Духовная жизнь общества

red79; Малькова Т.П.

Духовная жизнь общества

Жизнедеятельность общества протекает в различных формах, ведущими - являются материальная и духовная сферы жизнедеятельности. Материальная жизнь общества – это, в первую очередь, способ производства средств жизни людей, включающий производительные силы и производственные отношения (отношения по поводу собственности, обмена, распределения, потребления). К ней относятся также материальные бытовые, семейные, классовые, национальные отношения, складывающиеся между людьми. Духовная жизнь (менталитет) – это сфера функционирования идеальных образований: общественного, группового, индивидуального сознания, отражающих общественное бытие и зависящих от сложившегося образа жизни, религии, языка, письменности и пр. Духовная жизнь – это сфера функционирования идеологических отношений, отражающих изменения таких социальных образований как политика, право, мораль, религия, искусство, философия. Компонентой духовной жизни является общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, воззрений, настроений, традиций, отражающих общественное бытие, материальные условия жизни людей. Бытие влияет на общественное сознание, оно первично по отношению к общественному сознанию, не зависит от него, определяет его содержание. Общественное сознание вторично, зависит от бытия, определяется им, может воздействовать на общественное бытие, активно способствовать его развитию. Оно имеет некоторую автономию, общественное сознание не обладает жесткой связью с бытием (например, религия, искусство, философия). Более тесно связаны с бытием, с экономикой такие формы общественного сознания как политика, право, мораль. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, даже тормозить его развитие, как это происходило в средние века, может забегать вперед, создавать интеллектуальные конструкции будущего общественного устройства (футурология). Общественное сознание связано с индивидуальным сознанием. В филогенезе выделяют именной период взаимодействия индивидуального и общественного сознания, профессионально-кастовый, универсально-логический период. В онтогенезе индивид, включенный в сообщество, от генетических, биологических реакций, постепенно переходит к образно-символическому и интеллектуально-концептуальному отражению мира, заданного социумом. Итак, формирование человека неразрывно связано с его бытием в обществе. Сознание индивида зависит от совокупной деятельности людей по созданию необходимых для жизни материальных благ, общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности. Бытие человека, по существу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей, способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развития эти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества, общественное сознание.

Общественное сознание – важнейшая компонента духовной жизни общества, влияющая на сознание индивида. Индивидуальное сознание – духовный мир конкретной личности, ее взгляды, представления, настроения. Оно определяется обстоятельствами жизни человека, его местом в системе общественных отношений, образованием, воспитанием, жизненным опытом, микросредой, психофизиологическими особенностями организма, поскольку любой человек является представителем своей социальной группы, нации, имеет половозрастные особенности и т. п. Сознание личности не ограничивается ее внутренним миром, оно в той или иной форме, выражает общественное содержание.

Сознание индивида имеет ряд особенностей:

1) отдельный человек ограничен рамками своей жизни в пространстве и во времени. Это обусловливает неполноту индивидуального сознания по сравнению с общественным сознанием;

2) в сознании отдельного человека не может быть чисто теоретического среза, в нем наблюдается причудливая смесь самых разных представлений (обыденных, практических, религиозно-мистических, научных, здравого смысла и пр.);

3) индивидуальное сознание всегда эмоционально окрашено, в нем присутствует волевая компонента, что обусловливает неповторимое своеобразие индивидуального сознания;

4) влияние конкретных условий жизни, микросреды, традиций может привести к отрыву индивидуального сознания от общественного, группового сознания («отклоняющееся сознание»);

5) индивидуальное сознание обладает активностью, человек активно меняет среду, меняется сам;

6) индивидуальное и общественное сознание находятся в противоречивом единстве.

Индивидуальное сознание как бы «входит» в общественное сознание, вносит свой вклад в его развитие. Общественное сознание, в свою очередь, также «входит» в индивидуальное, формирует его, абстрагируясь от личностных особенностей. Индивидуальное сознание при всей его конкретности и неповторимости не может достичь такого идейного богатства, многообразия, широты охвата событий, каким обладает общественное сознание. Вследствие, этого общественное сознание по отношению к индивидуальному играет ведущую роль, имеет большую социальную значимость. Индивидуальное сознание не тождественно общественному сознанию, оно не есть сумма сознаний отдельных индивидов, имеет другое качество. Носителем общественного сознания являются большие социальные группы, общности. Современный этап общественного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу, изменение структуры производства, форм его организации ведет к изменению условий, структуры и содержания общения людей (например, появление разнообразных интернет сообществ). Возникают новые особенности взаимодействия индивидуального и группового (общественного) сознания. Понять эти процессы вне коммуникации не представляется возможным.

Коммуникация (лат. communication – делать общим, сообщать, беседовать, связывать) – понятие, обозначающее:

1) совокупность средств связи;

2) общение, передачу информации от человека к человеку;

3) общение и обмен информацией в обществе.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов XX века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха. Анализ потребовался также в связи с развитием средств массовой информации, Интернета, их воздействием на сознание индивида и масс, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью и массами, управления обществом. Действительно, человек не получает свое сознание по наследству, все богатство содержания его сознания приобретается им на протяжении жизни. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Общение осуществляется в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в различных учебных, производственных и даже виртуальных сообществах.

Группа – это некоторая деятельная совокупность индивидов, объединенная общими целями и интересами, имеющая в ряде отношений сходную (инвариантную) картину мира. Подобная общность характеризуется весьма специфическим феноменом – групповым сознанием. В группе осуществляются сложные взаимоотношения между индивидами. Актуализируемое в процессе общения сознание человека есть результат избирательной интеграции воздействий на мозг индивида внешней (окружающие предметы, другие люди) и внутренней среды. В процессе общения людей происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных движений, действий и собственных состояний. Все это, является необходимым условием формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы.

Во многих случаях индивид ориентируется на определенные эталоны поведения, сформировавшиеся под воздействием суммы предшествующих социальных контактов, характерных для данной группы. Чем больше площадь пересечения эталонов каждого члена группы с эталонами других индивидов, тем выше вероятность появления у каждого члена группы в едином акте общения одинакового восприятия и мышления. Каждый член общества, группы формирует свое представление о мире, «картину мира», которая постепенно обрастает «полем значений» (наполняется смыслом) в процессе общения. Восприятие каждого индивида имеет особенности. Но в коммуникативном акте, благодаря единству ситуации, языковой среды, совместной деятельности, общности эталонов поведения, полей значений, целей и интересов членов группы, возникают синхронные психические состояния, соответствующие ситуации и в этом смысле инвариантные (общие). Результат коммуникации – это не просто изменение установок или поведения членов группы, но достижение определенной степени сопереживания, взаимопонимания и согласия между членами группы – участниками общения.

В едином коммуникативном акте происходит «выравнивание» уровней информированности и приобщения к одним и тем же ценностями, «выравнивание» степени осознания явлений членами группы, а также как следствие этого, изменение картин мира и полей значения, присущих индивиду. Повторение ситуаций в актах общения приводит к возникновению синхронных психических состояний индивидов. Появляется особая субъективная реальность, характерная для группы и присущая ей в процессе общения. Эта реальность не является статистическим результатом индивидуальных сознаний. Сознание группы можно проанализировать как особого рода актуально протекающий психический процесс, можно проанализировать в ценностно-содержательном плане по доминирующим в нем идеям, взглядам, установкам. Содержание группового сознания может быть закреплено в ходе высказывания наиболее важного, существенного для группы и каждого ее члена, лидером группы, коллегой. Осознание той или иной цели, идеи, вопроса отдельным членом коллектива углубляется именно потому, что человек видит в синхронных переживаниях окружающих его людей подобное своему переживанию. Высказанная и одобренная другими людьми идея превращается в убеждение и ориентирует на активное действие. Если идея принимается широким кругом людей, она становится «общественной идеей», включается в общественное сознание, овладевает массами. Наиболее ценные моменты духовной деятельности общества входят в фонд культуры, «своеобразную память» общества. Они постоянно потребляются, влияют на индивидуальное и общественное сознание.

Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Актуальность вопроса об эффективности процессов понимания в культуре обусловлена не только «информационным бумом», переживаемым человечеством. Сегодня приходится говорить об информационном обмене не только между людьми, но и между техническими аппаратами, системами и даже блоками систем, между людьми и роботами, между виртуальными партнерами, о возможности обмена информацией с внеземными цивилизациями.

Обычно, результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности (понятно – непонятно), и понятое соответствует целям коммуникации (насколько верно понято). Социальная коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследующих определенные (часто различные) цели. Понимание носит диалогичный характер. «Умному человеку достаточно намека» – гласит народная мудрость. Для того чтобы понять какую-то мысль или поступок человека, вовсе не обязательно, разворачивать в явном виде обусловившие их факторы. Умение оперировать «свернутой» информацией позволяет по некоторым фрагментам и частностям восстановить подразумевавшийся смысл в целом. Но намека достаточно человеку, уже обладающему знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта, его целей, ориентации, контекста осмысления. Для человека важно, не, сколько дано информации, а, что нужно понять, как правило, субъект отбрасывает «пустую информацию». Содержание информации дополняется целевой установкой.

Понимание достигнуто, если:

1) выполняется определенное предписание;

2) достигается способность к прогнозированию коммуникации и поведения;

3) достигнута способность эквивалентного воспроизведения полученной информации;

4) осуществляется приемлемая поведенческая или деятельная реакция.

В понимании важна реакция и ориентация индивида, получившего информацию, ее целостность. Чем богаче внутренний духовный мир личности, интенсивна и разнообразна деятельность, тем в большей степени личность воплощает в себе богатство общественной культуры, тем выше у нее способность к эффективному, «понимающему» общению.

На всех этапах познавательной деятельности нам приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание, о чем у нас отсутствует. Можно, например, не понимать те или иные древние тексты, потому что нам неизвестен данный язык, непонятно то или иное выражение, неясно, какой смысл в них вложен. Мы можем не понимать потому, что недостаточно знаем о культуре, эпохе и т. п. Именно из необходимости решать такие проблемы, возникла особая наука о понимании – герменевтика, а также «понимающая психология» и «понимающая социология». Их разработчики В. Дильтей, В. Гадамер, П. Рикёр еще в XX веке сформулировали основные трудности анализа процесса понимания. Было введено понятие «герменевтический круг», которое определяет целостность и понятийный смысл полученной информации в непосредственном или опосредованном (чтение текста) общении.

Понимание – это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, многократно преобразуя информацию (интерпретируя, уточняя, объединяя, разъединяя, качественно видоизменяя). Часто на наше понимание давят стандарты, стереотипы, устоявшиеся матрицы восприятия и стереотипы мышления. Именно поэтому индивиды, некритично воспринимающие общественную информацию, способствуют насаждению и функционированию в обществе мифов, ложных иллюзорных представлений, позволяют манипулировать собой, своим сознанием. Господствующее в социуме общественное сознание, духовная культура в известной мере выступают объективными детерминантами индивидуального понимания. Для достижения понимания порой требуется крутая ломка старых понятий, традиций. В этом случае мы обращаемся к проблеме свободы творчества, поскольку понимание и творческое восприятие, познание неразрывно связаны. Эффективность процесса понимания зависит также от уровня и качества образования, сложившегося в обществе.

Индивидуальное, групповое, общественное сознание переплетаются, взаимодействуют, взаимно дополняют друг друга. Общественное сознание отражает то общее, что есть в сознании всех членов сообщества, класса, этноса. Это – общая матрица, фиксирующая существенно-важное для всех людей в рамках общественного бытия. В то же время и групповое (протестное движение) и индивидуальное сознание (отклоняющееся сознание) могут противостоять навязываемым матрицам общественного сознания. Любопытный анализ разработки и внедрения «дискурсных» и «гламурных» матриц предпринят В. Пелевиным в романах «Империя V», «Бэтман Аполло» (2013 г.).

Общественное сознание имеет сложную структуру. Общественное сознание может быть структурировано, оно включает в себя ряд взаимосвязанных между собой компонентов, меняющихся в зависимости от изменений, протекающих в общественном бытии. В нем выделяют:

а) Обыденное сознание. Это – совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают из непосредственной обыденной практики людей. В него входит передаваемый по наследству и непосредственно приобретенный эмпирический опыт, полученный в ходе жизнедеятельности индивида и его социальной группы: моральные нормы, опыт и знания, полученные в труде, быту, общении, стихийные представления о природе, социуме. Совместная деятельность людей накладывает отпечаток на их обыденное сознание.

б) Специфической формой проявления общественного сознания является общественная психология. Общественная психология – особый способ освоения мира и духовного поведения коллективного субъекта. Ее составляют социальные чувства, настроения, мнения, слухи, нравы, обычаи, традиции. Можно анализировать психологию классов (психология раба, крестьянина, пролетария и т. п.) Существует национальная, этническая психология, профессиональная психология. Интересны исследования по психологии толпы, массы, страты, психологии элиты, психологии героя, лидера.

в) В классовом (стратифицированном) обществе особенно внимательно следует следить за проявлением социальных интересов больших общественных групп (страт, слоев, классов). Если общественное образование оформляется и выражает свои интересы в программах, мы имеем дело с идеологией. Общественная идеология – систематизированное, теоретически оформленное выражение социального интереса (группового, классового и т.п.). Идеология формулирует задачи, цели, перспективы развития сложившейся социальной общности. Идеология формируется по мере осознания общностью себя как единого социального образования и своих задач, требующих решения. В своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс подробно проанализировали буржуазную и пролетарскую идеологию. К основным современным идеологиям принято относить либерализм, демократизм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии. Кроме того, существенную роль в политической жизни играют такие идейно-политические течения, как, например, радикализм, экстремизм.

В структуре общественного сознания принято выделять формы общественного сознания: 1) политическое сознание, 2) правовое сознание, 3) нравственное сознание, 4) религиозное сознание, 5) художественное (эстетическое) сознание, 6) философия. Дебатируется вопрос о выделении экономического, исторического и экологического сознания. Первоначально (исторически) сознание носило синкретический (нерасчлененный) характер. Обыденное сознание, психологические, нравственные, религиозные, эстетические компоненты переплетались, существовали в слитом виде в мифологии. В период зарождения цивилизаций, оформления государств, формы общественного сознания приобретали самостоятельность, оформлялись в социальные институты, поддерживающие функционирование духовной, ментальной компоненты цивилизации. Первоначально рассмотрим феномен политики и политического сознания.

Политика (от греч. polis – город-государство). Термин «политика» прочно вошел в оборот с 1У века до нашей эры, благодаря социально-философскому труду Аристотеля «Политика». Политика трактовалась как сфера поведения граждан в рамках полиса, как форма власти, государственной регуляции отношений и конфликтов между различными слоями (имущие - неимущие, рабы – рабовладельцы, граждане полиса – представители других этносов и государств). Греческие города-полисы обладали экономическим суверенитетом, подкрепляемым правом частной собственности на землю. Собственники свободно выражали свои социальные интересы, вырабатывали представления о лучшей форме правления, власти, создавали общественные организации для поддерживания внутреннего и внешнего порядка, решали проблемы войны и мира. В первобытном сообществе существовали лишь элементы социальной организации, управления. Власть держалась на строгой регламентации поведения разнообразными табу и непререкаемом авторитете вождя или совета старейшин. При этом власть не отделялась от народа. В полисах государственная организация легитимно берет на себя функции внутренней и внешней регуляции социальных отношений. Общественные деятели, выражая интересы своей страты, вырабатывают в дискуссиях миропонимание, основанное на предвзятых социальных принципах (классовости, этнического интереса), что влечет за собой развитие политического сознания. Постепенно формируется политическая организация - устройство, управление и регуляция внутри социума для достижения целей и отстаивания интересов различных слоев политическими средствами: участие в обсуждениях, референдумах, голосованиях по вопросам, затрагивающим жизнь полиса, принятие законов.

Единство политических институтов, действующих на основании кодекса политических и законодательных норм, принято называть политической системой. Политическая система структурирована. Выделим уровни структурирования. Институциональный уровень – это межгосударственные и государственные объединения, союзы и партии, имеющие политические цели. Регулятивный - совокупность политических норм, стереотипов и традиций, помогающих управлять общественно-политическими отношениями. Функциональный уровень - это формы деятельности, способы и средства воздействия на политическую жизнь. Коммуникативный уровень включает в себя все средства общения: формализованные и неформализованные (тексты конституции, программы, статьи в прессе, материалы президентского сайта в Интернете, общественное мнение, настроение, слухи и пр.). Политические системы взаимодействуют друг с другом (дипломатия, переговоры, международные форумы, встречи в верхах и пр.). Системы поддаются классификации по разным признакам. Можно рассматривать их по наличию национальных, этнических, родоплеменных общностей. Общепринятой является классификация политических систем по признакам государственной власти (формы, типы, режимы) и способам ее осуществления. Системы часто характеризуют по степени устойчивости, стабильности и не стабильности. Как любое существующее и развивающееся целое, политическая система выполняет множество функций. Это - функция достижения и удержания власти; легитимности управления и регуляции; организации и интеграции сообществ на базе сходных интересов и целей, артикулированных в лозунгах и программах; адаптации к нуждам государства; функция познания и реализации правил поведения в рамках существующей системы; функция политического воспитания. Их выполнение невозможно без должного внимания к феномену политического сознания.

Политическая форма общественного сознания зависит от образа, уровня, качества жизни людей, способа производства, сложившейся в государстве экономической, культурной, нравственной, религиозной традиции. Она неотделима от сознания отдельного человека, испытывающего влияние группы, страты на знания, интересы, потребности, цели, мировоззрение индивида. Стереотипы сознания формируются в повседневной жизни и озвучиваются лидерами группы - носителями, генераторами, трансляторами идей. Политическое сознание - знание, носящее в целом вероятностный характер. В его содержании возможна неполная, неточная или заведомо ложная информация. Вероятностные и достоверные, проверенные и неподтвержденные факты, их интерпретация и герменевтика обусловливают возможность политических иллюзий и утопий, появление мифов и идеологических матриц, симулякров - спутников политики. Однако актуальные общественные проблемы и задачи их решения заставляют политиков рационализировать свои стремления и действия.

Политика - целесообразная деятельность, развивающаяся исторически. Зачатки управления начинают складываться в первобытном сообществе. Специализированная политическая деятельность становится возможной только в период формирования государственности, разделения общества на рабов и рабовладельцев, появления интеллектуальной элиты. В зависимости от эпох политика различается по целям, содержанию, по группам, участвующим в политическом процессе, отношениям в социуме, по государственному устройству, формам правления. Оттачивается формулировка задач (лозунги, призывы, речи, «слоганы») и техника политической деятельности. Теоретическая деятельность интеллектуалов оформляется в политическое сознание, складывается менталитет. Процесс не возможен без творчества: работы воображения, интуиции, моделирования, проектирования, планирования. Рассудочность, дискурсивность сознания сочетается с харизматичностью, пассионарностью, эмоциональностью преподнесения содержания идей субъектами политической деятельности. В мышлении оцениваются решающие для политики проблемы сущего и должного, желаемого будущего и реально воплощенного. Мыслительная деятельность и ее результаты (теории, программы) - идеальная форма бытия политики. Материальную форму образует политическая практика: организация и контроль, управление и власть. В обеих формах политика выступает как умственный и вещественно-практический труд, с его разделением и кооперацией, эффективностью или неэффективностью, свободой выбора и ответственностью, предвидением и прогнозированием, неоднозначностью ценностей и оценок.

Смысл и содержание политического сознания и деятельности объективируются в выступлениях, протестах, текстах, плакатах, информационных сайтах, блогах. Они принимают осязаемый характер и только так могут быть восприняты обществом. Объективация совершается двояко - в виде озвученных намерений, надежд, убеждений, идей, теорий - в явлениях политического сознания - и материально, в осязаемой предметно-практической форме. Материализация политики достигается с помощью институтов власти, политических организаций. Разрабатываются документы, инструкции, доклады, программы, уставы, декреты. В зрелищной, аудиовизуальной форме – это пиар, имиджмейкинг, реклама, пропаганда. Политика формируется в процессе дискуссий, отбора идей и теорий. Потом она доверяется власти (правительству, руководству партии), продолжающей разрабатывать политику как определенный проект, формирующий политическое сознание и процесс.

Приведенная в действие властью и воспринятая обществом политика влияет на жизнь страны, создает политический быт, политическую культуру, традиции и стереотипы. Сюда включаются восприятия и переживания, надежды и чаяния, поведение и деятельность, связанные с общественными событиями настроения подъема, апатии, возмущения и пр. Материализуясь, политика становится зрелищной (ритуал, театр), она украшается атрибутами власти, символами государства. Внешняя привлекательность политики служит аргументом в ее пользу в сознании общества, ибо украшает, расцвечивает жизнь, делает ее менее монотонной, особенно, благодаря современным пиар-технологиям, техническим достижениям, различным шоу. Быстро развивается информационная форма жизни (инфосфера, Интернет). Она образует класс политических феноменов и действий, оснащается техникой, коренным образом меняет информационное пространство актуальной политики.

Как сфера ментальности (духовной культуры) политика представлена политическим сознанием. Большинство исследователей рассматривают политическое сознание как неоднородное, «пульсирующее», многоуровневое образование. В нем отражается степень приобщения субъекта к политике на рассудочном, рациональном уровне. Это – «заинтересованное» сознание, связанное с политической культурой. В традиционном понимании - политическое сознание - форма общественного сознания, отражающая экономические, бытийные условия жизни людей. В широком контексте политическое сознание трактуется, как вся совокупность психического отражения политики людьми, ее субъективная компонента, имеющая разные уровни. Категория "политическое сознание", имеющая длительную историю употребления в социальной философии, оказалась удобной из-за широты вкладываемого содержания, аккумулировавшего идеи многих дисциплин. Синтетическое свойство понятия позволило «политическому сознанию» стать одним из основополагающих в политической науке, быть отнесенным к числу междисциплинарных категорий.

Социология и политология, например, используют термин, выделяя в политическом сознании, прежде всего идеологический уровень. Внимание сосредоточивается на раскрытии содержательных характеристик реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и др. типов сознания. Понятие трактуется как совокупность установок и стереотипов, сформировавшихся как вне сферы политики, так и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа субъектом сугубо политической деятельности. Политическая идеология – систематизированное, теоретически оформленное сознание, вырабатываемое идеологами социальной страты. В идеологии существует множество политических течений: анархизм, глобализм, демократизм, консерватизм, либерализм, марксизм, милитаризм, национализм, пацифизм, сионизм, фашизм, экосоциализм и др.

Исследования политического сознания средствами психологии характеризуются стремлением соединить анализ политического содержания и индивидуальных механизмов функционирования психики и сознания. Используются социологические и психологические категории (установки, интересы, потребности, ориентации); политическое сознание оценивается на основе данных, касающихся информированности людей в политике, поведенческих реакций, здравого смысла, характера мироощущения и мировосприятия. Политическая психология - это уровень политического сознания, характеризуемый устойчивыми психическими чертами группы, страты, проявляемыми в действиях индивида и общности.

Целостное изучение политического сознания требует исследования «субъектов-носителей» сознания. В политическом сознании выделяют массовое, групповое, элитарное и индивидуальное сознание. В некотором смысле - политическое сознание - особая, политизированная часть массового сознания. В нем есть статичные (ценности, идеалы, ориентации) и динамичные (массовые чувства, переживания, побуждения, настроения) компоненты. Например, уровень ожиданий и оценка возможностей влиять на политику, общественные ценности (свобода, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок) статичны. Динамично меняются мнения, слухи, переживания по поводу деятельности правительства, партий, лидеров. Распространенным является такой способ обнаружения содержания массового политического сознания, как опросы общественного мнения, анкетирование, интервьюирование по интересующим и злободневным вопросами. Групповое политическое сознание рассматривается как сознание более организованных, чем масса, больших (классы, этносы, страты) и малых (элита, «хунта», политбюро партии, лобби) групп, связанных с политикой. Учитывая объективное место группы в политической системе и особенности ее самосознания, групповое политическое сознание выступает как совокупность представлений, определяющих содержание и политическую активность группы. Содержание политического сознания группы можно получить в ходе анализа политических документов, исходящих от интересующих объединений. Индивидуальное политическое сознание формируется личностью "политического человека", способного целеустремленно действовать. Интерес исследователей вызывают субъективно-психологические особенности, типовые инварианты сознания и поведения индивида в сфере деятельности, политической социализации, способов овладения групповым и массовым политическим сознанием для выработки собственного понимания проблем политической власти и управления. Важно отметить мотивационные (политические потребности, ценности, идеалы, установки деятельности) и познавательные (знания, информированность, заинтересованность, убежденность) аспекты сознания. Сообразно субъекту политической деятельности вычленяют персональный и группой уровень. Его принято называть микро политикой. Страновой, региональный, глобальный уровень относят к макро политике. В политическом сознании важна динамика, фиксация последовательных этапов и трансформация политического сознания, как в рамках одного, так и разных сообществ. Следующей формой общественного сознания является правовое сознание.

Право и правовое сознание. Одно из распространенных определений права было дано в теории марксизма: «Право – воля экономически и политически господствующего класса, возведенная в закон, установленный властью этого класса». Право включает в свою структуру: 1) правовое сознание (правовую психологию, правовую идеологию, юридические науки); 2) совокупность законов, кодексов, нормативов; 3) правовую деятельность и правовые отношения; 4) правовые организации и учреждения. В духовной жизни общества существенную роль играет правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание предполагает овладение правовыми, юридическими знаниями, оценку правовых норм и законов, превращение правовых норм в убеждение, действие, практику поведения, волевой акт по соблюдению законов, даже при негативной оценке законов со стороны индивидов, групп, этносов, коллективов, предприятий. В правовом сознании выделяют правовую психологию. Под правовой психологией будем понимать совокупность чувств, переживаний людей, которые формируются на основе правовой практики (чувство справедливости, отвращение к насилию, преступности, коррупции). Правовая психология побуждает человека следовать закону, если он позитивно оценивает закон, или бунтовать, если оценка закона негативна. Правовая идеология – высший уровень правосознания. Это – система идей, в которых либо обосновывается необходимость принимаемых законов, либо доказывается их несостоятельность. Постепенно складываются юридические науки. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно меняется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным сознанием, занимает как бы промежуточное положение между ними.
Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, правовое сознание опирается также на осознанные рациональные и морально-нравственные оценки. Правовое сознание формируется с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы, возникновением государства. Оно возникло как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служит средством политической стабильности общества, выполняет регулятивную, оценочную, воспитательную, познавательную функции. Правосознание появилось, как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами, слоями, этносами и классами.
Структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие сложного строения общественного бытия в общественном сознании как отражении бытия выделяют не только политическое, правовое, но и нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание и т.д. Нравственное сознание формируется на базе морали.

Мораль – возникающая в глубокой древности и постоянно развивающаяся совокупность норм, правил, обычаев, традиций регулирующих поведение людей, их отношение друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Слово "мораль" соотносимо с такими понятиями как нрав, характер, склад души, привычка, обычаи, поведение. В словаре В. Даля "мораль" сочетается с нравственностью, совокупностью правил, регулирующих поведение индивида в группе, сообществе. Нравственность – это практическая реализация норм и правил поведения человека в повседневной жизни. Осознание и оценка норм морали, превращение норм во внутреннее убеждение, побуждающее к нравственному поведению, называется нравственным сознанием. В эпоху Античности появилась наука о морали. Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Основными категориями этики являются: добро и зло, справедливость, честь, долг, стыд, совесть, счастье. Люди, принадлежавшие разным историческим эпохам, понимали добро или счастье по-разному. Уже в первобытном обществе сложилась «прамораль»: система запретов - табу (пищевых, охотничьих, производственных, половых). Наряду с табу появились права, обязанности, наказания, поощрения – вне биологическая система регуляции отношений членов сообщества. В классовом сообществе разные социальные группы, классы, этносы вырабатывают собственные нормативы нравственного поведения. Общечеловеческие правила (заповеди) сформулированы в христианстве, буддизме, исламе и других религиях. Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Основная функция морали - регулятивная. Наряду с регулятивной мораль выполняет воспитательную, познавательную, оценочную, коммуникативную, нормативную функции. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать, мораль императивна в своей основе. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной общности, нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном, добродетельном и порочном.
Кроме того, мораль не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно из поколения в поколение. Мораль – одна из ранних форм общественного сознания, которая будет существовать, пока сохранится общество разумных людей, более того, в ходе социального прогресса ее роль возрастает.
И хотя мораль в конечном итоге есть отражение экономического устройства жизни общества, это не механическая копия экономических реалий. Мораль – своеобразное социальное явление, область духовной жизни общества, в которой экономические, политические, правовые факторы получают сложное выражение, а истинные человеческие ценности остаются вечными. Главным вопросом нравственного сознания остается вопрос о ценности и смысле человеческой жизни.

К возникшим в глубокой древности формам общественного сознания относится также эстетическое сознание, высшей формой которого выступает художественное сознание, выражающееся в искусстве. Эстетическим сознанием обладает каждый индивид, однако искусство создается наиболее эстетически одаренными личностями – художниками. В своей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его природными явлениями, с другими людьми, с разными социальными структурами и феноменами. Он так или иначе, сознательно или неосознанно оценивает их сквозь призму своих представлений о прекрасном (красота мира, жизни, человека, духа), безобразном, комическом, трагическом. Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности и с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовольствия, радости, восторга, потрясения. Прекрасное имеет объективное основание, благодаря такими характеристикам как симметрия, пропорция, гармония, ритм. В период раннего палеолита наши предки собирали «красивые» камни, друзы кристаллов, вырезали или лепили фигурки тотемов, «Адама» и «Евы», раскрашивали желтой и красной охрой бытовые и культовые предметы, запечатлевали события с помощью наскальной живописи. В мифах, ритуальных танцах передавалось содержание и эмоциональный настрой сообщества, зарождалось эстетическое чувство. Античные авторы обратили внимание на очищающее действие эстетического переживания людей (катарсис). Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой мира, жизни и отдельных их сторон. Эстетическое восприятие мира связано, прежде всего, с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности - спорт, создание орудий труда, предметов быта, отношений между людьми и пр. Наряду с прекрасным человек воспринимает и безобразное, низменное, которое входит в сферу эстетического не само по себе, а только потому, что берется в сопоставлении с прекрасным. Вот почему "прекрасное" является центральным понятием эстетики и ее главной проблемы - "эстетического". Все эти феномены изучаются в эстетике (от греческого слова aisthetikos - ощущающий, чувствующий, чувственный). Эстетика как наука, исследующая природу эстетического, закономерности возникновения, развития, функционирования искусства зародилась в Античности. Эстетическое сознание есть совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений, переживаний и оценок о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. В круг эстетики входят эстетические категории, эстетические теории, искусство, включая художественное творчество, и т.п. Искусство занимает важное место в эстетике. Существует множество гипотез по поводу возникновения искусства: мистическая, трудовая, эротическая, возникновение искусства из игры, теория мимесиса (подражания) и пр. Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство - это творческая практически-духовная деятельность, направленная на создание и освоение эстетических ценностей. Искусство отражает не сам по себе мир, а отношение человека к нему, объективную реальность, преломленную в духовном мире человека. Оно обращено не только к чувствам человека, но и к его интеллекту, интуиции. Оно не только преобразует окружающую человека действительность, но и совершенствует самого человека, делая его чувства более глубокими, а поведение гуманным. Что отличает искусство (или эстетическое сознание) от других форм познавательной деятельности? Прежде всего, художественный характер познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональная компонента входит составляющей в "объект отражения". Если в естественных науках такую компоненту вообще стремятся элиминировать, уступая дорогу рационализму, объективному отражению мира, то в художественном творчестве она выдвигается на первый план. Искусство – художественно образное освоение действительности. В художественном образе диалектически сочетается индивидуализация и типизация, эмоциональное и рациональное, объективное и субъективное. Социально или личностно значимое содержание передается в эстетичной форме (диалектика формы и содержания). Эстетическое сознание, в конечном счете, определяется экономическим базисом, поскольку, эстетические взгляды людей, понятия прекрасного и безобразного не могут не зависеть от экономических отношений. Однако оно обладает относительной самостоятельностью, т.к. расцвет искусства не всегда связан с экономическим расцветом общества. В классовом обществе оно неизбежно становиться классовым, выражая эстетические идеалы различных классов, этносов, слоев, страт, групп общества. Существует множество видов искусства: литература, кино, музыка, танец, живопись, театр, скульптура, архитектура и т.д. Искусства делятся на выразительные и изобразительные виды, на динамичные и статичные. Искусство выполняет ряд функций: а) эстетическую; б) коммуникативную; в) познавательную; г) воспитательную (воспитание человека, воспитание вкуса). Искусство как сфера духовной жизни будет существовать, пока будет сохраняться интерес человека к природе, к живому, к отношениям и переживаниям самого человека.

Религия также является формой общественного сознания. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно порождено конкретным общественно-историческим условиям. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. В основе религии лежит вера в сверхъестественное. К первобытным формам верования относятся: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Затем формируются политеистические религии. В язычестве реальные земные проблемы были связаны с миром природы, подавляющей человека, с проблемами его рождения и смерти. Позднее в монотеистических религиях постепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, вопросы о сущности самого человека, о его смертности или бессмертии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости, едином Боге. И религиозные проблемы тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека. Религия (от лат. - relegio – связь, святыня) - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. Как самостоятельное социальное явление религия не выделялась в первобытном обществе, но в ходе дальнейшего развития истории общества она выделялась в относительно самостоятельную сферу духовной жизни и в ее структуре обозначились следующие элементы: а) религиозное учение; б) религиозные культы; в) религиозные отношения; г) религиозные организации и учреждения (церковь). Все вместе они формирует определенное религиозное сознание, состоящее из религиозной психологии и теоретически оформленной теологии. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формами, такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного сознания, это «состояние души». Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям друг к другом и к миру в целом. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Эту функцию берет на себя теология (учение о Боге). Религия как феномен выполняет функции: а) иллюзорно-компенсаторную («религия – опиум народа»); б) регулятивную; в) нравственно-воспитательную; г) культурную; д) организационную. Не смотря на развитие социума и науки, религия имеет свою сферу влияния на человека, сохраняются ее эмоциональные, гносеологические, социальные, политические корни

Таким образом, духовная жизнь общества является весьма сложным феноменом, структуру которого мы постарались отразить в лекции. Общие представления о духовной жизни общества, закономерностях ее развития и функционирования дает философия.

15

Духовная жизнь общества