Этнопедагогика в системе наук

Тема: «Этнопедагогика в системе наук»

Цель: познакомить с предметом, задачами, историей возникновения и развития этнопедагогики, рассмотреть ее роль в системе педагогических наук.

Задачи:

-обучающая: раскрыть понятие «Этнопедагогика», изучить направления, задачи этнопедагогической науки;

-развивающая: развивать этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса;

- воспитывающая: воспитывать нравственность, народный дух единения всех русских людей.

Оборудование: конспект лекции, распечатка схемы «Этнопедагогика в системе педагогических наук» для каждого студента, таблица на доске.

Литература: Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

План

  1. Предмет и задачи этнопедагогики.
  2. Этнопедагогика как история и теория народного воспитания.
  3. Этнопедагогика в системе педагогических наук.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

2.Сообщение цели и задач.

3.Изучение нового материала.

1. Предмет и задачи этнопедагогики.

Этнопедагогика – наука о воспитании и образовании этнических групп.

Этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических взглядов на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Включает в себя специфичекое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2007. – 240 с.)

Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспитательный процесс. Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитательный процесс как:

форму (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в
этнокультурном окружении;

этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи
культуры этноса подрастающему поколению (интериоризация
культурного опыта);

-особый вид деятельности (воспитательная деятельность);

-функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художественном творчестве, труде и т.п.;

этнокультурное развитие человека, его становление как представителя конкретного этноса;

этносоциальный институт (система воспитания в культуре
конкретного этноса).

В концентрированной форме содержание воспитания (этносоциализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной системы нравственных этнических ценностей.

Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с частными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса.

Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая совокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспективное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспитательный процесс. Основные ее задачи — воспитательные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс (через воспитание в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педагогического процесса.

2. Этнопедагогика как история и теория народного воспитания.

А) История развития и становления этнопедагогики.

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социализации и образования сформировалась во второй половине XX в. Начальный этап становления науки объясняет вариативность понятийного аппарата, поэтому и существуют различные подходы к определению понятия «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства.

Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н.Волков (70-е гг. XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности». (Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2007. – 240 с.)

Существует два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: эмик (специфический) и этик (общий).

Эмик — культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания подрастающего поколения. Изучение педагогической культуры народов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы.

Этик — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и различий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических

явлений в связи с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями жизни этноса.

Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приобретают разные смысловые нагрузки. По мнению B.C.Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, а народная педагогика — воспитательные традиции конкретной этнической группы.

По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.

Б)Методы и средства этнопедагогики.

Методы этнопедагогики как науки определены культурологическим подходом:

  1. обобщение данных этнографических, этнологических, этнолингвистических, этнокультурологических исследований и анализ научной и художественной литературы;
  2. познание этнического жизненного пути человека;
  3. биографический метод;
  4. герменевтика ( от. греч. Hermeneutikos – разъясняющий) – искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.

Конкретными формами понимания и освоения учебной дисциплины «Этнопедагогика» выступают следующие методы:

  • педагогическое описание (или обоснование) проблемы этносоциализации ребенка;
  • самоотчет;
  • самоанализ;
  • включенное наблюдение;
  • идентификация;
  • рефлексия;
  • рефлексивное наблюдение;
  • беседа как диалог;
  • биографический метод;
  • интерпретация внутреннего мира другого человека;
  • герменевтика.

Этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения имеет свои специфические и особенные методы. Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта.

Средства народного воспитания

Материальные

Духовные

Соционормативные

Природа и природные факторы

Специфика трудовой деятельности этноса

Родной язык

Народное искусство

Религия и верования

Система традиций

Обрядовая деятельность

Игра

Общественное мнение

Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообразен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько различие, сколько единство в этнопедагогических методах разных народов позволяет понять, что забота родителей любых национальностей сводится к одному — сделать счастливыми своих детей.

3.Этнопедагогика в системе педагогических наук.

Педагогика – очень сложная и многогранная наука и с накоплением знаний в результате ее развития постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли и специальные научные дисциплины. Традиционно выделяют пять основных отраслей:

общую педагогику;

возрастную педагогику (ясельного возраста, или преддошкольная, дошкольная, педагогика начальной школы, педагогика средних образовательных учреждений, педагогика высшей школы, андрагогика, или педагогика взрослых);

историю педагогики;

коррекционную (специальную) педагогику, или педагогику людей с отклонениями, задержками развития;

прикладные отрасли (военная, спортивная, семейная, профессиональная, предметные методики).

Таким образом, этнопедагогика входит в систему педагогических наук, имеет свой предмет и формирует знания о методах познания этнопедагогических явлений и способах педагогической деятельности. В то же время этнопедагогика — учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения (народная педагогика).

В учебном предмете знания аккумулируются в форме понятий и терминов, интерпретируются в категориях педагогики, что позволяет среди совокупности педагогических явлений в воспитательных традициях разных народов выделить общие закономерности, методы, механизмы этносоциализации человека.

В этнопедагогике как виде деятельности духовная культура и традиции, язык религия, быт, семейно-родственные и другие отношения выступают как основные средства воспитания и становления человека конкретного этноса.

IV. Подведение итогов занятия.

  1. Что такое этнопедагогика?
    1. Какие существуют подходы к раскрытию сути этнопедагогики?
    2. Назовите методы этнопедагогики.

PAGE 1

Этнопедагогика в системе наук