Сочинение на тему Семья и общество в драме Н. Островского «Гроза»


Семья и общество в драме А. Н. Островского "Гроза» Семья - составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная. Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на вершине которой помещается Марфа Игнатьевна Каба­нова, богатая купчиха, с ее патриархальным воспитанием и моралью. Далее располагаются другие члены ее семьи: дочь Варвара, девушка сво­енравная, хитрая, не привыкшая подчиняться даже матери; сын Тихон, в котором всякие проявления живой человеческой души настолько задав­лены постоянным (с рождения) владычеством матери, что противостоять ее тирании он не может; невестка Катерина, женщина кроткая, но тонко чувствующая, эмоциональная. Катерина, на первый взгляд, женщина ничем не примечательная, обык­новенная. "Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь... У меня цветов было много, много.

Потом пойдем с маменькой в церковь... у нас полон дом был странниц и богомолок... А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а стран­ницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют...» - вспоминает Катерина о своем житье-бытье до замуже­ства. Я думаю, почти каждая девушка из купеческой семьи могла расска­зать о своей жизни что-нибудь подобное. Но жизнь после замужества не радует Катерину, поэтому она и живет воспоминаниями о своей приволь­ной жизни с родителями. Власть свекрови в доме мужа безгранична.

Катерина должна полностью подчиняться матери мужа. Кабаниха патри­архально правит в этой семье, заменяя собой владыку-мужа, но искренне желает счастья Тихону и потому пытается по таким же законам выстроить семейную жизнь своего сына, который "из ее воли ни на шаг». Да и жена его, Катерина, почти этому не противится: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...» - говорит она. Хотя далее замечает: "Напрас­лину-то терпеть кому ж приятно!» Патриархальные, домостроевские законы, беспрекословного исполне­ния которых требует Кабаниха, по большей части основаны на уже от­живших, "мертвых» традициях и обычаях, по которым мужчина - созда­ние наивысшее, требующее беспрекословного женского подчинения, и по­тому жена должна мужа бояться, а он - приказывать. Также необходимо, чтобы она не грубила свекрови, "чтоб почитала ее, как родную мать», чтоб сложа ручки не сидела, как барыня, "чтоб в окны глаз не пялила»; "хоро­шая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...

», да в ноги ему кланяется, прощаясь. И Катерина все это терпит, так как и семья, где выросла она, тоже являлась частицей общества, жизнь которого построена на патриархальных законах. (Ведь и замуж была выдана не по любви, а в соответствии с представлениями о замужестве в купеческой среде.) Самым ярким примером такого общества является город Калинов: у него есть свой "центр», "голова», и, естественно, он мужчина. Так как город провинциальный, купеческий, то этим головой является Дикой - самый богатый купец в городе, и потому он никого не боится и над теми, кто победнее, тиранствует, куражится. (Как и Кабаниха в своем семей­стве.) Власть Дикого основана не на уважении, как во всяком цивилизо­ванном обществе, а на деньгах и страхе. Как Кабаниха говорит пренебре­жительно про Катерину "эка птица», так и Дикой отвечает на просьбу Кулигина для "общей пользы» соорудить громоотвод и солнечные часы на бульваре: "Что я тебе равный, что ли! Ишь ты - какое дело нашел важное...

» Так он относится к людям, в какой-то степени зависящим от него, а им "...нечего делать, надо покориться!». И лишь остается меч­тать: "А вот когда будет у меня миллион, тогда поговорю...», потому как "...у кого деньги, тот старается бедного закабалить...». Да и семья самого Дикого строится на тех же принципах: каждый унижен.

Жена Дикого каждое утро со слезами умоляет: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» И Борис, нежеланный племянник, "живет, делает, что прикажут...», а дядя через год разочтет, как ему угод­но будет. Создается впечатление, что у жителей Калинова просто нет потребно­сти в своей воле: они спокойно подчиняются давно установившимся, об­щепринятым нормам и обычаям, их вполне удовлетворяет спокойный, "правильный», замкнутый мирок, и, скорее всего, этому способствует их общее (от Глаши до самого Дикого) невежество, поддерживаемое расска­зами странниц Феклуш о "людях с песьими головами», о "султанах Махнутах» с их неправедным судом.

И, по-моему, Кабаниха (быть может, подсознательно) понимает, что эти повествования и россказни укрепляют ее патриархальную власть, и потому содержит при себе Феклушу. А та "так довольна, так довольна, по горлушко!» Вот почему в этом невежественном замкнутом мирке любая стихия, во-первых, пугает. В патриархальной купеческой семье невозможно встре­тить такое чувство, как любовь; здесь оно действует как стихия, разрушая все порядки и устои, а потому воспринимается как нечто беззаконное, постыдное. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, в порыве чувства броса­ется ему на шею, то получает гневную отповедь свекрови: "Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он муж тебе, глава!

Аль порядку не знаешь...» Подобное отношение к искреннему чувству здесь можно сравнить с реакцией калиновцев на другую стихию, нарушающую их спокойствие, грозу. На этот случай у них тоже образовался определенный обычай: принято считать, что "гроза-то нам в наказание посылается...». Любовь Катерины к Борису ставит ее против всего калиновского об­щества, и потому оно отторгает ее. Это общество не признает тех, кто нарушает его порядки, не следует всем его законам. И, быть может, поэто­му такой человек, как Кулигин, не имеет семьи: он бы не смог следовать всем домостроевским законам ее построения, необходимым для суще­ствования в городе Калинове.

Итак, в драме Островского "Гроза» стихийная любовь главной герои­ни ставит ее против невежественного калиновского общества, живущего по отмирающим домостроевским законам, и, в том числе, против семьи Кабановых. И это общество, и эта семья отторгают Катерину как чуждое явление, нарушающее все законы и порядки, а потому угрожающее этому обществу. Да и сама героиня, являясь порождением этого самого обще­ства, не может простить себе "такого греха» и потому идет на самоубий­ство. Грустен конец этой драмы. "Но в Катерине видим мы протест про­тив кабановских понятий о нравственности, — писал Н. А. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве», - протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной...»