Неклассическая современная философия
Лекция 5
План:
1. Философия Карла Маркса
2. Неклассическая современная философия
1. Карл Маркс, опираясь на диалектику Гегеля и антропологический материализм Фейербаха, разработал диалектический материализм.
Мир материален. Всё, что есть материя. Материя вечна и неуничтожима, но она постоянно переходит из одной формы существования в другую, при этом в процессе развития материи повышается уровень сложности, в котором она реализуется.
Наиболее сложной формой реализации материи является сознание человека.
Сознание это высшая форма развития материи.
Развитие материи происходит на основе законов диалектики.
Если законы диалектики прикладываются к истории, то это называется исторической диалектикой.
Рис. 1 «Карл Маркс»
. Неклассическая современная философия (философия новейшего времени)
Началась со второй половины 19 века и длится до сегодняшнего дня.
Основной особенностью неклассической философии является переход от метафизики познания к новой метафизике.
Новая метафизика, прежде всего, отказывается от сугубо рационалистического понимания бытия. Для представителей новой метафизики разум это лишь маленькая частица мира, островок в океане безумия. Бытие носит скорее иррациональный характер.
Бытие вообще нельзя постичь рациональными способами: путём логики и разума. Бытие это то, что всегда ускользает от разума, что смеётся над ним, что «оставляет разум в дураках» . Именно поэтому для философии новейшего времени характерно радикальное недоверие по отношению к разуму. Как видно из текста, это полностью противоположно тому, что было в метафизике познания и философии Нового времени: в этих учениях, наоборот, разум не может ничего. Отсюда вытекает то, что нет абсолютной истины, универсальной для всех: истина множественна и относительна. Граница между истиной и не истиной постепенно начинает «стираться».
Сама эта оппозиция теряет значение истинное/неистинное. Если критериев истины нет, то нет критериев для лжи и др.
Для неклассической философии характерны попытки отказаться от метафизики, найти неметафизические способы философствования. Неклассическая философия приходит скептическому утверждению о том, что первоначало постичь нельзя и вообще его попросту нет. Однако, попытки отказаться от метафизики не увенчались успехом: стремление преодолеть метафизику привело к образованию другой метафизики новой метафизики. Все те мыслители, которые пытались её преодолеть, преодолели лишь определённую форму метафизики метафизику вещей и метафизику познания. Сама же метафизика осталась и начала рассматривать бытие по-другому другим способом.
У истоков неклассической философии стоит Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.
Рис. 2 «Артур Шопенгауэр» Рис. 3 «Фридрих Ницше»
Артур Шопенгауэр принимает «канторовское» разграничение мира на мир вещей в себе (т.е. мир, который не доступен нашему познанию) и мир как явление (мир, который мы знаем и видим). Однако, Шопенгауэр внес существенное уточнение: он говорит, что «вещь в себе» - это злая и слепая иррациональная стихийная воля. Именно она составляет метафизическую основу мира, является началом всего. Эта воля не имеет никакой разумной цели, никак не согласуется с разумом.
Всё, что есть в этом мире (все отдельные вещи, в том числе люди, животные, растения, камни), на самом деле, это порождения этой воли, разные степени её реализации.
К примеру, каждый человек это реализация этой воли и весь мир есть не что иное, как реализация этой воли.
Следовательно, можно сделать вывод: жизнь человека и жизнь вообще это бесконечное непрекращающееся страдание, так как человек есть объективация слепой воли.
Человек должен понять, что его стремление к счастью это иллюзия, так как оно идет в разрез с первоначалом мира. Стремление достичь своей цели неизбежно ограничивается стремлением, аналогично, других людей, живых существ, а так же просто существованием каких-то природных сил, которые так же могут помешать человеку. К примеру, наводнение, цунами или землетрясения являются природными силами, которые могут помешать человеку в достижении какой-либо цели. Достаточно взять то, что человек живет в обществе с другими людьми, а люди, по своей сущности, завистливы, каждый стремится достичь своей цели. Даже те люди, которые стремятся делать добро, всё равно делают зло. Все люди являются потенциальными врагами, даже если они этого не хотят.
Счастье по Шопенгауэру это иллюзия, а несчастье это страдание. Артур Шопенгауэр не ограничивается своим пессимистичным выводом, он предлагает человеку выход из этой печальной ситуации. Выходов два:
1) Стать свободным, по мнению Шопенгауэра, помогает временный способ освобождения от воли искусство. Когда человек созерцает предметы искусства (будь то картина, поэма или музыка), он освобождается от хотения. Человек, во время общения с произведениями искусства, освобождается от хотения, он существует как чистый созерцающий субъект: он просто созерцает этот мир и ни к чему не стремится. Таким образом, он становится свободным, но лишь на время. Затем он возвращается в свою жизнь, где снова начинается воздействие стихийной воли: ему мешают другие люди, силы природы и прочее.
2) Шопенгауэр предлагает ещё один выход: аскетический образ жизни, который является абсолютным способом освобождения от воли. Основой аскетического образа жизни является нежелание ничего: до тех пор, пока вы ничего не желаете, пока ни к чему не стремитесь, вы не будете счастливы, поскольку вы не будете находиться под воздействием злой слепой воли. Только отказавшись от какого-нибудь желания, вы становитесь свободными.
Самоубийство это способ, который уничтожает человека, но не уничтожает в корне зло. Это неверный способ, ведь каждый поступок должен быть направлен на освобождение человека от зла. Человек должен найти пути, которые помогли бы ему освободиться от злой воли и, таким образом, стать свободным.
Спорные моменты в учении Шопенгауэра:
1) Каким образом такое явление, как человек, может отрицать свою основу волю?
Человек есть не что иное, как продукт воли именно поэтому он не может отрицать волю, так как он сам есть воля.
2) Даже если человек хочет ничего не хотеть, он всё равно чего-то хочет, то есть хочет чего-то не хотеть. В данной ситуации объектом его желания является ничего не желать.
Шопенгауэр был одним из первых, кто заложил основы новой метафизики.
Жизнь человека неразумна, в основе мира лежит иррациональная стихийная воля. А разум это лишь игрушка злой стихийной воли.
Благодаря этим выводам, Артур Шопенгауэр стал одним из первых представителей новой метафизики.
Одним из первых мыслителей, на которых Шопенгауэр оказал значительное впечатление, был Фридрих Ницше. В молодости он был рьяным поклонником Шопенгауэра, однако, в последствие, его учение стало не устраивать Ницше, и он разработал своё учение. Согласно Ницше, весь мир представляет собой волю к власти (не просто волю, как у Шопенгауэра, а волю к власти). Всё, что есть это стремление к власти.
В свою очередь, волю к власти можно охарактеризовать с помощью двух характеристик:
) Воля к существованию: всё, что существует, стремится утвердить себя в своем существовании;
2) Воля к преодолению личных форм существования: стремление выйти за пределы личных форм существования и достигнуть чего-то нового.
Первый аспект предполагает, что существующий стремится не только сохранить себя, но и подчинить себе свою волю.
Второй аспект, наоборот, предполагает отказ от существующего мира порядка и поиск новых неизведанных способов бытия и существования.
В итоге, первый аспект предполагает сохранение существующего порядка, а второй аспект это, наоборот, стремление к преодолению существующего порядка.
В зависимости от преобладания воли к власти, Ницше выделяет два типа морали:
-Мораль рабов первый аспект воли к власти;
-Мораль господ второй аспект воли к власти.
В морали рабов всё, что способствует сохранению существующего порядка называется добром.
В морали господ хорошим называется всё то, что обладает достаточной силой, чтобы нарушить порядок и утвердить новый. Плохим является то, что было хорошим у морали рабов, то есть то, что не в силах разрушить существующий порядок: всё слабое и трусливое.
До сих пор в нашем мире царствовала мораль рабов, а мораль господ являлась осуждением со стороны рабов. Но рано или поздно человек должен сбросить оковы морали: религию, государство, всё то, что ограничивает нас и стать сверхчеловеком. То есть люди, согласно Ницше, должны прийти к стадии сверхчеловека.
Человек проходит три стадии:
1) Стадия верблюда стадия, в которой человек как низшее животное позволяет навязывать себе различные «ты должен», считая, что это является добрым нравом, так как это навязывает общество.
2) Стадия льва человек отказывается от принятия чужих ценностей, он их сбрасывает. Это стадия нигилизма (отрицания). Всё, что было навязано человеку до этого все идеалы подвергаются жёсткой критике.
3) Стадия ребёнка является стадией сверхчеловека. Ребёнок может творить новые ценности, так как у него чистый взгляд на мир, отсутствуют какие-либо стереотипы.
Где-то в 1890 Фридрих Ницше сошёл с ума. Но его учение оказало значительное влияние на становление новой метафизики.
Основные учения 20-ого века:
1) Экзистенциализм (от латинского «экзистенция» - существование) философия существования. Согласно экзистенциализму, вся предшествующая метафизика была метафизикой сущности. Экзистенциалисты стремятся перевернуть метафизику. Согласно экзистенциализму, существование предшествует сущности.
Подлинной сущностью мира является ничто, в основе этого мира не лежит никакого первоначала: ни Бога, ни слепой воли и прочего.
Существование всех людей подразделено на две группы:
а) Неподлинное существование это бегство от «ничто», которое лежит в основе мира. Человеку страшно осознать, что в основе его мира лежит «ничто» и он стремится избежать ужаса столкновения с этим «ничто».
б) Подлинный способ существования возникает вследствие ужаса, который человек испытывает, когда сталкивается с «ничто».
Представителями экзистенциализма являются:
Рис. 4 «Жан Поль Сартр» Рис.5 «Альберт Камю» Рис. 6 «Мартин Хайдеггер»
2) Психоанализ. Основателем этого учения является Зигмунд Фрейд. Он одним из первых ввёл в философию и психологию понятие бессознательного. Согласно учению Фрейда, большая часть психики бессознательная: на 90% мы себя не осознаем.
Рис. 8 «Зигмунд Фрейд»
Всё негативное и приемлемое с точки зрения социальной морали ваше бессознательное (тёмная сторона каждого человека). Таким образом, человек находится в постоянном конфликте: его сознание ориентировано на моральный закон. Бессознательное это конфликт сознания с моральным законом.
Все люди это больные животные.
Но, по Фрейду, существуют два негативных и одно позитивное решения этой проблемы:
- Открытая реализация бессознательного;
- Подавление бессознательного (этот путь ведёт к самотерзанию);
- Путь сублимации или конфликта (человек должен найти приемлемую форму бессознательной реализации с точки зрения общества). К примеру, творчество, искусство. Любой писатель, поэт, художник, музыкант в своём произведении символически выражает какие-то свои бессознательные стремления, неприемлемые в общественном понятии.
Следующим представителем психоанализа, последователем Фрейда является Карл Густав Юнг.
Рис. 9 «Карл Густав Юнг»
Согласно учению Юнга, под личным бессознательным находится коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное это общий человеческий опыт, который накапливается веками и передается из поколения в поколение в форме архетипов.
Архетипы подразделяются на:
- Архетип тени: всё негативное тень;
-Архетип анимуса: проектирование женского начала в мужское и наоборот.
3) Прагматизм утверждает, что главная цель человека это достижение из любой ситуации максимальной выгоды для себя. Следовательно, не существует никакой универсальной абсолютной истины. Истиной является то, что работает и приносит пользу в данный
момент времени.
Истина обусловлена конкретной ситуацией, носит ситуативный характер.
Для прагматизма характерна тенденция к отрицанию метафизики: предыдущая метафизика навязывала человеку абсолютную истину, но она не приносит пользы. Следовательно, метафизика не нужна. Человек должен заботиться о том, как из данной ситуации извлечь максимальную выгоду.
Хотя прагматизм и отрицает метафизику, но сам является метафизикой пользы.
Представителями являются:
Рис. 10 «Чарльз Пирс»
4) Позитивизм выступает с резкой критикой метафизики. Согласно этому учению, позитивным знанием можно считать только то, что подтверждается с помощью опыта. Метафизика явно не относится к такому знанию, потому что она не подтверждается опытом. Согласно позитивизму, метафизика это негативное знание, так как не имеет подтверждения с помощью опыта.
Метафизика это негативное знание о том, чего нет.
Позитивным знанием является только наука, поскольку именно она подтверждается опытом, в отличие от метафизики.
Отсюда можно сделать вывод о том, что современная философия должна отказаться от метафизики (поскольку это негативное знание) и обратиться к науке. Она должна заниматься логикой научного знания.
Согласно Конту, всё человечество проходит три стадии:
а) Теологическая (религиозная). На этой стадии человек объясняет все явления этого мира с помощью Бога.
б) Метафизическая. На этой стадии человек объясняет все явления мира какими-то абстрактными первоначалами.
в) Позитивистская (научная). На этой стадии человек отказывается от метафизики и переходит к науке. Человек взрослеет и объясняет весь мир с помощью научных законов.
Главным представителем позитивизма является Огюст Конт.
Рис. 11 «Огюст Конт»
5) Постмодернизм это яркий пример новой метафизики. Главный тезис постмодернизма: «в этом мире никакого первоначала нет». Наш мир представляет собой чистую множественность, меняющуюся постоянно (чистый хаос).
Представителем постмодернизма является Мишель Фуко.
Рис. 12 «Мишель Фуко»
Согласно Фуко, основой любого общества является власть и насилие. Суть власти и насилия состоит в том, чтобы подчинить какому-то единству множественность и индивидуальность нашего существования.
Любой социальный институт отрицает нашу свободу и препятствует её реализации.
Классификация общественного насилия:
) Субъективное насилие одного или нескольких индивидов, которое направлено на нарушение существующего порядка. К примеру, побои человека это субъективное насилие.
2) Объективное насилие, которое требуется для поддержания существующего порядка (более масштабное, чем субъективное).
3) Языковое насилие. К примеру, родители называют нас взрослыми, это не констатация возраста, а требование соответствующего поведения и т.д.
Однако индивид никогда не подчинялся полностью власти и насилию. У человека есть масса способов, чтобы избежать этого. К примеру, всех детей заставляют учиться и получать образование, но у них есть разные способы избежать этого: списать на экзамене, уйти с пары и т.п.
Человек есть то, что всегда ускользает от существующего порядка.
В дальнейшем это учение продолжил Жан Бодрийяр.
Рис. 12 «Жан Бодрийяр»
Согласно его учению, реальность в современном мире исчезла: мы живём в гиперреальности (мире симулятора). Симулятор заменяет оригинал и приводит к уничтожению оригинала. Следовательно, остаётся только копия: оригинала нет.
Симулятор это копия, которая сначала заменяет сам оригинал, а затем приводит к его уничтожению. Симулятор это копия без оригинала.
Мы живём в мире предметов без сущности.
Простейшие примеры симуляторов:
- Бытовые симуляторы это все искусственные предметы, которые пытаются заменить собой настоящие продукты, пытаются изобразить настоящие продукты, хотя они таковыми не являются. Во-первых, это продукты питания. К примеру, сосиски и колбасы, в которых нет мяса; крабовые палочки, в которых нет крабов и т.д. За счет красителей, наполнителей и ароматизаторов эти продукты симулируют настоящие продукты. Эти продукты пользуются большим спросом на рынке товаров, так как они значительно дешевле, чем оригинальный продукт. Во-вторых, симуляторами являются предметы одежды, которые изготовлены из искусственных материалов и прочее.
- Социальные симуляторы (симуляторы более высокого уровня) это симуляторы, которые симулируют социальные отношения и социальные статусы. Социальные отношения можно сравнить с предметами питания, с предметами быта, так как они не являются настоящими они являются разыгранными. В современном обществе социальные отношения не являются настоящими, так как они разыгрываются с помощью внешних факторов. К примеру, в настоящее время в мире есть симуляторы студентов, симуляторы политиков, чиновников: никто не является настоящим студентом, чиновником, политиком, потому что никто полностью не погружается в обязанности этой должности и т.д.
В конце двадцатого века новая метафизика приходит к выводу, что сущности нет: сущность утрачена. Мир это игра, неподлинность.
9
Неклассическая современная философия