Конспект урока для 1 класса «Таёжная сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25
Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра, Тюменская область
Конспект урока для 1 класса «Таёжная сказка»
Подготовила
Злобина Галина Фёдоровна, воспитатель
2012г.
Г. Нефтеюганск
Цель:
уточнить знания детей об объектах природы: принадлежность их к определенной экологической группе, среде обитания, образе жизни, особенностях приспособления к природным условиям; расширить представления о жизни белки, как представителя животного мира родного края;
развивать у детей умение выявлять элементарные связи между внешними особенностями животных и образом их жизни; умение делать простейшие выводы о взаимосвязях в природе;
воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Материал к занятию:
картинки для игры «Разложи животных на группы»,
картинки для игры «Кто, где живет?»,
картинки и модели для игры «Кто, чем питается?»,
картинки и модели для игры «Что важнее: лапы, когти, хвост?»,
модели (запрещающие и разрешающие знаки поведения в природе) для игры «Хорошо - плохо»,
книга-самоделка под названием «Таёжная сказка» с картинками о животных и текстом сказки; каждая страница скреплена с предыдущей липучкой.
Ход занятия:
Дети проходят и садятся на стульчики, воспитатель садится рядом с детьми и обращает внимание на книгу, которая стоит на подставке мольберта.
- Посмотрите, ребята, у нас появилась незнакомая книга, очень красивая (рассматриваем обложку). Называется книга «Таёжная сказка». Что-то в этом названии есть знакомое и родное. Слово «таёжная» что вам напоминает? (тайга). Что означает «тайга»? (высказывания детей). Уточняет ответы детей: тайга – густой непроходимый лес, который окружает города и поселки нашего края. Значит, это сказка о тайге и её обитателях. Давайте, почитаем эту книгу?
Педагог открывает книгу – на первой странице изображена белка, мышонок, клест, зимний лес.
Воспитатель начинает читать текст:
Белка с ветки на ветку скачет – пушистый хвост, острые зубки.
- Здравствуй, Белка! Поздравляю тебя с тёплым деньком! – улыбнулся мышонок.
- Спасибо! И я тебя поздравляю, - ответила Белка.
- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?
- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.
- Белка! Ты что, покрасилась? – удивился маленький зверек. – Шёрстка у тебя разноцветная. На боках проглядывает рыженькая шерстка.
- Я ведь два раза в год линяю: весной и осенью. Скоро весна, вот я и решила поскорей сменить серый наряд на рыжий. Увидишь меня весной, я вся рыжая буду, - сказала и побежала по колючей ветке.
Потом прыг! Взлетела по воздуху на соседнее дерево. Быстро ухватилась за ветку, пробежала до ствола и взвилась на самую верхушку. Села и смотрит по сторонам.
На кончиках ушей у белки длинные кисточки, пушистый хвост за спиной изогнут красиво.
- Когда я перепрыгиваю с дерева на дерево или соскакиваю на землю - процокал зверек, - хвост служит мне рулем и парашютом.
- Красивая ты, Белка! – восхитился Клест – еловик. – Посиди с нами немножко, поговорим.
Далее педагог делает паузу и говорит: продолжение сказки на следующей странице. Пытается перевернуть страницу книги – она не открывается. Воспитатель возвращается к первой странице и замечает запись внизу: Друзья, вы откроете следующую страницу, если ответите: что важнее для белки и других лесных зверей – лапы, когти или хвост?
Педагог предлагает детям перейти к другому мольберту, где размещены картинки с изображением животных и модели (части тела).
Игра «Что важнее: лапы, когти, хвост?»
Цель игры: уточнить знания детей об особенностях приспособления животных к жизни в природе.
Правила игры: сначала дети рассматривают картинку с изображением животного, выделяют в нем наиболее характерные особенности внешнего вида и рассуждают о том, как в природе это помогает животному выжить; затем об этом кратко они рассказывают другим детям. Дети работают в парах.
Пример: у белки большой хвост – он служит ей рулем и парашютом, чтобы было легче прыгать с ветки на ветку или на землю); у зайца задние лапы – длинные, ими он отталкивается при беге и отбивается от врагов.
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли выяснить и рассказать, как важны для зверей лапы, когти, хвосты и т. д. Для белки важны острые зубы, гибкий и большой хвост, цепкие лапы. Подводит их к выводу, что особенности внешнего вида связаны с образом жизни зверей. Затем предлагает вернуться на место и продолжить чтение сказки.
Переворачивают страницу книги (на ней изображена белка клест, синица) и продолжают чтение:
- Извините, не могу без дела сидеть. Увидела Белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила её лапками и уселась вышелушивать семечки.
- Ты взгляни, как ловко она это делает! – обратился Клест к Синице.
- Любо дорого посмотреть, - согласилась желтогрудая. – Держит шишку, вертит её лапками, пока не найдет под чешуйкою семечко. Вытаскивает его острыми зубами, очищает и съедает вкусное маслянистое семечко.
Вдруг Белка испугалась, уронила шишку, съёжилась, став ещё меньше, и замерла.
- Что случилось, кого ты испугалась? – забеспокоились птицы.
- Тише, над лесом пролетает ястреб, - шепотом пояснила Белка.
На этот раз глаза хищной птицы не заметили Белку, и ястреб полетел дальше. Белка ещё немного посидела неподвижно. Пушистая подумала, что на этом дереве она вряд ли будет в безопасности. И, перепрыгивая с ветки на ветку, с дерева на дерево, исчезла в лесной чаще…
Педагог делает паузу и говорит, что продолжение на следующей странице, напоминает детям, что книга эта не простая, чтобы перелистнуть страницу нужно выполнить какое-то задание. Видит его внизу страницы и читает детям: Интересно? Хотите узнать, что будет дальше? Тогда расскажите, что ещё есть белка и другие лесные звери? Кто из них является хищником, травоядным и всеядным.
Воспитатель предлагает детям перейти на ковер и поиграть
Игра «Кто, чем питается?»
Цель игры: уточнить знания детей об особенностях образа жизни (питания) зверей тайги.
Правила игры: к трем стульчикам - это «обеденные столы" для зверей, прикреплены модели: кость, трава, кость и трава). Воспитатель предлагает детям взять со стола картинки с изображением зверей и разместить их по признаку: хищники, травоядные, всеядные. При этом детям необходимо объяснить свой выбор. Педагог обращает внимание детей на то, что белка относится к всеядным животным.
После игры дети садятся на стульчики, воспитатель открывает следующую страницу книги (здесь изображены – белка, её гнездо, поползень, сорока) и продолжает чтение:
- Никак не мог понять, кто же здесь живет, - увидев только что прибежавшую к дуплу Белку, начал разговор Поползень. – Оказывается это твой дом.
- Спасибо Дятлу! Он мне своё дупло оставил. Я только сегодня в него поселилась, - улыбнулся зверёк. – Порядок в доме ещё навести не успела. Если бы не он, пришлось бы мне строить гнездо самой.
- Видел, как умело строите вы свои домики, похожие на шары. Мастера вы хорошие! - продолжил Поползень.
… Если белка не находит дупло, то устраивает несколько шарообразных жилищ. Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала белка сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда. Затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у этого зверька чисто и тепло. Внутри хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками. В таком гнезде обычно бывает два входа, которые белка в сильные морозы утыкает мягким лишайником.
Продолжение следует…
Внизу страницы педагог читает: Дорогие друзья, прежде, чем открыть следующую страницу, расскажите, где у белки и других животных находится дом.
Дети переходят на ковёр. Там лежат три обруча, в них модели экосистем: лес, водоем, луг. Раздает детям картинки с изображением различных животных и предлагает найти их дом.
Игра «Кто, где живет?»
Цель игры: уточнить знания детей о среде обитания различных объектов природы (насекомых, зверей, птиц)
Правила игры: в игре используются три обруча, которые обозначают эмблемой экологической системы: лес, водоём, луг и картинки с изображением объектов природы. Детям предлагается положить объект в тот обруч, который обозначает место его обитания (дом). В конце игры дети делают выводы, почему они собрали эти объекты в одном месте и как они помогают друг другу (взаимосвязи).
Дети садятся на стульчики, педагог переворачивает страницу книги (на ней – белка, бельчата, сорока) и продолжает чтение:
Скоро весна и у нашей Белки появятся бельчата – начала рассказывать сорока.
Рождаются бельчата голенькими, беспомощными, слепыми. Первое время мама Белка ухаживает за бельчатами: кормит их своим молочком, согревает, а когда уходит из гнезда заботливо укрывает их подстилкой. Но проходит месяц, и бельчата становятся самостоятельными: вылезают из гнезда, опускаются на землю. Иногда, люди, увидев на земле такого бельчонка, забирают к себе домой. Ой, горе тогда маме Белке.
Далее педагог обращает внимание на то, что история продолжается на следующей странице. Читает внизу: что может произойти, если неправильно вести себя в природе. Знаете ли вы чего нельзя делать в природе, а что можно?
Игра «Хорошо-плохо»
Цель игры: уточнить знания детей о правилах поведения в природе; развивать способность к умозаключениям.
Правила игры: в ней используются модели запрещающих и разрешающих знаков поведения человека в природе. Дети рассказывают об обозначении этих знаков; рассуждают о том, к чему может привести неправильное поведение в природе.
Педагог обращается книге, переворачивает страницу (на ней – белка, сорока, ягоды, грибы, жуки) и читает:
Сорока продолжила свой рассказ: - Белки не только хорошие мамы, но и хорошие хозяйки. Летом они делают запасы на зиму. Зверьки питаются орехами, ягодами, грибами. Любят цветочные почки, ловят жуков и бабочек.
Белки прячут орехи в лесной подстилке, а грибы закладывают за отслоившуюся кору деревьев, или укрепляют на развилках ветвей.
- А если шишек уродится мало, что делать будешь? – спросила Белку Сорока.
- Если будет голодно, мы собираемся в стаю и перекочевываем в другие места – объяснила Белка.
- Но это же опасно!!! – сказала Сорока.
- Опасно, но голод страшнее. Мы перебегаем деревни, переплываем реки и даже овраги нам нипочем. Бежим до тех пор, пока не доберемся до леса, где много ягод, грибов, шишек. Там и устраиваем себе жилища.
Продолжение следует….
Воспитатель читает внизу страницы: белки могут перелетать с дерева на дерево – может быть они птицы? Попробуйте разобраться.
Воспитатель предлагает детям перейти к коврику, который висит на стене. На нем закреплены модели трех экологических групп – зверей, птиц, насекомых.
Игра «Разложи животных на группы: звери, птицы, насекомые»
Цель игры: уточнить знания детей о принадлежности объектов природы к определенной экологической группе.
Правила игры: педагог предлагает разметить картинки с изображением разных объектов природы согласно схемам экологической групп: звери, насекомые, птицы. В конце игры дети делают выводы, почему они объединили объекты природы в одну группу. Подвести детей к выводу что белка - это зверь, потому, что…
Далее дети садятся на стульчики, воспитатель читает текст на последней странице:
Вот такой славный зверек белка – быстрая и ловкая, заботливая мама и хорошая хозяйка.
Вот и закончилась таежная сказка, о ком она нам рассказала? Что интересного вы узнали о жизни белки: (что ест, для чего белке хвост, зубы, когти; как называется гнездо; какими рождаются детеныши у белки; есть враги). Какие задания (игры) вам понравились? Педагог отмечает детей, что с их помощью удалось открыть книгу и прочитать таёжную сказку.
Используемая литература:
М. А.Рунова, А. В. А. В. Бутилова
Ознакомление с природой через движение (интегрированные занятия) для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозика-Синтез, 2006. – 112 с.
В. В.Зотов
Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М.: Просвещение, 1993. – 240с.