Виды административных правонарушений в области таможенного дела

Контрольная работа

Виды административных правонарушений в области таможенного дела


Содержание

1. Административные правонарушения, имеющие место на этапе прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и внутреннего таможенного транзита

2. Административные правонарушения, имеющие место на этапе декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

3. Административные правонарушения, имеющие место на этапе выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

4. Административные правонарушения, имеющие место на этапе соблюдения требований и условий соответствующего таможенного режима

5. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Литература


1. Административные правонарушения, имеющие место на этапе прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и внутреннего таможенного транзита

К данной группе относятся нарушения таможенных правил, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу;
  • 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
  • 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них;
  • 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (в части, касающейся ВТТ);
  • 16.11. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации;
  • 16.13. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа;
  • 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций;
  • 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров.

К ним примыкают административные правонарушения, указанные в статьях 16.3, 16.5, 16.8, 16.15 и 16.23 КоАП РФ.

Особого внимания заслуживают составы, закрепленные ст. 16.1. Данная статья включает в себя три самостоятельных состава административных правонарушений, различающихся по способу совершения противоправного деяния:

  1. нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа;
  2. сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации;
  3. сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Общее определение понятия «незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу» приводится в подп. 10 п. ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таковым признается совершение действий по ввозу на таможенную. территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации. Под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие (предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации) действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Вывоз в данном случае – это подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, а также все последующие (предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации) действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

В диспозиции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ говорится об ответственности за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и их убытии с этой территории. Прибытие товаров (транспортных средств) на таможенную территорию допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля.

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товара под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В санкции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ указаны виды административных наказаний, применяемые к лицам, которые нарушили порядок прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации и их убытия с этой территории. Совершение данного деяния влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дела об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. Рассматривают эти дела от имени таможенных органов должностные лица, названные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, либо судьи в случаях, если должностное лица таможенного органа, к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение судьи.

В диспозиции ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ закреплен запрет на сокрытие товаров от таможенного контроля. В качестве способов такого сокрытия названы:

а) путем использования тайников;

б) путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

в) путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные либо специально оборудованные или приспособленные для сокрытия товаров. К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен. Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

При ввозе сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, а при вывозе – при декларировании и (или) убытии товаров с таможенной территории Российской Федерации. Субъектом данного правонарушения выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров и скрывающее их от таможенного контроля. Российский отправитель может выступать в данном качестве только если будет установлено его непосредственное участие в сокрытии товаров.

Виды административных наказаний, применяемые к лицам, которые осуществили сокрытие товаров от таможенного контроля, указаны в санкции ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Совершение данного деяния влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Дела об административном правонарушении на основании ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. После завершения первой стадии производства такие дела сразу передаются на рассмотрение судьи соответствующего суда, поскольку их разрешение в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ находится в исключительной судебной юрисдикции. Это единственное из числа нарушений таможенных правил, за совершение которого таможенные органы не вправе привлекать к административной ответственности.

По ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ квалифицируется деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем предоставления недействительных документов или использовании либо поддельного средства идентификации, либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. При этом недействительными признаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, содержащие недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, а также иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации необходимость в представлении документов таможенному органу возникает при:

  • прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место;
  • получении разрешения на применение внутреннего таможенного транзита и на международный таможенный транзит;
  • завершении внутреннего таможенного транзита;
  • помещении товаров на склад временного хранения;
  • убытии с таможенной территории;
  • декларировании товаров.

Представление недействительных документов на любом из числа вышеназванных этапов перемещения товаров (кроме последнего) наказуемо по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Средствами идентификации являются таможенные пломбы и печати, буквенная, цифровая и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставление штампов, взятие проб и образцов товаров, подробное описание товаров и транспортных средств, чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи и иллюстрации, другие средства, позволяющие идентифицировать товары. Поддельным считается полностью изготовленное фиктивное средство идентификации. Объективную сторону данного состава образует также использование для незаконного перемещения товаров (транспортных средств) средств идентификации, соответствующих установленным требованиям, но служащих для идентификации других товаров и транспортных средств.

В санкции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ указаны виды административных наказаний, применяемые к лицам, которые сообщили таможенному органу недостоверные сведения. Совершение данного деяния влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Дела об административном правонарушении на основании ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. Рассматривают эти дела от имени таможенных органов должностные лица, названные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, либо судьи в случаях, если должностное лица таможенного органа, к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение судьи.

2. Административные правонарушения, имеющие место на этапе декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

К данной группе относятся нарушения таможенных правил, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;
  • 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации;
  • 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении;
  • 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений.

К ним примыкают административные правонарушения, указанные в статьях 16.3, 16.5, 16.15 и 16.23 КоАП РФ.

Особого внимания заслуживают составы, закрепленные ст. 16.2. Данная статья включает в себя три самостоятельных состава административных правонарушений:

  1. недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию (за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4);
  2. заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера;
  3. заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно предоставление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В диспозиции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ говорится об ответственности за недекларирование товаров и транспортных средств. Декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения.

Данное деяние совершается в форме бездействия. При заявлении недостоверных сведений о количестве товара предметом правонарушения выступают те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанная в таможенной декларации часть товара. За недекларирование могут быть привлечены к ответственности лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. За недекларирование товаров, находящихся на временном хранении, по истечении установленного срока временного хранения лицо подлежит ответственности не по ч. 1 ст. 16.2, а по ст. 16.6 КоАП РФ.

В санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний, применяемые к лицам, которые не выполнили свою обязанность по декларированию. Совершение данного деяния влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Остальные нормы данной статьи устанавливают административную ответственность за недостоверное декларирование. Ч. 1 ст. 16.2 закрепляет материальный, а ч. 2 ст. 16.2 – формальный составы административных правонарушений. При этом лицо подлежит ответственности независимо от того, на каком этапе перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу установлен факт заявления недостоверных сведений. Это может произойти на этапе выпуска товаров или таможенного контроля после их выпуска. Заявление недостоверных сведений, в результате которых сумма таможенных платежей не изменяется или уменьшается, не влияет на выпуск товаров и не влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Субъектом правонарушения в данном случае выступает декларант, а если декларирование осуществлялось таможенным брокером – таможенный брокер.

В санкциях норм, закрепленных в ч.ч. 1 и 2 ст. 16.2 названы виды административных наказаний за недостоверное декларирование. В первом случае данное деяние влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей. Во втором – административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. Рассматривают эти дела от имени таможенных органов должностные лица, названные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, либо судьи в случаях, если должностное лица таможенного органа, к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение судьи.

3. Административные правонарушения, имеющие место на этапе выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

К данной группе относятся нарушения таможенных правил, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
  • 16.20. Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами;
  • 16.21. Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств;
  • 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

К ним примыкают административные правонарушения, указанные в статьях 16.3, 16.5, 16.15 и 16.23 КоАП РФ.

По ст. 16.7 КоАП РФ квалифицируется деяние в форме действия, выразившееся в представлении недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может быть осуществлен при условии представления декларантом коммерческих или иных документов, содержащих сведения, позволяющих идентифицировать товары, а также документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также уплаты таможенных платежей или обеспечения их уплаты. Данный состав является специальным по отношению к составам, закрепленные диспозициями ч.ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Деяние, запрещенное ст. 16.17 КоАП РФ, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за пользование, передачу в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых:

  1. Предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, не связанных с помещением товаров под таможенные режимы, но сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенные режимы в нарушение составляющих их запретов и ограничений, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
  2. Выпуск осуществлен без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Такие товары запрещены к передаче третьим лицам любым способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, - также к использованию в любой форме.

Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Диспозиция ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ запрещает пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа. Такое разрешение может быть дано начальником таможенного поста, назначившим специальную таможенную ревизию, либо уполномоченным им лицом. Несоблюдение указанного запрета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Субъектом данного правонарушения является лицо, которому были переданы на хранение арестованные товары.

Состав, закрепленный в ст. 16.21 КоАП РФ, имеет двоичную структуру. Его образуют деяния, выразившиеся в приобретении, пользовании, хранении либо транспортировке:

а) товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

б) условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.

Совершению первого деяния предшествует событие какого-либо из числа административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17 КоАП РФ. В этом смысле настоящий состав может быть охарактеризован как производный. Что не означает допустимости привлечения к ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ только после того, как иной субъект уже понес административное наказание за первичное правонарушение, предусмотренное названными выше статьями. Здесь важен факт события первичного нарушения таможенных правил, а не факт привлечения за его совершение к административной ответственности.

Производный характер отличает и второе деяние, из числа вошедших в состав, закрепленный в диспозиции ст. 16.21 КоАП РФ. В роли первичных составов здесь выступают правонарушения, предусмотренные ст.ст. 16.19 и 16.20 КоАП РФ. Субъектом данного нарушения таможенных правил выступают третьи лица, осуществившие приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств, которые являются предметами первичных правонарушений.

Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Граждане ответственности по данной статье не подлежат.

Ст. 16.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Состав настоящего правонарушения образуют:

  • нарушения сроков уплаты периодических таможенных платежей в отношении товаров, временно ввезенных с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • нарушения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в случае предоставления рассрочки либо отсрочки их уплаты;
  • неуплата таможенных пошлин, налогов в 15-дневный срок (со дня предъявления в месте прибытия либо завершения процедуры ВТТ) в отношении ввезенных товаров, выпущенных таможенным органом до наступления указанного срока.

Ст. 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. Субъектом ответственности по данной статье выступает лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Нарушение сроков их уплаты влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до трехсот тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 16.17, 16.20, 16.21, 16.22 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. Рассматривают эти дела от имени таможенных органов должностные лица, названные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, либо судьи в случаях, если должностное лица таможенного органа, к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение судьи.

4. Административные правонарушения, имеющие место на этапе соблюдения требований и условий соответствующего таможенного режима

К данной группе относятся нарушения таможенных правил, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита;
  • 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами;
  • 16.19. Несоблюдение таможенного режима.

Особого внимания заслуживают составы, закрепленные ст. 16.19 КоАП РФ. Данная статья включает в себя четыре самостоятельных состава административных правонарушений:

  1. несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим;
  2. пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа;
  3. незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении;
  4. неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных средств и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности.

В диспозиции ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ говорится об ответственности за несоблюдение условий помещения товаров (транспортных средств) под таможенный режим, предполагающий освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера. Под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Обязательным условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой части ст. 16.19 КоАП РФ является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представления недействительных документов. Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим, не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав данного правонарушения. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, который выступает субъектом ответственности в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером.

В санкции ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ указаны виды административных наказаний, применяемые к лицам, которые не соблюдают условия помещения товаров (транспортных средств) под соответствующий таможенный режим. Совершение данного деяния влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В диспозиции ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ закреплен запрет на пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами в нарушение таможенного режима. Ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот таможенный режим. Под соблюдением таможенного режима понимается пользование и распоряжение товарами с учетом запретов и ограничений, установленных правовой регламентацией данного таможенного режима, а также завершение его действия предусмотренным способом. Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, которые помещены под определенный таможенный режим. Юридическим фактом, знаменующим собой указанное их состояние, является выпуск товаров таможенным органом.

Передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в рамках таможенных режимов переработки на таможенной территории, временного ввоза и таможенного склада. Передача указанных прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ. Она проявляется в наложении административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

По ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ квалифицируется деяние, выразившееся в незавершении в установленные сроки таможенного режима. Основным требованием большинства таможенных режимов является их завершение определенным способом. Наказуемо как невыполнение лицом данного требования, так и его выполнение с нарушением установленного срока. Невывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, не образует состав рассматриваемого правонарушения. Это обусловлено тем, что российские товары могут быть вывезены в количестве, меньшем, чем заявлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. Ответственность физических лиц за нарушение сроков временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств наступает на основании ст. 16.18, а не ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.

Незавершение в установленный срок длящегося таможенного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта. Данная обязанность закреплена ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для осуществления текущих валютных операций и исчисляемые с даты фактического пересечения экспортируемыми из страны товарами таможенной границы (момента оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав, предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности) обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (предоставление права на их использование) с подтверждением факта ввоза товаров (оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав или предоставления права) соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных средств и (или) иных платежных средств.

Невыполнение данной обязанности влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; юридических лиц – от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.19 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и должностными лицами таможенных органов по перечню, утвержденному приказом ФТС России от 15 марта 2005 г. № 198. Рассматривают эти дела от имени таможенных органов должностные лица, названные в ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, либо судьи в случаях, если должностное лица таможенного органа, к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение судьи.

5. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

В число функций таможенных органов входит осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Таковыми в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Органами валютного контроля признаются Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Что касается Федеральной таможенной службы, то она призвана осуществлять функции агента валютного контроля.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ. В данной статье закреплены семь составов административных правонарушений:

  1. осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании;
  2. нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  3. невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки;
  4. невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  5. невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  6. несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок;
  7. нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ.

Валютными операциями являются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей (то есть, иностранной валюты и внешних ценных бумаг) на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета) на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

К резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства), постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их обособленные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации. Нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами, юридические лица и организации, не обладающие статусом юридического лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, а также их обособленные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время требования об обязательном использовании специального счета и резервировании исключены из Федерального закона № 173-ФЗ, ответственность по ч. 1 ст. 15.25 наступает только за осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации. Таковыми являются:

а) валютные операции между резидентами, за исключением указанных в п 1 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ;

б) расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации;

в) валютные операции между резидентами и валютные операции, указанные в п. 6.1 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ;

г) расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами – резидентами помимо банковских счетов в уполномоченных банках, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ;

д) валютные операции физических лиц – резидентов на территории Российской Федерации, связанные с расчетами с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле-продаже товаров (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет), оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности;

е) вывоз физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей десять тысяч долларов США, при отсутствии у него документов, подтверждающих ввоз или перевод в Российскую Федерацию валюты, вывозимой из Российской Федерации сверх установленной нормы.

Осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Резиденты обязаны уведомлять об этом налоговые органы по месту своего учета не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада). Резиденты (за исключением физических лиц) обязаны представлять в установленном порядке отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в налоговые органы по месту своего учета. Санкция нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ответственность по ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ будет применяться после восстановления обязательной продажи части валютной выручки. В настоящее время такая обязанность на резидентов не возлагается.

Поводом для возбуждения дела на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:

  • товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового контракта резидентом нерезиденту;
  • денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены резидентом в предусмотренные внешнеторговым контрактом сроки, а в случае, если контрактом такие сроки не установлены, - в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.

Невыполнение резидентом данной обязанности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Поводом для возбуждения дела по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ является совокупность следующих фактов и обстоятельств:

  • денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым контрактом;
  • товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом;
  • денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом, а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств – в сроки, установленные внешнеторговым контрактом для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их получения. Если такие сроки не установлены – в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.

Санкция нормы, закрепленной в ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

На основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ привлекаются к ответственности резиденты и нерезиденты, не исполняющие обязанность по ведению учета и составления отчетности по проводимым ими валютным операциям. Соответствующие документы и материалы должны храниться не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Нарушение такого порядка влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ответственность по ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ будет применяться после принятия (утверждения) и введения в действие нормативного правового акта, определяющего порядок ввоза (пересылки) в Российскую Федерацию и вывоза (пересылки) из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, возбуждают должностные лица органов и агентов валютного контроля (к числу последних, как уже говорилось, относятся и таможенные органы), а также прокурор. Рассматривать такие дела вправе руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители, руководители структурных подразделений Росфиннадзора, их заместители, а также руководители территориальных органов Росфиннадзора.


Литература

Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2014

Габричидзе Б.Н.: Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2014

Государственный таможенный комитет РФ ; под общ. ред.: Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2014

МО РФ; БелГУ, каф. трудового и предпринимательского права ; сост. А.В. Каменев: Программа производственной практики. - Белгород: БелГУ, 2014

под общ. ред. В.П. Шавшиной ; рец.: В.А. Шамахов: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2014

Сост.: В.В. Сунцов, А.И. Педешко, А.Г. Даниленко: Таможенный кодекс Украины. - Харьков: Консум, 2004

Халипов С.В.: Таможенное право. - М.: Зерцало-М, 2014

Халипов С.В.: Таможенное право. - М.: Зерцало-М, 2014

Халипов С.В.: Таможенное право. - М.: Зерцало-М, 2014

: Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Вершина, 2003

Бакаева О.Ю.: Таможенное право. - М.: Юристъ, 2013

Бакаева О.Ю.: Таможенное право. - М.: Юристъ, 2013

Бекяшев К.А.: Таможенное право. - М.: Проспект, 2013

Давыдов Ю.Г.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: КноРус, 2013

Давыдов Ю.Г.: Таможенное право. - М.: Проспект, 2013

Виды административных правонарушений в области таможенного дела