Научно-исследовательская деятельность

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Этапы научно-исследовательской деятельности……………………………..4-5

Структура и основание научно-исследовательской деятельности…………….6

Научный аппарат исследования………………………………………………….7

Объект и предмет исследования…………………………………………………8

Теория и гипотеза…………………………………………………………………9

Цели и задачи…………………………………………………………………….10

Структура научно-познавательной деятельности (А. Ф. Корниенко)……11-13

Заключение……………………………………………………………………….14

Использованная литература…………………………………………………….15

Введение

На начальном этапе научно-познавательной деятельности происходит осознание и формулирование научной проблемы как некоторого противоречия между имеющимся и необходимым знанием. Формулирование гипотезы задает направление возможного решения проблемы.

Содержание научно-познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания. Знания - это полученная и переработанная посредством познавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятельности человека зафиксированы посредством речи в законах, правилах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выражениях, которые использует человек в своей практической и теоретической деятельности.

Научное познание, являясь научно-познавательной деятельностью, подчинено определенному циклу последовательно разворачивающихся действий.


Этапы научно-исследовательской деятельности

Основные этапы научно-исследовательской деятельности:

1.Начальный период. Предусматривает выбор темы, обоснование ее актуальности. Также в начале деятельности стоит задуматься о новизне. Если ее обозначить проблематично либо ее нет вообще, то и продолжать дальнейшее исследование нет смысла. Положенные усилия не увенчаются успехом, поскольку есть риск заниматься псевдонаукой, что для исследователя никоим образом не нужно. В этот период автор оценивает также перспективность своего будущего труда и материальные возможности для проведения теоретических и эмпирических исследований.

2. Подготовительный этап. Этот этап очень важен для исследователя, поскольку автор планирует, каковы должны быть условия для работы, просчитывает материальные возможности, планирует поездки на конференции, публикации статей, совместно с руководителем принимает решения по организационным вопросам.

3. Систематизация и сбор информации. Предусматривают ознакомление с литературой по данному вопросу, трудами исследователей, которые уже занимались проблематикой. Идет аналитическая работа над тем, что было уже изучено и представлено ранее, а что можно предложить нового в своей работе.

4. Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана. Кроме постановки гипотезы – научного предположения о возможной причине, породившей какое-то исследуемое явление, на этом этапе целесообразно составить систематический план-рубрикатор, утвердить тему, обсудить с более широким кругом специалистов дальнейшие научные планы и намерения. Их советы могут быть очень ценными и способствовать появлению новых рациональных идей.

5. Проведение исследования. Предусматривает реализацию запланированных действий согласно выбранной методологии, подготовленной соответствующим образом. Это может быть проведение анкетирования, фокус-группового исследования, эксперимента, факторного анализа, контент-анализа и т.д.

6. Оформление. После того как собран материал, отобраны основные постулаты, подтверждающие истинность и ценность идей, проведено исследование, получены новые ценные результаты, самое время приступить к оформлению их согласно требованиям ВАК. Должны быть учтены основные правила оформления: использование шрифтов, редактирование, правильное расположение структурных элементов, приложений и т.д.


Структура и основание научно-исследовательской деятельности

Итогом интерпретации результатов исследования является формулирование полученных знаний об изучаемой реальности. В структуре научно-исследовательской деятельности познание направлено на объекты и явления действительности, а результатом являются знания о них. В начале исследовательской деятельности всегда лежит осознание научной проблемы и выдвижение гипотезы как предполагаемого решения этой проблемы. Но формулирование научной проблемы всегда согласуется с определенной теорией. Исследователь всегда опирается на определенные исходные научные знания об изучаемой действительности. Эти знания были получены с использованием определенных методов познания. Другие методы исследования могут дать другие результаты и привести к построению новой теории.

Основание научно-исследовательской деятельности представлено исходной теорией и связанными с ней методами исследования. Дальнейшее развертывание научно-исследовательской деятельности предполагает выделение предмета научного исследования, определение теоретических и эмпирических методов, выбор методов обработки полученных данных. В заключении научного исследования проводится интерпретация результатов , которая подразумевает формулирование новых знаний. Новые полученные знания не являются окончательной точкой в познании объекта исследования, они могут быть использованы в новом цикле научно-познавательной деятельности на более высоком уровне познания.


Научный аппарат исследования

Начало познавательной деятельности инициирует возникновение научной проблемы, осознание и формулирование. Научная проблема – это объективно возникающий вопрос в пользу развития , ответ на который имеет практический или теоретический интерес. Практический интерес указывает на прикладной характер исследования, теоретический интерес – на теоретическое исследование. В научной проблеме в форме вопроса фиксируется противоречие между знанием о потребности и незнанием, как эту потребность удовлетворить. Это противоречие между имеющимся и необходимым знанием.

Научные проблемы отличаются от профессиональных и житейских актуальностью проблем. Научные проблемы ведут к получению научных знаний, а именно обобщенных, охватывающих широкий круг явлений, ситуаций и форм поведения. Научные проблемы должны иметь обобщенные формулировки, которые касаются не отдельного частного случая, а всех случаев подобного типа. Не допускаются псевдонаучные проблемы (кажущиеся, неактуальные, неразрешимые). Научная проблема должна быть действительно существующей и допускающей решение.


Объект и предмет исследования

Объект исследования – некоторая область психической реальности, подлежащая изучению. Объект исследования отличается от объекта действительности. Объект действительности – это то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, может вступать в определенные взаимодействия и имеет определенные свойства, которые в этих взаимодействиях проявляются. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Объект исследования – это то, что существует в системе наших знаний и чем необходимо получить новые знания. Объект исследования может быть объектом познания, если у нас есть определенные знания о нем. В исследовании познается не вся действительность, а некоторая ее часть. Это область действительности характеризуется спецификой наблюдаемых в ней явлений и наличием совокупности взаимодействующих объектов действительности. Каждая наука имеет свою узкую область действительности и свой круг изучаемых явлений.

Предмет исследования – это определенные особенности объекта исследования, те его свойства, в форме которых объект себя проявляет. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Объект исследования вытекает из цели исследования, а предмет – из гипотезы. В каждом из объектов исследования можно выделить несколько различных предметов исследования.


Теория и гипотеза

Научно-исследовательская деятельность требует наличия исходных научных данных об изучаемом явлении – наличие теории. Теория – совокупность научных знаний в ходе научного познания, которая фиксируется и преобразуется во внутренние и непротиворечивые знания (эмпирическая база, понятия, суждения, умозаключения, принципы, законы категории). Результат исследования позволяет установить конкретные факты и описать их с помощью понятий используемой концептуальной модели. Новые знания могут дополнить существующую теорию об изучаемом явлении, раскрыв его новые стороны, либо опровергнуть имеющиеся знания и лечь в основу новой теории.

Выдвижение предположения относительно возможных причин возникшего противоречия представляет собой формулирование гипотезы. Гипотеза предполагает путь возможного решения научной проблемы, это научное предположение, как ответ на вопрос, в котором сформулирована научная проблема. Гипотеза исследования выдвигается на основе определенной теории. Нельзя сформулировать теорию о том, о чем нет научных знаний. Подтверждение или опровержение гипотезы осуществляется за счет сбора эмпирических данных. Верификация (проверка) гипотезы ведет к построению новой теории или развитию теории, взятой за основу. Гипотез всегда приобретает научное обоснование в рамках конкретной теории.


Цели и задачи

При планировании исследования обязательным является формулирование цели и задач. Цель исследования – что предполагается узнать или доказать в результате исследования, а именно обосновать научную гипотезу. Также цель исследования может быть сформулирована с ориентацией на разрешение научной проблемы. Большое значение при формулировке цели имеет всесторонний анализ того, что уже достигнуто в изучении исследуемых явлений. Достижение цели исследования представляет собой некоторую последовательность действий. А. Н. Леонтьев указывает, что цель имеет интенциональный аспект (что должно быть достигнуто) и операционные аспект (как это достичь).

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.


Структура научно-познавательной деятельности (А. Ф. Корниенко)

В структуре научно-познавательной деятельности можно выделить целый ряд процедурных моментов и методологических категорий. Прежде всего, отметим, что речь идет о получении знаний об объектах действительности. Следовательно, в структуре научно-познавательной деятельности мы имеем, с одной стороны, объекты и явления действительности, на познание которых направлена научно-познавательная деятельность и, с другой стороны, знания о них, как конечный результат этой деятельности. Далее, следует отметить, что в основании научно-познавательной деятельности лежит осознание научной проблемы и выдвижение научной гипотезы. Однако формулирование, как научной проблемы, так и выдвигаемой гипотезы требует наличия определенных исходных научных знаний об изучаемой области действительности, совокупность которых представляет собой ни что иное, как теорию. С другой стороны, мы знаем, что эти исходные научные знания (теории) были получены с использованием определенных методов познания и неразрывно с ним связаны. Другие методы познания (исследования) могут дать другие результаты (другие знания) и привести к построению других теорий. Следовательно, в основании цикла научно-познавательной деятельности находится не только научная проблема и соответствующая гипотеза, но и исходная теория и связанные с ней методы познания (исследования). Дальнейшее развертывание научно-познавательной деятельности предполагает выделение предмета научного исследования (того, что будет исследоваться), решение вопроса о том, как будет проводиться исследование, с помощью каких эмпирических и теоретических методов и методик исследования, какие при этом будут использоваться процедуры обработки и интерпретации результатов исследования (эмпирических данных). В результате применения соответствующих методов обработки и интерпретации эмпирических данных предполагается получение новых знаний, которые далее могут быть использование в новом цикле научно-познавательной деятельности. Новый цикл научно-познавательной деятельности. Новый цикл научно-познавательной деятельности будет проводиться уже на новом более высоком витке познания.

Интересно отметить наличие некоторого сходства в структурах научно-познавательной деятельности и познавательных психических процессов, в частности, процессов ощущения. В процессах ощущения и формирования соответствующих сенсорных образов (сенсорных знаний) имеют место два типа процессов: а) собственно сенсорные и б) двигательные, которые, по существу, обеспечивают операционализацию и активизацию сенсорных процессов. В структуре научно-познавательной деятельности также можно выделить два типа процессов:

а) интеллектуальные (аналог сенсорных), образующие линию:

теория => гипотеза => метод интерпретации

б) операциональные (аналог двигательных), образующих линию:

метод познания => методика исследования => метод обработки.

Наличие такого рода параллелей свидетельствует о преемственности научно-познавательной деятельности и познавательных психических процессов, и позволяет рассматривать и то, и другое как последовательные формы эволюционного развития механизма познавательной активности в условиях усложнения характера взаимодействия организма с окружающей его действительностью. С самого начала в генезисе и динамике развития познавательной активности организмов имело место разделения и взаимное обусловливание двух направлений. С одной стороны, это развитие форм чувствительности и процессов отражения (сенсорно-перцептивные процессы), с другой стороны – развитие гностических форм двигательной активности (поисковые движения-таксисы, ориентировочные движения и действия).

Заключение

Познавательная деятельность является непременной и важнейшей составляющей человеческой деятельности, которая обусловливает развитие общества и самого человека.

Новые знания могут дополнить существующую теорию об изучаемом явлении, раскрыв его новые стороны, либо опровергнуть имеющиеся научные знания и лечь в основу новой теории.

В заключение следует отметить, что от правильной последовательности отдельных этапов исследования их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность литературного оформления научного труда


Использованная литература

1.Солобутина М. М. Методы исследования в психологии., 2015

2.Сорокун П. А. Основы психологии., 2005

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.3. - М.: Академия, 2003.

4. http://allrefs.net/c1/4da25/p40/

5.Корниенко А. Ф. Теория и практика психологического исследования. – Казань, 2000.


Гипотеза (концептуальная модель)

редмет исследования

Методика исследования

Теория объекта (явления)

Метод познания

Научная проблема

Объект (явления)

Знания

Метод интерпретации

Эмпирические данные

Метод обработки

Научно-исследовательская деятельность