Принципы и методы менеджмента

Реферат

Принципы и методы менеджмента


1 Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – это важнейшие руководящие правила, положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации. Они обусловлены уровнем развития общества, его культурой, национальными особенностями, социально-экономическими условиями, предшествующим опытом хозяйствования. Можно сказать, что принципы управления отражают тот теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Соблюдение принципов обеспечивает качество и результативность управления. Все менеджеры предприятия должны признавать принципы управления и руководствоваться ими. Система принципов менеджмента – это своего рода кредо фирмы, отличающее ее от конкурентов и обеспечивающее эффективное развитие.

Существенный вклад в разработку принципов менеджмента внесли Г. Эмерсон, разработавший 12 принципов производительности, а также А. Файоль, сформулировавший 14 принципов административного управления (см. главу 1).

В настоящее время различают общие и специальные принципы.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и действуют во всех сферах управления и отраслях народного хозяйства. К ним относятся: иерархичность, системность, целевая направленность развития, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальность, единство распорядительности, принцип обратной связи и др.

Специальные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, элементы и взаимосвязи в системе управления. Выделяют следующие группы специальных принципов управления: разделения и кооперации труда; делегирования задач, полномочий и ответственности; проектирования организационных структур управления; выбора методов управления; управления качеством и др.

В последнее время усилились тенденции к повышению роли персонала в управлении и учета человеческого фактора. Менеджмент становится все более нацеленным на человека. Большое внимание уделяется стилю управления, совместным ценностям персонала, вовлечению его в управление предприятием. Повышается значение таких принципов менеджмента, как:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
  • коммуникации, пронизывающие организацию во всех направлениях;
  • атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников;
  • долевое участие каждого работающего в общих результатах;
  • своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  • использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
  • умение слушать всех: покупателей, поставщиков, партнеров, работников фирмы;
  • этика бизнеса;
  • честность и доверие к сотрудникам;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
  • видение перспектив организации (т.е. наличие четких представлений какой она должна быть);
  • высокое качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Принципы менеджмента взаимосвязаны и только в единстве они образуют определенную систему правил, следование которым является предпосылкой успеха в управлении. Указанные принципы носят обобщенный характер и не могут полностью охватить все многообразие управления туристским предприятием. На основе принципов менеджмента осуществляется выбор целей, стратегии, методов, стилей, организационных структур управления. Руководство предприятия должно постоянно следить за проведением в жизнь принципов управления, формируя единство подходов в их применении у менеджеров различных уровней и всего персонала.

2. Понятие и классификация методов менеджмента

Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия методы менеджмента подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, руководителю и т.п. Они призваны обеспечить прямое воздействие на волю исполнителей путем подачи управленческих команд (предписаний, рекомендаций), выполнение которых обязательно.

В основе экономических методов лежит материальная заинтересованность коллективов и отдельных работников в результатах своего труда. Эти методы отличаются косвенным характером управленческого воздействия.

Социально-психологические методы направлены на регулирование социально-психологических процессов в коллективе. В своей совокупности они предназначены для создания и поддержания в организации благоприятного социально-психологического климата. С их помощью воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Особенностью всех групп методов управления является их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность. Согласованная и целенаправленная работа коллектива обеспечивается правильным выбором и применением разных методов управления. В зависимости от специфики предприятия, социально-экономической ситуации их соотношение может быть разным. Однако они не должны противопоставляться и призваны взаимно дополнять друг друга.

3. Административные методы

Административные методы – это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе труда. Через них осуществляется одна из основных функций управления – функция организации работы подчиненных. По роли в процессе управления выделяют методы организационного и распорядительного воздействия.

Методы организационного воздействия включают регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – наиболее жесткая форма административного воздействия менеджера – руководителя. Осуществляется путем разработки и введения в действие обязательных для исполнения организационных положений и документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

а) положений общеорганизационного характера, устанавливающих порядок функционирования предприятий в целом (законы Республики Беларусь «О предприятии», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и др.);

б) положений, устанавливающих внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия (устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.);

в) документов, регламентирующих деятельность отдельных должностных лиц, устанавливающих их обязанности, права и ответственность (квалификационные требования, должностные инструкции и инструкции по отдельным видам деятельности и др.).

Можно сказать, что регламентирование определяет организационную основу управления, стабилизирует процесс менеджмента.

Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентиром, определяют границы деятельности управляемого объекта. В практике управления используются нормы управляемости, времени, численности, обслуживания, нормативы, устанавливающие соотношение между различными технико-экономическими показателями.

Инструктирование заключается в ознакомлении персонала с условиями и правилами работы, объяснении обстановки, задач, предостережении от возможных ошибок и т.д. Инструктирование – это наиболее мягкий способ организационного воздействия. Оно всегда имеет форму методической и информационной помощи.

Методы распорядительного воздействия – это способы текущей организационной работы, включающие подготовку, издание и реализацию директив, постановлений, указов, распоряжений, приказов, указаний, резолюций. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю.

Административные методы определяют четкость и слаженность работы коллектива, оперативность решений, надежность управления. Вместе с тем это методы принуждения. Они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост, поощряют исполнительность, а не инициативу и творчество. Эффективность административных методов во многом определяется восприимчивостью их работниками, спецификой предприятия, соответствием их другим методам управления.

4. Экономические методы

Экономические методы менеджмента представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы коллектива, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые государством (республиканскими и региональными органами управления);
  • методы, используемые предприятиями.

Основными методами первой группы являются: госзаказ, налогообложение, финансирование, кредитование, тарифное и ценовое регулирование, предоставление различных льгот.

Ко второй группе методов, которые могут использовать непосредственно предприятия, относятся: внутрифирменный хозяйственный и коммерческий расчет; экономическое стимулирование работников.

В практике работы турфирм получили распространение следующие формы экономического стимулирования:

  • системы заработной платы;
  • премии (или бонусы) в виде дополнительных надбавок к заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли;
  • предоставление работнику различных льгот и привилегий (в оплате транспортных услуг, детских учреждений, аренды жилья, обучения и повышения квалификации, лечения, отдыха, занятий спортом и др.);
  • возможность получения льготных кредитов;
  • скидки при покупке услуг своей фирмы;
  • предоставление различных страховок и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов, частичного или полного снятия льгот.

5. Социально-психологические методы

Социально-психологические методы действуют как регуляторы социальных, психологических, идеологических и этических отношений в коллективе. Их можно разделить на две группы: социальные методы и психологические методы.

С помощью социальных методов осуществляется воздействие на процессы формирования и развития коллектива, влияние на поведение работников с целью повышения их трудовой активности.

К социальным методам относятся:

изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности и учет их в управлении;

повышение социально-производственной активности (выявление лидеров и мотивирование других работников на достижение их результатов, установление стандартов поведения и производительности);

поддержание социальной преемственности (проведение смотров – конкурсов и соревнований, присвоение званий лучших по профессии, празднование завершения успешных сделок и др.);

моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное);

социальное планирование, предусматривающее решение социальных проблем коллективов. Такие планы могут включать разделы и пункты, предусматривающие улучшение условий труда, быта, отдыха, охраны здоровья, духовного и физического развития, повышение квалификации и др.;

вовлечение работников в управление.

Психологические методы используются в целях регулирования межличностных отношений в коллективе, установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:

гумманизация труда (ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещений, использование специально подобранной музыки, повышение творческого содержания труда и др.);

психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы, самостоятельности, разумного риска);

профессиональный отбор и обучение персонала;

комплектование малых групп, исходя из критерия психологической совместимости работников;

установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

Следует отметить, что правильное использование социально-психологических методов, требует от менеджера знаний социальной психологии, социологии, психологии, опыта и навыков общения с людьми.


Основная литература

1. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.

2. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. –3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2005. – 409 с.

3. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2011. – 447 с.

4. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

5. Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И.Тележников. – Минск: БГЭУ, 2008. – 509 с.

Дополнительная литература

6. Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание, 2002. –250 с.

7.Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

8.Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам /А.А.Брасс. – Минск: «Современная школа», 2006. – 348 с.

9.Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р.Веснин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2005. – 504 с.

10.Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. –3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

11.Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / Н.А. Зайцева. – М.: «Академия», 2003. – 224 с.

12.Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: практикум / Н.И. Кабушкин, В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 137 с.

13.Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб. - практ. пособие / В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2007 – 165 с.

14.Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 672 с.

15.Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

Принципы и методы менеджмента