Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники
Лекция 7
Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники.
Охрана детства это система мер государственного, муниципального, общественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация лечебно-профилактической помощи детям в РФ представляет собой государственную систему, обеспечивающую непрерывное квалифицированное наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения до окончания школы.
Организационное единство системы обеспечивается этапностью и преемственностью оказания лечебно-профилактической помощи.
Этап |
Задачи |
Кто осуществляет |
I этап - Оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству |
Подготовка молодежи по половым вопросам, молодых семей по гигиене брака и профилактике абортов.
|
Специалисты женской консультации, консуль- тации «Брак и семья» |
II этап - антенатальная охрана плода |
Организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, осуществляющаяся в виде постоянной информации поступающей в детскую поликлинику о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. |
Участковый врач - педиатр детской поликлиники совместно с акушером-гинекологом женской консультации |
III этап - интранатальная охрана плода |
Оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи женщинам в период родов в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
|
Врач акушер-гинеколог родильного отделения, родильного дома. |
IV этап - охрана здоровья новорожденного и матери в послеродовой период |
Оценка особенностей течения беременности и родов у матери, выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Родителям дать определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний. |
Участковый врач- педиатр, участковая медицинская сестра, акушер-гинеколог. |
V этап - охрана здоровья ребенка до поступления в школу |
Организация динамического наблюдения за ребенком на протяжении 1 -го года жизни комплексная оценка уровня развития и состояния здоровья. Организация динамического наблюдения за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет, комплексная оценка состояния здоровья ребенка. |
Участковый врач-педиатр, участковая медицинская сестра, узкие специалисты. Участковый врач- педиатр, участковая медицинская сестра, медицинская сестра кабинета здорового ребенка, врач-специалист, медицинский персонал дошкольных учреждений. |
VI этап - охрана здоровья школьника |
Организация обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий детям, поступающим в школы; медицинский контроль за санитарно-гигиеническими условиями внешней среды: медицинский контроль за состоянием здоровья детей проведение плановой диспансеризации, организация санитарно-просветительной работы среди родителей школьников, воспитателей, педагогов.
|
Специалисты дошкольно-школьного отделения, подразделения детской поликлиники, специалисты ЦСЭН, специалисты врачебно-физкультурного диспансера |
VII этап охрана здоровья подростка и передача его во взрослую сеть. |
Оценка состояния здоровья подростка, его социальных возможностей на основе медицинской, социальной и педагогической информации о нем. Разработка программ и профилактики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, программ медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации. |
Специалисты педиатрического отделения поликлиники, специалисты отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, специалисты отделения медико-социальной помощи. |
В оценке состояния здоровья детского населения первостепенное значение отводится показателям заболеваемости. Ведущая патология едина как по РФ, так и в регионе, и представлена следующими классами болезней: болезни органов дыхания, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов пищеварения, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы. Заболеваемость детей по всем классам МКб-10 продолжает расти. В Иркутской области их рост отмечен в следующих классах - болезни эндокринной системы и расстройства питания на 66,2%, болезни системы кровообращения - на 45,9%, болезни костно-мышечной системы на 37,4%, болезни крови и кроветворных органов на 30,6%, психические расстройства на 23,2% (за период 1993-2004 годы).
Обращает на себя внимание, что 2/3 всей заболеваемости (67,9%) приходится на возраст от 0 до 7 лет, причем (35%) на дошкольный возраст.
Показатели инвалидности среди детского населения определяются следующими классами заболеваний: заболевания нервной системы, психические заболевания, включая умственную отсталость, врожденные аномалии. На долю этих трех классов заболеваний приходится почти 70% случаев. Показатель инвалидности за период 1990-1998гг. вырос в 3,6 раза. Наибольшее число детей-инвалидов приходится на возраст 10-14 лет.
Ухудшение социально-экономической обстановки в обществе более того обострило отдельные проблемы охраны детства, среди них: нарушение основ здорового образа жизни, ухудшение показателей качества здоровья беременных и их потомства, в отдельных регионах РФ высокие показатели материнской и младенческой смертности, сокращение первичной медико-санитарной помощи, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий в отношении женщин фертильного возраста, беременных, детей и подростков, отсутствие должного медико-социального патронажа беременных и родильниц, недостаточная работа первичного медицинского звена и медико-генетических консультаций по выявлению риска наследственных заболеваний и врожденных аномалий, недостаточное внимание и оказание медико-социальной, психологической, педагогической помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми хроническими заболеваниями и детей-инвалидов: недостаточное развитие диагностической и лечебной базы в сельских и труднодоступных районах, транспортной службы, экстренной и неотложной помощи беременным и детям.
Основные принципы организации медицинской помощи детям
I. Принцип непрерывного активного динамического наблюдения за здоровьем ребенка, начиная с неонатального периода.
II. Принцип преемственности в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям.
III. Этапность в лечении детей.
IV. Принцип территориального педиатрического участка.
Типы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7.10.2005 г. № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к учреждениям, обеспечивающим медицинское обслуживание детей, относятся:
1. Лечебно-профилактические учреждения
1.1.1. Больницы:
детская (городская, областная, краевая, республиканская, окружная);
1.1.2. Специализированные больницы:
детская восстановительного лечения;
детская инфекционная;
детская психоневрологическая;
детская психиатрическая;
детская туберкулезная.
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.3.2. Поликлиники:
детская городская;
детская стоматологическая;
детская консультативно-диагностическая.
1.4. Центры:
консультативно-диагностический для детей.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства
1.6.1. Перинатальный центр.
1.6.2. Родильный дом.
1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.
1.6.6. Дом ребенка, в т.ч. специализированный.
1.6.7. Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные учреждения
1.7.4. Детский санаторий, а также для детей с родителями.
Организация работы и структура детской поликлиники
Детская поликлиника лечебно-профилактическое учреждение, являющееся структурным подразделением детской больницы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает в районе деятельности внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет (до 17 лет 11 месяцев 29 дней включительно).
Детская поликлиника обеспечивает в районе деятельности:
I. организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:
обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми;
проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;
проведения профилактических прививок;
проведения лекций, бесед, конференций для родителей и детей навыкам здорового образа жизни и проведения профилактических мероприятий в семье.
II. лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе и квалифицированную специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары, больницы, на восстановительное лечение в санаторий, отбор их в специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и оздоровления и др.
III. лечебно-профилактическую работу в детских дошкольных учреждениях и школах.
IV. противоэпидемиологические мероприятия (совместно с центрами санэпиднадзора).
V. Правовую защиту детей.
Особенности в организации работы детской поликлиники:
детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническими заболеваниям и не представляющие опасности для распространения инфекции среди детей. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления;
при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где как правило, находится наиболее опытная медицинская сестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра, его кожи и зева, а при необходимости и термометрии, она решает вопрос о возможности посещения поликлиники данным ребенком. В случае необходимости ребенок направляется в бокс, где осматривается дежурным врачом;
целесообразно детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, принимать в определенные дни недели, когда дети старших возрастов не должны приниматься врачами детской поликлиники.
Структура детской поликлиники строится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает:
фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; регистратура;
отделение педиатрической и узкоспециализированной помощи;
отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;
отделение (кабинет) медико-социальной помощи;
отделение (кабинет) восстановительного лечения;
отделение лечебно-диагностической помощи;
клинико-экспертная комиссия;
административно-хозяйственная часть;
гардероб и другие вспомогательные службы.
Организация профилактической работы
Цель: проведение мероприятий, способствующих гармоничному физическому и нервно-психическому развитию детей, внедрение гигиенических требований в повседневную жизнь семьи.
Основной метод - диспансеризация, т.е. метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и здоровыми детьми.
Цель диспансеризации:
предупреждение заболевания (первичная или социально-гигиеническая профилактика);
предупреждение осложнений, обострения заболеваний (вторичная или медицинская профилактика).
Организация лечебной работы
Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:
лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления, госпитализация по показаниям;
прием в детской поликлинике реконвалесцентов острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;
активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление;
проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, водолечения);
осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими дошкольными учреждениями, стационарами, санаториями;
экспертиза временной нетрудоспособности;
организация госпитализации;
дородовый патронаж.
Цель дородового патронажа:
выяснить состояние здоровья беременной, определить группу риска по перинатальной смертности, социальное положение, психологический климат в семье;
выяснить наличие медицинских и социальных показаний к прерыванию беременности;
дать необходимые рекомендации по режиму труда, отдыха, питания, по подготовке уголка новорожденного, обучить правилам ухода за ребенком и вскармливания.
Участковый врач-педиатр и медицинская сестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. В дальнейшем медицинская сестра посещает ребенка на дому через 1 -2 дня в течение первой недели и еженедельно - в течение первого месяца жизни.
Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14 день, затем на 21 день жизни ребенка. Каждого здорового ребенка на первом году жизни врач осматривает в среднем 15 раз.
Под особым наблюдением участкового врача-педиатра находятся дети из группы риска.
В педиатрической практике принято выделять 3 группы новорожденных «высокого» риска:
1. Дети с нарушениями адаптации (внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, синдром дыхательных расстройств, отечный синдром, тяжелый родовой стресс, иммунодефицитные состояния, состояния оживленного организма).
2. Недоношенные дети с задержкой внутриутробного развития (недоношенные, соответствующие сроку беременности; ново-
рожденные с задержкой внутриутробного развития по отношению к сроку беременности).
3. Дети с наследственными, врожденными и эндокринными нарушениями, врожденными пороками развития (ВПР), хромосомными аберрациями, наследственными аномалиями обмена.
Организация стационарной помощи детям
По системе организации работы детские стационары могут быть объединенными и необъединенными, по профилю - многопрофильными и специализированными.
Основные задачи стационара объединенной детской больницы включают в себя:
оказание детям стационарной квалифицированной лечебной помощи;
внедрение в практику детского здравоохранения современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы детских лечебно-профилактических учреждений и элементов научной организации труда;
развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества и культуры лечебно-профилактической помощи детям.
Структура детской больницы
приемное отделение (изолированные боксы);
клинические отделения;
лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории;
патологоанатомическое отделение;
вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, архив, АХЧ, библиотека).
В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть педиатрические общие, хирургические, инфекционные и другие узкопрофильные отделения (палаты).
Важным условием рациональной организации больничной помощи и эффективного использования коечного фонда является система госпитализации больных.
Большинство детей направляется в стационары территориальными поликлиниками, детскими учреждениями.
Плановая госпитализация ребенка осуществляется при наличии следующих документов:
1. Направление.
2. Подробная выписка из Истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, обо всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.
3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия 24 часа).
4. Справка о проведенных прививках.
В последнее время в стране развертывается сеть дневных стационаров для детей. Деятельность дневных стационаров приводит к сокращению числа дней нетрудоспособности матерей по уходу за детьми, более рациональному использованию коечного фонда, созданию дополнительных удобств для населения.
Дневные стационары организуются на базе детских поликлиник или стационаров детских больниц. В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационару (по объему и интенсивности) и находятся под наблюдением медицинского персонала (только в дневные часы).
Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с АПУ и стационарными службами ЛПУ.
Организация медицинской помощи в детских коллективах
В современных условиях лечебно-профилактическая помощь детям в дошкольных учреждениях и школах организуется детской поликлиникой, на территории обслуживания которой находится учреждение.
В поликлиниках создаются специальные отделения, в состав которых входят врачи и медицинские сестры поликлиник, работающие в дошкольных учреждениях и школах.
Отделение по оказанию лечебно-профилактической помощи в коллективах (дошкольно-школьное отделение) работает в тесном контакте со всеми остальными подразделениями детской поликлиники, отделами районного (городского) центра ГСЭН, с подростковым кабинетом, врачебно-физкультурным диспансером.
Основными задачами дошколъно-школъного отделения по охране здоровья и снижению заболеваемости детей в дошкольных учреждениях являются:
организация обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий детям, поступающим в дошкольные учреждения и школы;
медицинский контроль за санитарно-гигиеническими условиями внешней среды, выполнением всех компонентов режима дня, особенно за питанием, физическим воспитанием и закаливанием;
медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проведение плановой диспансеризации здорового контингента;
активное диспансерное наблюдение и лечение больных детей, выявленных при профилактических осмотрах;
широкая профилактика острых заболеваний;
организация санитарно-просветительной работы среди родителей школьников, воспитателей, педагогов, технического персонала;
проведение летних оздоровительных мероприятий;
анализ деятельности дошкольных учреждений, школ, отделения в целом и разработка на этой основе оздоровительных мероприятий.
Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения осуществляется участковым врачом-педиатром, участковый медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
Подготовку детей в школу осуществляет врач участковый педиатр детской поликлиники.
Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог и т. д.) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям 3 и 5 лет.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в «Медицинской карте ребенка» (ф. 026/у), которая передается в школу к началу учебного года. Всю лечебно-профилактическую работу с детьми в школах осуществляют, помимо медицинских сестер, врачи отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детских поликлиник.
Учетно-отчетная документация. Показатели деятельности детской поликлиники и стационара.
Необходимый перечень учетной документации, их форматы, виды документов (бланк, журнал, тетрадь), сроки хранения и образцы утверждены приказом Минздрава №1030 от 04.10.80г.
В детской поликлинике используется следующая медицинская документация:
- Медицинская карта ребенка (форма №026/у);
- Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного (форма №025-1/у);
- Медицинская карта «История развития ребенка» (форма №112/у);
- Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма №03О/у);
- Карта периодического осмотра (форма №046/у);
- Талон на прием к врачу (форма №025-4/у)
- Журнал учета санитарно-просветительной работы;
- Книга записей вызовов врача на дом (форма №031/у);
- Журнал учета инфекционных заболеваний (форма №060/у);
- Статистический талон для регистрации заключительных уточненных диагнозов (форма №025-2/у);
- Список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру (форма №048/у);
- Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты (форма №028/у);
- Карта профилактических прививок (ф.№063/у);
- Журнал учета профилактических прививок (форма №064/у);
- Журнал учета процедур (форма №029/у).
Оценка деятельности медицинских учреждений осуществляется на основе статистических данных годового отчета ф. №30 и специфическим годовым отчетным документом является отчет-вкладыш №31 «Отчет о медицинской помощи детям».
На основании абсолютных данных, представленных в статистических отчетных формах, проводится расчет коэффициентов и показателей, посредством которых осуществляется анализ деятельности учреждения здравоохранения.
Для более детального анализа может быть использована информация первичной учетной медицинской документации и специальных исследований.
Последовательность оценки деятельности детской больницы:
I. Общая характеристика больницы и ее структурных частей.
П. Численность и состав детей, состоящих на учете.
III. Показатели деятельности поликлиники:
1) организация приема детей в поликлинике и обслуживание их на дому:
- объем амбулаторно-поликлинической помощи;
- характеристика приема в поликлинике;
- организация медицинской помощи на дому;
2) проведение постоянного наблюдения за определенными контингентами детей и их результаты:
- новорожденные дети;
- дети 1-го года жизни;
- дети, посещающие детские сады, поступающие в 1-й класс, и школьники;
- больные дети, подлежащие диспансерному наблюдению;
3) качество лечения и обслуживания детей в поликлинике;
4) качество врачебной диагностики в поликлинике;
5) характеристика здоровья детей различных возрастных групп;
6) преемственность работы поликлиники и стационара.
IV. Показатели деятельности стационара.
1) организация работы стационара (использование коечного фонда);
2) качество лечения больных в стационаре и состав больных детей;
3) качество врачебной диагностики в стационаре;
4) работа отделений.
Показатели деятельности детской поликлиники
1. Доля детей, поступивших под наблюдение поликлиники на первом месяце жизни, в %:
Число детей поступивших под наблюдение
поликлиники на первом месяце жизни
х 100
Число детей в возрасте до 1 года
2. Доля детей, патронированных врачом (сестрой) в первые 3 дня по выписке из родильного дома, в %:
Число детей, посещенных врачом в первые
3 дня по выписке из родильного дома
х 100
Число детей, поступивших под наблюдение
на первом месяце жизни
3. Доля детей, достигших 1 года, систематически наблюдаемых врачом (сестрой), в %:
Число детей, регулярно наблюдаемое врачом
х 100
Число детей в возрасте до 1 года
4. Удельный вес детей, находившихся до 4 мес. только на грудном вскармливании, в %:
Число детей, находившихся до 4 мес. только
на грудном вскармливании
х 100
Число детей, достигших в отчетном периоде
1 года жизни
5. Удельный вес детей в возрасте до 1 года, ни разу не болевших:
Число детей до 1 года, ни разу не болевших
х 100
Число детей, достигших в отчетном периоде
1 года жизни
6. Доля детей, не имевших проявления рахита, в %:
Доля детей, не имевших проявления рахита
х 100
Число детей в возрасте 1 года
7. Доля детей, не бывших в состоянии гипотрофии:
Число детей, не бывших в состоянии гипотрофии
х 100
Число детей в возрасте 1 года
8. Доля детей, вакцинированных против дифтерии (коклюша), в %:
Число детей, вакцинированных против
дифтерии, коклюша
х 100
Число детей в возрасте 1 года
9. Доля детей, у которых к первому году жизни была сделана туберкулиновая проба:
Число детей, которым была сделана
туберкулиновая проба
х 100
Число детей в возрасте 1 года
10. Доля детей с положительной реакцией на туберкулиновую пробу, в
%:
Число детей с положительной реакций на
туберкулиновую пробу
х 100
Число детей в возрасте 1 года
11. Доля больных инфекционными заболеваниями, выявленных на приеме в поликлинике, в %:
Число больных инфекционными заболеваниями,
выявленных на приеме в поликлинике
х 100
Число детей, состоявших под наблюдением поликлиники
PAGE 2
Медико-социальные проблемы охраны детства. Организация медицинской помощи детям. Принципы оказания медицинской помощи детскому населению. Функции, задачи детской городской поликлиники