Урок по теме: Профессии. Художественная роспись посуды
Терещенко Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3
Г. Донецк Ростовская обл.
Окружающий мир ИЗО и художественный труд
Тема: Профессии. Художественная роспись посуды.
Цель: Познакомить детей с профессиями людей разных направлений;
учить изготавливать эскизы посуды;
познакомить детей с гжельской росписью, учить ее исполнению;
прививать бережное отношение детей к предметам быта.
Конспект урока.
Вводная часть. Определение темы.
1 слайд.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок.
О чем сегодня пойдет речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки.
2 слайд.
Она бывает глубока,
Она бывает и мелка
Однако это не река. (Тарелка)
Сама не ем,
А всех кормлю. (Ложка)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)
Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Красивенькая … (Чашка)
Люблю я подбочинясь,
Забраться на поднос;
То кланяюсь учтиво,
То задираю нос. (Заварник)
Ребята, вы правильно отгадали загадки.
Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда)
3 слайд. «Художественная роспись»
Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто ее делает, из какого материала и как посуду украшают, чтобы она радовала нас.
Основная часть. Новый материал.
Посмотрите, какая коллекция посуды представлена перед вами.
Замечательные чашечки, блюдца, заварники.
У каждого из вас дома есть наборы посуды.
Вам, конечно, приходилось рассматривать дома эти предметы, например, чайный сервиз.
Перечислите, что может входить в этот набор (чашечки, блюдца, конфетница, сахарница)
Ребята, но не только существуют чайные сервизы, а бывают наборы для молока, для обедов и даже для блинов.
4 слайд «Какая бывает посуда?»
Скажите, а из чего делают посуду?
Посуда бывает стеклянная, деревянная, железная, фарфоровая
5 слайд «Сервизы»
Посуда бывает тонкая, изящная имея замысловатые формы и рисунки.
Кто знает, как называется набор посуды выдержанный в одном стиле, примерно одинаковой формы, в одинаковом цвете, одинаковым рисунком расписаны? (Сервиз)
6 слайд. «Как посуда попадает к нам в дом?»
Итак, у всех вас дома есть посуда, возникает вопрос. А как она попадает к нам в дом?
(Мы покупаем ее в магазине)
Как называется профессия людей, построили магазин? (Строители)
Как называется профессия людей, у которых мы купили посуду? (Продавец)
Как посуда попала в магазин? (Доставили водители)
Ребята, а машину тоже кто-то сделал. Кто знает, где делают машины? (На заводах)
На заводах, трудятся очень много людей, разных профессий давайте попробуем перечислить некоторые из них. (инженеры, слесари, фрезеровщики, сталелитейщики, сварщики, токари)
На заводе сделали машину, а откуда привозят посуду на машинах? (С керамических фабрик)
Действительно с фабрик, где трудятся гончары, художники над созданием посуды.
Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома.
Сколько людей разных профессий должны приложить сил, умений и знаний, чтобы мы могли ею пользоваться.
Возникает вопрос, всегда ли у людей была посуда? А чтобы узнать, давайте мысленно отправимся в прошлое.
7 слайд. «Первобытный человек»
Прошло много времени с тех пор, как человек выделился из животного мира. Постепенно овладел огнем, научился делать одежду из звериных шкур.
Наши предки придумывали и учились делать новые и новые предметы и вещи для ведения своего домашнего быта.
Какое же хозяйство без посуды?
Древние люди делали ее из коры деревьев, плели кувшины из тонких прутиков деревьев.
Скажите, можно было в такой сплетенной посуде принести воды?
Да, действительно, невозможно. И тогда люди стали обмазывать плетеную посуду сырой глиной.
Однажды такой плетеный кувшин, обмазанный глиной, случайно попал в костер.
На утро люди обнаружили, что прутья внутри кувшина сгорели, а глина, которая была мягкая стала твердой, как камень.
А дальше все просто, люди стали лепить посуду из глины и специально класть ее в костер, чтобы придать твердость.
8 слайд. «Гончар»
Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар.
9 слайд. «Технология производства»
Сейчас мы с вами рассмотрим, где и как делают посуду.
10 слайд. «Производственный материал»
Производственным материалом служит глина. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящей для обработки.
11 слайд. «Гончарный круг»
Для производства глиняной посуды главным орудием служит гончарный круг, на котором легко и удобно можно сделать всякую посуду имеющую круглую форму.
12 слайд. «Фото»
Гончар кладет кусок глины, необходимый для выделки, смачивает его водой, образуя из куска тупой конус и одновременно надавливая большими пальцами обеих рук, придает нужную форму. Гончар усаживается около круга и придает ему движение от руки, а затем вращает его ногой.
13 слайд. «Фото»
Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины.
14 слайд. «Просушка»
Затем изделию дают просушиться на воздухе.
15 слайд. «Обжиг»
После просушки посуду необходимо (как усвоили еще древние люди) обжечь. Для этого она переносится в печь, которая называется Горн.
16 слайд.
Процесс обжига длится с раннего утра до позднего вечера 14-15часов.
17 слайд. «Цвета глины»
Глина бывает разных цветов: синяя, зеленая, коричневая, белая, красная.
18 слайд «Покрытие белой краской»
Для того чтобы обожженная посуда имела одинаковый цвет ее покрывают белой краской.
19 слайд. «Художники. Роспись посуды»
Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т. е. расписывают ее.
20 слайд. «Гжель»
Например, сейчас мы с вами видим роспись, которая называется гжель. Гжельскую посуде отличает единство росписи. Используется белая и синяя краска разных тонов от светло-голубого, до темно-синего. А узорами служат цветы, декоративные веточки, завитушки. Образцы узоров вы видите на доске.
3. Физминутка
21 слайд. «Физминутка»
4. Практическая работа.
22 слайд. «Мастерские»
А сейчас мы с вами попробуем сами изготовить посуду, раскрасим ее и доставим к нам на выставку. Для этого мне нужны будут помощники, которые будут работать в мастерских.
Сейчас каждый из вас выберет дело по душе и отправится в мастерскую и закипит наша работа.
«Гончарная» мастерская.
Здесь мы будем работать с пластилином и попробуем изготовить чайный сервиз.
«Художественная» мастерская.
В этой мастерской будем расписывать сервиз в гжельском стиле.
«Конструкторское бюро»
Будет изготавливать машины, для того, чтобы доставить сервизы к нам в класс.
23 слайд. «Удачи в работе»
(Дети рассаживаются, включается народная музыка )
«Выставка работ»
5. Заключительная часть. Рефлексия
24 слайд «Федорино горе»
Ребята, мы с вами на уроке литературного слушания знакомились с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»
Что произошло у Федоры?
Почему? Ребята, чтобы с вами не приключилась подобная история, вы должны быть бережливыми, аккуратно обращаться с посудой, будь она стеклянная или железная, или глиняная. Ведь она помогает нам в быту, и мы должны заботиться о ней, чистить, мыть, чтобы она всегда была чистой. Чтобы люди, изготовившие ее, не зря потрудились для нас.
25 слайд. «Молодцы»