Конспект урока «Девочки и мальчики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад компенсирующего вида № 1 «Лесная сказка»
Конспект урока
«Девочки и мальчики»
учитель-дефектолог
Родионова Марина Анатольевна
Цель: формирование представлений о половой принадлежности (мальчик, девочка)
Программное содержание:
Закреплять представления о себе как о мальчике или девочке.
Упражнять детей в различении двух основных цветов (красный, желтый).
Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, желание следить за своим внешним видом.
Предварительная работа:
разучивание стихотворения «Девочки и мальчики»
дидактическая игра «Оденем ребят» (мальчик, девочка)
Словарная работа:
Мальчик, девочка
Платье, брюки, рубашка, юбка, заколка,
Индивидуальная работа:
Влад И. - работа над четким проговариванием слов и грамматическим строем речи;
Варя Р., Лена С., Илья Г.- расширение тактильного опыта, расширение пассивного словаря (названия предметов одежды)
Демонстрационный материал: большое зеркало, картинка девочки, картинка мальчика, стол синий и стол красный, фартук с изображением девочки и мальчика, 5 желтых и 5 красных лепестков для цветка.
Раздаточный материал: заколки на каждого ребенка, картинки с предметами одежды (платье, юбка, брюки, рубашка), красные и желтые лепестки.
Ход занятия
I Организационный момент
Педагог: «Ребята, поздороваемся с нашими гостями»
Ребята: «Здравствуйте»
Педагог: «Ребята, посмотрите, это зеркало. Кто это? Как меня зовут? Это девочка Лена. Это мальчик Илья. Это мальчик Влад. Девочки, поправьте платьица, мальчики поправьте брюки, рубашку. Все ли готовы? Какие вы красивые»
II Работа по теме занятия
Игра «Для кого заколки»
Педагог: «Ребята, что это? Это заколки
Кто носит заколки, мальчики или девочки?»
Ребята: «Девочки»
Педагог: «Девочки, возьмите по одной заколке»
Педагог: «Илья, тебе нужна заколка?»
Ребята: «Нет»
Педагог: «Почему, ребята? Илья - мальчик. Мальчики не носят заколки»
Педагог: «Варя, тебе нужна заколка. Ты девочка. Девочки носят заколки»
1. Игра «Рассмотрим одежду»
Педагог: «Ребята, вы сегодня очень красивые. Рассмотрим вашу
одежду. Варя, что ты надела? Лена, что надела ты?»
Ребята: «Платье»
Педагог: «Платья носят девочки»
Педагог: «Влад, во что ты одет? Что ты надел?»
Ребята: «Я надел брюки и рубашку»
Педагог: «Брюки и рубашки носят мальчики»
2. Дидактическое задание «Одежда для ребят»
Педагог: «Мальчики, подойдите к желтому столу, девочки подойдите к красному столу. Мальчики, возьмите по одной картинке. Девочки, возьмите по одной картинке»
Педагог: (открывает картинку с изображением девочки и мальчика) «Посмотрите на доску. Кто это?»
Ребята: «Девочка. А это мальчик.»
Педагог: «На девочке надето платье. Мальчик надел брюки и рубашку. Сейчас мы будем подбирать одежду для ребят. Посмотрите на мою картинку. Что это? Костюм. Костюм из брюк и пиджака носят мальчики. Я подарю этот костюм мальчику»
Педагог: «Влад, что у тебя на картинке?»
Лена: «Брюки»
Педагог: «Подойди, ко мне. Покажи картинку с брюками ребятам»
Педагог: «Кому ты подаришь брюки?»
Влад: «Мальчику»
Педагог: «Правильно, ты подаришь брюки мальчику. Брюки носят мальчики. Влад на тебе сегодня тоже брюки. Ты мальчик. Мальчики носят брюки. Хорошо»
Педагог: «Лена, что у тебя на картинке?»
Лена: «Платье»
Педагог: «У Лены на картинке платье. Лена, подойди, пожалуйста, ко мне. Покажи ребятам картинку с платьем. Кто носит платье, девочка или мальчик?»
Лена: «Девочка»
Педагог: «Лена, кому подаришь платье?»
Педагог: «Умничка. Леночка, на тебе что надето? Платье. Ты
девочка. Девочки носят платья»
Педагог: «Илья, у тебя на картинке рубашка?»
Педагог: «Подойди ко мне, покажи ребятам свою картинку»
Педагог: «Кому ты подаришь рубашку, девочке или мальчику?
Правильно, мальчику. На тебе тоже рубашка. Рубашки носят
мальчики»
Педагог: «У меня есть еще картинка. Что на картинке?»
Ребята: «Юбка»
Педагог: «Я подарю юбку мальчику. Правильно я сделаю? Молодцы, мальчики не носят юбки, юбки носят девочки»
Ill Физкультминутка
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики
Ручками хлопают,
Ножками топают
Педагог: «А теперь хлопают только девочки. Мальчики смотрят на девочек. Молодцы. А сейчас топают только мальчики. Девочки смотрят на мальчиков»
IV Продолжение работы по теме занятия
1. Дидактическое задание «Соберем лепестки»
Педагог: «Ребята, посмотрите как много красивых лепестков. Поможете собрать лепестки? Девочки собирают красные лепестки. Мальчики собирают желтые лепестки. Лена, возьми красный лепесток. Сделаем красивый цветок. Положим лепесток вот сюда. Теперь Влад положи желтый лепесток рядом с красным лепестком. Варя, возьми красный лепесток и положи его вот сюда. Илья, возьми желтый лепесток и положи его рядом с красным лепестком. Получился красивый цветок. Девочки и мальчики помогли сделать красивый цветок. Мы дружные ребята. Назовем наш цветок - цветок ДРУЖБА.
V Итог занятия
Педагог: «Ребята, посмотрите, какой красивый у меня фартук. Кто это?»
Ребята: «Мальчик»
Педагог: «Мальчика зовут Петя. Мальчик надел шорты, рубашку, у мальчика короткие волосы»
Педагог: «А кто это?» Ребята: «Это девочка»
Педагог: «А как вы догадались, что это девочка?»
Педагог: «Что это у девочки?»
Ребята: «Косички»
Педагог: «Во что одета девочка?»
Ребята: «На девочке платье»
Педагог: «Ребята, девочку зовут Нина. Петя и Нина приготовили для вас подарки. Посмотрите, у ребят на одежде есть карманы. В карманах у мальчика Пети подарки для мальчиков. У Нины - в карманах - подарки девочкам. Первой пойдет девочка. Мальчики, уступают девочкам. Лена, подойди к девочке Нине и открой красный карман. Что это?»
Лена: «Заколка»
Педагог: «Лена, это твой подарок от Нины. Что скажем Нине?»
Лена: «Спасибо»
Педагог: «Мальчики, ваши подарки в карманах у Пети. Влад, подойди к Пете и открой синий карман на его шортах. Что в кармане?»
Влад: «Самолет»
Педагог: «Какой красивый самолет подарил тебе Петя. Что ты скажешь Пете?»
Влад: «Спасибо»
Педагог: «Илья, подойди к мальчику Пете и открой карман на шортах. Что там? Самолет?»
Илья: «Да»
Педагог: «Девочка положила в карманы подарки для наших девочек. Варя и Лена, подходите к девочке и открывайте карманы» «Спасибо, девочка»
Педагог: «Проходите в раздевалку и покажите подарки Елене Васильевне».
Список литературы
А. В.Гришвина, Е. Я.Пузыревская, Е. В.Сочеванова Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988
А. А.Катаева, Е. А.Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Владос, 2002
И. Ф.Марковская, Е. А.Екжанова Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1988. - №4
В. М.Минаева Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.:Аркти, 1999