Освобождение от отбывания наказания, помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
Контрольная работа
Освобождение от отбывания наказания,
помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
Содержание
§1. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания
§2. Правовое положение лиц, отбывших наказание
§3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
Литература
§1. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания
Основания освобождения от отбывания наказания предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством. Так, в соответствии со ст. 172 УИК РФ осужденные освобождаются от отбывания наказания по следующим основаниям:
1) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
2) отмена приговора суда с прекращением дела производством;
3) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
4) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
5) помилование или амнистия;
6) тяжелая болезнь или инвалидность;
7) иные основания, предусмотренные законом.
Освобождение от наказания по указанным выше основаниям полностью не восстанавливает правовой статус освобожденного как гражданина, так как правовым последствием отбывания наказания является судимость, которая, в свою очередь, порождает определенные правоограничения.
Наиболее распространенным из всех оснований, предусмотренных ст. 172 УИК РФ, является освобождение вследствие полного отбытия лицом срока наказания, назначенного по приговору суда. Основанием для реализации данного вида освобождения от отбывания наказания является факт окончания назначенного судом срока наказания в зависимости от его вида. При этом срок наказания по таким видам, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, истекает в последний день. Причем освобождение производится в первой половине дня. Если же этот день выпадает на выходной или праздничный, то осужденный освобождается в предшествующий день, т.е. накануне. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа в последний день этого месяца.
Обязанность по исчислению сроков окончания наказания, назначенного судом, возлагается на администрацию учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Начало сроков наказания исчисляется в соответствии с документами суда, а в тех случаях, когда лицо было взято под стражу до вынесения приговора суда, то в соответствии с документами о взятии данного лица под стражу. Если возникают затруднения, или по какой-либо причине такие сведения отсутствуют, администрация учреждения и органа, исполняющего уголовное наказание, запрашивает необходимые сведения из суда. Данные о начале и окончании срока наказания заносятся в личные дела и учетные карточки осужденных. За осуществлением этой работы установлен прокурорский надзор.
В день освобождении осужденный должен сдать все находящееся у него имущество, выданное ему учреждением или органом, исполняющим наказание, в пользование, и получить принадлежащие ему вещи, ценности, ценные бумаги, деньги и другие предметы, которые были ранее приняты от него по описи. Каждому осужденному выдается справка об освобождении, в которой указываются основания такого освобождения и время отбытия наказания. Указывается также дополнительное наказание, если лицо от него не освобождено, а при условно-досрочном освобождении неотбытая часть срока наказания. Если осужденный имел задолженность по исполнительным листам, то и об этом делается отметка в справке. В ней также указываются пункт следования освобожденного и сумма единовременного пособия, если оно выдавалось.
Освобождение вследствие отмены приговора суда и прекращения дела производством по существу является реабилитацией незаконно осужденного к уголовному наказанию. В связи с этим при получении соответствующих документов (копии определения или постановления суда, вынесшего такое решение), администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана немедленно освободить гражданина от отбывания всех видов уголовных наказаний, как основных, так и дополнительных. И в соответствии с законом принимаются все меры, направленные на восстановление утраченных данным гражданином прав. В частности, согласно ст. 173 УИК РФ таким лицам приносятся официальные извинения от имени государства. Начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, обязан разъяснить им требования ст. 1070 ГК РФ и иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют их право на восстановление трудовых, имущественных и других утраченных прав за время отбывания наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется к осужденным к содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы.
Для решения вопроса об условно-досрочном освобождении необходимо наличие формального и материального основания.
Формальное основание отбытие осужденным определенной части срока наказания.
Данный срок зависит от характера и тяжести совершенного преступления: а) не менее одной трети назначенного судом по приговору срока наказания за преступления небольшой и средней тяжести; б) не менее половины срока за совершение тяжких преступлений; в) не менее двух третей назначенного судом уголовного наказания за совершение особо тяжкого преступления, а также, если в отношении лица условно-досрочное освобождение ранее было отменено.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания согласно ст. 93 УК РФ может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте после фактического отбытия ими: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой и средней тяжести либо за тяжкое преступление; б) не менее двух третей за особо тяжкое преступление.
Материальное основание признание судом того факта, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания.
В последнее время в порядок условно-досрочного освобождения от отбывания наказания привнесены существенные изменения, направленные на исключение субъективизма со стороны администрации в решении вопроса о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению. На сегодняшний день действует положение, согласно которому осужденный, отбывший установленную часть срока, самостоятельно либо его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.
Окончательное решение принимает суд по месту дислокации учреждениия, исполняющего наказание.
Если суд отказывает осужденному в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, то повторное внесение ходатайства возможно не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения определения суда о таком отказе. При этом решение суда должно быть мотивированным.
Особенности условно-досрочного освобождения от пожизненного лишения свободы. УК РФ и УИК РФ предусматривают возможность условно-досрочного освобождения и от пожизненного лишения свободы. Для этого также необходимы материальное и формальное основания.
Материальное основание не имеет особенностей. Им также является признание судом факта того, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного наказания.
Формальное основание включает в себя два обстоятельства:
отбытие осужденным не менее 25 лет лишения свободы;
отсутствие у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.
Исходя из соображений профилактики совершения преступлений осужденными к пожизненному лишению свободы, закон запрещает освобождать условно-досрочно осужденных, совершивших в период отбывания наказания новое тяжкое или особо тяжкое преступление.
В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня вынесения постановления суда об отказе.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания в действующем УК РФ согласно ст. 80 может применяться в отношении лиц, отбывающих наказания в виде ограничения свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. При этом неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы1 за совершение:
преступления небольшой или средней тяжести не менее одной трети срока наказания;
тяжкого преступления не менее половины срока наказания;
особо тяжкого преступления не менее двух третей срока наказания.
Применяя замену отбываемого наказания на более мягкое, суд учитывает поведение осужденного в период отбывания назначенного приговором суда наказания. Иными словами, данный институт может применяться только к осужденным, зарекомендовавшим себя с положительной стороны. Это свидетельствует о том, что их дальнейшее исправление возможно в условиях наказания с более мягким карательно-воспитательным воздействием.
Для решения вопроса о замене наказания более мягким в суд направляется представление, в котором указываются установочные данные на осужденного, сведения об отбытой части срока наказания и его поведении в период отбывания наказания.
В соответствии со ст. 89 Конституции Российской Федерации помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица по ходатайству самого осужденного, его родственников, трудового коллектива, где он работал, а также администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.
Во всех случаях подачи ходатайства о помиловании к нему прилагаются копия приговора, характеристика на осужденного и решение администрации о возможности его помилования. Как правило, помилование применяется только в отношении осужденных, которые характеризуются положительно, не имеют взыскания за нарушения режима и отбыли значительную часть срока наказания обычно более половины. В соответствии со ст. 85 УК РФ последствия акта о помиловании могут быть следующие:
1) осужденный освобождается от дальнейшего отбывания наказания полностью;
2) назначенное наказание сокращается;
3) назначенное наказание заменяется другим, более мягким видом наказания, а в соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ смертная казнь может быть заменена лишением свободы сроком на 25 лет или пожизненным лишением свободы;
4) актом о помиловании снимается судимость с лица, освобожденного от отбывания наказания.
Правом на принятие акта об амнистии по Конституции Российской Федерации наделена Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которая и определяет порядок ее применения. Являясь актом милосердия со стороны государства, амнистия не является реабилитацией лиц, совершивших преступления. В отличие от помилования, амнистия применяется в отношении более широкого круга лиц, указанных в акте, и направлена на неопределенный круг граждан. Обычно амнистия приурочивается к знаменательным событиям в жизни государства.
Для применения акта об амнистии при исправительных учреждениях создаются межведомственные комиссии, которые рассматривают дела осужденных и решают вопрос о применении или неприменении амнистии в отношении каждого осужденного. На своих заседаниях данные комиссии могут заслушивать и самих осужденных.
Помимо категории лиц, к которым применяется амнистия, в акте о ней указываются категории, на которые амнистия не распространяется.
В соответствии со ст. 84 УК РФ акт амнистии может быть применена в следующих видах:
1) осужденный полностью освобождается от отбывания наказания;
2) назначенное приговором суда наказание сокращается или заменяется другим, более мягким видом наказания;
3) осужденный освобождается от дополнительного вида наказания;
4)с лица, отбывшего наказание, снимается судимость.
Судимость может сниматься и с лиц, освобождаемых от отбывания наказания в связи с объявленной амнистией.
В случае последующего сокращения срока наказания, при переводе в колонию-поселение, условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после применения актов об амнистии или о помиловании во внимание принимается сокращенный срок наказания в результате указанных актов.
Заболевание осужденного в период отбывания наказания тяжелой болезнью может также явиться основанием для освобождения его от отбывания наказания. Так, УК РФ в ст. 81 и УИК РФ в ст. 175 устанавливает следущие виды оснований для освобождения по болезни:
1) наступление у осужденного в период отбывания наказания психического расстройства;
2) заболевание осужденного иной тяжелой болезнью;
3) наступление инвалидности и достижение осужденным пенсионного возраста;
4) заболевание военнослужащего, исключающее возможность дальнейшего прохождения им военной службы.
Закон предусматривает досрочное освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших психическим расстройством, препятствующим возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При подобной ситуации осужденные подлежат обследованию комиссией врачей-психиатров, которые выносят свое заключение о характере наступившего у осужденного психического расстройства. Данное заключение вместе с представлением администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, и личным делом осужденного направляется в суд, который и принимает решение об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.
Такие лица подлежат безусловному освобождению независимо от тяжести и характера совершенного преступления, поведения осужденного в период отбывания наказания, отбытого срока и других обстоятельств. При этом суд вправе назначить им принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 99 УК РФ.
Наряду с психическим расстройством, наступившим у осужденного в период отбывания наказания, основанием освобождения от его отбывания в соответствии со ст. 81 УК РФ является заболевание осужденного тяжелой болезнью, которая может препятствовать отбыванию назначенного наказания. Перечень болезней, которые дают основание ставить вопрос об освобождении осужденного, утвержден Правительством РФ. При выявлении такого заболевания осужденного направляют на врачебную комиссию для медицинского обследования в стационарных условиях лечебных учреждений. Порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью и перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания определен Постановлением Правительства РФ № 54 от 06.02.2004.
При решении вопроса об освобождении лица, заболевшего тяжелой болезнью, суд учитывает тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, степень его исправления, выраженность заболевания, поведение во время отбывания наказания и др. И с учетом всех этих обстоятельств и общественной опасности данного лица для окружающих суд решает вопрос о возможности освобождения осужденного от отбываемого наказания либо отказывает ему в этом.
При отказе в освобождении от отбывания наказания по болезни в случае изменения течения заболевания и ухудшения состояния здоровья осужденного материалы повторно направляются в суд, независимо от времени, прошедшего со дня вынесения им определения об отказе в освобождении.
Вместе с тем осужденные, в отношении которых проверкой установлено, что их болезнь наступила в результате умышленного причинения себе повреждения, к освобождению от отбывания наказания по болезни не представляются, за исключением случаев, когда в момент причинения себе повреждения лицо находилось в состоянии острого психического расстройства, подтвержденного комиссией врачей-специалистов.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 81 УК РФ осужденные, освобожденные от отбывания наказания досрочно в связи с психическим расстройством либо заболеванием тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, при их последующем выздоровлении могут быть направлены для отбывания наказания, если не истекли сроки давности обвинительного приговора суда, предусмотренные ст. 83 УК РФ.
Характер назначаемых виновным в совершении преступлений наказаний свидетельствует, что некоторые из них могут отбываться только трудоспособными лицами осужденными к обязательным работам (ст. 49 УК РФ), исправительным работам (ст. 50 УК РФ) и ограничению свободы (ст. 53 УК РФ). Поэтому в случае признания осужденных инвалидами I или II группы они освобождаются от отбывания данных видов наказания. При этом причина утраты трудоспособности не имеет значения. Освобождаются от отбывания указанных видов наказания и лица, достигшие пенсионного возраста мужчины 60 лет и женщины 55 лет.
К освобождению от отбывания наказания следует отнести и отсрочку отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Сущность данного института заключается в том, что осужденная женщина (беременная или имеющая ребенка до 14-летнего возраста) может быть освобождена от отбывания наказания, с целью создания ей благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка.
Отсрочка отбывания наказания согласно ст. 82 УК РФ подразделяется на два вида: 1) применяемая сразу после вынесения и вступления в законную силу приговора суда, т.е. до начала реального исполнения наказания, и 2) применяемая в процессе реального исполнения уголовного наказания. Если первый вид отсрочки регламентируется непосредственно ст. 82 УК РФ, и названная категория осужденных женщин не приступает к отбыванию наказания, то второй вид отсрочки регламентируется ст. 175 УИК РФ и применяется непосредственно в процессе реального отбывания уголовного наказания. Для предоставления отсрочки не имеет значения место нахождения ребенка (при колонии, у родственников, в детском доме и др.), наличие отца или других родственников. Исключение представляют случаи, когда женщина лишена родительских прав на ребенка. При подобных ситуациях отсрочка отбывания наказания не предоставляется. Также не может быть предоставлена отсрочка и женщине, осужденной на срок свыше 5 лет лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
Закон не связывает право предоставления отсрочки со степенью исправления осужденной, но в силу того, что к представлению, направляемому в суд, администрация учреждения прилагает характеристику, следует сделать вывод, что поведение осужденной во время отбывания наказания, безусловно, влияет на принятие судом решения о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания.
Следует иметь в виду, что исполнение некоторых видов наказаний невозможно в отношении беременных женщин (ограничение свободы, обязательные работы). Поэтому при наступлении беременности у осужденной администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, направляет в суд представление об отсрочке исполнения наказания.
§2. Правовое положение лиц, отбывших наказание
Отбытие гражданином назначенного приговором суда наказания является юридическим фактом, влекущим прекращение действия уголовно-исполнительных правоотношений, устанавливающих ограничение прав и свобод осужденных как граждан Российской Федерации. Исключение согласно ст. 179 УИК РФ сделано лишь для ограничений, составляющих содержание судимости.
Судимость представляет собой состояние лица, вызванное фактом осуждения его к уголовному наказанию и выражающееся в совокупности ограничений в его правовом статусе. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ состояние судимости наступает у граждан со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и продолжается до момента погашения или снятия судимости, и все ограничения в этот период могут определяться только федеральным законодательством.
Ограничения, вытекающие из содержания судимости, могут быть установлены только в интересах государственной политики, например, защиты здоровья и нравственности населения, защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В действующем уголовном законе отражены следующие последствия, которые могут быть применены к лицам с непогашенной или не снятой судимостью:
а) признание судимости обстоятельством, отягчающим наказание (ч. 1 ст. 63 УК РФ);
б) особый порядок назначения наказания при рецидиве (ч. 1 ст. 63 УК РФ);
в) судимость влияет на квалификацию совершенного преступления;
г) в отдельных случаях препятствует некоторым видам освобождения от уголовной ответственности.
Наличие судимости у лиц, отбывших наказание, влечет ряд правоограничений, которые определяются законами. Так, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. предусмотрены отдельные ограничения по несению воинской службы гражданами по призыву и контракту. Федеральный закон «Об образовании» от 31 января 1996 г. устанавливает ограничение на получение гражданами некоторых видов профессиональною образования, Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. запрещает выдавать лицензию на приобретение оружии лицам, имеющим судимость за умышленные преступления, а Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июня 1993 г. регламентирует возможность отказа в трудоустройстве лиц, имеющих судимость, на предприятия военного комплекса. Ограничения правового положения лиц, отбывших уголовное наказание, содержатся и в других законах.
Однако в сферах деятельности, где отсутствуют подобные ограничения, лица, отбывшие уголовное наказание, могут участвовать в полном объеме.
Для признания гражданина несудимым требуется истечение установленных законом сроков времени после освобождения его от отбытого наказания. Причем эти сроки зависят от вида и срока отбытого уголовного наказания.
Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Однако если лицо после отбытия наказания вело себя безупречно, то по его ходатайству суд вправе снять с него судимость досрочно (ч. 5 ст. 86 УК РФ).
Сам факт погашения судимости наступает автоматически по истечении установленных законом сроков после отбытия наказания и не требует специального решения суда, а для снятия ее необходимо решение суда или принятие акта об амнистии.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с сущностью судимости и влечет признание гражданина несудимым.
Вопросы контроля и надзора за определенными категориями лиц, освобожденных от наказания, регулируются нормами административного законодательства.
§3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
Самой стадии освобождения от отбывания наказания предшествует подготовительная работа, которая в соответствии со ст. 180 УИК РФ начинается не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста и за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы и лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев после вступления приговора в законную силу.
Со всеми освобождаемыми проводится воспитательная работа с целью подготовки их к освобождению. В ходе бесед выясняется, нуждается ли освобождаемый в помощи по бытовому и трудовому устройству, каковы его планы на будущее, отношения с родственниками, и т.д. Его знакомят с основными положениями законодательства о труде и разъясняют порядок трудоустройства. Даются рекомендации по разрешению спорных вопросов в условиях жизни на свободе, высказываются пожелания по ведению законопослушного образа жизни.
Если в результате беседы обнаруживается, что осужденный нуждается в помощи по бытовому и трудовому устройству, он обращается с заявлением в письменной форме, в котором оговаривается желание трудоустроиться с помощью органов Федеральной службы занятости. На основании данного заявления администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана уведомить органы местного самоуправления и Федеральную службу занятости по избранному месту жительства о наличии у освобождающегося жилья, специальности, его трудоспособности, а также дате освобождения.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ администрация исправительного учреждения может при необходимости предоставить осужденному перед его освобождением краткосрочный отпуск для предварительного решения вопросов по бытовому и трудовому устройству после освобождения.
Статья 180 УИК РФ регламентирует, что осужденные, являющиеся инвалидами I и II групп, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 пяти лет по их просьбе и по представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в специальные дома инвалидов и престарелых.
После предварительной работы наступает этап освобождения (выбытия) осужденного из учреждения или органа, исполняющего наказания. Данный этап детально регламентируется вплоть до проезда освобожденного к выбранному месту жительства ст. 181 УИК РФ.
Осужденным, отбывшим ограничение свободы, арест либо лишение свободы на определенный срок предоставляется бесплатный проезд к избранному месту жительства. На время проезда они обеспечиваются продуктами питания либо деньгами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ № 1358 от 24.10.1997 г.).
Продукты питания на время следования освобожденные получают из расчета норм питания, полагающихся им во время отбывания уголовного наказания, включая повышенные и улучшенные (если это было положено им по закону). Если же освобождаемый пожелает получить компенсацию деньгами, то перерасчет производится исходя из тех же норм питания.
Такая помощь может быть также предоставлена из общественного фонда оказания помощи осужденным и за счет благотворительной деятельности различных организаций, объединений и частных лиц.
К месту постоянного жительства освобождаемый следует в своей одежде и обуви. В тех же случаях, когда у освобождаемого отсутствует одежда по сезону и нет средств на ее приобретение, то в соответствии со ст. 181 УИК РФ одежда и обувь по сезону выдаются ему бесплатно за счет государства по заявлению этого лица и с разрешения начальника учреждения. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, установленном Правительством РФ. На ребенка питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону выдаются в обусловленном порядке во всех случаях. О выдаче проездных документов и всех видов пособий и т.д. делается отметка в справке об освобождении.
Обязанность ставить в известность родственников и иных лиц о предстоящей дате освобождения от отбывания уголовного наказания лежит на самих осужденных. Однако в ряде случаев администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, должна сама заранее уведомить родственников или иных лиц о дате предстоящего освобождения осужденного. К такой категории лиц относятся осужденные, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, несовершеннолетние, а также беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей. В том случае, если у осужденных отсутствуют родственники либо имеется причина, препятствующая прибытию их к освобождаемому лицу, администрация обязана направить данную категорию лиц к месту жительства в сопровождении сотрудника исправительного учреждения.
Освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы имеют право на трудовое и бытовое устройство, а также на получение социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Законом «О занятости населения» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 г.) освобождаемые из мест лишения свободы относятся к числу лиц, пользующихся повышенной защитой, и имеют право первоочередного устройства через центр занятости. При невозможности трудоустроиться освобожденные получают право на выплату им пособия по безработице в течение 12 месяцев. Наряду с пособием по безработице освобожденный получает и другие виды социальной помощи.
Бытовое устройство освобожденного от отбывания наказания является одним из наиболее сложных в настоящее время вопросов. Если у освобожденного имеется в наличии жилая площадь и согласие проживающих там жильцов на регистрацию, то препятствий не возникает, ибо освобожденный имеет право на проживание в любом населенном пункте России.
Если же освобождаемые от отбывания наказания не имеют собственного жилья, то они могут расселяться органами местного самоуправления в общежитиях и иных жилых помещениях. В отношении же несовершеннолетних, не имеющих родителей или других родственников, решается вопрос о помещении их в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаче их на попечение. Причем их согласия для этого не требуется.
Литература
Кашуба Ю.А. Реализация правового статуса несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: Монография. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2009. 216 с.
Кашуба Ю.А., Пономарев С.Н. Основы современной уголовно-исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних. Монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2012.
Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение // Право и политика. 2010. № 1. С. 6468.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М.: Экзамен, 2005. 576 с.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М НОРМА, 2007. 395 с.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М.: Экспертное бюро-М, 2007. 800 с.
Королёв И.И. Обеспечение режима в исправительно-трудовых колониях (правовые и организационные вопросы). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Ин-т права и экономики МВД РФ, 2006. 22 с.
Костырев В.И. Проблемы реализации нового уголовно-исполнительного законодательства РФ // Вестник УЮИ № 1. Научно-популярный журнал. Уфа: Уфимский юридический институт, 2008. С. 1820.
Костырев В.И. Процессуальные нормы рассмотрения жалоб осужденных и проблемы их совершенствования // Вестник УЮИ № 2. Научно-популярный журнал. Уфа: Уфимский юридический институт, 2008. С. 2021.
Линенко Н.А. Принудительные средства обеспечения режима в ИТК. Киев: КВШ МВД СССР, 1991. С. 4041.
Мелентьев М. Пенитенциарная политика на рубеже двух веков и проблема обеспечения правового статуса осужденных // Человек: преступление и наказание.2010. № 1. С.3035.
Мелентьев М.П. Проблемы разработки принципов уголовно-исполнительного права // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказание, на основе Конституции РФ. М.: ВНИИ МВД РФ, 2005.
1 УИК РФ после внесения в него изменений ФЗ № 161 от 08.12.2003 г. разрешил заменять ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием, однако не определил, какую часть срока этих наказаний осужденный должен отбыть.
Освобождение от отбывания наказания, помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними