Основы правового положения таможенных органов Российской Федерации

Контрольная работа

Основы правового положения таможенных органов Российской Федерации


Содержание

1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

2. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти

3. Территориальные органы Федеральной таможенной службы

4. Нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы

5. Административно-правовые основы

организации государственной службы в таможенных органах

Литература


1. Система и структура федеральных органов

исполнительной власти в Российской Федерации

В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности является прерогативой федерального центра. Данная система носит иерархический характер и включает в себя два уровня. Вышестоящий уровень системы федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации. Оно является высшим исполнительным органом государственной власти России. На нижестоящем уровне данной системы находятся федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Они так названы по той причине, что для каждого из таких органов при их создании устанавливается определенная сфера деятельности, на которую распространяется их юрисдикция. В отличие от них Правительство Российской Федерации является органом общей компетенции, потому что его полномочия не ограничены какой-то одной сферой деятельности.

Федеральные органы специальной компетенции могут создаваться в трех организационно-правовых формах: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства – наиболее важная из числа названных организационно-правовых форм. Их основной функцией является нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, все федеральные министры назначаются (освобождаются) Президентом Российской Федерации и являются по должности членами Правительства Российской Федерации, кроме того, в ведении федеральных министерств могут находиться иные федеральные органы исполнительной власти.

В основу построения системы федеральных органов исполнительной власти положен принцип функциональной дифференциации. В соответствии с ним выбор организационно-правовой формы, используемой при создании или реорганизации федерального органа исполнительной власти, поставлен в зависимость от тех основных функций, для выполнения которых этот орган создается. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в число основных вошли:

а) функции по принятию нормативных правовых актов,

б) функции по контролю и надзору,

в) функции по управлению государственным имуществом,

г) функции по оказанию государственных услуг.

При этом в форме федеральных министерств должны создаваться федеральные органы исполнительной власти, нацеленные на реализацию нормотворческих функций, федеральных служб – контрольно-надзорных функций, федеральных агентств – функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Принцип функциональной дифференциации носит характер общего правила. В порядке исключения в отношении отдельно взятых федеральных органов исполнительной власти глава государства или Правительство Российской Федерации могут отказаться от жесткой функциональной специализации. Это выглядит как наделение того или иного федерального органа исполнительной власти наряду с основным для него видом деятельности полномочиями по выполнению функций, соответствующих другим организационно-правовым формам. Например, Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) наряду с основным для нее видом деятельности – контролем и надзором – дополнительно занимается нормотворчеством и оказанием государственных услуг в области таможенного дела. Иными словами, ФТС России помимо функций, органичных для собственной организационно-правовой формы, осуществляет деятельность изначально зарезервированную за федеральными министерствами и федеральными агентствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации обязан не позднее недельного срока после назначения представить главе государства свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 января 1999 г. № 2-П, Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Современная структура таких органов утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Она представлена в виде списка федеральных министерств и ведомств, распределенных в зависимости от их подчиненности и организационно-правовой формы на три группы.

В первую вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации напрямую подчиняется главе государства, а Федеральная миграционная служба находится в ведении МВД России. В этом же списке представлены федеральные службы, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент Российской Федерации: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Вторую группу образуют федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Например, Министерство финансов Российской Федерации, в ведении которого находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.

В третью группу входят федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В отличие от предыдущих, эта группа не включает в себя федеральные министерства, соответственно, все вошедшие в нее федеральные органы исполнительной власти напрямую подчиняются Правительству Российской Федерации. Здесь представлены Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и другие.

2. Федеральная таможенная служба в системе

федеральных органов исполнительной власти

Согласно п. 1 ст. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Элементами данной системы выступают:

  1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  2. региональные таможенные управления (далее – РТУ);
  3. таможни;
  4. таможенные посты.

Таможенные органы, приведенные в этом списке, неравнозначны. Они располагаются в порядке убывания их значимости и территориального масштаба деятельности. Первый из них стоит особняком, так как только он может быть назван центральным федеральным органом исполнительной власти. Остальные являются его территориальными органами. Законодатель не предрешает вопрос об организационно-правовой форме федерального таможенного ведомства. На современном этапе оно существует в форме федеральной службы.

Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459. В соответствии с ним Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство Российской Федерации. Она осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через нижестоящие таможенные органы и свои представительства за рубежом.

Возглавляет Федеральную таможенную службу руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФТС России полномочий. Полномочия, составляющие компетенцию Федеральной таможенной службы можно разделить на три группы:

  1. полномочия по принятию нормативных правовых актов;
  2. контрольно-надзорные полномочия;
  3. иные полномочия в области таможенного дела.

Реализуя нормотворческие полномочия, ФТС России утверждает:

  • порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела,
  • порядок контроля таможенной стоимости товаров (совместно с Минфином России),
  • форму и порядок принятия предварительных решений о классификации товаров, а также о стране происхождения товара,
  • порядок и технологию производства таможенного оформления,
  • форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций,
  • принимает нормативные правовые акты по другим вопросам, входящим в ее компетенцию.

В ходе контрольно-надзорной деятельности Федеральная таможенная служба осуществляет:

  • взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату,
  • таможенное оформление и таможенный контроль,
  • контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу,
  • производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел,
  • дознание и производство неотложных следственных действий,
  • оперативно-розыскную деятельность,
  • другие полномочия по контролю и надзору в области таможенного дела.

Полномочия ФТС России, входящие в третью группу:

  • ведет таможенную статистику внешней торговли,
  • информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности,
  • рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц,
  • решает другие вопросы, находящиеся в пределах ее компетенции.

Таким образом, Федеральная таможенная служба относится к третьей (с точки зрения их официальной структуры) разновидности федеральных органов исполнительной власти, названной в Приложении к Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 2008 г.: «Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации». Кроме того, она возглавляет собственную систему на правах центрального федерального органа исполнительной власти и, выступая в данном качестве, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, определять регион деятельности таможенных органов, утверждать общие или индивидуальные положения о РТУ, таможнях и таможенных постах, осуществлять контроль за деятельностью таможенных органов и своих представительств за рубежом.

3. Территориальные органы Федеральной

таможенной службы

Территориальными органами ФТС России являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Как уже было сказано, Федеральная таможенная служба, помимо всего прочего, в порядке реализации предоставленных ей нормотворческих полномочий вправе утверждать общие положения о своих территориальных органах. На сегодняшний день действуют:

  • Общее положение о региональном таможенном управлении (утверждено приказом ФТС России от 12 января 2005 г. № 7),
  • Общее положение о таможне (утверждено тем же приказом),
  • Общее положение о таможенном посте (утверждено приказом ФТС России от 13 августа 2007 г. № 965).

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, определенной соответствующим Общим положением. РТУ создаются, реорганизуются и ликвидируются Федеральной таможенной службой. Регион деятельности и место нахождения регионального таможенного управления определяется ФТС России. РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен (за исключением тех из них, которые непосредственно подчинены Федеральной таможенной службе) и таможенных постов, подчиненных данному РТУ и находящихся в регионе его деятельности. Региональное таможенное управление является по отношению к таким таможням и таможенным постам вышестоящим таможенным органом.

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной таможенной службы. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на региональное таможенное управление полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности РТУ. В компетенцию РТУ входит:

  • принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, об их таможенной стоимости и о стране происхождения, а также о полном или частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке ведомственного контроля и при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц,
  • проведение экспертиз и исследований товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении них,
  • проведение таможенных ревизий, а также проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств,
  • контроль правильного исчисления и взимания таможенных платежей, их учета, а также передача подчиненным таможенным органам и ФТС России информации о перечислении таких платежей в федеральный бюджет,
  • решение других вопросов в области таможенного дела.

Региональное таможенное управление вправе устанавливать подчиненным таможенным органам контрольные показатели деятельности, в том числе взимания таможенных платежей, а также отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля решения должностных лиц РТУ, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, принимать в отношении их неправомерных действий (бездействия) меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной соответствующим Общим положением. Регион деятельности и место нахождения таможни определяется Федеральной таможенной службой. Таможня создается, реорганизуется и ликвидируется ФТС России. Она осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы и непосредственным руководством регионального таможенного управления. Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет РТУ. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России. Возглавляет таможню начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной таможенной службы, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Российской Федерации и соответствующим Общим положением. Таможенный пост создается, переподчиняется, перемещается и ликвидируется Федеральной таможенной службой. Регион деятельности таможенного поста определяется ФТС России и входит в состав региона деятельности таможни. Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы и регионального таможенного управления, а также непосредственным руководством таможни. Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении РТУ. Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможенный пост полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможенного поста.

В ходе осуществления таможенного администрирования таможни и таможенные посты обладают сопоставимыми полномочиями. Они осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов; обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, решают другие вопросы, входящих в их компетенцию. Сверх этого, таможня как вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль соблюдения таможенными постами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур, устанавливает таможенным постам контрольные показатели деятельности (в том числе взимания таможенных платежей), отменяет или изменяет по жалобам лиц, протестам прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля решения таможенных постов и их должностных лиц, а также принимает в отношении их неправомерных действий (бездействия) меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Нормативные правовые акты Федеральной

таможенной службы

Таможенные органы вправе принимать правовые акты. В данном случае правовой акт – это решение, принятое таможенным органом или его должностным лицом, по вопросам, отнесенным к их компетенции, документально оформленное, обязательное для исполнения на соответствующей территории, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. По характеру правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Полномочиями по принятию нормативных правовых актов из всех таможенных органов обладает только Федеральная таможенная служба. Индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности и в пределах своей компетенции могут принимать любые таможенные органы. ФТС России вправе приостанавливать действие и отменять решения нижестоящих таможенных органов в порядке осуществления ведомственного контроля. РТУ и таможни, в свою очередь, осуществляют контроль за законностью правовых актов подчиненных таможенных органов и принимают меры по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В нашем случае правотворческим органом является Федеральная таможенная служба. Основными источниками, регламентирующими вопросы осуществления ведомственного нормотворчества, являются:

  • Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в том числе ФТС России) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Структурные подразделения (например, главные управления (управления) центрального аппарата ФТС России) и территориальные органы центральных федеральных органов исполнительной власти (в данном случае – РТУ, таможни и таможенные посты) не вправе издавать нормативные правовые акты.

Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта Федеральной таможенной службы осуществляет соответствующее главное управление (управление) ФТС России. Проекты таких актов до их подписания подлежат обязательному согласованию с Правовым управлением. Нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы подписываются руководителем ФТС России или лицом, исполняющим его обязанности. Кроме того, в соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя ФТС России в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности Федеральной таможенной службы подписывать приказы ФТС России и иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов.

Государственной регистрации подлежат ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. Такие акты не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения) передаются на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до пятнадцати рабочих дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на десять рабочих дней (а в исключительных случаях – до одного месяца).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». В соответствии с п. 3 ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативные акты Федеральной таможенной службы вступают в юридическую силу одновременно на всей территории страны не ранее чем по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

  • соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются такие акты, вводятся в действие в более короткие сроки;
  • они устанавливают более льготный порядок, чем действующий (такие акты могут вступать в силу в более короткий срок или иметь обратную силу);
  • Таможенным кодексом Российской Федерации установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов ФТС России.

Правительство Российской Федерации вправе отменять или приостанавливать действие нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы. Кроме того, нормативные акты ФТС России могут быть признаны недействующими в порядке административного судопроизводства Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

5. Административно-правовые основы

организации государственной службы в таможенных органах

В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Система государственной службы включает в себя три элемента, каждый из которых является самостоятельным видом государственной службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Первый из числа вышеназванных видов, в свою очередь, подразделяется на два уровня:

  • федеральная государственная гражданская служба,
  • государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.

Военная и правоохранительная служба на уровни не делятся, поскольку являются видами федеральной государственной службы.

В системе ФТС России представлены федеральная государственная гражданская служба и правоохранительная служба.

Базовыми нормативными правовыми актами для них, соответственно, являются:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах».

Федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Правоохранительной службой считается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Федеральным государственным гражданским служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств федерального бюджета. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям и группам, составляют перечни, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574. Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Категории состоят из групп. Всего их пять:

  • высшие должности государственной гражданской службы;
  • главные должности государственной гражданской службы;
  • ведущие должности государственной гражданской службы;
  • старшие должности государственной гражданской службы;
  • младшие должности государственной гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей государственной гражданской службы. Должности категории «специалисты» могут включать в себя высшую, главную, ведущую и старшую группы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Каждой группе должностей соответствует определенный классный чин. Лицам, замещающим должности государственной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации первого, второго или третьего класса. Остальным группам соответствуют следующие классные чины:

  • главной – государственный советник Российской Федерации первого, второго или третьего класса;
  • ведущей – советник государственной гражданской службы Российской Федерации первого, второго или третьего класса;
  • старшей – референт государственной гражданской службы Российской Федерации первого, второго или третьего класса;
  • младшей – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации первого, второго или третьего класса.

Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего после подписания акта о назначении на должность государственной гражданской службы. Назначение на должность осуществляется, как правило, по результатам конкурсного отбора. Кроме того, с ним заключается служебный контракт. Служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу о ее прохождении и замещении должности государственной гражданской службы. К служебному контракту прилагается должностной регламент государственного гражданского служащего. Служебный контракт заключается на неопределенный срок, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет. Один раз в три года государственные гражданские служащие проходят аттестацию. К ним применяются поощрения и дисциплинарные взыскания, которым посвящена глава 12 вышеназванного Федерального закона.

Гражданин, назначенный на должность правоохранительной службы, именуется сотрудником таможенного органа. Поступление на правоохранительную службу является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на правоохранительной службе. Возрастные ограничения, установленные для службы в таможенных органах, зависят от их специального звания. Специальные звания сотрудников таможенных органов подразделяются на четыре группы:

  1. младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
  2. средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
  3. старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
  4. высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Предельный возраст пребывания на правоохранительной службе для сотрудников, имеющих звания младшего состава и среднего начальствующего состава, – 50 лет; старшего начальствующего состава – 55 лет; высшего начальствующего состава – 60 лет. Допускается продление срока в каждом конкретном случае руководителем ФТС России до пяти лет.

Не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года, сотрудники таможенных органов проходят аттестацию. Вопросы применения поощрений и дисциплинарных взысканий к сотрудникам таможенных органов кроме Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ регулируются Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396.


Литература

Основная литература

1. Алехин, А. П. Административное право России. Первая часть : учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – М. : Зерцало, 2009. – 528 с.

2. Бекяшев, К. А. Таможенное право : учебник / К. А. Бекя-шев, Е. Г. Моисеев. – М. : Проспект, 2010. – 368 с.

3. Попов, Л. Л. Административное право : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. – М. : Проспект, 2009. – 752 с.

Дополнительная литература

1. Абсалямов, А. В. Административное судопроизводство в ар-битражном суде. Теоретико-методологические аспекты / А. В. Абсалямов. – М. : Формула права, 2009. – 208 с.

2. Агабалаев, М. И. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов Российской Федерации / М. И. Агабалаев. – М. : Экономика, 2006. – 254 с.

3. Агапов, А. Б. Административная ответственность : учебник А. Б. Агапов. – М. : Эксмо, 2007. – 400 с.

4. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я Хабриевой. – М. : КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. – 352 с.

5. Административные правонарушения : энциклопедический словарь. – М. : Норма, 2003. – 448 с.

Основы правового положения таможенных органов Российской Федерации