ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

PAGE \* MERGEFORMAT 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

  1. Понятие формы государственного устройства и основные виды форм государственного устройства. ……………...……………….….5
    1. Характеристика форм государственного устройства………………...6

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ.

  1. Характеристики формы государственного устройства России……...6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………..25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………….....26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения форм государства, порой противоречивый, который требует систематизации и обобщения. И, наконец, особую злободневность исследование приобретает на современном этапе, когда разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили вопросах государственного устройства (формы). В этой связи большой интерес представляет исторический опыт, накопленный государствами мира, использование которого может помочь многим странам решение проблем, связанных с будущей формой их государств.

Происходящие в стране и во всем мировом сообществе перемены требуют по-новому взглянуть на многие традиционные проблемы, в том числе на проблему формы государства, их эволюцию и классификацию. При этом особого внимания заслуживают новые условия и реалии в России.

Объектом исследования курсовой работы являются понятие формы государственного устройства и основные характеристики формы государственного устройства в России.

Предметом исследования являются принципы формирования государственного устройства России, а также основные характеристики нынешнего государственного устройства России.

Цель работы состоит в том, что бы наиболее полно раскрыть понятие формы государственного устройства России и дать основные характеристики формы государственного устройства России.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- дать определение форме государственного устройства;

- дать понятие и основные признаки форм государственного устройства;

- дать основные характеристики формы государственного устройства современной России;

Степень научной разработанности темы. В настоящее время необходимость исследования проблемы признается большинством правоведов. Исследуются различные аспекты данного понятия. Исследованием аспектов данной проблемы занимаются такие ученые, как  Морозова Л.А., Черданцев А.Ф., Кашанина Т. В., Кашанин А. В., Гукепшоков М. Х., Грачев Н. И., и другие.

Источниками при написании курсовой работы явились научные работы, а также нормативно-правовые акты.

Методологической основой курсовой работы является совокупность научных приемов и методов исследования правовых явлений и процессов, включающий исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, системный подходы.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами курсовой работы и включает в себя введение, два раздела, состоящие из пунктов, заключение, список источников и литературы.

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ФОРМЫ ГОСУДАРСВЕННОГО УТРОЙСТВА В РОССИИ

  1. Понятие формы государственного устройства государства.

В современном мире существует множество определений такого понятия, как форма государственного устройства. Все эти трактовки по-своему отличаются друг от друга: какое-то из них немного полнее, чем предыдущее, а какое-то другое более точно отражает истинную сущность понятия. Но мы н будем уходить глубоко в эти споры и постараемся дать наиболее полное, но в то же время наиболее четкое определение такого многогранного понятия, как форма государственного устройства.

Форма государственного устройства являет из себя внутреннюю связь таких важных и незаменимых частей государства, как административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или государства, обладающие своим суверенитетом. Также в ней отражается соотношение самого государства целиком и его частей.

Другими словами под формой государственного устройства принято понимать структуру устройства государства. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

В современной юридической и политической литературе, как правило, авторы выделяют две главные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). Также в современном правовом мире, в качестве особой категории, принято выделять такой тип формы государственно-территориального устройства, как конфедерация.

  1. Основные формы государственного устройства и их характеристика

Первым видом рассматриваемых нами форм государственного устройства станет унитарное государство. Под унитарным государством в настоящее время принято понимать такую форму государственного устройства, при котором все составные части такого государства не имеют статуса отдельного субъекта. Основным отличием унитарных государств от федеративных является, прежде всего, наличие единых для всех субъектов государства органов власти, правовой системы, а также единого основного закона – конституции. Стоит отметить, что большинство таких государств в настоящий момент являются суверенными. Также отличительной особенностью унитарных государств, в сравнении с федерациями, может служить не очень большое население.

Основными признаками унитарных государств являются:

  1. Единая система законодательства;
  2. Единые органы власти;
  3. Единый для всех частей государства высший нормативный правовой акт;
  4. Наличие единого на всей территории государства гражданства;
  5. Отсутствие у составных частей признаков суверенитета;
  6. Присутствие единой денежной единицы.

Данная форма государственного устройства является, пожалуй, самой древней из всех ныне существующих. Беря начало еще в эпохе Возрождения (XIV в.), и находя свое продолжение уже в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), наиболее бурные процессы возникновения унитарных государств происходят в Европе, а сложившиеся государства в свою очередь доказывают свое превосходство над мелкими объединениями других государств. Такое явление также отметил и проанализировал один из наиболее великих политиков времён Возрождения Никколо Макиавелли в своих произведениях «Государь» и Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Согласно его рассуждениям, он был однозначным сторонником (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), опираясь на трагический опыт своей родины — раздробленной Италии. Его предположения подтвердились. Мощные унитарные государства, присвоив себе практически все планетные ресурсы, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К таким государствам можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо заметить, что сильным унитарным государством в XVIII—XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.

Как известно, ни одно мощное государство не сможет сложиться без действия определенных факторов. Можно выделить следующие факторы:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, которое состоит из:

— единого или близкого к единому языка;

— единой истории, мифов, верований;

— единство или похожесть религий, а иногда и единая государственная религия ;

— схожесть мировосприятия , которое состоит как из рациональных сторон, так и подсознательных, иррациональных, автоматично-традиционных.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

— единое правовое поле в экономике;

— общие выгоды от использования колоний.

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:

1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);

5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам.

Далее мы рассмотрим такой тип формы государственного устройства, как федерация. Под федерацией сегодня принято понимать такую форму государственного устройства, при котором субъекты государства имеют собственные уставы и конституции, а также органы государственной власти. Как правило, такая форма является результатом добровольного союза какого-либо количества ранее независимых государств в одно большое государственное образование. Как и в любом другом виде формы государственного устройства, можно выделить наиболее общие черты, которые присутствуют у большинства государств-федераций:

  1. Территория таких государств состоит из территорий его субъектов;
  2. Присутствует разграничение полномочий между федерацией и е субъектами. Верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  3. Есть институт единого гражданства, а также гражданства территориальных единиц;
  4. У субъектов федерации есть свои высшие законодательный, исполнительные и судебные органы.

Все федерации можно классифицировать по определенным факторам, одним из наиболее ярких является национальный. При классификации по этому признаку можно выделить следующие типы федераций:

  1. Федерации, построенные по национальному принципу;
  2. Федерации, построенные по национально-территориальному принципу;
  3. Федерации, построенные по территориальному принципу.

Национальные федерации как правило более сложны в устройстве, причиной чего является многонациональность состава населения.

Вот основные признаки такого типа государств:

  1. Субъектами федерации являются многонациональные образования, которые, помимо национальных отличий, имеют также и культурные различия;
  2. Строится такое государство на основе принципа добровольного объединения, при котором субъекты обладают одинаковыми правами, не смотря на размер территории и численность населения;
  3. Высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируются преимущественно для того, чтобы обслуживать общенациональные интересы ;
  4. Все субъекты имеют отличительные черты суверенитета, а именно свой парламент, главу субъекта, кабинет министров и свою судебную систему, а также право выстраивать дипломатические отношения с другими государствами.
  5. Основой любой национальной федерации лежит право на самоопределение наций, что следует понимать, как право всех наций, входящих в состав федерации самостоятельно решать вопрос о своей государственности.

К числу таких государств можно отнести Бельгию и Югославию.

Федерации, построенные по национально-территориальному принципу, встречаются довольно редко. Спецификой такого типа федерации является необходимость непросто интеграции, но и разграничения интересов всех субъектов такого государства, как национальных, так и территориальных.

К числу таких государств можно отнести, прежде всего, Российскую Федерацию.

Еще одним видом федераций являются такие, которые устроены по территориальному признаку. Такие государства характеризуются довольно широким ограничением суверенитета входящих в них субъектов. К основным признакам этого типа федераций можно отнести то, что:

  1. Полномочия субъектов четко ограничиваются списком предметов их ведения, который содержится в конституционных нормах федерации;
  2. Федеральная власть является верховной по отношению к государственным органам членов федерации;
  3. Субъекты такого типа государства не имеют права международного представительства в отношениях с иностранными государствами;
  4. Конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и активно противодействует одностороннему выходу субъекта из состава федерации;
  5. Командование вооруженными силам берет на себя непосредственно федеральная власть, в то же время лишая своих субъекты права в мирное время создавать профессиональные военные формирования.

К такому типу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Австрия и другие государства.

Теперь поговорим о конфедерациях. Прежде всего, давайте определимся с понятием. Конфедерация – это такая форма государственного устройства, в составе которой все субъекты сохраняют свою независимость, могут формировать свои органы государственной власти и управления, а также органы для координации действий.

Можно выделить следующие признаки таких государств:

  1. Как показывает история, большинство конфедераций было создано на договорной основе;
  2. Субъекты конфедерации имеют право выйти из союза, тогда как при федерации такое действие расценивалось бы как попытка мятежа;
  3. Сама по себе конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. Это означает, что решения союзной власти, не получившие согласия всех субъектов конфедерации, не имею никакой силы;
  4. Основными предметами ведения субъектов конфедерации являются, как правило, вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;
  5. В системе управления конфедерацией создаются только те органы власти, которые необходимы для разрешения задач, описанных в договоре;
  6. Представительные органы конфедерации состоят из делегатов, которые представляют не население одного государства, а суверенитет всего государства;
  7. Органы государственной власти конфедерации, действующие на постоянной основе, не имеют властных полномочий. Акты конфедерации не несут в себе норм прямого действия и могут быть адресованы только к органам власти субъектов;
  8. Субъектам конфедерации могут использовать данное им право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;
  9. Бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов субъектов конфедерации;
  10. Конфедерация лишена права непосредственного налогообложения;
  11. Субъекты не управомочены устанавливать ограничения, препятствующие передвижению по территории конфедерации лиц, товаров, капиталов и иного вида услуг;
  12. Единая система денежного обращения, зачастую, не предусмотрена;
  13. Вооруженные воинские образования формируются субъектами конфедерации, а подчиняются, как правило, и субъектам конфедерации, так и органам государственной власти конфедерации;
  14. Гражданство союзного государства не предусмотрено.

В настоящее время конфедерация, как форма государственного устройства, являющая собой союз государств, нигде не существует. Как правило, они распадались. Причинами такого исхода служила, прежде всего, необходимость сочетания государственной и международной организации, а также этнические и экономические факторы, не говоря уже о причинах, по которым разваливались конфедерации отдельных стран. Если рассматривать процесс распада конфедерации на примере Швейцарии, в которой субъектами являлись кантоны, то можно выделить следующие причины:

  1. Жителям одного кантона было запрещено селиться в другом кантоне;
  2. Союзная власть рассматривала в основном лишь политические и военные вопросы;
  3. Парламент Швейцарии – Сейм работал не как орган представительной власти, а как собрание представителей от каждого кантона;
  4. Правительство конфедерации не имел своих полномочий и финансовой основы для финансирования своей деятельности;
  5. Глубокий экономический кризис в 1829 году.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ.

2.1. Характеристики формы государственного устройства России

А теперь обратимся непосредственно к форме государственного устройства современной России. По своей форме государственного устройства она представляет собой федерацию. Правовой основой образования послужили, прежде всего, Конституция 1978 года, включая все ее многочисленные поправки; Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года; Федеративный договор, который подписан каждым субъектом РФ в 1992 году, и, наконец, Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года., в которой, собственно, и была окончательно закреплена федеративная форма государственного устройства нашей страны и установлена равнозначность названий «Россия» и «Российская Федерация».

Так как мы выяснили, что Россия является федерацией, то, исходя из понятия слова федерация, нужно сказать и о субъектах Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации представляют собой ее структурные основные составляющие нашего государства, которые, в свою очередь, включают в себя 21 республику, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Конечно, равенство субъектов существует лишь в формально-юридической сфере, так как они довольно сильно различаются по территории, численности и плотности проживающего там населения, уровню развития экономики и ее отраслей, а также по другим достаточно значимым факторам.

Российская Федерация базируется и функционирует на основе определенных принципов. Все эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации и в существующем законодательстве. Наиболее полный их список представлен в статье 5 Конституции, которая гласит, что «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Из этой цитаты можно выделить следующие принципы федеративного устройства России:

  1. Принцип государственной целостности;
  2. Принцип единства системы государственной власти;
  3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;
  5. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Теперь рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип государственной целостности предполагает, прежде всего, что Российская Федерация является не просто суммой входящих в нее субъектов, а единым государством, обладающим суверенитетом и территорией. В этот принцип также входят следующие принципы:

  1. Территория России едина и неделима;
  2. Власть государственных органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, возложенных на эти органы;
  3. Субъекты Российской Федерации не имеют государственного суверенитета;
  4. Субъекты Российской Федерации не могут выйти из состава Российской Федерации;
  5. Российская Федерация зависит от своего субъектного состава, который закреплен в Конституции, и не имеет права изменять этот состав в одностороннем порядке, а также не имеет права исключать субъекты из своего состава.

Принцип единства государственной власти предполагает наличие нескольких проявлений единства государственной власти:

  1. Суть работы органов государственной власти субъектов и на уровне федерации едина. Опираясь на текст Конституции, «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти»1. Не смотря на это, органы должны учитывать тот факт, что государственная власть в России делится на законодательную, исполнительную и судебную что приводят нас к тому, что все органы власти, субъектов и федеральные, должны соответствовать по своей природе и функциям определенной ветви власти;
  2. Органы государственной власти федерации и субъектов должны в точности соответствовать тем, что указаны в тексте Конституции. Органы, в которых соединялись бы функции законодательной и исполнительной власти, создаваться не должны, так как это противоречило бы Конституции Российской Федерации;
  3. Единообразный порядок образования органов государственной власти, который прописывается в федеральных законах;
  4. Органы власти должны быть наделены едиными полномочиями, что еще раз подчеркивает разграничение полномочий органов исполнительной, судебной и законодательной власти;
  5. Органы власти субъектов не могут подменять органы государственной власти федерации, что определяет особый характер взаимоотношений между ними.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий определяет разделение кругов вопросов, которые относятся к ведению государства, и круг вопросов, которые могут решать субъекты федерации. В Конституции Российской Федерации, а конкретно в статьях 71-73, есть перечни вопросов, в которых указано, что конкретно указано, что относится к исключительному ведению федерации (статья 71), и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ( статья 72) . В статье 73 закреплено положение, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция Российской Федерации гарантирует принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.2 Эти принципы можно обнаружить даже в преамбуле Конституции. Как известно, Россия является многонациональным государством, что также подтверждается ее федеративным устройством. Проявления этого принципа можно обнаружить в том, что в нашей стране гарантируется право на национальное развитие, а также на развитие национальной культуры, национального языка, а также на использование этого языка. Этот принцип гарантирует равенство прав и свобод граждан в независимости от расовой и этнической принадлежности, право на использование родного языка, на свободный выбор языка обу­чения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Однако право наций на самоопределение не предполагает реализации этого право в качестве независимого государства, так как Конституция Российской Федерации, как и большинство современных конституций, не предусматривает права на отделение субъектов от состава федерации, потому что это нарушило бы другой принцип федеративного устройства нашей страны – принцип целостности территории.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации подчеркивает, прежде всего тот факт, что все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти федерации. На основании этого принципа и выстраивается ранее упомянутый мной список вопросов, относящихся к ведению исключительно федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов. Однако стоит заметить, что данный принцип не является полностью императивным, так как Конституция в статье 11 позволяет заключать договоры о разграничении предметов ведения федерации и ее субъектов.

Исходя из всего вышеизложенного, я считаю, что можно выделить следующие характеристики формы государственного устройства Российской Федерации:

  1. Согласно части 4 статьи 5 Конституции, субъекты России равноправны;
  2. Согласно части 1 статьи 67 Конституции, территорией Российской Федерации признается совокупность территорий ее субъектов;
  3. Согласно статье 68 Конституции, республики, находящиеся в составе России, могут иметь свое гражданство и государственный язык;
  4. Согласно статье 77 Конституции, субъекты имеют возможность учреждать свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  5. Согласно статье 95 Конституции, субъекты федерации, а точнее их представители, участвуют в формировании Совета Федерации;
  6. Согласно части 2 статьи 5, а также статье 6 Конституции, субъекты могут иметь свои собственные конституции, уставы и законы.

Заключение

В заключении я хочу сказать. Что я постарался дать наиболее полное понимание того, что следует понимать под формой государственного устройства, какие существуют в современной юридической действительности формы государственного устройства и их основные черты, а также дать характеристик форму государственного устройства Российской Федерации.

На основе проделанной мной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Форма государственного устройства являет из себя внутреннюю связь таких важных и незаменимых частей государства, как административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или государства, обладающие своим суверенитетом. Также в ней отражается соотношение самого государства целиком и его частей.

Другими словами под формой государственного устройства принято понимать структуру устройства государства. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

  1. В современной юридической и политической литературе, как правило, авторы выделяют две главные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). Также в современном правовом мире, в качестве особой категории, принято выделять такой тип формы государственно-территориального устройства, как конфедерация.
  2. Под унитарным государством в настоящее время принято понимать такую форму государственного устройства, при котором все составные части такого государства не имеют статуса отдельного субъекта.

  1. Основные черты унитарного государства:
  • Единая система законодательства;
  • Единые органы власти;
  • Единый для всех частей государства высший нормативный правовой акт;
  • Наличие единого на всей территории государства гражданства;
  • Отсутствие у составных частей признаков суверенитета;
  • Присутствие единой денежной единицы.
  1. Под федерацией следует понимать такую форму государственного устройства, при котором субъекты государства имеют собственные уставы и конституции, а также органы государственной власти. Как правило, такая форма является результатом добровольного союза какого-либо количества ранее независимых государств в одно большое государственное образование.
  2. Наиболее общие черты, которые присутствуют у большинства государств-федераций:
  • Территория таких государств состоит из территорий его субъектов;
  • Присутствует разграничение полномочий между федерацией и е субъектами. Верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • Есть институт единого гражданства, а также гражданства территориальных единиц;
  • У субъектов федерации есть свои высшие законодательный, исполнительные и судебные органы.
  1. Все федерации можно классифицировать по определенным факторам, одним из наиболее ярких является национальный. При классификации по этому признаку можно выделить следующие типы федераций:
  • Федерации, построенные по национальному принципу;
  • Федерации, построенные по национально-территориальному принципу;
  • Федерации, построенные по территориальному принципу.
  1. Национальные федерации как правило более сложны в устройстве, причиной чего является многонациональность состава населения.
  2. Вот основные признаки такого типа государств:

Субъектами федерации являются многонациональные образования, которые, помимо национальных отличий, имеют также и культурные различия;

Строится такое государство на основе принципа добровольного объединения, при котором субъекты обладают одинаковыми правами, не смотря на размер территории и численность населения;

Высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируются преимущественно для того, чтобы обслуживать общенациональные интересы ;

Все субъекты имеют отличительные черты суверенитета, а именно свой парламент, главу субъекта, кабинет министров и свою судебную систему, а также право выстраивать дипломатические отношения с другими государствами.

Основой любой национальной федерации лежит право на самоопределение наций, что следует понимать, как право всех наций, входящих в состав федерации самостоятельно решать вопрос о своей государственности.

  1. Федерации, построенные по национально-территориальному принципу, встречаются довольно редко. Спецификой такого типа федерации является необходимость непросто интеграции, но и разграничения интересов всех субъектов такого государства, как национальных, так и территориальных.

  1. Еще одним видом федераций являются такие, которые устроены по территориальному признаку. Такие государства характеризуются довольно широким ограничением суверенитета входящих в них субъектов.

  1. К основным признакам этого типа федераций можно отнести то, что:
    • Полномочия субъектов четко ограничиваются списком предметов их ведения, который содержится в конституционных нормах федерации;
    • Федеральная власть является верховной по отношению к государственным органам членов федерации;
    • Субъекты такого типа государства не имеют права международного представительства в отношениях с иностранными государствами;
    • Конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и активно противодействует одностороннему выходу субъекта из состава федерации;
    • Командование вооруженными силам берет на себя непосредственно федеральная власть, в то же время лишая своих субъекты права в мирное время создавать профессиональные военные формирования.
  2. Под конфедерацией принято понимать такую форму государственного устройства, в составе которой все субъекты сохраняют свою независимость, могут формировать свои органы государственной власти и управления, а также органы для координации действий.
  3. Можно выделить следующие признаки таких государств:
    • Как показывает история, большинство конфедераций было создано на договорной основе;
      • Субъекты конфедерации имеют право выйти из союза, тогда как при федерации такое действие расценивалось бы как попытка мятежа;
      • Сама по себе конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. Это означает, что решения союзной власти, не получившие согласия всех субъектов конфедерации, не имею никакой силы;
      • Основными предметами ведения субъектов конфедерации являются, как правило, вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;
      • В системе управления конфедерацией создаются только те органы власти, которые необходимы для разрешения задач, описанных в договоре;
      • Представительные органы конфедерации состоят из делегатов, которые представляют не население одного государства, а суверенитет всего государства;
      • Органы государственной власти конфедерации, действующие на постоянной основе, не имеют властных полномочий. Акты конфедерации не несут в себе норм прямого действия и могут быть адресованы только к органам власти субъектов;
      • Субъектам конфедерации могут использовать данное им право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;
      • Бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов субъектов конфедерации;
      • Конфедерация лишена права непосредственного налогообложения;
      • Субъекты не управомочены устанавливать ограничения, препятствующие передвижению по территории конфедерации лиц, товаров, капиталов и иного вида услуг;
      • Единая система денежного обращения, зачастую, не предусмотрена;
      • Вооруженные воинские образования формируются субъектами конфедерации, а подчиняются, как правило, и субъектам конфедерации, так и органам государственной власти конфедерации;
      • Гражданство союзного государства не предусмотрено.
  4. Форма государственного устройства России- федерация.
  5. Принципы, на которых основана форма государственнго устройства Российской Федерации:
  • Принцип государственной целостности;
  • Принцип единства системы государственной власти;
  • Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;
  • Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.
  1. Основными характеристиками формы государственного устройства России можно назвать:
    • Согласно части 4 статьи 5 Конституции, субъекты России равноправны;
    • Согласно части 1 статьи 67 Конституции, территорией Российской Федерации признается совокупность территорий ее субъектов;
    • Согласно статье 68 Конституции, республики, находящиеся в составе России, могут иметь свое гражданство и государственный язык;
    • Согласно статье 77 Конституции, субъекты имеют возможность учреждать свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
    • Согласно статье 95 Конституции, субъекты федерации, а точнее их представители, участвуют в формировании Совета Федерации;
    • Согласно части 2 статьи 5, а также статье 6 Конституции, субъекты могут иметь свои собственные конституции, уставы и законы

Список используемых источников и литературы

  1. Нормативные правовые акты.
  2. Конституция Российской федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  3. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 05.04.2009) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
  4. Литература
  5. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  6. Братановский С.Н. Конституционное.— Саратов: 2012.— 705 c.
  7. Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: программа, тезисы лекций и задания к семинарским занятиям/ Богданова Н.А.— М.: Зерцало-М, 2014.— 144 c.
  8. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства. Основные закономерности и тенденции развития .- М.: Книгодел, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2009.— 468 c.
  9. Кашенов А.Т. Конституционное право Российской Федерации.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.— 94 c.
  10. . Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.
  11. Панарин А. С. Политология: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.
  12. Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.
  13. Общая теория государства и права. Академический курс. // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.
  14. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

1 Конституция Российской Федерации, принятая на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года.

2 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ