ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Контрольная работа
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Содержание
- Понятие, цели, принципы и объекты таможенного контроля
- Таможенный контроль и управление рисками
- Виды таможенного контроля
- Формы таможенного контроля
- Формы таможенного контроля в свете нового таможенного законодательства
Литература
- Понятие, цели, принципы и виды таможенного контроля
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (подп.19 п.1 ст.11 ТК РФ).
Е.В. Сергеев давая общую характеристику таможенному контролю, подчеркивает, что «… в целом таможенный контроль представляет собой совокупность мер, принятых для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, за осуществление которых таможенные органы несут ответственность. Таможенный контроль может осуществляться только в формах, указанных в ТК».1
Основная цель таможенного контроля определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений (нарушений таможенных правил).2
Выделяют следующие характерные признаки таможенного контроля, отличающие его от других форм государственного контроля:
- осуществляется исключительно таможенными органами;
- проводится только в формах, определенных в ТК;
- нацелен на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.3
Лиц, вступающих в правоотношения по таможенному контролю, в учебной литературе делят на три группы:
- контролирующие субъекты (таможенные органы и их должностные лица);
- контролируемые субъекты (участники внешнеэкономической деятельности и иные лица, перемещаемые товары и транспортные средства; лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела; лица, совершающие от собственного имени юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем);
- лица, содействующие проведению таможенного контроля (специалисты, понятые, эксперты).4
Называют следующие принципы таможенного контроля:
- принцип законности;
- принцип соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- принцип выборочности;
- принцип гуманности;
- принцип оперативности;
- принцип координации деятельности российских и иностранных таможенных органов;
- принцип использования системы управления рисками.5
Некоторые ученые на основании анализа глав 34 и 37 ТК РФ выделяют следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля:
- выбор таможенных действий;
- сроки таможенного контроля;
- помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;
- допустимость проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных документах;
- места проведения таможенного контроля;
- обязанность управомоченных лиц представлять документы таможенным органам;
- недопустимость причинения вреда при проведении таможенного контроля;
- использование технических средств при проведении таможенного контроля;
- меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров.6
Говоря об объектах таможенного контроля Е.В.Сергеевым справедливо отмечено, что в общем виде можно утверждать, о том, что проверке подвергаются ввозимые и вывозимые материальные предметы, однако круг объектов гораздо шире. Так, объектами таможенного контроля выступают:
- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;
- документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;
- деятельность лиц в области таможенного дела (таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и других лиц, перечисленных в ст.18 ТК РФ);
- соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами;
- своевременная и полная уплата таможенных платежей.7
- Таможенный контроль и управление рисками
Рассматривая тему таможенного контроля нельзя не коснуться вопроса системы управления рисками. Е.В.Сергеевым справедливо подчеркнута важность наличия данной системы в сфере осуществления таможенного контроля, что «… позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая уровень эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство подконтрольных субъектов от излишних бюрократических процедур. Эта система призвана минимизировать негативное воздействие таможенного контроля на процесс международной торговли».8
В п.2 ст.358 ТК РФ непосредственно сказано, что при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Далее в указанной норме закреплено, что система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Следует отметить, что Таможенным кодексом таможенного союза9 управлению рисками уделено больше внимания, нежели в ТК РФ. Так, в ТК ТС этим вопросам посвящена целая глава 18 «Система управления рисками». В ст.127 ТК ТС даны определения терминам, используемым в указанной главе 18. Итак, это следующие определения:
1) анализ риска систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
2) выявленный риск факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
3) индикаторы риска определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
4) потенциальный риск риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
5) профиль риска совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
6) область риска отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
7) оценка риска систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;
8) риск степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;
9) товары прикрытия товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
10) товары риска товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
11) управление риском систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
12) уровень риска определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.
В п.2 ст.128 ТК ТС установлены цели применения системы управления рисками:
1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;
- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
Согласно ст.129 ТК ТС к объектам анализа риска отнесены:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем, либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
- Виды таможенного контроля
Рассматривая виды таможенного контроля, нужно сказать, что их определяют по различным критериям. Так, например, Е.В.Сергеев выделяет следующие виды таможенного контроля:
1. В зависимости от способа перемещения товаров через таможенную границу, существует таможенный контроль:
- на водном транспорте;
- на воздушном транспорте;
- на железнодорожном транспорте;
- на автомобильном транспорте.
2. По виду контролируемых субъектов, таможенный контроль осуществляется:
- в отношении физических лиц;
- в отношении юридических лиц.
3. По объектам таможенный контроль производится в отношении:
- товаров;
- транспортных средств;
- валюты и валютных ценностей.
4. По степени охвата:
- выборочный;
- сплошной.
5. По способу проведения, таможенный контроль может быть:
- документальный (проверка документов и сведений);
- фактический (таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков);
- вербальный (устный опрос; получение пояснений);
6. В зависимости от времени действия, бывает таможенный контроль:
- предварительный (предшествует совершению определенной деятельности);
- текущий (производится в процессе таможенного оформления);
- последующий (осуществляется после выпуска товаров: таможенная ревизия; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков).
7. По числу субъектов, участвующих в ходе осуществления таможенного контроля:
- односторонний контроль (осуществляется таможенными органами одного государства);
- двусторонний контроль (осуществляется таможенными органами различных государств по отдельности);
- совместный или одновременный контроль (осуществляется таможенными органами различных государств совместно).10
И.В.Тимошенко помимо вышеуказанных видов выделяет также:
в зависимости от направления движения товаров, таможенный контроль;
- ввозимых товаров;
- вывозимых товаров;
- транзитных товаров.
в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контролю:
- однократный;
- многократный (или повторный).11
4. Формы таможенного контроля
Формами таможенного контроля согласно ст.366 ТК РФ являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
Остановимся на каждой из форм таможенного контроля. Итак, проверка документов и сведений как форма таможенного контроля заключается в том, что таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с ТК РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления (ст.367 ТК РФ).
Устный опрос заключается в том, что при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст.368 ТК РФ).
Получение пояснений это получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в ст.16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме (ст.369 ТК РФ).
Таможенное наблюдение это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций (ст.370 ТК РФ).
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров (ст.371 ТК РФ).
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств это проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары (ст.372 ТК РФ).
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ (ст.373 ТК РФ).
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков это осуществление таможенными органами проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст.374 ТК РФ).
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки (ст.375 ТК РФ).
Таможенная ревизия это проверка таможенными органами факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в ст.376 ТК РФ.
- Формы таможенного контроля в свете нового
таможенного законодательства
В Таможенном кодексе таможенного союза12 предусмотрено двенадцать форм таможенного контроля в отличие от ТК РФ, в котором, как рассмотрено выше десять форм. В ст.110 ТК ТС предусмотрены следующие формы:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
Не останавливаясь на незначительных изменениях в названиях и содержании форм таможенного контроля ТК ТС в сравнении с формами ТК РФ, отметим, что в арсенале таможенных органов появятся две новые для российских таможенников формы контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем и проверка системы учета товаров и отчетности. Первая форма заимствована из ТК Республики Беларусь13, вторая из ТК Республики Казахстан.14
Согласно ст.120 ТК ТС содержание учета товаров, находящихся под таможенным контролем как формы таможенного контроля заключается в том, что таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий (п.1 ст.120 ТК ТС). Причем порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств-членов таможенного союза (п.2 ст.120 ТК ТС). Обращаясь в связи с этим к ст.156 Проекта ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,15 действие которого планируется наряду с ТК ТС (после утраты силы ТК РФ) видим, что «порядок и формы учета таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела».
Касаемо второй новой формы таможенного контроля «проверка системы учета товаров и отчетности», предусмотренной ст.121 ТК ТС, нужно сказать, что она заключается в том, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств-членов таможенного союза (п.2 данной нормы). Согласно п.3 ст.121 ТК ТС проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:
- при применении специальных упрощений в соответствии с ТК ТС;
- в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с ТК ТС или законодательством государств - членов таможенного союза ведение учета таких товаров.
Порядок проведения проверки системы учета товаров определяется законодательством государств - членов таможенного союза (п.4 указанной нормы). Согласно же ст.157 вышеуказанного Проекта ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» порядок проведения проверки системы учета товаров, форма и порядок представления отчетности лицами, указанными в п. 1 ст.121 ТК ТС, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Литература
1. Судебные речи выдающихся русских юристов. В. Д. Спасович. Дело Давида и Николая Чхотуа и других (Тифлисское дело); Равновесие - Москва, 2013. - 125 c.
2. Таможенное право; Юнити-Дана - Москва, 2007. - 392 c.
3. Таможенное право; Юнити-Дана, Закон и порядок - Москва, 2010. - 224 c.
4. Таможенное право; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 160 c.
5. Брюховец, Н.А.; Чахоян, Л.П. Английский язык: менеджмент, маркетинг, таможенное дело; СПб: Профессия - Москва, 2000. - 288 c.
6. Гарднер Э. С. Дело о наивной девушке. Дело о длинноногих манекенщицах (комплект из 2 книг); Отечество - Москва, 1991. - 368 c.
7. Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело; Омега-Л - Москва, 2011. - 208 c.
8. Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2013. - 408 c.
9. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
10. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2008. - 453 c.
11. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2011. - 560 c.
12. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2012. - 560 c.
13. Толкушкин А. В. Таможенное дело. Конспект лекций; Юрайт - Москва, 2011. - 258 c.
14. Халипов С. В. Таможенное право; Юрайт - Москва, 2012. - 460 c.
15. Эрл Стенли Гарднер Дело о соломенной вдовушке. Дело об утопленном утенке; Братство - Москва, 1993. - 368 c.
1 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева М.: Норма, 2008, с.240.
2 Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В.Тимошенко Ростов н/Д: Феникс, 2008, с.369.
3 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева М.: Норма, 2008, с.240.
4 Там же, с.240-241.
5 Там же, с.242-244.
6 Таможенное право: учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др.; Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, с.241-242.
7 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева М.: Норма, 2008, с.248-249.
8 Там же, с.244.
9 Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (планируется вступление в силу с 01.07.2010г.) // Рабочий вариант с внесенными изменениями на 22.04.2010г. / Официальный сайт ФТС России www. customs.ru
10 Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю.Бакаева М.: Норма, 2008, с.246-247.
11 Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В.Тимошенко Ростов н/Д: Феникс, 2008, с.382.
12 Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (планируется вступление в силу с 01.07.2010г.) // Рабочий вариант с внесенными изменениями на 22.04.2010г. / Официальный сайт ФТС России www. customs.ru
13 Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г. (с изм. от 15.07.09) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь www.pravo.by
14 Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 г. (с изм. от 19.03.10) // Электронная база данных «Законодательство стран СНГ» на сайте СоюзПравоИнформ www.spinform.ru
15 Проект Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Опубликован на официальном сайте Российской газеты 09.03.2010 г. www.rg.ru.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ