Особенности объекта и субъекта должностных преступлений
Реферат
Особенности объекта и субъекта должностных преступлений
Содержание
- Общая характеристика и система преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Понятие должностного лица в законе и судебной практике
- Литература
1. Общая характеристика и система преступлений против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ является комплекс общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти в Российской Федерации. Власть в обществе обычно понимается как способность одного субъекта оказывать определяющее воздействие на поведение других субъектов. Государственная власть особый социально-политический феномен, характеризующийся наличием следующих признаков: субъектом (носителем) государственной власти в соответствии с Конституцией выступает многонациональный народ РФ; только государственная власть обладает монополией на правотворческую деятельность; государственная власть является легитимной и юридически не ограниченной; государственная власть обладает свойством суверенитета. Основное назначение государственной власти осуществление функции управления общественными процессами в целях достижения баланса интересов различных социальных общностей.
Институциональную основу государственной власти составляет система специальных органов аппарат государства. На основе принципа разделения властей органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные и судебные; а по юрисдикции федеральные органы и государственные органы субъектов Федерации. Муниципальные органы организационно выведены за пределы системы органов государства, однако их уголовно-правовая охрана также обеспечивается нормами раздела X Уголовного кодекса. Государство не ограничивает свою деятельность социальным регулированием и социальным контролем. Оно берет на себя также функцию производства и предоставления социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д., осуществляемую опосредованно путем создания и финансирования соответствующих профильных учреждений. В области уголовно-правовой защиты эта сфера государственной деятельности приравнена к государственно-властной деятельности: интересы службы в государственных и муниципальных учреждения подлежат охране наравне с интересами службы в государственных органах и органах местного самоуправления, хотя их деятельность по своей природе не носит государственно-властного характера. При этом деятельность лиц, персонифицирующих данные структуры, должна осуществляться исключительно в интересах государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в качестве которых можно назвать четкое и своевременное выполнение задач, стоящих перед государственными и муниципальными органами и учреждениями. Указанная деятельность, осуществляемая данными лицами на профессиональной основе, собственно, и является службой.
Государственной службой в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» признается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации. В соответствии со ст. 2 того же закона система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба (федеральная и субъектов Федерации); военная служба, правоохранительная служба.
Легальное определение государственной гражданской службы содержится в ст. 3 ФЗ РФ от 07.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ (далее граждане) на должностях государственной гражданской службы РФ (далее также должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» военная служба особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны (далее другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В соответствии со ст. 18.1 ФЗ РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривается возможность поступления на военную службу и прохождения ее иностранными гражданами.
Федеральный закон о правоохранительной службе на сегодняшний день отсутствует. Статья 7 ФЗ РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Под муниципальной службой в соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе» понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Таким образом, видовым объектом преступленй главы 30 УК РФ можно считать нормальную деятельность аппарата государственной власти и местного самоуправления как институциональной основы функционирования публичной власти в российском обществе. Нормальной является деятельность, когда должностные лица и аппарат успешно решают стоящие перед ними задачи.
Преступления против интересов государственной и муниципальной службы обладают рядом общих признаков:
1. По объективной стороне эти преступления совершаются посредством власти, т.е. с использованием имеющихся служебных полномочий или положения.
2. Они совершаются преимущественно специальным субъектом должностными лицами или государственными (муниципальными) служащими. Единственным исключением является состав ст. 291 «Дача взятки», субъект которого общий. Именно специфика субъектного состава дает возможность в теории уголовного права называть данную группу преступлений должностными, хотя это наименование и нельзя признать абсолютно корректным, так как не все преступления главы 30 совершаются должностными лицами.
3. Подавляющее большинство составов преступлений, предусмотренных нормами главы 30 УК РФ, совершаются с умышленной формой вины, неосторожная форма вины присуща лишь составу халатности (ст. 293 УК РФ). В ряде случаев (ст. 285 УК РФ) особое значение имеют мотивы совершенных преступлений.
4. Для статьей данной главы характерно использование описательных диспозиций со скрытой бланкетностью, когда признаки незаконности или содержание полномочий следует устанавливать путем толкования норм в контексте законодательства о государственной и муниципальной службе.
Систематизация преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления может быть проведена по двум основаниям:
1. По субъекту
2. По сфере применения.
По особенностям субъекта преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно подразделить на две группы:
1. Преступления, совершаемые специальным субъектом. Эта группа в свою очередь по специфике субъектного состава может быть разделена на три подгруппы:
преступления, совершаемые исключительно должностными лицами (ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 289, 290, 293 УК РФ);
преступления, совершаемые государственными служащими и служащими местного самоуправления, не являющимися должностными лицами (ст. 288 УК РФ);
преступления, совершаемые как должностными лицами, так и государственными служащими и служащими местного самоуправления, не являющимися должностными лицами (ст. 292 УК РФ).
2. Преступления, совершаемые общим субъектом (ст. 291 УК РФ). По сфере действия нормы о должностных преступлениях также можно разделить на две группы:
1) общие составы должностных преступлений, совершаемые в любой сфере государственной службы или местного самоуправления (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 292, 293 УК РФ);
2) специальные составы должностных преступлений, имеющие ограниченную сферу действия. При этом внутри данной группы возможно более дробная классификация:
специальные составы должностных преступлений в главе 30 УК РФ (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);
специальные составы должностных преступлений в иных главах и разделах УК РФ (преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами (ст. 299, 300, 301 и др.), преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами (ст. 169, 170 УК РФ) и т.д.).
2.Понятие должностного лица в законе и судебной практике
Уголовный кодекс РФ содержит понятие должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Следует обратить внимание на то, что данное определение имеет узкоотраслевое содержание. Единое понятие должностного лица в законодательстве РФ на сегодняшний день.отсутствует, хотя сам термин «должностное лицо» применяется и в уголовном и в административном законодательстве1.
На основе анализа содержания примечания 1 к ст. 285 УК РФ можно выделить две категории должностных лиц:
1) представитель власти;
2) лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Определение представителя власти содержится в примечании к ст. 318 УК РФ, в соответствии с которым представителем власти в статьях УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законе порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.2000 г. дает более широкую трактовку данного определения. В соответствии с ним к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законе порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. В этом же пункте содержится примерный перечень лиц, которые признаются представителями власти. К ним, в частности, относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.
В целом можно сказать, что представитель власти как должностное лицо особого рода персонифицирует государство в его отношениях с гражданами и организациями, обладая полномочиями государственно-властного характера.
Вторая категория должностных лиц лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Такого рода функции выполняют руководители государственных органов, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений и их структурных подразделений (например, начальник отдела городской администрации, декан факультета государственного образовательного учреждения и т.д.).
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (главный бухгалтер министерства).
Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия должностного лица второго типа направлены на обеспечение нормального функционирования публичных структур (государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений) и имеют внутриорганизационный характер, не распространяясь на лиц и организации, не находящиеся в служебной зависимости от данной категории должностных лиц.
Необходимо иметь в виду, что некоторые должностные лица совмещают в своей деятельности распорядительные полномочия представителя власти и организационно-распорядительные (административно-хозяйственные) полномочия внутреннего управленца. Однако для признания субъекта должностным лицом достаточно наличия у лица правомочий, относящихся хотя бы к одной из этих функций. Наличие у должностного лица указанных полномочий позволяет выделить его из общей массы государственных и муниципальных служащих, а также работников государственных (муниципальных) учреждений.
Данные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. Их постоянное выполнение означает, что лицо осуществляет указанные полномочия в течение длительного (формально неопределенного или определенного) периода времени.
Временное выполнение полномочий должностного лица понимается обычно как осуществление их в пределах определенного (как правило, кратковременного) срока или без установления срока при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Временный характер выполнения указанных функций имеет место в случае замены отсутствующего должностного лица ввиду отпуска, болезни, назначения исполняющим обязанности на вакантное место, но без утверждения на постоянную работу и т.д. Основанием временного выполнения функций может быть приказ (распоряжения) руководителя или иного уполномоченного лица (органа) о временном выполнении обязанностей.
Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.) (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
В качестве квалифицирующих признаков в ряде статей главы 30 УК РФ названо совершение преступлений лицами, занимающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, и главами органов местного самоуправления.
В примечании 2 к ст. 285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности РФ, предложено понимать лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К таковым, в частности, относятся Президент РФ, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного и Высшего арбитражного суда РФ и т.д.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, лиц, занимающих должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов глава администрации субъекта Федерации, члены законодательных органов субъектов Федерации и т.п. (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).
Литература
1. - Отв. ред. Серегина Е.В. Уголовное право. В 2 томах. Том 2. Особенная часть; Наука - Москва, 2013. - 960 c.
2. Краткий курс по уголовно-процессуальному праву; Гостехиздат - , 2013. - 176 c.
3. Российское уголовное право. Особенная часть; Питер - Москва, 2013. - 720 c.
4. Сборник задач по уголовному праву. Общая часть; Щит-М - Москва, 2013. - 184 c.
5. Судебный контроль в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2013. - 848 c.
6. Уголовно-исполнительное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2013. - 280 c.
7. Уголовно-процессуальное право; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2013. - 160 c.
8. Уголовное право России. Общая часть; Юстицинформ - Москва, 2013. - 496 c.
9. Уголовный процесс; Спарк - Москва, 2013. - 576 c.
10. Башкатов Л. Н., Ветрова Г. Н., Донценко А. Д., Зажицкий В. И., Шестаков В. И. Уголовный процесс; Наука - , 2013. - 342 c.
11. Белоносов В. О., Чернышева И. В. Российский уголовный процесс; Дашков и Ко, БизнесВолга - Москва, 2013. - 480 c.
12. Боровиков В. Б., Смердов А. А. Уголовное право. Общая и Особенная части; Юрайт - Москва, 2013. - 672 c.
13. Бриллиантов А. В., Курганов С. И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации; СПб. [и др.] : Питер - , 2013. - 374 c.
14. Дерягин Г. Б. Половые преступления (расследование и судебно-медицинская экспертиза); Щит-М - Москва, 2013. - 304 c.
15. Жалинский А. Э., Энгельгардт А. А. Практикум по уголовному праву; Городец - Москва, 2013. - 496 c.
16. Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 176 c.
17. Иванов В. Д. Уголовное право. Общая часть; Феникс - Москва, 2013. - 625 c.
18. Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л., Мазуренко П. Н., Сундуров Ф. Р. Уголовное право; Академия - Москва, 2013. - 352 c.
19. Лазарева В. А. Доказывание в уголовном процессе; Юрайт - Москва, 2013. - 352 c.
20. Лупу А. А., Оськина И. Ю. Международное уголовное право; Дашков и Ко - Москва, 2013. - 312
1 В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам по своему статусу приравнены также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих и некоммерческих организациях, что дает возможность говорить о внутренних противоречиях в системе российского права (в то время как в уголовном праве преступления против интересов публичной и частной службы дифференцированы, в административном праве РФ мы имеем дело с унифицированной моделью ответственности представителей власти и управленцев в публичном и частном секторе).
Особенности объекта и субъекта должностных преступлений