Да и нет
"Да будет слово ваше да, да; и нет, нет..." (Мф.5:37). Что за добродетель, одна - в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, "да" говоря, "да" и думали? И чтобы, "нет" отвечая, "нет" помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня "широка зело" (Пс.118:96), и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией.
Часто ли случается нам эти слова произносить? Часто... А умеем ли мы на самом деле говорить - "да" и "нет"? Понимая, отдавая себе до конца отчет в том, что значат они, направляя при этом рождающее их сердце не по собственной его воле, а по той самой воле Божией?
Если спрашивают нас люди лишь о каких-либо фактах - нашей жизни или окружающей действительности, то по совести христианской остается лишь сказать правду: подтвердить их мнение или опровергнуть, даже если нам это почему-то и бывает не с руки. И нелегко это всего чаще. Это - о лукавстве и нелукавстве.
Но можно коснуться и другого - не фактов, а готовности нашей. Готовности откликнуться на обращенную к нам просьбу, высказанное (а порой и невысказанное) пожелание или повеление даже. Или - неготовности.
Кому незнакомо: ты усталый, замученный, хлопот, забот не счесть, проблемы - одна на другой сидит и ею погоняет... Думаешь: хоть бы помог кто! А вместо этого спрашивает тебя друг, товарищ по работе, начальник, прохожий на улице: "А ты бы не мог?.. А вы бы не могли?..". И ты еще не знаешь даже, о чем речь, но ответ готов: "Нет! Оставьте меня все в покое, нет у меня ни сил, ни возможности...". Иногда он тут же попадает на язык и с языка срывается - словами резкими и обидными, или просто - отрывистыми, холодными, недружелюбными. Иногда успеешь его удержать, но взгляд еще красноречивей выдаст все, что сказать хотелось.
А попросить-то тебя хотели о чем-то столь простом, что ты и сделал бы, не заметив. Ни труда, ни времени не потратил бы, и радость бы на сердце от дела доброго осталась. И у просителя - тем паче радость. А так - и у тебя, и у него тяжесть на душе, осадок неприятный, противный. Было тебе нехорошо до того, а после - просто плохо стало.
Или - того хуже: попросить тебя человек собирался о чем-то таком, в чем просто нельзя отказать, как бы ты ни устал, как бы ни спешил. Не скажу - о помощи умирающему, - это редко, это больше к нашему брату священнику относится. Нет, например, о деньгах взаймы, потому что семье есть нечего, или о совете в таком деле, в котором ты специалист, а спрашивающий профан, а дело-то важное. Или всего-навсего о том, чтобы ты выслушал брата своего, потому что беда с ним случилась, а поделиться не с кем. Мало ли о чем еще... О чем-то таком, в чем тебе самому больно было бы и горько отказ услышать.
Поэтому надо обучать свое сердце не торопиться отвечать "нет", быть всегда расположенным сказать "да", просто - быть расположенным, открытым, а не закрытым для того, кто в него постучится.
Но и "нет" тоже надо научиться говорить - тогда, когда это необходимо. Это не так просто, как кажется, ничуть не проще, чем "да". А подчас и трудней.
Редко ли бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда совесть требует сказать "нет"? Привлекают нас к какому-то делу, а мы понимаем, что есть в нем что-то недоброе, неправильное... Говорят плохо о ком-то, кого мы знаем и с кем дружны, и нас спрашивают: "Ну ведь так же?..". Да, в конце концов, курицу жареную в постный день предлагают: "Будешь?..". Знаем, какой ответ надо дать, но... Но так не хочется обидеть кого-то - важного или просто знакомого, так не хочется конфликта, дискомфорта душевного, что проще, кажется, не возражать. Однако так бывает - раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим. О таком рабстве, о такой порочной зависимости от человеческих мнений и отношений говорит Господь: "Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете" (Ин.5:44). Хотя какая уж тут слава!
А порой может идти речь не о чем-то плохом или тревожащем совесть, а просто о том, что на самом деле не по силам. Не потому, что жалеем себя, не потому, что малодушны, не потому, что ленивы. Реально не по силам: нет умения или нет физических возможностей, или здоровья. И боязно отказать, страшно обидеть, и соглашаешься. А потом... Потом либо слом, срыв наступает, когда ничего больше делать не можешь и ропот на все и на всех поднимается. Или с треском проваливаешь то, за что по мягкодушию своему взялся. Или в небрежении остаются другие дела, за которые некому, кроме тебя отвечать, а возможно, что и люди, тебе близкие и дорогие...
...Как разобраться, когда говорить "да" и когда "нет"? Пожалуй, не так это все же и сложно, если думать при этом не о том, чего хотят от нас люди и чего хотим мы, а о том, чего хочет Господь.