Мировая политика и международные отношения

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гайский медицинский колледж»

Методическая разработка лекционного занятия

Тема «Мировая политика и международные отношения»

Предмет: «Основы социологии и политологии».

Специальность: 060101 «Лечебное дело».

060109 «Сестринское дело».

Составитель:

Топчиенко О.Я.

Преподаватель общественных дисциплин.

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК

Протокол№ 1 от 26 октября 2009 г..

Председатель ЦМК

Г. Гай

2009г.

Лекционное занятие

Тема: «Мировая политика и международные отношения».

Предмет: «Основы социологии и политологии».

Тип занятия: информационная лекция

Специальность: 060101 «Лечебное дело».

060109 «Сестринское дело».

Дата проведения: 13.11.2009г.

Время проведения: 1130

Продолжительность: 90мин

Место проведения: ГОУ СПО «Гайскоий медицинский колледж»

Участники: студенты 34 группы

Отделение: «Лечебное дело»

Преподаватель: Топчиенко О.Я.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели занятия
  3. Интеграция темы
  4. Технологическая карта занятия
  5. Конспект лекции
  6. Методические рекомендации
  7. Литература для преподавателей
  8. Литература для студентов

Пояснительная записка

В современном мире с ядерным оружием и химическими производствами применение силы в соперничестве государств на международной арене опасно уничтожением человечества. То- есть сегодня ни одно государство не может проводить свою политику без учёта интересов мирового сообщества. Поэтому задача международной политики – создать систему международной безопасности, которая основывалась бы на доверии и мире, приоритете общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо перестроить механизм международной политики - это самая актуальная задача для всего человечества! В её решении особую значимость приобретает личность человека, студента, поскольку решение любой проблемы начинается с осознания, осмысления проблемы в умах молодого (будущего) поколения.

Учебно-методическая разработка по теме раскрывает проблемы мировой политики и международных отношений, и помогает не только увидеть, но и осознать, понять проблему и задуматься над ней. Данная тема имеет огромное значение для саморазвития, самовоспитания важнейших личностных качеств и гражданской позиции будущего медицинского работника. В данной методической разработке рассматриваются насущные для всего человечества проблемы международных отношений и деятельности ООН и других международных организаций, связанных с реализацией национальных интересов государств и вопросами национальной безопасности. Особое внимание уделено России в системе современных международных отношений.

Развитие познавательных способностей неподдельный интерес студентов достигается различными методами и средствами обучения, в том числе мультимедийным сопровождением. Занятие активизирует мыслительную деятельность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, что, несомненно, способствует формированию клинического мышления. Целью занятия, наряду с изучением важнейших вопросов международных отношений и развитием аналитического мышления является формирование чувства национального самосознания, патриотизма, толерантности.

Занятие построено в виде информационной лекции с использованием современных технологий, дополнительного материала и Интернет-ресурсов, сообщений учащихся.

Тема: «Мировая политика и международные отношения».

Актуальность темы:

В современном мире с ядерным оружием и химическими производствами применение силы в соперничестве государств на международной арене опасно уничтожением человечества. То есть сегодня ни одно государство не может проводить свою политику без учёта интересов мирового сообщества. Поэтому задача международной политики – создать систему международной безопасности, которая основывалась бы на доверии и мире, приоритете общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо перестроить механизм международной политики. Это самая актуальная задача для всего человечества!

Поэтому в курсе «основы социологии политологии обязательно необходимо остановиться на проблемах мировой политики и международных отношений.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ: Дать представление студентам о международных отношениях в современном мире.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие аналитического мышления, политической культуры.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание у студентов чувства ответственности за свои поступки, патриотизм, национальное самосознание, толерантность.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Основные понятия по теме:

  • Политика
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Международные отношения
  • Национальные интересы
  • Субъекты международных отношений
  • Национальная безопасность
  • Глобальные проблемы современности

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ:

Основные тенденции развития международных отношений

Сущность международной политики

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Выработать осмысленную позицию по теме

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Традиционные:

-СЛОВЕСНЫЕ

-НАГЛЯДНЫЕ


Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Время

(мин)

Цель этапа

Содержание работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Вводная часть

2

Организующий момент

Приветствие, оценка внешнего вида студентов

Проверка готовности к работе

2

Целеполагание

3

Мотивация познавательной деятельности, активизация познавательного процесса

Актуализация темы, постановка цели занятия (эпиграф) сообщение плана занятий

Осмысление темы и цели занятия

3

Основная часть

План:

  1. Международная политика, международные отношения.
  2. Субъекты международных отношений.
  3. Сущность международной политики.

а) соотношение внутренней и внешней политики

б) сущность внешней политики

IV. Содержание международной политики.

V. Тенденции развития современных международных отношений.

VI. Россия в системе современных международных отношений.

VII. ООН (Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Корея,

13/VI 2944г. -14/XII 2006г.) – доклад студентов

80

Сообщение информации по теме, актуализация знаний студентов

Чтение лекции, постановка проблем вопросов и заданий

Конспектирование плана, осмысление основных вопросов, ответы на вопросы, доклады..

4

Заключительная часть

3

Рефлексия, усвоение и углубление знаний

Подведение итогов лекции, формулирование проблемного задания

Анализ полученных знаний, выводы

5

Задание на дом

2

Формулирование домашнего задания

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания, выработка осмысленной позиции по теме


Конспект лекции

“История человечества – это история войн”

г.Бутуль

Тема: «Мировая политика и международные отношения»

План:

  1. Международная политика, международные отношения.
  2. Субъекты международных отношений.
  3. Сущность международной политики.

а) соотношение внутренней и внешней политики

б) сущность внешней политики

IV. Содержание международной политики.

V. Тенденции развития современных международных отношений.

VI. Россия в системе современных международных отношений.

VII. ООН (Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Корея,

13/VI 2944г. -14/XII 2006г.) – доклад студентов

Ход занятия

Вступление

А знаете ли вы что?

- за последние 55 веков мирными были всего 300 лет

- всего произошло 14,5 тыс. войн (+2 мировые)

- во всех войнах погибло 3,6 млрд. человек

Согласитесь, что все эти факты заставляют задуматься над природой и содержанием Международной политики, чем мы сегодня и займемся.

  1. Международная политика, международные отношения

Политика – это основное средство управления обществом (политики – главные профессиональные управители страной.).

По сферам и направленности политика делится на:

  1. Внутреннюю
  2. Внешнюю (взаимодействие между суверенными государствами) – двухсторонняя, блоковая, мировая.

До сих пор политика рассматривалась нами в границах национальных государств, сегодня мы поговорим о том, как сами независимые государства (которых сегодня насчитывают примерно 230 стран) взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами мировой политики более высокого уровня.

Итак:

совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других взаимоотношений и связей между субъектами мирового сообщества – есть международные отношения, ядром которых выступает международная политика.

II. Субъекты международных отношений

Главными действующими лицами международных отношений (субъектами) выступают не только государства!

Кроме них на международной арене действуют:

  • ООН
  • международные правительственные и неправительственные организации
  • специальные учреждения и организации, занимающиеся политикой социального, экономического развития, разоружения, безопасности.

Пр.: “Большая семерка” – ведущие мировые державы, постоянно координирующие свою политику:

Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Ежегодные встречи «7-ки» проводятся с 1975г., где, обсуждаются насущные экономические проблемы, по которым вырабатываются согласованные решения.

“Совет Европы” – возникла в 1949г., всего 40 стран, находится в Страсбурге (Франция). Россия вошла с 28/II 1996г.

Это консультативная политическая организация европейских государств, занимающаяся: единством стран, правами человека, экономикой, разоружением, образованием, молодежной политикой, охраной природы, и др. + европейский суд и европейская комиссия по правам человека.

“Парижский клуб кредиторов” - занимается урегулированием внешней задолжности государств друг другу (1997г.)

“Лондонский клуб” – улаживающий долги государств зарубежным коммерческим банкам. (1997г.)

“ОБСЕ” – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (55 государств.).

И др. организации.

III. Сущность международной политики.

Итак, существует множество международных организаций, а международная политика способна обеспечивать прогресс и развитие квазиобщества.

Но тогда почему человечество большую часть своего существования провело в войнах?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики, что в свою очередь требует уяснить связь внешней и внутренней политики.

а) соотношение внутренней и внешней политики

По соотношению политики внутренней и внешней можно отметить 3 точки зрения:

1) отождествление политики внутренней и внешней

Г.Моргентау (профессор Чикагского университета)

“Сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя и внешняя политика есть борьба за силу, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах.”

2) Людвиг Гумпилович (1838-1909) австрийский социолог

“Внешняя политика определяет внутреннюю”.

Он сформировал систему законов международной политики:

- где борьба за существование главный фактор!

- соседние государства постоянно борются друг с другом из-за приграничной линии;

- любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии; (пример: любое государство стремится к выгодным приобретениям – морю, как средству приобретения могущества.)

-внутренняя политика должна быть подчинена усилиям наращивания военной силы; (с помощью которой обеспечиваются ресурсы для выживания государства).

? (приведите примеры из истории России подтверждающие законы Гумпиловича)

3) Внешняя политика определяется внутренней и является продолжением внутреобщественных отношений, и интересов господствующих классов.

Марксизм

Вывод: очевидно, что в каждой точке зрения есть рациональное зерно. Однако отметим, что доминирует внешняя или внутренняя политика зависит в каждом случае от конкретно-исторических обстоятельств.

б) сущность внешней политики

Сущность международной политики понимается по-разному.

Есть несколько концепций.

1)”Силовая концепция”- политика есть борьба за силу, и вытекает из стремления человека доминировать, господствовать. (американский учёный Г.Моргентау).

2)”Биологическая” – утверждает о биологической природе международной политики, где агрессивность государств обосновывается “врождённой агрессивностью человека” естественный инстинкт которого - “убивать при помощи оружия”.(Г.Бутуль - современный франц. Исследователь).

3) “Общественная” – международная политика – это общественное явление, которое обусловлено влиянием на неё экономических, социальных, культурных и иных факторов.

(Мухаев Р.Т.)

Действительно, в современных условиях на внутреобщественные отношения всё большее влияние оказывают:

  • энергетическая и сырьевая проблемы;
  • усиливающийся разрыв между уровнем жизни населения промышленно развитых стран и отсталых;
  • распространение ядерного оружия;
  • обострение глобальных проблем;
  • рост международного терроризма и т.д.

IV. Содержание международной политики.

В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной (мировой) политике - национальные интересы.

а) Национальные интересы - Это сознание коренных потребностей государства и отражения их в деятельности его лидеров.

Понятие “национальный интерес” (концепция разработ. Г.Моргентау) состоит из:

  1. природы интереса, (который должен быть защищён.)
  2. политического окружения , в котором действует интерес;
  3. национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств

Вывод

Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности – физического выживания!

(Г.Моргентау – с.358)

? Как вы думаете, осуществляя собственный национальный интерес, должно ли уважать, или учитывать интересы других стран? Почему? (Ядерное оружие)

Только сочетая собственные интересы и потребности других государств, нация может обеспечить свою безопасность.

б) Национальная безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранить свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.

Национальная безопасность государства предполагает:

  • внутреннюю стабильность, надёжную обороноспособность
  • суверенитет
  • независимость, территориальную целостность

Вывод

В современных условиях при сохранении опасности ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности!

Поэтому сегодня наметились позитивные тенденции развития современных международных отношений

V. Тенденции развития современных международных отношений

Современные тенденции:

1) взаимоотношения, основанные на принципах партнерства и сотрудничества (что гораздо плодотворнее, чем противоборство)

2) деидеологизация международных отношений, освобождение от идеологических предрассудков (капитализация, социализация);

3) рассредоточение власти в мировой политике (т.е. переход этой власти из рук 1-2 стран в руки широкого круга стран.)

Пр. СССР – США – проявление эгоизма, диктаторства и ущемления интересов других стран со стороны США – необходим баланс сил, несколько центров

4) демократизация и гуманизация мировой политики, которая проявляется:

  • в открытости границ, обеспечении свободы передвижения для людей и их защищенности в любой точке планеты.
  • приоритетности прав человека над правами государства
  • коллективном осуждении и принятии совместных мер против терроризма, экологической и военной угрозы и т.д.
  1. расширении международных отношений (т.к. сегодня на международной арене взаимодействуют не только, государства, но и общественные движения, деятели, граждане, церковные и другие организации.

VI. Россия в системе современных международных отношений

? Каково место России в системе современных международных отношений.

Сегодня, каждая страна имеет свой определенный вес в международных делах. Он зависит от способности государства влиять на политику других государств. На место России в системе международных отношений существует 2 диаметрально противоположные точки зрения.

Куликов Л.М. считает, что Россия занимает благоприятные геополитические позиции, являясь:

  • крупнейшим по территории
  • шестым по численности населения государством. Высок и международный престиж Российского государства , являющегося:
  • постоянным членом “Совета Безопасности” ООН
  • участником заседаний 7-ки стран
  • членом Парижского клуба кредиторов
  • членом Лондонского клуба
  • членом Совета Европы
  • и т.д. (учебник Куликов)

Мухаев Р.Т. считает что, лишь один фактор, заставляет считаться с Россией – наличие у нее ядерного оружия.

Россия:

  • не выработала модель поведения, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам;
  • снизилась экологическая, технологическая, военная мощь России
  • Россия одна противостоит военной машине НАТО (базы НАТО: Прибалтика, Украина)

?А какой точки зрения придерживаетесь вы?

Методические рекомендации

Лекция может быть использована для самостоятельной подготовки студентов по теме (в данном случае алгоритм работы следующий)

  1. Ознакомиться с содержанием лекции (просмотреть мультимедийное пособие).
  2. Выучить основные понятия по теме
  • Политика
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Международные отношения
  • Национальные интересы
  • Субъекты международных отношений
  • Национальная безопасность

Задание 1 уровня.

Ответить на вопросы

- назовите глобальные проблемы современности?

- укажите основные тенденции развития международных отношений?

- почему человечество большую часть своего существования провело в войнах?

- каковы особенности международной политики?

- назовите субъекты международных отношений?

Преподаватель может составить свои вопросы к лекции в зависимости от подготовленности аудитории, возраста и т.д.

Задания 2-го уровня более сложные, например:

1) изучить дополнительную литературу и интернет-ресурсы и подготовить сообщения:

- Глобальные проблемы современности

- ОБСЕ

- Парижский, Лондонский клуб кредиторов

- Совет Европы

- ООН

2) Составить каталог сайтов по теме «Мировая политика и международные отношения»

3) Подобрать из различных источников, литературы, факты подтверждающие

- законы международной политики (пример: любое государство стремится к выгодным приобретениям и т.д.)

- тенденции развития современных международных отношений

Задания этого уровня готовят студента к самостоятельному поиску, систематизации, отбору материала, позволяет вырабатывать умение публично выступать.

Задания 3-го уровня.

1) Высказать своё мнение, аргументированную позицию , написать сочинение – эссе на тему:

«Какое место занимает Россия в системе современных международных отношений?».

Таким образом, лекция позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся, к аудитории, отработать основные понятия, умения и навыки, а также самостоятельно изучить тему, используя мультимедийное сопровождение.

Литература для преподавателя:

  1. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии
  2. Коротец И.Д., Тальнишних Т.Г. основы социологии и политологии: Учебное пособие.- М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К» Ростов н/д: Академ-центр, 2008г
  3. Кравченко А.И.Основы социологии и политологии: - М.: Академический проект; Мир 2007г
  4. Кредер А.А. Новейшая история XX века:-М.:ЦГО,1996..
  5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. : учеб.пособие.-Финансы и статистика,2008..
  6. Мухаев Р.Т. Политология.-М.:Дрофа,1997.
  7. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средне – специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997г.
  8. Конспект лекции
  9. Интернет-ресурсы

WWW.un.org/russian

WWW.3planet.ru

Литература для студентов:

  1. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии
  2. Кредер А.А. Новейшая история XX века:-М.:ЦГО,1996..
  3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. : учеб. пособие. - Финансы и статистика,2008..
  4. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Дрофа,1997.
  5. Конспект лекции
  6. Мультимедийное сопровождение лекции

Мировая политика и международные отношения