Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования
Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования
С.В. Гриненко
Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге
Рынок труда развиваясь становится все более динамичным, что приводит к тому, что ситуация в профессиональном отношении существенно меняется найти работу по специальности выпускникам системы профессионального образования (СПО) все сложнее, при этом рассчитывать на удовлетворение потребностей в оплате, качестве рабочего места достаточно сложно. Следует отметить, что данный сегмент рынка труда формируется в большей степени под воздействием психологических, нежели экономических факторов, вследствие чего ранее непопулярные или труднодоступные профессии экономиста, юриста, переводчика, психолога, менеджера остаются в течение последних лет наиболее востребованными. Принятие решения о поступлении в тот или другой вуз основывается на соображениях престижа, только во время обучения определяясь в ситуации на рынке и получая практический опыт работы, проходя практику или находя работу по специальности.
По мнению правительства, Россия переживает перепроизводство специалистов с высшим образованием, особенно в области экономики и юриспруденции. Но проблема определяется не только личностными предпочтениями в совокупности с неэффективным индивидуальным выбором специальности, но и государственными неоправданными финансовыми затратами, которые государство несет, инвестируя эти образовательные программы, определяя неэффективное использование трудового и интеллектуального потенциала общества.
Не смотря на декларируемую необходимость осуществления полномасштабного мониторинга соотношения потребностей рынка труда и возможностей рынка образования, до сих пор отсутствует единая база данных, что определяет локальность, неполноту и недостаточную репрезентативность проводимых исследований как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.
В настоящее время государство перестало регулировать процесс трудоустройства, система «образование трудоустройство» характеризуется дисбалансом, что требует формирования эффективного механизма регулирования спроса и предложения. В последнее время многие вузы активно занимаются организацией служб содействия трудоустройству выпускников. И это вполне объяснимо, так как это важный фактор собственной стабильности и выживания учебного заведения.
При этом бизнес-сообщество на фоне постоянных претензий к системе профессионального образования по поводу качества подготовки не очень озабочено дополнительным обучением персонала, внутрифирменной профессиональной подготовкой и переподготовкой, невзирая на то, бизнесу нужны ответственные практики, организаторы и исполнители. Это приводит к тому, что персонал вынужден решать эти задачи самостоятельно, что приводит к росту спроса на второе высшее образование, специализированные курсы, профессиональные образовательные программы, в том числе международного образца.
Вышесказанное свидетельствует о том, что руководители образования, если они стремятся к его развитию, должны знать требования рынка труда, а руководители предприятий реального сектора экономики должны исследовать рынок образовательных услуг, что позволит скоординировать деятельность учреждений профессионального образования и бизнес-сообщества по воспроизводству трудовых ресурсов необходимого качества и в требуемом количестве в соответствии со структурой рынка труда.
В целях реализации названного направления деятельности эффективно использование технологии маркетинговых исследований рынка, включая все составляющие элементы, представленные далее. Решение данной проблемы актуализирует реализацию системы «взаимодействие-сотрудничество-партнерство» при организации информационно-коммуникативного обеспечения в научно-образовательной инфраструктуре профессионального сообщества.
Научно-образовательная инфраструктура включает в себя следующие институционально определенные элементы:
- система профессионального образования включая все уровни подготовки специалистов начальное, среднее и высшее, а также систему повышения квалификации, переподготовки и поствузовской подготовки;
- научно-исследовательские учреждения различного типа и подчинения включая как систему самостоятельных учреждений, так и саттелитов вузов научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ), осуществляющих научную деятельность;
- государство в лице управляющих и контролирующих органов различного уровня федерального, регионального и муниципального;
- бизнес-сообщество в лице предприятий работодателей и потребителей результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок, а также ассоциации, союзы и общественные организации промышленников и предпринимателей;
- домашние хозяйства играющие роль поставщика трудовых ресурсов, потребителя и впоследствии носителя образовательных услуг абитуриенты, студенты, квалифицированные специалисты, работники предприятий и организаций.
Внутри каждого названного элемента научно-образовательной инфраструктуры и между ними существуют горизонтальные и вертикальные взаимосвязи различного типа в соответствии с функциональной организацией процесса управления. В модели выделены два типа взаимосвязей: двусторонние, возникающие между равнозначными, равноправными субъектами и односторонние взаимосвязи подчинения. Следует учитывать, что и в том и в другом случае наличествует обратная связь, позволяющая оценить реализуемость и эффективность взаимосвязи.
В основе реализации структурно и институционально определенной концептуальной модели научно-образовательной инфраструктуры на основе партнерских сетей лежит информационно-коммуникативная структура, направленная на координирование и регулирование потоков информационных, трудовых и финансовых ресурсов как функций процесса управления. В данном исследовании предлагается реализовать данный комплекс функций на базе системообразующего вуза как информационно-аналитического центра координирующего, аккумулирующего и перераспределяющего ресурсные потоки информационные, трудовые, финансовые. Реализуемые функции процесса управления различаются по отношению к различным ресурсам: так трудовые и финансовые потоки системообразующий вуз только координирует, а информационные, являющиеся основой обеспечения поддержки принятия управленческих решений, координирует, аккумулирует и перераспределяет между социально-экономическими субъектами в соответствии с их статусом в научно-образовательной инфраструктуре и интересами.
В информационно-коммуникативной системе обеспечения управления объектами маркетинговых исследований являются тенденции и процессы развития рынков труда выпускников СПО и образовательных услуг, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
В настоящее время одной из важных задач встраивания маркетинговых инструментов в систему информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений является анализ миграции выпускников СПО, поскольку данное явления связано как с рынком образовательных услуг, так и с рынком труда.
Локальные рынки образовательных услуг служат точками притяжения молодежи в соответствии со сложившимися в домашних хозяйствах предпочтениями и представлениями о престижности профессий определенной направленности. При этом получение выбранной специальности не гарантирует трудоустройства и происходит миграция молодых специалистов в регионы проживания, либо, напротив, оседание их в регионе обучения.
Данные процессы не отслеживаются системой государственной статистики, хотя некоторые результаты можно получить и анализировать в рамках проводимых исследований. В частности, в процессе исследования «Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования» в декабре 2009г. на базе 7 субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Архангельская, Брянская, Тульская, Челябинская области), проведенного службой федеральной статистики РФ1 были получены ряд результатов, характеризующих трудоустройство молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью (рис. 1).
Рис. 1 Трудоустройство выпускников системы профессионального образования.
Данные свидетельствуют о том, что 32,6% выпускников трудоустраиваются не по специальности «мигрируют», при этом наиболее высокий уровень трудоустройства по специальности в системе начального профессионального образования (74,5%), низкий в системе среднего специального образования (60,4%). Высшее образование соответствует среднестатистическим показателям.
При этом среди причин трудоустройства не по специальности, полученной в системе профессионального образования были названы: не собирались работать по полученной профессии (специальности) 3,7%, дефицит рабочих мест по полученной профессии (специальности) 11,7%, не устроили условия, предложенные работодателем 3,1%, низкий уровень заработной платы 5,7%, не соответствовали требованиям работодателя 3,7%, организовали собственное дело 0,2% и другие причины 8,0%.
Следует также отметить, что наиболее значительную долю для выпускников системы высшего и среднего специального образования занял ответ «дефицит рабочих мест по полученной профессии (специальности)», а для выпускников системы начального профессионального образования «низкая заработная плата». Данные результаты свидетельствуют о том, что, не смотря на постоянно декларируемую нехватку рабочих, предприятия реального сектора экономики не предпринимают действий по повышению привлекательности рабочих профессий. Еще одним значимым результатом является низкий уровень ответа «организовали собственное дело» для всех уровней системы профессионального образования этот показатель не достиг даже уровня 1%., не смотря на реализуемую Центрами занятости программу поддержки организации собственного бизнеса.
Оценивая достаточность профессиональных знаний, приобретенных в учебном заведении для выполнения первой работы, большинство выпускников считали, что полученных ими знаний было вполне достаточно (78% выпускников с высшим и 67% выпускников со средним профессиональным образованием). Около 9% выпускников с высшим и 19% выпускников со средним профессиональным образованием отметили, что полученные ими знания не пригодились на первой работе, и 13-15% что полученных знаний было недостаточно.
Данные исследования показали, что на первой работе большинство выпускников не сталкивались с необходимостью дообучения или переобучения: только каждый пятый выпускник проходил дообучение в течение первых трех месяцев с момента устройства на первую работу, при этом для половины из них дообучение осуществлялось без вложения средств, для трети за счет работодателя. Причиной дообучения тех, кто столкнулся с такой необходимостью, чаще всего становилось их недостаточная квалификация (32%), хотя не менее важными причинами были названы профессиональная адаптация (28%) и знакомство с деятельностью организации (27%). При этом процесс дообучения в большинстве случаев был организован на рабочем месте и проходил в рабочее время. Эти выводы свидетельствуют о том, что заявления работодателей о недостатке опыта выпускников СПО не соответствуют реальным фактологическим данным.
Приведенные результаты исследования «миграции» выпускников СПО между специальностями (профессиями) имеют большое значение для выработки стратегических решений и разработки программ, реализуемых для повышения уровня трудоустройства молодых специалистов как в системе образования, так и в бизнес-сообществе. Это подтверждает возможную результативность использования информационно-аналитической подсистемы, действующей в рамках научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества.
На основе маркетинговых исследований «миграции» выпускников СПО могут быть получены сведения позволяющие предприятиям разрабатывать программы подбора и развития персонала; учебным учреждениям формировать соответствующие тенденциям развития рынка рабочей силы учебные программы, определить наиболее эффективные пути и способы трудоустройства.
Миграция, в т.ч. образовательная оказывает значительное влияние на формирование и развитие рынка труда как принимающих территорий, так и покидаемых. Кроме того миграция оказывает существенное влияние на развитие рынка образовательных услуг, поскольку определяет социально-демографические, экономические образовательные факторы её развития.
В последние годы потоки трудовых мигрантов как внутренних, так и внешних усиливаются, что требует анализа и оценки данного влияния на развитие системы образования.
Согласно исследованию «Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования» в 2008г. было отмечено увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. Численность занятых, работающих за пределами своего региона, составила в среднем за 2008г. 1,6 млн.человек против 1,0 млн.человек в 2007 году. В 2009г., вследствие снижения общей потребности в рабочей силы, объемы внутренней трудовой миграции уменьшились до 1,4 млн.человек в среднем за год, но в 2010г. размеры выезда на работу за пределы своего субъекта вновь увеличились. При этом, если в январе-феврале 2010г. они составляли 1,5 млн.человек (2,4% численности занятого населения), то, начиная с марта 2010г., стали постепенно увеличиваться и к декабрю 2010г. достигли 2,3 млн.человек, или 3,3% численности занятого населения. В среднем за 2010г. численность населения, работающего за пределами своего субъекта, составила 1,8 млн.человек, или 2,6% от общей численности занятого населения.
Особую роль на формирование и развитие региональных образовательных систем оказывает миграция выпускников учебных заведений. Учебные заведения, особенно крупные становятся центрами притяжения наиболее способной и талантливой молодёжи. После окончания учебного заведения часть выпускников вынуждена вернуться в регион постоянного проживания, но часть выпускников остается работать там, где она получила образование. Отмечено, что в числе занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, выше доля молодежи и ниже доля лиц старше 45 лет, чем среди занятого населения, работающего на своей территории.
Анализ потоков миграции позволил выявить также регионы доноры и реципиенты трудовых ресурсов, что может послужить основанием для разработки соответствующей стратегии и программ развития рынка труда на основе оценки специальностей выезжающих, остающихся и приезжающих выпускников СПО.
Наибольшие размеры выезда граждан на работу в другие регионы имели в 2010г. Московская, Ленинградская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Брянская, Орловская, Пензенская области, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Мордовия от 5,5 до 12% численности занятого населения этих субъектов (Республика Адыгея - 17%).
Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (900 тыс.человек, или 15% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (220 тыс.человек, или 12,4%), Московская область (190 тыс.человек, или 5,2%), Санкт-Петербург (115 тыс.человек, или 4,5%), Краснодарский край (54 тыс.человек, или 2,2%).
Следует сделать вывод, что миграция выпускников учебных заведений может быть вызвана несоответствием профиля полученного образования требованиям локального рынка труда, что косвенно является оценкой эффективности взаимодействия бизнес-сообщества и системы профессионального образования, что подтверждает необходимость анализа и регулирования процессов миграции выпускников учебных заведений, что в результате позволит выстроить эффективную систему «взаимодействия-сотрудничества-партнерства», а также повысить профессиональную ориентированность и качество образования.
На этапе выработки новой информации, получаемой в результате проводимых маркетинговых исследований в рамках научно-образовательной инфраструктуре выполняется формирование, наполнение и ведение баз данных, переработка подразумевает формирование аналитических отчетов по требуемым направлениям, а также отбор фильтрацию данных, передача представление требуемой информации по каналам коммуникации заинтересованным субъектам. Полная интегрированная информационная управленческая система третьего уровня предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.
Резюмируя вышесказанное следует обозначить, что результативным инструментом решения поставленной проблемы послужит система мониторинга миграционных процессов и трудоустройства выпускников системы профессионального образовании, реализуемая в качестве составляющего элемента информационно-аналитической подсистемы научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества и использующая в качестве инструментария маркетинговые технологии проведения рыночных исследований.
1 Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm
Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования