Конспект урока для 1 класса «Баю, баю, баю, бай, поскорее засыпай»


Северное окружное управление образования

Города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида №624

Конспект урока для 1 класса

«Баю, баю, баю, бай, поскорее засыпай»

Подготовила

Воспитатель старшей группы

Моторгина Марина Вячеславовна

Г. Москва

2015 год

Задачи:

Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе.

Продолжать воспитывать в детях внимание, заботу и доброжелательное отношение к окружающим.

Развивать речь детей, воображение, координацию движения с голосом и мелкую моторику.

Цель:

Познакомить детей с новым фольклорным жанром – колыбельная. Объяснить её особенность и назначение.

Оборудование: кукла, Колыбелька, постельные принадлежности, кассета, магнитофон, куклы (по количеству детей), бутылочка, мягкие модули, лоскутное одеяло, клей, кисточки, тряпочки, кусочки разноцветной ткани.

Связь с другими занятиями: художественная литература (разучивание колыбельных), самостоятельные сюжетно-ролевые игры детей, игры драматизации, аппликация, музыкальные занятия.

Активизация словаря: Колыбелька, Колыбельная, укачивать, засыпать.

Характеристика голоса: тихо, ласково, спокойно.

Ход занятия:

I. Организационная часть.

Под русскую мелодию “Во поле берёзка стояла” дети заходят в зал. Воспитатель обращает внимание на гостей.

Выключаю магнитофон.

Приветствие (авторское):

Солнышко проснулось,

Сидим на корточках, ладони сложены лодочкой под щекой.

Сладко потянулось

Постепенно поднимаемся, тянем руки вверх.

И всем людям улыбнулось,

Разводим руки в стороны и улыбаемся.

Пожелало всем добра,

Хлопки в ладоши.

Всем здоровья и тепла.


Дети садятся на мягкие модули, расположенные полукругом.

II. Введение в тему.

Мама: “Заплакала моя доченька, никак не успокоится. Как же её успокоить, ребята, как вы думаете”?

Дети: “ Можно по головке погладить, ласковые слова сказать”.

Мама: “Правильно, дети. Иди, Настенька, погладь по головке Машеньку, скажи ей ласковые слова“.

Настенька идёт и делает.

Мама: ”Не помогает, никак не хочет Маша спать, всё плачет и плачет. (Беру куклу на руки и качаю, затем кладу в Колыбельку.) Ложись, Машенька в Колыбельку. (акцентирую внимание на слово “колыбелька”) Подушечка мягонька, периночка пухова, одеяльце тёпленько. Вот какая хорошая Колыбелька! (акцент) Спи, Машенька, засыпай”.

III Основная часть.

Пою Колыбельную и качаю Колыбельку.

Баю, баю, баюшок!

Ложись, Маша, на бочок,

На пуховую кровать

Будем, Маша, крепко спать.

Бай, бай, бай.

Мама: “Понравилась песенка Машеньке, уснула. А каким голосом я пела эту песенку? А как называется эта песенка, кто знает? Давайте скажем все вместе, как называется эта песенка”. (хоровые ответы)

Мама: “Давным-давно, когда вас ещё и на свете не было, не было ваших родителей, да и бабушек с дедушками, придумал русский народ такие песни и назвал их Колыбельными”.

Мама: “Ребята, а как вы думаете, почему их так назвали? Наша Маша уснула в КолыбелькЕ. Послушайте внимательно: Колыбелька, Колыбельная. Эти два слова похожи. От слова Колыбелька произошло слово Колыбельная”.

Мама: “Эти песенки пели тогда, когда укладывали ребёнка спать в Колыбельку”.

Мама: “Куда укладывали ребёнка спать”?

Дети: “В кроватку, в постельку, в люльку, в колыбельку”.

Мама: “А для чего нужны Колыбельные”?

Дети: “Чтобы ребёнок уснул и не плакал”.

Мама: “Правильно. Укачивание, ласковый, спокойный и тихий голос успокаивает ребёнка, и он засыпает”.

Игровое упражнение: “Уложим кукол спать”.

На стульчиках лежат куклы по количеству детей. Дети берут кукол и начинают их укачивать и напевают: “А – А – А”.

Мама: “ Вот и уснули Ваши куклы ”. (положим их на стул)

Мама: “Дети, а кто Вам поёт Колыбельные песни”?

Дети: “Мама, бабушка, сестра”.

Мама: “Вам нравится, когда вам поют Колыбельные песни”?

Дети: “Да, очень нравится”.

Мама: “А что вы чувствуете, когда Вам поют колыбельные”?

Дети: “Нежность, ласку, тепло, внимание”.

Мама: “Дети, а для чего нужно спать”?

Дети: “Для того, чтобы вырасти. Чтобы расти красивыми и здоровыми ”.

Мама: “Совершенно верно, сон необходим для всех”.

Мама: “А кто хочет покачать Колыбельку и спеть Колыбельную песню”?

1–й ребёнок:

Ой люли, люли, люли

Прилетели журавли

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип

Не будите нашу Машу,

У нас Маша спит, спит.

2-й ребёнок:

Баю, баю, баю, бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

3-й ребёнок:

Люли-люли-люленьки!

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу Машеньку качать

Бай, бай, бай. (с движением – с элементами логоритмики)

Мама: “Очень хорошо спели. А как называются песенки, которые нам спели дети”? (ответы детей)

Мама: “Правильно, эти песни называются колыбельными”.

Мама: “Ребята, посмотрите, что у меня есть – разноцветные лоскутки (красивые, пёстрые, яркие, нарядные). А Вы мне не поможете доделать одеяло”? (ответы детей)

Ручная работа с элементами аппликации из ткани (одеяло из лоскутков).

Мама: “Посмотрите, какое красивое у нас получилось одеяло”.

IV Заключительная часть.

Мама: “Уснула наша Машенька, крепко спит. Понравились ей Ваши Колыбельные. Спасибо, что помогли мне дочку уложить. Давайте тихонько подойдём и посмотрим. А теперь, дети, пусть Машенька спит, а мы пойдём погуляем. Пойдём тихо, на носочках, чтобы не разбудить нашу Машеньку. Молодцы ребята”.

Подведение итогов занятия.

Список использованной литературы

Ларионова Ю. В. Баю-баюшки-баю: русские народные колыбельные песни - Л.: «Детская литература», 1990.

Науменко Г. М. Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, приговорки - М.: «Малыш», 1982.

Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. В 2 ч. Ч. 1: Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, календарные песни. - М.: «Композитор», 1999.

Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок «Живая вода» - М.: «Детская литература», 1975.