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и
должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются: факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца); антропотехногенное загрязнение поверхностных и подземных вод; отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны
водоисточников; использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанных на использование традиционных схем очистки воды; низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений; осуществление производственного контроля в сокращенной объеме; нестабильная подача воды. В 2010 г. 90,6 % населения Российской Федерации были обеспечены централизованным водоснабжением, 8,9 % нецентрализованным водоснабжением, остальные 0,5 % населения привозной водой. Источники централизованного водоснабжения. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. ситуация с состоянием как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора существенно не изменилась и продолжает оставаться неудовлетворительной (табл. 23). В целом по Российской Федерации не соответствовало санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам 36,8 % поверхностных источников питьевого водоснабжения (в 2009 г. 37,0 %) и 16,4 % подземных (в 2009 г. 16,9 %).
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. доля проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим нормативам, в целом по Российской Федерации увеличилась как по санитарно-химическим показателям (с 28,0 до 28,9 %), так и по микробиологическим показателям (с 5,6 до 5,9 %). Следует отметить, что в Северо-Кавказском федеральном округе доля проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим
нормативам по микробиологическим показателям выше, чем доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям: 15,5 и 15,3 % соответственно (табл. 24).
В 2010 г. в 37 субъектах Российской Федерации отмечалось превышение среднероссийского уровня (28,9 %) доли проб воды из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, из них в 19 субъектах доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышала среднероссийский показатель в 1,5 и более раз.
В 2010 г. возбудители инфекционных заболеваний из воды подземных источников централизованного водоснабжения не выделялись. Возбудители патогенной микрофлоры были выделены из поверхностных источников водоснабжения в 9 субъектах Российской Федерации: Ростовской, Ярославской и Иркутской областях, Хабаровском и Ставропольском краях, г.г. Москве и Санкт-Петербурге и др.
Следует отметить, что высокий процент неудовлетворительных проб из централизованных водоисточников отмечается в тех субъектах Российской Федерации, где в большей степени в качестве источников централизованного водоснабжения используются поверхностные водоемы.
Основной причиной снижения качества подземных вод следует считать изменение гидродинамического состояния подземных вод, обусловленное длительной и мощной их эксплуатацией, что привело к подтягиванию в целевые горизонты некондиционных вод нижележащих водоносных горизонтов. Увеличение минерализации, общей жесткости, содержания железа и марганца, стронция, сероводорода характерно для подземных вод всех целевых горизонтов в пределах крупных промышленных центров с
большим водоотбором.
Водопроводы. Доля водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в 2010 г. составила 18,6 % (2009 г. 19,6 %), в т. ч. из-за отсутствия: зон санитарной охраны 10,7 % (2009 г. 11,4 %); необходимого комплекса очистных сооружений 6,2 % (2009 г.
6,4); обеззараживающих установок 2,3 % (2009 г. 2,3 %).
Среди водопроводов из поверхностных источников в 2010 г. не соответствовали требованиям законодательства 46,3 % (в 2009 г. 45,5 %), в т. ч. из-за отсутствия: зон санитарной охраны 25,5 % (2009 г. 24,9); необходимого комплекса очистных сооружений 29,9 % (2009 г. 29,7 %); обеззараживающих установок 17,2 % (2009 г. 17,2 %).
Наибольшая доля водопроводов из поверхностных источников подавала населению воду, не прошедшую через необходимый комплекс очистных сооружений и обеззараживающих установок, в Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Чеченской Республике, где в 2010 г. 75,6 % водопроводов не были обеспечены необходимыми технологиями очистки и обеззараживания воды (в 2009 г. 74,8 %), в т. ч. все 6 водопроводов из поверхностных источников. Также неблагоприятная обстановка с обеспеченностью необходимыми технологиями очистки и обеззараживания воды на водопроводах из поверхностных источников сложилась в Тюменской области, где 58,6 % водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений.
Во многих субъектах Российской Федерации основными санитарно-химическими показателями, по которым отмечается несоответствие питьевой воды гигиеническим нормативам, являются железо, марганец и соли жесткости, однако станции обезжелезивания и установки по умягчению воды имеются только на крупных водозаборных сооружениях.
Зоны санитарной охраны. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло сниже-
ние доли источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих зон. В федеральных округах доля источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны, в 2010 г. составляла: в Северо- Кавказском 22,9 %; Северо-Западном 18,8 %; Дальневосточном 17,5 %; Сибирском 15,8 %; Центральном 13,5 %; Уральском 12,2 %; Приволжском 11,1 %;
Южном 9,2 %.
На 01.07.2010 было утверждено 287 законодательных, нормативных и других документов, из них 94 постановления главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации об организации ЗСО и 193 законодательных и нормативных документа, принятых законодательной и исполнительной властью субъектов
Российской Федерации. При этом законодательные и нормативные документы о мероприятиях в отношении ЗСО не разработаны в 31 субъекте Российской Федерации.
Водопроводная сеть. Качество воды после водоподготовки в течение последних трех лет остается на одном уровне. Доля проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, составляет: по санитарно-химическим показателям: 2010 г. 16,9 %, 2009 г. 16,8 %, 2008 г. 16,9 %; по микробиологическим показателям: 2010 г. 5,1 %; 2009 г. 5,1 %; 2008 г. 5,3 %.
Так же, как и в источниках централизованного водоснабжения, в распределительной сети в Северо-Кавказском федеральном округе доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, выше, чем доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям: 14,3 и 9,5 % соответственно.
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации, в которых в 2010 г. доля проб воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, из водопроводной сети больше чем из источников централизованного водоснабжения. Наиболее наглядным примером является Республика Дагестан, где на путях водоподготовки произошло увеличение доли проб воды, не соответствующей гигиеническим нормативам
по микробиологическим показателям с 8,7 до 21,1 %.
Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных сооружений и сетей, который в некоторых регионах достигает 70 %. Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
В 2010 г. в Российской Федерации в сельских поселениях эксплуатировалось 59 216 водопроводов 85,1 % от числа водопроводов в целом по Российской Федерации. Доля водопроводов в сельских поселениях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в 2010 г. составила 19,9 % (2009 г. 20,4 %), в т. ч. из-за отсутствия: зон санитарной охраны 1,7 % (2009 г. 12,4 %), необходимого комплекса очистных сооружений 6,7 % (2009 г.
6,8 %), обеззараживающих установок 2,8 % (2009 г. 2,8 %).
Сложившаяся неблагоприятная ситуация связана с тем, что процесс организации коммунальных служб, эксплуатирующих водозаборные сооружения, переданные на баланс от ведомств на муниципальные образования сельских населенных мест, идёт крайне медленно. Более того, значительное количество водозаборов с точки зрения законодательства на настоящее время являются бесхозяйными. Среди них есть такие, от которых снабжаются детские образовательные учреждения.
Вспышки водного характера. Низкое качество питьевой воды по микробиологическим показателям в ряде случаев привело к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрировались во всех федеральных округах. Вспышки водного характера регистрировались в 24 субъектах Российской Федерации (2009 г. в 20): Белгородской, Влади-
мирской, Липецкой, Московской, Смоленской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской, Челябинской, Иркутской, Омской и Кемеровской областях, Республиках Дагестан, и Карачаево-Черкесской, Алтайском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях и в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2010 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 44 вспышки водного характера с числом пострадавших 2 095 человек (в 2009 г. 34 вспышки с числом пострадавших 1 305 человек). Из них связаны с централизованным водоснабжением 36 (число пострадавших 1 645 человек), с открытыми водоемами 2 (с числом пострадавших 380 человек), с другими водоисточниками 6 (с числом пострадавших
70 человек).
Дефицит доброкачественной питьевой воды. Неблагоприятным фактором хо
зяйственно-питьевого водоснабжения населения является имеющий место в ряде субъектов Российской Федерации дефицит питьевой воды. Это связано как с ограниченными запасами водных ресурсов в регионах, нерациональным использованием в населенных пунктах подаваемой водопроводами питьевой воды, ветхостью и изношенностью водопроводных и канализационных сетей, которые не в состоянии принимать и осуществлять отвод необходимого объема воды, так и замедлением темпов и сокращением масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия финансирования.
Гигиена почвы
Занимая центральное место в биосфере и являясь начальным звеном всех трофических цепей, загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и тем самым влиять на эколого-гигиеническую обстановку в целом.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. почва в жилой зоне населенных мест ухудшилась по санитарно-химическим показателям на 1,2 % (табл. 34), по микробиологическим показателям на 0,5 % (табл. 46).
В 2010 г. в 3 федеральных округах отмечалось превышение доли проб почвы, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне, в сравнении со средним показателем по Российской Федерации (8,4 %): Северо-Западном, Дальневосточном и Уральском.
Основными причинами микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки продолжают оставаться:
• увеличение количества твердых бытовых отходов;
• несовершенство системы очистки населенных мест;
• изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов;
• отсутствие условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров;
• отсутствие централизованной системы канализации в ряде населенных мест;
• неудовлетворительное состояние канализационных сетей;
• возникновение несанкционированных свалок.
Санитарная очистка населенных мест. Система очистки населенных мест
крайне несовершенна. Основными нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки территории населенных мест являются:
• отсутствие системы управления потоками твердых бытовых отходов, единой базы данных по накоплению различных видов отходов, объемам их складирования и переработки;
• наличие несанкционированных свалок на территории городов и населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных грызунов;
• отсутствие схемы очистки населенных пунктов, не утвержден режим удаления бытовых отходов администрациями сельских поселений;
• отсутствие системы селективного сбора, вывоза и переработки отходов
• недостаточное количество контейнеров и специализированного автотранспорта;
• отсутствие мойки спецавтотранспорта на полигонах;
• санитарно-бытовые помещения не отвечают требованиям санитарных норм и правил;
• неудовлетворительная утилизация медицинских и биологических отходов;
• ненадлежащий контроль со стороны управляющих компаний за деятельностью обслуживающих организаций по вопросам содержания контейнерных площадок;
• нарушение установленных санитарным законодательством требований по со-
гласованию мест размещений контейнерных площадок и их оборудованию;
• отсутствие в частном секторе специально выделенных и закрепленных мест для размещения мусоросборных контейнеров.
Ситуация обращения с отходами является одной из острейших проблем. Анализ ситуации показывает необходимость привлечения к данной проблеме всех слоев населения и органов государственной власти. Наибольшую социальную значимость в современных условиях приобрела проблема утилизации и переработки бытовых отходов;
приведение в эпидемически безопасное состояние существующих на территории Российской Федерации мест сбора и захоронения отходов производства и потребления. Большинство свалок на территории Российской Федерации практически исчерпали свой ресурс. Использование таких свалок вызывает жалобы населения. Кроме того,
серьезные проблемы с обращением отходов отмечаются в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок, неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов вблизи жилых зданий. Во многом утрачена система регулярного сбора твердых бытовых отходов от частного сектора в городах и поселках городского типа, а во многих селах и деревнях сбор данных отходов вообще не организован.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности
питания населения
Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Рациональное питание это физиологически полноценное питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов, которое подразумевает не только соблюдение норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, но и правильный режим питания. Современные данные о потребности
организма в пищевых веществах и взаимосвязи между ними обобщены в учении о сбалансированном питании. Согласно этому учению для хорошего усвоения пищи и жизнедеятельности организма необходимо его снабжение всеми пищевыми веществами в определенных соотношениях между собой. Особое значение придаётся сбалансированности незаменимых составных частей пищи, которых насчитывается более 50. Для жизнедеятельности признаны необходимыми такие микроэлементы как железо, медь, цинк, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, стронций, кремний, селен, содержащиеся в организме и продуктах в количествах, выражаемых иногда тысячными долями миллиграммов. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять в среднем 1 : 1 : 4. На белки животного происхождения должно приходиться 55 % от общего количества белка. Лучшее соотношение для усвоения кальция, фосфора и магния 1 : 1,5 : 0,5.
Сбалансированное питание предусматривает разнообразие употребляемых пищевых продуктов. Это дает возможность компенсировать недостающие пищевые вещества в одном продукте другим и наиболее полно удовлетворять потребности организма. Определённая сбалансированность должна быть для витаминов и микроэлементов. Так, при дефиците витамина D всасывание кальция резко нарушается и начинает использоваться кальций костей; дефицит йода в рационе ведет к нарушениям и угнетению ЦНС,
снижению эмоционального тонуса, уменьшению синтеза АТФ, длительный дефицит в детском возрасте ведет к отставанию в физическом и умственном развитии. От недостатка или избытка поступающей с пищей энергии или пищевых веществ возникают расстройства питания организма. Степень и продолжительность нарушений полноценного, сбалансированного питания в организме сказывается на ухудшении обмена веществ и снижении приспособительных возможностей организма, его
сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды; ухудшении функций отдельных органов и систем на фоне нарушений обмена веществ и снижения приспособительных возможностей организма; клиническом проявлении расстройства питания алиментарных заболеваниях: авитаминозы, ожирение, эндемический зоб, анемии и др.
В составе рационов питания населения в последние годы отмечено избыточное потребление колбасных и макаронных изделий, круп, масла растительного, майонеза, мяса и мясопродуктов, птицы, сыров, при недостаточном потреблении овощей, соков овощных, молока и кисломолочных продуктов, ржаного хлеба. На низком уровне находится потребление обогащенных пищевых продуктов, витаминных препаратов, БАД к пище. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Одним из основных направлений доктрины для обеспечения безопасности пищевых продуктов является необходимость контроля соответствия требованиям законодательства Российской Федерации продукции, продовольствия, в т. ч. импортного на всех стадиях его
производства, хранения, транспортирования, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Наблюдение за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также за структурой питания населения предусматривает предупреждение попадания с пищей различных загрязнителей и способствует обеспечению потребления пищевых продуктов в соответствии с физиологическими потребностями.
В методических рекомендациях МР 2.3.1.243208, утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.12.2008, приведены нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. Профилактика пищевых отравлений, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, возникающих от употребления пищевых продуктов, проводится в со-
ответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.2006 № 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов».
Состояние питания населения и обусловленные им болезни
Важнейшими задачами медицинской науки и гигиены питания являются: мониторинг микронутриентного статуса различных групп населения, профилактика и коррекция дефицита микро- и макронутриентов, оптимизация пищевого статуса населения. Распространение дефицита микронутриентов не только в развивающихся, но и в развитых странах отмечено Международной конференцией ФАО/ВОЗ (1992 год).
Анализ фактического питания в Российской Федерации свидетельствует о дефиците ряда важнейших микронутриентов, в т. ч. незаменимых микроэлементов. Отсутствие сбалансированного питания является одной из причин возникновения среди населения алиментарно-зависимых заболеваний. Потребление на душу населения ниже рекомендуемого уровня мяса, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, овощей, фруктов, приводит к недостатку белка, витаминов «С», группы В, микроэлементов, энергии. Низкий уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания, обусловливают рост алиментарно-зависимых состояний, в т. ч. анемий, сахарного диабета, гастрита, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний обмена веществ, в т. ч. ожирения.
Болезни, связанные с дефицитом йода в организме человека, составляют значительную часть от всех болезней эндокринной системы.
Пострегистрационный мониторинг качества и безопасности биологически активных добавок к пище (БАД), находящихся на потребительском рынке, выявляет несоответствие гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, заявленным показателям биологически активных веществ. БАД как продукты, содержащие витамины и микроэлементы и рекомендованные органами Роспотребнадзора в рационы питания в дошкольных, оздоровительных учреждениях, интернатах не всегда отвечают предъявляемым требованиям к сбалансированному питанию.
Наблюдение за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также за структурой питания населения предусматривает предупреждение попадания с пищей различных загрязнителей и способствует обеспечению потребления пищевых продуктов в соответствии с физиологическими потребностями.
В методических рекомендациях МР 2.3.1.243208, утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.12.2008, приведены нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения.
Профилактика пищевых отравлений, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, возникающих от употребления пищевых продуктов, проводится в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.2006 № 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов».
Отсутствие сбалансированного питания является одной из причин возникновения среди населения алиментарно-зависимых заболеваний.
Потребление на душу населения ниже рекомендуемого уровня мяса, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, овощей, фруктов, приводит к недостатку белка, витаминов «С», группы В, микроэлементов, энергии.
Низкий уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания, обусловливают рост алиментарно-зависимых состояний, в т. ч. анемий, сахарного диабета, гастрита, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний обмена веществ, в т. ч. ожирения. Болезни, связанные с дефицитом йода в организме человека, составляют значительную часть от всех болезней эндокринной системы.
Государственная регистрация российской продукции проводится на этапе ее подготовки к производству, а импортной до ее ввоза на территорию Российской Федерации. В России создана самая строгая в мире система оценки безопасности ГМ-организмов и система многоуровневого контроля за их оборотом. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза каждого впервые поступающего на рынок ГМО включает в себя
медико-генетическую оценку, медико-биологическую оценку, оценку технологических параметров, оценку информации об объекте исследований. Проводится пострегистрационный мониторинг за пищевыми продуктами, полученными из ГМО или содержащими ГМО.
В 2010 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исследовано всего 33 423 пробы пищевых продуктов на наличие ГМО, выявлены ГМО в 55 пробах (0,16 %). Наиболее часто ГМО обнаруживались в группах «мукомольно-крупяные изделия» (0,33 %), «прочие» (0,54 %).
Обеспечение химической безопасности пищевых продуктов
К химическим загрязнителям пищевых продуктов относятся как токсичные вещества природного происхождения, например, микотоксины, так и соединения антропогенного происхождения (диоксины, токсичные элементы, радиоактивные изотопы и др.). Кроме того, широко используемые пищевые добавки, пестициды и ветеринарные препараты являются потенциально опасными и могут выступать в качестве опосредо-
ванных загрязнителей пищевых продуктов.
Органами Роспотребнадзора проводится мониторинг уровня содержания химических контаминантов в продовольственном сырье и пищевых продуктах и контроль мероприятий, направленных на снижение этого уровня. В 2010 г. удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, увеличился и составил 2,8 против 2,71 в 2009 г., 2,55 в 2008 г.
Обеспечение биологической безопасности пищевых продуктов
Одной из важнейших проблем гигиены питания является загрязнение пищевых продуктов микроорганизмами. Микробиологическая безопасность пищи обеспечивается прежде всего соблюдением санитарно-гигиенических требований как при производстве, так и на всех этапах оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Биологическая безопасность пищи зависит от качества и безопасности сырья, технологии его переработки, условий производства, хранения, транспортирования, реализации пищевых продуктов. Микробиологический контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов должен проводиться участниками хозяйственной деятельности в час-
ти производственного контроля. В 2010 г. продолжилась тенденция к снижению удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: 2010 г. 4,89 %, 2009 г. 4,63 %, 2008 г. 5,14 %. В целях надзора за биобезопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов в 2010 г. организациями Роспотребнадзора было исследовано 1 410 640 проб пищевых продуктов на соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Количество проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, 69 002 (4,89 %), из них на долю импортируемых приходится 3,90 %. Наибольший удельный вес
продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, был выявлен в группах «рыба и рыбные продукты» (7,85 %), «молоко и молочные продукты» (6,18 %) «дикорастущие пищевые продукты» (5,40 %).
Пищевые отравления
В 2010 г. зарегистрировано 26 случаев пищевых отравлений, причем 16 случаев на предприятиях общественного питания и торговли с числом пострадавших 265, на предприятиях пищевой промышленности 9 случаев и 138 пострадавших В обращении не могут находиться пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов; имеющие явные признаки недоброкачественности; не имеющие документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; не имеющие соответствующей информации для потребителя; не соответствую-
щие представленной информации (Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. В 2010 г., по результатам проведенных надзорных мероприятий, Роспотребнадзором забраковано 114 130 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 6 441 импортируемых. Наибольшее количество забракованных партий было в та-
ких группах, как «хлебобулочные и кондитерские изделия» (18 270 партий), «мясо и мясные продукты» (18 118 партий), «молоко и молочные продукты» (12 277 партий). Наибольший объем забракованной продукции был в следующих группах пищевых продуктов: «мясо и мясные продукты» 324,2 т, «плоды» 236,6 т, «овощи, столовая зелень» 199,3 т
Разработка и обоснование оценочных критериев для показателей функционального состояния человека, адаптационных резервов его организма при воздействии факторов среды обитания, особенно малой интенсивности, остается актуальной проблемой.
Очевидно, что для решения этой задачи чрезвычайно важным является установление приоритетных загрязнителей окружающей среды для конкретного региона страны с последующей оценкой риска для здоровья населения от употребления контаминированных пищевых продуктов.
Санитарно-эпидемиологическая характеристика
детских и подростковых учреждений
Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Решение этого вопроса во многом определяется созданием оптимальных условий воспитания, обучения, труда и оздоровления детей и подростков в Российской Федерации. Безопасные условия для жизнедеятельности детского населения страны являются залогом формирования здорового поколения.
Здоровье ребенка формируется под влиянием многих факторов, в т. ч. таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в учреждениях для детей и подростков, где дети проводят большую часть дня. С целью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в 2010 г. были
утверждены новые санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266010 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.4.259910 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», СанПиН 2.4.4.260510 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул». Продолжает снижаться количество детских и подростковых учреждений, находящихся на контроле Роспотребнадзора. Практически во всех субъектах Российской Федерации отмечается уменьшение числа детских учреждений различных типов. Уменьшение количества функционирующих учреждений происходит в основном из-за закрытия учреждений в сельских районах в связи с низкой наполняемостью, приостановки деятельности в связи с ухудшением материально-технической базы учреждений, слияния нескольких учреждений в одно. Для решения проблемы нехватки детских садов администрациями предпринимается комплекс мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования. Всего в Российской Федерации реализуется около 500 региональных программ, направленных на строительство и реконструкцию дошкольных организаций: Красно-
дарский, Красноярский, Забайкальский, Приморский края, Курская, Свердловская области, Республика Марий Эл, г.г. Санкт-Петербург, Москва и др. Комплексная санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений учитывает распределение учреждений по группам санитарно-эпидемиологического благополучия. К I группе относятся учреждения, в которых полностью выполняются требования санитарных правил, ко II группе относятся учреждения, санитарное состояние которых по отдельным критериям не соответствует действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, к III группе относятся учреждения, требующие капитального ремонта, санитарное состояние которых не соответствует действующим санитарным правилам, в учреждении регистрируются групповые инфекционные заболевания и пищевые отравления, применяются меры административного воздействия. Процент учреждений, относящихся к III группе СЭБ в 2010 г. в динамике с 2005 г. снизился до 2,2 %. При этом увеличился процент учреждений в I группе и составил 42,9 % (в 2009 г. 41,3 %). Несколько снизилось количество объектов во II группе СЭБ 54,9 % (в 2009 г. до 56,4 %). Наибольший процент учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, отмечен среди общеобразовательных учреждений и школ-садов 11,7 и 13,6 %. Для приготовления пищи и обеспечения питьевого режима все чаще используется бутилированная вода. Также распространены использование собственных артезианских скважин, показатели безопасности воды в которых соответствуют санитарным нормам,
и установка фильтров. Водоснабжение детских и подростковых учреждений зависит от ситуации в целом по Российской Федерации. В течение нескольких лет отмечается улучшение показателей качества и безопасности воды питьевой. Физические факторы в образовательных и других детских учреждениях оказывают влияние на здоровье учеников и воспитанников. Продолжают улучшаться показатели неблагоприятного воздействия физических факторов образовательной среды, за исключением уровня шума. Неправильная расстановка техники в компьютерных классах и отсутствие заземления по-прежнему являются ведущими причинами высоких уровней электромагнитных излучений. Не соответствует требованиям санитарного законодательства значительное количество замеров ЭМИ в учреждениях Республики Коми (50,5 %), Ямало-Ненецкого АО (41,5 %), Владимирской области (38,8 %), Удмуртской Республики
(33,2 %), Республики Хакасия (32,8 %), Тверской (32,4 %), Ленинградской (27,3 %) областей, Карачаево-Черкесской Республики (26,1 %), а также Тамбовской, Костромской, Тюменской, Омской, Свердловской, Челябинской, Курской, Псковской, Воронежской областей.
Формирование и укрепление здоровья детей невозможно без адекватной потребностям организма двигательной активности и физической нагрузки. В общеобразовательных учреждениях обеспечить их призваны уроки физической культуры. Третий введенный в программу урок в неделю не стал решением вопроса гиподинамии. Проблема отсутствия условий для проведения полноценных уроков актуальна как для сельских районов, так и для городов.
Характерной для многих общеобразовательных учреждений проблемой является невыполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по организации режима образовательного процесса. Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по основным предметам в старших классах.
Проводимая на протяжении многих лет во всех регионах работа по согласованию режимов обучения и расписаний, контролю за проведением учебного процесса с соблюдением санитарных норм позволила добиться снижения количества фактов грубых нарушений гигиенических требований при организации учебного процесса в большинстве общеобразовательных учреждений. Однако продолжают отмечаться случаи составления учебного расписания без учета правильного распределения нагрузки в течение дня, недели, несоблюдения чередования уроков по характеру деятельности, необоснованного использования сдвоенных уроков, проведения факультативных занятий без 45-минутного перерыва после обязательных уроков, проведения нулевых уроков, сокращения перемен до пяти минут, отсутствия большой перемены, несоблюдения требований к обучению детей первых классов, что является нарушением санитарных правил.
Состояние здоровья
Условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях оказывают существенное влияние на состояние здоровья детского населения. Ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды. Так, несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка все это способствует снижению остроты зрения обучающихся детей. Нарушения
осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка в течение продолжительного времени, возникающей вследствие несоответствия мебели ростовозрастным особенностям учащегося. Например, в Тверской области в 2010 г. за время:
• пребывания в дошкольном образовательном учреждении количество детей со сниженной остротой зрения увеличилось в 3,1 раза, с нарушениями осанки в 6,2 раза, сколиозами в 5,8 раз;
• обучения в школе количество детей со сниженной остротой зрения увеличилось в 3,1 раза, со сколиозами в 4,5 раз. В течение последних 5 лет сохраняется стабильность данных показателей. Наиболее часто снижение остроты зрения и нарушение осанки выявляются среди школьников в возрасте 15 лет. Подобная ситуация отмечена практически во всех субъектах Российской Федерации.
Гигиена труда и профессиональные заболевания работающих
Условия труда
Сохранение и укрепление здоровья трудящихся как важнейшей производительной силы общества определяют возможности и темпы социально-экономического развития страны и ее национальную безопасность и по этой причине должны стать основой социальной политики.
Прогрессирующая трудонедостаточность в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, названа одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу в области экономического роста. Неблагоприятные условия труда влекут высокий уровень профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Смертность трудоспособного населения страны превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза средний показатель смертности по России. Свыше 30 % ежегодно умирающих россиян это граждане в трудоспособном возрасте. Таким образом, сложившаяся в настоящее время медико-демографическая ситуация в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых
ресурсов. Реализация задачи сохранения здоровья и, следовательно, трудовых ресурсов требует четкой организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и общественных организаций и системного межведомственного подхода.
Во многом решение проблем, связанных с улучшением условий труда, сокращением профессиональных заболеваний и производственного травматизма работников зависит от реализации законодательства в области гигиены и охраны труда. В соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» поставлена задача выработать комплекс мер, направленных на стимулирование деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда, усилению их ответственности за обеспечение безопасных условий труда, планируется разработать и внедрить нормативно-правовые акты, обеспечивающие создание системы оценки и управления профессиональными рисками работающего населения.
Отсутствие законодательных актов, ограничивающих стаж работы во вредных условиях труда при наличии реального риска развития профессиональных заболеваний, использование продолжительности рабочей смены свыше 8 ч при вредных условиях труда препятствуют организации должной защиты работающих от воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса.
В этой связи, учитывая, что на большинстве предприятий сложилась неблагополучная, а нередко критическая ситуация с условиями труда, оценка риска для здоровья и разработка мер вторичной профилактики, включая «защиту временем», являются вынужденной, но крайне необходимой мерой.
Сохраняется тенденция сокрытия работодателем имеющихся рисков развития профессиональных заболеваний, а также допуска работников к профессиональной деятельности без учёта, а иногда и вопреки медицинским заключениям, расторжения трудовых отношений при заболевании работника. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году». У работников отсутствует мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни. По данным Росстата, в Российской Федерации в 2010 г. трудились 67,3 млн человек (33,1 млн женщин), из них в промышленности 23,9 млн, сельском и лесном хозяйстве 6,6 млн, строительстве 5,3 млн, на транспорте и в связи 5,4 млн. Удельный вес работников во вредных и опасных условиях труда возрос практически по всем основным видам экономической деятельности и составил:
• при добыче полезных ископаемых 40,3 %;
• в производстве и распределении электроэнергии 31,0 %;
• в обрабатывающих производствах 28,2 %;
• на транспорте 33,1 %.
На начало 2010 г., по данным Росстата, удельный вес работающих в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям по основным видам деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь), составил
25,8 % (в 2009 24,6), т. е. практически каждый четвертый работник трудится в этих отраслях в условиях, не отвечающих санитарному законодательству. В таких видах экономической деятельности, как: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, строительство, транспорт и связь более 2 млн 255 тыс. человек было занято на работах в условиях повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, более
3 млн 291 тыс. человек было занято на работах с повышенными уровнями шума, ультра- и инфразвука, более 983,2 тыс. человек работали при воздействии повышенного уровня вибрации. Наибольшее число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, работает на предприятиях с негосударственной формой собственности. На начало 2010 г., по данным Росстата, удельный вес работников, занятых во вредных и опасных
условиях труда на этих предприятиях (в процентах от общей численности работников соответствующего вида экономической деятельности), составил: в добыче полезных ископаемых 40,4 %; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 32,1 %; обрабатывающих производствах 28,9 %, тогда как на предприятиях с государственной формой собственности этот показатель составил 30,1; 29,3; 23,4 % соответст-
венно. При этом удельный вес работников предприятий негосударственной, государственной, а также смешанной форм собственности (независимо от отраслевой принадлежности) составляет соответственно 57,8, 31,3, 10,9 %, т. е. более половины работников предприятий страны подвергается значительно большему риску утраты здоровья, работая на предприятиях негосударственной формы собственности. Неудовлетворительное состояние условий труда во многом обусловлено сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, финансирования разработок по созданию новой
техники, технологий, ухудшением контроля за техникой безопасности на производстве. Несмотря на реконструкцию и оснащение современным оборудованием ряда производств, на многих предприятиях основные производственные фонды характеризуются запредельным износом, используются устаревшие технологии и оборудование. Износ основных производственных средств, в т. ч. машин и оборудования, на многих предприятиях достигает 5070 и даже 90 %. Размещение вновь создаваемых производств на арендуемых площадях не влечет улучшение условий труда, т. к. работодатель не стремится вкладывать свои средства в арендуемую собственность.
В Республике Северная ОсетияАлания среди факторов, влияющих на здоровье населения, кроме социально-экономических, большую роль играет состояние окружающей среды, характер питания, социально-гигиенических условий труда, быта, воспитания, образ жизни, эффективность оказываемой лечебно-профилактической помощи. Для населения республики по-прежнему характерна высокая распространенность заболеваний, связанных с нарушениями питания это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, ожирение, остеопороз и др. болезни обмена веществ. Активная информационно- образовательная работа учреждений Роспотребнадзора направлена на формирование здорового образа жизни у людей, в том числе правильного и сбалансированного питания, преодоление вредных привычек. С органами внутренних дел, наркоконтроля систематически проводится работа по выявлению мест реализации курительных смесей, пищевого мака, нелицензионных сигарет. В 2010 году из запланированных 5 предприятий, занятых производством алкогольной продукции, проверены 3 предприятия совместно с сотрудниками прокуратуры. По выявленным нарушениям даны предписания со сроками и контролем исполнения. Проверка 2-х предприятий (ООО «Свобода», ООО «АТК») не состоялась, так как предприятия приостановили свою деятельность.
Качество и безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья, является одним из приоритетных направлений санитарного надзора. Контрольно-надзорные мероприятий основывались на документах Роспотребнадзора:
- «О мясе, несоответствующем нормативным требованиям», зараженного бруцеллезом свиного типа, латвийской компании.
- «О ввозе мяса птицы», согласно которому запрещена поставка мяса птицы в страну из Соединенных Штатов Америки, из-за использования хлорсодержащих растворов;
- «О надзоре за производством и оборотом рыбы и рыбопродуктов» с содержанием глазури, фосфатов и полифосфатов, используемых в качестве влагоудерживающих агентов при производстве филе замороженной рыбы.
Ежегодно проводится около 10 тысяч исследований пищевой продукции по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Наибольшее количество забракованного продовольственного сырья и продуктов составили фрукты, овощи, молочная продукция, колбасные изделия, масложировая продукция общим весом более 7 тонн. Причиной забраковки были истекшие сроки годности, нарушение условий хранения, отсутствие маркировки и документации, подтверждающей качество продукции. С целью усиления надзора за качеством и безопасностью сырья и пищевой продукции совместно с представителями прокуратуры в г. Владикавказе проведены рейдовые проверки 169 объектов, занятых производством и реализацией пищевой продукции. Все материалы проверок, переданы в органы прокуратуры, по их требованию. К нарушителям применены соответствующие административные меры.
В рамках реализации Постановления главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.11.2007г. «Об усилении госнадзора за производством и оборотом пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО)» в 2010 году исследовано 118 образцов, ГМО - компоненты не обнаружены.
Достаточным спросом у населения пользуются биологически активные добавки к пище (БАД).
В течение 2010 года в рамках надзора за оборотом БАД обследовано 56 объектов, исследовано 149 образцов, выявлены нарушения, связанные с несоблюдением условий реализаций, температурного режима, истечением срока годности. Снято с реализации 4 наименования.
Управлением осуществляются мероприятия, направленные на профилактику йодной недостаточности, расширение производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами, железом и другими микронутриентами. В широком ассортименте представлены хлебобулочные изделия, обогащенные казеином йода, витамином группы В, произведенные Алагирским хлебозаводом и Дигорским комбинатом хлебопродуктов. Остальные предприятия применяют в производстве йодированную соль.
Политика государства, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, нашла своё отражение в солидарных усилиях всех ветвей власти республики, направленных на создание полноценного школьного питания.
Продолжается реализация программы улучшения школьного питания в муниципальных образованиях республики и в рамках экспериментального проекта по совершенствованию питания обучающихся в образовательных учреждениях г. Владикавказа, улучшилась материально-техническая база пищеблоков, увеличился охват питанием учащихся.
На сегодняшний день созданы условия для организации питания во всех школах республики, включая малокомплектные. Вместе с тем, в вопросе организации полноценного питания необходимо усилить финансовую составляющую со стороны органов исполнительной власти и усилить требовательность к руководителям всех уровней образовательного процесса в решении этой задачи.
В ходе организации и проведения детской оздоровительной кампании особое внимание было уделено вопросам безопасности детей, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, создающих полноценный оздоровительный отдых детей. Совместно с Прокуратурой, министерством труда и социального развития осуществлялся постоянный контроль за условиями отдыха и оздоровления детей.
За летний период в лагерях республики отдохнуло более 26 тыс. детей, что почти на 2000 больше, чем в прошлом году.
Выраженный оздоровительный эффект в 2010 г. отмечается у 93,1% ( в 2009г 92,2%) ( по РФ-80,7%).
За весь оздоровительный период не были зарегистрированы групповые случаи инфекционных заболеваний.
В Республике Северная ОсетияАлания заслушана и принята на Правительством целевая республиканская программа «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Северная ОсетияАлания на 20112015 гг
Основными особенностями, которые определили деятельность Роспотребнадзора 2011 году, были реализация Единых санитарных требований, применяемых на всей территории Таможенного союза, участие во взаимодействии органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор государств-участников Единого экономического пространства, участие в подготовке присоединения России к ВТО.
Наряду с этим, продолжалась работа по реализации Федерального закона №83-ФЗ, реализации документов электронного правительства.
Продолжалась реализация Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности страны, а также работа по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по вопросам защиты прав потребителей.
Приняты оперативные меры по обеспечению радиационной безопасности населения и предотвращению возможного распространения радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации в связи с аварией на АЭС «Фукусима-1».
Приняты меры по преодолению последствий в связи со вспышкой острой кишечной инфекции в Европе в апреле-июле 2011 года, вызванной энтерогемморагической кишечной палочкой E.coli O104:Н4, а также в связи с выявлением в фермерских хозяйствах Германии загрязнений кормов и сельскохозяйственной продукции диоксинами.
В рамках ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)» продолжена работа по выстраиванию единой системы биологической безопасности для своевременного выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
В 2011 году сформирована договорно-правовая база Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Разработано и утверждено 24 технических регламента Таможенного союза. Проходят публичное обсуждение 8 технических регламентов, направлены на процедуры внутригосударственного согласования 14 технических регламентов.
Российской Федерацией в 2011 году было гармонизировано 130 нормативов по нормированию остаточных количеств антибиотиков и антимикробных ветеринарных препаратов в продуктах животного происхождения.
По результатам заседания совместных рабочих групп (Россия-ЕС) по гармонизации предельно допустимых уровней пестицидов, антибиотиков в пищевых продуктах, было гармонизировано более 330 национальных нормативов.
В 2012 году будет ратифицировано соглашение о присоединении Российской Федерации к ВТО. Обязательства по присоединению к этой организации предполагают полный переход на международные стандарты.
Вместе с тем, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, это не позволит в полном объеме пользоваться теми возможностями, которые дает наличие в национальном законодательстве или в правовых актах Таможенного союза всех показателей безопасности, соответствующих международным стандартам.
Поэтому важной задачей в 2012 году будет обеспечение технической компетентности испытательных лабораторий организаций Роспотребнадзора в соответствии с международным стандартом.
Продолжалась реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, что позволило стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, а по некоторым показателям значительно ее улучшить.
Наиболее существенное снижение заболеваемости произошло по 30 нозологиям. Зарегистрировано снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом А - на 31,9%, острым вирусным гепатитом В - на 22,9%, краснухой на 35,5%, эпидемическим паротитом на 19,1%, бактериальной дизентерией на 21,9%, , псевдотуберкулезом на 21,6%, лептоспирозом на 25,2%, туляремией в 2,1 раза, лихорадкой Ку на 32,6%, малярией на 18,8%, трихинеллезом на 44,8%.
Вместе с тем, отмечен рост заболеваемости корью, энтеровирусными менингитами, геморрагическими лихорадками, клещевым вирусным энцефалитом.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 12 и от 14 сентября 2011 № 120 определены дополнительные профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на усиление эпиднадзора и повышение уровня популяционного иммунитета населения против кори в Российской Федерации в условиях ее элиминации.
В целом по стране в 2011 г., с учетом прививок по эпидемическим показаниям, привито против кори свыше 1,2 млн. взрослых и свыше 3,18 млн. детей в декретированных возрастах.
В результате массовых прививок против краснухи в последние годы более чем в 400 раз снижена заболеваемость этой инфекцией.
Проведение массовых прививок против вирусного гепатита В в последние годы позволило в 5 раз снизить заболеваемость этой инфекцией (с 8,6 в 2005 году до 1,73 на 100 тыс. населения в 2011 году), причем заболеваемость у детей снизилась еще более существенно в 13,6 раза.
В 2011 году в стране продолжено проведение мероприятий по предупреждению завоза и распространения «дикого» вируса полиомиелита в соответствии с «Национальным планом действий на 2009-2011гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации» и санитарными правилами СП «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период».
В стране была организована профилактическая иммунизация детей и взрослых против гриппа. Суммарно в рамках национального приоритетного проекта привито более 31,9 млн. человек, в том числе свыше 12 млн. детей.
Общее число привитых против гриппа составило свыше 37,2 млн. человек (более 26 % от общей численности населения страны).
В 2011 году Роспотребнадзором продолжалась работа по федеральному государственному эпидемиологическому надзору за ВИЧ-инфекцией и контролю за реализацией национального приоритетного проекта «Здоровье» по направлению «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ».
За 2011г. было освидетельствовано на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации 1 070 887 мигрантов, выявлено 6114 лиц с инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, в том числе: ВИЧ-инфицированных- 1215 человек, больных туберкулезом- 2653, больных ИППП- 2246.
Наиболее эффективно работа по медицинскому освидетельствованию мигрантов организована в Санкт-Петербурге, Краснодарском, Приморском краях, Ханты-Мансийском А.О., Свердловской, Воронежской, Новосибирской, Тульской областях.
В соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 32 «О противоэпидемических мерах и профилактике холеры в Российской Федерации» был проведен комплекс мер, направленных на недопущение завоза холеры и распространения этого заболевания среди населения страны.
В 2011 году на территории Российской Федерации случаев завоза холеры не зарегистрировано.
Реализован Планпо реализации приоритетных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков на 2011 год.
Приняты Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах» от 05 мая 2011 № 47 и «Об итогах летней оздоровительной кампании 2011 года»от 29 сентября 2011 № 122.
Утверждена Концепция государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и методического обеспечения его внедрения в Российской Федерации.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий за выявленные нарушения в дошкольных учреждениях органами Роспотребнадзора составлено 19 389 протоколов об административных правонарушениях, по которым в 17 767 случаях были приняты решения о назначении административного наказания в виде штрафа. Было отстранено от работы 537 сотрудников дошкольного учреждения. По решению суда была приостановлена деятельность 187 учреждений.
В результате комплекса проведенных мероприятий показатель охвата школьников горячим питанием по Российской Федерации составил 84,2%. Вместе с тем, показатель охвата школьников 2-х разовым горячим питанием продолжает оставаться низким и составляет 21,1%.
Наиболее высокие показатели охвата горячим питанием школьников (более 90% в целом по округу) отмечены в Северо-Западном, Уральском и Сибирском Федеральных округах.
Организован постоянный мониторинг за ходом летней оздоровительной кампании и подготовкой школ к новому 2011-2012 учебному году.
По результатам проведенных надзорных мероприятий органами Роспотребнадзора вынесены постановления о снятии с реализации 66 714 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1315тонн, в том числе импортных 3 903 партии, объемом 212тонн.
Органами Роспотребнадзора проверено 19211 предприятий, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции, в том числе 18919 предприятий, занятых оборотом алкогольной продукции.
Исследовано 20899 образцов алкогольной продукции, из которых не соответствовали гигиеническим нормативам 668 образцов (3,2%).
По результатам проведенных проверок органами Роспотребнадзора забраковано 2828 партий алкогольной и спиртсодержащей продукции объемом 625 тыс. 271 литр.
За выявленные нарушения требований законодательства при производстве и обороте спиртов, пива и алкогольной продукции наложено 5822 штрафов на сумму более 3,6 млн. рублей. Вынесено 313 постановления о приостановлении эксплуатации предприятий.
Продолжалась работа по участию в мероприятиях направленных на реализацию Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р.
В течение 2011 года в рамках работы по присоединению Российской Федерации к Организации Экономического Сотрудничества и Развития Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека участвовала в подготовке разделов Начального меморандума «Окружающая среда» по направлениям «Экология», «Отходы», «Химические вещества».
Составлен план мероприятий по адаптации российской системы к нормам ОЭСР, определены этапы внедрения норм и правил ОЭСР в области охраны окружающей среды.
В рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации продолжался контроль за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации пищевых продуктов.
Утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.
В 2011 году в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях участвовали 28 субъектов Российской Федерации, в том числе 11 регионов впервые, что позволило довести показатель охвата школьников горячим питанием до 84,2%, в том числе показатель охвата школьников 2-х разовым горячим питанием до 21,1%.
В связи с аварией на АЭС «Фукусима-1», Роспотребнадзором на территории Российской Федерации были приняты оперативные меры по обеспечению радиационной безопасности населения и предотвращению возможного распространения радиоактивного загрязнения.
Обеспечен ежедневный радиационный мониторинг обстановки в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
В 2011 году подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации о подготовке ежегодных государственных докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защите прав потребителей.
Подготовка указанных докладов свидетельствует о значимости проводимой Роспотребнадзором работы по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.
Внесенные изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ позволили шире использовать полномочия службы в связи с исключением из сферы действия данного закона расследований причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
Внесенные в КоАП Российской Федерации изменения позволили возбуждать дела об административных правонарушениях по 11 новым составам, девять из которых связаны с нарушениями в области технического регулирования.
Федеральным законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» число видов предпринимательской деятельности дополнено еще 6 видами, входящими в компетенцию службы. Таким образом, общее число видов деятельности по которым территориальными органами Службы осуществляется прием уведомлений достигло 30.
Выполнение плана проведения территориальными органами Роспотребнадзора плановых проверок в 2011 году составило 91 %, на 2012 год запланировано свыше 171 тыс. проверок, что на 15 % больше, чем в предыдущем году.
В 2011 году наметилась тенденция увеличения числа проведенных мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых территориальными органами Роспотребнадзора по поручению органов прокуратуры, а так же проверок, проводимых органами прокуратуры с привлечением специалистов территориальных органов Роспотребнадзора.
В 2011 году федеральный государственный контроль (надзор) осуществлялся в отношении 23,3% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от общего количества подлежащих государственному контролю, из которых 71 % осуществляли свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.
Из общего количества проведенных в 2011 году проверок выявлено 902 245 правонарушений, из них по итогам 47,9% - плановых проверок; 52,1% - внеплановых проверок.
По результатам проведенных в 2011 году проверок и административных расследований выдано 221 785 предписаний.
Общее количество назначенных административных наказаний в 2011 году составило 439 338, в рамках которых наложено административных штрафов на сумму 1 млрд. 289 млн. 201 тысяча рублей, из них взыскано 1 млрд. 196 млн. 163 тыс. рублей.
По итогам 348 проверок материалы, переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, из них по итогам 21 проверки по фактам выявленных нарушений применены меры уголовного наказания (в 2010 году материалы, переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по результатам 222 проверок).
В 2011 году продолжалась работа по реализации Федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Всеми учреждениями службы подготовлены и представлены в Роспотребнадзор проекты государственных заданий, планы финансово-хозяйственной деятельности, проекты соглашений о предоставлении субсидий на 2012 год.
Службой проведен комплекс организационных и технических мероприятий, связанных с переходом на межведомственное электронное взаимодействие, в результате которого с 1 октября 2011 года на федеральном уровне налажено информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия остается одним из приоритетов сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.
В рамках реализации данного приоритета внешнеполитической деятельности Российской Федерации в 2011 году Роспотребнадзором был решен ряд задач в таких важных направлениях как развитие интеграционных процессов, двустороннее сотрудничество по обеспечению санитарно-эпидемиологического со странами ближнего и дальнего зарубежья, многостороннее сотрудничество в формате межгосударственных форумов и объединений, включая «Группу восьми», Шанхайскую организацию сотрудничества, СНГ.
Значительный объем работы был проведен в целях укрепления роли Российской Федерации в качестве регионального лидера в борьбе с инфекционными болезнями на пространстве СНГ и ШОС.
Роспотребнадзором инициирован процесс подписания с министерствами здравоохранения государств-участников СНГ рамочных Меморандумов о сотрудничестве в сфере борьбы с инфекционными болезнями. Данные меморандумы подписаны с министерствами здравоохранения Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
В целях расширения российского участия в инициативах «Группы восьми» в области содействия международному развитию в 2011 году осуществлялись программы помощи развивающимся странам в укреплении их потенциала по борьбе с инфекционными болезнями. В 2011 году организованы поставки в Беларусь, Кыргызстан и Узбекистан около 4 млн. доз противополиомиелитной вакцины российского производства и оборудования для лабораторий по диагностике полиомиелита. Также в 2011 году в Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан поставлено более 10 комплектов лабораторного оборудования для укрепления потенциала стран-партнеров в диагностике тропических болезней.
Важнейшим направлением деятельности Службы является защита прав потребителей, контроль на потребительском рынке, реализация планов и программ взаимодействия с гражданским обществом, обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей финансовых услуг.
В 2011 году немало уделялось внимания совершенствованию государственного контроля в области защиты прав потребителей, что позволило принять участие в заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, прошедшем 16 января 2012 года в городе Саранске под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, был рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации».
Обсуждение данной темы на столь высоком уровне событие знаменательное, поскольку в 2012 году исполняется 20 лет со дня принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также 50 лет с начала мирового признания потребительских прав граждан путем их законодательного закрепления государствами, вне зависимости от политического режима либо уровня экономического развития.
Утвержденный Президентом Российской Федерации 24 января 2012 года по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации перечень поручений подтверждает своевременность постановки со стороны Роспотребнадзора тех проблем, которые требуют своего практического решения в первую очередь, что свидетельствует об их общественной и государственной значимости.
Литература:
1.Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году»
2. Беляев Е.Н. Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ. Инф-изд. центр Госкомсанэпиднадзора РФ. 1996 г 3.Решение расширенного заседания коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2011 году и задачах на 2012 год
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в России в современных социально-экономических условиях и её региональные особенности