Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости
PAGE 8
Конспект-лекции
Лекции №1
- Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости.
- Основные разделы философии:
1) онтологию (исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия),
2) логику (анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления),
3) гносеологию (выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности),
4) аксиологию (учение о ценностях),
5) философскую антропологию (учение о человеке),
6) философия истории,
7) этика.
8) эстетика,
9) История философии и др.
- Философия как мировоззрение: Мировоззрение - целостный взгляд на мир и отношение человека к этому миру. В истории человечества выделяются четыре основные типы мировоззрения (исторические типы мировоззрения): 1) мифология; 2) религия; 3) философия; 4) наука. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: 1) космоцентризм; 2) теоцентризм; 3) антропоцентризм. В структуре мировоззрения выделяют такие подструктуры: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.
- Основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию, духа к природе, материи к сознанию.
А) Онтологическая сторона вопроса что первично: материя или сознание?
Б) Гносеологическая сторона вопроса познаваемый мир.
4) Основные философские направления: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм, эмпиризм, деизм.
5) Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Краткая характеристика
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Основной тип мировоззрения: космоцентризм
Особенности:
1) возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь;
2) характером и направленностью содержания, особенно методом философствования (созерцательность) отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира;
3) предопределила основные параметры развития западной цивилизации.
В развитии античной философии выделяют два этапа:
1. Греческий, который включает:
1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (VII-первая половина V вв.) ранняя классика:
Этот период еще называют:
- натурфилософским (натуралисты);
- досократовским (досократики).
1.2. ВТОРОЙ ЭТАП - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э. - определяется как классический и его разделяют на два периода:
1. средняя классика 1) софисты; 2) Сократ и его школа. Софисты (Протагор (человек мера всех вещей), Предик, Гиллий, Горгий).
2. высокая классика Платон, Аристотель и их школы.
2. Эллинистический:
- эпикуреизм Эпикур (IV-III), Лукреций Кар (I в. до н.э. третий после Демокрита и Эпикура представитель атомистического материализма), Гораций;
- стоицизм - Зенон (ученик Кратета Фиванского, на его взгляды оказали влияние академики) из Кития, Сенека (римский период), Марк Аврелий. Стоицизм состоит из трех частей: - конец IV в. до н.э. конец III в. н.э. до времени, когда был вытеснен неоплатонизмом;
- скептицизм - Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик направление в гносеологии, которое, которое методически проводит мысль, что всякое знание недостоверно.
- неоплатонизм Плотин.
Краткая характеристика
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Средневековая философия тип философии, представляющий совокупность философских учений периода феодализма, в западноевропейских странах, с I века н.э. по XIV век н.э.
Период следует после античности и предшествует эпохе Возрождения. Период характеризуется повышенным вниманием к религии, во всех основных философских проблемах ключевую позицию занимает Бог.
Основной тип мировоззрения: теоцентризм.
Принципы средневековой философии:
- теоцентризм реальностью, определяющей все сущее признается не природа, а Бог.
- креационизм учение о сотворении мира Богом из ничего.
- провиденцианизм понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.
- иррационализм принцип принижающий познавательные возможности человеческого разума, а основным источником познания признается интуиция, озарение, откровение и т.п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.
Этапы средневековой философии
1. Патристика («отец» - имеются ввиду отцы церкви). Патристика это философское учение представляющее совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви» (лат. pater - отец), которые обосновывали христианство, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке и восточную, где произведения создавались греческом языке.
Этапы патристики:
1-й этап начало обоснования и защиты христианского учения на основе использования и переработки греческой философии I III вв.
2-й этап разработка основных богословских проблем в патристике III IV вв.
3-й этап конец патристики - V VI вв.
2. Переходный период от патристики к схоластике (Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена). VII-VIII вв.
3. Схоластика IX-XV вв. Схоластика (лат. schlastica школьный) представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Она имеет как сходство с патристикой, так и значительное отличие от нее.
Этапы патристики:
1. Ранняя схоластика VI (Иоанн Скот, Эриуген, ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр).
2. Средняя схоластика XI (Фома Аквинский, Роджэр Бэкон, Бонавентура, Альберт Великий, Иоанн Дун Скот).
3. Поздняя схоластика XIII XIV (Уильям Оккам, Авиценна, Аверроэс).
Основные проблемы средневековой философии:
- онтологическая, проблема универсалий;
- гносеологическая;
- этическая.
Краткая характеристика
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия эпохи Возрождения тип философии, представляющий совокупность философских учений периода зарождения капиталистических отношений в западноевропейских странах XV-XVI веков н.э.
Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
- антропоцентризм и гуманизм преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
- культ творческой деятельности приобретает сакральный характер (физический труд в древних греков ценился не высоко);
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии секуляризация (отделение) религии от науки, политики и морали (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
- становление опытных наук, что позволило развинтить научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.). Натурфилософская геоцентрическая концепция Вселенной (Аристотель пассивность материи и налагаемой на нее формы) сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея;
- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
- торжество индивидуализма;
- пантеизм натурфилософских взглядов отождествление природы и Бога.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
- Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
- Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
- Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
- Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
- Политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
- Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Основные проблемы средневековой философии:
- онтологическая;
- антропологическая;
- политическая;
- этическая.
Краткая характеристика
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия Нового времени тип философии, представляющий совокупность философских учений периода становления капиталистических отношений в западноевропейских странах XVII-XIX веков н.э.
Основные черты философии нового времени:
1) время становления и оформления естественных наук (физика, химия, биология, математика и механика и др.), отпочковавшихся от философии;
2) время выработки общенаучных методов познания на основе обобщения и систематизации данных естественных наук (отсюда новые задачи и приоритеты в философии Нового времени, это философия науки.);
3) в центре внимания философии теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. «Частные» науки вскрывали законы природы, то философия вскрывала законы мышления, действующие во всех науках;
4) наряду с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени рационализмом и эмпиризмом (Бэкон, Декарт). В этих двух направлениях нашла свое отражение, идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, опирающегося на разум;
Направления и школы:
1. По национальному характеру:
- английская философия Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.
- немецкая классическая философия Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.
- философия французского просвещения Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри.
2. В зависимости от рассматриваемых проблем:
- философия рационализма - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.
- философия эмпиризма Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
3. По основным направлениям философского знания:
- материалисты - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза.
- идеалисты - Дж. Беркли, Дэвид Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель.
- дуализм - Р.Декарт.
Философия Просвещения (вторая половина XVII - XVIII):
1) не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобно эмпиризму и рационализму;
2) была ориентирована на пропаганду и распространения уже сформировавшихся философских знаний среди широких кругов образованных людей;
3) решала социальные вопросы, показала пути переустройства общества.
Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется и во Франции, которая становится его центром.
Основные направления французского Просвещения:
1. Деизм (не путать с дуализмом Декарта взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) направление в философии, сторонники которого:
отвергали идею личного Бога;
не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
Представители Франсуа-Мари Вольтер (Аруэ), Шарль-Луи Монтескье (де Секонда), Жан-Жак Руссо.
2. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах.
Представители Мелье, Жюльен Офре де Ламетри, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Поль Анри Тири Гольбах.
3. Утопическо-социалистическое к числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Этьенн-Габриэль Морелли, Бабеф, Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист, Анри Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.
В немецкой философии XIX в. выделяют следующие основные направления:
1) немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
2) материализм (середина и вторая половина XIX в.);
3) иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII первой половине XIX вв.
Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724-1804);
Иоганна Фихте (1762-1814);
Фридриха Шеллинга (1775-1854);
Георга Гегеля (1770-1831);
Людвига Фейербаха (1804-1872).
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
1) философией Людвига Фейербаха;
2) марксистской философией;
3) творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
1) марксистская философия;
2) политэкономия (экономическое учение);
3) научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты Карл Фохт, Бюхнер, Якоб Молешотт смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
1) философией Людвига Фейербаха;
2) марксистской философией;
3) творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
1) марксистская философия;
2) политэкономия (экономическое учение);
3) научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты Карл Фохт, Бюхнер, Якоб Молешотт смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).
Краткая характеристика
Современная западная философия
Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, абсолютизирующих какие-то стороны философских проблем. В этом интеллектуальном массиве выделяют три основные тенденции (и соответственно три типа философствования):
- сциентистскую (позитивистскую),
- антисциентистскую
- умозрительно-метафизическую.
Основные черты современной философии:
1. Плюрализм в философском мышлении.
2. Толерантность (от лат. tolerantia терпение) современной философии.
3. Интегративность современной философии является также ее важной чертой, которая особенно проявилась во второй половине XX столетия.
4. Антропоцентризм современной философии, означающий, что в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность и существование, цель и смысл его жизни и деятельности.
5. Общая для многих философских школ озабоченность судьбами цивилизации и обнаруживается в интересе к глобальным проблемам человечества.
6. Повышенный интерес к вопросам методологии познания и практической деятельности.
7. Особый интерес многих философов к философии политики, права, науки, техники, экономики.
Основные философские школы: позитивизм, структурализм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, феноменология, фрейдизм.
Лекция
Философия бытия
Проблема бытия изучается центральным разделом философии онтологией. Онтологию (от греч. ontos сущее, то, что существует, и logos учение) обычно определяют:
1) как философскую дисциплину, которая исследует бытие или сущее, различные его виды и категории,
2) как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.
3) как абстрактную область философского мышления. Она призвана строить знание предельной степени общности знание всеобщего.
Центральной категорией в разделе онтологии занимает категория бытие.
Бытие (объемная) категория философии, выражающая сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно: их способность быть, существовать, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п.
Сказанное, дает право утверждать, что: во-первых, в категории «бытие» соединяются понятия сущность и существование; во-вторых, бытие это чистое существование, не имеющее причины, потому что бытие является причиной самого себя. Оно самодостаточно. Бытие, чтобы быть таковым (т.е. бытием), не должно ни к чему сводиться и ни из чего выводиться.
Таким образом, предметом онтологической философии выступает, «существующие сущности».
В узком смысле слова бытие это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя».
Формы бытия:
1) материальное бытие существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
2) идеальное бытие существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
3) человеческое бытие существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
4) социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Учение о бытии:
1) дает представление о богатстве мира;
2) признает единство мира;
3) носит предельно абстрактный характер, фиксирующий только свойство существования;
4) не решает проблему первоначала;
5) не самостоятельная категория, ее содержание не может быть раскрыто в отвлечении от того, что существует. Бытие всегда есть бытие чего-то (как мысль всегда есть мысль о чем-то). Поэтому решение проблемы первоначала требует привлечения других философских категорий. Такими категориями являются субстанция и материя.
Субстанция (лат. substantia сущность, нечто такое, что лежит в основе) философская категория, означающая:
1) внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов;
2) основу и сущность всего существующего (бытия).
В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия:
- монизм;
- дуализм;
- плюрализм
МОНИЗМ (от греч. monos один, единичный) философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего.
В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем:
- в качестве первоосновы мира признает материю;
- сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее;
- сознание признается как свойство материи.
Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis двойственный) философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.
Для Нового времени характерен так называемый гносеологический дуализм, который базируется на отрицании взаимосвязи субъекта и объекта, противопоставлении этих понятий, что ведет к агностицизму.
Плюрализм (лат. pluralis множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия.
Основными формами бытия являются материальное и идеальное бытие. Наиболее распространенным является материальное бытие.
Материя (от лат. materia вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Основные виды материи:
- вещество;
- поле.
Диалектический материализм исходит из того, что пространство и время являются:
- атрибутами материи,
- формами ее бытия,
- характеризуют материю в единстве.
Пространство это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).
Время это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.
Лекция
Философия сознания
Сознание:
1) вторая из предельно широких категорий философии;
2) входящих в состав основного вопроса философии;
3) и образующих важнейшее содержание философской науки.
Сущность и структура сознания
Сознание есть:
1) продукт общественно-исторического развития,
2) функциональное свойство мозга,
3) идеальное отображение действительности,
4) регулятор деятельности человека.
Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Методологической основой выяснения генезиса СОЗНАНИЯ является теория отражения.
Отражение (1) универсальная способность материальных объектов (2) изменяться в соответствии с особенностями воздействующих объектов.
Три уровня ОТРАЖЕНИЯ:
1. В неживой природе отражение проявляется виде физико-химических взаимодействий. Например, свет отражается от зеркальной поверхности, механическая деформация это пассивное, потенциальное отражение, нагревание проводника, химические реакции.
2. Отражение на биологическом уровне. В живой природе отражение носит активный, т.е. информационный, характер, так как в этом взаимодействии участвует субъект.
В рамках этого этапа выделяют две ступени. 2.1. Допсихическое отражение, раздражимость способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
2.2. На более высокой ступени эволюции возникает психическое отражение, когда организм не только реагирует, но и ощущает, имеет внутренние переживания. Ощущения дифференцируются, возникают восприятия, представления, потребности, эмоции.
Психика это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
3. Социальное отражение (принимающее форму человеческого сознания). Переход от психики животных к сознанию человека произошел в ходе общего процесса возникновения человека. Данный процесс называется антропогенезом. Имеются ненаучные версии происхождения человека. Наиболее разработанной научной теорией антропогенеза является учение, созданное на основе книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871 г.) и работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.).
Сознание явление психическое. Понятие психики значительно шире по своему объему, чем понятие сознания. Под психическими явлениями понимают все сознательные, подсознательные и бессознательные процессы, познавательную деятельность, психические состояния и психические характеристики личности.
Психика является достоянием не только человека, но и всего животного мира. Однако сознание присуще только человеку.
Философско-гносеологическая концепция сознания
«Поле» сознания представлено в виде круга, куда вписан крест, делящий его на четыре равные части.
IV |
II |
III |
I |
Сектор I является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся: 1) ощущения; 2) восприятия; 3) и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.
Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания являются полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
С сектором II соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств.
Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.
Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания.
Во-первых эта сфера лишена непосредственной связи с внешним предметным миром;
Во-вторых, эта сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек.
Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).
Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».
Сектор IV соотносится с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого «поля» нашего сознания.
В этом секторе содержатся:
1) высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности;
2) способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов.
Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.
Функции сознания:
Функции сознания это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.
1. Первейшая функция сознания познание как верное, адекватное отражение объекта познания в образах и состояниях сознания.
2. Сознание не только обеспечивает знанием, оно выполняет функцию накопления знаний.
3. Вместе с тем знания, а также и сама действительность оцениваются, в чем проявляется аксиологическая функция.
4. На основе знаний, потребностей и интересов человек с помощью сознания выполняет телеологическую функцию постановку целей.
Оно имеет также управленческую, коммуникативную, контролирующую, критическую функции.
«Высшей» функцией сознания является конструкторско-творческая способность, заключающаяся в мыслительном конструировании принципиально нового.
Функционирование сознания обеспечивается мышлением воспроизведением материального в абстрактных понятиях.
Мышление высшая форма рационального отражения действительности, характеризующаяся изменением действительности в соответствии с ее сущностью.
Сознание существует в материальной оболочке своего выражения языке, знаке.
Речь это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык это система содержательных, значимых форм, посредством которой мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества.
Лекция
Теория познания
Термин «гносеология» происходит от греч. слов gnosis «знание» и logos «понятие, учение» и означает «понятие о знании», «учение о знании».
Теория познания окончательно оформляется лишь в Новое время.
Термин «гносеология» употребляется в двух основных значениях:
1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой;
2) философская дисциплина, предметом исследования которой является одна из форм познания научное познание. В этом случае используется термин «эпистемология».
Познание ключевое понятие гносеологии.
Познание обусловленный практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянного углубления, расширения и совершенствования.
Познание это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения.
Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.
Важнейшей особенностью процесса познания является отражение. Отображение объекта субъектом главный итог познавательной деятельности.
Основной проблемой теории познания является проблема истины. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма, гносеологический релятивизм.
Скептики (от греч. skepticos рассматривающий, исследующий) не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
Агностики отрицают познаваемость мира (от греч. «agnostos» непознаваемый).
Гносеологический релятивизм позиция в философии которая обосновывается тем, что все изменчиво в каждый данный миг, и что было истинным вчера, может стать неистинным сегодня.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Концепции истины:
1. Классическая концепция истинности именуется концепция корреспонденции (от лат. «соответствие»), основана на принципе соответствия. Её представители считают истиной знание, соответствующее действительности.
В классической концепции истине приписывается ряд характеристик.
1. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта.
2. Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность.
3. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность.
4. Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины динамичность.
5. Отсюда вытекает следующее свойство истины ее процессуальность.
6. Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени.
Неклассическая концепция истины:
1. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества.
2. Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истинности с полезностью знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху.
3. Когерентная концепция истины (от лат. «связь, сцепление») понимает ее как свойство самосогласованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры.
Конечной и опосредованной целью познания является практика, то непосредственная его цель истина. Истина неразрывно связана со своей противоположностью заблуждением.
Истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Заблуждение знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Формы заблуждения: 1) научные и вненаучные; 2) эмпирические и теоретические и т.д.
Заблуждения отличается от лжи преднамеренного искажения истины в корыстных целях и связанной с этим передачи заведомо ложного знания дезинформации. Если заблуждение характеристика знания, то ошибка результат неправильных действий индивида.
Если противоположностью истины выступает заблуждение, то противоположностью правды ложь.
Более широким понятием, чем ложь, служит понятие дезинформации. Дезинформация это передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного. Дезинформация бывает намеренной (осознанной) и ненамеренной (неосознанной).
Что такое знание?
Знание объективная реальность, данная в сознании человека.
Знание форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (или объективная реальность, данная в сознании человека).
Критерии классификации знания:
1. По характеру познавательных способностей человека, участвовавших в познании, выделяют:
1) перцептивное, 2) рациональное, 3) предметно-практическое, 4) знание-умение.
2. В соответствии с критерием научности, знание бывает: 1) обыденное, 2) донаучное, 3) научное и 4) вненаучное знание.
Обыденное знание вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей.
Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этно-наука» (народное знание). В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции.
Вненаучное знание включает в себя такие разновидности: 1) как псевдонаука, 2) антинаука и 3) девиантная наука.
Псевдонаука имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки. Таковы уфология, астрология, парапсихология, учение о древних астронавтах, теория космических катастроф и т.п. Антинаука пропагандирует мистические учения, оккультизм, эзотеризм, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрываются лишь с помощью мистического откровения или медитации. Под девиантной наукой понимается знание, отклоняющееся от общепринятых в науке норм.
Уровни познания и их формы
В гносеологии выделяют два основных уровня познания чувственный (эмпирический живое созерцание) и рациональный (мышление).
Чувственное познание осуществляется посредством пяти основных чувств человека зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания и в трех основных взаимосвязанных формах: 1) ощущения; 2) восприятия; 3) представления. Ощущения отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие это целостный образ предмета, в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Представление это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Это: 1) образы памяти; 2) образы воображения и др.
Рациональное (абстрактно-логическое) познание
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, раскрывающий закономерности связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Основные формы рационального познания: 1) понятия, 2) суждения, 3) умозаключения, 4) гипотезы, 5) теории.
Понятие элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных чертах, признаках. Суждение более сложная логическая форма, в котором отображаются связи и отношения между вещами и их свойствами. Умозаключение логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основавшем.
Факт характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Гипотеза научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблемы. Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.
Типы логического мышления?
Рациональное познание включает два типа логического мышления (формы): 1) рассудок и 2) разум.
Рассудок низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Разум высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.
Интуиция означает прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные звенья аргументации отсутствуют.
Практика, ее основные формы и функции в процессе познания.
Практика активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности.
Важнейшие формы практики?
1) материальное производство (труд), преобразование природы с помощью орудий труда;
2) социальное действие преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами»;
3) научный эксперимент активная деятельность, в процессе которой субъект искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Методы и формы научного познания
Метод это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения человеком окружающего мира.
Классификация методов:
По степени общности и сфере действия методы делятся на: 1) частные; 2) общие; 3) всеобщие.
В зависимости от уровня познания научные методы делятся на: 1) эмпирические; 2) теоретические. Так же выделяют и общелогические методы познания.
1. Всеобщие методы (философские):
1. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2. Метафизика - метод, противоположный диалектике.
3. Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, носящих абсолютный характер.
4. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу.
6. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Общелогические методы присущи всему познанию в целом. Они работают как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. Это такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и пр.
Методы эмпирического уровня?
1.1. Наблюдение - восприятие явлений объективной действительности (целенаправленное, организованное), позволяющее получить первичные знания о внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов. 1.2. Эксперимент основанный на создании специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Различают: 1) материальный эксперимент; 2) мысленный эксперимент. 1.3. Измерение это способ получения количественной информации об объекте, когда одна (измеряемая) величина соотносится с другой, принятой за эталон.
2. Методы теоретического исследования
Идеализация процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности, но имеющих в реальном мире прообразы. Идеализация тесно связана с методом моделирования. Моделирование изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Может быть: 1) материальным (предметным); 2) идеальным (знаковым, информационным). Формализация процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма и содержание). Формализация имеет в виду единство формы и содержания. Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Исторический и логический методы исследования. В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разнообразия ее проявлений. Логический метод раскрывает логику развития реальной истории, бытия. Восхождение от абстрактного к конкретному.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Вопрос 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Проблема человека принадлежит к кругу вечных вопросов, никогда не перестающих волновать философскую мысль.
Философия в этом цикле интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека (выделяя понятие его сущности). В рамках философского знания, проблема человека изучается одним из ее разделов философской антропологией, возникшей на рубеже XVIII-XIX вв.
Ответить на вопросы: что же такое человек, место человека в современном мире помогут общие определения, которые:
1) обозначают одно и то же человека;
2) несут в себе разный смысл;
3) обозначают различные стороны человеческого бытия.
Такими общими определениями будут выступать понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
1. Человек это:
1) субъект и продукт исторического процесса,
2) родовое существо (представитель рода homo sapiens),
3) генетически связанное с другими формами жизни и отличающееся от них (1) способностью к социальной деятельности, (2) членораздельной речью и (3) сознанием.
«Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда».
«Человек это говорящее трудоспособное животное».
Славянское слово «человек» также имеет глубокое смысловое наполнение. Будучи двухкоренным («чело» и «век»), оно указывает на высшее назначение человеческого существа в его устремленности к вечности, к Богу1.
Великий Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Способность самопознания прямо пропорциональна уровню духовного развития человека. Не случайно говорили святые отцы: «Выше того, кто сподобился видеть Ангелов, тот, кто увидел самого себя». В человеке сокрыта бездна возможностей и способностей, многие из которых скрыты завесой плоти, огрубевшей после грехопадения.
Платон: «Двуногое животное без перьев».
Определение Аристотеля более реально и глубокомысленно: «Человек есть животное политическое (общественное)».
Фридрих Ницше: «Человек есть мост между животным и Сверхчеловеком».
Священное Писание Ветхого и Нового Завета: человек есть образ Божий и призван осуществить в себе подобие Богу. Тех, кто это призвание выполнил лучше других, Церковь называет «преподобными», т.е. наиболее подобными Богу.
Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.
ЧЕЛОВЕК понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).
2. Индивид (от лат. individuum неделимое) это отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами (конкретный человек).
3. Индивидуальность особенные, неповторимые, самобытные физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), природные задатки и психологические свойства (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), как унаследованные, так и выработанные, присущие данной личности и отличающие ее от другой.
Индивидуальность совокупность качеств и свойств, которые присущи только данной личности, отличают ее от всех других.
Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер основатель протестантизма создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI в. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.
В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой средой, остается вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального.
4. Личность это устойчивая система (совокупность) социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Понятие «личность» содержит в себе:
1) совокупность всех социальных ролей данного человека;
2) всех общественных отношении, важнейшими среди которых являются отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали.
Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем:
1) осознания человеком объективной реальности;
2) а также в результате самосознания личности.
Структура личности:
Темперамент это совокупность динамических особенностей личности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервных процессов: силу, уравновешенность, подвижность.
Характер это наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в её отношениях к людям, поведению и деятельности.
Направленность (мотивационная сфера) личности представлена такими явлениями, как потребности, влечения, интересы, ценностные ориентации, цели, идеалы.
Потенциал личности представлен его знаниями, умениями и способностями.
2. Современная философия о природе и сущности человека
Первая группа биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о человеке как преимущественно природном существе, жизнь и поведение, индивидуальные и общественные качества, духовные качества которого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся: психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм.
Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая природа человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исторической системой общественных отношений.
Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями). Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социобиологизма.
Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бытия волю.
Натуралистический дуализм. Сюда относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обеспечивающих его существование в двух разных мирах материальном и духовном.
Вторая группа социологизаторские концепции. Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится роль только предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся:
Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии.
Социологизм. Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека.
Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что существует мировая логика, или мировой разум. Законы логики (мышления) являются универсальными закономерностями становления мира.
Социологический дуализм. В современной антропологии вариантом социологического дуализма является учение Зигмунда Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное явление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вытесненных аффективных взглядов), подсознательное (выполняет функции «цензуры», которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и о внешней среде).
Третья группа современных концепций человека спиритуализм (от лат. spiritualis духовный). Она объединяет в себе взгляды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству; наличие свободы воли и глубинного самосознания), и провозглашает первичность индивидуального «Я» как духовного стержня личности.
Субъективный антропологизм. Его формы очень личны. Наиболее влиятельной является экзистенциализм.
Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек универсальное существо, которому свойственны чувства, разум и воля.
Религиозный антропологизм. Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек есть существо-двойник: он содержит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни тем, ни другим не определяется полностью.
Спиритуалистический дуализм. Эта концепция трактует человека в космическом понимании. Человек средство космической эволюции, точка пересечения мировых потоков.
Таково краткое содержание современных концепций человека.
1 Свидетельством того, что человек есть творение Божие, а не результат саморазвития обезьяны, есть то, что природа человека непостижима для него самого, и он сознает это.
Надсознание (сверхсознание)
ессознательное
Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости