Разработка концепта плакатов социальной рекламы на тематику: «Нацизм»

Содержание

Введение

Глава I: Социальная реклама в современном мире.

1.1 Раскрытие понятия социальной рекламы.

1.2. Виды социальной рекламы.

1.3. Социальная реклама как распространитель одобряемых ценностей и общепринятых норм.

Глава II: Разработка концепта плакатов социальной рекламы на тематику: «Нацизм»

2.1. Работа в программах вёрстки и дизайна.

2.2. Дизайн плаката социальной рекламы. Базовые принципы.

2.3 Разработка плакатов по тематике «Национализм».

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы исследования. Идеология национализма отнюдь не утратила свою популярность за шестьдесят с лишним лет, которые прошли со времени краха крупнейшего националистического (нацистского) проекта в истории. Она видоизменяется в новых условиях, приобретает союзников там, где, казалось, их и быть не может, становится идеологией партий, движений и целых государств. Правда, в то же самое время резкой критике подвергаются европейские националисты, выступающие за ограничение миграции, сохранение языка и культуры родной страны, большую самостоятельность в международных вопросах. В современной России существует достаточно условий для развития этнического национализма. Большинство из них уже имело место в истории различных стран и регионов мира.

Способов борьбы с национализмом не так много, одним из них является социальная реклама. Социальная реклама против национализма является одной из самых популярных за счет, как эффективности, так и массовой распространённости. Она рассчитана на широкую общественность. В отличие от коммерческой рекламы, социальная обладает некоторой социальной ценностью, которая, в свою очередь имеет первостепенное значение для большинства населения. Социальная реклама и сегодня продолжает оставаться основным инструментом информирования общественности о наиболее актуальных проблемах и привлечения внимания к нравственным ценностям общества. Главной целью социальной рекламы гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. А ее главная цель - изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - создать новые социальные ценности.

Цель: разработка концепта серии плакатов социальной рекламы на тему: “Национализм”.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие социальной рекламы.
  2. Ознакомиться с видами социальной рекламы.
  3. Описать социальную рекламу как распространителя одобряемых ценностей и общепринятых норм.
  4. Изучить программы для верстки и дизайна (фотошоп).
  5. Разработать дизайн рекламных плакатов. Рассмотреть базовые принципы.
  6. Создать плакаты социальной тематики «Национализм».

Объектом курсовой работы является наружная социальная реклама.

Предмет курсовой работы – серия плакатов социальной рекламы на тематику «Национализм».

Методологическая база. Методологической базой для данной исследовательской работы послужили научные труды__________

Методами исследования является анализ и синтез научной литературы.

Практическая значимость. Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в теоретическом курсе обучения дисциплины «Художественное проектирование рекламного продукта».

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы.

Глава 1. Социальная реклама в современном мире

  1. Раскрытие понятия социальной рекламы

Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.

Социальная реклама — разновидность социального продукта, существенно отличается от государственной и политической рекламы

Региональная социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на освещение наиболее актуальных явлений региона с целью оказания воздействия на модель общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума данного субъекта

Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государственные органы или некоммерческие организации, а рекламные агентства и распространители рекламы в ряде случаев изготавливают и размещают её на безвозмездной основе, либо по сниженным ценам

Развитие социальной рекламы связано с представлениями о функции рекламы как агента социальных изменений, которая подразумевает, что реклама способствует или может способствовать передаче и распространению социальных норм и ценностей. Как и коммерческая реклама, социальная реклама благодаря своей тиражности, многообразию, лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Вместе с тем, мнения в отношении эффективности социальной рекламы неоднозначны.

Социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели. Стратегической целью любой социальной рекламы является изменение поведенческой модели общества по отношению к объекту рекламы, а в некоторых случаях — создание новых социальных ценностей. В качестве объекта такой рекламы выступает осязаемый или неосязаемый социальный продукт (идеи, ценности, отношения), предназначенный для осуществления определенных изменений в сознании и поведении общественных групп. Этот вид рекламы представляет общественные или государственные интересы и, как правило, ориентирован не на узкую целевую группу потребителей, а на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу, либо на все общество или его значительную часть.

Социальная реклама относится к некоммерческой рекламе, так как не подразумевает извлечения прибыли. Чаще всего заказчиками такой рекламы выступают государственные институты и общественные организации, а рекламопроизводители и рекламораспространители производят и размещают ее на безвозмездной основе, в соответствии с требованиями законодательства. Регулирование социальной рекламы в разных странах организовано по-разному: в одних странах эти функции сосредоточены в руках правительства, в других этим занимаются общественные организации, в третьих регулирование практически отсутствует. В большинстве государств специального законодательства о социальной рекламе не существует. В России социальная реклама регулируется законодательно. Основные участники рынка социальной рекламы. Конечно, о понятии рынка пока говорить рано, но основные игроки уже определены — это государство (в том числе министерства и ведомства), некоммерческие организации, политики и политические партии, бизнес. Если государственную рекламу мы уже определили как подвид социальной (см. определение), то включение социальных мотивов в политическую и коммерческую рекламу никак социальной называться не может, хотя под нее мимикрирует (социальной рекламе часто больше доверяют). Поэтому реклама СПС 2003 г., например, «Сытый солдат — лучший защитник» или откровенная аллюзия в Челябинске на здании Госдумы 2007 г. — «Позвоните своим родным!» — это, конечно, политическая реклама с социальным дискурсом. Нужен ли отдельный закон о социальной рекламе? До недавнего времени в дискуссиях на эту тему выделялось уверенное мнение, что такой закон нужен. Однако у противников принятия закона есть вполне веские аргументы: он только усложнит сферу регулирования социальной рекламы и продемонстрирует беспомощность в управлении процессами в среде социальной рекламы в России. Действительно, в развитых странах мира не существует не только закона о социальной рекламе, но даже Закона «О рекламе», так как на устойчивом рекламном рынке нет вопиющих прецедентов и постоянных нарушений. К слову сказать, основная путаница в толковании социальной рекламы заключается также в том, что сам термин «социальная реклама» не совсем точен. «Социальная» — слово слишком многозначное, чтобы иметь точную коннотацию. «Реклама» — слишком коммерческое в нашем понимании. Все основные споры и толкования, в том числе в области законодательства, идут еще и из-за этой терминологической неточности формулировок. Изучив ситуацию с законодательством в сфере социальной рекламы в странах ближнего и дальнего зарубежья, мы с группой экспертов пришли к выводу, что в данное законодательство уместно вносить изменения и дополнения в рамках статьи 10 существующего Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г.

1.2. Виды социальной рекламы

1. Реклама про образ жизни.

Такая реклама руководствуется двумя основными целями: поддержкой среди людей здорового образа жизни (тема СПИДа, правильного питания, упрочнения семейных отношений и т. п.), а также избегание негативных общественных тенденций (пропаганда вреда наркотиков, алкоголизма, курения и пр.).

Главный недостаток подлобной социальной рекламы - она показывает, но не решает проблему. Социальная реклама – это социальный pr (социальная pr кампания, pr кампании против общественных проблем, социальные pr акции и pr проекты) - некоммерческая, общественная реклама, направленная против социальных проблем, «реклама в чистом виде», без наложений интересов клиента, марки и прочих коммерческих факторов. См. подробно.

Основы здорового образа жизни – это культура здорового образа жизни человека, которая определяется его воспитанием, средой и уровнем жизни, отношение человека к своему здоровью, и которая включает в себя следующие составляющие здорового образа жизни: отказ от вредных привычек (см. социальную рекламу против курения и пьянства); правильное питание (рациональное питание) – ограничение слишком жирной пищи, калорийной еды и наедания «на ночь» (менее, чем за 2 часа до сна), правильное питание (рациональное питание) – сбалансированная еда по составу жиров, углеводов, белков и витаминов, - чаще всего не хватает в рационе питания витаминов (свежих овощей и фруктов) и белков (яйца, творог, сыр и другие молочные продукты, а также мясо – полезнее всего -крольчатина, свинина и рыба, как продукты с лучшей усвояемостью белка, менее жирные, антиаллергенные и не изменяющие кислотность желудка, как например, курица, противопоказанная при язве); здоровое питание - отказ от фастфуда – быстрого некачественного питания в «забегаловках» типа Макдональдс (посмотрите на американцев!), продуктов с большим содержанием холестерина, геномодифицированных продуктов и канцерогенов – того же многократно пережженного во фритюрнице растительного масла (картошка фри, гамбургеры и пр.); правильное питание (рациональное питание) включает в себя и отказ от «быстрой перекуски всухомятку на ходу» и ограничения в питании продуктов с большим количеством консервантов (Е и пр.) – особенно вредными признаны газировка, чипсы, продукты, приготовленные во фритюре (картошка фри); правильное питание (здоровое питание) - употребление большого количества овощей и фруктов и употребление не менее 2 литров воды в день на взрослого человека (желательно часть именно чистой воды, а не кофе и пр. напитков); здоровый образ жизни – это и достаточный сон (не менее 7-9 часов в сутки) и полноценный отдых; основы здорового образа жизни обязательно включают в себя занятия спортом (физкультура, зарядка, или умеренные физические нагрузки, например на даче); свежий воздух (проветривание помещений, увлажнение воздуха в помещениях, озонирование) и регулярные прогулки на свежем воздухе (врачи рекомендуют по 1-2 часа в день) – неотъемлемая часть культуры здорового образа жизни современного человека; Основы здорового образа жизни - это и закаливание и профилактика заболеваний (см. социальную рекламу о профилактике болезней).

Здоровый образ жизни (основы здорового образа жизни и культура здорового образа жизни) человека начинается с самого раннего детства - воспитание здорового образа жизни родителями, в садике и школе (здоровый образ жизни школьника) - начиная с зарядки, личной гигиены (обтирание полотенцем и контрастный душ), пристрастий к еде и прочих факторов здорового образа жизни.

В данном разделе представлены лучшие, наглядные и креативные социальные плакаты, направленные на формирование здорового образа жизни: здоровый образ жизни, правильное питание (рациональное питание), основы здорового образа жизни, культура здорового образа жизни, составляющие здорового образа жизни, здоровый образ жизни и спорт, воспитание здорового образа жизни, проблемы здорового образа жизни, профилактика здорового образа жизни. Темы социальной рекламы (тема здоровый образ жизни): правильное питание, здоровое питание и рациональное питание, ожирение и похудение, пропаганда спорта (физкультура, зарядка, здоровый образ жизни и спорт).

2. Реклама правопорядка и законопослушности.

Подобная социальная реклама виды не имеет, но несет важный информационный посыл. Основной задачей в таком случае становится донесение до людей важность правосознания, процесса защиты общественных интересов, отстаивание прав человека.

3. Адресная реклама.

Такая рекламная информация рассказывает о координатах специальных госслужб и общественных организаций (противопожарные службы, МЧС, службы охраны порядка и т. п.).

4. Событийная реклама.

Эта социальная реклама служит примером того, как страна может преподносить людям информацию про обязательные и важные

торжественные мероприятия. На подготовку мероприятия мы берем от трех недель до месяца. Способы распространения событийной рекламы.

Сайт и группы.

Изначально информация о мероприятии размещается на всех собственных ресурсах и во всех социальных сетях. Хорошо, если у Вас есть аккаунты в самых популярных из них: Вконтакте, Facebook, Youtube, Instagram.

Купонаторы и инфопорталы.

Анонс вечеринки должен появится на максимальном количестве источников, запуск большого количества купонаторов также придаст хороший пиар эффект и пригонит трафик на сайт

Распространители и организаторы.

Обязательно задействуйте людей и их аккаунты в соц. Сетях для рекламы мероприятия, а рекламные агенты позволят задействовать оффлайн каналы и задействуют сарафанный эффект. Обязательно используйте распространителей билетов при организации вечеринки, не забывая составить для них памятку.

Печатка, наружка.

Флаеры и афиши, нанимая промоутеров для раздачи листовок и расклейки афиш.

Паблики и смс-рассылка.

Последние дни — самые активные продажи и самый тяжелый период для организатора, так как приходится не только создавать большой поток клиентов, но и обрабатывать всех, а так же не упустить остальные организационные моменты при подготовке мероприятия. Паблики и смс-рассылку. Больше лучше, меньше хуже, но не хочется надоедать подписчикам и мазолить глаза участникам сообществ. Уверен, мы хорошенько выжимаем базу и социальные сети. Учтите, что все это время, до и после вечеринки запущены таргетированная реклама вконтакте и яндекс директ. Они могут быть как основным источником трафика, так и дополнительным, фоновым(одноцентовый директ например).

5. Реклама милосердия и благотворительности.

Яркий пример такой социальной рекламы - информация о сборе денег на постройку церкви, на проведение операций и пр.

Главная цель социальной рекламы благотворительных организаций и фондов — сбор денег, вещей, еды, поиск других ресурсов или привлечение волонтеров для помощи тем, кто в ней нуждается. Социальная несправедливость является одним из феноменов современного мира. На планете достаточно ресурсов, чтобы прокормить все население Земли. Но в силу экономических, политических и других факторов, правительства не состоянии обеспечить приемлемый образ жизни даже для половины землян. Голод, отсутствие крыши над головой и безработица — это реальность для всех стран без исключения. Даже в самых благополучных и социально-ориентированных государствах проблема бедности не решена до конца.

История благотворительности началась тысячи лет назад, еще в древнем мире. В активном становлении такой деятельности участвовали религиозные организации. Современные фонды — как церковные, так и светские — продолжают традиции, созданные веками.

Также благотворительные фонды ведут борьбу с отдельными проблемами, в частности с заболеваниями, с которыми люди не в состоянии справится без посторонней помощи, а система здравоохранения не способна предоставить бесплатную медицинскую помощь. В нашей подборке — социальная реклама, призывающая делать добро и делиться с теми, кому тяжело в бороться с жизненными трудностями.

1.3. Социальная реклама как распространитель одобряемых ценностей и общепринятых норм

Культурологи выделяют довольно много подходов в понимании и определении культуры, один из них – ценностный подход, в котором культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Чтобы объект обладал ценностью, нужно, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств. Способность устанавливать ценность объектов связана с образованием в уме человека ценностных представлений, но важно также и воображение, с помощью которого создаются совершенные образцы, или идеалы, с которыми сравниваются реально существующие объекты. «Обычно ценности понимаются как сформированные представления, значения некоего объекта для субъекта». При таком подходе ценность оказывается разновидностью значения. Для корректного применения понятия ценности в лингвокультурологии особую актуальность приобретают работы С.Н. Виноградова. Ученый определяет ценность как «идеальное образование, представляющее собой важность (значимость, значительность) предметов и явлений реальной действительности для общества и индивида и выраженное в различных проявлениях деятельности людей». Выраженность ценности, возможность ее физического проявления обнаруживает ее объективную сущность. Разновидностью выраженности является языковая выраженность – языковое и речевое воплощение представлений людей о ценностях, словесные модели ценности, создаваемые носителем языка. Простейшим примером выраженности ценностей являются такие их названия, как добро, красота, справедливость, свобода, правда и т.д.

Ценность всегда связана с оценкой, понимаемой широко – как определение уместности, полезности, целесообразности чего-либо, то есть как положительное или отрицательное отношение к чему-либо.

Оценка – форма существования ценностей. Для лингвокультурологии

самыми важными являются оценки, выраженные словесно. Наиболее очевидно ценность и оценка связаны с такими языковыми явлениями, как семантика, языковые и речевые средства выражения значения, парадигматические отношения, обусловленные закономерностями варьирования и выбора номинативных единиц (семантико-стилистическая синонимия, вариантность лексических и фразеологических единиц и т.п.). Итак, ценность как разновидность идеального связана с выбором языковых средств, способов речемыслительной деятельности. Ценность в целом связана с деятельностью. Человек всегда к чему-либо стремится, чего-то избегает. При этом он оценивает и окружающих людей, и жизненные обстоятельства, и собственное поведение и на основе этой оценки действует. Структура и классификация ценностей Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типологизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, политические, экономические, духовные, семейные, трудовые, образовательные и т.д. На уровне социокультурной системы основаниями служат функции ценностей по отношению к функционированию данной системы и принадлежность ценностей к определенному типу системы. Специалисты выделяют:

1. Традиционные ценности (подчинение поведения индивида

сохранению и воспроизводству ценностей, давно сложившихся в данной цивилизации);

2. Либеральные или современные ценности (тип общества - modernity,

приоритет личности, индивида, стремление к достижению рациональных целей индивидов);

3. Общечеловеческие ценности.

Существуют также интегрирующие и дифференцирующие ценности. Чем универсальнее ценность, тем выше ее интегрирующая функция и наоборот. Но одна и та же ценность может выполнять разные функции на различных стадиях развития общества. По функциональному основанию можно выделить одобряемые и отрицаемые ценности, т.е. те, которые поддерживает большинство респондентов (в рамках исследования) и меньшее число респондентов. По характеру ориентиров поведения человека выделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности являются дальними, целевыми. Они обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей – такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда. Инструментальные ценности – это «ближние», служащие средствами по отношению к первым. В них отражены нормы, средства, качества людей, которые позволяют достигать индивиду те или иные цели – такие качества как независимость, инициативность, авторитетность и др. Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными. Другим важным основанием для классификации ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей личности:

1. Витальным, значимым для сохранения и продолжения жизни

(благополучие, комфорт, безопасность);

2. Интеракционистским – более сложным потребностям в общении,

взаимодействии с другими людьми;

3. Социализационным – еще более сложным потребностям в усвоении

ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе;

4. Смысложизненным – высшим по сложности и функциям

потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни. А. В. Андреенкова в контексте анализа особенностей российского общества выделила «материалистические» и «постматериалистические» ценности. Под материалистическими ценностями подразумевается «предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия», а под ценностями «постматериализма» - «подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни». При этом последний вид ценностей, по мнению автора, характерен для современного российского общества, когда на первый план выступает не просто благополучие, а именно желание выразить себя, реализовать свои таланты и способности, принадлежать определенной социальной группе, слои и т.д. Поведение людей мотивируется на основе совокупности потребностей, направляющих действия людей на определенные объекты. Удовлетворение основных потребностей, отмечает Андреенкова, происходит в детстве и молодости, и однажды усвоенное остается неизменным на протяжении всей жизни в виде ценностных приоритетов. Люди имеют склонность отдавать большее предпочтение тем потребностям, в которых они нуждаются в настоящий момент. Как только эти потребности удовлетворяются, они перестают быть ценностями, теряют свое значение и уступают место другим. Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения. Итак, в ценностной ориентации опосредованно отражаются интересы индивидов и групп, которые определяются системой социально-экономических отношений данного общества. Это осознание человеком, общественной группой всей совокупности самых основных и существенных желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Глава 2: Разработка концепта плакатов социальной рекламы на тематику: «Нацизм»

2.1. Работа в программах вёрстки и дизайна

Полиграфический дизайн, или дизайн полиграфической продукции — разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель. Под разработкой дизайна в полиграфии понимается графическое оформление макета согласно пожеланиям заказчика и в соответствии техническим требованиям для реализации данной продукции. Допечатная подготовка, или препресс (англ. prepress) — подготовка макета к печати в соответствии с техническими требованиями, которые выставляет типография. В предпечатную подготовку входит изготовление фотоформ, печатных форм, штампов для высечки и другие процессы, необходимые для конкретного заказа. Печать — основной процесс в типографии при работе над заказом. От качественной печати зависит результат восприятия готового изделия в целом. После печати тираж некоторое время подсыхает и только потом поступает на послепечатную обработку, такую как брошюровка, переплёт, склейка, ламинирование, лакирование, высечка, тиснение, конгрев (описание четырёх последних технологий смотрите ниже) и т. п.. Задача полиграфического дизайна разработать дизайн таким образом, чтобы обеспечивать лёгкость восприятия на печатном носителе. Полиграфический дизайнер должен знать, на каком носителе будет представлен готовый макет, какие процессы пройдёт макет, прежде чем готовый продукт выйдет в свет. В полиграфии, кроме самой бумаги, большую роль играют технологии, которые можно задействовать при создании оригинальной печатной продукции. Это выбор типа ламинирования, сплошной или выборочной лакировки, тиснения фольгой, высечки, конгрев. Всё это, кроме того что расширяет поле деятельности для дизайнера, ещё и возлагает на него большую ответственность: некоторые послепечатные процессы достаточно дорогостоящие и при больших тиражах любая ошибка может принести существенные убытки. Лакирование печатной продукции улучшает как её внешний вид, так и потребительские свойства. При лакировании на поверхность печатного оттиска наносится слой лакового раствора, который после высушивания создаёт прочную прозрачную однородную плёнку. Слой лака придаёт изображению блеск, повышая контрастность и насыщенность цветов. Кроме того, лак защищает от влаги и загрязнения, препятствует истиранию красочного слоя, увеличивает прочность и долговечность. Технология ультрафиолетового лакирования может быть сплошной и выборочной, что делает её привлекательной в качестве дополнения к печати. Лакирование подразделяется на матовое и глянцевое. Также используется технология Drip-off лакирования - технология лакирования печатного изделия двумя типами лака (масляного и воднодисперсионного) для получения одновременно и матового и глянцевого эффекта изображения. Сначала производится выборочное лакирование матовым лаком. Затем по всей поверхности изделия наносится глянцевый лак, который стекает в области без матового покрытия. Это сохраняет матовый эффект в определенных областях и глянцевый эффект на всех остальных участках. Высечка — вырубка из листа бумаги прямоугольной формы изделий сложной формы посредством удара штампом по контуру. Штампы для высечки используются как стандартные, например для папок, так и изготавливаются под конкретный заказ. Высечка часто используется для изготовления открыток, карманных календарей, этикеток, упаковок и для многого другого. Тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и бумагой протягивается фольга и производится прессование. Тиснение фольгой было известно ещё в Дании во время изготовления книг. Конгревное тиснение без фольги выполняется при помощи пресса горячего тиснения путем выдавливания изображения. Конгрев — популярный вариант дизайна, который используется при оформлении суперобложек, этикеток, открыток, мягкой упаковки, дипломов и пр. Конгрев может использоваться как самостоятельный вид оформления, так и в комплексе с другими видами тиснения, например, с тиснением фольгой. Современные электронные технологии позволяют внедрять в печатную продукцию видеофрагменты. Отличительной особенностью полиграфического дизайна является то, что утверждённый или согласованный дизайн — лишь начало печатного процесса. Поэтому разработка полиграфического макета должна соответствовать требованиям всего происходящего с ним в дальнейших процессах.

Основные ошибки при разработке дизайна. Ошибкой является простой перевод готового макета из модели RGB в CMYK. Основная проблема состоит в том, что при конвертации в CMYK чёрный текст раскладывается на четыре краски, что приводит к «свечению» текста при печати, и делает его нечётким. Весь текст чёрного цвета должен печататься одной чёрной краской. В других цветах при такой конвертации также могут возникнуть проблемы. Также частой ошибкой является использование одной чёрной краски при запечатке больших площадей. В этом случае чёрный воспринимается как «прозрачный чёрный», поэтому для придания плотности рекомендуется использовать сложный чёрный цвет— добавление красок Cyan, Magenta и Yellow. Параметры сложного чёрного цвета уточняются в типографии и в основном зависят от толщины и типа бумаги. Обычно суммарная краска сложного чёрного не превышает 300 %.

Ещё одной особенностью является печать чёрного текста по цветным плашкам — если в программе вёрстки не установлен параметр «Overprint», то создаётся белая выворотка, и при малейшем не совмещении у текста появляются паразитные белые контуры. Чтобы избежать проблем с чёрным цветом, макет должен сразу разрабатываться в цветовой модели CMYK, и для всех элементов с чёрным цветом должен быть установлен режим «overprint». В этом режиме выворотка под чёрным не создается, и любой объект, обозначенный таким образом, печатается как бы поверх других. Цветовое восприятие.

В полиграфическом дизайне важна правильная передача цветовых тонких оттенков. Подход WYSIWYG здесь не подходит. Отпечатанная на разном оборудовании полиграфическая продукция будет отличаться как из-за самого оборудования, так и из-за качества используемой краски. Для того чтобы цветовое восприятие готовой продукции максимально приближалось к эталону, делают цветопробу или контролируют процесс печати на месте. Технические требования к макету.

Опытный полиграфический дизайнер, прежде чем начать разрабатывать дизайн, запросит у типографии технические требования. Большинство журналов также предоставляют свои требования к рекламным макетам. Например, требования по растровым макетам могут выглядеть так: «разрешение — 300 dpi; цветовая модель — CMYK; формат файла — TIFF; отступ под обрез — 3 мм».

Adobe Photoshop — многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop, на жаргоне российских пользователей — «шоп». В настоящее время Photoshop доступен на платформах OS X, Windows, в мобильных системах iOS, Windows Phone и Android. Также существует версия Photoshop Express для Windows Phone 8 и 8.1. Сейчас в США идёт бета-тестирование стриминговой версии продукта для Chrome OS. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версий 8.0 и CS6 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API — Wine.

Adobe Illustrator был задуман как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в самых разных целях, в том числе и в виде иллюстратора. Он очень удобен для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой — простого одностраничного документа. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом, легким доступом ко многим функциям, широким набором инструментов для рисования и продвинутыми возможностями управления цветом, текстом, что позволяет создавать векторные изображения любого уровня сложности.

CorelDRAW — редактор, разработанный канадской корпорацией Corel.

Текущая версия продукта — CorelDRAW Graphics Suite X7, доступна только для Microsoft Windows. Более ранние версии выпускались также для Macintosh и Linux. Последняя версия для Linux — 9-я, выпущенная в 2000 году.

2.2. Дизайн плаката социальной рекламы. Базовые принципы.

Вряд ли кто-то сегодня будет оспаривать или недооценивать значение дизайнерской деятельности в создании любого рекламного продукта, ведь дизайнер – это прежде всего проектировщик идей, он работает и со смыслосодержащими составляющими рекламы? и со всеми визуальными компонентами, начиная с логотипа и наименования продукта, заканчивая сложными рекламными комплексами и кампаниями. Дизайнер рекламы – это не просто иллюстратор или компьютерный рисовальщик, это специалист, который способен соединить смысловую часть (пользу) и визуальную часть (красоту) рекламного продукта максимально творчески, оригинально и остроумно, как того требует общий замысел, называемый РЕКЛАМНОЙ ИДЕЕЙ, которая? в свою очередь, тоже является объектом разработки для дизайнера. Сфера рекламы широка и разнообразна, специалистами принято разделять рекламу на коммерческую, социальную и политическую. В этой статье пойдет речь о рекламе социальной или гуманитарной. Что же такое социальная реклама сегодня, какова специфика роли дизайнера как проектировщика объектов социальной рекламы?

Что принято называть социальной рекламой.

Такое понятие как социальная реклама существует только в России, на Западе его заменяет «Publik Interest». Крупнейшие западные теоретики рекламы Бове и Аренс в своей книге «Современная реклама» пользуются термином «некоммерческая реклама», которая классифицируется по видам организаций, пользующихся ею. Такая реклама также известна под термином «Объявления общественных служб» (public service advertising и public service announcement, сокращенно PSA). На территории России действует «Закон о рекламе», в котором оговорены возможности производства и размещения социальной рекламы.

По сути, цель социальной рекламы — изменить отношение публики к какой-либо проблеме, привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам или сообщить о социальных инициативах властей, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности. Известный исследователь рекламы, в том числе социальной, Федотова Л.Н. пишет: «…общество востребовало к жизни очень важный вид рекламы – социальную рекламу, так как столкнулось с проблемами, решение которых зависит от массового поведения. Мультиплицировать модели предпочитаемого обществом поведения стало функцией этого вида рекламы. Этот вид рекламы формирует образ «социально одобряемого и социально неодобряемого действия или мнения (эмоции), сверхзадача такого обращения к массам – это участие людей (участие как действие и участие как соучастие, сопереживание) в решении обозначенной проблемы».

Пристальное внимание известных дизайнеров к сфере социальной рекламы обусловлено родственной природой целей и базовых принципов дизайна и социальной рекламы – обостренное, чуткое восприятие социальных бед общества; принцип гуманности; неравнодушное отношение к человеку (пользователю, потребителю); стремление находиться «на острие» самых актуальных и злободневных явлений и как следствие – стремление к активной трансформации жизненной действительности в лучшую сторону. Культовая фигура американского дизайна Филипп Старк сказал: «Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира». Особо любимой и популярной формой дизайнерского творчества в этой сфере является плакат социальной рекламы.

С советских времен существует устойчивый вербальный оборот «искусство плаката». Так что же такое плакат – искусство или дизайн? В данной статье рассматривается плакатное творчество как дизайнерская деятельность в сравнении с художественным творчеством в искусстве. Несомненно, общие черты легко обнаружить, они есть, но, по нашему мнению – социальный плакат был, есть и будет объектом дизайна. Убедительны слова исследователя графического дизайна Сергея Серова: «В дизайнерской профессии плакат стоит несколько особняком. С одной стороны, это почти станковая форма графического дизайна, самостоятельная область творчества. С другой – плакат принадлежит самой сердцевине графического дизайна. Здесь развивается проектное воображение, совершенствуется визуальный язык. Для дизайнеров плакат – постоянный спутник профессиональной биографии. Это и учебное задание на первом курсе, и вершина свободного творчества. Поэтому сохранение плаката как жанра – вопрос экологии проектной культуры. Будучи лишенным возможности для плакатного выражения весь графический дизайн измельчает и захиреет».

Социальный плакат – проверенный временем объект некоммерческой рекламы.

Плакат, как особая форма тиражной полиграфической продукции, является одним из старейших видов рекламы. Социальный плакат, получивший массовое распространение в начале двадцатого века, в первую мировую войну, не утратил актуальности и по сей день. Вообще, слово «плакат» появилось в конце девятнадцатого века, как калька с немецкого "das Plakat". В Англии и США использовалось название "poster", происходящее от слова "почта". Считается, что в этих странах подобные листы появлялись прежде всего около многолюдных почтовых станций. Во Франции прижилось слово "affiche" – афиша. Сейчас в профессиональной рекламной среде «постерами» нередко называют различные по пропорциям и размерам широкоформатные рекламные плакаты, в том числе и в наружной рекламе, поэтому понятие «плакат» можно считать шире, чем это было принято в начале и середине прошлого столетия. Современные рекламисты и дизайнеры любят употреблять сленговое «принт» в значении «плакат» (от англ. Print – печатать).

Таким образом, плакат сегодня это все – от традиционного бумажного полиграфического плаката в помещении до широкоформатных «бигбордов» (от англ. bigboard – большая доска, т. е. большая рекламная плоскость) на фасадах зданий. Выразительный язык социального плаката имеет свои особенности. Существует несколько базовых графических принципов дизайна плаката, знание и владение которыми помогут дизайнеру-графику создать действительно яркий, актуальный эффектный продукт. Рассмотрим эти формальные графические принципы, а также некоторые творческие приемы в проектировании социального плаката.

Однозначность.

Важнейшим принципом плакатного дизайна является необходимость однозначного толкования созданного образа, иначе будет невозможно достичь рекламного эффекта. То, что является достоинством художественного произведения – глубина, многозначность и многоплановость смыслов и образов – совершенно недопустимо в плакате. Все шумы и посторонние смыслы, мешающие восприятию основной мысли, идеи плаката, должны быть безжалостно отброшены. Об этом красноречиво пишет Л.Н. Федотова: «В социальной рекламе должна быть максимально эксплицитно, явственно выражена идея совершения благовидного и/или неблаговидного поступка…сама суть этой дихотомии хорошо – плохо должна отчетливо присутствовать если не текстуально, то как явный мыслительный вывод. Искусство может, воспроизводя все многообразие мира, «искать в злодее положительные черты», но этот прием не годится для такого прагматичного посыла, каким является реклама» [5]. Чаще всего мерой, исключающей множественность толкования, является добавление автором текстового комментария: слогана или лозунга.

Лаконичность.

Совершенно разумно использовать в плакате только лаконичную, хорошо и быстро считываемую графику. Темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких и нескучных фраз, которые люди способны воспринять буквально «на ходу», в суматохе современной городской улицы. Дизайнеру не стоит рассчитывать на возможность спокойного, размеренного созерцания своего продукта.

Среда обитания социального плаката – это не картинная галерея со зрителем, изначально настроенным на вдумчивое созерцание произведения, это насыщенная и агрессивная медийная среда. «Плакат – искусство городское. Он призван привлекать наши бездумно автоматические взгляды, пробуждая от постоянной спешки, возвращая на мгновение смысл жизни», – пишет Сергей Серов. Современная реклама назойлива и активна, она сама находит и «нападает» на человека. Чтобы творческие усилия дизайнера не были потрачены даром, не оказались незамеченными, разработчик должен знать современные эргономические требования в области визуального восприятия графических объектов, умело использовать весь арсенал композиционных и креативных средств, для создания конкурентоспособного, запоминающегося и лаконичного плаката.

Принцип синхронности.

Залог эффективности плаката – использование в нем современной по отношению к адресату эстетической системы, другими словами, актуальный плакат требует, чтобы эстетическая система дизайнера была синхронна и современна эстетической системе получателя сообщения. Не случайно, так плотно к социальному плакату прикрепился речевой оборот «на злобу дня», во-первых, потому что «злоба дня» никак не кончается, всегда есть насущные и острые проблемы современности, а во-вторых, специфика плаката, как недолговечного рекламного объекта, требует от него актуальности, остроты и звенящего напряжения, даже в тех случаях, когда речь идет о вневременных, вечных проблемах человечества.

Во вступительной статье к альбому-сборнику «Московский концептуальный плакат 1990-х годов» Сергей Серов рассуждает: «…какие только крайности изобразительного и выразительного, интеллектуального и эмоционального, личного и социального, вечного и сиюминутного здесь (в плакате – прим. автора) не сходятся! Его век недолог, надо спешить – и потому он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее. Плакат – неподкупный свидетель…в нем отпечатываются ритмы повседневности, воплощаются жизненные образы, стили, ценности и смыслы. Плакат часть визуально-символической среды, воздуха, которым оживотворяется современный мир».

Для дизайнера соблюдение принципа синхронизации дает возможность быть услышанным и понятым современниками, в случае игнорирования этого принципа получатель не сможет правильно декодировать содержание рекламного сообщения, что допустимо в искусстве, но непростительно в реальной рекламной деятельности.

В истории плаката принцип синхронизации можно очень четко проследить. Коммерческая реклама в этом плане более лояльна к историческим цитатам и радикальной стилизацией под эстетику давно минувших дней – это оправдано спецификой товара, фирмы-производителя или особенностями целевой аудитории. Профессионал, занимающейся разработкой социального плаката для массового потребителя, обязан уметь сдерживать свои порывы творческого самовыражения, выливающиеся в использовании исторических стилизаций и графических приемов прошлых эпох, насколько бы виртуозно и грамотно он ими не владел. Осведомленность и эрудированность специалиста в этих вопросах, личные стилевые пристрастия не должны доминировать над актуальной системой эстетических координат, понятной целевой аудитории.

С другой стороны – синхрония тоже не догма! Существует такое противоречивое явление как мода на различные ретро-стили, тематика плаката может потребовать необходимости в диахронном срезе. Иногда столкновение современной и исторической стилистики может дать неожиданное, яркое и остроумное решение социального плаката. В данном случае ключевым фактором успеха является квалификация дизайнера, его культурная интуиция, стремление к поиску новых выразительных приемов совместно с четким и концептуально проработанным проектным прагматизмом. Любое графическое «безумство» должно быть осмысленно и спроектировано в рамках конкретной задачи, для определенной целевой аудитории.

Вербальная (словесная) компонента плаката – возможны варианты.

Текстовому обращению в социальном плакате, как правило, отводится если не доминирующая, то очень важная роль, при этом возможны любые варианты его соотношения с изобразительной графической компонентой – от полного отсутствия до стопроцентного доминирования при отсутствии графики.

Вариант первый – присутствие текста стремится к нулю. С советских времен все хорошо помнят карикатурные злободневные картинки с подписью «без слов», действительно, зачем лишние слова и комментарии, когда графический образ красноречиво и выразительно доносит мысль автора. По принципу эмоционального воздействия такой плакат можно сравнить с произведением современного искусства, главное, чтобы принцип однозначности прочтения рекламной идеи был соблюден и адекватно обслужен графикой. В коммерческой рекламе тоже могут найтись примеры отсутствия текстовой компоненты рекламного послания, при этом необходимо хотя бы минимальное присутствие лейбла продвигаемого товара. Среди новейших образцов социального плаката от самых известных рекламных агентств и дизайнеров мирового уровня можно обнаружить работы, где текстовое присутствие аналогичным образом ограничивается лишь маркировкой бренда проекта или общественной организации типа Гринпис (GREENPEACE) плюс адрес Интернет-ресурса, весь дизайнерский креатив, вся образная рекламная идея плаката сконцентрирована в изображении.

Вариант второй – самый распространенный, когда текстовая часть и графическое изображение, дополняя и усиливая друг друга, являются необходимыми и неотъемлемыми компонентами социального плаката. Графическое решение шрифта слогана и в целом шрифтовой композиции может быть от самого простого, как бы незаметного, до самого сложного и вычурного, с использованием зигзагообразных или радиальных траекторий написания, с перетеканием и проникновением в изобразительные элементы. Возможных графических решений – масса, главный критерий качественного продукта – чувство меры дизайнера и соблюдение вышеупомянутых принципов лаконичности, читабельности и соответствия проектной задаче.

Третий вариант – полное доминирование в социальном плакате вербального компонента. В одном случае, подразумевает придание шрифтовой композиции образной выразительности с помощью различных графических приемов, без использования каких-либо активных графических фоновых элементов. В другом случае, весь рекламный креатив, смысл и неповторимая авторская идея заключены и реализованы непосредственно в вербальном виде, шрифтовая композиция в этом случае «принимает удар на себя».

Игра дизайнера со знаками и буквами (Aid — помощь, поддержка, англ.) наглядно показывает, что при внесении в фонд пожертвований можно помочь разбить СПИД, победив болезнь.

Рассмотренные в этой статье принципы, в основном, носят рекомендательный, но не строгий и догматический характер. Поиск творческих отклонений от устоявшихся жанровых нормативов всегда был характерен для беспокойного, неугомонного, вечно неудовлетворенного дизайнерского взгляда на мир, окружающий человека. Суть профессии дизайнера и мера его таланта и квалификации заключается в умении создавать яркие, остроумные и неожиданные решения в ситуации строгих проектных ограничений и огромной ответственности перед потребителем, особенно если заранее известно, что проектируемый продукт будет массовым, крупно-тиражным, таким как плакат социальной рекламы. С другой стороны, у дизайнера даже в самые сложные и нестабильные времена всегда была возможность полноценной творческой реализации в малотиражном авторском плакате, который многие искусствоведы называют «выставочным».

Исследуя российский авторский «концептуальный плакат» конца 1990-х, Сергей Серов пишет: «Выставочная волна перестроечного плаката прокатилась по всей стране. Больше всего общественность удивляли, будоражили, волновали работы тех художников, которые создавали свои плакаты по внутреннему побуждению, а не по тематическим планам, наполняя свои произведения интонациями личными, искренними, исповедальными… Выставка проявила и обозначила существования этого явления – плаката, «заказчиком» которого был автор, плаката для самого себя, плаката, в котором художник стремился раскрепостить свое зажатое правилами, догмами, комплексами мышление, призванное быть творческим. В некотором смысле «авторство» – синоним творчества, и авторский дух необходим всякой работе, сколь жесткими не были бы ее условия и рамки». В этой цитате Серов не случайно авторов называет художниками, хотя в книге они фигурируют как дизайнеры, дизайнеры по призванию, по проектному подходу, но в силу многих исторических факторов и творческих концептуальных изысканий плакаты тех лет оказались так близки к искусству, а не к массовому рекламному продукту. Авторское плакатное творчество существует и сегодня, и причисляется оно к современному актуальному искусству.

Плакат социальной рекламы всегда был и остается очень благодатной тематикой в учебном процессе. Учебное творчество свободно от строгих, фиксированных внешних установок, поэтому в рамках учебного процесса есть возможность отработать самые экстремальные и выразительные творческие приемы. Социальная реклама для обучающегося студента дизайнера – полигон для отработки своего личного творческого почерка, возможность освоить самые зрелищные и эффектные рекламные ходы и приемы, вплоть до «шоковых» и эпатажных. Тема социального плаката остается актуальной и интересной как для научного исследования, так и для более эффективного и глубокого внедрения в процесс высшего образования учебных заведений, готовящих дизайнеров рекламы и графики.

2.3 Разработка плакатов по тематике «Национализм»

Выбор идеи плаката социальной рекламы.

Идея плаката должна быть сформулирована таким образом, чтобы было очевидно, что это проблема конкретной целевой группы (целевая группа – это группа людей, объединённая общими признаками, или объединённая ради какой-либо цели или задачи), что она важна и актуальна, и требует решения. По выбранной проблеме необходимо изучить, какие шаги предпринимались и предпринимаются в стране, регионе, городе для ее решения. И необходимо понять, как разработанный плакат поможет решить проблему.

Необходимо отметить, что в настоящее время всё большее внимание в нашей стране уделяется экологической безопасности. Это обусловлено мировой тенденцией, ростом сознательности граждан и экономически активного населения, а также безусловной явностью проблем. Социальная реклама один из немногочисленных, но ярких инструментов, позволяющих обратить внимание на самые острые проблемы, такие как, например, охрана окружающей среды. Однако она должна не только привлечь внимание к проблемам экологии, но и показать пути их решения, убедить общество в необходимости сохранения природы, окружающего мира. Существование экологической социальной рекламы означает, что обществу нужна эта система ценностей, что обществу не все равно, каким вырастет новое молодое поколение, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.

Проработка выбранного эскиза.

Прорабатываем выбранную идею, учитывая знания по композиции, цветоведению. В работе обязательно должен быть определен композиционный центр. Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано. Взгляд зрителя должен сначала попадать на композиционный центр. Это то место, где будет наибольший контраст. Необходимо помнить про значение цвета в плакате. Цвета должны быть как можно более сочными и яркими, чтобы сразу бросаться в глаза, привлекать внимание. Причем, по мнению специалистов, цветовой контраст должен быть как можно более явным. Для выделения цветов и усиления их контрастности любому плакату необходим правильный баланс белого ко всем остальным цветам. По классическим канонам не следует убивать белое поле. Белый цвет все озаряет и наполняет композицию воздухом. Но обязательность белого цвета не догма, интересное решение позволяет отойти даже от классических канонов. Для выделения цветов и усиления их контрастности любому плакату необходим правильный баланс белого ко всем остальным цветам. По классическим канонам не следует убивать белое поле. Белый цвет все озаряет и наполняет композицию воздухом. Но обязательность белого цвета не догма, интересное решение позволяет отойти даже от классических канонов. Какие можно сделать выводы? Социальная реклама должна быть простой для восприятия, краткой и содержательной. А к тому же еще и настолько яркой, чтобы привлечь внимание потенциальной аудитории. Не стоит использовать сложные изображения с зашифрованной в них рекламной информацией. Максимально просто и максимально информативно.

Заключение.

Значение социальной рекламы в современном обществе достаточно высоко. Она является одним из механизмов регуляции современного общества, так как влияет на общество и отдельного индивида так же, как и все общественные институты, в которых происходит первичная социализация человека. Социальная реклама раскрывает проблемы в современном обществе, ищет пути их решения. Плакат является очень распространённой формой социальной рекламы. Плакат как средство социальной рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни, которые интересно проследить. Социальные плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является склонение зрителя к действию. Глубина, сила реакции зрителя на социальную рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержаться. Соответственно, выбирая тему плаката, необходимо определиться с целевой группой, для которой он будет создаваться. Это поможет правильно выбрать иллюстративный материал, подобрать текст. Материал этой методической работы основан на практике работы с учащимися подросткового возраста.

Литература

1. Алла Балашова, Владимир Вайнер, «Социальная реклама – когда прибыль больше, чем деньги!»

2. Бове К., Аренс У. «Современная реклама». – Тольятти: Довгань, 1995

3. Воронов Н.В. «Дизайн: русская версия». – М.: Тюмень, 2003.

4. Владимир Кравченко «Значение социальной рекламы в России»

5. Гюзелла Николайшвили «Краткая история социальной рекламы»

6. Екатерина Квашнина «Социальная реклама в России: особенности

7. Журнал «Рекламные технологии» № 1, 6, 2000.

8. Иванов В.С. «Как создается плакат», М., 1963.

9. Корецкий В.Б. «Товарищ плакат», Опыт, размышления. Москва.

развития»

10. Лаврентьев А.Н. «История дизайна. Учебное пособие». – М.: Гардарики, 2006.

11. Мандель Б.Р. Социальная реклама М.: Литера. 2012.

12. Перепечаева Яна «Психологические аспекты социальной рекламы»

13. Серов С.И. «Московский концептуальный плакат 1990-х годов». – М.: Линия График, 2004.

14. Федотова Л.Н. «Социология рекламной деятельности».– М.: Гардарики, 2002.

15. Феофанов О.А. «Реклама: новые технологии в России». – Спб: Питер, 2000

16. Шмитков В.Д. «Агитация искусством», М., 1977.

17. Max Gallo. L ' AFFICHE. Parangon, 2002

Разработка концепта плакатов социальной рекламы на тематику: «Нацизм»