Локомотивный дешифратор ДКСВ-1
Системы автоматики на перегонах
5 курс 2-й семестр
Лекция 4 (часть 3)
Локомотивный дешифратор ДКСВ-1.
План
- Назначение дешифратора.
- Схема реле счетной группы.
- Схема реле сигнальной группы.
- Схема реле соответствия и реле Б.
- Контрольные органы.
* * * * *
Рекомендуемая литература:
- Путевая блокировка и авторегулировка. /Под ред. Н. Ф. Котляренко. М.: Транспорт, 1983.
* * * * *
Дешифратор ДКСВ расшифровывает принимаемые кодовые сигналы и в соответствии с принятыми сообщениями управляет локомотивным светофором, а также приборами контроля скорости поезда и бдительности машиниста.
Схема дешифратора ДКСВ-1 (рис. 1.) может быть разделена на три функциональных узла, решающих задачи определения числа импульсов в кодовых циклах, фиксации сигнального показания и контроля соответствия фактической и допустимой скоростей движения поезда.
Схема реле счетной группы.
Эта схема содержит пять реле в соответствии с суммарным числом импульсов и пауз в коде зеленого огня. К этой же группе относится реле ПК, которое находится под током при приеме кодовых сигналов.
Кодовые сигналы расшифровываются в результате последовательного счета числа импульсов и пауз в кодовом цикле. Реле-счетчики импульсов 1, 2 и З возбуждаются через фронтовой контакт реле И, а счетчики пауз 1А и 2А через тыловой. После возбуждения счетчики блокируются через собственные контакты, а затем в интервале кодового цикла выключаются. Таким образом, в каждом цикле в зависимости от принимаемого кодового сигнала происходит срабатывание и обесточивание определенного числа реле счетной группы.
Цепь возбуждения каждого последующего счетчика проходит через фронтовой контакт предыдущего. Отделение одного кодового цикла от другого обеспечивает счетчик 1, который имеет замедление на отпускание якоря 0,25 с, большее малой паузы (0,15 с), но меньшее интервала между циклами. В цепи возбуждения счетчика 1 контролируется обесточенное состояние остальных счетчиков в длинном интервале кодового цикла.
Если осуществляется нормальный прием кодовых сигналов, реле ПК непрерывно находится подтоком, периодически получая импульсы питания через тыловой контакт реле И и фронтовые контакты реле 1 и 1А. Из общей продолжительности кодового цикла 1,6 или 1,9ссуммарная длительность интервалов питания реле ПК составляет при коде КЖ 0,5 с (за два цикла), при кодах Ж 0,35,3 0,5 с. Для непрерывного удержания якоря притянутым реле ПК имеет замедление 1,8 с, создаваемое медной гильзой и конденсатором С1 сопротивлением 200 мкФ. Если реле И начинает работать от серии импульсов помех, реле ПК отпускает якорь. Принимаемые кодовые сигналы трансформируются в серию помех, если в длинном интервале кодового цикла принимается импульс помехи и таким образом соседние кодовые циклы оказываются неразделенными. Серия импульсов помех фиксируется как отсутствие кодового сиг- нала. При этом защита основана на том, что в правильной кодовой комбинации не может быть более трех импульсов. После приема третьего импульса реле 3 переключает цепи самоблокировки реле 1А и 2. Цепь самоблокировки реле-счетчика 2 переводится в зависимость от состояния фронтового контакта реле И. Реле 2 имеет замедление на отпускание якоря примерно 0,4 с. Поэтому, если после третьего импульса реле И отпускает якорь на время, большее, чем 0,04 с, реле-счетчик 2 отпускает якорь и размыкает цепь питания реле 1А . От четвертого импульса реле-счетчик 1 получает подпитку и удерживает якорь притянутым, создавая цепь питания также и для счетчика 3. Вследствие отпускания якоря реле-счетчика 2 обесточиваются счетчики 1А и2А. Таким образом, при приеме серии импульсов под током находятся
реле-счетчики 1 и 3, а остальные без тока. Это вызывает отпускание якоря реле ПК, и серия импульсов воспринимается как отсутствие кодового сигнала. Такое состояние схемы сохраняется до тех пор, пока не наступит длинный интервал между импульсами, больший времени замедления реле-счетчика 1, после отпускания якоря которого восстанавливается нормальная работа счетной группы реле.
Таким образом, отпускание якоря реле-счетчика 1 примерно в середине длинного интервала фиксируется как окончание приема кодового цикла и начало восприятия принятой комбинации, которое продолжается до конца длинного интервала. После отпускания якоря реле-счетчика 1 помехи уже не искажают принятую информацию, так как цепь возбуждения реле-счетчика 1 разомкнута до окончания длинного интервала контактами реле-счетчиков. На принятую кодовую комбинацию после отпускания якоря реле-счетчика 1 указывает возбужденное состояние реле-счетчика 1А при коде КЖ, 2 при коде Ж и 3 при коде З.
Схема сигнальных реле.
Схема реле (КЖ, Ж, 3, С, ПС) управляет огнями локомотивного светофора и контрольными органами, проверяющими наличие условий, обеспечивающих безопасность движения. В схеме сигнальных реле можно выделить устойчивое состояние, когда циклически воспринимается один и тот же кодовый сигнал, и переходное, соответствующее моменту смены одного сигнального показания на другое.
Сигнальные реле должны иметь замедление на отпускание и на срабатывание для того, чтобы обеспечить исключение ложных показаний на локомотивном светофоре при искажении кодовых сигналов в момент прохода локомотива через изолирующие стыки на перегонах, когда принимаются неполные кодовые циклы в предыдущей и последующей рельсовых цепях. Сигнальные реле должны возбуждаться после приема нескольких кодовых циклов, чтобы исключались кратковременные проблески неправильных показаний при случайном искажении помехой одного кодового цикла.
Схема сигнальных реле обеспечивает смену одного сигнального показания на другое через промежуток времени, равный трем циклам (примерно 6 с). Схема сигнальных реле имеет два каскада замедления: первый с большим временем замедления (реле С), второй с меньшим (реле КЖ, Ж, 3).
Основное замедление реализуется в схеме реле С, которое контролирует соответствие между положением сигнальных реле и принимаемым кодовым сигналом. При коде КЖ должно быть возбуждено одно сигнальное реле КЖ, при коде Ж два сигнальных реле (КЖ и Ж), я при коде 3 три (КЖ, Ж и 3).
Реле соответствия
Реле соответствия С имеет замедление на отпускание (5,5 + 0,5) с, создаваемое медной гильзой, что обеспечивает достаточную стабильность при изменении напряжения питания. При отсутствии кодовых сигналов реле С получает питание через тыловой контакт реле ПК, который размыкается лишь после приема кодового сигнала. Если принимается не менее трех кодовых циклов (примерно 6 с), реле С отпускает якорь и подключает цепи возбуждения сигнальных реле КЖ, Ж и З. В зависимости от принимаемого кодового сигнала срабатывают соответствующие сигнальные реле, цепь питания реле соответствия в длинном интервале проходит через контакты реле счетной группы и контакты сигнальных реле.
В каждом кодовом цикле реле С получает импульс тока длительностью примерно 0,3 с, благодаря которому осуществляется пополнение энергии для удержания якоря постоянно притянутым с необходимым замедлением.
Особенность схемы питания реле С при коде 3 состоит в том, что это питание подается через фронтовой контакт реле-счетчика 3.Благодаря этому длительность импульса питания оказывается большей по сравнению с кодовыми импульсами КЖ и Ж, и реле С в одном цикле имеет полное замедление на отпускание. Это обеспечивает более устойчивую работу схемы реле С при импульсных помехах тягового тока, а также при проследовании поезда по коротким стрелочным секциям на станциях, на которых воспринимается лишь один полный неискаженный кодовый цикл. Отпускание якоря реле-счетчика 3 контролируется I цепи реле ПК. Время замедления реле С при белом огне возрастает примерно до 15 с благодаря подключению конденсатора Сп параллельно его обмотке через контакты реле КЖ и Ж. Увеличение замедления реле С уменьшает вероятность смены белого огня на желтый с красным, а затем красный огонь под воздействием помех тягового тока, имеющих более высокий уровень на некодируемых путях, особенно в однониточных рельсовых цепях.
При смене кодового сигнала нарушается соответствие между работой реле-счетчиков и состоянием сигнальных реле, питание реле С прекращается и, если новый сигнал поступает устойчиво в течение трех циклов, реле С отпускает якорь, а его повторитель ПС размыкает цепи блокировки сигнальных реле. Тыловыми контактами реле ПС сигнальные реле подключаются к цепям возбуждения через контакты реле счетной группы. Например, в момент смены сигнальных показаний репе КЖ получает питание через тыловые контакты реле ПС, 1 и фронтовые контакты реле 1А или 2А. Первоначальная цепь возбуждения реле 3 проходит через фронтовые контакты реле 2А и 3, которые замыкаются только при коде 3.
После срабатывания соответствующих сигнальных реле образуется цепь питания реле С, а после его возбуждения притягивает якорь реле ПС, переключая сигнальные реле на цепи самоблокировки. Реле КЖ, Ж и 3 имеют небольшое замедление на отпускание (второй каскад), превосходящее время переключения якоря реле ПС.
Особенность схемы сигнального реле Ж обусловлена тем, что это реле остается под током в случае прекращения приема кодовых сигналов Ж и 3, что происходит при проследовании поезда на некодируемый путь. В этом случае на локомотивном светофоре включается белый огонь. Если прекращается прием кодового сигнала КЖ, то на локомотивном светофоре включается красный огонь.
Блокирование реле Ж с вступлением поезда на некодируемый участок пути осуществляется через собственный фронтовой контакт и тыловой контакт реле бдительности Б. Реле Б нормально находится под током, цепь его питания размыкается при смене сигнальных показаний контактом реле ПС. Реле Б относится к контрольным органам АЛСН, оно управляет электропневматическим клапаном и возбуждается после нажатия рукоятки бдительности, цепь самоблокировки реле Ж сохраняется.
Если вместо кода Ж поступает кодовый сигнал код КЖ, то обесточивается реле соответствия Си его повторитель ПС. Однако цепь питания реле Ж сохраняется через тыловые контакты реле Б, 1 и 1Л. В последующем кодовом цикле КЖ срабатывают реле-счетчики 1 и 1А, что приводит к размыканию цепи питания реле Ж. После отпускания якоря последнего в следующем кодовом цикле КЖ образуются цепи для срабатывания сигнального реле КЖ, реле соответствия С, ПС и создается возможность возбуждения реле Fпосле нажатия рукоятки бдительности РБ.
Отпускание якорей сигнальных реле контролируется в цепи возбуждения реле С, поэтому они могут быть кодового типа. Реле С должно надежно отпускать якорь при смене кодовых сигналов, поэтому оно должно быть I класса надежности. Контакты реле С и ПС вводятся в цепь горения ламп локомотивного светофора, чем исключается проблеск огней в случае смены сигнальных показаний, когда осуществляется переключение сигнальных реле.
Схема контрольных органов АЛСН.
Эта схема содержит реле Б, КС, РБ, скоростемер, ЭГ1К, а также кнопки РБ, ВК, КП,ДЗ и выполняет следующие функции: однократный контроль бдительности машиниста при смене сигнальных показаний на локомотивном светофоре; периодический контроль бдительности машиниста через 1520 с при красном и желтом с красным огнях локомотивного светофора, а также при желтом огне, если скорость поезда превышает контролируемое значение; периодический контроль бдительности машиниста через 6090 с при движении поезда по некодируемым путям (белый огонь на локомотивном светофоре); абсолютный контроль скорости поезда vo (20 или 50 км/ч) при появлении на локомотивном светофоре красного и желтого с красным огней.
Выполнение этих функций обеспечивают реле бдительности Б, рукоятка бдительности и реле рукоятки бдительности РБ, реле контроля скорости КС с питающими конденсаторами Скж и Сб, скоростемер с контактами vст, 020; vкж и vж, размыкающимися при скоростях выше 10 км/ч (vcт), 20 км/ч (02О), vкж, vж (vж = vкж).
Однократный контроль бдительности машиниста и абсолютный контроль скорости поезда осуществляет реле бдительности Б, которое нормально находится под током и отпускает якорь при смене сигнальных показаний, так как его цепь питания размыкается контактом реле ПС. Контактами реле Б при отыскании его якоря размыкается цепь питания электропневматического клапана (ЭПК) и включается звуковой сигнал. Машинист должен нажать рукоятку бдительности и возбудить реле Б, чем подтвердить восприятие сигнального показания. Если в течение 6 с реле Бпс притянет якорь и цепь питания ЭПК не восстановится, то начинается экстренное торможение, которое нельзя прервать последующим нажатием рукоятки бдительности. Реле бдительности возбуждается после нажатия рукоятки. В результате срабатывает реле
РБ и подает питание на реле Б через его собственный мостовой контакт. Если на локомотивном светофоре появляется красный или желтый с красным огонь, цепь возбуждения реле бдительности проходит через контакты скоростемера vo (О20) или vКЖ размыкающиеся в случае превышения скорости поезда соответствующих значений. Если реле Б не возбуждается, то с помощью ЭПК осуществится экстренное торможение. С появлением желтого, зеленого или белого огня реле Б возбуждается после нажатия рукоятки бдительности независимо от скорости поезда.
Периодическая проверка бдительности машиниста и непрерывный ко1проль скорости поезда осуществляются с помощью реле КС, которое получает непрерывное питание от источника через фронтовые контакты реле 3, Ж и КЖ при зеленом огне на локомотивном светофоре, а также при желтом, если скорость поезда не превышает контролируемое значение vж = vкж. При красном, желтом с красным или белом огне на локомотивном светофоре, а также при желтом, если скорость поезда превышает vж, источник тока отключается от реле КС. Оно продолжает получать питание от конденсатора Скж. Благодаря разряду конденсатора Скж через резистор Rp и фронтовой контакт реле Б реле КС удерживает якорь притянутым в течение 1520 с. Отпуская якорь, реле КС размыкает цепь питания ЭПК, что сопровождается звуковым сигналом, по которому машинист в течение 6 с должен кратковременно нажать рукоятку бдительности и возбудить реле РБ, в результате чего подается питание на реле КС и конденсатор Скж. После возвращения рукоятки бдительности в исходное положение конденсатор Ссж разряжается на реле КС. В цепи разряда при красном и желтом с красным огнях локомотивного светофора ко1пролируется замкнутое состояние контактов скоростемера v0 и vКЖ. Бдительность контролируется периодически, пока скорость поезда не снижается до значения ниже vo. Если скорость поезда превышает vo при красном или vкж при желтом с красным огнях, репе КС не возбуждается, происходит торможение поезда с помощью ЭПК.
При желтом и белом огнях в случае периодической проверки бдительности конденсатора Скж разряжается на реле КС через фронтовой контакт реле Ж, минуя скоростемер, т. е. разрешается движение поезда с установленной скоростью. На участках, не оборудованных путевыми устройствами АЛСН, когда движение длительное время происходит при белом огне, периодичность проверки бдительности возрастает до 11,5 мин в результате подключения конденсатора Сб кнопкой дополнительного замедления ДО. После перехода поезда на контролируемый участок кнопка ДЗ должна быть в исходном положении, соответствующем меньшему периоду проверки бдительности. Выполнение этого требования контролируется контактом кнопки ДО, включенным в цепь лампы зеленого огня локомотивного светофора.
В случае остановки поезда, что фиксируется контактом скоростемера Vcт (замкнут при скорости менее 10 км/ч), реле КС получает непрерывное питание от источника, и периодический контроль скорости исключается.
Для контроля исправности работы схемы проверки бдительности во время стоянки используется кнопка КП. Периодичность проверки бдительности машиниста определяется временем отпускания якоря реле контроля скорости КС. Это время зависит от многих дестабилизирующих факторов, в том числе от регулировки самого реле, емкости накопительного конденсатора, времени нажатия рукоятки бдительности и др.
PAGE 1
Локомотивный дешифратор ДКСВ-1