ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГАХ КАТАСТРОФ

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГАХ КАТАСТРОФ.

1.Организация санитарно-гигиенических мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях организуются и проводятся в целях поддержания трудоспособности населения, сохранения его здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Это может быть достигнуто:

- проведением санитарного надзора за условиями производственной деятельности, выполнением норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания населения, захоронения погибших и умерших, а также гигиенической экспертизы продовольствия и питьевой воды;

- комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и массового распространения инфекционных заболеваний среди населения, локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов.

Основными принципами организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий являются:

- единый подход к организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения на основе достижений медицинской науки;

- соответствие содержания и объёма мероприятий медицинской обстановке, характеру производственной деятельности населения;

- участие всех звеньев здравоохранения, а также всех служб гражданской обороны в проведении указанных мероприятий;

- постоянное взаимодействие служб здравоохранения с военно - медицинской службой Министерства обороны РФ, службами других ведомств по выполнению этих мероприятий среди населения.

К числу факторов, способных оказать влияние на возникновение неблагоприятной гигиенической ситуации и распространение инфекционных болезней в чрезвычайных условиях, относятся:

- дезорганизация социальных структур;

- психический стресс пострадавшего населения;

- массовость поражения неинфекционной природы;

- интенсивные миграционные процессы,огромные потоки лиц, вынужденных иногда покидать зону поражения;

- полное или частичное разрушение материально-технической базы здравоохранения;

- нарушение деятельности территориальных лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;

- нарушение экологической системы.

При стихийных бедствиях и технологических катастрофах возникает сложная санитарная обстановка, требующая квалифицированного выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и управления ими. Для повышения их эффективности необходимо:

1. Заблаговременно моделировать санитарную ситуацию, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные оздоровительные мероприятия.

2. В первые часы после катастрофы должна проводиться углубленная санитарно-эпидемиологическая разведка с участием врачей - гигиенистов, токсикологов, радиологов, эпидемиологов, а также представителей служб материально-бытового обеспечения, имеющих опыт или подготовку к работе в чрезвычайных ситуациях.

3. Целесообразно разработать и регламентировать соответствующие официальные нормативные документы, систему управления санитарно - гигиеническими мероприятиями. Документы должны определять основные направления деятельности здравоохранения, служб материально-бытового обеспечения, порядок взаимодействия и связи, другие вопросы.

Руководство и координацию деятельности санитарно-эпидемиологической службы на пострадавшей территории осуществляет группа контроля соблюдения и выполнения санитарно-гигиенических мероприятий, совместно с группой санитарно-эпидемиологической оценки (ГСЭО).

Необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты, как разрушенные и поврежденные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать вне его.

К ним относятся:

- системы водоснабжения и канализации;

- объекты пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

- предприятия коммунального обслуживания;

- детские дошкольные и школьные учреждения;

- пострадавший и не пострадавший жилой фонд;

- лечебно-профилактические учреждения,куда госпитализированы пострадавшие из очага катастрофы;

- места временного расселения эвакуированного населения;

- места расселения прибывающих спасателей и восстановителей;

- объекты внешней среды;

- промышленные объекты, которые могут стать источниками вторичного поражения сильнодействующими и ядовитыми веществами, биологическими средствами, радиоактивными веществами и другими.

В процессе ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации мирного времени санитарно-эпидемиологическая служба проводит три вида мероприятий: санитарно-гигиенические, противоэпидемические и контролирующие окружающую среду.

На основе оценки состояния предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли в очаге бедствия и вне его осуществляются мероприятия по профилактике пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний на эпидемически значимых объектах, к которым относятся:

- пищевые предприятия, обслуживающие население в зоне разрушений;

- временные и стационарные пункты питания для населения и спасателей в местах расселения эвакуированного населения и в различных зонах поражения;

- пищеблоки лечебно-профилактических учреждений, куда госпитализированы поражённые;

- торговые точки, особенно уличные и временные.

В очаге бедствия, в местах временного расселения эвакуированного населения и размещения спасателей и восстановителей, в лечебно-профилактических учреждениях, куда госпитализированы поражённые, следует проводить текущую и заключительную дезинфекцию. Помимо этого, необходимо наладить камерную дезинфекцию поступающей одежды и обуви, осуществлять выявление и госпитализацию больных с открытыми формами туберкулеза, больных брюшным тифом и паратифами, дифтерией и другими инфекциями.

Контроль за состоянием окружающей среды начинается в первые часы бедствия с экспресс-определения наличия радиоактивных веществ и АХОВ в воздухе, на почве, в воде открытых водоемов и в разводящей системе водопровода. В дальнейшем определение перечисленных веществ проводится регулярно.

При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей, специалистами санэпидслужбы совместно с заинтересованными организациями определяются экстренные мероприятия по обеспечению населения чистой доброкачественной водой. Они участвуют в выборе водоисточника, дают разрешение на использование автотранспорта для подвоза воды, согласовывают отведённые места для его мойки и дезинфекции, при необходимости дают предписание о проведении обеззараживания воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль за содержанием остаточного хлора в воде и качеством её по бактериологическим показателям.

В случае повреждения канализационных сооружений и сетей, поступления сточных вод в открытые водоёмы определяются экстренные мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод. За постоянными и временными стационарами, предназначенными для госпитализации поражённых, закрепляются врачи эпидемиологи с целью организации и контроля мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и предупреждению внутрибольничных инфекций.

Специалистами санэпидслужбы ежедневно проводятся противоэпидемические мероприятия в очагах катастроф и стихийных бедствий, осуществляется слежение и анализ инфекционной заболеваемости.

С целью активного выявления инфекционных больных среди поражённых, спасателей и строителей, в состав медицинских формирований, проводящих подворные обходы, включаются помощники эпидемиологов, осуществляющие при необходимости на месте забор материала для лабораторных исследований. Лица, с подозрением на инфекционные заболевания подлежат провизорной госпитализации.

Исходя из указанных основных направлений в организации санитарно-противоэпидемических мероприятий для размещения населения на временных пунктах сбора пострадавших (ВПСП), в зоне катастроф и на прилегающей к зоне затопления территории или вне территории заражения АХОВ и биологическими средствами в эпидемических очагах, отводится площадь из расчёта не менее 0,75 квадратного метра на каждого пострадавшего с учётом развёртывания подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 2,5 квадратных метров на каждого человека.

В медицинских формированиях и в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15 -18 квадратных метров на 100 человек. Просушивание шерстяных и хлопчатобумажных предметов, одежды должно проходить при температуре 60 С, обуви и меховой одежды - при 40 С при продолжительности процесса не более 8 часов.

Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18 С при средней относительной влажности 35 - 65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших, их следует располагать на тюфяках, подстилках, нарах и других местах не ближе 0,5 - 0,8 м от наружных стен.

Норма расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение, составляет на 1 пострадавшего в сутки -10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье) - 75 л в сутки, на обмывку 1 человека (включая личный состав формирования, работающего в районе бедствия) - 45 литров.

При размещении населения в палаточном или другого типа городках оборудуются ровики из расчёта: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Ровики допускается устраивать параллельно один другому на расстоянии 1 - 2м. Они должны располагаться ниже источников вода не ближе 200 м от них. После каждого использования ровиков нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Комплекс лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах катастроф, проводимых при возникновении вспышек инфекционных заболеваний, включает доставку заразных больных в инфекционные больницы и развёртываемые дополнительные временные инфекционные стационары. Для той или иной инфекции соблюдается соответствующий противоэпидемический режим работы. Организуется и проводится специфическая профилактика.

2.Планирование санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий

в чрезвычайных ситуациях.

Заблаговременное планирование мероприятий, может предупредить возникновение различных заболеваний, в том числе инфекционных, или значительно их снизить.

Основными исходными материалами, для планирования являются:

- санитарно-гигиеническая, эпидемическая и зоопаразитологическая характеристика территории возможной зоны бедствия с учётом данных о местных особенностях, влияющих на организацию обеспечения населения, в частности, данных об инфекционной заболеваемости и эпидемических вспышках среди населения за последние 10 - 15 лет;

- наличие химически и биологически опасных объектов, эпидемических очагов инфекционных заболеваний, иммунологическая структура населения, а также благоустроенность населенных пунктов в санитарно-гигиеническом отношении;

- сведения о числе инфекционных коек в лечебных учреждениях и местах их дислокации;

- сведения о санитарно-эпидемиологических учреждениях и формированиях, которые могут быть привлечены для выполнения мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения.

В плане должно быть предусмотрено:

- оценка санитарно-эпидемиологического состояния предполагаемого района бедствия;

- определение основных задач здравоохранения по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения в зонах бедствия;

- распределение имеющихся сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

- создание резерва санитарно-эпидемиологических сил и средств;

- взаимодействие здравоохранения города, области с другими службами различных ведомств и воинскими частями по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия в районах катастроф.

3.Характеристика сил и средств, привлекаемых к выполнению санитарно-

гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах катастроф.

Принципы их использования.

Использование сил и средств осуществляется с учётом конкретных санитарно-противоэпидемических условий в районе катастроф и их влияния на динамику эпидемического процесса при каждой нозологической форме инфекционного заболевания или воздействия других факторов на организм людей.

С этой целью создана трехступенчатая система экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях с санитарно-эпидемиологическими учреждениями и формированиями.

На базе институтов Минздрава РФ, АМН РФ созданы центры специфической индикации и идентификации биологических агентов, токсикологических, физико-химических, радиологических, иммунологических, паразитологических, энтомологических исследований. На базе указанных институтов сформированы специализированные бригады - бригады экстренной санитарно-профилактической помощи (БЭСПП), подчиненных Главному эпидемиологическому управлению МЗ РФ, организованы специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и оперативные противоэпидемические бригады (ОПЭБ), на базе СЭС МЗ РФ - санитарно-профилактический отряд (СПО).

Для координации деятельности по всем направлениям при МЗ РФ создан координационный санитарно-зпидемиологический центр экстренной медицинской помощи с информационно - аналитическим подразделением.

Городские (с районным делением), областные, краевые санэпидстанции создают БЭСПП и санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) разного профиля. На уровне СЭС без районного деления желательно создание групп санитарно-эпидемиологической оценки (ГСЭО).

Санитарно - эпидемиологические учреждения и формирования предназначены для проведения санитарного надзора,санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения и организационно-методического руководства при их планировании и осуществлении.

Использование санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований определяется планом медицинского обеспечения, характером деятельности населения, конкретно складывающейся санитарно-эпидемической обстановки и осуществляется на основе единых принципов, главными из которых являются;

- приближение сил и средств к районам катастроф и обеспечиваемым контингентам населения;

- сосредоточение основных усилий, сил и средств по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения деятельности наиболее значимых объектов народного хозяйства;

- постоянная готовность к работе в эпидемических очагах, своевременный маневр силами и средствами, создание и своевременное выполнение внезапно возникших задач.

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОЧАГАХ КАТАСТРОФ