Общие положения уголовно-исполнительного законодательства

Контрольная работа
Общие положения уголовно-исполнительного
законодательства


Содержание

§1. Уголовно-исполнительная политика и ее место

в политике борьбы с преступностью

§2. Понятие, предмет и методы уголовно-исполнительного

законодательства

§3. Источники уголовно-исполнительного законодательства

§4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

§5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства

§6. Действие уголовно-исполнительного законодательства

в пространстве и во времени

§7. Место уголовно-исполнительного права в системе наук

Литература


§1. Уголовно-исполнительная политика
и ее место в политике борьбы с преступностью

Политика (греч. politika – государственные или общественные дела) государства в самом общем виде определяется как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. В связи с этим государством осуществляется внешняя и внутренняя политика, составной частью которой является и политика в сфере борьбы с преступностью. Политика в сфере борьбы с преступностью осуществляется путем реализации политики в сфере предупреждения и профилактики преступности, уголовной политики и уголовно-исполнительной политики. Следует отметить, что такое разделение единой по стратегии, целям и принципам деятельности на отдельные структурные звенья весьма условно. Отдельные ее направления находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Уголовно-исполнительная политика – направление деятельности государства, государственных органов и общественности в области исполнения уголовных наказаний, обращения с осужденными, их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений, а также определяемые этим направлением цели, задачи, формы и содержание указанной деятельности.

Уголовно-исполнительная политика динамична. Она видоизменяется под воздействием ряда факторов, определяющих ее. К числу таких факторов можно отнести политическое и социально-экономическое состояние общества, показатели преступности, результаты международного сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными, развитие науки. Например, увеличение уровня преступности с неизбежностью приведет к росту числа осужденных, что не может не повлиять на деятельность учреждений, исполняющих наказания. Рост определенных видов преступности может привести к изменению структуры осужденных по социально-демографическим и иным характеристикам, что потребует переориентации деятельности в области исполнения наказания.

Определенное государством направление деятельности в области исполнения уголовных наказаний реализуется в различных формах. К основной из них можно отнести законодательное закрепление и регулирование ее целей, принципов, форм и методов, а также субъектов этой деятельности. Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство является отражением осуществляемой уголовно-исполнительной политики. Изменения в уголовно-исполнительном законодательстве определяются изменениями уголовно-исполнительной политики.

Помимо законодательства уголовно-исполнительная политика реализуется в самой деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

§2. Понятие, предмет и методы уголовно-исполнительного
законодательства

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трех значениях:

1) как отрасль науки;

2) как учебная дисциплина;

3) как отрасль права (законодательства).

Уголовно-исполнительное право как наука – область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу исполнения и отбывания всех уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера (уголовно-исполнительные правоотношения).

Уголовно-исполнительное законодательство – относительно молодая отрасль права. Впервые официально термин «уголовно-исполнительное законодательство» был упомянут в Конституции РФ. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится, в том числе, уголовно-исполнительное законодательство. В момент принятия Конституции РФ отрасли права с таким наименованием не существовало. Более того, не существовало и единой отрасли права, регулирующей исполнение уголовных наказаний. Существует мнение, что уголовно-исполнительное законодательство уходит корнями в исправительно-трудовое право1. С таким мнением трудно согласиться. Исправительно-трудовое право, основанное на Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, регламентировало исполнение лишь наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденного. К таким наказаниям относились лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, ссылка и высылка. ИТК РСФСР регулировал также исполнение условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

Порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденного (штрафа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др.), регламентировалось подзаконными нормативными правовыми актами. Исполнение таких наказаний по понятным причинам не входило в предмет исправительно-трудового права. По этому поводу показательно высказывание известного ученого Н.А. Стручкова: «Если наказание не связывается с исправительным воздействием, то и его назначение и исполнение (ибо оно не требует какого-то особого воздействия), исчерпывающе регулируется нормами уголовного права. Если же оно связано с особым исправительным воздействием, то для регулирования его исполнения недостаточно норм уголовного права. В соответствии с нормами уголовного права оно будет лишь назначено. Исполнение его регулируется специальными нормами. Нормами исправительно-трудового права»2.

В отличие от исправительно-трудового уголовно-исполнительное законодательство объединило в себе нормы, регулирующие процедуру исполнения всех без исключения уголовных наказаний. Потребность в создании новой отрасли права обуславливалась сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, все большее число представителей юридической науки начинало считаться с тем очевидным фактом, что в жизни нашего общества реально существует и требует правового регулирования особая область общественных отношений, складывающихся в процессе исполнения наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, все детали которой не регулируются никакой из общепризнанных отраслей права. Во-вторых, положение, при котором права и свободы осужденных к иным наказаниям, кроме лишения свободы и исправительных работ, ограничивались не на основании федерального закона3, стало противоречить ст. 55 Конституции РФ, принятой в 1993 году.

В совокупности это привело к выделению уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания всех без исключения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием собственного (уникального) предмета правового регулирования, специфических методов правового регулирования и самостоятельной системой норм. Уголовно-исполнительное законодательство обладает всеми этими признаками самостоятельности.

Предмет уголовно-исполнительного законодательства составляет обособленная часть относительно однородных общественных отношений, регулируемая данной отраслью права. Предмет уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Согласно данной норме уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются: общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Характер и содержание предмета регулирования обусловливает выбор методов отрасли уголовно-исполнительного права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются отраслью права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов:

Императивный метод (метод властного приказа) основан на изначальном неравенстве субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, в качестве которых выступают государство в лице специальных учреждений и органов – с одной стороны, и осужденный – с другой стороны. Такое неравенство субъектов определяется сущностью наказания, которое является мерой государственного принуждения. Само содержание принуждения означает, что государство осуществляет определенную деятельность вне зависимости, а иногда и вопреки воле принуждаемого, в данном случае осужденного.

Таким образом, императивный метод является главенствующим в уголовно-исполнительном законодательстве. Однако он не является единственным, так как затрудняет достижение такой цели, как исправление (положительное изменение личности осужденного, стимулирование его правопослушного поведения и подготовка к жизни в обществе в качестве полноправного его члена после отбытия наказания). В связи с этим уголовно-исполнительным законодательством широко используются и другие методы.

Диспозитивный метод – способ воздействия, предоставляющий субъектам правоотношений возможность урегулировать отношения между собой в рамках, определенных законом. Например, осужденному к лишению свободы, прибывшему в исправительное учреждение, предоставляется право по своему усмотрению выбрать в качестве первого длительное или краткосрочное свидание (§14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденный вправе просить о замене длительного свидания на краткосрочное, длительного или краткосрочного свидания – на телефонный разговор, а в воспитательных колониях – длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения – на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии (ч. 3 ст. 89 УИК РФ).

В соответствии со ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными во многом построена на создании максимально благоприятных условий для сохранения и развития положительных качеств и свойств личности индивида. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство использует и поощрительный метод путем закрепления возможности применения к осужденным целого ряда поощрений. Например, к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие поощрения: благодарность, награждение подарком, денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи и другие (ст. 113 УИК РФ).

§3. Источники уголовно-исполнительного законодательства

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют уголовно-исполнительные общественные отношения. Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права. Соответственно, под источниками уголовно-исполнительного законодательства необходимо понимать систему законов и подзаконных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

Среди источников права особое место занимают международные договоры. В части 3 статьи 15 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед отечественным законодательством в случае их разногласия. Подобное положение содержит и Уголовно-исполнительный кодекс, в ст. 3 которого сказано, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Такое приоритетное положение имеют общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых относится защита от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Такие общепризнанные принципы и нормы содержатся, в частности, во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.) и других источниках международного права.

Вместе с тем, наряду с общепризнанными принципами и нормами, учет и исполнение которых обязателен для всех стран-участников договора, в международном пенитенциарном праве существуют и нормы рекомендательного характера. К числу таковых следует, прежде всего, отнести Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.) и др. В соответствии с ч. 4 ст. 3 УИК РФ такие рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

К числу источников уголовно-исполнительного законодательства, безусловно, относится и Конституция РФ. Помимо того, что Конституция является базой для всего законодательства Российской Федерации, она содержит и нормы, прямо регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. Например, права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, должны учитываться и при обращении с осужденными. Кроме того, ч. 3 ст. 32 Конституции РФ имеет непосредственное отношение к осужденным, находящимся в местах лишения свободы, которые лишаются права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Наиболее распространенными источниками уголовно-исполни-тельного законодательства являются федеральные законы. Основным источником уголовно-исполнительного законодательства из числа федеральных законов является Уголовно-исполнительный кодекс.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 г. и подписан Президентом РФ 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (СЗ РФ, 1997, № 2, ст. 198). УИК РФ вступил в силу с 1 июля 1997 г., за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Они водятся в действие отдельными федеральными законами по мере создания условий для исполнения этих наказаний. Тема 4 УИК РФ, регулирующая исполнение наказания в виде обязательных работ уже введена в действие Федеральным законом «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» от 28.12.2004 № 177-ФЗ.

УИК РФ состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 8 разделов, 24 главы и 192 статьи (13 из них утратили силу в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г.).

Общая часть включает в себя один раздел – Основные положения Уголовно-исполнительного законодательства РФ, состоящий из трех глав: Общие положения (9 статей); Правовое положение осужденных (6 статей); Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью (9 статей).

Особенная часть состоит из 7 разделов и 21 главы, которые систематизированы, как правило, в зависимости от регулирования исполнения того или иного наказания.

Раздел II – Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества – подразделяется на шесть глав: Исполнение наказания в виде обязательных работ (6 статей); Исполнение наказания в виде штрафа (2 статьи); Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (6 статей); Исполнение наказания в виде исправительных работ (6 статей); Исполнение наказания в виде ограничения свободы (14 статей); Исполнение дополнительных видов наказаний (1 статья).

Раздел III – Исполнение наказания в виде ареста – состоит из одноименной главы, включающей в себя 5 статей.

Раздел IV – Исполнение наказания в виде лишения свободы – самый объемный, включает в себя семь глав: Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (11 статей); Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения (5 статей); Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (16 статей); Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (6 статей); Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы (11 статей); Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов (12 статей); Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (11 статей).

Раздел V – Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих – состоит из трех глав: Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе (6 статей); Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих (6 статей); Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (17 статей).

Раздел VI – Освобождение от отбывания наказания, помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними – включает в себя две главы: Основания освобождения от отбывания наказания (8 статей); Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними (4 статьи).

Раздел VII – Исполнение наказания в виде смертной казни – состоит из одноименной главы, включающей в себя 3 статьи.

Раздел VIII – Контроль за условно осужденными – состоит из одной главы: Осуществление контроля за поведение условно осужденных (4 статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов. Таким образом, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний (например, об участии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществлении контроля за ними).

Кроме того, 21 июля 1997 г. приняты Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», в которых урегулированы в развитие положений Уголовно-исполнительного кодекса порядок исполнения штрафа. С 21 июля 1993 г. действует Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», закрепляющий правовой статус исправительных учреждений и их сотрудников.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний. Например, в ст. 182, 183 УИК РФ предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль уголовно-исполнительного законодательства в узком смысле слова.

Как уже было сказано, уголовно-исполнительное законодательство в широком смысле составляют и подзаконные нормативные акты. К их числу относятся:

указы Президента РФ («О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России» № 904 от 28 июля 1998 г.; «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г., и др.);

постановления Правительства РФ («О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду» № 727 от 15 октября 2001 г.; «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» № 54 от 6 февраля 2004 г. и др.);

межведомственные нормативные правовые акты регулируют вопросы, выходящие за пределы компетенции одного ведомства (приказ Минздрава РФ №316; Минюста РФ №185; ФСС №180 «Об утверждении «Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность» от 14 июля 2003 г. и др.);

ведомственные нормативные правовые акты (приказ Минюста РФ № 224 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 30 июля 2001 г.; приказ Минюста РФ № 69 «Об утверждения Положения об отряде осужденных исправительного учреждения» от 25 марта 2003 г.; приказ Минобороны РФ № 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» от 29 июля 1997 г. и др.);

В соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы образуют также нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Субъекты Федерации не могут устанавливать порядок исполнения и отбывания наказания, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ эта деятельность находится в ведении Федерации. Однако названным законом субъектам предоставляются широкие полномочия в оказании содействия в деятельности расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания. Примером нормотворчества субъектов в рассматриваемой области может быть Постановление главы администрации Ростовской области «О создании координационного совета по вопросам социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» № 284 от 10.08.2000 г. (в ред. от 02.12.2002 г.).

Приказы, распоряжения конкретных должностных лиц. Так, распорядок дня в исправительном учреждении, обязательный для персонала и осужденных, составляется исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года и утверждается приказом начальника исправительного учреждения.

§4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного законодательства проявляется в том числе и в единстве целей уголовного наказания, закрепленных УК РФ, и уголовно-исполнительного законодательства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ целями уголовного наказания являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Целями же уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Таким образом, цели уголовного наказания и цели уголовно-исполнительного законодательства в целом повторяются за исключением некоторых особенностей. Так, уголовно-исполнительное законодательство не ставит перед собой цель восстановления социальной справедливости. Кроме того, УИК РФ конкретизирует предупредительную цель и разбивает ее на специальную и общую превенцию.

Отсутствие среди целей уголовно-исполнительного законодательства восстановления социальной справедливости разработчики проекта Уголовно-исполнительного кодекса объясняют тем, что социальная справедливость уже восстанавливается в момент вынесения справедливого наказания, поэтому эта цель не ставится при исполнении наказания4. Однако, цель восстановления социальной справедливости предполагает не только назначение справедливого наказания осужденному, но также моральное, а в некоторых случаях и материальное удовлетворение чувства справедливости потерпевшего и общества в целом. Учитывая, что возмещение материального ущерба не всегда достигается при назначении наказания, а также то, что моральное удовлетворение потерпевший и общество в целом получают лишь при реальном исполнении назначенного наказания, целесообразно было бы постановить цель восстановления социальной справедливости и перед уголовно-исполнительным законодательством

Исправление осужденных – одна из целей уголовного наказания, а также целей уголовно-исполнительного законодательства. До принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие исправления разрабатывалось исправительной (пенитенциарной) педагогикой, в силу чего в таком базовом понятии возникали разночтения. С принятием УИК РФ появилось законодательное определение исправления (ч. 1 ст. 9). Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Исправление понимается и как процесс проводимых с осужденным мероприятий, и как конечный результат такого воздействия. В данном случае имеется в виду не только юридическое исправление (воздержание лица, отбывшего наказание, от совершения преступления), но и нравственное, когда лицо, отбывшее наказание, не совершает вновь преступления не из-за боязни наказания, а в силу осознанного соблюдения ценностей человеческого общежития. Такое понимание исправления делает его весьма ответственным и трудоемким процессом, требующим усилий не только юристов, но и опытных психологов и педагогов.

Вместе с определением понятия исправления осужденных законодатель устанавливает и средства его осуществления. Основными средствами исправления являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

Исправление – процесс творческий, и не может быть детально регламентирован нормами права. Поэтому необходимость и целесообразность применения того или иного средства исправления, его формы и методы должны определяться сотрудниками в соответствии с их педагогическим мастерством. Кроме того, не все наказания предполагают применение к осужденным всех основных средств исправления. Например, с осужденными к аресту не осуществляется общеобразовательная и профессиональная подготовка (ч. 2 ст. 69 УИК РФ). Наказания в виде штрафа, лишения воинского, специального звания, классного чина или государственных наград не имеют в своей сущности такого исправительного воздействия на осужденного. Поэтому ч. 3 ст. 9 УИК РФ содержит положение, согласно которому рассмотренные средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и их поведения. В наиболее полном объеме все средства исправления применяются при исполнении лишения свободы. В связи с этим иллюстрация воспитательного воздействия того или иного основного средства исправления будет проводиться применительно к лишению свободы.

Режим определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. В достаточно суровом порядке отбывания наказания за совершение опасных преступлений проявляется кара. Помимо кары за совершенное преступление исправительное значение режима проявляется также в обеспечении соблюдения осужденными правил, направленных на нравственное воспитание осужденных (соблюдать правила личной гигиены, иметь опрятный внешний вид и т.п.). Кроме того, режим создает условия для применения всех остальных средств исправления осужденных5.

Воспитательная работа включает в себя комплекс форм и методов воздействия на осужденного в зависимости от свойств его личности. Основными формами воспитательной работы является нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, направленное на исправление осужденного, на повышение его образовательного и культурного уровня6.

Общественно полезный труд. Привлечение осужденных к общественно полезному труду регламентируется уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. Трудовому процессу присущи функции: воспитательная (осужденные получают навыки социально полезной деятельности), экономическая (на заработанные деньги осужденные к лишению свободы имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости без ограничения, оказывать материальную помощь родственникам, а с разрешения администрации – и другим лицам), социальная (полученные навыки и приобретенная профессия позволят функционировать в обществе в качестве полноправного члена) и оздоровительная (труд – весьма важная составляющая жизнедеятельности человека, без которой он теряет способность к развитию и может деградировать)7.

Получение общего образования рассматривается в качестве основного средства исправления, поскольку позволяет расширить кругозор осужденного. Это является одним из основных условий для критического анализа своего поведения и позволяет применять полученные знания в законопослушной деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство регулирует вопросы, связанные с получением общего образования, в самом общем виде. Оно определяет лишь категории осужденных, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения от работы в связи с подготовкой и сдачей ими экзаменов.

Профессиональная подготовка направлена на обучение осужденного специальности, которая позволила бы ему трудоустроиться после освобождения от отбывания наказания. Наличие специальности является важным условием законопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания8.

Общественное воздействие способствует повышению эффективности проводимых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, мероприятий по возвращению осужденного в общество в качестве полноправного члена. Практика исполнения наказаний, особенно в виде лишения свободы, накопила богатый положительный опыт участия общественности в исправлении осужденных9.

Исправление осужденных – генеральная линия при исполнении всех наказаний (за исключением смертной казни). Для достижения этой цели закон (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) определил и основные средства исправления: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Другая цель уголовно-исполнительного законодательства – предупреждение совершения преступлений осужденными (специальная превенция). В данном случае имеется в виду возможность совершения преступлений осужденным как во время отбывания наказания, так и после освобождения от него. В связи с этим названная цель достигается в два этапа: первоначально путем постановки осужденного в такие условия, которые исключали или затрудняли бы возможность совершения преступления. На этом этапе законодательством предусматривается целый комплекс мероприятий. Наиболее разнообразно он проявляется при исполнении таких суровых наказаний, как лишение свободы и арест (охрана осужденных и надзор за ними, изоляция, возможность проведения обысков и изъятия обнаруженных запрещенных предметов и т.п.). В перспективе частное предупреждение достигается путем исправления осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общая превенция) достигается уголовно-исполнительным законодательством опосредованно через регулирование исполнения наказания в отношении лиц, уже совершивших преступление. Предполагается, что реальное исполнение наказания, неблагоприятные условия, в которые ставится осужденный, через средства массовой информации, письма осужденных, родственников, прибывших на свидание, и т.д. становится известным широкой общественности и способно удержать неустойчивых граждан от совершения преступления эффектом устрашения. Одновременно эффект устрашения формирует нравственные и моральные запреты и стимулирует правопослушное поведение. Следует отметить, что механизм определения эффективности общепредупредительного воздействия наказания практически отсутствует.

В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство определяет и специфические задачи, закрепленные в ч. 2 ст. 1 УИК РФ. К их числу относятся:

1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

2) определение средств исправления осужденных;

3) охрана их прав, свобод и законных интересов;

4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В зависимости от вида наказания данные задачи конкретизируются при организации его исполнения и отбывания.

§5. Принципы уголовно-исполнительного законодательства

Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются основополагающие, руководящие начала, в соответствии с которыми формируется и развивается уголовно-исполнительное законодательство. Принципы уголовно-исполнительного права выражают социально-экономические, нравственные, а также правовые закономерности развития общества и его отношение к преступлению, наказанию и к самому осужденному.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 8 УИК РФ): законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принципы уголовно-исполнительного права можно классифицировать на общеправовые (присущие всем отраслям права) и отраслевые (присущие данной отрасли права). К общеправовым принципам относятся законность, гуманизм, демократизм10. Все иные принципы являются отраслевыми11.

Принцип законности базируется на положениях, закрепленных и Конституции Российской Федерации (ст. 3, 4, 15, 17–19 и др.). Он означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания и их сотрудниками, осужденными и иными лицами, участвующими в уголовно-исполнительных правоотношениях. Принцип законности выражается в обеспечении верховенства закона, регламентирующего исполнение и отбывание наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами.

Указанный принцип нашел свое выражение в ст. 7 УИК РФ, в которой устанавливаются основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. «Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, – говорится в ней, – является приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии». Примером его воплощения служит и ч. 2 ст. 12 УИК РФ, устанавливающая, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Реализация принципа законности воплощается также и в закреплении механизма его обеспечения, который подробнее описан в §4 Главы 3.

Гуманизм в широком смысле означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип гуманизма закреплен в ст. 21 Конституции РФ, в соответствии с которой достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Согласно ч. 2 данной статьи никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Приведенные конституционные положения нашли свое закрепление и детализацию в уголовно-исполнительном законодательстве: ч. 3 ст. 3 УИК РФ (о гарантиях защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными); ч. 2 ст. 12 УИК РФ – «осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению»; ч. 3 ст. 12 УИК РФ – «осужденные не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье, независимо от их согласия». Задачи гуманного отношения к осужденным отражены также в нормах УИК РФ, предоставляющих осужденным право на телефонные разговоры (ст. 92), право на свидания (ст. 89), право на заочное обучение в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ч. 9 ст. 50, ч. 4 ст. 129) и др.

Принцип демократизма реализуется в достаточной гласности и открытости процесса исполнения наказания, в возможности контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и участия в ней органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также граждан. Так, ст. 24 УИК РФ определяет порядок посещения (в том числе и представителями средств массовой информации) учреждений и органов, исполняющих наказания. Статья 23 УИК РФ предоставляет право отдельным общественным объединениям осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Перевод осужденных к лишению свободы из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется комиссией исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ст. 87 УИК РФ).

Принцип равенства осужденных перед законом основывается на конституционном принципе о равенстве граждан перед законом (ст. 19 Конституции). Уголовно-исполнительный кодекс не ставит исполнение наказания в зависимость от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Однако это вовсе не означает, что все осужденные отбывают наказание в одинаковых условиях, так как из педагогических соображений осужденные дифференцируются на отдельные группы.

Принцип дифференциации исполнения наказаний предполагает особое исполнение наказания в отношении разных категорий осужденных, выделяемых по различным признакам (тяжесть совершенного преступления, пол, возраст, поведение во время отбывания наказания и т.п.). В основном такая дифференциация осужденных производится из педагогических или гуманных соображений. Наиболее рельефно принцип дифференциации проявляется при организации исполнения лишения свободы, при котором осужденные классифицируются не только по различным видам исправительных учреждений, но и в одном учреждении содержатся на различных условиях12. Кроме того, в отношении беременных женщин и женщин с детьми, осужденных престарелого возраста и инвалидов предусматривается больше льгот по сравнению с другими категориями осужденных.

Вместе с тем при исполнении наказания для эффективного достижения целей наказания необходимо учитывать не только групповые признаки осужденного, но и особенности личности каждого осужденного (психические аномалии, увлечения, особенности характера и т.п.). В этом проявляется принцип индивидуализации исполнения наказаний.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения означает экономию репрессий, выбор мер принуждения и средств исправления при исполнении наказаний с минимальным карательным содержанием. Одновременно данный принцип не позволяет «увлекаться» поощрениями осужденных или каким-либо одним средством исправления при игнорировании других. Применение основных средств исправления в комплексе мер взыскания и поощрения должно быть подчинено исключительно цели исправления осужденных.

Соединение наказания с исправительным воздействием означает комплекс различных средств, применяемых с целью исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ такими основными средствами являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественнополезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

§6. Действие уголовно-исполнительного законодательства
в пространстве и во времени

Эффективное применение норм уголовно-исполнительного законодательства предполагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст. 6 УИК РФ.

Согласно ч. 1 названной статьи уголовно-исполнительное законодательство действует на всей территории Российской Федерации и ни один ее субъект не может издавать федеральный закон, который бы устанавливал порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Это отвечает п. «о» ст. 71 Конституции, в соответствии с которым уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации. Субъект РФ может принять нормативный акт, регулирующий отдельные стороны исполнения определенных видов наказаний, однако он не должен противоречить Уголовно-исполнительному кодексу.

Часть 2 статьи 6 определяет правила действия уголовно-исполнительного законодательства во времени. Предусмотренный этими нормами порядок исполнения наказаний, применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобожденным осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. В этом проявляется особенность уголовно-исполнительного законодательства по сравнению с уголовным, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим на момент совершения преступления (ч. 1 ст. 9 УК РФ). Таким образом, вновь принятое законодательство распространяется также на лиц, осужденных до вступления в силу УИК РФ, т.е. имеет обратную силу. Вместе с тем в Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54). Данное положение учтено и Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ», где установлено, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, т.е. после 1 июля 1997 года (ст. 7).

В соответствии с упомянутым законом Уголовно-исполнительный кодекс вступил в силу с 1 июля 1997 года, за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста (ст. 1, 5). Названные положения требуют для вступления их в силу создания условий для исполнения этих наказаний.

Согласно ст. 2 и 3 указанного Федерального закона утратили силу с 1 июля 1997 г.: Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970 г.), Положение о наблюдательных комиссиях (1965 г.), Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (1984 г.), Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969 г.); Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР (1983 г.) и другие законы, не отвечающие положениям УИК РФ.

§7. Место уголовно-исполнительного права в системе наук

Уголовно-исполнительное право имеет тесные связи с философией, общей теорией права, с отраслями права – конституционным, гражданским, трудовым, уголовным, международным правом и др.

Связь уголовно-исполнительного права с философией проявляется в использовании философских категорий. Она является методологической основой уголовно-исполнительного права.

Общая теория права, служа теоретической основой уголовно-исполнительного права, в свою очередь сама опирается на положения отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного. Уголовно-исполнительное право, используя общую структуру нормы права, имеет некоторую специфику. Так, при отсутствии в самой норме права гипотезы, для всех норм уголовно-исполнительного законодательства установлена единая гипотеза (вступление приговора в законную силу).

Несмотря на то, что осужденные ограничиваются в определенных правах и свободах, они, тем не менее, остаются гражданами Российской Федерации и на них распространяется правовой статус граждан, закрепленный Конституцией РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ определяет стратегию уголовно-исполнительной политики. Таким образом, конституционное право имеет важное значение для формирования уголовно-исполнительного законодательства.

Обладая правовым статусом гражданина РФ, осужденные не ограничиваются в возможности вступления в гражданско-правовые отношения (за исключением случаев, предусмотренных законом). Одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд. Условия и оплата труда осужденных определяются нормами трудового законодательства РФ. Изложенное выше определяет тесную взаимосвязь гражданско-правовых наук с уголовно-исполнительным правом.

Уголовно-исполнительное право взаимодействует также с отраслями уголовно-правового цикла. Например, криминология, так же как и уголовно-исполнительное право, выполняет предупредительную функцию; использует методы исследования, свойственные правоприменительной практике (методы конкретно-социологического исследования). При изучении пенитенциарного рецидива для выработки мер предупреждения рецидивной преступности, выявления групп отрицательной направленности; лиц, склонных к различным нарушениям режима, применяются криминологические категории.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовным правом. Уголовное право и уголовно-исполнительное соотносятся как материальное право и процессуальное.

Уголовное право содержит общее определение целей наказания: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. В уголовном праве регламентируются основания, пределы, условия и порядок назначения наказаний, виды и содержание наказаний. А в уголовно-исполнительном праве регламентируется процедура возложения на осужденного правоограничений,. определенных для данного наказания уголовным правом.

Международное право также оказывает влияние на формирование, развитие и применение уголовно-исполнительных норм права. В процессе реализации указанных норм учитываются международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний, международные конвенции по правам человека и обращению с осужденными. Международные договоры имеют приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, который признается в ч. 2 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Уголовно-исполнительное право всесторонне взаимодействует и с иными, в том числе и неправовыми, науками (педагогика, психология, социология и др.).


Литература

Конституция Российской Федерации. 1993.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года N 1-ФЗ (ред. от 14.02.2009 N 23-ФЗ).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009).

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 301-ФЗ).

Селиверстов В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М., 2008.

Потемкина А. Т. Осужденные к исправительным работам. М., 2009.

Михлин А. С. Общая характеристика осужденных. М., 2011.

Минязева Т. Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях // «Журнал российского права», № 1, 2005.

Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право. М., 2006.

Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. проф. В. И. Селиверстова. М., 2011.

1 Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. – М., 1997.

2 Стручков Н.А. Исправительно-трудовое право и педагогика // Государство и право. – 1984. – № 5. – С. 71.

3 Правовой статус осужденных к таким наказаниям устанавливался Положением о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденного и другими подзаконными нормативными правовыми актами, некоторые из которых имели гриф ограничительного пользования.

4 Уголовно-исполнительное право Росси: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. А.И. Зубкова. – М. 1997.

5 О понятии и функциях режима см. §1 Главы 6.

6 Более детально организация воспитательной работы с осужденными к лишению свободы описана в §1 Главы 8.

7 Подробнее организация труда осужденных описана в §1 Главы 7.

8 Организация получения осужденными профессионального образования и профессиональной подготовки описаны в §§2,3 Главы 8.

9 Формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, описаны в §3 Главы 3.

10 Авторы одного из учебников по уголовно-исполнительному праву к общеправовым принципам относят также равенство осужденных перед законом (Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002). С таким мнением нельзя согласиться, так как ни одна другая отрасль права не имеет принципа равенства именно осужденных перед законом.

11


Этими же авторами принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказания называются межотраслевыми, присущими, кроме уголовно-исполнительного, еще и уголовному праву (Там же). С такой классификацией нельзя согласиться по тем же соображениям.

12 О дифференциации осужденных к лишению свободы см. § 2 Главы 5.

Общие положения уголовно-исполнительного законодательства