Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения
Лекция 3
План:
1) Философия Средних веков;
2) Философия эпохи Возрождения.
1. Базовым принципом философии Средних веков является теоцентризм. Если переводить дословно, то теоцентризм означает «Бог в центре мира».
Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен, неизменен и абсолютен. Он является причиной всего, что есть; а сам он причины не имеет, так как является причиной самого себя.
Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив. Если Бог имеет причину в самом себе, то сотворённый мир имеет причину в другом в Боге. Бог это единственное начало, которое имеет причину в самом себе.
Бог трансцендентен по отношению к миру.
Из базового принципа философии вытекают все остальные принципы.
Вторым принципом философии Средних веков является креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis творение) принцип творения. Согласно этому принципу, Бог сотворил мир из ничего.
Третьим принципом является принцип приоритета веры над разумом. Для Средневековой философии характерно негативное отношение и недоверие к человеческому разуму. Человеческий разум слаб, ограничен и не может достигнуть истинного. Истина может стать доступной человеку только в минуты откровения, когда Бог сам открывает свою вечную истину.
Функция разума вторична. Отсюда можно сделать вывод, что философия это служанка Богословия. То есть философия выполняет вторичную функцию по отношению к Богословию.
Четвёртым принципом философии Средних веков является принцип спасения. Согласно этому принципу, цель жизни человека заслужить спасение.
Пятым принципом является провиденциализм принцип предопределённости. Согласно этому принципу, Бог заранее предопределил, что произойдёт в мире. То есть всё, что сейчас в мире происходит, происходит по предопределению Бога.
По базовым принципам философии можно сделать вывод, что вся Средневековая философия представляет собой не что иное, как религиозную метафизику (метафизику Бога).
Основные этапы философии Средних веков:
1) Апологетика (от греческого «апология» - защита).
Как известно, христианская религия возникла в конце Древнего Рима. И тех, кто первоначально оказывал всякое неповиновение, сжигали и казнили. Поэтому, главной задачей апологетики является защита и оправдание мироучения.
Главным представителем является Тертуллиан. Основу его учения составляет противопоставление религии и разума. Это противопоставление доходит до того, что Тертуллиан утверждает, что «истинная вера основывается на абсурде». По его мнению, абсурд это то, что возникает под воздействием разума. Отсюда возникает основной тезис Тертуллиана: «верно потому, что абсурдно».
Разум должен быть принесён в жертву вере: человек должен отказаться от разума и только тогда он обретет истинную веру. Но, в свою очередь, вера это абсурд. То есть человек должен отказаться от разума и прийти к абсурду, только тогда он обретёт истину.
Другим представителем апологетики является Юстин Мученик. Он утверждает, что философия, опирающаяся на разум и религия, опирающаяся на веру это две ветви одного дерева. И философия, и религия постигают одну и ту же истину Бога, но разными способами: философия с помощью разума, а религия с помощью веры.
Рис. 2 «Юстин Мученик»
2) Патристика(от греч. , лат. pater отец) это период отцов в церкви.
Христианство превращается в развитую религию, соответственно появляется необходимость обоснования этого с помощью церковных догматов. Августин Блаженный заложил догмат о христианстве и стал создателем церковной догматики. Он исходит из философии Платона. Августин принимает деление Платона на мир вещей, который доступен нашему восприятию и на мир истинный (сверхчувственный), который не доступен нашему восприятию. Единственным отличием учения Августина от учения Платона является то, что там, где у Платона были идеи, у Августина становится Бог. То есть Августин ставит Бога на место «платоновских» идей.
Бог находится в высшем мире и, согласно Августину, он является абсолютным всемогуществом и абсолютным добром. Бог трансцендентен миру. То есть Августин разрабатывает философскую метафизику, приспособляет её для сферы христианского учения, для религиозной сферы.
Однако, Августин столкнулся с серьёзными проблемами, одной из которых является проблема зла в мире. Если Бог является абсолютным добром и абсолютным всемогуществом, то возникает вопрос: откуда в этом мире берется зло?
Августин рассматривает два варианта, оба из которых неприемлемы:
1) Бог сам допускает зло в мире, то есть сам его творит. Этот вариант неприемлем, так как если Бог допускает зло, тогда он сам злой; но Бог не может быть таким, так как он должен являться абсолютным добром.
2) Бог не может устранить зло, которое возникает само по себе. Этот вариант так же является неприемлемым, так как если Бог не в состоянии справиться со злом, то он не всемогущий.
Возникает противоречие: либо Бог злой, либо Бог слабый. Но, ни то, ни другое невозможно.
В двадцатом веке Эйнштейн доказал, что темноты не существует, так как темнота это всего лишь отсутствие света.
И Августин нашел выход: «Зла нет, зло это только отсутствие добра».
Вторая проблема, с которой сталкивается Августин это противоречие между принципом провиденциализма и утверждением о том, что человек обладает свободной волей. Как мы помним, принцип провиденциализма утверждает, что всё предопределено заранее Богом.
Возникает противоречие, если Бог заранее всё предвидит и предопределил, тогда получается, что люди не свободны; или если же люди свободны, тогда получается, что Бог не всё предопределил.
Августину принадлежит оригинальная теория времени: Бог существует в вечности, в божественном мире нет никакого времени. Время есть только в низшем мире.
Августин утверждает, что хотя Бог знает о поступке человека, но никак на него не влияет и человек всё равно выбирает сам.
Августину принадлежит оригинальная теория времени, которая в какой-то степени определила свою эпоху.
Самой первой строкой в Библии и в Коране сказано, что «вначале сотворил Бог небо и землю». Августин задаётся вопросом, что это за начало: в каком начале Бог сотворил небо и землю? В какой момент времени Бог начал творить, и что было до этого? Сущность Бога заключается в творении, поэтому он не мог сидеть и ничего не делать, а в какой-то момент времени взять и начать творить. Бог творил всегда: в этом его сущность. Отсюда Августин делает вывод: Бог существует в вечности, а в божественном мире нет никакого времени ни прошлого, ни будущего, ни настоящего. Время есть только в низшем мире.
Возникает вопрос, какое есть наше время?
Что такое прошлое? Прошлое это то, чего уже нет. Получается, что прошлого нет. Прошлое это отсутствие.
Что такое будущее? Будущее это то, чего еще нет. Следовательно, будущего нет.
Остается настоящее, но возникает вопрос: какое время принять за настоящее (к примеру, один год или час, одну минуту или секунду)? Следовательно, настоящего тоже нет, оно не исчезает переходит в прошлое.
Получается, что физически времени нет, однако оно есть психологически.
Что такое прошлое с психологической точки зрения? Прошлое это наша память.
Что такое будущее? Будущее это наше воображение.
Настоящее это восприятие актуального: то, что мы в данный момент воспринимаем это является нашим настоящим. Это может быть одна секунда, минута, час или полтора часа и т.д.
3) Схоластика это период, когда появились идеологические школы, которые разрабатывали религиозную догматику.
Главной проблемой является спор об общих понятиях. Здесь общие понятия это первоначала единичных вещей. Платон, как мы помним, говорил, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Сначала в высшем мире существуют понятия человека и идеи человека, а уже потом, в низшем мире, вытекают отдельные люди. Аристотель, как мы помним, с этим был не согласен.
Соответственно выделяются следующие направления по данной проблеме:
а) Номинализм. Представителем является Уильям Оккам.
Номиналисты утверждают, что общие понятия сами по себе не существуют, существуют только отдельные предметы. А общие понятия это только слова, которые обозначают предметы. Например, существуют отдельные люди, а человечество это только слово, которым можно называть совокупность всех людей. Никакого человечества не существует, есть только отдельный человек. То есть именно Оккам из номиналистов исследует Аристотеля.
Если бы существовал человек как таковой и человечество. Тогда Бог не мог бы уничтожить одного человека, не уничтожив сразу всех людей, поскольку человек как общее понятие, если бы он существовал, то должен был бы присутствовать сразу во всех людях. Значит, если Бог уничтожает одного человека, то он уничтожает общее понятие и сразу всех людей.
Отсюда вытекает принцип «Бритвы Оккама»: не нужно уничтожать сущности без надобности.
б) Реализм. Представителем является Фома Аквинский. Он является последователем Платона.
Аквинский утверждает, что общие понятия не только есть, они ещё и предшествуют единичным предметам. Общие понятия являются теми образцами, на основе которых возникают единичные предметы. То есть все единичные предметы это итоги общих понятий. Каждый человек это итог общего понятия и идеи человека.
в) Концептуализм. Представителем является Пьер Абеляр.
Рис. 6 «Пьер Абеляр»
Концептуализм пытается объединить номинализм и реализм. Если номинализм утверждает, что общие понятия существуют после вещей, а реализм утверждает, что общие понятия существуют до вещей, то концептуализм утверждает, что общие понятия существуют и до вещей, и после вещей, и в самих вещах.
Общие понятия до вещей это ни что иное, как образцы (идеи), по которым строятся эти вещи.
Общие понятия в вещах это сущность каждой вещи.
Общие понятия после вещей это результаты обобщения.
Рациональные доказательства бытия Бога по Фоме Аквинскому:
1) В этом мире всё постоянно течёт и движется. Источником движения одного предмета является другой предмет, однако источником этого предмета является третий предмет, движением третьего четвёртый и так далее. Но этот ряд, согласно Фоме Аквинскому, не может быть бесконечным. Должен быть первый источник движения, который будет являться побудителем этого движения. И таким побудителем движения является Бог. Если бы Бога не было, тогда бы мир двигаться не мог. Следовательно, Бог существует.
2) Каждая вещь в этом мире имеет причину, однако причина этой вещи имеет другую причину, а причина этой имеет третью причину и так далее. Возникает вопрос: что является первой причиной возникновения? Самой первой причиной является Бог, поскольку он является причиной самого себя. Следовательно, Бог есть.
3) В этом мире всё отличается по совершенству друг од друга: одна вещь более совершенна, другая, наоборот, менее совершенна. Но есть вещь более совершенная, чем эта совершенная вещь и так далее. Бог является тем, совершенством, совершеннее чего не может быть. Бог это первичное абсолютное совершенство.
4) В этом мире у всего есть своя цель или назначение. Одна цель предполагает другую, другая третью и так далее. Должна быть некая высшая цель, которая составляет цель всех целей и этой целью является Бог.
5) В нашем мире любая вещь может быть, а может и не быть. Она может существовать, а может и не существовать: сегодня этот предмет есть, а завтра его уже нет. Должен быть какой-то источник их существования, то есть должна быть такая вещь, без которой существование других вещей невозможно. Таким источником существования не может быть вещь, которая так же может не быть. Итак, необходима вещь (сущность), которая необходима для существования других вещей и которая не может не быть. Такой сущностью является Бог. Бог есть источник существования всех отдельных вещей.
Общие выводы философии Средних веков:
1) Главным в Средневековой философии является разработка античной метафизики.
2) Бог занимает то место в Средневековой философии, которое у Платона занимали идеи, а у Парменида бытие.
Бог это и есть бытие или первоначало с точки зрения философии Средних веков.
2. Философия эпохи Возрождения.
Принципы философии эпохи Возрождения:
- Первым базовым принципом является антропоцентризм(от греч. человек и лат. centrum центр). Если в Средневековье был космоцентризм, где центром являлся космос, то в философии эпохи Возрождения в центре мира оказывается человек. Человек становится равным Богу. Человек начинает мыслить как равный Богу. Человек это центр мира, венец творения, источник совершенства и вообще, по своему могуществу, равен Богу.
- Гуманизм(от лат. человечный) это учение, согласно которому высшей ценностью в мире является человек. В Средневековье это было совсем не так: там высшей ценностью являлся Бог.
- Пантеизм. Если дословно переводить с греческого языка, то пантеизм означает, что «всё есть Бог». Пантеизм есть ни что иное, как преодоление Средневекового теоцентризма. Согласно Средневековому теоцентризму, Бог трансцендентен по отношению к миру: Бог находится в высшем мире. Пантеизм же, напротив, утверждает, что Бог не трансцендентен по отношению к этому миру. Наоборот, он присутствует во всём, что находится в этом мире: в любом человеке, в любой букашке, в камне и вообще в любом предмете.
Следовательно, человек равен Богу.
4) Секуляризация(от лат. saecularis мирской) это процесс отделения культуры от церкви.
В эпоху Возрождения культура начинает преображаться: появляются светские сюжеты, начинает изображаться человек, его сущность. Соответственно, философия эпохи Возрождения тоже меняется.
) Культ сильной, разносторонней и творческой личности. Он полностью вытекает из антропоцентризма и гуманизма. В философии эпохи Возрождения идеалом становится человек активный, разносторонний, образованный и, самое главное, творческий.
Примером является Леонардо да Винчи. Он преуспел во многих областях: он был и художником, и учёным. То есть у человека появляется способность творить во всех областях. Самое главное, у человека появляется способность к творчеству. В Средневековой философии это было невозможно, потому что творит только один Бог, а человек это главное существо, сотворённое Богом. В философии эпохи Возрождения человек равен Богу, поэтому именно человек творит окружающий мир, преобразует его, делает лучше. Человек творит самого себя и свою жизнь. Человек является хозяином себя и своей судьбы.
Это базовые принципы, на которые опирается философия эпохи Возрождения.
Основные учения:
) Наиболее значимыми мыслителями были Джордано Бруно и Николай Кузанский.
Рис. 7 «Джордано Бруно» Рис. 8 «Николай Кузанский»
Николаю Кузанскому принадлежит учение о том, что наш мир и космос бесконечен. То есть представление о том, что наш мир и космос бесконечен впервые возникло в эпоху Возрождения в учении Николай Кузанского. Если в античной философии космос представлялся как конечный и ограниченный, то в учении Кузанского он начинает выглядеть как бесконечный. При этом Кузанский разрабатывает пантеизм: это учение принадлежит именно ему. Соответственно, во всём этом бесконечном космосе есть Бог. Каким образом Кузанский пришёл к этому учению?
Основные положения:
а) Бог бесконечен;
б) Бог есть везде.
Отсюда логически вытекает вывод, что если бесконечный Бог находится везде, тогда само «везде» тоже будет бесконечным, значит, бесконечный Бог не может уместиться в конечном ограниченном мире. Бесконечному Богу нужен бесконечный мир. Отсюда следует, что мир бесконечен. В итоге, Бог равен космосу. Бесконечный Бог и бесконечный космос это одно и то же. Любая часть этого бесконечного космоса это всё равно Бог.
Джордано Бруно разрабатывает это учение. Он приходит к выводу, что если Бог и мир бесконечны, космос тоже бесконечен, то в этой бесконечной вселенной должно быть бесконечное число миров, подобных нашему. Поскольку Бог бесконечен, то он каждую секунду творит новый мир: создаёт бесконечное число миров. Так как это учение явно противоречит церкви, Джордано Бруно сожгли на костре.
) Томас Морг. Написал знаменитую книгу «Утопия» об идеальном государстве, где все равны между собой, свободны и счастливы.
Рис. 9 «Томас Мор»
) Никколо Макиавелли другой представитель философии эпохи Возрождения.
Рис. 10 «Никколо Макиавелли»
- Парацельс Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
Рис. 11 «Парацельс»
Общие выводы философии эпохи Возрождения:
- Философия эпохи Возрождения представляет собой переходный этап между философией Средних веков и философией Нового времени.
- Главной заслугой философии эпохи Возрождения является преодоление Средневекового теоцентризма. Преодоление Средневекового теоцентризма позволило поставить в центр мира человека. Отсюда создаются необходимые условия для появления метафизики и философии Нового времени.
9
Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения