КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Занятие 1.
- Понятие, сущность и функции Конституции России.
- Юридические особенности Конституции РФ.
- Поправки и пересмотр Конституции РФ.
- Содержание Конституции РФ.
Занятие 2.
- Понятие и основы конституционного строя Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус личности в России.
- Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.
- Понятие, сущность и функции Конституции России.
Термин «конституция» в переводе с латинского языка означает устройство, установление. Конституции в современном понимании как основные законы государства, обладающие особой юридической силой, ограничивающие государственную волю, закрепляющие суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государственным усмотрением, появились в ходе буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америки в 18-19вв. Первая буржуазная конституция Конституция США 1787 г. была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами образовавших государство штатов. Политико-правовой режим ограничения государственной власти конституцией обычно именуют конституционализмом.
Конституция это основной закон государства, обладающий особой юридической силой, ограничивающий государственную волю, закрепляющий суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государственным усмотрением.
Право выражает компромисс разных общественных сил, государства и общества через конституционные акты, т.к. именно в них сфокусированы главные интересы разных общественных групп, отдельных людей. Конституция есть в идеале средство выражения ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинства. Сила конституции в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который, даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов.
Сущность конституции проявляется через ее функции:
-1- Конституция является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предмет конституционного регулирования государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. В законодательстве есть множество актов более объемных, чем конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как она.
-2- Конституция регулирует текущую деятельность государственных и общественных институтов с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование.
-3- Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает в нем человек. Формой мировоззрения является идеология система индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок по сохранению или изменению существующего порядка, исходя из соответствующих интересов. Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор. Например, конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли вначале построение социалистического общества («От каждого по способностям, каждому по труду»), затем коммунистического общества («От каждого по способностям, каждому по потребностям»).
Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. Она юридически закрепляет национальные, религиозные, этические ценности. Например, конституция Болгарии говорит об особой роли в болгарском обществе восточного православия. Конституция это своеобразная «правовая Библия». Только ведет она людей к вере в земной порядок, а не к вере в Бога как религиозные тексты.
-4- Конституция призвана обеспечить устойчивость общества. Она должна объединять разные поколения, десятилетия. В идеале она средство обеспечения многолетней преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач.
Устойчивость конституции нельзя отождествлять с застоем. Конституцию можно менять за счет ее нового толкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур, а не изменения текста. Широко распространено мнение о долговременной стабильности Конституции США 1787 г., в которую за время ее существования было внесено 27 поправок. Однако эта конституция постоянно меняется в содержательном аспекте Верховным судом США. Так, американская конституция ничего не говорит о праве политических партий на существование, но данное право в качестве подразумеваемого выведено Верховным судом из формулы о свободе слова, собраний, петиций Поправки 1.
-5- Конституция выполняет функцию стратегического целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства. Конституция это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов.
-6- Конституция основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя.
Таким образом, Конституция основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, систематизацию законодательства.
Конституция основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
***
За всю историю России было принято пять конституций: в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. По типу первые четыре первые конституции социалистические. Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит об относительной стабильности основных законов.
Конституция 1918 г. характеризовалась признаками:
) отсутствие преемственности, как правовой, так и государственности;
) в наибольшей степени идеологизирована;
) отрицание демократических концепций, например, «Вся власть Советам!!!»;
) провозглашение диктатуры пролетариата;
) ориентир на мировое сообщество: «Уничтожение всякой эксплуатации, победа социализма во всех странах», «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма»;
) открытое признание применения насилия: «Уничтожение паразитических слоев общества».
Конституция 1925 г. характеризовалась чертами:
) классовая сущность;
) смягчение норм о насилии,
) исключение положений о мировой революции;
) РСФСР вошла в состав СССР.
Отличительные особенности Конституции 1937 г.:
) закрепление экономических основ социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности на средства производства, государственный народно-хозяйственный план;
) впервые введен принцип равноправия граждан (в усеченном виде) «независимо от национальности и расы»;
) введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
Конституция РСФСР 1978 г. характеризовалась тем, что:
) закрепила новый этап развития советского общества этап «развитого социализма», т.е. превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, т.е. народ признавался носителем власти;
) имела классовый характер, т.к. ведущая роль принадлежала коммунистической партии «ядру политической системы», «руководящей и направляющей силе советского общества»;
) провозглашала «социалистическую демократию» - равенство граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, занятия, места жительства;
) РСФСР провозглашено суверенным государством.
- Юридические особенности Конституции РФ.
- Конституция РФ является единым, писаным документом - консолидированным актом. Т. е. представляет собой достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений. В Англии, Канаде, Израиле нет единых текстов Конституции, ее заменяют конституционные акты. В Англии акт о Парламенте 1911 г., Закон 1949 г. об изменении акта о Парламенте 1911 г., акт о Министрах Короны 1937 и 1964 гг., акт о народном представительстве 1969 г., акт о местном самоуправлении 1972 г., др. В Канаде так называемый Канадский Акт 1982 г., Конституционный акт 1982, 30 актов и «положений», составляющих «приложение» к Конституционному акту 1982 г., и акты, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в любой из вышеназванных актов.
- Конституция изменяется в жестком порядке (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций, например, Грузии, Индии, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в том, что, следуя мировой практике, Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
- Конституция РФ имеет прямое действие. Заранее невозможно нормативно упорядочить все общественные отношения, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. На этом специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие Конституции означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму ст. 42 как источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более, что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.
- Конституция обладает верховенством. Ни один акт, от кого бы он не исходил, не может быть принят, если он противоречит положениям Конституции. Кроме того, законодатель обязан детализировать содержание Конституции в отраслевом законодательстве. В отраслевых актах должно максимально раскрываться содержание любых конституционных норм.
- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. При столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться нормы Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней. Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 называют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют ее положения, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности направлены нормы главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
- Особый порядок охраны Конституции. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Учрежден особый специализированный орган конституционного контроля Конституционный Суд РФ. К его исключительной компетенции относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.
Российской Федерацией избрана австрийская (европейская) модель конституционного контроля, в соответствии с которой ведущее место в системе мер правовой охраны Конституции принадлежит специализированному судебному органу Конституционному Суду РФ (до 1990 г. в России на конституционном уровне закреплялась модель парламентского (несудебного) конституционного контроля).
а них при осуществлении своих прав. нно опираься уют.ошения, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсту
- Поправки и пересмотр Конституции РФ.
Порядок и условия внесения в Конституцию поправок и ее пересмотра определяются в главе 9. Применительно к разным конституционным нормам предусмотрено 4 способа их изменения.
Первый способ. Положения глав 1, 2 и 9 изменяются в затрудненном порядке. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что любая норма этих глав находится в системной связи с другими положениями Конституции. Поэтому даже незначительное изменение норм этих глав предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.
Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права законодательной инициативы возбуждать вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 3/5 депутатов Государственной Думы.
Круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Право внесения изменений в Конституцию страны принадлежит только Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе в целом или группе численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительству РФ и региональным парламентам (ст. 134). При этом правом конституционной законодательной инициативы обладает всенародно избранный действующий Президент РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.
Принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого Конституционного Собрания. Статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о составе, порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно.
Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа членов или выносит на всенародное голосование. Соответственно конституционный порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 уточняется в ФКЗ о референдуме и Конституционном Собрании. Чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки: в нем должно принять участие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей.
Второй способ. Поправки к главам 3 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения законодательными органами не менее, чем 2/3 субъектов РФ.
При раскрытии содержания ст. 108 и 136 Конституции РФ законодатель в ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» исходит из их толкования Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. №12-П указал, что поправки к главам 3 принимаются в форме особого правового акта закона РФ о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающийся как от ФЗ, так и от ФКЗ.
Для закона о поправках к главам 3 Конституции РФ предусмотрена процедура принятия ФКЗ, но по форме это ФЗ. Конституционный Суд полагает, что в отличие от поправок к Конституции РФ ФКЗ по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положений, а также не может стать ее частью.
Процедура принятия закона о поправках к главам 3 Конституции РФ:
- круг субъектов права законодательной инициативы определен в ст. 134 Конституции;
- в срок не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текс закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации (такая публикация ФКЗ не предусмотрена);
- законодательный орган субъекта федерации самостоятельно обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее 1 года со дня принятия;
- Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения в форме постановления;
- после вступления в силу закона о поправке необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент в течение 1 месяца со дня вступления закона о поправке в силу официально публикует Конституцию с внесенной в нее поправкой, а также с указанием даты вступления поправки в силу.
Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).
В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ.
В случае, если закон о поправках к Конституции РФ не получит одобрения законодательных органов власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о поправках допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение 7 дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.
Третий способ. Изменение статьи 65 Конституции РФ применяется в случае:
- принятия в состав РФ нового субъекта,
- образование в ее составе нового субъекта,
- изменение конституционного статуса действующего субъекта РФ.
Изменения вносятся в форме ФКЗ на основе ФЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Способ внесения изменений официальное опубликование Президентом РФ Конституции в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующего ФКЗ.
Все три изложенных способа изменения Конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке.
Четвертый способ. В текст статьи 65 Конституции РФ включаются новые наименования субъектов Федерации. Президент РФ издает указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Такой вариант изменения Конституции в ней самой не оговорен он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.
Изменялись названия: Ингушская Республика на Республика Ингушетия; Республика Северная Осетия на Республика Северная Осетия Алания; Республика Калмыкия Хальм Тангч на Республика Калмыкия; Чувашская Республика Чаваш республики на Чувашская Республика Чувашия; Ханты-Мансийский автономный округ на Ханты-Мансийский автономный округ Югра.
Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. В то же время следует иметь в виду, что сами по себе юридические нормы еще не гарантируют стабильности Конституции. Огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. Стабильность Конституции не следует рассматривать как ее неизменность: кардинальные изменения политической и социальной действительности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и Основного Закона государства, в противном случае возможна социальная нестабильность в обществе. Кроме того, Конституция РФ конституция «живая»: при неизменности до сих пор ее текста (отдельные изменения в ч. 1 ст. 65 не являются принципиальными, сущностными) конституционные положения постоянно и весьма активно развиваются через принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Конституционного Суда РФ, складывающиеся конституционные обычаи и т. п.
Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм раздела 2. Объясняется это следующим. Преамбула та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной. Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы раздела 2 фактически перестали быть действующими с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.
- Содержание Конституции РФ.
Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов.
Раздел 1 в содержательном плане является основным и включает 9 глав.
В главе 1 «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
В главе 3 «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма.
Три следующие главы (глава 4 «Президент РФ», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство РФ») закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня.
В главе 7 «Судебная власть» изложены конституционные основы судебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 «Местное самоуправление» конституционные основы осуществления местного самоуправления в России.
Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного Закона.
Раздел 2 «Заключительные и переходные положения» небольшой по объему. Значительная часть его норм уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих общественных отношений. В то же время отдельные положения данного раздела, в частности о верховенстве Конституции РФ по отношению к Федеративному договору 1992 г. и к другим актам, а также к прежнему российскому законодательству, продолжают оставаться важными и принципиальными.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся:
- сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов,
- приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями;
- учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима.
Занятие 2
- Понятие и основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституционный строй можно рассматривать как:
- систему общественных отношений, регулируемых непосредственно Конституцией;
- организацию публичной власти обществе, включающих систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в Конституции.
Основы конституционного строя система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества.
Конституционный строй система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.
Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:
1) это способ организации государства совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);
2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.
Политические основы конституционного строя
- Демократизм
- Суверенитет свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства
- Федерализм ( 85 субъектов)
- Республиканская форма правления. Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (гл. 47 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.
- Разделение властей
- Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве
Экономические основы конституционного строя
Экономическую основу конституционного строя России составляет социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений.
1) Экономическая свобода (рыночная экономика);
2) Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории России не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (например, при чрезвычайном экологическом бедствии);
2) поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Запрещаются действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов власти (в т. ч. принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;
3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в эту деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется 2 основными путями: через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;
4) Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
5) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции РФ устанавливается равенство всех форм собственности: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности». Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности.
6) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
Социальные основы конституционного строя РФ:
1) Провозглашение социального государства, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Социальное государство исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Главная задача социальной политики Российской Федерации достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
2) охрана труда и здоровья людей. Охрана труда выражается: в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда; в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы; в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь; в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан: семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия; законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях; государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.
4) развитие системы социальных служб: в широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.
5) гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты.
6) Регулирование межнациональных отношений на основе равенства и отсутствия дискриминации.
7) Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.
Духовные основы конституционного строя РФ
- РФ светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.
Поскольку Россия является светским государством, то запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.
- Свобода совести и вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений. Каждый вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.
Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ).
- Идеологическое многообразие.
- Свобод творчества и отсутствие цензуры.
- Доступ культурных ценностей.
- Конституционно-правовой статус личности в России.
Человек высокоорганизованное существо, обладающее от рождения качествами (чувствами, разумом, достоинством), определяющими ему суть и отличающими его от иных живых существ. Названные качества присущи всякому индивиду независимо от наличия или отсутствия устойчивой юридической связи его с конкретным государством.
Гражданин это тот же человек, только обладающий дополнительными качествами социально-политической сопричастности, устойчивой юридической связи с определенным государством, порождающей их взаимные права и обязанности.
Конституция РФ проводит описанное разделение индивида, однако не всегда последовательно. В 4-х случаях используется термин «лица» - ч. 1 ст. 24, ст. 25, ч. 3 ст. 55, ч. 2 ст. 63). Он легко соотносится с термином «человек». И лишь дважды речь идет о «личности» - ч. 1 ст. 21 и ст. 64.
Понятие личности в данном случае идентично понятию человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности.
***
В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности.
Действительно, и право, и свобода личности представляют собой установленную конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни), конкретным действием (право избирать), указанием определенного субъекта («каждый», «граждане РФ»).
Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, очерчивающими серу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, признание, ограничение или запрет свободы чаще всего безымянно («гарантируется свобода массовой информации»).
В Конституции РФ деление на права и свободы условно. Например: ст. 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Принципы регулирования конституционно-правового статуса личности:
1) равенство всех перед законом и судом;
2) равенство прав и свобод каждого равноправие (выражается в отсутствии дискриминации по любому основанию и неузаконенных привилегий);
3) права и свободы личности в РФ гарантируются государством;
4) основные права и свободы личности неотчуждаемы;
5) непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права в отношении прав и свобод личности.
Конституционные гарантии прав и свобод граждан это совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих их реализацию, охрану и защиту.
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие:
- социально-экономические (материальные) гарантии:
а) стабильность экономики, отношений собственности,
б) эффективность налоговой системы и собираемости налогов,
в) качественное выполнение различных социальных программ.
- политические гарантии:
а) демократический характер власти,
б) политическая стабильность,
в) высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества.
с. юридические гарантии собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод. Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении рассмотренных выше положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Это:
- провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя,
- определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства,
- закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона,
- признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы,
- запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
- установление равенства каждого перед законом и судом,
- закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,
- запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина,
- предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту.
Система институциональных гарантий включает:
- государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав (Президент РФ, прокуратура, органы юстиции, полиции, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя);
- процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).
Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге). Доступ к нему российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами. 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.
Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:
- явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти (свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни);
- заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы;
- разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов).
***
По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются:
-1- Личные права и свободы (гражданские) ст. 19 направлены на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов бытия и возможности активно защищать собственные интересы. К ним относят:
- право на жизнь,
- личная свобода и неприкосновенность,
- право на личную и семейную тайну,
- право на защиту чести, доброго имени,
- право на неприкосновенность жилища,
- право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность,
- право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ,
- право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно,
- свобода совести и вероисповедания и др.
В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию:
право рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ч. 1 ст. 47);
право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47);
право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48);
право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48 ч. 2);
презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49);
право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50 );
право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ч. 1 ст. 51 );
право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52);
право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).
-2- Политические (публичные) ст. 29 обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в серу политической жизни общества путем отправления функций народовластия, участия в деятельности государства, политической системе, в форме самоуправленческой активности. К ним относят:
- право выборов и референдума,
- право нормотворческих инициатив,
- право на местное самоуправление,
- свобода мысли,
- свобода слова,
- право на информацию,
- свобода массовой информации,
- право на объединение, включая право на создание профсоюзов,
- право собираться мирно, без оружия,
- право проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия, пикетирования,
- право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей,
- доступ к государственной службе,
- на участие в отправлении правосудия,
- право на личные и коллективные обращения,
- право на защиту Отечества.
-3- Социально-экономические ст. 34 призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких. Это:
- право на труд,
- право на отдых,
- на пенсионное обеспечение и др.
-4- Духовно-культурные ст. 43, 44 нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. Это:
- право на пользование родным языком,
- право на свободный выбор и распространение религиозных убеждений,
- на образование,
- свобода литературного и художественного творчества, преподавания,
- на участие в культурной жизни,
- на пользование учреждениями культуры,
- доступ к культурным ценностям.
Конституция РФ устанавливает следующие обязанности граждан:
- обязанность человека и гражданина при осуществлении свои прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17),
- обязанность родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38),
- обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43),
- обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44),
- платить законно установленные налоги (ст. 57),
- охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58),
- защита Отечества (ч. 1 ст. 59),
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в т. ч. и обязанность пассивного типа не нарушать права и законные интересы других лиц. Исходя из этого Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями:
1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).
2) ограничение прав и свобод возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей: защиты основ конституционного строя; защиты нравственности; защиты здоровья других лиц; защиты прав и законных интересов других лиц; обеспечения обороны и безопасности государства.
3) даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц. Конкретные ограничения прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).
Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть ограничены ни при каких условиях (даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п.). К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.
- Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.
Гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в «принадлежности» индивидов своему государству. Устойчивость выражается в бессрочности гражданства и его неизменности. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав и обязанностей.
В силу гражданского статуса, с одной стороны, на гражданина в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы он не проживал.
Гражданству как правовому состоянию близко подданство тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними есть и существенное различие: степень и характер принадлежности. Подданство как институт монархических государств означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод и обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же означат взаимную принадлежность: не только гражданин принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане являются «сособственниками» своего государства.
Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии (по Конституции Японии).
Нормы института гражданства содержатся в:
- Конституции РФ (ст. 6, 61 ),
- ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. №62-ФЗ,
- Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. УП РФ от 14.11.2002 г. №1325, и др.
Гражданство РФ конкретизируется в ряде особых принципов:
- единство гражданства РФ прежний закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданством гражданство республик в составе РФ, что вытекало из характеристики республики как государства (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособленно от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает. Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решение о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо должно пониматься как единственное в стране.
- Допущение двойного гражданства закон о гражданстве гласит: «Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ». Т.е. по общему правилу двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.
Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что РФ разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать, когда приобретение второго (третьего и т.п.) гражданства не предусмотрено законом. Допущение двойного гражданства означает, что РФ признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранного государства. Однако РФ не признает подобных последствий, если второе гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет прекращения у него гражданства РФ.
Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия.
Двойное гражданство возникает у женщины при ее вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство супруга предоставляет ей гражданство мужа. Ст. 10 Закона о гражданстве Италии гласит, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.
Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).
- Принцип экстерриториальности гражданства сохранение гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за пределами РФ.
Противоположное решение вопроса содержалось в Указе Президиума Верховного совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль».
- Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству - недопустимость высылки гражданина РФ за пределы РФ
- Поощрение сокращения безгражданства
- Равенство прав и свобод граждан, независимо от оснований приобретения гражданства.
Основания приобретения гражданства РФ
- Приобретение гражданства по рождению (филиация). Гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Дата приобретения гражданства дата рождения.
«Право почвы» означает, что все дети, родившиеся на территории государства, становятся его гражданами независимо от гражданства родителей. «Право крови» исходит из того, что дети граждан конкретной страны становятся ее гражданами независимо от места рождения.
В Дании, России, Афганистане основным является право крови; в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе право почвы. Согласно Венской конвенции о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.
Принцип «право почвы».
Теоретически ребенок, рожденный в США, становится гражданином США. В реальности все гораздо сложнее. Начнем с того, что беременной женщине кране сложно попасть в Америку. Основные проблемы у беременных возникают на иммиграционном контроле в аэропортах США. Для тех, кто специально едет рожать в американскую клинику, никакой специальной визы не предусмотрено выдают обычную туристскую, если конечно вообще выдают. Отказ иммиграционного офицера впустить в страну часто формулируется так: реальная цель поездки (роды с перспективой на иммиграцию) не соответствуют типу визы. Но даже если, предположим, вы въехали в США и родили там ребенка, это еще ничего не значит. как только вы обратитесь в Службу иммиграции и натурализации США с просьбой о предоставлении ребенку гражданства, вас опять же обвинят в обмане (ехали только рожать, а на самом деле в иммиграцию) и выкинут из страны.
Гораздо проще дела обстоят в Аргентине. Там каждый родившийся ребенок-иностранец действительно сразу получает свидетельство о рождении и документ национальной идентификации (ДНИ). После чего официально может считать себя гражданином Аргентины. ДНИ действует 5 лет, и его можно продлить в любом посольстве или консульстве Аргентины. Кроме того, для его обновления ребенку нужно 2-ды в жизни лично приехать в Аргентину. Первый раз в 8-лентнем возрасте, чтобы вклеить в документ фотографию. Второй в 16 лет, когда ДНИ ребенка меняется на ДНИ взрослого.
- Прием в гражданство (натурализация). Осуществляется в разрешительном порядке: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ.
С заявлением о приеме в гражданство вправе обращаться лица, достигшие 18 лет, дееспособные, проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно (за пределы страны не более чем на 3 месяца в течение 1 года).
Заявитель:
- обязуется соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство;
- имеет законный источник средств к существованию (подтверждается справкой о доходах, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа соц. обеспечения о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитной организации с указанием номера счета);
- обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства;
- владеет русским языком (на уровне, достаточном для письменного и устного общения в условиях языковой среды; подтверждается документом гос. образца о получении образования (не ниже основного общего), выданного образовательным учреждением: до 1 сентября 1991 г. на территории государств бывшего СССР, после на территории РФ; другие документы - сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, документ (иностранного учреждения) об образовании, имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа. От предоставления документов освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины лет, недееспособные и инвалиды 1 группы).
Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство РФ обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ»
Срок проживания на территории Российской Федерации в 5 лет сокращается до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
А) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
Б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;
В) признание лица беженцем.
Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения всех условий
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3-х лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство без соблюдения условий о сроке проживания.
Заявления о приеме в гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы миграционной службы по месту жительства лица или в дипломатические представительства (консульские учреждения) страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы проверяют факты и документы и направляют последние и собственные заключения в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия проводит собственные проверки и готовит указ Президента о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Срок рассмотрения заявлений и принятия по ним решений до 1 года. Гражданство РФ считается приобретенным с момента вступления в силу Указа Президента РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18-и лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания, если они:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее образование в созданных в РФ организациях, осуществляющих образовательную деятельность, после 1 июля 2002 г.;
г) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3-х лет;
д) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18-ти лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
е) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;
ж) ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.
Упрощенный прием производится в уведомительном порядке органами миграционной службы внутри страны, дипломатическим и консульскими учреждениями за рубежом.
- Восстановление в гражданстве (ренатурализация, повторное укоренение). Это предоставление гражданства РФ лицам, ранее им обладавшим. Производится также как и прием в гражданство в общем порядке, за исключением требования о сроке непрерывного проживания он сокращен до 3-х лет.
- Оптация. Два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. С помощью оптации производится массовое взаимное Переселение своих граждан.
Другой случай дать возможность жителям территории, изменившей свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государством продолжает существовать) или приобретением нового, к которому отошла территория их проживания.
Осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. Лица чешской словацкой национальностей и члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия в СССР.
- Иные основания (к ним относят: следование гражданству родителей гражданства детей, гражданству опекунов, попечителей гражданства недееспособных).
Отклонение заявлений о приеме в гражданство лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности государству;
б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил РФ, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами РФ в отношении граждан РФ;
в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
г) в течение 5-и лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, подвергались административному выдворению за пределы РФ;
д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с ФЗ;
з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с ФЗ (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с ФЗ (до истечения срока наказания).
Прекращение гражданства РФ.
- Оптация.
- Выход из гражданства добровольная экспатриация. Осуществляется по добровольному волеизъявлению гражданина подача заявления на имя Президента РФ.
Выход не допускается, если лицо:
а) имеет не выполненное перед РФ обязательство,
б) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда,
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения
- Отмена решения о приеме в гражданство. Реализуется, если будет установлено, что решение принималось на основании подложных документов, представленных заявителем. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (не обязательны, но показательны)
В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:
Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».
Соглашение между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. РФ и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, Соглашение продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу. 22 апреля 2003 г. Президент Туркменистана С. Ниязов, не дождавшись вступления в силу Протокола о прекращении действия Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписал указ «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и РФ», согласно которому проживающие в республике граждане Туркменистана, которые в свое время, воспользовавшись Соглашением 1993 года, получили и российское гражданство, теперь в течение двух месяцев должны были выбрать, гражданами какого из двух государств они являются. Данный указ никак не повлиял на действие Международного Соглашения между РФ и Туркменистаном, так как находится в другом юридическом поле. Кроме того данные действия Туркменской стороны вызвали критику Государственной Думы РФ, а также неодобрение со стороны ряда правозащитных организаций. Несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 Протокол должен был вступить в силу только после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, статья 8 самого Соглашения предусматривала, что оно прекращает действие в случае заявления одной из сторон о прекращении действия Соглашения за 6 месяцев до истечения очередного пятилетнего периода действия Соглашения, при этом статьей 8 не было установлено формы заявления и необходимости одобрения со стороны контрагента.
Схема «Процедура отрешения от должности Президента РФ»
Схема
«Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ»
Схема «Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ»
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иностранные граждане классифицируются на группы:
1) Временно пребывающие (срок временного пребывания определяется сроком действия выданной ему визы; срок временного пребывания иностранца, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток).
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.
2) Временно проживающие (разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, срок действия 3 года). Квота ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
5) осуществившему инвестиции в РФ;
6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
7) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в РФ;
8) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
9) имеющему недееспособных или ограниченных в дееспособности сына или дочь, достигших возраста 18-ти лет, состоящих в гражданстве РФ и т.п.
Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение 5-и лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортации или передавался РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии либо в течение 10-ти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке в течение 180-ти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами РФ более 6-ти месяцев;
12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок необходимые документы.
3) Постоянно проживающие. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление подается не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1-го года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Временно пребывающий в Российской Федерации, временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу либо на временное пребывание.
Иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на муниципальной службе.
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, В КОТОРЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА БЫТЬ ПРИНЯТЫМИ НА РАБОТУ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.09.2010 №747,от 04.02.2011№46):
1. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
2. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.
3. Организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия.
4. Структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования.
5. Суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).
Страны двойного гражданства с Россией это государства, с которыми Российская Федерация заключила договор о двойном гражданстве. Чаще всего такими называются Израиль, США, Германия, Белоруссия, Туркменистан и Таджикистан. При более детальном рассмотрении оказывается, что: страны двойного гражданства с Россией это только Туркменистан и Таджикистан с этими государствами заключены двусторонние соглашения по вопросам регулирования правового положения лиц с двойным гражданством. Официально признается только российско-туркменское и российско-таджикское двойное гражданство
Белоруссия не является страной двойного гражданства с Россией, хотя наши страны образуют единое союзное государство, с общей миграционной территорией, что выражается в частности в отсутствии необходимости оформления разрешения на временное проживание в России гражданам РБ и упрощенном порядке приобретения российского гражданства
Израиль, Украина и большинство стран СНГ имеют тесные исторические связи с нашей страной (например, еще Сталин поддерживал образование государства Израиль, а в 70-х годах прошлого века очень многие мигранты из СССР оседали именно здесь), но официально никаких договоров и послаблений не предусмотрено (за исключением Казахстана и Киргизии), фактически же существует множество оснований для упрощения получения российского гражданства
Германия, США и другие западноевропейские и североамериканские государства это ни в коем случае не страны двойного гражданства с Россией, тем не менее, Испания, Италия, Германия не преследуют своих граждан, имеющих российский паспорт, хоть процедура сохранения двойного гражданства в каждой из них своя собственная. С США еще проще: законодательством этой страны не запрещено множественное гражданство вообще.
Международное законодательство о правах человека
Всеобщая декларация прав человека рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
Международный пакт о гражданских и политических правах пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.
Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 года.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2012 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта США.
СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан в 4 ноября 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если соответствующая статья была его страной ратифицирована. Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 г. Россия не ратифицировала 6-й, 12-й, 13-й протоколы к Конвенции.
Россия ратифицировала 14-й протокол 18 февраля 2010 года, и он вступил в силу 1 июня 2010 года.
После Октябрьской революции 1917 Советское государство заключило соглашение об Оптации с государствами, выделившимися из состава бывшей Российской империи (например, с Финляндией). Ряд соглашений об О. СССР заключил после 2-й мировой войны. Например, Протокол об Оптации к Договору между СССР и Чехословакией 1945 о Закарпатской Украине предусматривал, что лица украинской и русской национальностей, проживавшие на территории Чехословакии (в регионах Словакии), и лица словацкой и чешской национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины, могут выбирать гражданство СССР или Чехословакии.
27
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ