Административное правонарушение и административное наказание

Контрольная работа

Административное правонарушение и административное наказание


Содержание

1. Административная ответственность как вид юридической ответственности

2. Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях

3. Административное правонарушение

как фактическое основание административной ответственности

4. Административные наказания за нарушения таможенных правил

.5. Правила назначения административных наказаний

Литература


1. Административная ответственность как вид юридической ответственности

Административная ответственность является видом не только административного принуждения, но и юридической ответственности. Административное принуждение – это опирающееся на административно-правовые нормы односторонне-властное воздействие со стороны уполномоченных органов и должностных лиц на сознание и поведение носителей публично-правовых обязанностей, побуждающее последних к соблюдению установленного порядка в определенной сфере деятельности. Существуют следующие виды административного принуждения:

  1. административное предупреждение (вынесение устного предупреждения, проверка документов, технического состояния и др.);
  2. административное пресечение (административное задержание, личный досмотр, изъятие и др.);
  3. административное восстановление (возмещение вреда, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенного строения и др.);
  4. административное взыскание или наказание (административный штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, административный арест и др.).

Административная ответственность проявляется в применении административных взысканий (наказаний), то есть, относится к четвертому (из числа вышеназванных) виду административного принуждения.

Юридическая ответственность, состоящая в наказании за ранее совершенные противоправные деяния (которую принято именовать негативной и ретроспективной), подразделяется на шесть основных видов:

  1. конституционная,
  2. уголовная,
  3. административная,
  4. гражданско-правовая,
  5. дисциплинарная,
  6. материальная.

Перечисленные ниже качества характерны для любого вида юридической ответственности:

а) призвана обеспечить правопорядок в обществе;

б) применяется на основании решения органа или лица, наделенного соответствующими юрисдикционными полномочиями;

в) имеет под собой определенное нормативно-правовое основание;

г) заключается в применении к нарушителю штрафных (карательных) санкций;

д) предполагает не только государственное, но и общественное осуждение как противоправного деяния, так и лица, его совершившего;

е) предполагает обязанность правонарушителя понести наказание;

ж) применяется в установленном законом порядке.

Специфика административной ответственности проявляется в наличии следующих признаков:

  • она применяется на основании норм административного права,
  • устанавливается не только федеральным законом, но и законодательными актами субъектов Российской Федерации,
  • носит публично-правовой характер,
  • состоит в применении административных взысканий,
  • ее фактическим основанием является административное правонарушение,
  • актуальна не только для физических, но и для юридических лиц,
  • применяется в особом процессуальном порядке.
  • для нее характерна множественность субъектов административной юрисдикции (субъектов, уполномоченных назначать административные наказания).

С учетом всего вышесказанного, административная ответственность – это вид административного принуждения и публично-правовой юридической ответственности, проявляющийся в наложении субъектом административной юрисдикции административного взыскания за совершение административного правонарушения. Административная ответственность возникает при наличии трех оснований: нормативного, фактического и процессуального. Нормативным основанием принято считать закрепленную в законодательстве об административных правонарушениях правовую норму, содержащую прямой запрет на совершение определенного деяния под угрозой административного наказания. Фактическим основанием административной ответственности является деяние, противоречащее данной норме, - противоправное деяние, именуемое административным правонарушением. Наконец, в роли процессуального основания административной ответственности выступает решение компетентного органа или должностного лица о привлечении правонарушителя к административной ответственности, облеченное в надлежащую процессуальную форму, то есть, постановление о назначении административного наказания. С момента вступления в юридическую силу данного постановления и возникает административная ответственность.

2. Законодательство Российской Федерации об

административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях носит двухуровневый характер. Оно включает в себя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Субъекты Российской Федерации, принимая свои законы об административных правонарушениях, не должны вторгаться в пределы исключительного ведения федерального центра. К ведению Российской Федерации в данной области относится установление:

  • общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
  • перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  • административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  • порядка производства по делам об административных правонарушениях;
  • порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Центральным пунктом системы российского административно-деликтного законодательства является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, введенный в действие с 1 июля 2002 года. В нем объединены материальные, компетенционные и процессуальные нормы об административной ответственности. Наиболее крупными элементами его структуры выступают разделы. Первый из них содержит общие положения, касающиеся задач и принципов административно-деликтного законодательства, административного правонарушения и административного наказания. Второй раздел закрепляет конкретные составы административных правонарушений и наказания за их совершение. В него включена отдельная глава (шестнадцатая), посвященная административным правонарушениям в области таможенного дела. Нормы третьего раздела определяют компетенцию субъектов административной юрисдикции. Четвертый раздел устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях. В пятом разделе содержатся правила исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить решение двух задач:

  1. защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
  2. предупреждение административных правонарушений.

Принципами законодательства об административных правонарушениях являются:

  1. принцип равенства перед законом;
  2. принцип презумпции невиновности;
  3. принцип законности;
  4. принцип, характеризующий действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве.

В первом случае речь идет о равенстве перед законом лиц, совершивших административное правонарушение. Данный принцип проявляется в том, что физическое лицо - правонарушитель, привлекается к административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особые условия привлечения к административной ответственности допускаются лишь в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Презумпция невиновности допускает привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена их вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в надлежащем порядке, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции. По общему правилу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в его пользу.

Принцип законности предполагает допустимость наложения административного наказания не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, и только органом (должностным лицом), имеющим соответствующие полномочия. При этом не должны приниматься решения или совершаться действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения данного противоправного деяния. Обратную силу имеет лишь закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение такого лица. Что касается производства по делу, то оно, напротив, осуществляется на основании того закона, который действует во время данного производства. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Действие российского законодательства об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных международным договором, может также распространяться на граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в России лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения за границей.

3. Административное правонарушение как

фактическое основание административной ответственности

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаками административного правонарушения являются: антиобщественность, противоправность, виновность и наказуемость. Антиобщественность проявляется в том, что административные правонарушения посягают на социальные ценности, которые, по мнению законодателя, нуждаются в защите (охране) со стороны государства. Принято считать, что административные правонарушения отличаются от преступлений по характеру и степени общественной опасности. Противоправным является деяние, противоречащее прямому запрету, закрепленному в диспозициях правовых норм, содержащих составы административных правонарушений. В КоАП РФ такие нормы сосредоточены во втором разделе, который называется «Особенная часть».

Виновность в данном случае означает, что содеянное не считается административным правонарушением до тех пор, пока не будет надлежащим образом установлена вина лица, его совершившего. Законодатель по-разному определяет вину физического и юридического лица. Вина физического лица, совершившего противоправное деяние, может проявляться в форме умысла или неосторожности. Умысел имеет место, если физическое лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий либо сознательно их допускало или относилось к ним безразлично. Неосторожность имеет место в ситуации, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В свою очередь, юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Наказуемость как признак административного правонарушения означает, что лицо, совершившее деяние, обладающее качествами антиобщественности, противоправности и виновности, должно понести за это административное наказание. Данное требование носит характер общего правила. Законодатель установил ряд обстоятельств, при наличии которых правонарушитель либо не подлежит, либо может быть освобожден от административной ответственности. Правонарушитель не подлежит административной ответственности в следующих случаях:

а) если лицо, обладает иммунитетом от административной юрисдикции (например, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или иностранец, обладающий дипломатической неприкосновенностью);

б) если физическое лицо, не достигло к моменту совершения противоправного деяния возраста шестнадцати лет;

в) при совершении противоправного деяния в состоянии крайней необходимости;

г) при совершении противоправных действий (бездействия) физическим лицом, находящимся в состоянии невменяемости;

д) при издании акта амнистии;

е) при отмене закона, установившего административную ответственность;

ж) при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности;

з) при наличии по тому же факту совершения физическим лицом противоправных действий (бездействия) постановления о возбуждении уголовного дела.

Военнослужащие и сотрудники правоохранительных (в том числе таможенных) органов за совершение действий (бездействия), запрещенных законодательством об административных правонарушениях, по общему правилу, привлекаются не к административной, а к дисциплинарной ответственности. Данное правило не распространяется на деяния, указанные в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе на правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ).

Освобождение от административной ответственности допускается в трех случаях:

  1. несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет может быть освобожден от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  2. собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении (заявлении) данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении (пользовании) другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц;
  3. при малозначительности совершенного административного правонарушения субъект административной юрисдикции может освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Лицо не может быть привлечено к административной ответственности при отсутствии состава административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Признаки состава принято подразделять на основные и дополнительные. Основные – присутствуют в любом составе. Отсутствие хотя бы одного основного признака означает отсутствие самого состава правонарушения. Обязательными признаками состава административного правонарушения являются объект административно-правовой охраны, деяние, возраст и вменяемость (для индивидуального субъекта), государственная регистрация (для коллективного субъекта), вина.

Факультативные признаки могут включаться законодателем в конструкцию тех или иных составов в дополнение к основным. К факультативным относятся, например, такие признаки, как предмет правонарушения, вредные последствия содеянного, место совершения правонарушения, статус должностного лица, мотив, цель и другие. Признаки принято рассматривать не изолированно, а с учетом их принадлежности к определенному элементу состава административного правонарушения. Состав включает в себя четыре элемента (группы признаков): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Например, такие признаки, как вина, мотив и цель, относятся к субъективной стороне состава административного правонарушения.

4. Административные наказания за нарушения таможенных правил

Административная ответственность проявляется в применении к лицу, совершившему противоправное деяние, административных наказаний. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяемой в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, целями административного наказания выступают частная и общая превенция. В первом случае через наказание от совершения подобных деяний в будущем удерживается лицо, привлеченное к административной ответственности, во втором – все остальные субъекты, получившие возможность на чужом опыте убедиться в том, к чему может привести нарушение норм административно-деликтного права.

Дополнительно законодатель определяет список целей, на достижение которых административное наказание не должно быть направлено. В него вошли:

  • унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение,
  • причинение ему физических страданий,
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное наказание вариативно. Существуют девять его видов:

  1. предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменной форме);
  2. административный штраф – денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или выраженное в величине, кратной стоимости предмета правонарушения, сумме неуплаченных фискальных платежей либо сумме выручки, полученной правонарушителем;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное их изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу на срок от одного месяца до трех лет (например, права на управление транспортным средством, права охоты),
  6. административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или контртеррористической операции –до тридцати суток);
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение физического лица через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы;
  8. дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (применяется на срок от шести месяцев до трех лет);
  9. административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (применяется на срок до девяноста суток).

Законодатель классифицирует административные наказания в зависимости от специфики их назначения. По данному критерию они подразделяются на две группы:

  1. применяемые только в качестве основных,
  2. устанавливаемые в качестве как основных, так и дополнительных.

К первой группе относятся шесть видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Вторая группа включает в себя остальные административные взыскания: возмездное изъятие, конфискацию и административное выдворение за пределы РФ. Смысл подобного разделения заключатся в том, что за одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Это не единственный вариант классификации видов административных наказаний, используемый законодателем. Они делятся на группы также по следующим основаниям:

1. По источнику закрепления:

а) устанавливаемые КоАП РФ за нарушение правил, предусмотренных федеральным законодательством (все девять видов);

б) закрепляемые в санкциях норм, содержащихся в статьях законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (предупреждение и административный штраф).

2. По субъекту ответственности:

а) применяемые к физическим лицам (все девять видов);

б) актуальные для юридических лиц (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности).

3. По субъекту административной юрисдикции:

а) назначаемые исключительно судьями (возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности);

б) налагаемые не только судьями, но и административными органами и их должностными лицами (предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы РФ).

В санкциях норм, содержащихся в статьях главы 16 КоАП РФ, закрепляются три вида административных наказаний: предупреждение, административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Наименее распространен первый из числа вышеназванных видов. Предупреждение как альтернатива административному штрафу может назначаться за нарушение режима зоны таможенного контроля, несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита, непредставление в таможенный орган отчетности, несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных взаявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Административный штраф, напротив, присутствует во всех санкциях норм, помещенных в главу 16 КоАП РФ. Чаще всего он выражается в рублях и может устанавливаться в диапазоне между минимальным и максимальным размерами. Например, за совершение физическими лицами такого деяния, как недекларирование либо недостоверное декларирование валюты, налагается административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. Кроме того, данный вид административного наказания может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения (например, за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для граждан и юридических лиц административный штраф установлен в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения);
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (от одной второй до двукратной суммы за заявление декларантом либо таможенным брокером при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера).

Конфискация может применяться за нарушения таможенных правил как в качестве основного, так и в качестве дополнительного (к административному штрафу) вида наказания. Как правило, объектом конфискации выступают товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметами административного правонарушения. Лишь в одном случае они могут рассматриваться еще и как орудие совершения правонарушения – при сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

5. Правила назначения административных наказаний

Существует три основных правила назначения административных наказаний:

  1. правило индивидуализации;
  2. правило назначения наказания при совершении одним лицом нескольких административных правонарушений;
  3. правило, касающееся давностных сроков.

Первое из них предполагает необходимость назначения административного наказания в пределах санкций, установленных законом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения физического лица (финансового положения юридического лица), привлекаемого к ответственности, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Субъект административной юрисдикции не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Список обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приводится в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ и включает в себя шесть позиций. К ним относятся:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  3. предотвращение правонарушителем вредных последствий своего деяния, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  4. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним;
  6. совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный список может быть расширен законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Субъект административной юрисдикции, со своей стороны, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные ни в КоАП РФ, ни в региональных законах. Права не учитывать при назначении административного наказания, названные в законах смягчающие обстоятельства, у него нет.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. Он также включает в себя шесть пунктов:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения (если за совершение первого правонарушения лицо привлекалось к ответственности) по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение правонарушения группой лиц;
  5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия и при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный список носит закрытый характер. Он не может быть расширен региональным законодателем. Кроме того, субъект административной юрисдикции в зависимости от характера совершенного административного правонарушения может не признать их как отягчающие ответственность.

По общему правилу, при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть исключение, предполагающее наложение основного административного наказания в пределах санкции одной нормы, предусматривающей наиболее строгую меру ответственности. Оно срабатывает при совокупности трех нижеследующих условий:

а) если совершено одно деяние;

б) если это деяние содержит составы двух и более административных правонарушений;

в) если дела о таких правонарушениях подведомственны одному и тому же субъекту административной юрисдикции.

В этом случае наряду с основным могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Правило, касающееся давностных сроков, слагается из двух составных частей. Первая посвящена давности привлечения к административной ответственности, вторая – давности погашения административного наказания. Существует два срока давности привлечения к административной ответственности: общий (два месяца) и специальный (один год). Специальный срок применяется только в тех случаях, которые указаны в ст. 4.5 КоАП РФ, а именно:

а) за нарушение законодательства, названного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного и др.);

б) за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.

Моментом исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, как правило, является день совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении точкой отсчета будет день его обнаружения. Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении, но при наличии признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Погашением административного наказания принято считать истечение срока, в течение которого лицо, считается подвергнутым такому наказанию. Субъект, привлеченный к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о его назначении. Как уже говорилось, повторное совершение в пределах этого срока однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Однородными считается правонарушения, имеющие единый родовой объект посягательства, то есть, предусмотренные одной и той же главой Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом смысле все административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) являются однородными.

Литература

Конституция РФ

Приказ ФТС РФ от 2 сентября 2008 г. № 1083 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации»

Таможенный кодекс РФ

Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»

Федеральный закон № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Агапова А.Н. Таможенное право: 2-е изд., исправленное и доп. - Л.: Закон и право, 2010. - 500 с.

Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2008. -256с.

Сванидзе Г.К. Административно-правовое регулирование служебных проверок в правоохранительных органах // Административное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 46 - 50.

Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. — М.: Экономиста, 2004. — С. 35.

Таможенное право: Учебник для вузов Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. — 2-е изд., переработанное и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 384 с.

Халипов С.В. Таможенное право: Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности .2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. - 276 с.

Административное правонарушение и административное наказание