Программа элективного курса «Я хозяин родной земли»


Утверждаю:

Директор МОУ СОШ с. Татаурова

Приказ №

Рассмотрено и согласовано

На заседании педсовета

Протокол № Программа элективного курса

«Я хозяин родной земли»

Составитель программы

учитель МКОУ

ООШ с. Татаурово

Нолинского района Кировской области

Подшивалова Надежда Павловна

Преподаватели сельских школ (учителя географии, биологи, химии, технологии) должны содействовать более глубокому усвоению агрохимических знаний, привитию навыков самостоятельной работы в полевых и лабораторных условиях по исследованию и химическому анализу почв, определению потребности растений в элементах питания и расчету количества удобрений. Такие практические работы, несомненно, должны способствовать приобщению учащихся к труду в сфере материального производства, профориентации сельской молодежи. Особенно агрохимические знания нужны для учащихся сельской школы, которая имеет пришкольный (учебно-опытный) участок, поля учебно-производственной бригады, где выращиваются овощные, зерновые культуры и травы. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса

«Я хозяин родной земли».

Основные задачи курса:

закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о значении удобрений в жизни растений, о значении веществ, входящих в состав сельскохозяйственных растений;

выяснить роль зеленых растений в обеспечении человека и животных витаминами, эфирными маслами, минеральными веществами;

продолжить формирование навыков исследовательской деятельности общественно-полезного труда, интереса к приобретению знаний по агрохимии, к проблеме повышения урожайности сельскохозяйственных культур на пришкольном, учебно-опытном, участке и полях учебной производственной бригады;

воспитание любви к родному краю;

укрепление связи обучения с жизнью.

Курс знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, вопросами питания растений, современными методами анализа почв, растений и удобрений.

Элективный курс межредметный, рассчитан на 16 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума.

Требования к знаниям

И умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны Знать:

понятия «агрохимия», «почва», «удобрения»;

типы почв и их свойства;

условия роста и развития растений;

признаки недостаточного питания растений некоторыми химическими элементами;

классификацию удобрений, их условия хранения.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны Уметь:

определять виды, влажность и кислотность почв;

разрабатывать меры по известкованию почв;

проводить анализ золы культурных растений по определению макроэлементов;

составлять схемы севооборота для пришкольного участка и полей учебно-производственной бригады;

определять удобрения и производить расчеты доз удобрений для внесения в почву;

писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Содержание курса

Введение (1 час). Задачи агрохимии. Основные направления химизации сельского хозяйства и мелиорации земель

.

Тема 1. Состав и свойства почвы.(2 часа)

Почва и ее свойства. Типы почв и их характеристики. Элементарный и вещественный состав почвы. Структура почвы. Кислотность почвы и ее влияние на растение. Растения-индикаторы кислотности. Известкование кислых почв.

Практические работы (2 часа)

Определение типа почвы по почвенному разрезу. Определение вида почвы по механическому составу, водопроницаемости и влагоемкости.

Качественное и количественное определение кислотности почвы разработка мер по известкованию.

Тема 2 (4 часа). Значение основных элементов в питании растений.

Понятие о питании растений. Условия, необходимые для роста и развития растений. Воздушное питание растений. Минеральное питание растений. Роль макроэлементов и микроэлементов в жизни растений. Источники микро - и макроэлементов для питания растений. Вынос питательных веществ из почвы разными культурными растениями и способы их пополнения. Признаки недостаточного питания растений отдельными микро - и макроэлементами. Уровень обеспеченности полей севооборота элементами питания и его зависимость от продуктивности выращиваемых культур.

Практические работы (2 часа)

Анализ золы культурных растений и определение в ней наличия фосфора, калия, кальция, серы и железа.

Составление схем севооборота для пришкольного участка и полей УПБ.

Тема 3 (2 часа). Удобрения, как средство повышения продуктивности земледелия.

Классификация удобрений. Основные виды и формы удобрений. Органические и минеральные удобрения. Микроудобрения. Применение удобрений, их хранение.

Практические работы (3 часа).

Приготовление компостов, набивка парников.

Изучение основных видов удобрений.

Расчет доз удобрений, подготовка к внесению, смешивание.

Учебный план


№ п/п


Кол-во часов

Занятий теорией

Кол-во часов

Занятий практикой

1


1

-

2

Состав и свойства почвы

2

2

3

Значение основных элементов в питании растений


4

2

4

Удобрения, как средство повышения продуктивности земледелия


2

3

9

7


Учебно-тематический план

Разделы




Всего часов

Последовательность занятий

Форма проведения

Занятий

Практическая

Часть

Контроль

1

1. Задачи агрохимии. Основные направления химизации с/х и мелиорации земель

Опорный конспект

Состав и свойства почвы

4

1. Почва и ее свойства. Типы почв и их характеристики. Элементарный и вещественный состав почвы. Структура почвы.

1. определение типа почвы по механическому составу, водопроницаемости, и влагоемкости

1.Сообщения учащихся

2.Тезисы

3.Отчет о практической работе

2. Кислотность почвы и ее влияние на растения. Растения-индикаторы кислотности. Известкование кислых почв.

Работа в группах

2. Качественное и количественное определение кислотности почвы и разработка мер по известкованию.

1.Сообщения учащихся

(рефераты)

2.Тезисы

3. Отчет о практической работе

Значение основных элементов в питании растений

6

1.Понятие о питании растений. Условия, необходимые для роста и развития растений. Воздушное питание растений.

1. Анализ золы культурных растений и определение в ней наличия фосфора, калия, кальция, серы и железа.

1.Опорный конспект

2. Отчет о практической работе


2. Минеральное питание растений. Роль макро - и микроэлементов в жизни растений. Источники микро - и макроэлементов для питания растений отдельными микро - и макроэлементами.

2. Составление схем севооборота для пришкольного участка и полей УПБ.

1.Сообщения учащихся

2.Составление схем, таблиц


3. Вынос питательных веществ из почвы различными культурными растениями способы их пополнения. Признаки недостаточного питания растений отдельными микро - и макроэлементами.

1.Составление тезисов, таблиц

4.Уровень обеспеченности полей севооборота элементами питания и его зависимость от продуктивности выращиваемых культур.

1.Составление тезисов

Удобрения, как средство повышения продуктив-ности земледелия.

5

1.Классификация удобрений. Основные виды и формы удобрений.

Работа в группах

1 Изучение основных видов удобрений.

1.Рефераты

2. Отчет о практической работе

2.Органические и минеральные удобрения. Микроудобрения. Применение удобрений их хранение.

Работа в группах

2. Расчет доз удобрений, подготовка к внесению, смешивание.

1.Рефераты

2.Отчет о практической работе

3. Приготовление компостов, набивка парников.

Отчет о практической работе


Темы рефератов

Что такое кислотность почвы? Влияние кислотности почвы на рост и развитие растений

.

Растения – индикаторы кислотности почвы.

Известковые удобрения и особенности их применения под различные культуры.

Роль удобрений в повышении урожая и его качества.

Минеральные удобрения, их производство, применение в практике земледелия.

Микроудобрения, их назначение и способы применения.

Охрана природной среды при использовании удобрений.

Принципы нормирования допустимых концентраций веществ и элементов в почве, вредных для животных и человека.

Типы почв. Их плодородие.

Литература для учителя

1.Авдонин И. С. Агрохимия - М., Издательство МГУ 1982

2.Андронова В. Г., Карпов В. А. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе – М., Просвещение. 1983

3.Асаров Х. К. Методика практикума по агрохимии – М., Просвещение, 1974

4.Библиотека учителя химии. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. – М., Просвещение. 1976

5. В. И.Вайнруб. Механизация обработки почвы и посева в нечерноземной зоне. – М., Россельхозиздат, 1977

6.Князева Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы – М., Просвещение, 1983

7.Лисицын И. Л. Урожайные грядки – Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1989

8.Орлова А. Н., Сударкина А. А., Евсеева И. И. Изучение факультативного курса Химия в сельском хозяйстве. М., Просвещение, 1981

9.Таранов В. В., Таранова Е. А. Садово-огородный участок – М., «Недра», 1990

Литература для учащихся

Асаров Х. К. Практикум по агрохимии. Учебное пособие для учащихся 9 – 10 классов сельской школы. 3-е издание. М., Просвещение, 1974

Добровольский В. В. Химия Земли. Книга для учащихся 9-10 классов сельской школы. 2-е издание М., Просвещение, 1988

3 Лисицин И. Л. Урожайные грядки, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1989

4. Сударкина А. А., Евсеева И. И., Орлова А. Н. Химия в сельском хозяйстве. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9 классов. 4-е изд., М., Просвещение, - 1986

5.Таранов В. В., Таранова Е. А. Садово-огородный участок – М, «Недра», 1990

6. Чичев Ю. Земля твоя – М., Просвещение, 1980