Принятие управленческих решений

Реферат

Принятие управленческих решений


1. Сущность и классификация управленческих решений

Управленческое решение – это результат выбора альтернативы, команда, подлежащая выполнению, поступающая от руководителя к подчиненным.

Управленческое решение может рассматриваться как организационный и правовой акт, интеллектуальная задача, как одна из центральных составляющих процесса управления, важнейшее связующее звено между управляющей и управляемой системами.

Принятие решения – это выбор определенного варианта действия из нескольких возможных. Оно всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации. Можно сказать, что подготовка решения – это разработка плана действий по разрешению конкретной проблемы.

Решения можно классифицировать по различным признакам (табл. 1).

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Признаки

Виды решений

1

2

Содержание решаемых задач

Социальные, экономические, организационные, технические, технологические и др.

Масштаб решения

Глобальные, локальные

Время действия

Стратегические, тактические, оперативные

Уровень принятия решения

На уровне предприятия, на уровне его подразделений, на уровне отдельных работников

Количество целей

Одноцелевые, многоцелевые

Организация разработки

Индивидуальные, коллегиальные, коллективные

Цикличность

Разовые, повторяющиеся

Степень формализации

Запрограммированные, незапрограммированные

Способ обоснования

Интуитивные, основанные на рассуждении, рациональные

Степень сложности

Простые, сложные, уникальные

Степень определенности информации

Принимаемые в условиях определенности, вероятностной определенности (риска), неопределенности

Способ фиксации

Документированные и недокументированные (устные)

Характер менеджера, принимающего решение

Уравновешенные, импульсивные, инертные, рисковые, осторожные

2. Процесс принятия и реализации управленческих решений

На каждом предприятии, в каждой туристской организации процесс разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются спецификой деятельности организации, ее структурой, организационной культурой, опытом руководителей и управленческого персонала и т.д. Тем не менее существует общая технология процесса принятия и реализации решений, состоящая из 7 этапов.

Первый этап – диагностика проблемы. Обычно он бывает самый трудный. Качество принятого решения во многом зависит от способности выявить и идентифицировать проблему. На этом этапе проводится следующая работа: устанавливаются симптомы затруднений; определяется новизна проблемы и ситуации; выявляются причины и источники возникновения проблемы; устанавливаются возможные взаимосвязи с другими проблемами; определяется степень полноты и достоверности информации о проблеме; устанавливаются возможности разрешимости проблемы. Правильная диагностика проблемы позволяет сформулировать конкретную цель (цели) принятия решения.

Второй этап предусматривает определение ограничений для принятия решения (временных, кадровых, финансовых, экологических, юридических, этических, связанных с отсутствием полной информации, сложностью проблемы, наличием и деятельностью конкурентов и др.). Помимо этого, еще до выработки альтернатив необходимо определить критерии (показатели эффективности), по которым в дальнейшем будут оцениваться альтернативы. Такими критериями могут быть: эффект от реализации решения, степень достижения поставленных целей, минимизация издержек, максимизация прибыли, время процесса исполнения решения и др.

На третьем этапе осуществляется выявление альтернатив (вариантов решения). Руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее приемлемыми. При этом большую роль играют опыт и интуиция руководителя. Однако если он сталкивается с принципиально новой для него проблемой, то количество альтернативных идей ограничивать нецелесообразно. Чем их больше, тем выше шансы принять более эффективное решение.

Четвертый этап выделяется для анализа и оценки выявленных альтернативных вариантов решения по установленным критериям и с учетом определенных ранее ограничений. При оценке решений руководитель с помощью экспертов определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия.

На пятом этапе на основе произведенного анализа проблемы, оценки и сопоставления альтернатив выбирается окончательный вариант решения (альтернатива с наиболее благоприятными последствиями). Если проблема правильно определена и хорошо структурирована, а альтернативные решения тщательно оценены, то принятие решения для опытного руководителя не представляет особой трудности. Однако сложные проблемы требуют привлечения экспертов, определенной интуиции, здравого смысла и смелости менеджера. Одним из методов, помогающих руководителю выбрать единственную альтернативу, является ранжирование.

После выбора одной из альтернатив решение формулируется и документально оформляется. Окончательный вариант решения согласовывается с исполнителями и заинтересованными лицами как внутри предприятия, так и вне его. И, наконец, после всех согласований решение утверждается руководителем предприятия.

На шестом этапе осуществляется реализация решения. Задачей руководителя на этой стадии является организация выполнения решения, включающая составление плана реализации решения и доведение этого плана и самого решения до исполнителей, а также до тех, кого они затрагивают. Менеджер должен распределить права и ответственность, заинтересовать людей в выполнении решения, при необходимости провести разъяснительную работу.

Завершающим этапом реализации решения является контроль. Главная цель этого этапа – своевременное обнаружение или предупреждение ошибок и отклонений в процессе реализации, обеспечение соблюдения ее сроков, выявление причин отклонений, внесение при необходимости изменений (корректив) в план реализации решения или само решение.

3.Методы принятия управленческих решений

Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические).1

Формализованные (математические) методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются в основном при разрешении хорошо структурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта. Данные методы базируются на научном подходе и предполагают выбор оптимальных решений путем сбора и обработки значительных массивов информации. Формализованные методы включают:

  • экономико-математические модели и методы;
  • системный анализ;
  • экспертные оценки и суждения.

В совокупности различные математические методы, объединенные общей задачей обоснования наилучших решений, получили название методов исследования операций. Разделяются на четыре основные группы: аналитические, статистические, математического программирования, теоретико-игровые.

Неформализованные (эвристические) методы используются при разрешении сложных слабоструктурированых и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения. Наиболее широкое распространение получили метод мозгового штурма, метод Дельфы, японская кольцевая система «Кингисё», метод сценариев, метод дерева решений, метод номинальной групповой техники.

4. Требования к управленческим решениям

Для того, чтобы управленческое решение было эффективным и обеспечивало достижение целей туристского предприятия оно должно отвечать определенным требованиям:

  • быть простым, логичным и исполнительным;
    • иметь четкую целевую направленность;
    • быть всесторонне обоснованным;
    • быть своевременным;
    • адресоваться конкретным исполнителям;
    • быть непротиворечивым и согласованным с ранее принятыми и другими принимаемыми решениями;
    • быть правомочным;
    • быть экономичным и эффективным.

На эффективность решения оказывают влияние также многочисленные внутренние и внешние факторы. Среди внутренних факторов можно выделить:

  • согласованность управляющей и управляемой системы;
  • уровень квалификации, знаний и опыта исполнителей;
  • социально-психологический климат и взаимоотношения внутри организации;
  • занимаемую автором решения должность, его авторитет в коллективе;
  • устойчивость системы управления и ее восприимчивость к управленческим решениям;
  • состояние дисциплины;
  • наличие необходимых ресурсов и возможность свободного маневрирования ими.

К внешним факторам, определяющим эффективность решения, относят: законодательную, политическую и социально-экономическую среду; нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности; различные ограничения.

Основная литература

1. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.

2. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. –3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2005. – 409 с.

3. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2011. – 447 с.

4. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

5. Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И.Тележников. – Минск: БГЭУ, 2008. – 509 с.

Дополнительная литература

6. Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание, 2002. –250 с.

7.Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

8.Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам /А.А.Брасс. – Минск: «Современная школа», 2006. – 348 с.

9.Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р.Веснин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2005. – 504 с.

10.Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. –3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

11.Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / Н.А. Зайцева. – М.: «Академия», 2003. – 224 с.

12.Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: практикум / Н.И. Кабушкин, В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 137 с.

13.Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб. - практ. пособие / В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2007 – 165 с.

14.Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 672 с.

15.Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

1

Принятие управленческих решений