ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Контрольная работа

ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ


Содержание

  1. Понятие, особенности и виды таможенных правоотношений
  2. Структура таможенных правоотношений
  3. Субъекты таможенных правоотношений
  4. Высшие органы таможенного союза как субъект таможенных правоотношений
  5. Таможенные органы РФ как субъекты таможенных правоотношений в свете нового таможенного законодательства

Литература


  1. Понятие, особенности и виды таможенных

правоотношений

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.1

К особенностям таможенных правоотношений относят:

1) возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках;

2) индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей;

3) возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением;

4) имеют публичный характер;

5) охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов.2

И.В.Тимошенко подчеркивает, что таможенно-правовые отношения могут возникать:

а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);

б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости – и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России;

в) после (то есть значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним; отношения, связанные с изменением таможенного режима ранее ввезенных В Россию товаров и др.).3

Виды таможенных правоотношений в юридической литературе выделяют по различным критериям. Например, И.В.Тимошенко классифицирует их на:

- материальные и процессуальные;

- первичные и вторичные;

- возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- порождаемые правомерными и неправомерными фактами;

- иные виды.4

  1. Структура таможенных правоотношений

Структуру (состав) таможенного правоотношения составляют следующие элементы:

- субъекты таможенных правоотношений;

- объекты таможенных правоотношений;

- содержание таможенных правоотношений.

Субъектами таможенных правоотношений признаются таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, государственные служащие этих органов и таможенных организаций, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу.5

О.Ю. Бакаева в свою очередь подчеркивает, что субъектами таможенных правоотношений являются их участники, которых не следует отождествлять с субъектами таможенного права, наделенными государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в области таможенного дела. Первое понятие более узкое, имеющее в виду только реальных участников конкретного правоотношения, второе – применимо к потенциальным участникам правоотношения.6 Автор делит субъектов таможенных правоотношений на две группы:

1) субъекты, наделенные властными полномочиями;

2) субъекты, не наделенные властными полномочиями.

К первой группе субъектов относятся таможенные органы, ко второй юридические и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами.7

Другим элементом структуры таможенных правоотношений является объект этих правоотношений. Касаемо понимания объекта таможенного правоотношения среди ученых не наблюдается единого мнения. Так, одни считают, что объект таможенных правоотношений – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения.8 Другие считают, что объектом этих правоотношений являются действия, поведение лиц в таможенной сфере, которое способно удовлетворять потребности участников как непосредственно (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.), так и путем воздействия на материальные блага.9

И.В.Тимошенко говорит считает, что объектом таможенных правоотношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь, по его мнению, следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.10

Непосредственным объектом таможенных правоотношений, поясняет И.В.Тимошенко, являются поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению находящихся под таможенным контролем товаров и др.).11

Содержанием таможенного правоотношения признаются права и обязанности субъектов (участников) таможенных правоотношений. Выделяют юридическую и материальную сторону содержания таможенных правоотношений. Юридическое содержание – это права и обязанности субъектов таможенного правоотношения. Материальное содержание – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т.е. их активные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения прав и обязанностей.12

  1. Субъекты таможенных правоотношений

Субъекты таможенных правоотношений принято разделять на две большие группы:

1) наделенные властными полномочиями;

2) подконтрольные первым.13

К первой группе относятся таможенные органы. Согласно п.11 ч.1 ст.11 ТК РФ под таможенными органами понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации. Федеральная таможенная служба РФ в настоящее время не входит в состав какого-либо министерства, руководство ею напрямую осуществляет Правительство РФ.

Система таможенных органов закреплена в ст.402 ТК РФ:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Согласно ч.4 ст.402 ТК РФ в систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов. К таковым можно отнести таможенные лаборатории, ведомственные учебные заведения (Российская таможенная академия и ее филиалы). Вторую группу субъектов составляют физические и юридические лица.

Физические лица как субъекты таможенных правоотношений в свою очередь подразделяются на несколько категорий, причем одни ученые считают, что к этой категории относятся лишь граждане России и иностранные граждане.14

Другие помимо указанных категорий физических лиц называют и лиц без гражданства.15 Вторая позиция представляется более верной и соответствующей п.13 ч.1 ст.11 ТК РФ.

Юридические лица (их также называют коллективными субъектами таможенных правоотношений) это соответственно предприятия, учреждения и организации перемещающие через таможенную границу товары или транспортные средства. Учеными подчеркивается, что большинство из коллективных субъектов являются участниками экспортно-импортных операций и подразделяют их на следующие категории:

- непосредственные участники экспортно-импортных операций;

- лица обслуживающие внешнеторговые связи (кредитные организации, предприятия почтовой связи, транспорта);

- дипломатические и консульские представительства иностранных государств, международные межгосударственные и межправительственные организации;

- юридические лица, осуществляющие определенные виды деятельности в области таможенного дела на основании специального свидетельства (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения, таможенных складов).16

  1. Высшие органы таможенного союза как субъект

таможенных правоотношений

С введением в действие Таможенного кодекса таможенного союза17 для России Беларуси и Казахстана появится общий высший наднациональный субъект в сфере таможенных правоотношений.

Высшим органом таможенного союза является Межгосударственный Совет глав государств ЕврАзЭС, за ним (на ступень ниже) стоит Межгосударственный совет глав правительств ЕврАзЭС, затем Комиссия таможенного союза (постоянно действующий орган) и секретариат комиссии таможенного союза (состоит из семи департаментов).

Таким образом, структура управления таможенным союзом выглядит следующим образом:

1) Межгосударственный Совет глав государств ЕврАзЭС;

2) Межгосударственный совет глав правительств ЕврАзЭС;

3) Комиссия таможенного союза (постоянно действующий орган);

4) Секретариат Комиссии таможенного союза (рабочий орган Комиссии):

- Административный департамент;

- Департамент таможенного администрирования;

- Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

- Департамент торговой политики;

- Департамент финансовой политики;

- Правовой департамент;

- Департамент таможенной статистики (Центр).18

Остановимся подробнее на Комиссии таможенного союза, поскольку именно она является единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза. Деятельность Комиссии регламентирована договором «О Комиссии таможенного союза» от 06.10.2007г.19 и Правилами процедуры Комиссии таможенного союза.20 В Комиссию входят по одному представителю от каждой из стран (Сторон договора). Таким образом, Комиссия состоит из трех представителей стран – участниц таможенного союза:

- от Российской Федерации – Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И.Шувалов (в настоящее время председатель комиссии);

- от Республики Беларусь – Заместитель Председателя Правительства Республики Беларусь А.В.Кобяков;

- от Республики Казахстан – Первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан У.Е. Шукеев.21

Нужно отметить, что ст.4 названного Договора «О комиссии таможенного союза» предусмотрена возможность изменения количественного состава Комиссии от каждой из Сторон после завершения формирования таможенного союза.

Согласно ст.1 указанного Договора22 основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза. В ст.2 данного Договора закреплены принципы деятельности Комиссии таможенного союза:

- добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов Сторон;

- обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов Сторон;

- экономическая обоснованность принимаемых решений;

- открытость, гласность и объективность.

Согласно ст.5 Договора и Правилам процедуры23 заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. По просьбе хотя бы одного представителя Сторон могут проводиться внеочередные заседания сторон. Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном высшим органом таможенного союза.

Согласно ст.6 указанного Договора Комиссия таможенного союза осуществляет следующие функции:

- исполняет решения, принятые высшим органом таможенного союза;

- осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию таможенного союза;

- разрабатывает при участии правительств Сторон рекомендации для высшего органа таможенного союза по вопросам формирования и функционирования таможенного союза;

- обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза;

- оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;

- осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон;

- выполняет функции депозитария международных договоров по формированию таможенного союза.

Согласно ст.7 Договора Комиссия в пределах своих полномочий принимает:

- решения (имеют обязательный характер для Сторон);

- рекомендации (не носят обязательного характера).

Принимаемые Комиссией решения, имеющие обязательный характер, вступают в силу не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования (ст.8 Договора). Место пребывания Комиссии таможенного союза – г.Москва.

Секретариат Комиссии, как уже было отмечено выше, является рабочим органом Комиссии. Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение работы Комиссии (ст.11 Договора).

  1. Таможенные органы РФ как субъекты таможенных правоотношений в свете нового таможенного законодательства

Изменение национальной системы таможенных органов в связи с таможенным союзом в ближайшее время не планируется. Так, ст.15 Проекта ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»24 предусмотрена аналогичная ныне существующей система таможенных органов:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

По-прежнему в системе таможенных органов также останутся не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов (п.5 ст.15 указанного Проекта ФЗ РФ).

Обращает на себя внимание такое новшество как указание в ст.15 Проекта ФЗ РФ на представительства ФТС России в зарубежных странах. Так, в п.4 данной статьи закреплено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации. Упоминание в рассматриваемой ст.15 законопроекта представительств ФТС России в иностранных государствах является верным шагом законодателей, поскольку на сегодняшний день согласно официальным данным у ФТС России имеются представительства в 16 странах (Беларусь, Латвия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Киргизия, Германия, Финляндия, Бельгия, Китай, Корея, Индия, Турция, Абхазия, Южная Осетия, Япония).25

В ст.16 указанного законопроекта перечислены принципы деятельности таможенных органов, чего нет в главе 39 ныне действующего ТК РФ. Итак, это следующие принципы:

  1. законности;
  2. обеспечения равенства перед законом, уважения и соблюдения прав граждан и юридических лиц при перемещении товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза и осуществления деятельности в сфере таможенного дела;
  3. единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
  4. гласности.

Увеличится количество функций таможенных органов (ст.17 законопроекта), их будет 15 (ныне же, как известно ст.403 ТК РФ предусматривает 11 функций). Это такие новые функции как:

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также организаций и граждан (п.9 ст.17);

- содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров (п.10 ст.17);

- обеспечение в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу таможенного союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков (п.11 ст.17);

- выполнение иных функций, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п.15 ст.17).

Параграф 2 главы 39 ТК РФ имеющий название «Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов» обязанностей как раз и не предусматривает. Проект ФЗ РФ26 в параграфе 2 главы 3 имеющим аналогичное название в ст.21 предусмотрел обязанности таможенных органов:

  1. содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли Российской Федерации, способствовать ускорению товарооборота;
  2. содействовать развитию экспортного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищать с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей; постоянно совершенствовать систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
  3. разъяснять заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений;
  4. оказывать содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
  5. обеспечивать своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы ;
  6. обеспечивать в установленном порядке государственные органы и иные лица информацией о таможенном деле;
  7. обеспечивать в пределах своей компетенции самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами охрану таможенной границы и таможенных объектов, контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля;
  8. обеспечивать безопасность деятельности таможенных органов, государственную защиту должностных лиц таможенных органов от противоправных посягательств в связи с исполнением должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей;
  9. проводить работу по предупреждению, выявлению и пресечению должностных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов;
  10. исполнять в пределах своей компетенции судебные акты, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
  11. осуществлять в пределах своей компетенции и во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе меры по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;
  12. оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового, валютного и иного законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов;
  13. информировать и консультировать заинтересованных лиц о положениях актов таможенного законодательства таможенного союза, актов таможенного законодательства, а также иных правовых актов в сфере таможенного дела;
  14. нести также иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В ст.22 законопроекта расширены правомочия таможенных органов – 18 пунктов (по сравнению с 15-ти пунктами правомочий, закрепленных в ст.408 ТК РФ). Обратим внимание на эти новые правомочия:

- направлять официальных представителей таможенных органов в иностранные государства на основе соответствующих международных договоренностей, в том числе в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, имеющими международный характер (п.14 ст.22);

- разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15 ст.22);

- обеспечивать экспертные потребности таможенных органов в проведении экспертиз и исследований товаров, транспортных средств международной перевозки и иных объектов, перемещаемых через таможенную границу (п.16 ст.22).


Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 1993г. (с изм. от 30.12.08. №7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»

2. Договор России, Беларуси и Казахстана от 06.10.2007г. «О Комиссии таможенного союза» // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 г. (с изм. от 06.10.07.) // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

4. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 г. // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

5. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 г. // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

6. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. // Право- вой портал «Кадис» - www.kadis.ru

7. Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995 г. // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

8. Соглашение о таможенном союзе от 20.01.1995 г. // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

9. Таможенный кодекс Российской Федерации (с изм. от 09.04.09. №58-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»

10. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г. (с изм. от 15.07.09) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – www.pravo.by

11. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 г. (с изм. от 19.03.10) // Электронная база данных «Законодательство стран СНГ» на сайте СоюзПравоИнформ – www.spinform.ru

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. от 19.05.10. №89-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. от 08.05.10. №83-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»

14. Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (планируется вступление в силу с 01.07.2010г.) // Рабочий вариант с внесенными изменениями на 22.04.2010г. / Официальный сайт ФТС России – www. customs.ru

15. Закон РФ от 15.04.1993г. №4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. от 17.07.2009г. №150-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

16. Закон РФ от 21.05.1993г. №50003-I «О таможенном тарифе» (с изм. от 28.06.2009г. №125-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

17. Федеральный закон РФ от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. от 17.07.2009г. №151-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

18. Федеральный закон РФ от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» (с изм. от 29.03.2010г. №35-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

19. Закон РФ от 21.05.1993г. №50003-I «О таможенном тарифе» (с изм. от 28.06.2009г. №125-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

20. Федеральный закон РФ от 10.12. 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. от 22.07.2008г. №150-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

21. Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможен-ных органах Российской Федерации» (с изм. от 17.12.09. №313-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

22. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. от 02.02.06. №19-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

23. Проект Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Рос-сийской Федерации» // Опубликован на официальном сайте Российской газеты 10.06.2010 г. – www.rg.ru

24. Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» от 15.04.1994г. г. Марракеш (Марокко) // СПС «КонсультантПлюс».

25. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации / Утвержден Указом Президента РФ от 16.11.1998г. №1396 // СПС «КонсультантПлюс».

26. Правила процедуры Комиссии таможенного союза (Приложение к Реше-нию Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009г. №15) // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru.

Основная литература

27. Администратативное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов / Ю. А.Дмитриев, И. А.Полянский, Е. В.Трофимов. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

28. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М. : Норма, 2007.

29. Административное право России : курс лекций / К. С. Бельский и др.; под ред. Н. Ю. Хаманевой. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008.

30. Административное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

31. Бахрах, Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. – 1995. – №3. – С.13-21.

32. Бекяшев, К. А, Моисеев Е. Г. Таможенное право : учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009.

33. Кисловский, Ю. Г. История таможни государства Российского. – М. : Автор, 1995.

34. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Э. Н. Ренова – М. : Норма, 2005.

35. Макарейко, Н. В. Административное право: конспект лекций – М. : Юрайт-Издат, 2008. – С.171.

36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН – 4-е изд. – М. : Азбуковник, 1999.

37. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России – М. : ООО «БалтРус», 2007.

38. Таможенное право : учебник для вузов / отв ред. А. В. Ноздрачев. – М.,1998.

39. Таможенное право : учебник / отв. ред. О. Ю.Бакаева. – М. : Норма, 2008.

40. Таможенное право : курс лекций / О. Ю.Бакаева, Г. В. Матвиенко. – М. : РАП, Эксмо, 2009.

41. Тимошенко, И. В. Таможенное право России : учебник для вузов/ И. В.Тимошенко – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

42. Толковый словарь таможенного права / под ред. проф. А. Н. Козырина – М. : ОАО «Изд. Дом «Городец»», 2006.

43.Шагабутдинов, А. Пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении // Российская юстиция, № 9, 2003 г. / Электронная версия на сайте – www.lawmix.ru

1 Таможенное право : курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009, с.20

2 Там же, с20-21.

3 Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В.Тимошенко – Ростов н/Д: Феникс, 2008, с.65-66.

4 Там же, с.65.

5 Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.35.

6 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2008, с.62.

7 Там же, с.62-63.

8 Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.36.

9 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2008, с.64.

10 Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В.Тимошенко – Ростов н/Д: Феникс, 2008, с.64

11 Там же, с.64.

12 Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.35.

13 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева – М.: Норма, 2008, с.82.

14 Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В.Тимошенко – Ростов н/Д: Феникс, 2008, с.68.

15 Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.57; Таможенное право : курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009, с.30.

16 Таможенное право : курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009, с.32.

17 Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (планируется вступление в силу с 01.07.2010г.) // Рабочий вариант с внесенными изменениями на 22.04.2010г. / Официальный сайт ФТС России – www. customs.ru

18 Структура управления таможенным союзом // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

19 Договор России, Беларуси и Казахстана от 06.10.2007г. «О Комиссии таможенного союза» // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

20 Правила процедуры Комиссии таможенного союза (Приложение к Решению Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009г. №15) // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

21 Состав Комиссии Таможенного союза // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

22 Договор России, Беларуси и Казахстана от 06.10.2007г. «О Комиссии таможенного союза» // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

23 Правила процедуры Комиссии таможенного союза (Приложение к Решению Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009г. №15) // Официальный сайт Комиссии таможенного союза – www.tsouz.ru

24 Проект Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Опубликован на официальном сайте Российской газеты 10.06.2010 г. – www.rg.ru.

25 Зарубежные представительства ФТС России // Информация на официальном сайте ФТС России – www. customs.ru

26 Проект Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Опубликован на официальном сайте Российской газеты 10.06.2010 г. – www.rg.ru.

ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ. СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ