Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Контрольная работа

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц


Содержание

1. Порядок рассмотрения обращений граждан в таможенных органах

2. Общий и упрощенный порядок административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

3.Оспаривание решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в судах общей юрисдикции

4. Административное судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы

5. Административное судопроизводство в арбитражных судах по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Литература


1. Порядок рассмотрения обращений граждан в таможенных органах

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Актом текущего законодательства, развивающим приведенное конституционное положение, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под обращением в нем понимается направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления. Порядок работы с обращениями граждан конкретизируется в главе XI Регламента Федеральной таможенной службы. Кроме того, в системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, действуют:

  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах Российской Федерации, утвержденная приказом ФТС России от 25 декабря 2006 г. № 1370;
  • Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России, утвержденная приказом ФТС России от 25 декабря 2006 г. № 1371.

Приведенные в названных нормативных правовых актах правила не имеют универсального значения. Они не применяются:

а) в части регистрации (учета) и рассмотрения обращений граждан, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о гражданском судопроизводстве, законодательством об административных правонарушениях, трудовым законодательством, а также таможенным законодательством по вопросам, относящимся к таможенному контролю, таможенным процедурам, таможенным платежам;

б) в части сроков рассмотрения и контроля за исполнением жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностных лиц, порядок рассмотрения которых установлен главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения граждан, поступившие в таможенный орган, подлежат обязательному рассмотрению. Письменное обращение должно содержать в обязательном порядке либо наименование органа, в который оно направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ (уведомление о переадресации обращения), суть предложения, заявления или жалобы, личную подпись и дату. Обращения граждан подлежат централизованной регистрации в течение трех дней с момента поступления в отдел документационного обеспечения (далее – ОДО) таможенного органа. На обращении проставляется регистрационный штамп. Основные реквизиты обращения вносятся в регистрационно-контрольную форму в используемой в таможенных органах автоматизированной поисковой системе.

Зарегистрированные обращения направляются:

а) адресованные конкретным должностным лицам – как правило, этим лицам;

б) в зависимости от содержания: руководству таможенного органа – для рассмотрения и написания резолюций, соответствующим структурным подразделениям – если затронутые в обращении вопросы не требуют указаний руководства таможенного органа по их решению и исполнению.

Поступившие в структурные подразделения письменные обращения граждан исполняются в срок до тридцати дней со дня регистрации, если иной срок (менее тридцати дней) не установлен в поручении руководства таможенного органа. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен руководителем таможенного органа, давшим соответствующее поручение, но не более чем на тридцать дней. В случае необходимости рассмотрение письменных обращений граждан осуществляется с выездом на место должностных лиц соответствующих структурных подразделений, решение о таком рассмотрении принимается начальником таможенного органа или его заместителем. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. Ответ подписывается начальником таможенного органа или его заместителем.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если письменное обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц таможенных органов, а также членов их семей, то такое обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурные подразделения таможенного органа, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно ранее давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель таможенного органа или лицо, его замещающее, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в таможенный орган. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Прием граждан в таможенном органе ведется по рабочим дням в рабочее время. Запись на прием и организация приема возлагается на ОДО. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в журнал учета приема граждан руководством и начальниками структурных подразделений таможенного органа. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале учета приема граждан. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Если во время приема невозможно решить поставленные вопросы, от посетителя принимается письменное обращение.

2. Общий и упрощенный порядок административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правила распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Под категорию «иных федеральных законов» подпадает и Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором содержится глава 7, посвященная обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. В ней определяется порядок административного обжалования, то есть порядок подачи жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган или вышестоящему должностному лицу. Оспаривание решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в судебном порядке нормами Таможенного кодекса Российской Федерации не регулируется.

Под жалобой принимается просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов. Лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению заявителя, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. К решениям относятся акты таможенных органов и их должностных лиц, принятые в установленном порядке в письменной или устной форме, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Действием считается властное волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но влечет за собой нарушение прав и свобод граждан и организаций или создает препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными и иными актами, определяющими полномочия этих субъектов.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа – в вышестоящий таможенный орган. Жалоба может быть подана как непосредственно, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуются. В последнем случае жалоба должна быть направлена в вышестоящий таможенный орган в пятидневный срок со дня ее получения. Жалоба может быть подана заявителем в течение трех месяцев:

  • со дня, когда ему стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
  • со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В случае пропуска по уважительным причинам срок для обжалования может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана заявителем. Она должна содержать:

  • наименование таможенного органа или должностного лица (если известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество или наименование лица, подавшего жалобу, его место жительства или местонахождение;
  • существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается заявителю в письменной форме с указанием причин продления. От имени таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное. Решение принимается в письменном виде по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган:

  1. признает правомерными оспариваемое решение, действие (бездействие) и отказывает в удовлетворении жалобы;
  2. признает неправомерным решение, действие (бездействие) полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В последнем случае таможенный орган, принявший решение по жалобе:

  • отменяет полностью или частично оспариваемое решение;
  • отменяет оспариваемое решение и обязывает принявших его таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
  • признает действие (бездействие) неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях –устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение десяти дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в самом решении не установлен иной срок для их совершения. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю в пределах сроков, отведенных на ее рассмотрение. Решение таможенного органа по жалобе, в свою очередь, может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган.

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства. При этом заявитель обращается с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответствующего таможенного органа, а в случае обжалования таможенного поста – к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение такой жалобы осуществляется безотлагательно и решение по ней принимается незамедлительно. По итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке по желанию заявителя составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Использование упрощенного порядка не исключает в дальнейшем возможность подачи жалобы в общем порядке.

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в судах общей юрисдикции

Параллельное рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в административном и судебном порядке не допускается. Подача жалобы в административном порядке не исключает возможности одновременного или последующего обращения по тому же поводу в суд. Однако жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенный орган и в суд, рассматривается только судом. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу, если заявитель уже обратился с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята к рассмотрению либо по ней вынесено решение. Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть оспорены в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов. Разграничение подведомственности в данном случае осуществляется по двум критериям:

  1. состав участников правоотношений, из которых возникло требование;
  2. характер спорного правоотношения, участниками которого являются заявители.

Суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде общей юрисдикции решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – органы или должностные лица), если считают, что нарушены их права и свободы. Обращение гражданина или организации в суд, на основании которого возбуждается дело, именуется не жалобой (как при обжаловании в административном порядке), а заявлением. По официальной терминологии это разновидность так называемых «дел, возникающих из публичных правоотношений», порядок разрешения которых в настоящее время определятся нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении необходимо указать, какие решений, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, а также какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение гражданина или организации в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Заявления по делам данной категории подаются по месту нахождения (фактического расположения) органа или должностного лица, чье решение, действие (бездействие) оспаривается. Для заявителей граждан установлена альтернативная подсудность. Гражданин вправе обратиться в суд по месту своего жительства или по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего незаконное, по мнению заявителя, решение, совершившего незаконное действие (бездействие). Если место нахождения органа или должностного лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция, то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Пропуск трехмесячного срока не является для суда безусловным основанием для отказа в принятии заявления. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), в свою очередь, возлагается на орган или должностное лицо, которые их приняли (совершили). В целях правильного рассмотрения и разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа или должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Неявка кого-либо из них не является препятствием к рассмотрению дела, если указанные лица были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. При рассмотрении дела по существу суд выясняет:

а) имеет ли орган (должностное лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

б) соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или должностным лицом (если такие требования установлены нормативными правовыми актами);

в) соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующего данные отношения.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения указывается:

  • либо на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к их осуществлению;
  • либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган (должностное лицо) обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, отведенного на кассационное обжалование, то есть, в течение десяти дней со дня принятия решения судом. В случае подачи кассационной жалобы, решение вступает в юридическую силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Оно направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу) в течение трех дней со дня вступления в силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа (должностного лица) и права либо свободы гражданина не были нарушены.

4. Административное судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы

Как известно, Федеральная таможенная служба призвана осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В соответствии с п. 4 ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах. Дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в качестве суда первой инстанции рассматривает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Они считаются разновидностью дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и разрешаются в порядке административного судопроизводства по правилам, которые определены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Гражданин или организация вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании нормативного правового акта ФТС России недействующим, если полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель обязан представить доказательства вступления оспариваемого нормативного акта в силу. Подача заявления не приостанавливает действие данного правового акта.

Помимо необходимости соблюдения ряда общих требований в заявлении должны быть также указаны:

  1. наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;
  2. название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
  3. права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим актом или его отдельными положениями;
  4. название нормативного акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
  5. требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
  6. перечень прилагаемых документов.

Дело рассматривается коллегиально (в составе трех профессиональных судей) в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. При рассмотрении дел суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого нормативного акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия Федеральной таможенной службы по принятию данного акта. При этом не только осуществляется защита интересов заявителя, но и проводится судебный контроль за законностью решений публичной администрации. Поэтому арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у Федеральной таможенной службы надлежащих полномочий на его принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия данного акта, возлагается на ФТС России, как орган, издавший оспариваемый нормативный акт. Гражданин или организация, обратившиеся в суд, не обязаны доказывать незаконность такого нормативного акта. Они должны лишь представить доказательства того факта, что оспариваемый акт нарушает их права и законные интересы. Отказ заявителя от своего требования или признание его требований со стороны Федеральной таможенной службы не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, Федеральную таможенную службу, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя ФТС России и вызвать его для дачи объяснений. Неявка указанного лица, вызванного в судебное заседание, является основанием для наложения в установленном порядке судебного штрафа.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

  1. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу;
  2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный акт или отдельные его положения, признанные недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда и должны быть приведены Федеральной таможенной службой в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Копии судебного решения в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также в Министерство юстиции Российской Федерации. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов обжалованию не подлежат.

5. Административное судопроизводство в арбитражных судах по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконным решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. Предметом судебного разбирательства в данном случае выступает публично-правовой (административно-правовой) спор, сторонами которого выступают государственные органы или их должностные лица, реализующие предоставленные им распорядительные полномочия в области таможенного дела, и лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность в таможенной сфере.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у гражданина или организации, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их законных интересов. Этот срок не является пресекательным. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения таможенного органа (должностного лица), чье решение, действие (бездействие) оспаривается.

В заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который оно подается;
  • наименование заявителя, его место нахождения (если в данном качестве выступает гражданин, указывается его место жительства, дата и место рождения, а также место работы или дата и место его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
  • наименование таможенного органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • название, номер, дата принятия акта, решения, время совершения действия;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  • требование о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • перечень прилагаемых документов (в том числе текст оспариваемого акта, решения).

По ходатайству заявителя действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения таможенного органа или его должностного лица может быть приостановлено арбитражным судом. Данная обеспечительная мера нацелена на устранение возможных препятствий к исполнению судебного акта, а также на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления (включая время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу). Заинтересованные лица извещаются о времени и месте судебного заседания. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя таможенного органа (должностного лица), принявшего оспариваемый акт, решение или совершившего оспариваемое действие (бездействие), и вызвать его в судебное заседание. Неявка такого лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для применения к нему штрафных санкций.

Арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у таможенного органа (должностного лица) на их принятие (совершение), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия надлежащих полномочий на их принятие (совершение), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, решения, совершения действий (бездействия), возлагается на таможенный орган или его должностное лицо. В случае непредставления таможенным органом или его должностным лицом, которые приняли оспариваемй акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Установив, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В противном случае принимается решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Со дня принятия решения о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в самом решении суда. Копия судебного решения направляется каждой из сторон административно-правового спора в пятидневный срок со дня его принятия. Арбитражный суд может также направить копию своего решения в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган или вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу.


Литература

Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010).

Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Учебное пособие в помощь слуша­телям, изучающим таможенное дело. - М., 2010.

Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М., 2008.

Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 2009.

Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2009.

Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. - М., 2011.

Российское таможенное право. / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М., 2009.

Попова И. Н., Шнур Л. В. Комментарии к Таможенному кодек­су. Основная часть. - СПб., 2010.

Таможенное право. Учебник / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М., 2008.

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц