Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях


Контрольная работа

Правовое регулирование режима
в исправительных учреждениях


Содержание

§1. Понятие функции режима в исправительных учреждениях

§2. Содержание режима в ИУ

§3. Способы обеспечения режима в ИУ

Литература


§1. Понятие функции режима в исправительных учреждениях

Уголовный кодекс при определении содержания лишения свободы в ст. 56 не упоминает режима. Вместе с тем режим является неотъемлемым элементом содержания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

«Режим» – слово французского происхождения. Его синонимами в русском языке являются слова «уклад» или «образ жизни». Режим в исправительном учреждении регламентирует жизнь осужденных в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных и таким образом определяется их правовое положение. Вместе с тем, режим определяет и порядок деятельности администрации в выполнении такой важной функции, каковой является исполнение лишения свободы. Из законодательного определения режима видно, что этому порядку обязаны подчиняться как осужденные, так и сотрудники администрации, ибо режим – это порядок как исполнения, так и отбывания лишения свободы.

Исполнение лишения свободы – сложная и многогранная сфера государственной деятельности, в которой участвуют не только осужденные и представители администрации. В эту сферу включены и администрация предприятий и организаций, где работают осужденные; представители общественных организаций, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за деятельностью исправительного учреждения; должностные лица и граждане, посещающие эти учреждения. Эта сфера требует детальной регламентации и упорядоченности. Поэтому определенный порядок устанавливается не только в отношении осужденных и сотрудников администрации исправительного учреждения, но и всех должностных и физических лиц, находящихся на территории исправительного учреждения или работающих с осужденными.

Итак, режим действует в отношении определенного круга лиц. Не меньшее значение имеет действие режима в пространстве. Для решения стоящих перед исправительным учреждением задач законодательство не ограничивает пределы действия режима границами исправительного учреждения, а распространяет их и на территорию, прилегающую к исправительному учреждению. Статьей 14 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие полномочия на территории, прилегающей к исправительному учреждению: осуществление контроля за соблюдением режимных требований; производство досмотра и обыска лиц, их вещей, транспортных средств, а также изъятие запрещенных вещей и документов; временное ограничение или запрет движения транспорта, ограничение допуска граждан на эти территории или возложение на них обязанности там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований.

Кроме территории, прилегающей к исправительному учреждению, режимные требованию также распространяются на территорию предприятий и организаций, на которых работают осужденные, если они расположены за пределами исправительного учреждения.

Порядок отбывания и исполнения наказания (т.е. режим) в разных исправительных учреждениях, естественно, различный. Однако независимо от вида исправительного учреждения режим должен отвечать определенным требованиям. Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в ИУ должен обеспечивать охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Как уже отмечалось, режим в ИУ – это порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Однако стоит задаться вопросом, а почему в исправительных учреждениях установлен именно такой, а не какой другой порядок? Оказывается, порядок этот устанавливается не произвольно. Любое правоограничение должно быть обоснованным. При помощи именно такого порядка государство пытается добиться в данной сфере определенных результатов. Режим должен способствовать достижению целей наказания и решению задач, стоящих перед исправительными учреждениями. Роль и место режима в процессе исполнения наказания и достижения его целей принято называть функциями режима. В теории уголовно-исполнительного права выделяют следующие функции.

Карательная функция. Сущность наказания предполагает постановку наказанного в неблагоприятное для него положение по сравнению с тем, в котором он был до совершения преступления, то есть причинение определенных лишений и страданий (кары). Кара понимается как принуждение, применяемое с целью причинения страданий. Следовательно, карательная функция режима реализуется путем установления такого порядка отбывания наказания, который преследует исключительно цель причинения страдания осужденному. Здесь уместно привести слова одного из видных деятелей Главного тюремного управления, высказанные в начале прошлого века, но которые актуальны и сегодня: «Режим в карательных учреждениях должен быть столь малопривлекательным, чтобы последний уличный пролетарий предпочитал ему свою голодную и холодную, но вольную жизнь»1. Причинять страдания осужденному способно большое число правоограничений. Однако многие из них преследуют иную цель (например, охрана осужденных, обязательное привлечение их к труду, принудительное лечение от наркомании, цензура корреспонденции и др.). Но ряд правоограничений призван только создать осужденному дополнительные неудобства.

Так, осужденные обязаны носить одежду установленного образца, а передвижение их ограничивается даже в пределах исправительного учреждения. Осужденным запрещается без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов и иные предметы на стенах, тумбочках и кроватях, содержать животных и птиц, заниматься огородничеством, разводить декоративных рыб, комнатные растения. Осужденным, содержащимся в тюрьме, запрещено иметь часы, а осужденным, находящимся в помещениях камерного типа, в одиночных камерах колоний особого режима, а также переведенным на строгий режим в тюрьмах, не разрешается приобретение и хранение чая, кофе. Карательная функция режима реализуется и во многих других правоограничениях. При этом еще раз отметим, что осужденный способен испытывать страдания и от других правил, не являющихся карательными.

Воспитательная функция режима осуществляется несколькими способами. Во-первых, путем реализации кары. Причинение страданий осужденному не является самоцелью уголовного наказания. Кара является лишь средством достижения более значимых целей, в том числе исправления осужденного. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, преследующих исключительно воспитательную цель (например, обязанность соблюдать правила гигиены и санитарии, обязанность содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, одежду и т.п.).

Обеспечивающая функция. Режим, сам являясь одним из основных средств исправления, предусматривает также порядок применения к осужденному всех иных основных средств исправления, перечисленных в ст. 9 УИК РФ (порядок привлечения осужденных к труду, проведения с ними воспитательной работы, порядок осуществления общественного воздействия и т.д.). То есть режим обеспечивает условия для применения других средств исправления.

Профилактическая функция направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории исправительного учреждения. Она реализуется путем установления такого порядка исполнения и отбывания наказания, который исключил или затруднил бы возможность совершения осужденными и иными лицами преступления. Например, изъятие запрещенных предметов, цензура корреспонденции, порядок входа сотрудников в камеру, когда осужденным предварительно предлагается отойти от двери, проверка наличия осужденных, склонных к побегу, через каждые два часа и т.п.

Функции режима отбывания наказания в ИУ реализуются комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

§2. Содержание режима в ИУ

Правила режима, обеспечивающие достижение указанных основных требований, именуются элементами режима, а их совокупность образует его содержание.

Уголовно-исполнительный кодекс устанавливает, что режим должен обеспечивать обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними (ст. 82). Изоляция лиц, приговоренных к отбыванию лишения свободы, достигается путем их содержания в огороженных и тщательно охраняемых зонах. Осужденные находятся под круглосуточным надзором. За пределы жилой зоны колонии на работу они следуют под конвоем. Для изъятия запрещенных предметов и обнаружения готовящихся побегов проводятся обыски. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, получаемые ими посылки и передачи досматриваются.

Изоляция осужденных в исправительных учреждениях не означает их полного отрыва от общества: осужденным предоставлено право выписывать газеты и журналы, пользоваться библиотекой, слушать радиопередачи. Они в известных рамках в зависимости от вида исправительного учреждения могут поддерживать связи с родственниками и общественными организациями по месту прежней работы (свидания, переписка и т.п.).

Раздельное содержание осужденных в разных видах исправительных учреждений необходимо для того, чтобы, во-первых, исключить вредное влияние одной категории осужденных на другую и, во-вторых, поставить разные категории приговоренных к лишению свободы в разные режимные условия.

Уголовно-исполнительным законодательством предусматриваются правила раздельного содержания разных категорий осужденных. В соответствии со ст. 80 УИК РФ в учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы.

Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве и особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов.

Один из элементов режима содержания в исправительных учреждениях образуют правила, устанавливающие специфические обязанности осужденных к лишению свободы. Например, осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, беспрекословно выполнять их законные требования; содержать в чистоте и опрятности жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волосистых частей головы, хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях и др.

Осужденным запрещено нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений; находиться без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на которых не работают; продавать или отчуждать иным способом в пользу других осужденных продукты питания, предметы, изделия и вещества, находящиеся в личном пользовании, и т.д.

Режимные правила гарантируют осужденным к лишению свободы соблюдение их специфических прав. Все осужденные имеют право распоряжаться личным временем, предусмотренным распорядком дня, не нарушая при этом установленных правил поведения; на вежливое обращение со стороны персонала учреждений; участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми; вступать в самодеятельные организации осужденных; получать информацию о своих правах и обязанностях; пользоваться услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и другие права.

Распорядок дня в местах лишения свободы – один из основных элементов содержания режима. Он устанавливается в каждом исправительном учреждении приказом начальника в соответствии с примерным распорядком дня для соответствующих исправительных учреждений. Распорядком дня предусмотрен вид занятости осужденных в течение суток. В частности, распорядком дня установлено время подъема и отбоя, работы, отдыха, питания, проведения воспитательных мероприятий и т.п. Четкое выполнение распорядка дня имеет большое значение, так как дисциплинирует осужденных, приучает их к порядку, способствует максимальному воспитательному эффекту от применения общественно полезного труда и воспитательной работы.

В Уголовно-исполнительном кодексе порядок исполнения и отбывания лишения свободы регламентируются в самом общем виде. Он конкретизируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, утверждены приказом Министерства юстиции России № 224 от 30 июля 2001 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». В воспитательных колониях действуют Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденные приказом Министерства юстиции России №210 от 29 июля 2002 г.

Целями правил внутреннего распорядка является создание наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.

Правила внутреннего распорядка ИУ регламентируют: порядок приема осужденных в ИУ; основные права и обязанности осужденных; порядок взаимоотношений осужденных и работников ИУ; распорядок дня; порядок вывода осужденных на работу и съем с работы; порядок приема пищи; порядок осуществления личного приема осужденных; порядок проведения проверок наличия осужденных; порядок передвижения осужденных в пределах колонии; порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей; порядок переписки осужденных, получения и отправления денежных переводов; порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных; порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных разговоров; порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей; порядок приобретения осужденными продуктов питания, вещей, предметов и оказания дополнительных услуг; порядок разрешения осужденным выездов за пределы исправительных учреждений; организацию и порядок предоставления лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным; правила поведения осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя за пределами ИУ, а также освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ в порядке ст. 121 УИК РФ; порядок перевода осужденного в безопасное место.

Отдельные группы норм ПВР ИУ раскрывают особенности размещения и условия содержания осужденных в лечебно-профилактических и в лечебных исправительных учреждениях; содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания; условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах.

Кроме того, ПВР ИУ устанавливают примерный распорядок дня осужденных, перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, а также перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных.

§3. Способы обеспечения режима в ИУ

Ранее уже упоминалось, что установленный порядок исполнения и отбывания лишения свободы направлен на достижение социально значимых целей. Однако наивно полагать, что одно только установление определенного порядка способно достичь каких бы то ни было целей. Для этого необходимо еще и обеспечить его исполнение. В литературе отмечается, что «среди осужденных нередко появляются лица, не желающие подчиняться установленному… порядку»2. В этом высказывании мы видим еще одно проявление наивности. Это утверждение может быть справедливо в отношении законопослушных граждан, среди них нередко могут появляться лица, не желающие подчиняться установленному в государстве порядку, для чего и существуют правоохранительные органы, меры взыскания и т.д. Применительно к режиму в исправительных учреждениях дело не только и даже не столько в том, что осужденные – это лица с искаженными социальными ценностями и мировоззрением, для которых нарушение даже самых суровых запретов, установленных Уголовным кодексом, не просто допустимо, но является уже свершившимся фактом. Скорее, сложность в обеспечении режима в исправительных учреждениях объясняется тем, что наказание – мера государственного принуждения, которое по определению применяется без учета, а чаще – вопреки воле принуждаемого. В установленном порядке, как уже отмечалось, реализуется, в том числе, кара, то есть причинение страданий. Именно поэтому наивно полагать, что среди осужденных появятся лица, желающие испытывать страдания, находиться в изоляции, носить одежду установленного образца, передвигаться строем, подвергаться обыску и т.п.

Изложенное выше свидетельствует о высокой ответственности, с которой администрации исправительного учреждения следует подходить к обеспечению режима.

Режим в исправительных учреждениях обеспечивается целой группой правовых и организационных мер. Ряд из них применяется для исключения или, по крайней мере, затруднения возможности совершения правонарушения. Другие направлены на пресечение уже начавшегося нарушения. К способам обеспечения режима можно отнести следующие.

Разъяснительная работа. Прежде, чем требовать от осужденного соблюдения установленного порядка, его нужно с ним ознакомить. Осужденные информируются о порядке отбывания наказания, об ответственности за его нарушение сразу по прибытии в учреждение. В последующем такая информация предоставляется периодически различными способами;

Надзор за осужденными и их охрана. Надзор в исправительном учреждении – это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Порядок осуществления надзора за осужденными регламентируется в соответствующей инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 07.03.2000 г. № 83;

Охрана в исправительном учреждении осуществляется для обеспечения безопасности объектов исправительного учреждения, а также для обеспечения принудительной изоляции осужденных.

Оперативно-розыскная деятельность и оперативно-профилактические мероприятия. В соответствии со ст. 84 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в ИУ регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 12.08.1995 г.;

Использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных. В ст. 83 УИК РФ зафиксировано правило, согласно которому администрация исправительных учреждений обязана уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля под расписку.

Изъятие у осужденных предметов, запрещенных к использованию в ИУ. Правилами внутреннего распорядка установлен перечень запрещенных предметов, само обладание которыми уже является правонарушением. Кроме того, большинство из предметов, указанных в данном перечне запрещены в силу того, что они могут быть использованы в преступных целях. Поэтому их изъятия является одновременно и пресечением начавшегося нарушения, и предупреждением совершения нового. Изъятые предметы передаются на хранение либо уничтожаются.

Досрочное прекращение краткосрочного свидания, телефонного разговора. Краткосрочное свидание и телефонный разговор осуществляется под контролем сотрудника администрации. Такой контроль направлен на недопущение передачи запрещенных предметов или информации, которая может воспрепятствовать достижению целей наказания. Поэтому в случае попытки совершения таких нарушений краткосрочное свидание или телефонный разговор прекращаются досрочно.

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. Основания и порядок применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия регламентируются Федеральным законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. (ст.ст. 28–31).

Направление осужденного в безопасное место или перевод в другое учреждение без изменения режима;

Меры поощрения и взыскания. В пенитенциарной педагогике указанные меры называют мерами корректировки личности. Поэтому их грамотное применение должно позитивно воздействовать на осужденного. Кроме того применение и мер поощрения, и мер взыскания способно также повлиять на поведение других осужденных.

Введение режима особых условий в ИУ. Право учреждений, исполняющих наказания, в установленном законодательством РФ порядке вводить режим особых условий, закреплено в ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. Основания и порядок введения режима особых условий установлены ст. 85 УИК РФ.

Основания введения режима особых условий являются: 1) стихийное бедствие; 2) введение в районе дислокации исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения; 3) массовые беспорядки; 4) групповые неповиновения. Таким образом, указанные основания можно условно разделить на внешние (стихийное бедствие, введение в районе дислокации исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения) и внутренние (массовые беспорядки, групповые неповиновения.

Режим особых условий в исправительном учреждении может быть введен по решению Директора Федеральной службы исполнения наказаний либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации. Решение о введении режима особых условий согласовывается с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц указанные выше меры могут быть введены и по решению начальника исправительного учреждения с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного вводить режим особых условий. Последние в течение трех суток принимают решение о введении в учреждении режима особых условий или об отмене введенных мер.

Режим особых условий может быть введен на срок до 30 суток, а в исключительных случаях этот срок может быть продлен указанными должностными лицами дополнительно еще на 30 суток.


Литература

Зубков А.А.: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2012

Иванов В.Д.: Уголовно-исполнительное право России. - Ростов н/Д: Феникс, 2012

Иванов В.Д.: Уголовно-исполнительное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

Угольникова Н.В.: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2012

: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2011

: Уголовно-исполнительный кодекс РФ. - Ростов н/Д: Феникс, 2011

Под ред. В.И. Селиверстова ; Рец.: Ю.М. Ткачевский, Каф. уголовного права Военного ун-та М-ва обороны РФ: Уголовно-исполнительное право России. - М.: Юристъ, 2011

МВД России, Санкт-Петербургский ун-т, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности ; Под общ. ред. В.П. Сальникова ; Рец.: Н.А. Беляев и др.: Уголовно-исполнительное право. - СПб.: Лань : Санкт-Петербургский унив. МВД России, 2010

1 Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела. – СПб, 1914.

2 Уголовно-исполнительное право: учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях