Проект магазина постельных принадлежностей с торговой площадью 60 м2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии и организации пищевых производств

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

по дисциплине

«ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ»

НА ТЕМУ:

«Проект магазина постельных принадлежностей
с торговой площадью 60 м2»

Новосибирск, 2015 г.

Содержание

Введение 3

1. Технико-экономическое обоснование проекта.
Разработка генплана предприятия 4

2. Характеристика проектируемого предприятия розничной торговли 8

3. Технические расчеты 10

3.1 Разработка ассортимента реализуемой продукции 10

3.2 Выбор места обслуживания и системы оплаты 13

3.3.Определение состава помещений предприятия и расчет их 14

3.4 Подбор и расчет оборудования для торгового зала 20

4. Организация работы проектируемого предприятия 24

5. Компоновочное решение проектируемого предприятия торговли 27

Список использованной литературы 28

Приложение А Торговое оборудование, применяемое в проектируемом
магазине постельных принадлежностей 29

Приложение Б План магазина постельных принадлежностей 31

Приложение В Рекомендуемые условные обозначения оборудования
предприятий розничной торговли 32


ВВЕДЕНИЕ

Люди проводят во сне почти две трети своей жизни. А спальная комната считается личной, интимной зоной квартиры или дома. Поэтому выбору качественного постельного белья уделяется огромное внимание. Выбирая его, покупатель, таким образом, придаёт красивый вид и уют интерьеру спальной комнаты. Раньше выбор постельного белья был не так велик, однотипные ткани в горошинку или цветочек. На сегодняшний день выбор просто огромен. Например, в последнее время популярно 3-D постельное белье. Постельное белье всегда пользуется большим спросом у различных слоев населения, поэтому магазин постельных принадлежностей найдет свою нишу в городе Новосибирске.

Целью нашей работы является разработка проекта предприятия розничной торговли, которое специализируется на продаже постельных принадлежностей.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Провести технико-экономическое обоснование проекта;
  • Охарактеризовать проектируемое предприятие розничной торговли;
  • Сформировать ассортимент реализуемой продукции;
  • Выбрать метод обслуживания и систему оплаты;
  • Определить состав помещений предприятия и расчет их площадей;
  • Произвести расчет и подбор оборудования для торгового зала;
  • Привести организацию работы проектируемого предприятия;
  • Выполнить конструктивное и объемно-планировочное решение здания предприятия торговли;
  • Выполнить графическую часть курсового проекта.

  1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА. РАЗРАБОТКА ГЕНПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ

Участком для размещения магазина постельных принадлежностей выбран универмаг «Сибирь» (рис.1.1), расположенный по адресу улица Громова 7 на Затулинском микрорайоне в Кировском районе.

Рис.1.1 Внешний вид магазина «Сибирь»

Затулинский жилмассив является одной из самых южных точек Кировского района города Новосибирска. На севере от жилмассива располагается большая промышленная зона, на юге от жилмассива располагается снт «Союз» и снт «Тулинка-2», в перспективе строительство нового жилого комплекса «Фламинго». На западе от Затулинского жилмассива располагается участок Советского шоссе (ведущего в Советский район города Новосибирска), а также жилой комплекс «Рихард», на востоке от жилмассива несколько комплексов новостроек «Акатуйский», «Матрешки», «Тулинское», «Тихие зори». Затулинский жилмассив продолжает активно расти.

Население Затулинского жилмассив - более 100.000 человек.[2] Поскольку Затулинка является далеким от центра города жилмассивом, то цена за квартплату здесь ниже, чем в других районах. В то время, как транспортная система жилмассива и связь с остальными районами хорошо развита, Затулинский жилмассив является хорошим местом для проживания среднего класса города и более низких рабочих классов. Инфраструктура Затулинского жилмассива является одной из самых обширных в городе:

  1. 8 общеобразовательных учреждений (Школы № 41, 63, 65, 108, 134, 182, 183, Гимназия № 7, сибирская).
  2. 13 детских садов (№158, 172, 191, 192, 195, 402, 408, 411, 424, 425, 436, 485, 505, Вивере - негосударственный детский сад)
  3. 3 библиотеки (им. В.П. Астафьева, им. К.Г. Паустовского, Центральная районная библиотека имени А.С. Макаренко)
  4. Детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков» (Зорге 78/1)
  5. Кировский дом детского творчества и детско-юношеский спортивный клуб "Фламинго"
  6. Детская музыкальная школа № 11 и детская художественная школа № 3
  7. Областной центр помощи детям оставшимся без попечения родителей (Зорге 127а)
  8. 3 профессиональных училища (№ 27, 59, 67)
  9. Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса
  10. Региональный учебный центр профсоюзов
  11. 22 городская поликлиника
  12. Администрация Кировского района и Кировский ЗАГС.

Универмаг «Сибирь», одно из мест, где все в одном: очень удобен для жителей близ лежащих домов. Здесь и продовольственные товары и хозяйственные, что очень удобно. Обувь, одежда, сотовые операторы, книжный магазин... На Затулинском жилмассиве это самое центральное и проходимое место: рядом две поликлиники – детская и взрослая, кинотеатр, парк культуры и отдыха «Затулинский», несколько филиалов банка (рис 1.2).

Рис. 1.2 Размещение универмага «Сибирь» на карте горда

Магазин обеспечен подъездными путями для автомобилистов, а также пешеходными дорожками и небольшой зеленой зоной перед главным входом в здание. Остановки общественного транспорта находятся непосредственно вблизи торгового центра.

Рядом располагается бесплатная, общедоступная наземная парковка на более чем 15 автомобилей. Интерьером универмаг, конечно, не привлекает, но судя по торговым отделам, которые уже много лет там находятся, можно считать, что покупатель идет и идти не перестанет.

Проходимость в нем гораздо выше, чем в любом отдельно стоящем или пристроенном магазине.

Так как магазин постельных принадлежностей располагается на территории Универмага «Сибирь», то график работы у него соответствующий –
с 10.00 до 20.00 ч.

Ближайший магазин-конкурент – магазин оптово-производственная компания ООО «Домашний текстиль», который расположен по адресу ул. Зорге, 191 и находится в радиусе 500 м от проектируемого магазина (15 – 20 мин пешком) (рис.1.3).

Рис. 1.3. Ближайший конкурент проектируемого
магазина ООО «Домашний текстиль»

Еще один магазин ООО «Витерра» расположен по адресу Петухова 69 к 1 в 1,2 км от проектируемого магазина (25 мин пешком).

Рис. 1.4 ООО «Витерра» - конкурент проектируемого магазина.

Анализируя ближайшее конкурентное положение, можно сделать вывод, что в радиусе 1 км имеется только два крупных продавца постельных принадлежностей, поэтому рационально располагать магазин в намеченном месте – по адресу Громова 7.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Охарактеризуем проектируемое предприятие, используя классификацию, представленную в ГОСТ Р 51773-2009 по различным признакам, таким как: форма собственности; вид торговли; специализация торговой деятельности; способ организации торговой деятельности; вид торгового объекта; форма торгового обслуживания покупателей; условия реализации товаров; тип предприятия торговли; целевая потребительская группа и формат проектируемого предприятия; дополнительные услуги, оказываемые предприятием розничной торговли [2].

Классификация проектируемого магазина постельных принадлежностей по различным признакам представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Классификация предприятия торговли

Признак классификации предприятий торговли

Классификационная группа проектируемого магазина

По формам собственности

Частное

По видам торговли

Предприятия розничной торговли

По специализации торговой деятельности

Специализированное

По способу организации торговой деятельности

Автономное

По виду торгового объекта

Стационарное

По формам торгового обслуживания покупателей

С частичным самообслуживанием;

По условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала)

Магазин;

По типам предприятий торговли

Специализированный «Постельные принадлежности»

Тип проектируемого предприятия торговли и характеристика представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные характеристики, проектируемого предприятия

Предприятие торговли

Площадь торгового объекта,кв. м,

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания покупателей

Отличительные особенности типа предприятия

Специализация торговой деятельности

Тип предприятия

Вид торговли

Специализированное непродовольственное предприятие торговли

Магазин

Розничная торговля

60

Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия

Частичное самообслуживание

Возможна реализация
товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли: пошив наволочек по индивидуальным размерам

Магазин по основным принципам размещения относится к ступенчатым – ориентирован на определенную зону обслуживания – Затулинский микрорайон [5].


  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
    1. Разработка ассортимента реализуемой продукции

Для того чтобы сформировать ассортимент продукции, проанализируем перечень представленных товаров в магазинах-конкурентах в таблице 3.1.1:

Таблица 3.1.1

Ассортимент магазинов конкурентов

Наименование группы товаров

ООО «Витерра»

ООО «Домашний текстиль»

Среднее количество наименований

Количество наименований

% от общего количества

% от данной группы

Количество наименований

% от общего количества

% от данной группы

1

2

3

4

5

6

7

8

КПБ (комплект

постельного белья):

Сатин

Поплин

Тенсел

Жаккард

Микрофибра

365

87

73

23

29

153

64

15

13

4

5

27

100

24

20

6

8

42

166

51

65

35

15

0

43

13

17

9

4

0

100

31

39

21

9

0

266

69

69

29

22

77

Покрывала:

Пледы

Покрывала гобелен

Покрывала Шенилл

131

50

52

29

23

9

9

5

100

38

40

22

75

75

0

0

19

19

0

0

100

100

0

0

103

62

26

15

Единичный товар:

Детское бельё

Подушки

Наволочки,

Простыни,

Пододеяльники

75

21

29

10

9

6

13

4

5

1,5

1,5

1

100

28

39

13

12

8

146

1

6

27

88

24

38

0,3

2

7

22,7

6

100

1

4

19

60

16

110

11

18

18

48

15

Итого:

571

100

387

100

479

Проанализировав перечни товаров постельных принадлежностей в данных магазинах можно сделать вывод, что в магазине ООО «Витерра» ассортиментный ряд более широкий, нежели в магазине ООО «Домашний текстиль». Наибольшую долю в ассортименте магазина ООО «Витерра» занимают постельное белье из микрофибры (27 %) и белье из поплина (13%). Наименьшую – единичные товары - наволочки, простыни и пододеяльники.

В магазине «Домашний текстиль» ассортимент более узкий, чем в ООО «Витерра». В нем отсутствуют такие разновидности товаров, как гобеленовые покрывала, из покрывал широким веером представлены разнообразные пледы (19%). Наибольшую долю в ассортименте занимают простыни (22,7%) и постельное белье из поплина (17%).

На основе результатов анализа ассортимента магазинов-конкурентов ООО «Домашний текстиль» и ООО «Витерра», специализирующихся на реализации постельного белья, разработан перечень наименований товаров, реализуемых в проектируемом магазине. В ассортименте товаров были учтены широко представленные группы товаров магазинов ООО «Домашний текстиль» и ООО «Витерра», а именно, постельные комплекты из бязи, поплина, микрофибры и единичные наволочки, простыни и пододеяльники. Также расширен ассортимент таких групп товаров, как постельное белье для детей, наматрасники и махровые изделия. Ассортимент товаров, реализуемый в проектируемом магазине, представлен в таблице 3.1.2.


Таблица 3.1.2

Ассортимент товаров, реализуемых в проектируемом магазине

Наименование
группы товаров

Наименование
товара

Производитель
товара

Количество
наименований товара

1

2

3

4

КПБ (комплект постельного белья)

Сатин
Поплин
Тенсел
Жаккард
Микрофибра
3D

ООО Нартэк-Сиб, оптово-розничная компания

70
70
30
30
50
5

Махровые изделия

Полотенца
Халаты

"Стар Текс"
текстильная компания

25
5

Покрывала

Покрывало гобелен
Покрывало Шенилл
Плед

ООО Нартэк-Сиб, оптово-розничная компания

25
22
45

Единичные товары


Детское белье

Подушки
Наволочки,
Простыни,
Пододеяльники

"Стар Текс"
текстильная компания

ООО Компания «Астра»


15

20
15
25
25

Итого

477

В ассортименте представлены все варианты типовых размеров простыней, пододеяльников, наволочек и наперников. Покупатели ценят изделия из набивной и отбеленной бязи. Вся продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ. Согласно ГОСТ изделия соответствует типовым размерам, а так же при производстве применяются только сертифицированные технологии, безопасные красители и методы обработки ткани, ткань изделий имеет плотность от 100 до 142г/м; материал – 100% хлопок.

Постельное белье должно быть всегда упаковано в полимерную пленку, что исключает его загрязнение в процессе транспортировки и хранения, а также делает гигиеничным его последующее использование.

  1. Выбор места обслуживания и системы оплаты

Розничная продажа товаров показывает эффективность коммерческой деятельности, оказывающей непосредственное влияние на конечный результат работы торгового предприятия. Она должна быть направлена на рост товарооборота и прибыли. Большое значение имеет выбор места обслуживания и системы оплаты в магазине.

Место торгового обслуживания покупателя классифицируется по месту нахождения торгового объекта (с доступом (магазины) и без доступа в торговый зал (киоски, торговые автоматы, автолавки)) и торговлю по месту нахождения покупателя (личные продажи через торговых агентов и неличные – по телефону, по почте и т.д.).

Торговля с возможностью доступа покупателей в помещение торгового объекта получила название магазинной. Она является традиционной при продаже товаров розничными торговыми предприятиями населению. Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента продаваемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.

В розничной магазинной торговле применяют следующие формы продажи товаров:

самообслуживание;

через прилавок обслуживания;

по образцам;

с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;

по предварительным заказам.

В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. В проектируемом магазине предусмотрена продажа товаров на основе частичного самообслуживания. Это один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, предусматривающий свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. В то же время продавец-консультант может прийти на помощь покупателю и проконсультировать по любому интересующему вопросу. Постельное белье можно будет рассмотреть, потрогать, для этого в торговом зале будет выставочная экспозиция различных видов белья. Оплата, за отобранные товары осуществляется как наличным, так и безналичным способами в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами.

  1. Определение состава помещений предприятия
    и расчет их площадей

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:

• торговые;

• для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

• подсобные;

• административно-бытовые;

• технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Для правильного функционирования проектируемого магазина выделим следующие группы помещений:

  • Приемочная;
  • Помещение для хранения товара;
  • Подсобные помещения:
  • Хранение контейнеров обменного фонда, тары;
  • Хранение упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря, моющих средств;
  • Служебные и конторские помещения:
  • Конторское помещение;
  • Помещение для приема пищи, совмещенное с гардеробной.

Для обеспечения организованного товародвижения все помещения магазина расположены рационально и взаимосвязаны между собой. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств, для покупателей при отборе и покупке ими постельных товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологичес-кого оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

С целью создания планировки предприятия, отвечающей требованиям поточности торгово-технологического процесса, разработана схема технологического процесса проектируемого магазина, схема взаимосвязи помещений магазина, спланированы пути движения посетителей, товара и т. д.

Схема торгово-технологического процесса магазина определяет последовательность процесса, условия и способ его ведения, а также оборудование, необходимое для этого (таблица 3.3.1).

Таблица 3.3.1

Схема технологического процесса проектируемого предприятия

Операции и их режимы

Наименование помещений

Применяемое

оборудование

Прием товара

Приемочная

Тележки

Складирование товара

Помещение хранения
товаров

Стеллажи

1. Хранение контейнеров обменного фонда, тары;

2. Хранение упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря, моющих средств.

1. Кладовая для хранения контейнера и тары;

2. Кладовая для хранения упаковочных материалов, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств.

Стеллажи, столы для распаковки, упаковки и подготовки товаров к продаже, моющие средства, ведра, тряпки для пола и уборки пыли с товаров и оборудования

1. Работа с нормативной и технической документацией, ведение товарооборота и документооборота предприятия;

2. Прием пищи персоналом;

3. Временное хранение верхней одежды

1. Конторские помещения;

2. Помещение для приема пищи;

3. Гардеробная.

Офисная мебель (столы, стулья), компьютер, МФУ, факс-телефон, кухонный стол и стулья, чайник, холодильник, микроволновая печь СВЧ, шкаф под верхнюю одежду и личные вещи персонала, крючки и вешалки

Выкладка товара, демонстрация товара, расчет с потребителями

Торговый зал

Прилавок, касса, оборудование для выкладки и продажи товаров (крючки, экономпанели, стеллажи, подиумы), компьютеры, устройства для снятия магнитных датчиков, противокражные системы

Схема взаимосвязи помещений предприятия представлена на рисунке 3.3.1.

Рис. 3.3.1 Схема взаимосвязи помещений магазина «Постельные товары»

Площади неторговых групп помещений проектируемого магазина определяются по удельным показателям для продовольственных и непродовольственных магазинов разных классификационных групп в соответствие с данными строительных норм и правил [3].

Согласно МГСН 4.13-97, проектируемый магазин относится к классификационной группе VIIН. Площади помещений для оказания услуг покупателям приводятся в ГОСТ Р 51304–2009, а дополнительных услуг - в МГСН 4.13-97. [1]

Расчет площадей неторговых групп помещений магазина представлен в таблице 3.3.2.

Таблица3.3.2

Расчет площадей неторговых групп помещений магазина
«Постельное белье»

Характеристика группы помещений

Удельные показатели минимальной площади помещений, м2

Расчетная площадь помещений, м2

На 10 м2 торговой площади при величине предприятия 250 м2

Дополнительно на каждые 10 м2 торговой площади свыше 250 м2

Приема, хранения и подготовки товаров к продаже

3,5

2,8

34,5

Подсобных

1,0

0,3

19,3

Служебно-бытовых

1,0

0,6

13,6

ИТОГО

5,5

3,7

67,4

Расчет площади помещения проводится по формуле 1:

, (1)

где S – минимальная площадь помещения неторговой группы, м2;

– торговая площадь, на которую приводится удельный показатель, м2;

– расчетная торговая площадь, м2;

n– удельный показатель минимальной площади неторговых помещений, м2;

– дополнительный удельный показатель минимальной площади неторговых помещений, м2.

Таким образом, расчетная площадь помещений приема, хранения и подготовки товаров к продаже рассчитывается следующим образом:

S= + = 34,5 м2;

Расчетная площадь подсобных помещений:

S= + = 19, 3 м2;

Расчетная площадь служебно-бытовых помещений:

S= + = 13,6 м2.

Общая площадь неторговых помещений составляет 67,4 м2.

Состав помещений и их площади представлены в таблице 3.3.3.

Таблица 3.3.3

Определение состава и площадей помещений
предприятия розничной торговли

Наименование помещений

Площади помещений,
м2

Торговые помещения

60

Торговый зал

60

Приема, хранения и подготовки товаров к продаже:

34,5

Помещения хранения товаров;

Приемочная.

24,5

10

Подсобные помещения:

19,3

Кладовая для хранения контейнеров обменного фонда и тары

Кладовая для хранения упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств.

9


10,3

Служебно-бытовые помещения:

13,6

Конторское помещение;

Помещения для приема пищи, гардеробная;

Служебный туалет.

5,6

5

3

Всего неторговые помещения

67,4

Итого

127,4

Суммарная площадь (S, м2) магазина с учетом дополнения (только для неторговых групп помещений) на коридоры, толщину стен и др. расчитывается по формуле 2:

– для 1-го этажа – 20…25 %;

S1-го этажа = Sторгового зала + 1.25 Sслужеб. пом.; (2)

S1-го этажа = 60 + 1.25 67,4 = 144,25 м2.

  1. Подбор и расчет оборудования для торгового зала

Расчет установочной площади производится по формуле 3:

(3)

где – установочная площадь, м2;

– коэффициент установочной площади (0,3);

– площадь торгового зала, м2.

Sу = 60 0,3 = 18 м2.

количество контрольно-кассового оборудования в предприятии розничной торговли частичного самообслуживания рассчитывается по формуле 4:

(4)

где N – количество контрольно-кассового оборудования,

T– дополнительное время, главным образом расходуемое на произведение расчетов с одним покупателем, с;

f – среднее количество единиц товара, приобретенное одним покупателем, шт.;

t – время обработки (сканирование штрих-кода, ввод идентификационного кода товара с помощью клавиатуры) одной единицы товара, с;

K – средний коэффициент использования рабочего времени кассирами – 0,7…0,8;

S – площадь торгового зала магазина, м2;

q – норма площади торгового зала на одного покупателя (4…10), м2.

N = = 0,47 1.

В торговом зале проектируемого магазина постельного белья установлен один кассовый аппарат, и один запасной храниться в служебном помещении.

Оборудование для торгового зала проектируемого магазина представлено в таблице 3.4.1.

Таблица 3.4.1

Подбор оборудования и расчет площади, занимаемой оборудованием
в торговом зале проектируемого предприятия

Наименование товара

Вид оборудования

Габаритные размеры оборудования, мм

Площадь единицы оборудования, м2

Количество оборудования

Площадь под оборудованием, м2

1

2

3

4

5

6

Кассовый бокс

Расчетный узел

1800*850*870

1,53

1

1,53

Противо-кражная рама

480*100*1450

0,05

2

0,10

КПБ

Сатин

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

2

1,54

Тенсел

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Жаккард

Торговая витрина Cryspi ET S (ЕТ 3590 C, бук натуральный)

900x550x1925

0,49

1

0,49

Микрофибра

Стеллаж СтОм-140ЛТ

1200х600х1800

0,72

1

0,72

3D

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Поплин

Стеллаж СтОм-140ЛТ

1200х600х1800

0,72

1

0,72

Детское белье

Детское белье

Торговая витрина Cryspi ET S (ЕТ 3590 C, бук натуральный)

900x550x1925

0,49

2

0,98

Продолжение таблицы 3.4.1

1

2

3

4

5

6

Махровые изделия

Полотенца

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Халаты

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Манекен женский

500х500х1900

0,61

5

3,05

Подушки, Покрывала

Подушки

Стеллаж СтОм-140ЛТ

1200х600х1800

0,72

1

0,72

Покрывало гобелен

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Покрывало Шенилл

Торговая витрина Cryspi LB V остеклённый, бук

1400x550x1971

0,77

1

0,77

Плед

Торговый прилавок Cryspi ET P (ET 5590 GS, стекло (остекленный), бук натуральный)

900x550x1925

0,49

3

1,47

Наволочки

Торговый прилавок Cryspi ET P (ET 5590 РD, со стеклянным верхом, бук натуральный)

900x550x1925

0,49

1

0,49

Простыни

Торговый прилавок Cryspi ET P (ET 5590 РD, со стеклянным верхом, бук натуральный)

900x550x1925

0,49

1

0,49

Пододеяль-ники

Торговый прилавок Cryspi ET P (ET 5590 РD, со стеклянным верхом, бук натуральный)

900x550x1925

0,49

1

0,49

Итого

17,41

Для расчета площади, занимаемой оборудованием (Куф), следует учесть, что величина коэффициента установочной площади (Ку) в среднем составляет 0,25 – 0,30. Куф = 17,41/60 = 0,29

Фактическое значение коэффициента установочной площади:

Куф 0,3

Площадь торгового зала магазина постельного белья используется эффективно (Ку.ф = Ку = 0,29).


4. Организация работы проектируемого предприятия

Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.

Технологические операции магазина включают:

  • транспортировку товаров,
  • приемку их по количеству и качеству,
  • хранение,
  • подготовку к продаже,
  • преобразование производственного ассортимента в торговый,
  • продажу товаров и услуг.

Технологический процесс магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные операции.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособною ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса, проектируемый магазин работает по первой схеме, который включает:

Приемку товаров по количеству и качеству

И подачу их сразу же в торговый зал для продажи.

Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.

Торгово-технологический процесс проектируемого магазина постельных принадлежностей включает в себя следующие операции:

  1. Приемка товаров, которая совершается в специальном помещении, где производится прием товара по количеству и качеству.
  2. Доставка товара в место хранения и подготовки товара к продаже. В данном помещении обеспечиваются все необходимые условия для хранения постельного белья это температура (15-18 °С и относительная влажность воздуха 60-70 %). При необходимости обменный фонд, тару, упаковочные материалы относят в помещение для хранения вспомогательных материалов. Из помещения хранения и подготовки товаров к продаже постельные принадлежности поступают в торговый зал.
  3. Основные операции, выполняемые в торговом зале магазина:
  • Выкладка товаров для их осмотра и отбора покупателями на стеллажи и витрины;
  • Оказание услуг покупателям продавцами-консультантами услуг;
  • Расчеты за отобранные покупателями товары.

Обязанности продавцов-консультантов:

  • Встреча покупателей;
  • Ознакомление покупателей с номенклатурой товаров, представленных к продаже;
  • Определение намерений и пожеланий покупателей;
  • Предложение покупателям товара;
  • Выбор и отбор товара;
  • Расчет с покупателями и выдача покупки [4].

При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.

Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Торговый зал магазина состоит из следующих зон:

  1. Зона входа-выхода: вход через двойную дверь, шириной 1,7 м;
  2. Торговая зона. Движение покупателей происходит «против часовой стрелки». Условно торговый зал можно разделить на три зоны: правую, левую и центральную. В правой половине зала от входа расположены следующие группы товаров: комплекты постельного белья, покрывала. В левой половине – единичные товары: простыни, наволочки, пододеяльники. В центральной части торгового зала размещены стеллажи с декоративными подушками, полотенца, халаты, детское белье;
  3. Контрольно-кассовая зона. В этой зоне располагаются пледы. Имеется кассовый прилавок, где происходит расчет с покупателями и упаковка товара;
  4. Зона входа-выхода. Данная зона оборудована противокражными рамами.

Режим работы проектируемого магазина соответствует режиму работы универмага «Сибирь», в котором он расположен, а именно 10:00-20:00 без выходных, время обеда персонала: 13:00 -13:30, 14:00 – 14:30. График работы продавцов 2-2.

В торговом зале произведена расстановка оборудования по боксовому (петля или трек) способу, предусматривая движение покупателей против часовой стрелки. Предполагается один центральный проход шириной 1450 мм, в т.ч. являющейся эвакуационным. Такой способ размещения оборудования заставляет покупателя обращать внимание на все виды товаров, расположенные на пути его следования, и осуществлять незапланированные (импульсивные) покупки. Этот способ рассчитан на удовлетворение не только функциональных, но и эстетических потребностей покупателя.


5. КОМПОНОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОЕКТИРУЕМОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

На листе формата А1 представлен план магазина постельных принадлежностей с торговой площадью 60 м2, расположенного на 1 этаже здания универмага «Сибирь».

Для проектируемого магазина выбрана глубинная объемно-планирово-чная схема. Магазин расположен прямоугольным участком во встроенном помещении универмага. Со стороны прохода посетителей размещается торговый зал, а с противоположной стороны - неторговые помещения. Такое расположение наиболее удобное и практичное. Соотношение сторон проектируемого магазина 6х10 м. Сетка колонн 6х6.

В проектируемом магазине два эвакуационных выхода, один для покупателей (вход-выход из магазина), а другой – для персонала (вход-выход из неторговой части магазина).

Выход из торгового зала осуществляется в коридор универмага. Неторговые помещения имеют выход на другую сторону здания, ведущую на улицу, что очень удобно при доставке товара в магазин.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный Закон № 381-ФЗ от 28.12.2009: Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

2. ГОСТ Р 51303–99 Торговля. Термины и определения. Введен 11.08.99. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 16 с.

3. ГОСТ Р 51304–99 Услуги розничной торговли. Общие требования. Введен 11.08.99. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 11 с.

4. ГОСТ Р 51773–2001 Розничная торговля. Классификация предприятий. Введен 05.07.11. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 14 с.

5. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. Введен 15.12.09. – М.: Изд-во стандартов, 2009. – 20 с.

6. ГОСТ Р 21.1101–2009 Основные требования к проектной и рабочей Московские городские строительные нормы. МГСН 4.13–97. Предприятия розничной торговли.

7. СНиП2.08.02 –89 «Общественные здания и сооружения», справочное пособие к СНиП «Проектирование предприятий розничной торговли».

8. Габелко С.В., Иноземцева С.А., Сапожников А.Н. Основы строительства и проектирования предприятий торговли. Методические указания - НГТУ, 2014.

9. www.vica.ru – Сайт фабрики «Vica» – производителя торговой мебели.

10. www.t-d.ru – Сайт компании «Торговый дизайн» – поставщика торгового оборудования.

11. www.tekstil-nsk.ru – Сайт торгово-производственной компании ООО «Домашний текстиль»

12. www.witerra-ru. – Сайт Компании ООО «Витерра» занимающееся производством и оптово-розничной продажей товаров для дома и семьи.


Приложение А

Торговое оборудование, применяемое в проектируемом
магазине постельных принадлежностей

№ п/п

Наименование

Вид

Описание

Цвет

1

2

3

4

5

1

Витрины

Витрины выполнены из ЛДСП, со стеклянными полками, снизу закрытые секции

Витрина 1. 1400x550x1971

Витрина 2. 900x550x1925

Венге

3

Кассовый бокс

Стол выполнен из ЛДСП, с закрытыми секциями и отделением для кассового аппарата. 1800*850*870

Основа – венге, вставки - персик

4

Кассовый аппарат