«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры»
«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры»
Пискунова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МКОШИ «Общеобразовательная школа интернат основного общего образования № 1», г. Астрахань.
Аннотация
Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках физкультуры – тема М. О. учителей-предметников на 2015 – 2015 учебный год. Раскрытие индивидуального потенциала ученика, реализация личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, социализация.
Цель: создание благоприятных условий для развития обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения.
I. В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально-одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.
Даже краткое описание двух генеральных линий развития ребенка убеждает в необходимости педагогического обеспечения (сопровождения) каждой из них. Однако крайне редко то, что безоговорочно воспринимается на теоретическом уровне, также без оговорок реализуется на уровне практической деятельности. На практике, как правило, возникает крен в ту или иную сторону.[3]
Дифференцированный подход в обучении – это создание педагогом небольших гомогенных групп внутри школы, класса (с учетом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности) и организация учебно-воспитательной работы, способствующей развитию этих групп. Для разных видов деятельности состав групп может меняться. Цель дифференцированного подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.[5]
Среди трудностей в использовании дифференциации и индивидуализации обучения на современном уроке выделены следующие:
1. Структура и специфика урока обуславливается поставленными целями и задачами. В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся.
Темп учебной работы, то есть способность ученика достичь в определенный срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением – умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т. д.[5]
У нас обучаются ученики, которые сразу не усваивают обязательный материал, и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними работают индивидуально. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.
2. Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей: неумением контактировать друг с другом, трудностями межличностного общения; эгоцентризмом, желанием выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся; завышенной (или, наоборот, заниженной) самооценкой.
Решение данной проблемы нам видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива.
3. Следующие проблемы встречаются преимущественно в старших классах, однако уходят своими корнями в начальную школу и относятся к умению работать с текстом и развитию речи:
Неумению читать, когда основное усилие уходит на скорочтение, а не на усвоение текста;
Неумение выбирать из текста главное;
Ограниченному словарному запасу и нежеланию работать со словарем;
Неумению строить рассказ с применением предметной терминологии;
Неумению работать с планом;
Речевым ошибкам; неправильному построению предложений, неверному использованию слов в контексте предложения, использованию разговорной, просторечной, жаргонной лексики, слов-паразитов и т. д.;
Неумению самостоятельно работать с учебным материалом, сопровождающемуся отсутствием инициативы со стороны детей и взрослых, потерей увлеченности.[2]
Способами решения данной проблемы, по нашему мнению, являются создание алгоритма и постоянное его использование на уроке; требование от учащихся полных развернутых ответов на поставленные вопросы; привлечение психолога, создание групп общения, в которых в полной мере будут реализованы коммуникативные функции и осуществлены межличностные контакты; проведение уроков-диспутов, ведение дискуссий на уроках; опробование учеником себя в роли учителя, учащегося, слушающего, оценивающего и т. д.
II. Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода в физическом воспитании.
В настоящее время наметилась тенденция повышения значимости физического воспитания учащихся. Увеличение интеллектуальных нагрузок и заболеваемости школьников требует от образовательных учреждений такой организации физической активности, которая не только позволит восстановить затраченные силы, но и воспитает у молодого поколения потребность в ведении здорового образа жизни.[4] Эту задачу решают, прежде всего, учителя физической культуры.
Потребность в движениях у человека относится к числу наиболее значимых, я, как педагог по физической культуре, использую ее с целью воспитания определенных личностных качеств (инициативности, ответственности), а также совершенствования двигательного аппарата. А. В.Родионов считает двигательную активность необходимым условием жизни. Он отмечает, что эволюционное развитие предопределило нормальное функционирование всех органов и систем только при наличии оптимальной физической нагрузки.[9] О большом развивающем и восстанавливающем потенциале спорта и физической культуры писал Б. А.Вяткин. Исследователь говорил о спорте, как об особой и специфической деятельности, способствующей гармонизации интегральной индивидуальности человека. Известно, что даже небольшие физические нагрузки, которые испытывает ученик на уроке физического воспитания, содействуют формированию выносливости, собранности, работоспособности. Л. И.Лубышева указывает на важную роль спорта в процессе социализации личности. Однако те возможности, которые предоставляет физическая культура, реализуется подчас не в полной мере. Это связано не только с проблемами оснащенности спортивным инвентарем, содержанием и благоустройством спортивных залов, сколько с недостаточно серьезным отношением многих учеников к урокам физического воспитания.[5] Последнее во многом зависит от моего профессионального уровня (профессионализма личности). Среди профессионально важных качеств я выделяю способность гибко реагировать на требования практики, критически оценивать свой опыт, управлять познавательной и общественной активностью воспитанников. Не менее значимым для меня, как для любого специалиста в области образования и воспитания, является качество заботливости, которое способствует наиболее продуктивному решению воспитательных и образовательных задач. Под заботливостью мы понимаем способность личности осознавать потребности, цели, ценности, смыслы, тенденции развития другого человека, переживать степень их реализации, а также осуществлять действия, направленные на создание условий для их воплощения с целью содействия социально-психологической адаптации и личностному росту другого человека.[1] К заботливому педагогу ученики проникаются доверием. Интерес к учителю обуславливает возникновение интереса к преподаваемому им предмету, более качественное усвоение программного материала. Не менее важно, что заботливый учитель обладает большим авторитетом среди учащихся и может служить для них примером. Способы нормативного, социально одобряемого поведения, которые он демонстрирует, легко усваиваются учениками. Высокий уровень обученности и воспитанности школьников говорит об эффективности деятельности учителя.
Забота педагога по физическому воспитанию об учениках отмечается своей спецификой. В центре внимания в данном случае находится не столько личность ученика, сколько его жизнь и здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность травматизма. Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я организую урок так, чтобы воспитанники избежали чрезмерных нагрузок, иногда влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер физических упражнений дифференцируются в зависимости от состояния здоровья ученика, уровня работоспособности, индивидуальных и индивидных особенностей.[7] Эти особенности во многом определяют овладение новыми видами двигательной активности, сдачу нормативов. Я забочусь, как педагог, чтобы ученики, отличающиеся слабой физической подготовленностью или имеющие нестандартное телосложение, не испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям (скорость бега, длина прыжка), но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает переживание ими положительных эмоций от своей активности. Это способствует формированию положительной «Я» концепции, где представление о своей телесности и ее оценка занимают важное место.[6] В то же время на уроках физической культуры можно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для них особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Это позволяет не только одному педагогу, но и школе как социальному институту не потерять возможности оказывать позитивное влияние на формирование личности таких учеников.[9] Отмечая их успехи, я как учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет стимулировать преодоление трудностей как на спортивной площадке, так и в учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Ананьев П. Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис.- М.,2000.
Аносова М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения //Педагогика и психология здоровья. - М.,2003.
Беличеа С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. – М.,1993.
Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. – М.,2002.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.,2002.
Педагогика и психология здоровья / Под. ред. Н. К. Смирнова, - М.,2003.
Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье // Человек. Культура. Здоровье. – М., 1997.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,АРКТИ, 2006.
Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002.