Внеклассное мероприятие по химии на тему: «Хлорорганические соединения : за или против?»
Внеклассное мероприятие по химии на тему:
«Хлорорганические соединения : за или против?» 10 класс
Маух Ольга Анатольевна
Учитель химии, МОУ СОШ №116 г. Уфа, Республика Башкортостан,
II квалификационная категория.
Источники информации:
Мельников Н. Н., Баскаков Ю. А., Химия гербицидов и регуляторов роста растений, М., 1962
p>
u>
Промышленные фторорганические продукты. Справочник, Л., 1990.
Внеклассное мероприятие по химии на тему:
«Хлорорганические соединения : за или против?»
Цели занятия:
Рассмотреть классы органических соединений, которые широко используются в промышленности, но не изучаются в школьном курсе органической химии.
Рассмотреть влияние этих веществ на окружающую среду и на организм человека.
Рассмотреть значение хлорорганических веществ в быту и промышленности.
Ход занятия.
1. Хлорорганические соединения - это обширный класс соединений в состав, которых входят такие вещества как:
1.1. Гербициды –(Herbicides от лат. Herba - трава )
Гербицид - вещество, используемое для избирательного уничтожения нежелательных растений путем опрыскивания, опыления и внесения в почву. Обычно гербициды используются для уничтожения травянистых растений-сорняков. Все гербициды опасны для здоровья человека и жизни животных.
1.2. Фреоны — Галогеноалканы, фторсодержащие производные насыщенных Углеводородов (главным образом Метана и Этана), используемые как Хладагенты в Холодильных машинах (например, в Кондиционерах). Кроме атомов Фтора, в молекулах фреонов содержатся обычно Атомы Хлора, реже — Брома. Известно более 40 различных фреонов; большинство из них выпускается промышленностью.
1.3. Диоксины - группа полихлорированных полициклических соединений, состоит из сотен веществ близкого строения. Являются кумулятивными Ядами и относятся к группе опасных Ксенобиотиков.
1.4. Иодоформ и хлороформ – вещества, которые являются медицинскими препаратами. Иодоформ используют как антисептик, а хлороформ раньше применялся в качестве анастетика.
2. Ученики читают доклады о вышеперечисленных вещества, а учитель заносит данные в таблицу оформленную на доске:
Использование и значение Хлорорганических веществ. «+» |
Влияние хлорорганических веществ на окружающую среду и организм человека « - » |
|
Гербициды. 2,4- дихлорфеноксиуксусная кислота |
1. Борьба с сорняками. 2. Уменьшение затрат на производство сельхоз продукции. 3. Снижение цен на сельхоз продукты. |
1. Негативное влияние на организм человека и животных. |
1.Используются как хладагенты (рефрежераторы). 2. как носители активных химикатов (пропелленты) в аэрозольных баллончиках. 3. используют как компоненты огнетушащих составов в системах автоматического пожаротушения. |
1. Разрушают озоновый слой. |
|
1.являются эффективным средством для консервации древесины 2. Является нежелательным побочным продукт Целлюлозно-бумажной промышленностИ, производства Пестицидов и Гербицидов., химических и нефтеперерабатывающих предприятий. |
1. Глобальные Экотоксиканты, обладающие мощным Мутагенным, Иммунодепрессантным, Канцерогенным, Тератогенным и эмбриотоксическим действием |
|
Используется как антисептическое средство |
Имеет неприятный запах. |
Выводы:
1.На сегодняшний день человек не может отказаться от использования фреонов, нефтепродуктов, продуктов целлюлозно-бумажной промышленности, гербицидов.
2. Нужно искать альтернативные и более безопасные заменители фреонов, гербицидов, нефтепродуктов.
4. Химический практикум – получение иодоформа.
Реактивы: ацетон, раствор иода, раствор щелочи 20% (NaOH).
Материалы и оборудование: микрохимическая пробирка, фильтровальная бумага 5х5 см.
5-6 капель раствора ацетона в воде добавляют к 4 каплям раствора иода, налитого в пробирку и туда же прибавляют 2-3 капли раствора щелочи до исчезновения окраски иода. При этом ощущается характерный запах иодоформа:
СН3-С(=О)-СН3 + 3 J2 + NaOH CH3-COONa + CHJ3 + 3 HJ
Домашнее задание: Написать реферат на одну из следующих тем тему «Гербициды», «Фреоны», «Диоксины»