ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕКЦИЯ №5

ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ

В этой лекции…

  • Сколько нужно денег, чтобы открыть ваше дело
  • Способы финансирования предприятия
  • Компаньоны и/или акционеры
  • Предприятие как юридическое лицо

Надеемся, что, читая нашу книгу, вы думаете о том, чего могли бы достичь с помощью малого бизнеса. Итак, если вы всё-таки хотите отправиться в путешествие по его морям и океанам, пришло время принять несколько важных решений. В этой лекции мы подскажем вам, сколько нужно денег для начала, где их можно достать, как лучше путешествовать: одному или с попутчиками, и какой транспорт лучше выбрать.

Стартовый капитал

Прежде всего вы должны понимать, что в стартовый капитал входят не только начальные расходы, но и оборотные средства и наличный резерв. Вот что скрывается за этими понятиями.

  • Начальные расходы. К ним относятся такие разовые затраты, как оплата лицензий и разрешений; закупка товаров, мебели и оборудования; ремонт помещений; регистрация товарных знаков и логотипов и т. д.
  • Оборотные средства. Это наличные деньги, которые нужны вам для поддержания нормальной работы предприятия. Они должны покрывать такие повседневные расходы, как: закупка новых товаров и сырья, кредиторская задолженность, найм персонала и многое другое. Нужны они до тех пор, пока предприятие не начнёт приносить стабильный доход и вы не сможете финансировать его деятельность за счёт прибыли. Определяя размер необходимых оборотных средств, не забудьте и о погашении собственных долгов – как основной суммы, так и процентов. (Хотя такие выплаты обычно не относят к расходам, они уменьшают размер доступного капитала.)
  • Наличный резерв. Это деньги, необходимые для компенсации ошибок в прогнозах и/или отклонений от принятого бюджета. Если вам удаётся добиться успеха без ошибок и отклонений, советуем вам связаться с представителями Книги рекордов Гиннеса.

И где же вам взять все эти деньги? Существует два основных способа финансирования нового предприятия.

  • Самообеспечение. Источником стартового капитала могут стать ваши личные финансы, иногда дополненные средствами от продажи акций или займов у друзей и родных.
  • Привлечение внешних ресурсов. Финансирование как начальных, так и текущих затрат предприятия может происходить за счёт внешних источников: банков, богатых инвесторов и спонсоров.

Большинство начинающих предпринимателей выбирают самообеспечение. Интересно также, что многие инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в рисковое начинание, если не видят, что предприниматель уже пробовал добиться успеха своими силами.

Независимо от того, собираетесь ли вы строить бизнес своими силами или искать помощи на стороне, вам обязательно нужно определить необходимую сумму денег для него. В первом случае это поможет вам минимизировать риск остаться без денег, что может привести к краху вашего бизнеса и потере всех вложений. Во втором же это позволит убедить потенциальных кредиторов в надёжности ваших прогнозов относительно будущего развития предприятия.

Ничто так не свидетельствует о неопытности и ненадёжности, как обращение к инвестору с просьбой выделить дополнительные средства. Ищете верный способ отвадить своего кредитора? Сообщите ему или ей, что вы просчитались в прогнозах и что вам опять нужны деньги. Дадут вам дополнительный кредит или нет, но одно можно сказать наверняка: вы сильно подмочите свою репутацию. Банкиры и инвесторы не любят промахов и ошибок, особенно когда речь идёт об их деньгах.

Отсюда напрашивается вывод: вы просто обязаны составить надёжный финансовый прогноз с первого раза. Бизнес, как и ремонт дома, обычно требует больше затрат времени и денег, чем кажется на первый взгляд. Поэтому изучению, обдумыванию и конечному подсчёту необходимой для вашего бизнеса суммы нужно уделить самое серьёзное внимание.

Если вы уже составили прогноз движения денежной наличности, отчёт о прибылях и убытках и балансовую ведомость, следующее упражнение не составит для вас труда. Если же нет. Это задание может стать для вас настоящей головной болью. Поэтому сделайте себе одолжение, повторите тему «Превращение идей в планы».

Следующая рабочая таблица поможет определить размер стартового капитала, необходимого для вашего начинания.

Оценка требуемого капитала

1

Сложите все разовые затраты вроде оплаты лицензий и разрешений, закупки товара, мебели и оборудования, ремонта помещений, регистрации товарных знаков и логотипов, страховок и т. д. (ваши «начальные расходы»).

2

Сложите все расходы из отчёта о прибылях и убытках за первые несколько месяцев. Не забудьте учесть погашение долгов: как основной суммы, так и процентов (первая часть ваших «оборотных средств»).

3

Подсчитайте сумму, которая пойдёт на покупку активов (товара, мебели, оборудования, помещений) из вашего балансового отчёта за первый год (вторая часть ваших «оборотных средств»).

4

Сложите цифры из пунктов 1, 2 и 3.

5

Умножьте полученную в пункте 4 сумму на 0,25 и получите размер необходимого наличного резерва. (Примечание: процентное соотношение резерва к общей сумме обратно пропорционально вашему опыту в малом бизнесе. Чем вы опытнее, тем меньшим должен быть резерв, и наоборот. Мы считаем, что оптимальное среднее значение – это 25%.)

6

Сложите цифры 4 и 5 и получите необходимую вам сумму.

Эта итоговая сумма покажет, сколько вам необходимо добыть средств, прежде чем взяться за дело. После того как вы её определите, вам нужно будет решить ещё более сложную задачу – найти эти деньги.

Использование собственных средств: самообеспечение

Если вы ничем особым не отличаетесь от большинства других малых предпринимателей, то вряд ли захотите привлекать в свой бизнес внешний капитал. Скорее всего, вы остановите свой выбор на самообеспечении.

Журнал Inc. ежегодно публикует список 500 быстроразвивающихся малых предприятий США, причём в последнем годовом отчёте были представлены общие данные об этих компаниях. Так вот, начальный капитал 56% из них не превышал 20 тыс. долл., а 80% их владельцев в настоящее время имеют банковский кредитный лимит. (Как мы подробно рассказываем далее в этой лекции, такой лимит позволяет предпринимателю выбирать, когда занимать необходимые средства.)

Кроме того, в журнале была напечатана таблица, отражающая первоначальные источники финансирования всех 500 компаний. Эта информация кратко воспроизведена в таблице.

Таблица. Происхождение капитала

Источник

Процент бизнесменов, использующих этот источник (%)

Личные сбережения владельца

88

Личные активы совладельцев

39

Друзья и родственники

30

Банковский кредитный лимит

15

Коммерческие займы

11

Стратегические партнёры и клиенты

11

Вложение капитала с риском

3

Примечание: общая сумма превышает 100%, потому что некоторые предприниматели использовали больше одного источника капитала.

Заметьте, пожалуйста, что внешние источники – банки, клиенты/стратегические партнёры и идущие на риск инвесторы – занимают в этом списке далеко не лидирующие позиции. Между тем самообеспечение является неоспоримым лидером даже для самых быстроразвивающихся компаний.

Тот факт, что самообеспечение так широко распространено и так эффективно работает, совсем не удивителен. Во-первых, ограниченность в средствах прививает дисциплинированность и заставляет работать более продуктивно. Во-вторых, риск потерять свои деньги как ничто иное побуждает засучить рукава и с головой окунуться в работу.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что для начала нужна огромная сумма денег, или если вас отвергли (возможно, даже не единожды) инвесторы и кредиторы. Как видно из таблицы, такие предпринимательские черты, как трудолюбие, настойчивость и, конечно, старая добрая экономия, помогут вам извлечь максимальную пользу из имеющихся средств.

Самообеспечение всегда было, есть и наверняка будет неоспоримым лидером в области финансирования новых начинаний!

Кто выбирает самообеспечение

Разнообразие предприятий, существующих на средства своих владельцев, просто огромно: они могут быть самых разных форм, размеров и направлений. Одни бизнесмены предпочитают развивать единственное дело, другие мечутся между несколькими, а третьи со временем переходят из малого бизнеса в крупный.

Представляем вам досье типичных «самообеспеченцев».

  • Эрик. Прежде чем стать независимым консультантом по финансовым вопросам, он на протяжении нескольких лет экономил почти половину своей зарплаты. Этих денег ему вполне хватило, чтобы открыть собственное дело. Когда Эрик жил в Бостоне и был ещё холост, он постоянно делил жильё с двумя-четырьмя соседями, чтобы снизить арендную плату. Открыв же наконец свой бизнес, Эрик ещё четыре месяца трудился неполный день на прежнем месте работы.
  • Джим. Четвёртое предприятие Джима (все четыре были построены на смообеспечении) было основано, чтобы предоставлять необходимые услуги трём уже существующим. За 10 тыс. долл. он купил типографию и вывез оборудование бывшего владельца. Затем средствами, взятыми из доходов трёх других своих компаний, он поднимал предприятие до тех пор, пока оно не стало прибыльным и не начало «кормить себя само». В конце концов, Джим продал это предприятие, когда доходы от него превысили 25 млн. долл.
  • Тед Уэйт. Тед бросил учёбу в колледже, чтобы продавать компьютеры, а позже, как это делают многие предприниматели, ушёл с работы и основал собственную компанию. Имея 10 тыс. долл., взятых в долг, и сбережения бабушки, он обжил амбар отца в Южной Дакоте и сделал его первым пристанищем своего предприятия. Со временем эта авантюра переросла в компанию Gateway 2000, одного из ведущих производителей компьютеров с доходами, исчисляемыми миллиардами долларов.

Все эти примеры являются типичными схемами самообеспечения. Источником стартового капитала здесь были сбережения основателя и/или его друзей и родных. Последующий рост предприятия обеспечивался за счёт его доходов или внешних ресурсов (кредитов, продажи акций и т. д.). Надо сказать, что эти источники средств часто также используются в комбинации.

Происхождение средств для самообеспечения

Как видно из описанных выше примеров, самообеспечение начинается дома. Если вы не сильно отличаетесь от авторов курса и от большинства других малых предпринимателей, то сможете найти деньги для своего начинания следующим образом.

  1. Критически оцените свои активы и пассивы.

Как мы уже упоминали в лекции 2, в первую очередь вы должны навести порядок в личных финансах и определиться со своими долгосрочными целями вроде пенсионного плана. Только после этого вы сможете решить, какую часть активов будет удобно использовать в бизнесе.

  1. Если ваши родители и другие родственники могут помочь, обратитесь к ним.

Этот ресурс известен как родственные инвестиции или родственные займы. Несмотря на широкое их использование, в них скрывается большая опасность. Одно дело задолжать банку и совсем другое – сообщить близкому родственнику о безвозвратной потере его денег. Положительная сторона родственных инвестиций в том, что так вы будете работать усерднее, отрицательная – в том, что вы можете разрушить существующие отношения. Будьте осторожны и непременно объясните родственникам все возможные риски, включая риск остаться без денег в случае краха вашего предприятия!

  1. Попросите о помощи друзей, особенно тех, которые могут поделиться с вами не только деньгами, но и опытом.

Будьте осмотрительны, потому что одалживание денег у друзей влечёт за собой те же последствия, что и получение родственного займа.

  1. Если пунктов 1, 2 и 3 окажется недостаточно, вам нужно будет поискать компаньона (компаньонов).

Мы детально освещаем роль этих людей в разделе «Формы собственности: единоличие или сотрудничество» далее в этой лекции. Здесь достаточно сказать, что выбор компаньона похож на игру в кости. Хороший бросок обеспечит процветание вашего бизнеса, плохой – добавит проблем.

  1. Если совсем ничего не получается, постарайтесь привлечь внешние ресурсы, даже если знаете, что это вам вряд ли удастся.

Прежде чем обращаться в банк или другие учреждения, попробуйте найти богатого инвестора. Если ваша идея достаточно привлекательна, то можете обратиться к предпринимателю, готовому пойти на риск.

После того, как вы исчерпаете собственные ресурсы, но перед тем, как обратиться за помощью к родным и друзьям, зарубите себе на носу Золотое правило самообеспечения. Оно звучит так:

НЕ ДЕЛАЙТЕ С ДРУГИМИ ТОГО, ЧЕГО ВЫ ЕЩЁ НЕ ИСПРОБОВАЛИ НА СЕБЕ.

Если перефразировать его с помощью более подходящих для вашего положения слов, оно будет выглядеть следующим образом:

ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ РИСКОВАТЬ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ, ПОЧЕМУ ЭТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КТО-ТО ДРУГОЙ. ОСОБЕННО ВАШИ РОДНЫЕ И ДРУЗЬЯ?

Суть Золотого правила состоит в том, что вы, начинающий предприниматель, не должны даже думать о родных и друзьях, пока не используете собственные средства. Ведь, обратившись к ним за помощью, вы неизбежно услышите вопрос: «А сколько ты собираешься вложить сам?»

Вот наиболее распространённые источники стартового капитала.

  • Сбережения, вклады и пригодные для продажи активы. К этому источнику начинающие предприниматели обычно обращаются в первую очередь. Теоретически вы просто меняете форму вложения активов из сберегательного вклада в новое предприятие. Такое изменение не только чревато опасностью потерять деньги, но и увеличивает шансы хорошо заработать.
  • Родные и друзья. Постарайтесь сделать свои родственные займы максимально официальными. Обязательно составьте долговое обязательство с определённой процентной ставкой и сроками погашения долга. Если вам нужна значительная сумма денег (больше 10 тыс. долл.), проконсультируйтесь с адвокатом.
  • Страхование жизни. Если вы обладаете страховкой с определённой денежной стоимостью, вам явно стоит перейти на срочное страхование жизни (лекция 2). Это позволит вам лучше распорядиться наличными, вложив их в свой бизнес. Однако помните, что с вас могут высчитать подоходный налог на накопленные проценты.

Подумайте, нужно ли вообще страховать свою жизнь. Если от вас никто материально не зависит, то зачем вам компенсировать потерю дохода в случае своей смерти? Если же такая страховка всё-таки необходима, то прежде чем отказаться от старой, купите новую, более подходящую. Иначе ваши иждивенцы окажутся в весьма затруднительном положении, если вы скончаетесь, отказавшись от одной страховки, но не успев оформить другую.

  • Кредитные карточки. По кредитным карточкам можно получить довольно дорогие, зато доступные деньги. Вы не даёте персональных гарантий, и за вашей спиной не стоят банкиры; вы просто ставите подпись и начинаете заниматься делом. Правда, несмотря на огромную конкуренцию на рынке кредитных карточек, процентная савка по некоторым из них достигает 10%. Поэтому не спешите хвататься за пластиковую карточку, которая случайно попала вам в руки первой или которую расхваливают в рекламе. Сначала выясните, во что она вам обойдётся.
  • Закладная на дом. Будьте особенно осторожны, занимая деньги под залог собственного дома, потому что любая оплошность может лишить вас крыши над головой. Даже не думайте об этом варианте, пока во всех тонкостях не разберётесь в своих финансах (лекция 2).

Привлечение внешних ресурсов

Как видно из таблицы, банки, богатые инвесторы, идущие на риск предприниматели и т.д. не являются основными источниками стартового капитала. Большинство из них сотрудничает либо с хорошо развитыми предприятиями (банки), либо с теми, что могут дать особенно высокую прибыль (бизнесмены, идущие на риск). Самым щедрым источником внешних ресурсов являются спонсоры, но их и труднее всего отыскать.

Поставщики внешних ресурсов играют значительную роль в деловом мире и могут пригодиться вам не только в первые дни работы вашего предприятия. По сути, когда ваш бизнес уверенно станет на ноги и получит известность, кредиторы и инвесторы могут понадобиться ещё сильнее.

Размышляя над привлечением внешних ресурсов, вы должны в первую очередь уяснить, что вам нужно: кредит (банки, кредитные сообщества) или инвестиции (инвесторы, спонсоры). Другими словами, вам нужен просто человек, который даст вам деньги, или совладелец?

Поставщики внешних ресурсов делятся на две основные категории: банки и… не банки.

Работа с банками

Популярное мнение о том, что банкиров хлебом не корми, дай только отшить какого-нибудь заёмщика, ошибочно, ведь они тем и зарабатывают, что предоставляют ссуды. Это значит, что каждый раз, когда банкир видит потенциального заёмщика, он надеется на то, что сделка состоится. В конце концов, отсутствие кредитов влечёт за собой отсутствие инвестиционной прибыли. Тогда откуда бы банки брали деньги на мраморные колонны и выложенные позолоченной мозаикой потолки? Не обманывайте себя: они для того и существуют, чтобы одалживать вам деньги под более высокий процент, чем выплачивают вкладчикам, и зарабатывают на разнице.

Большинство банков не предоставляет малым предпринимателям денег для финансирования нового бизнеса, если залог не покрывает 100% суммы займа. В качестве залога может выступать различное ценное имущество, недвижимость (в том числе жильё), акции и облигации.

Основная роль банков в малом бизнесе – это финансирование развития, например расширения предприятия, у которого уже есть определённые достижения. (Запомните: 80% предприятий из списка журнала Inc в настоящее время обладают кредитным лимитом.) Банки предоставляют множество разнообразных кредитных программ, предназначенных для достаточно развитых малых предприятий. К ним относятся и варианты, которые вы найдёте ниже.

Финансирование под залог имущества

Такой способ финансирования подразумевает предоставление ссуд под залог активов компании. Чаще всего в качестве залога здесь выступают кредиторская задолженность (деньги, которые клиенты должны вам за уже приобретённые ими товары или услуги), товарные запасы или оборудование. Самым предпочтительным видом залога считается кредиторская задолженность, потому что её можно обналичить быстрее всего. Размер ссуд зависит от общей суммы задолженности или стоимости товарных запасов и обычно составляет 75% от первой и 50% от второй.

Допустим, что клиенты задолжали вам 20 тыс. долл. и что у вас на складе лежат товары на сумму 40 тыс. долл. В этом случае банк может выдать вам 75% от 20 тыс. (что равно 15тыс. долл.) и 50% от 40 тыс. (20 тыс. долл.). Полученную сумму (35 тыс. долл.) вы вполне сможете использовать в качестве оборотных средств. Правда, указанное процентное соотношение может сильно меняться в зависимости от отрасли и качества конкретных товаров и долгов.

Кредитный лимит

Кредитный лимит – это определённая сумма предоставляемых банком денег, которую предприниматель может использовать по своему усмотрению. Когда бизнесмен расходует эту сумму, кредитный лимит уменьшается, и наоборот: когда он погашает долг, лимит пополняется.

Преимущество кредитного лимита в том, что если предприниматель не использует выделенные банком деньги, на них не начисляется процент. Как бы странно это ни звучало, самое лучшее время для оформления кредитного лимита наступает тогда, когда ваше предприятие начинает стабильно работать и вам уже не особенно нужны деньги. Почему? Потому что тогда вам будет легче всего добиться от банка предоставления кредитного лимита на приёмлемых для вас условиях.

Не делайте ошибку и не отказывайтесь от кредитного лимита только потому, что в настоящее время вам деньги не нужны. Ведь он вовсе не обернётся для вас долгами, если вы не будете его использовать. Оформите его, когда ваши дела будут идти хорошо: рано или поздно вам всё равно понадобится дополнительная наличность.

Аккредитив

Аккредитив – это гарантированная оплата банком определённых финансовых обязательств предпринимателя. Чаще всего он используется для покупки товаров у иностранных поставщиков. В таких случаях банк получает прибыль в виде платы за предоставление гарантий.

Поуровневое планирование

Поуровневое планирование – это ещё одна форма финансирования под залог активов, где в качестве залога используются товарные запасы заёмщика. Компании по продаже автомобилей часто применяют его в качестве основного инструмента финансирования.

Получение денег не в банках

Банки вовсе не являются единственными игроками на рынке ссуд для малого бизнеса. Если вы собираетесь взять кредит для развития предприятия, то у вас есть большой выбор других мест, куда можно обратиться. Например, всё более твёрдые позиции на кредитном рынке занимают инвестиционные брокерские фирмы и крупные предприятия-конгломераты.

Лизинговые компании

Большинство кредиторов, не относящихся к банкам, находят свои ниши благодаря тому, что специализируются на каком-то отдельном виде займа, например лизинге или финансировании под залог имущества. В США лизинговые компании (у них вы можете взять в аренду оборудование, мебель и помещения) по объёмам кредитов занимают второе место после банков. Их услугами пользуются 25% американских владельцев малых предприятий. Простыми словами, лизинг – это прокат: вы каждый месяц платите за использование некоего имущества и возвращаете его по истечении оговорённого срока.

Спонсоры: инвесторы, у которых есть сердце

Среди других потенциальных источников внешних ресурсов можно выделить спонсоров, которые вкладывают деньги в молодые развивающиеся компании. Типичный спонсор – это бывший владелец малого бизнеса, который обладает достаточными знаниями, опытом и средствами, чтобы идти на финансовые риски. Мотивы спонсоров различны: одни (их большинство) стремятся увеличить свой капитал, другие хотят помочь начинающим предпринимателям, а третьи просто не могут сидеть без дела.

Спонсоры различаются и по форме деятельности: одни объединяются в группы (инвестиционные), другие играют соло, третьи стремятся стать совладельцем, а четвёртые раздают кредиты. Практически все они настаивают на своём участии в делах предприятия, и во многих случаях их советы становятся даже более ценными, чем их инвестиции. Плохая новость в том, что спонсоры напоминают милицейский патруль: их труднее всего найти, когда они действительно нужны.

Между тем в наше время они становятся всё более доступными. Так, в последние годы во многих телефонных книгах Америки наряду с разделами «художественная литература» и «пирсинг» появился и раздел «спонсоры».

Если вы хотите найти спонсора в своём квартале, районе или городе, обратитесь за справкой в местный банк, Торговую палату, к своим финансовым советникам, бухгалтерам или юристам.

Идущие на риск предприниматели

Венчурные компании – фирмы и организации, которые занимаются вложением капитала с риском, - предлагают наличные деньги в обмен на акции новых предприятий. По сути, они представляют собой организованную разновидность спонсора. Венчурные компании отличаются от более консервативных источников капитала, которые обычно учитывают прошлые достижения и платёжеспособность предприятия. Оценивая бизнес-план, они основное внимание обращают на будущие перспективы. Поэтому таки компании могут быть полезны бизнесменам, которые выбирают рискованные, зато высокоприбыльные отрасли. Правда, венчурные компании всегда стараются получить со своих инвестиций хорошие дивиденды (30% и выше), чтобы компенсировать неизбежные потери.

Очень немногие начинающие малые предприятия в состоянии воспользоваться услугами венчурных компаний. Обычно те финансируют всего около 2% предпринимателей, которые к ним обращаются. Причём эти 2% должны подходить по таким критериям, как привлекательность рыночной ниши, опытный менеджмент и высокая потенциальная платёжеспособность. Естественно, что подобными качествами обладает далеко не каждый новичок. Поэтому не расстраивайтесь, если венчурная компания откажет вам в финансировании. Как видно из этой лекции, в мире малого бизнеса существует множество других источников финансирования.

Инвестиционные критерии одного спонсора

Спонсоры вкладывают деньги в новые предприятия по разным причинам: одними движет жадность, другими – скука, а третьими – альтруизм. Исходя из собственного опыта, мы можем сказать, что вам нужны вовсе не те, что стремятся заработать. Куда лучше те, что просто получают удовольствие от новых проектов и сотрудничества с целеустремлёнными предпринимателями. К последним относится и Норм Бродски, который сейчас ведёт также колонку в журнале Inc.

Бродски считает себя не только спонсором. Но и наставником. Вот список правил, который он составил для других инвесторов.

Правило №1. Вкладывайте деньги в человека, которому нужна ваша помощь, а не ваши деньги. Бродски ищет предпринимателей, которые умеют слушать Если они не готовы или не хотят прислушиваться к советам старого профессионала, Бродски считает своё участие излишним.

Вывод для вас: спонсоры – это бывшие владельцы малого бизнеса с глубоко укоренившимися идеями о том, как бизнес строить. Охотно используйте советы спонсора, иначе вы можете его потерять. Перед этим, естественно, убедитесь, что его взгляды не противоречат философии вашей компании. Никакие инвестиции не стоят того, чтобы ставить под сомнение ваши принципы и видение бизнеса.

Правило №2. Когда это возможно, будьте единственным инвестором, но не диктатором. Независимость была, есть и будет одним из главных качеств предпринимателя. По крайней мере, так считает Бродски. Предприниматель должен делать всё так, как считает нужным он сам, а не кто-то другой.

Вывод для вас: два спонсора хорошо, а один – лучше. Бродски убеждён, что здесь работает принцип «чем больше, тем хуже». Конечно, есть случаи, когда одного инвестора бывает недостаточно. К примеру, он может не располагать достаточными для развития фирмы деньгами, а иногда один инвестор может успешно дополнять другого.

Правило №3. Принимайте первостепенное участие в деятельности предприятия, пока вам не будут возвращены ваши вложения. Для опытных инвесторов большое значение имеет сохранность капитала. Они знают, что, утратив его, не смогут заниматься инвестициями в дальнейшем.

Вывод для вас: ждите, что спонсор захочет участвовать в управлении предприятием. Они или она наверняка захотят контролировать ваш бизнес, по крайней мере, пока не станет очевидным, что предприятие твёрдо стоит на ногах и инвестиционные цели достигнуты.

Конечно, если у вас нет стартового капитала и по этой причине вы ищете поддержки у спонсора, именно он или она, скорее всего, и будет диктовать условия. Тем не менее мы советуем вам не предавать в его руки контрольный пакет предприятия (51%). Это стоит делать только в том случае, если другого выхода у вас нет. О размере передаваемой собственности всегда можно договориться, поэтому постарайтесь оставить минимум 51% акций для себя.

Правило №4. Оставляйте за собой право ускорить выплату (включая проценты) ссуды или инвестиций. Прибыльность предприятия не означает автоматических выплат, если это не оговорено в соглашении. Конечно, доходность предприятия важна для инвестора, но ещё более важно для него вернуть свои деньги. Успех без погашения долга – это не успех, а лишь повод для разногласий.

Вывод для вас: не удивляйтесь, если спонсор захочет письменно указать, какую часть прибыли вы должны будете отдавать ему в виде погашения долга. Заключив сделку, неукоснительно выполняйте её условия, даже если вам захочется потратить заработанные деньги на что-то другое.

Формы собственности: единоличие или сотрудничество

В теории все малые предприятия имеют три варианта собственности:

  • частная, когда единственным пайщиком является основатель;
  • частная, когда паи делятся с партнёрами или другими пайщиками;
  • общественная, предполагающая доступность акций предприятия для любого человека, который пожелает их приобрести на фондовом рынке.

В реальности, конечно, большинство предприятий попадает в первые две категории: их владельцы работают либо в одиночку, либо с более мелкими акционерами. Очень немногие предприятия обладают такими ресурсами, менеджментом и привлекательностью, чтобы стать открытым акционерным обществом.

Какой из этих путей плох, а какой хорош, - никто точно не скажет. Но есть верный способ узнать, какой из них подойдёт вам лучше других. И последнее слово здесь принадлежит… кому бы вы думали?.. конечно, вам! Только вы сможете определить, какая из этих трёх категорий станет приемлемой для вашего бизнеса. Окончательное решение будет зависеть от вашего характера, навыков общения, умения делегировать полномочия и способности наладить работу коллектива.

Весомым фактором будет и выбор рыночной ниши. Например, вы собираетесь наладить высокотехнологическое производство. В этом случае ключевые сотрудники могут захотеть стать совладельцами предприятия, пользуясь льготами на покупку акций. (Подробнее об этом речь пойдёт дальше по лекциям.) Если же вы собираетесь открыть консалтинговый бизнес, правильным выбором для вас станет единоличное владение.

В следующих разделах представлены преимущества и недостатки всех трёх форм собственности.

Вы – единственный владелец

Если вы обладаете специальными знаниями, необходимым стартовым капиталом и хорошим зарядом энергии, вам может идеально подойти единоличное владение. Конечно, кредиты и финансовые преимущества, которые приносят с собой компаньоны и акционеры, также не помешают, но тут есть одна проблема. Совместное владение затрудняет принятие решений, потому что требует поиска согласия, на что обычно уходит довольно много времени. Более того, такое согласие не всегда будет выражать ваши личные интересы, а подписываться под чужими – удовольствие небольшое.

Единоличное владение предоставляет следующие преимущества.

  • Работать в таких условиях обычно легче, быстрее и дешевле. Вам, например, не понадобится юрист для составления партнёрских соглашений и прояснения различных спорных моментов. (Подробнее об этом далее в этой лекции.)
  • Вся прибыль принадлежит только вам.
  • Вам не нужно искать консенсус. Ваше решение является единственным.
  • Вам не придётся тратить время на удовлетворение нередко раздражающих требований акционеров. Исключены и судебные тяжбы с акционерами.

Правда, в единоличном владении есть и недостатки.

  • Все риски ложатся на ваши плечи.
  • Пока вы не наймёте нужного специалиста, вам придётся обходиться своими ограниченными знаниями и умениями.
  • Единоличное владение может породить чувство одиночества. В будущем у вас нередко будет появляться желание поделиться с кем-то своими проблемами. Конечно, если у вас есть хорошие друзья и/или надёжный спутник жизни, они тоже могут стать вам опорой.

Всё ещё сомневаетесь по поводу выбора? Следующие вопросы помогут вам определиться быстрее.

  • Уверены ли вы в том, что вам нужен компаньон? Действительно ли вам требуется компаньон? Зачем он вам? Чтобы одолжил денег? Или поделился опытом? Если деловой партнёр вам всё же необходим – вопрос закрыт; если нет, то продолжайте отвечать на вопросы. (Вот и все веские причины, из-за которых вам может понадобиться компаньон. Желание привлечь компаньона, потому что он или она ваш друг или потому что вы боитесь работать в одиночку, не приведёт ни к чему хорошему.)
  • Способны ли вы работать с компаньоном или акционерами? Не возникает ли у вас проблем с принятием компромиссных решений, разделением прибыли и совместной работой над ликвидацией рисков.
  • Возможно ли вообще совместное владение вашим предприятием? Другими словами, есть ли в вашем бизнесе место для двух владельцев и есть ли у него потенциал для роста, который позволил бы наличие двух руководителей? Какую роль будет играть компаньон в вашей компании? Могут ли его способности принести вашему предприятию успех?
  • Каковы юридические требования к совместно управляемому предприятию? Сможете ли вы им отвечать? (После прочтения лекции до конца, если у вас возникнут дополнительные вопросы, проконсультируйтесь с юристом.)
  • Что общего у вас есть с теми предпринимателями, которые выбрали совместное владение? В чём вы видите потенциальные противоречия? Выясните у своего банкира, бухгалтера или юриста имена предпринимателей, которые предпочли работать с компаньоном. Поговорите с этими людьми. Попросите их рассказать о преимуществах и недостатках совместного владения, как они их видят.
  • Какова вероятность успешного поиска компаньона, обладающего необходимыми навыками и приемлемыми личными качествами? Это зависит от того, насколько вы вхожи в предпринимательские круги и что вы, как бизнесмен, собираетесь делать. Если у вас много знакомых предпринимателей, и вы точно знаете, чем собираетесь заниматься, поиск компаньона не составит особых проблем.

Ответов на эти вопросы будет достаточно, чтобы принять окончательное решение. Составьте свой список преимуществ и недостатков единоличного владения. Подумайте, хватит ли только ваших навыков для достижения успеха. Запомните: отдав предпочтение сотрудничеству, вам придётся жить с этим выбором очень и очень долго. Если же с самого начала вы склонитесь к единоличному владению, а потом решите, что вам не обойтись без компаньона, то всегда сможете его найти.

Разделение власти с компаньонами и акционерами

Как мы уже упоминали в этой лекции, компаньоны нужны только в том случае, если они обладают необходимыми вашему бизнесу навыками и могут обеспечить вас недостающими средствами. К сожалению, появление компаньонов иногда приводит к исчезновению порядка, что выражается в потере так необходимых на первых порах денег, времени и сил.

Если вы относитесь к тем редким счастливчикам, которым удалось найти хорошего компаньона, не упускайте эту возможность. Доказано не раз: хорошее сотрудничество всегда эффективнее, чем хорошая работа в одиночку.

Также имеет смысл привлечение более мелких акционеров (общая доля которых меньше 50%), особенно если предприятие выходит на новый уровень. К самым распространённым способам передачи акций в руки сотрудников относится право покупки акций по льготным ценам и раздача акций в виде премий. (Подробнее об этом говорится далее по курсу.)

Это предупреждение основано на нашем личном опыте: мелкие акционеры могут стать настоящей головной болью, когда их права пойдут вразрез с желаниями крупных акционеров. Поскольку правом окончательного решения обладают крупные акционеры, закон даёт мелким право обжаловать эти решения. Поэтому некоторые акционеры идут в суд каждый раз, когда считают, что их права были каким-то образом ущемлены. К сожалению, судебные тяжбы с акционерами – это примета нашего времени. Не забывайте также о таком опасном явлении, как рейдерство, когда мелкие акционеры рано или поздно вытесняют крупных из бизнеса.

Роль бизнес-инкубаторов

Бизнес-инкубатор – это здание, помещения которого сдаются в аренду начинающим предпринимателям. В нём размещаются офисы, склады, сервисные службы, предприятия лёгкой промышленности и т. д. Их владельцев объединяет одно: все они только начинают прокладывать себе дорогу в мере бизнеса. У каждого предприятия есть свои в чём-то схожие проблемы и потребности, и каждому из них нужна помощь: от дружеского похлопывания по плечу до технической поддержки и юридических консультаций. Полезность таких инкубаторов доказывает тот факт, что в Северной Америке аз последние 25 лет их число увеличилось с 15 до 900.

Бизнес-инкубаторы не обеспечивают своим клиентам постоянной прописки, но дают возможность использовать свою благополучную атмосферу, пока те не станут финансово независимыми. После достижения определённого уровня прибыльности предприятия покидают свой «отчий дом» и переезжают в обычные офисы и производственные помещения.

Преимуществ пребывания в бизнес-инкубаторе множество, и вот лишь самые значительные из них.

  • Финансирование. Предприятия, работающие в инкубаторе, имеют больший доступ к внешним ресурсам. Должны заметить, что в бизнес-инкубатор попадают далеко не все желающие, поэтому те, кому это удаётся, автоматически растут в глазах потенциальных кредиторов и инвесторов. Кроме того, бизнес-инкубаторы часто посещают спонсоры, поэтому появление вашего предприятия в стенах одного из них пойдёт вам только на пользу.
  • Новые возможности. Новые рынки сбыта, новые возможности для деловых операций, стратегические союзы – доступ ко всему этому вы можете получить в бизнес-инкубаторе.
  • Предоставление деловых услуг. Внутри инкубатора открывается доступ к самым разным преимуществам, включая помощь секретарей и бухгалтеров, пользование факсом и копировальным аппаратом. Кроме того, там бесплатны и многие другие услуги, которые обычно требуют от начинающих предпринимателей дополнительных затрат.
  • Приемлемая арендная плата и гибкая политика в отношении недвижимости. Стоимость аренды там обычно не превышает рыночной, а размеры помещений для офисов, складов и производственных цехов весьма разнообразны, что даёт клиентам возможность выбора.
  • Создание группы единомышленников. Представьте, что в каждом кабинете по соседству сидит такой же предприниматель, как и вы. А кто сказал, что малый бизнес должен быть сопряжён с одиночеством?

Если ваше предприятие расположено достаточно близко от бинес-инкубатора, мы советуем вам подумать над возможностью влиться в ряды его питомцев.

Во избежание неприятного поворота событий, привлекая акционеров, вы должны всегда – повторяем, всегда – консультироваться с юристом и заключать договор купли-продажи. В случае, если отношения между вами и акционерами будут складываться не так, как вам бы хотелось, договор купли-продажи поможет установить процедуру выпуска, оценки и продажи акций компании. Также он определит стоимость акций, если один или больше акционеров захотят их обналичить.

Иногда, например, если финансирование предприятия осуществляется венчурной компанией, в положении мелкого акционера оказывается сам владелец. К счастью, такое случается крайне редко, потому что исполнение чужих приказов – это совсем не то, чего предприниматели ждут от малого бизнеса. Кстати, когда в таких предприятиях начинаются чёрные дни, одним из первых его покидает именно основатель, и тогда инвестору приходится самому браться за работу и спасать свои вложения. Исходя из этого, мы настоятельно рекомендуем вам найти способ сохранить контроль над своим детищем.

Создание открытого акционерного общества

Несомненно, соблазн наличных денег и возможность привлечения беспроцентного капитала может стать для малого предпринимателя просто непреодолимым. Представьте, к примеру, что ему несколько лет пришлось жить долгами и при этом копить деньги на реализацию своих деловых идей. Многие предприниматели рано или поздно задумываются о том, чтобы сделать из своей компании открытое акционерное общество, но удаётся это немногим. Тому есть несколько причин, первой и главной из которых является то обстоятельство, что фондовые биржи работают только с надёжными компаниями, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке. (Мы понимаем, что вы вряд ли согласитесь с последним утверждением, если уже теряли деньги на акциях вдруг лопнувшей компании, но обычно происходит именно так.)

Надо сказать, что в создании открытого акционерного общества есть недостатки, которые очень легко не заметить. Продавая акции, вы получаете не только беспроцентный капитал, но и массу проблем. Появление целой армии внешних акционеров сопровождается обнародованием огромного количества информации. Текучесть акционеров? А как же? Открытый бизнес всегда славился текучестью, только ведь дело в том, что эта текучесть отнимает драгоценное время у руководства компании. К тому же вам придётся платить инвестиционным банкирам, чтобы те выпустили акции, и фондовой бирже, чтобы та выставила их на продажу. И ещё один недостаток: каждый акционер, клиент, журналист или конкурент будет иметь право просмотреть ваши финансовые отчёты. Он сможет задать вам любые вопросы, отвечать на которые у вас, скорее всего, нет ни времени, ни желания.

Коротко говоря, акционерным обществом открытого типа могут стать только избранные предприятия, поэтому не тратьте попусту время на пустые мечты о должности его генерального директора. Исходя из деловых качеств абсолютного большинства бизнесменов, можно сказать, что открытое акционерное общество малого предпринимателя – это всё равно, что обувь не по размеру.

Корпорация: нужна ли она вам?

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению различных видов юридического статуса предприятия, мы просто обязаны дать вам один совет. Несмотря на сегодняшнюю высокую стоимость юридических консультаций, выбор статуса – это один из тех случаев, когда помощь хорошего юриста может быть необычайно полезна. (Как мы поясняем дальше по курсу лекций, более дешёвыми вариантами являются специальные компьютерные программы и книги.) Нет другого такого бизнеса, как ваш. Нет других таких потребностей, мотивов и финансового состояния, как ваши. Поэтому все последующие разделы данного курса могут служить для вас только общими рекомендациями. Конечно, решение о юридическом статусе может быть неокончательным (на него могут повлиять изменения в деятельности предприятия). Однако ваш первоначальный выбор обязательно (и в короткий срок) повлечёт за собой финансовые и юридические последствия. Цена же этих последствий может существенно превысить стоимость любой, даже самой дорогой, консультации.

Если, раздумывая над статусом своего предприятия, вы обратитесь к хорошему юристу, он наверняка спросит о вашем долгосрочном плане. По сути, все его рекомендации будут зависеть от вашего ответа. Мы знаем много случаев, когда предпринимателям, которые вдруг решали продать своё детище, из-за неверного выбора юридического статуса компании приходилось платить двойные налоги. (Примечание: если в данный момент ваш бизнес называется корпорацией, проверьте, соответствует ли этот статус вашим интересам. А вдруг у вас есть возможность выбрать что-то получше?)

Существует три основные категории юридических лиц. Это некорпоративные ассоциации, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Из более чем 25,4 миллиона зарегистрированных в США юридических лиц ко второй и третьей категории относится только 7 миллионов. Это значит, что остальные более 18 млн. предприятий (приблизительно 72%) являются некорпоративными (единоличные владения и товарищества).

Первое решение, которое вы должны принять при выборе своего юридического статуса, - стоит вам вступать в корпорацию или нет? Если вы предпочтёте первое, вам нужно будет ещё выбрать тип корпорации.

Если вы предпочитаете проделать большую часть работы по объединению самостоятельно, не привлекая юриста, воспользуйтесь специальной литературой, посвящённой данной тематике. Можете также посетить англоязычный сайт www.corporate.com, где найдёте дополнительную информацию по этому вопросу.

В следующих разделах лекции мы освещаем факторы, которые могут повлиять на ваше решение создавать или не создавать акционерное общество. Постарайтесь уделить им максимум внимания и собрать как можно больше информации.

Некорпоративные предприятия

Преобладающее число малых предприятий являются некорпоративными по ряду веских причин (таких как высокая стоимость и сложность объединения, о чём мы рассказываем далее в этой лекции). Если вы не собираетесь создавать корпорацию, ваше предприятие автоматически приобретает статус единолично владения или товарищества в том случае, когда у вас есть компаньон или компаньоны.

Единоличное владение

Если вы обычный предприниматель, и особенно если у вас надомный бизнес, вы в первую очередь должны подумать о единоличном владении. Ведь это самый простой и самый дешёвый способ создать своё дело. Откройте дверь, прибейте над ней вывеску, и вы – единоличный владелец малого предприятия. Минимум путаницы, минимум суеты, минимум бумажной работы.

Но если всё так просто, почему тогда не все предприниматели становятся единоличными владельцами? Основная причина – не всем по силам ноша персональной ответственности. Единоличный владелец не только отвечает за деятельность предприятия, но и рискует собственными средствами. Если выбранная отрасль возлагает на вас большую ответственность (например, консалтинг), вы должны хотя бы подумать о создании акционерного общества.

Большинство единоличных владельцев называют предприятия своим именем. Если вы захотите присвоить своей компании вымышленное имя или торговую марку, вам придётся подготовить соответствующие документы. Это стоит недорого, а образцы бланков обычно можно найти в районной или городской администрации.

Среди других особенностей единоличного владения можно выделить следующие.

  • Собственность предприятия должна быть сосредоточена в руках одного человека или супружеской пары.
  • Владелец предприятия платит единый налог, охватывающий как доход предприятия, так и заработок его единственного сотрудника. (Подробнее об этом речь пойдёт далее по курсу.)
  • Убытки предприятия могут снижать доходы владельца из других персональных источников (далее по лекциям).
  • Риски, связанные с единоличным владением, покрываются некоторыми видами страховки. (По этому вопросу вы можете обратиться в местное общество предпринимателей или агентство, специализирующееся на страховании малого бизнеса.)
  • Единоличному владельцу намного легче уйти из бизнеса, чем хозяину акционерного общества. Вы просто снимаете вывеску, закрываете дверь, и, если над вами не стоят кредиторы, делу конец.

Товарищество

Создать полное товарищество также просто, как и предприятие с единоличным владельцем. Объединяет эти две формы владения и то, что в товариществе все компаньоны тоже несут личную ответственность за деятельность предприятия.

Личная ответственность является существенным недостатком товарищества. Она приводит к тому, что компаньоны, которые не могут найти общего языка, становятся друг для друга обузой.

Кроме полного товарищества, существует и такая форма собственности, как товарищество с ограниченной ответственностью – союз по меньшей мере одного полного компаньона и одного (и более) компаньона-вкладчика. Компаньон-вкладчик несёт ответственность только за внесённые им активы; главный партёр отвечает за всё остальное. Другими словами, главный компаньон управляет, а компаньон-вкладчик выполняет пассивную роль инвестора.

Товарищество может состоять из двух и более компаньонов, и его создание, как и при единоличном владении, не требует большой бумажной работы. Налогом облагается та часть доходов товарищества, которую получает каждый из компаньонов. Из этого следует, что само товарищество, как и предприятие с единоличным владельцем, налогов не платит.

Если вы приняли решение взять с собой «попутчика», мы настойчиво рекомендуем вам подготовить договор о сотрудничестве, хотя для создания товарищества он и не обязателен. Он может понадобиться в случае появления таких затруднительных вопросов, как выход из бизнеса одного из компаньонов или внесение компаньонами неравных долей инвестиций. В хорошем договоре о сотрудничестве должны быть учтены следующие моменты.

  • Срок действия договора. Обычно договор заключается «на неограниченный срок». Но причины, по которым соглашение может утратить силу, будут зависеть только от вашего конкретного случая. Возможно, вы захотите уйти, когда предприятие достигнет определённых размеров или когда его доходы смогут покрыть ваши инвестиции.
  • Размер временных и денежных вкладов компаньонов. Время и деньги, которые вы будете вкладывать в дело, не могут оставаться неизменными на протяжении всего срока работы товарищества. В договоре о сотрудничестве должно быть указано, как нужно поступить в случае, если один из компаньонов начнёт работать дольше или инвестировать больше другого.
  • Способы принятия деловых решений. В случае возникновения разногласий один из компаньонов должен обладать правом последнего слова.
  • Разделение прибылей и затрат. Обычно участие компаньонов в прибылях (и расходах) товарищества соответствует внесённой ими доле. Но есть случаи, когда один компаньон получает больше другого, и они тоже должны быть обговорены в договоре о сотрудничестве. Прибавка может быть вызвана появлением новых обязанностей, увеличением объёма работы, дополнительными денежными вложениями и т. д.
  • Время распределения доходов. Мнения компаньонов по этому поводу совпадают не всегда. Один может настаивать на немедленном разделении прибыли, а другой – на инвестировании денег в рост предприятия.
  • Возможность роспуска или реструктуризации товарищества в случае смерти или утраты трудоспособности одним из компаньонов. Все мы смертны и подвержены болезням. Поэтому для такого случая нужно определить механизм оценки товарищества с позиции его текущего развития и долгосрочных целей. Вы также должны чётко расписать возможности остановить или перепрофилировать его деятельность.

Супружеское товарищество: союз, не всегда заключенный на небесах

Предприятие Дэрила и Хелен, как и многие супружеские товарищества, было основано с подачи мужа, поэтому и базировалось преимущественно на его знаниях и умениях. Дэрил был превосходным бульдозеристом. Он пересел за руль жёлтого монстра сразу после школьной парты и мог превратить крутой холм в автомобильную стоянку быстрее, чем вы произнесли бы слово «экскаватор». После десяти лет работы на ставку Дэрил решил, что пришло его время, и основал предприятие Whitney and Sons Excavations. Кто ещё мог позаботиться о бухгалтерии и прочей деловой рутине, как не его жена Хелен?

Прибыли предприятия росли. Сначала Дэрил сам с воодушевлением выполнял всю работу, но прошло несколько лет, и штат компании расширился до 20 человек. При этом сумма кредитов на покупку тяжелых машин превысила несколько сот тысяч долларов. Рабочий день Дэрила превратился в кошмар. Вместо того, чтобы водить бульдозер, он теперь присматривал за подчинёнными. В это же время у него обострились отношения с Хелен – эта пара узнала то, через что прошли очень многие супружеские товарищества. Как ни жаль, но специальные навыки мужа не обязательно предполагают наличие у него навыков управления подчинёнными (в том числе и женой).

В души сотрудников вселилась тревога, наличные деньги начали таять, и как результат – Whitney and Sons стало нести убытки. Работа Хелен становилась всё труднее и труднее. Ведь именно ей приходилось отчитываться перед кредиторами и выжимать из предприятия всё возможное, чтобы не погрязнуть в долгах. Она ненавидела свою работу, особенно ту её часть, что касалась денежных операций. Жонглируя тающими активами компании, она оставляла меньше надежд кредиторам, поставщикам и подчинённым. Общение супругов, которое никогда не отличалось особым пониманием, стало вообще ужасным, и вскоре им пришлось обратиться к семейному психологу.

И наконец, пришло время, когда Дэрил и Хелен уже не могли больше всё это терпеть. Они перешагнули через свою гордость и объявили о своём банкротстве. Хелен пошла работать бухгалтером в компанию Brown County, а Дэрил, как вы уже, наверное, догадались, опять стал штатным бульдозеристом.

Мораль? Каким бы ни был статус предприятия, супружеский бизнес требует от партнёров сотрудничества в полном смысле этого слова. Не думайте, что вам удастся управлять компанией только потому, что вдвоём вы сможете сделать что-то новое. Товарищество всегда сопряжено с риском. Хорошее сотрудничество ведёт к процветанию, плохое – к потере дружбы или развалу брака. Если супруги не могут наладить общение до создания совместного бизнеса, вряд ли они смогут сделать это после.

Конечно, множество прекрасных компаний стали результатом плодотворного сотрудничества супругов. Но, к сожалению, ещё больше супружеских пар потерпели на этом поприще крах. Будьте осторожны, чтобы вас не постигла их горькая участь.

Отсутствие договора о сотрудничестве предполагает равное разделение обязанностей, доходов и собственности независимо от того, кто из компаньонов и сколько работает на общее благо.

Корпоративные компании: акционерные общества

Акционерное общество считается юридическим лицом само по себе, поэтому его владельцы (акционеры или пайщики) не несут персональной ответственности за его деятельность. Акционеры приходят и уходят, а предприятие, в отличие от товарищества или единоличного владения, продолжает существовать.

Создание акционерного общества обычно становится результатом роста компании. От такого превращения владельцы предприятия ожидают следующих выгод.

  • Уход от персональной ответственности. Проверьте, как часто предприятия выбранной вами отрасли становятся фигурантами судебных разбирательств.
  • Получение дополнительного капитала путём продажи акций.
  • Простая и быстрая передача собственности от одного акционера к другому.
  • Возможность предоставления сотрудникам льгот, недоступных работникам некорпоративных компаний. (Подробнее об этом – в следующих лекциях курса.)

Владелец акционерного общества обязан оформить договор купли-продажи, что, естественно, требует привлечения компетентного в этой области юриста. Среди всего прочего в договоре должно быть указано, что делать с акциями, если их владелец отходит от дел, теряет работоспособность или умирает.

Наверное, вы догадались, что у акционерного общества есть и недостатки, иначе как объяснить тот факт, что ещё не все предприниматели стали акционерами. Вот главные из них.

  • Стоимость и сложность регистрации акционерного общества, а также необходимость чёткого выполнения требований органов власти.
  • Потенциальные судебные разбирательства с акционерами и возможность проиграть дело.
  • «Двойное налогообложение», которое сопровождает выплату дивидендов в крупных акционерных обществах. Прибыль крупных акционерных обществ облагается налогом на корпоративном уровне. Если часть этой прибыли затем выплачивается в форме дивидендов, акционерам приходится вычитать из полученных средств подоходный налог. Отсюда и термин двойное налогообложение.

Существует три вида акционерных обществ. Особенности каждого из них мы рассмотрим в следующих разделах.

С-корпорации

Большинство крупных предприятий и некоторые малые акционерные общества становятся С-корпорациями в основном потому, что такой статус защищает их от ответственности. Из-за своих размеров и открытости С-корпорации не попадают под категорию малых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Все доходы С-корпораций облагаются налогом на корпоративном уровне. Если часть прибыли выплачивается акционерам в виде дивидендов, акционеры обязаны уплатить из этой суммы подоходный налог. Это явление, характерное для С-корпораций, называется двойным налогообложением.

Создание С-корпорации, как и любого другого акционерного общества, - затея дорогостоящая и трудоёмкая. Чтобы такая корпорация состоялась, её владельцы (акционеры и пайщики) должны придти к согласию в следующих вопросах:

  • название общества;
  • количество разрешённых к продаже акций, их класс и стоимость;
  • количество акций, которые будут куплены владельцами общества;
  • размер капитала (или других активов), который будет потрачен владельцем на покупку акций;
  • кто может быть членом правления акционерного общества.

Процесс создания корпорации может быть весьма дорогостоящим, особенно для начинающего предпринимателя с ограниченными денежными ресурсами и небольшим рынком сбыта. Если вы хотите присвоить своему предприятию статус юридического лица, кроме одноразового взноса за регистрацию вам придётся ежегодно платить специальный налог. И не забудьте о юридических консультациях и других непредвиденных выплатах.

Процедура регистрации может длиться от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от вашего места жительства и расторопности местных чиновников.

Малые акционерные общества или С-корпорации

Малые акционерные общества защищают от ответственности не хуже С-корпораций, но зато они не отягощены множеством акционеров. Статус малого акционерного общества может принадлежать предприятию с количеством акционеров, не превышающим 75 человек. Его обладателем может стать как молодое, так и уже достаточно солидное предприятие.

Чем малое акционерное общество лучше корпорации, описанной ранее? Обеспечивая защиту от персональной ответственности, статус первого исключает двойное налогообложение при передаче доходов предприятия его владельцам/акционерам. Главное отличие малого акционерного общества от С-корпорации и общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что его доход облагается только одним налогом – личным подоходным.

Как правило, статус малого акционерного общества привлекает тех предпринимателей, которым нужно средство защиты от ответственности. Особенно это касается начинающих предпринимателей, потому что такой статус позволяет перекрыть начальные убытки компании личными доходами владельца.

Прежде чем создать малое акционерное общество, вы должны решить, чего вы ждёте от своего предприятия по части прибылей. Очень даже возможно, что в первые несколько лет ваше предприятие будет работать убыточно. Статус малого акционерного будет здесь как нельзя кстати. Он позволит вам компенсировать потери предприятия личными средствами. Возможно, позже, когда ваша компания начнёт приносить стабильный доход, выплата налогов по корпоративным ставкам станет для вашего бизнеса предпочтительнее. Тогда вы вполне сможете сменить статус предприятия и сделать его С-корпорацией.

Статус малого акционерного общества имеет множество нюансов, поэтому мы настойчиво рекомендуем вам проконсультироваться по этому поводу с юристом или специалистом по налогообложению.

Корпорации с ограниченной ответственностью

Такая форма собственности сочетает в себе преимущества акционерного общества и товарищества.

  • Как и в акционерном обществе, инвесторы корпорации с ограниченной ответственностью не несут персональной ответственности за его долги и обязательства.
  • Как и товарищество, корпорация с ограниченной ответственностью работает в благоприятном налоговом режиме, потому что прибыли и убытки предприятия проходят через руки инвесторов и заносятся в их личные налоговые декларации.

Ещё одним преимуществом корпорации с ограниченной ответственностью является его гибкость. В отличие от малого акционерного общества, в нём распределение доходов между партнёрами может быть неравномерным, но это никак не отразится на налоговом режиме. Преимущество корпорации с ограниченной ответственностью над товариществом заключается в том, что партнёры несут ограниченную ответственность. Отношения партнёров в корпорации с ограниченной ответственностью диктуются условиями рабочего соглашения, которое, по сути, напоминает договор о сотрудничестве.

Корпорация с ограниченной ответственностью – сравнительно новая форма собственности, поэтому, если вы хотите создать её, мы советуем вам проконсультироваться с опытным юристом. Он поможет вам составить рабочее соглашение. Главное – убедитесь в том, что выбранный вами юрист может ответить на все интересующие вас вопросы. Для этого наведите о нём справки у других владельцев корпораций.

ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ