Философия как тип мировоззрения

Лекция 1
Философия как тип мировоззрения
План:
1) Культура как феномен;
2) Исторические типы мировоззрения;
3) Философия как тип мировоззрения и её специфические особенности.

1. В древности под «культурой» понималось возделывание земли, её обработка.

В последствие люди заметили, что обрабатывать и возделывать можно не только землю, но и самого человека. Культура приобрела специфический смысл в воспитании и образовании людей. В последствие это значение углубилось и в современном понимании культура означает всё, что сделано руками человека. Всё, что подвергнуто обработке человеком – это и есть культура.
Совершенная противоположность культуре – то, что не было подвергнуто обработке человеком, называется природой.
Возникает вопрос: почему культура возникла именно у человека? Почему именно у человека появилась потребность преобразовывать и менять природу?
Большинство других живых существ не изменяют, не подстраивают природу под себя. Человек – единственное существо, которое изменяет природу, подделывает её под себя. Человек представляет собой, согласно одной из точек зрения, неудачное, больное, слабое животное. В отличие от других животных у него нет острых когтей, толстой шкуры и так далее.

Человек полностью беззащитен, по сравнению с другими животными. Перед ним встает выбор: либо он остаётся жить с другими животными, либо он начинает создавать для себя такие условия, в которых он будет выживать, то есть изменять природу. А это означает – создавать культуру. Итак, у человека остается единственный выход: либо он вымирает, либо он создает условия, пригодные для его существования.

2. Важнейшим элементом культуры является мировоззрение.
Мировоззрение – это взгляд человека на мир, определяющий место человека в мире, отношение к себе и так далее.
Мировоззрение бывает индивидуальное и коллективное. Индивидуальное – это мировоззрение отдельного человека, а коллективное – мировоззрение группы людей. Естественно, преобладает коллективное мировоззрение.
В различные эпохи существуют различные мировоззрения, определяющие взгляд людей на мир в целом. Такие мировоззрения называются историческими.


Типы мировоззрения:
1) Миф – тип мировоззрения, который господствовал в древние времена ( в Древней Греции, Древнем Египте, Древнем Риме и т. д.).
Характеристики мифа:
-Для древних людей мифы принимались как реальность, они в них верили. Для современных людей миф – это прекрасная легенда.

- Отсутствие разграничения божественного и человеческого миров. Это означает, что люди и боги, всякие небесные существа живут в одном и том же мире: они общаются друг с другом, вступают в какие-то контакты друг с другом. Если вспомнить греческие мифы, то боги сами выглядят как люди. К примеру, возьмём описание Зевса и Афины: в целом, они внешне мало чем отличаются от людей, обладают таким же характером, как люди и т.д. То есть человеческие и божественные качества не разделены какой-то гранью, что представляет собой единый целый мир.
- Многобожие. Для мифа характерно представление о множестве различных богов. Возьмём мифы Скандинавских стран, Древней Греции, Древнего Египта – везде существует большое количество различных богов.

- Одухотворенность мира. Мир мыслится как живой. Существуют духи камня, дерева, воды и т.д. Они способны мыслить и чувствовать.

2) Религия – это тип мировоззрения, который характерен для Средних веков.
Основные характеристики религии, которые отличают её от мифа:
-Представление о едином Боге.
-Чёткое разграничение и противопоставленность божественного и человеческого миров: люди живут в земном мире – грешном и несовершенном, Бог находится в высшем мире, который представляет собой совершенный мир. Но при этом высший мир недоступен для человека. Сам Бог становится невидимым и неопределимым: никто не знает, как он выглядит и что он из себя представляет. Любое его изображение является несовершенным.


3) Наука – тип мировоззрения, господствующий c Нового Времени (XVII-XVIII-вв.) и до нашего времени. Люди по-прежнему продолжают верить в Бога, однако вера становится фактором индивидуального мировоззрения – каждый человек сам определяет, какому Богу он верит, верит ли он вообще, но определяющей становится наука.
Отличительные черты:
-Религия основывается на вере, а наука основывается на фактах и доказательствах. В религии никто не задумывался о том, как можно доказать существование Бога. Но это доказать невозможно, в него нужно либо верить, либо нет. Доказательство его существования невозможно в принципе. В науке теория принимается лишь после того, как она будет доказана с помощью опыта, то есть после того, как получит эмпирическое подтверждение.

Эмпирическое – это доступное чувственному восприятию.
- В отличие от религии и от мифа, науке не доступен мир в целом. Наука постигает только отдельные части мира.



Но определить мир в целом наука не в состоянии, ей подвластны только отдельные части мира.

Помимо исторических типов мировоззрения существуют два универсальных типа мировоззрения:
1) житейское;

2) философское.
Они называются универсальными, потому что характерны для всех исторических областей, а не только для какой-то одной.

Житейское мировоззрение характеризуется максимальной приближенностью непосредственно на личной данной ситуации, то есть ситуации здесь и сейчас. Для житейского мировоззрения характерны узкопрактические явления. Что бы ни рассказывало житейское мировоззрение, она рассматривает это с точки зрения того, как человек в течение своей жизни может применить данное явление с пользой для себя. Житейское мировоззрение является самым распространенным среди людей ( оно есть у всех ).
Максимально противоположным житейскому мировоззрению является философское мировоззрение. Если житейское мировоззрение нацелено на узкий горизонт повседневных потребностей, то философское характеризуется установкой на максимально полное постижение мира.

Философия ставит своей задачей постичь мир в целом, выявить его первооснову и первосущность.
Если основным вопросом житейского мировоззрения является «как это пригодится, как это может быть полезным?», то для философского мировоззрения основным вопросом является «что является первоначалом всего, что есть?» или «в чём заключается сущность всего того, что есть?»


Отличие философии от всех других типов мировоззрения:

1) Начнем с житейского: философия является не практически ориентированным типом мировоззрения, то есть она ориентирована на достижение конкретных целей, удовлетворении каких-то личных потребностей, которые могут помочь непосредственно в жизни. Вместо этого философия ориентирована на вечные глобальные проблемы мира.
С точки зрения житейского мировоззрения, философия бесполезна. Но с точки зрения философии, житейское мировоззрение характеризуется ограниченностью.
Поскольку философия не имеет никаких практических целей и задач, она является единственным свободным видом мировоззрения, она не привязана ни к одной науке.
Какой человек называется свободным? Такой, который существует и действует только для себя самого, а не для кого-то другого. Поэтому философское мировоззрение называется свободным, так как оно существует для самого себя.


2) Сходства и различия с религией:
а) Общим для философии и религии является установка на рассмотрение мира в целом, они не делят его на какие-то части.
б) И философия, и религия задаются вопросом, что является первоисточником всего мира и бытия: откуда произошло то, что есть и что является причиной появления и развития всего того, что есть.

в) Религия опирается на веру, а философия – на разум: религия просто утверждает о наличии того или иного первоначала, никак не обосновывая это, а философия утверждает о том или ином первоначале и приводит ему логическое рациональное доказательство.

г) В религии первоначало задано и определено. К тому же, оно только одно: Бог – творец мира. В философии существует множество вариантов первоначала, в отличие от религии: если в религии первоначало одно, то философия допускает множество вариантов первоначал. Различные философские школы (различные философы) выделяют самые различные предположения о том, что является первоначалом мира. Философия, по сравнению с религией, не догматична, она допускает полемику, допускает различные варианты решения одних и тех же вопросов.


3) Сходства и различия с наукой:

а) Общим для науки и философии является то, что они обе ориентированы на достижении мира с помощью разума. И философия, и наука представляют собой рациональный способ постижения мира – подход к постижению с помощью разума.
б) Наука постигает только отдельные области мира, а философия – мир в целом. Любая наука выявляет то общее, что характерно только для её области. Философия же выявляет то общее, что характерно для мира в целом, а не для какой-то отдельной области этого мира. То есть философия стремится выявить максимально общее для всего того, что существует.

в) Научные теории, в основном, доказываются с помощью опыта, то есть эмпирически (наглядно). Философские теории в принципе не могут иметь эмпирических доказательств. Философия доказывает свою теорию только с помощью логических рассуждений. Эти рассуждения не привязаны ни к чему конкретному, наглядному, что можно было бы ощутить, потрогать.

Специфика философского знания:

) Философское знание является открытым и незавершённым, то есть нельзя достигнуть конечного результата.

) Философия преимущественно ориентирована на логический рациональный способ постижения мира. Чувственное восприятие философия не считает достоверным знанием, то есть всё, что мы можем непосредственно увидеть, потрогать для философии это не является истинным. Считается, что чувства, зрение, осязание, обоняние, слух вводят нас в заблуждение и дают принципиально ложную искаженную картину мира. Чувственное восприятие не дает нам представление о мире. Всеобщее о мире мы можем познать только с помощью разума. Отсюда, для философии характерна установка на выход за пределы всего того, что дано нам в чувственном восприятии. Философия стремится выйти за горизонт непосредственной достижимости (т.е. выйти за горизонт того, что можно потрогать, почувствовать, увидеть) и прийти к максимально всеобщему. Прийти к максимально всеобщему можно только мысленно, оно не доступно чувственному восприятию. Поэтому максимально всеобщее, к чему стремится философия может быть только мысленно, чувственному восприятию оно не доступно.
Выход за пределы чувственно-воспринимаемого, видимого, непосредственно достижимого к максимально всеобщему и доступному только одному мышлению называется трансцендирование.
Трансцендирование – способ мышления, который выходит за границы чувственно воспринимаемого к максимально всеобщему и только мыслимому.

Максимально всеобщее универсальное первоначало не может быть в принципе, по определению, доступно чувственному восприятию, оно не является конкретной вещью, которую мы можем ощутить, потрогать и так далее.
Философия предельно абстрактна. Отсюда следует, что философия представляет собой попытку дать ответы на предельные вопросы мира и бытия в целом. На противоположном полюсе находится житейское мировоззрение, которое ориентировано на максимально конкретные ситуации, вопросы и так далее.

Промежуточное звено между философским и житейским мировоззрением занимает наука. С одной стороны, научное знание стремится выявить общие законы существования той или иной части мира. С другой стороны, наука ориентирована на практическое применение. В отличие от житейского мировоззрения, наука ориентирована на более широкие вопросы.
Основным методом философского знания является трансцендирование.

  1. Типы философствования.

1) По количеству первоначал:

А) Монизм – это тип философствования, который полагает в основу мира только одно первоначало.

Б) Дуализм – это тип философствования, который полагает в основу мира два первоначала: дух и материя.

В) Плюрализм – это тип мировоззрения, который полагает в основу мира много начал.

2) По качеству первоначала:

А) Идеализм – это тип философствования, который полагает в основу мира идеальное первоначало.
Идеальное – это то, что не доступно чувственному восприятию находится вне пространства и вне времени. К примеру, душа , Бог.

Идеализм бывает двух видов:

-Объективный – это тип идеализма, который полагает в основу мира идеальное первоначало, существующее независимо от сознания человека и идеальное первоначало во многом превосходит сознание человека. Пример объективного идеализма –Бог. Бог – это идеальное первоначало, он не зависит от сознания человека и его превосходит.

-Субъективный – это тип идеализма, который полагает сознание отдельного человека в качестве первоначала. С точки зрения субъективного идеализма, реальность не существует вне сознания человека. Вне сознания никакой реальности нет, реальность только в голове у человека.


Б) Материализм – это тип мировоззрения, первоначалом которого является материя. То, что доступно нашему чувственному восприятию – это есть материальное.


Типы материализма:

-Стихийный (наивный). Согласно этому типу материализма первоначалом мира является одна из природных стихий: вода, огонь, воздух, земля. Кто-то из древних философов утверждал, что всё произошло из воды, другой утверждал, что всё произошло из воздуха и так далее.
Наивным называется потому, что стихия является частью мира, а так как она – есть часть чего-то, то она способна к исчезновению.
-Метафизический. Этот тип материализма появляется в эпоху возникновения юной механики. Согласно метафизическому материализму, материя – это вовсе не природная стихия, а механическое движение атома. В отличие от природных стихий, атомы вечны и неделимы.
-Вульгарный (извращённый, грубый). Если метафизический материализм связан с возникновением юной механики, то вульгарный связан с возникновением биологических наук. В частности, с изучением анатомии человека. Для вульгарного материализма характерно отношение всех психических, интеллектуальных и духовных процессов человека к деятельности нервной системы и мозга. Материя, прежде всего, представляет собой живую материю, биологическую природу человека или живых организмов.

-Диалектический. Согласно диалектическому материализму, материя представляет собой объективную реальность, которая копируется и отражается человеческими ощущениями. Сознание человека просто копирует и отражает эту реальность, но при этом может еще и преобразовывать её. Для диалектического материализма сознание – это вторичный продукт материи. Сознание – это не что иное, как разложённый вид материи, определенный этап развития материи. Материальный мир существует сам по себе и не зависит от сознания. Роль сознания заключается только в отражении и преобразовании этого материального мира.

-Научный – это тип материализма, который опирается на достижение современной науки. Современный научный материализм считает, что атомы состоят из более мельчайших частиц: из нейтронов, протонов и электронов и т.д.

Разделы философии:
1) Онтология (от греческого «онтос» – бытие) – это раздел философии, который занимается изучением сущности бытия. А бытие – это есть ни что иное, как первоначало, которое может быть идеальным, материальным и т.д.
2) Гносеология – это философская теория познания. Она выявляет связь между познанием человека и его бытие: что первично – знание или бытие? Каким образом бытие становится доступно человеческому разуму и прочее.

3) Социальная философия – это раздел философии, который занимается исследованием сущности общества, бытия общества, его первоначала: в чем сущность общества? Что является первоначалом определенного этапа общества.

4) Этика – это раздел философии, который занимается исследованием первоначалом, первосущностью морали, норм поведения.

5) Эстетика – это раздел философии, который занимается выявлением сущности и первоначала таких явлений, как прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.

6) Философия права, философия истории, философия религии, философия науки и т.д. Все эти философские разделы занимаются выявление первоначал тех явлений, которые они рассматривают.

7

Философия как тип мировоззрения