Технико-экономический анализ деятельности предприятия

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»

Факультет «Заочный»

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Технико-экономический анализ деятельности предприятия»

по дисциплине:

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

предприятия»

Выполнила:

студент 5 курса

ЭУТ - 08 – 04

Белицкий А.А.

Проверил:

________(подпись)_______(дата)

Оценка________

г. Омск 2012 г

ЗАДАНИЕ

на курсовой проект по теме:

«Технико-экономический анализ деятельности предприятия»

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Показатель

Условные

КамАЗ-53212

ЗИЛ-ММЗ-555

обознач.

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

5

6

1. Технико-эксплуатационные показатели

Коэффициент выпуска

0,78

0,82

0,83

0,8

Время в наряде, ч.

Тн

8,6

8,4

9,2

9,4

Средняя техническая

VT

24,3

26

34,6

36

скорость, км/ч.

Длина маршрута, км.

18

20

24 '

22

Нулевой пробег, км.

LH

1,8

2

2,4

2,2

Время погрузки-разгрузки, ч.

ТПР

0,78

0,63

0,07

0,07

Коэффициент использования

0,85

0,82

0,9

0,88

грузоподъемности

Грузоподъемность, т.

Q

10

10

5,25

5,25

Время оборота, ч.

ТOБ

1,52

1,40

0,76

0,68

Суточное количество ездок, ед.

Zсут

6

6

12

14

Суточный объем перевозок, т.

Qсут

48

49

57

64

Суточный пробег, км.

Lсуг

94

112

281

295

2. Производственная база

Автомобили в эксплуатации, ед.

Аэ

28

31

35

32

Списочное количество

Асп

36

38

42

40

автомобилей, ед.

Автомобиле-дни в

Адэ

10249

11373

12724

11680

эксплуатации

3. Производственная программа по эксплуатации ПС

Общее количество ездок, ед.

Zобщ

57834

68116

154175

161195

Общий пробег, км.

Lобщ

967216

1271326

3578049

3443516

Общий объем перевозок, т.

Qобщ

491588 .

558548

728477

744723

Общий грузооборот, км.

Робщ

4424292

5585483

8741719

8191952

Общая грузоподъемность, т.

Qобщ

360

380

220,5

210

4. Производственная программа по ТО и ТР

Трудоемкость технических

воздействий, чел-ч:

-ТР

Ттр

17491

22990

64704

62271

-ТО-2

Тто — 1

1908

2508

7058

6793

-ТО-1

Тго — 2

2513

3303

9566

9207

Общая трудоемкость, чел-ч.

Т общ

27811

35347

88652

84993

5. Статьи себестоимости, руб.

Фонд оплаты труда, руб., в

ФОТ общ

8199914

9185075

13845302

13091140

том числе:

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

- водителей

ФОТв

6610734

7165242

8779491

8234400

- ремонтных рабочих

ФОТрр

1589180

2019833

5065811

4856740

Страховые взносы, руб.

2131978

2388119

3599779

3403696

Затраты на топливо, руб.

Зт

4547281

6429508

21312216

20534425

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы, руб.

Зсм

187241

264744

877562

845535

Ремонтный фонд, руб.

Зрф

1128586

1483434

4604377

4431253

Затраты на восстановление износа и ремонт шин, руб.

Зш

362126

475984

1339622

1289252

Амортизационные отчисления на полное восстановление ПС, руб.

ЗАО

232132

305118

1288098

1239666

Общепроизводственные расходы, руб.

ОПР

1721982

1928866

2907514

2749139

Итого

18511240

22460848

49774470

47584106

РЕФЕРАТ

Курсовая работа по дисциплине «Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия», выполнена на тему: «Технико- экономический анализ деятельности предприятия». Данная работа содержит: 31 страница печатного текста, 17 таблиц, 2 диаграммы, использовано 6 источников литературы.

Целью курсовой работы является формирование и дальнейшее использование практических навыков по анализу и диагностику финансово- хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий.

В работе производятся расчеты показателей по следующим разделам:

  1. Анализ выполнения плана по объему перевозок;
  2. Анализ производственной программы по техническому обслуживанию;
  3. Анализ себестоимости перевозок;
  4. Анализ доходов, прибыли и рентабельности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важной частью, а, по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования.

Главная задача АФХД - оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее. Она решается с помощью не только стоимостных данных бухгалтерского учета, но и данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.

Содержанием АФХД является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Целью курсовой работы является формирование и дальнейшее использование практических навыков по анализу и диагностики финансово- хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий.

В курсовой работе будет проведён анализ всех основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ГАТП и оценено влияние их на выполнение плана по грузовым перевозкам и себестоимость.

1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО ОБЪЕМУ ПЕРЕВОЗОК

1.1. Анализ выполнения плана по производственной программе и

производственной базе

Таблица 1

Анализ производственной программы перевозок в целом по предприятию

Показатель

Плановое значение

Фактическое

значение отклонение

Абсолютное отклонение

Процент выполнения плана

1. Автомобили в эксплуатации, ед.

63

63

0

100

2. Списочное количество автомобилей, ед.

78

78

0

100

3. Автомобиле-дни в

эксплуатации, ед.

22973

23053

+80

100,3

4. Общее количество ездок, ед.

212009

229311

+17302

108,2

5. Общий пробег, км

4545265

4714842

+169577

103,7

6. Общий объем перевозок, т.

1220065

1303271

+83206

106,8

7. Общий грузооборот, т-км.

13166011

13777435

+611424

104,6

8. Общая грузоподъемность, т.

580,5

590

+9,5

101,6

Вывод: по результатам проведенных расчетов производственной программы в целом по предприятию выяснилось, что по двум показателям списочное количество автомобилей и автомобилей в эксплуатации, план выполнен на 100 %. По остальным показателям план перевыполнен. В целом по парку увеличилось общее количество ездок на 8,2%, общий пробег на 3,7%, при этом общий объем перевозок вырос на 6,8%). Общий грузооборот увеличился по сравнению с плановым показателем на 4,6%, общая грузоподъемность на 1,6%. Показатели эти указывают на то, что увеличилось расстояние перевозок грузов и эффективно использовались автомобили по своей грузоподъемности. Основными причинами перевыполнения плана производственной программы по грузоперевозкам является увеличение количества ездок, так как коэффициент выпуска был больше, чем запланирован.

1.2. Анализ выполнения плана перевозок по видам груза и по клиентуре

Таблица 2.Анализ выполнения плана перевозок по клиентуре и по видам груза

Наименование клиента

Вид груза

Объем перевозок, т.

Выполнение плана, %

План

Факт

1

2

3

4

5

КамАЭ-53212 (бортовой)

ЗАО «Строй +»

Кирпич пористый и пустотелый

105200

125000

118,8

ООО «Всё для дома»

Мастика кровельная

100400

110300'

109,9

ООО «Холлифуд»

Керамика фасадная облицовочная

98600

115100

116,7

Магазин «Олимп»

Батареи гальванические

107300

127200

118,5

ООО «Строитель»

Блоки деревянные дверные

80088

80948

101,1

Итого по первой марке:

491588

558548

113,6

ЗИЛ-ММЗ-555 (самосвал)

1. ЗАО «Осокинское»

Жмыхи

152100

155200

102,0

2. ООО «Рассада»

Зола древесная, торфяная и прочая растительная

148500

150400

101,3

3. ЗАО «Куликовское»

Комбикорм

146300

148100

101,2

4. ЗАО «Знаменка»

Отруби

155600

160300

103,0

5. ОАО «ЗКСМ»

Уголь бурый

125977

130723

103,8

Итого по второй марке:

728477

744723

102,2

Всего по парку

1220065

1303271

106,8

Вывод: в таблице 2 представлен анализ выполнения плана перевозок по клиентам и по видам груза. Произведенный расчет перевозок показал, что план по первой и второй марке автомобилей перевыполнен в целом и по видам груза и клиентуре. По 1 марке (КамАЗ-53212) план по клиентам, перевыполнен на 13,6%. Наиболее высокие показатели по клиентам ЗАО «Строй +» -118,8% и магазин «Олимп»-! 18,5%. По 2 марке (ЗИЛ-ММЗ-555) план по клиентам, перевыполнен на 2,2%. Наиболее высокие показатели по

Таблица 3.Структура объемов перевозок и структурные сдвиги

Структура объемов

перевозок, %

Промежуточное

Структурные

Вид груза

План

Факт

значение

сдвиги

1. Кирпич пористый и пустотелый

8,62

9,59

10,24

+1,62

2. Мастика кровельная

8,23

8,46

9,04

+0,81

3. Керамика фасадная

облицовочная

8,08

8,83

9,43

+1,35

4. Батареи гальванические

8,79

9,76

10,42

+1,63

5. Блоки деревянные дверные

6,57

6,21

6,63

0,06

6. Жмыхи

12,47

11,91

12,72

0,25

7. Зола древесная, торфяная и

прочая растительная

12,17

11,54

12,32

0,15

8. Комбикорм

11,99

11,37

12,14

0,15

9. Отруби

12,75

12,30

13,14

0,39

10. Уголь бурый

10,33

10,03

10,71

0,38

Всего по парку

100,0

100,0

106,77

6,8

клиенту ОАО «ЗКСМ» -103,8%. Получилось это за счет подписания дополнительных договоров, организованной работы заказчиков. Возможные причины перевыполнения плана со стороны ГАТП, так как коэффициент выпуска автомобилей на линию больше, чем запланирован; время погрузки-разгрузки сократилось. Процент выполнения по парку составил 106,8%), что свидетельствует о том, что план ГАТА перевыполнило на 6,8%.

Вывод: в таблице представлена структура перевозок по всему парку и

рассчитан структурный сдвиг. Расчет структуры перевозок показал, что наибольший объем перевозок по видам кирпич пористый и пустотелый, батареи гальванические. Ситуация такая не случайна, с заказчиками ГАТП работает несколько лет, взаимных претензий не возникало. По остальным позициям также положительные структурные сдвиги в объеме перевозок.

1.3. Анализ ТЭП работы парка подвижного состава

Таблица 4 . Средневзвешенные значения ТЭП

Показатель

Услов

ное обозна чение

Средневзвешенное значение

Абсолютное отклонение

Плановое

Фактическое

1. Время в наряде, ч.

Тн

(8,6*10249+9,2*12724) /(10249+12724)=8,93

(8,4*11373+9,4*11680) /(11373+11680)=8,91

-0,02

2. Техническая скорость, км/ч

ут

4545265/((10249*(8,6-0,78*6)+(12724*(9,2-0,07*12))=31,02

4714842/((11373*(8,4-0,63*6)+(11680*(9,4-0,07*14))=31,25

+0,23

3. Время погрузки- разгрузки, ч

.

1пр

(0,78*57834+0,07* 154175)/212009=0,26

(0,63*68116+0,07* 161195)/229311=0,24

-0,02

4. Коэффициент

использования

грузоподъемности

У

1220065/(10*57834+5,25* 154175)=0,88

1303271/(10*68116+5,25* 161195)=0,85

-0,03

5. Длина груженой ездки, км

1ге

(36*10+40*5,25)/78=

7,44

13777435/1303271=

10,57

-0,22

6. Коэффициент выпуска

(13140*0,78+15330*0,83)/(13140+15330)=0,807

(13870*0,82+14600*0,8)/( 13 870+14600)=0,81

+0,003

7. Грузоподъемность, т.

Я

(36*10+40*5,25)/78=

7,44

(38*10+40*5,25)/78=

7,5

+0,12

Средневзвешенные значения ТЭП

Показатель

Условное - обозначение

Средневзвешенное значение

Абсолютное отклонение

Плановое

Фактическое

1

2

3

4

5

1. Время в наряде, ч.

Тн

8,93

8,91

-0,02

2. Техническая скорость, км/ч.

31,02

31,25

+0,23

3. Время погрузки-разгрузки, ч.

tпр

0,26

0,24

-0,02

4. Коэффициент использования грузоподъемности

0,88

0,85

-0,03

5. Длина груженой ездки, км.

1ге

10,79

10,57

-0,22

6. Коэффициент выпуска

в

0,807

0,81

+0,003

7. Грузоподъемность, т.

q

7,44

7,56

+0,12

Вывод: данный расчет показателей показывает, что абсолютное отклонение в сторону уменьшения по времени в наряде на 0,02 происходит за счет уменьшения длины груженой ездки на 0,22 , за счет уменьшения времени на погрузку-разгрузку - 0,02 и за счет увеличения технической скорости на 0,23.

1.4. Анализ показателей динамики перевозок

При анализе показателей динамики перевозок используют темп прироста (Тпр), абсолютный прирост (Апр) и абсолютное значение одного процента прироста (А1%).

Апр = Пф-Ппл,

Темп прироста - рассчитывается по формуле:

Тпр= • 100 100

Абсолютное значение одного процента прироста - это отношение абсолютного прироста показателя к темпу его роста.

Таблица 5. Расчёт темпа прироста

Показатель

Темп прироста

КамАЗ

ЗИЛ-ММЗ

Парк

Асп

38/36*100-100=+5,56

40/42*100-100=-4,76

78/78*100-100=0

ТН

8,4/8,6*100-100=-2,33

9,4/9,2* 100-100=+2,17

8,91/8,93* 100-100=-0,22

26/24,3*100-100=+7,0

36/34,6*100-100=+4,05

31,25/31,02*100- 100=+0,74

tпр

0,63/0,78*100-100=-19,23

0,07/0,07*100-100=0

0,24/0,26*100-100=-7,69

0,82/0,85*100-100=-3,53

0,88/0,9*100-100=-2,22

0,85/0,88*100-100=-3,41

Lге

10/9* 100-100=+11,11

11/12*100-100=-8,33

10,57/10,79*100-100= -2,04

0,82/0,78*100-100=+5,13

0,8/0,83*100-100=-3,61

0,81/0,807*100-100=0,37

Я

10/10*100-100=0

5,25/5,25*100-100=0

7,56/7,44*100-100=+1,61

Таблица 6. Показатели динамики перевозок по маркам автомобилей и в целом по парку

Показатель

Темп прироста, %

Абсолютный прирост

Абсолютное значение 1 % прироста

1

марка

2

марка

Парк

1

марка

2

марка

Парк

1

марка

2

марка

Парк

Асп

5,56

-4,76

0

2

-2

0

0,36

0,42

0

Тн

-2,33

2,17

-0,22

-0,2

0,2

-0,02

0,086

0,092

0,091

7,0

4,05

0,74

1,7

1,4

0,23

0,24

0,35

0,31

tпр

-19,23

0

-7,69

-0,15

0

-0,02

0,008

0

0,003

-3,53

-2,22

-3,41

-0,03

-0,02

-0,03

0,008

0,009

0,009

1ге

11,11

-8,33

-2,04

1

-1

-0,22

0,09

0,12

0,11

в

5,13

-3,61

0,37

0,04

-0,03

0,003

0,008

0,008

0,008

q

0

0

1,61

0

0

0,12

0

0

0,07


Вывод: в данном разделе были рассчитаны показатели динамики перевозок по маркам автомобилей и по парку в целом. Наибольшее увеличение темпов роста в целом по парку выявлено по грузоподъемности (1,61); среднетехнической скорости (0,74) и коэффициенту выпуска автомобилей (0,37). Произошло это, за счет того, что увеличилась техническая скорость ( следствие .обновления парка и состояния дорожного покрытия), увеличение выпуска автомобилей на линию. Наибольшее снижение темпов роста произошло по показателю время погрузки-разгрузки 7,69 (за счет модернизации погрузчиков), коэффициенту использования грузоподъемности автомобилей (3,41) и по длине груженой ездки (2,04). Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный показатель по сравнению с плановым. Произошло увеличение технической скорости по парку на 0,23 единиц, увеличилась грузоподъемность на 0,12, уменьшилась длина груженой ездки по парку на 0,22 ед., уменьшение времени в наряде на 0,02 ед. Абсолютное значение 1% прироста показывает, что техническая скорость по парку увеличилось в 0,31 раза, по сравнению с плановым.

1.5. Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам

Таблица 7. Формулы для расчёта влияния показателей на объём перевозок

Показатель

Расчёт влияния показателей на объём перевозок

Расчёт поправочного коэффициента

Асп

Q= П Асп – 100%

Q = П -100%

q

дд=пч-юо%

У

до=Пу-1оо%

т„

до=Птн-юо%

Д0=( 8 1ге-1)*100%

^пр

ДСИ 8 1пР-1)*Ю0%

5 Ке+Р'Ут-КР

р

А<3=П/з* 8 (5 -100%

3 Ке+Р'К'Кр

ут

А0= ПУт* 8 ут-100%

5 г. + Р-У.-ъ

К, + Р -утф-кР

Расчёт поправочного коэффициента:

  1. Ьге, 1 м)= (9+0,5*24,3+0,78)/(10+0,5*24,3*0,78)=0,949; Ьге, 2 м)= (12+0,5*34,6*0,07)/( 11+0,5*34,6*0,07)=1,082;

<5( Ьге>парк)=(10,79+0,5*31,02*0,26)/( 10,57+0,5*31,02*0,26)=1,015.

  1. 3( %пр,1 м)= (9+0,5*24,3+0,78)/(9+0,5*24,3*0,63)=1,109; ^пР,2м)= (12+0,5*34,6*0,07)/( 12+0,5*34,6*0,07)=1;

1пр,парк)= (Ю,79+0,5*31,02*0,26)/( 10,79+0,5*31,02*0,24)=1,021.

  1. )<5( Ут> 1 м) = (9+0,5*24,3+0,78)/(9+0,5*26*0,78)=0,965; д{ Ут, 2м)= (12+0,5*34,6*0,07)/( 12+0,5*36*0,07)=0,996;

Ут, парк)= (10,79+0,5*31,02*0,26)/( 10,79+0,5*31,25*0,26)=0,998.

Таблица 8. Расчета влияния показателей на объем перевозок

Показатель

Поправочный коэфс

шциент

Изменение объема перевозок, %

1 м

2 м

парк

1 м

2 м

парк

Асп

-

-

-

5,56

-4,76

0

-

-

-

5,13

-3,61

0,37

ч

-

-

-

0

0

1,61

У

-

-

-

-3,53

-2,22

-3,41

Тн

-

~

-

-2,33

2,17

-0,22 А

Гге

0,949

1,082

1,015

-5Д

8,2

1,5

1пр

1,109

1

1,021

10,9

0

2,1

Р

1

1

1

0

0

0

Ут

0,965

0,996

0,998

3,255

3,634

0,539

Вывод: произведенный расчет показывает, что изменение времени на погрузку-разгрузку (сокращение времени), позволяет увеличить объем перевозок на 2,1%, изменение коэффициента выпуска автомобилей - на 0,37 %. Также увеличение объема перевозок произошло и из-за изменения таких показателей: средняя техническая скорость (увеличивает объем перевозок на 0,54%), из-за уменьшения длины груженой ездки, увеличился объем перевозок на 1,5%. Снижение объема перевозок произошло из-за изменения показателей: время в наряде (принесло уменьшение объема перевозок) на 0,22%), уменьшение коэффициента использования грузоподъемности на 3,41%.

2. Анализ производственной программы по техническому обслуживанию 2.1 Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ

Таблица 9. Анализ трудоемкости ТО-1 (с диагностикой) по видам работ КамАЭ-53212 (КАМАЗ [6])

Плановая

Фактическая

Процент

трудоемкость

трудоемкость,

выполнения

Отклонение

Вид работ

%

чел/ч

чел/ч

плана, %

%

1. Общие контрольно- диагностические

6,5

124

163

131,5

31,5

2. Крепежные

4,8

92

120

130,4

30,4

3. Регулировочные

ВД

155

203

131,0

31,0

4. Смазочные, заправочные

28,4

542

712

131,4

31,4

5. Электротехнические

17,3

330

434

131,5

31,5

6. Работы по системе питания

10,5

200

264

132,0

32,0

7. Шинные

24,4

465

612

131,5

* 31,5

Итого

100

1908

2508

131,4

31,4

Вывод: анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том,

что утвержденный план по трудоемкости ТО -1 по видам работ для

автомобиля марки КамАЗ-53212 выполнен на 131,4%, по всем видам работ

плановые значения были перевыполнены.

15

Таблица 10. Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ для автомобиля марки ЗИЛ-ММЗ- 555 (с диагностикой) по видам работ ЗИЛ 130 [5, таблица 7 стр.18]

Вид работ

Плановая трудоемкость

Фактическая трудоемкость, чел/ч

Процент выполнения плана, %

Отклонение

%

%

чел/ч

1. Общие контрольно- диагностические

5,2

367

353

96,2

-3,8

2. Крепежные

40,6

2866

2758

96,2

-3,8

3. Регулировочные

14,1

995

958

96,3

-3,7

4. Смазочные, заправочные

14,4

1016

978

96,3

-3,7

5. Электротехнические

12,6

889

856

96,3

-3,7

6. Работы по системе питания

5,5

388

374

96,4

-3,6

7. Шинные

7,6

537

516

96,1

-3,9

Итого

100

7058

6793

96,2

-3,8

Вывод: анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что утвержденный план по трудоемкости ТО -1 по видам работ для автомобиля марки ЗИЛ-ММЗ-555 выполнен на 96,2%. Общее отклонение по трудоемкости ТО - 1 составило 3,8 %, по всем видам работ плановые значения не были выполнены. Так как фактическая трудоемкость ниже плановой, то весь предусмотренный объем работ по данному виду технического воздействия выполнен полностью за счет роста производительности труда, либо отдельные операции технического обслуживания осуществлялись не в полном объеме. Кроме того, за счет механизации и автоматизации трудоемких производственных 'процессов возможно снижение трудовых затрат в несколько раз.

Таблица 11. Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ по парку

Плановая

Фактическая

Процент

трудоемкость,

трудоемкость,

выполнения

Отклонение

Вид работ

чел.ч

чел-ч

плана, %

%

1. Общие контрольно-

диагностические

491

516

105,1

5,1

2. Крепежные

2958

2878

97,:3

-2,7

3. Регулировочные

1150

1161

101,0

1,0

4. Смазочные, заправочные

1558

1690

108,5

8,5

5. Электротехнические

1219

1290

105,8

5,8

6. Работы по системе

питания

588

638

108,5

8,5

7. Шинные

1002

1128

112,6

12,6

Итого

8966

9301

103,7

3,7

Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ по парку

Общие контрольно –диагностические; Крепежные; • Регулировочные; Смазочные, заправочные;

Электротехнические; Работы по системе питания; Шинные.

Вывод: расчет показателей трудоемкости по видам работ в целом по парку показал, что план перевыполнен на 3,7 %. По крепёжным видам работ плановые значения не были выполнены на 2,7%, по остальным видам работ плановые значения были перевыполнены. Можно сделать вывод, что к технике персонал относится бережно, производятся своевременно ТО и текущие ремонты.

Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам для автомобиля КамАЗ

2.2. Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам

Таблица 12

Плановая

Фактическая

Процент

трудоемкость

трудоемкость,

выполнения

Отклонение,

Узлы и агрегаты

%

чел-ч

чел-ч

плана, %

%

1. Двигатель, включая

системы охлаждения,

отопления, смазки

25,4

638

839

131,5

31,5

2. Сцепление

3,6

91

119

130,8

30,8

3. Коробка передач

1,7

43

56

130,2

30,2

4. Карданная передача

2,9

73

96

131,5

31,5

5. Задний мост

4,3

108

142

131,5

31,5

6. Передняя ось и

рулевое управление

13,7

344

453

131,7

31,7

7. Тормозная система

6,7

168

221

131,5

31,5

8. Ходовая часть

9,6

241

317

131,5

31,5

9. Кабина, платформа

5,2

131

172

131,3

31,3

10. Система питания

10,7

269

353

131,2

31,2

11 .Электрооборудование

и приборы

7,0

176

231

131,3

31,3

12. Общий осмотр

2,3

58

76

131,0

31,0

13. Смазочные и

очистительные работы

6,9

173

228

131,8

31,8

Итого

100

2513

3303

131,4

31,4

Вывод: анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что утвержденный план по трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам для автомобиля КамАЗ-53112 выполнен на 131,4 %. Общее отклонение по трудоемкости ТО -2 составило 31,4 %, по всем видам работ плановые значения были перевыполнены. Наиболее трудоемкими являются следующие виды работ: двигатель -24,5%, передняя ось и рулевое управление- 13,7% , система питания 10,7%.

Таблица 13. Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам для автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555

Плановая

Фактическая

Процент

трудоемкость

трудоемкость,

выполнения

Отклонение,

Узлы и агрегаты

%

чел-ч

чел-ч

плана, %

%

1

2

3

4

5

6

1. Двигатель, включая

системы охлаждения,

отопления, смазки

11,2

1071

1031

96,3

-3,7

2. Сцепление

0,6

57

55

96,5

-3,5

3. Коробка передач

2,0

191

184

96,3

-3,7

4. Карданная передача

1,6

153

147

96,1

-3,9

5. Задний мост

3,0

287

276

96,2

-3,8

6. Передняя ось и

рулевое управление

7,3

698

672

96,3

-3,7

7. Тормозная система

15,3

1464

1409

96,2

-3,8

8. Ходовая часть

18,8

1799

1731

96,2

-3,8

9. Кабина, платформа

5,5

526

507

96,4

-3,6

10. Система питания

6,3

603

580

96,2

-3,8

11 .Электрооборудование

и приборы

10,1

966

930

96,3

-3,7

12. Общий осмотр

1,5

144

138

95,8

-4,2

13. Смазочные и

очистительные работы

16,8

1607

1547

96,3

-3,7

Итого

100

9566

9207

96,2

-3,8

Вывод: анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам автомобиля марки ЗИЛ-ММЗ -555 показал, что план выполнен на 96,2 %. Общее отклонение по трудоемкости ТО -2 составило 3,8 %, по всем видам работ плановые значения не были выполнены.

Таблица 14. Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам по парку

Фактическая

Процент

Плановая

трудоемкость,

выполнения

Отклонение,

Узлы и агрегаты

трудоемкость

чел-ч

плана, %

%

1. Двигатель, включая

системы охлаждения,

отопления, смазки

1709

1870

109,4

9,4

2. Сцепление

148

174

117,6

17,6

3. Коробка передач

234

240

102,6

2,6

4. Карданная передача

226

243

107,5

7,5

5. Задний мост

395

418

105,8

5,8

6. Передняя ось и рулевое

управление

1042

1125

108,0

8,0

7. Тормозная система

1632

1630

99,9

-0,1

8. Ходовая часть

2040

2048

100,4

0,4

9. Кабина, платформа

657

679

103,3

3,3

10. Система питания

872

933

107,0

7,0

11. Электрооборудование

1142

1161

101,7

1,7

12. Общий осмотр

202

214

106,0

6,0

13. Смазочные и

очистительные работы

1780

1775

99,7

-0,3

Итого

12079

12510

103,6

3,6

Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам по парку

двигатель, включая системы охлаждения, отопления, смазки; сцепление; коробка передач; карданная передача; задний мост; передняя ось и рулевое управление; тормозная система; ходовая часть; кабина .платформа; система питания; электрооборудование; общий осмотр; смазочные и очистительные работы:

Вывод: анализ трудоемкости по парку ТО-2 по узлам и агрегатам показал, что план перевыполнен на 3,6% в общем. Работы, по которым плановые значения были не выполнены, а именно: тормозной системы (0,1%), смазочные и очистительные работы (0,3%). По остальным видам работ плановые значения были перевыполнены.

3. Анализ себестоимости перевозок

3.1. Анализ влияния статей себестоимости на общую сумму затрат

Таблица 15.

Статьи себестоимости

Сумма, руб.

Выполнение плана,%

Отклонение, руб.

Влияние отклонения, %

план

факт.

Анали тическ

ое значен

абсо- лютн- ное

допустимое

относительное

Абсол ютн.

Допус тим.

Относ ител.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Фонд оплаты труда в т.ч.

22045216

22276215

22972781

101,05

230999

927565

-696566

0,34

1,36

-1,02

-водители

15390

15399642

16098175

100,06

9417

707950

-698533

0,01

1,04

-1,03

-ремонтные рабочие

6654991

6876573

6874606

103,3

221582

219615

1967

0,33

0,32

0,01

Страховые взносы

5731757

5791815

5972923

101,05

60058

241166

-181108

0,09

0,35

-0,26

Затраты на топливо

25859497

26963933

26816298

104,27

1104436

956801

147635

1,62

1,40

0,22

Затраты на

восстановление износа и ремонт шин

1701748

1765236

1764713

103,73

63488

62965

523

0,091

0,09

0,001

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

1064803

1110279

1104201

104,27

45476

39398

6078

0,07

0,06

0,01

Ремонтный фонд

5732963

5914687

5945083

103,17

181724

212120

-30396

0,27

0,31

-0,04

Амортизационные материалы

1520230

1544784

1576479

101,62

24554

56249

-31695

0,03

0,08

-0,05

Общепроизводственные расходы

4629496

4678005

4654050

101,05

48509

24554

23955

0,07

0,04

0,03

ИТОГО:

68285710

70044954

70806528

102,58

1759244

2520818

-761574

2,58

3,69

-1Д1

Аналитическое значение позволяет оценить работу АТП с учетом факторов, влияющих на изменение показателей по объективным и субъективным причинам, и определяется следующим образом:

1 Фонд оплаты труда водителей: ФОТАв = ФОТвпл * 1р,

где 1р - индекс грузооборота в целом по парку

•1р _ Робщ.ф. / Робщ.ПЛ..

1Р =13777435/13166011=1,046; ФОТАв = 15390225*1,046=16098175 руб.

  1. Фонд оплаты труда рабочих:

<Т>ОТ А _ лч/~)Тпл * Т

1 рем.раб. 1 рем.раб. 'Тобщ.

•1т общ. Ртобщ.ф.. / Ртобщ.пл..

•1т общ.= 120340/116463=1,033; ФОТАрем.раб= 6654991 * 1,033=6874606 руб.

  1. Переменные затраты зависят от выполненной транспортной работы. К ним относятся затраты на топливо, затраты на восстановление износа и ремонт шин, затраты и эксплутационные материалы, ремонтный фонд, амортизационные отчисления.

З

А о пл Л Т

перем ^ перем. •'Ь общ?

где общ - индекс общего пробега; ,1Ь общ =4714842/4545265=1,037. 4. Накладные расходы НРА = НРпл' - АО™' +АОф, НРА = 4629496-1520230+1544784=4654050 руб. Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактическим и плановым значением показателя и показывает влияние объективных и субъективных факторов на определенный показатель. Допустимое отклонение представляет собой разность аналитического и планового и отражает влияние объективных факторов. Относительное рассчитывается разность фактического и аналитического значений и отражает влияние тех факторов, которые полностью зависят от предприятия.

Влияние отклонений (в процентах) на каждую из статей себестоимости определяется следующим образом:

д

а) влияние абсолютного отклонения: А„/о =—гыс'р>0' ,

^ общ

ч тт Дтыс.руб.

в) влияние допустимого отклонения: Д„/о =

3

общ

Ч 0ТЫСру5

г) относительное отклонение: О0/о =

^общ

Вывод: по произведенному расчету общей суммы затрат видно, что фактические расходы предприятия превышают плановые в сумме 1759244 руб. (или на 2,58%). По статьям затрат наибольшую долю в сумме затрат занимают переменные затраты (кроме амортизационных отчислении), перевыполнение плана на 3,17-4,27%. Причинами может быть: увеличение общего пробега, скачок цен на ГСМ, увеличение грузооборота.

Аналитическое значение показывает, какая сумма затрат должна быть по данной статье с учетом фактически выполненного объема работы при соблюдений нормативных расходов. Аналитическая сумма затрат в целом по статьям показывает, что расходы превысили плановую сумму на 2520818 руб., происходит это как правило, вследствие увеличения объема работы и цен. Были увеличены затраты по всем статьям себестоимости. Допустимый перерасход составил 2520818 руб. (или на 3,69 %.) это значит, что

перерасход связан с ростом объема работ. Перерасход средств оправдан.

*

Относительное отклонение показывает, на сколько фактическое значение себестоимости отличается от значения себестоимости, которое должно быть при запланированном режиме работы и под влиянием объективных факторов, не зависящих от предприятия. Относительное отклонение плановые переменные расходы (кроме ремонтного фонда и амортизации), по заработной плате ремонтных рабочих и по общепроизводственным расходам превышены (перерасход средств по вине предприятия), а по заработной плате водителей, по ремонтному фонду и по амортизации наблюдается экономия. В итоге экономия средств на ГАТП составляет 761574 руб., влияние относительного отклонения -1,11%.

3.2. Анализ влияния ТЭП на формирование себестоимости

Таблица 16. Влияние ТЭП на изменение себестоимости перевозок

Показатель

Расчетная формула

Величина влияния

1

2

3

Тн

с

ДЗТн =

V

100 Л

пТн

•100

+0,22

V,

ДЗ„Т=С 100

»т Т-Г о

' °Ут у

•100

-0,54

1ге

Д8, =

'АА

100

I -8,.

V 'АА 'АА

\

1 -100

+0,57

ав

Л8а. =

Г100 '

к аА

•100

-0,37

^пр

Д8. =

1ПР

/

' -1

V (пр

•100

-2,06

Асп

А8АСП =

Г 100 Л

уПлсп у

100

0

(31

С \ --1 8»

V Р' /

•100

0

Р2

'100 1 к

\

•100

0

4

п,

•'-'общ

^ 100 ^ V11, )

100

-1,53

У

общ

100 ^

100

3,40

Итого

-

-0,31

Д8Тн = (100/99,78- 1)* 100 = +0,22;

А8ут= (100/100,74*0,998 - 1)* 100 = -0,54;

Д8|ге= (100/97,96*1,015 - 1)*100 = +0,57;

Д8ав = (100/100,37 - 1)*100 = -0,37;

Л8Шр = (1/1,021-1)*100 = -2,06;

А8Асп= (100/100 - 1)* 100 = 0;

Д8Ч= 100/103,73*(100/101,61 - 1)* 100 =-1,53;

А8У= 100/103,73*(100/96,59 -1)*100 = 3,40.

Вывод: в таблице 17 произведен анализ влияния ТЭП на формирования себестоимости. Произведенный расчет влияния ТЭП на себестоимость показал, что в целом произошло снижение себестоимости за счет следующих показателей: технической скорости -0,54, время погрузки-разгрузки -2,06, коэффициента выпуска автомобилей -0,37, грузоподъемность автомобилей 1,53 . На грузооборот отрицательно повлияло уменьшение коэффициента использования грузоподъемности, соответственно произошло увеличение в себестоимости на 3,40 на каждую тыс.тн. Отрицательное влияние на себестоимость оказывает время в наряде, себестоимость увеличивает на 0,22. В целом по ГАТП произошло снижение себестоимости на 0,31%

Влияние ТЭП на себестоимость, изменение статей себестоимости

Рис. 3.

4. Анализ доходов, прибыли и рентабельности

4.1. Анализ доходов

Дпл = ^пл ' 1»3 5 Дпл = 68285710*1,3=88771423 руб. Фактический доход:

Дф =70044954*1,3=91058440 руб.

Аналитическое значение: Да = 70806528* 1,3=92048486 руб.

Определим абсолютное, допустимое и относительное отклонение.

АО = Дф. -Дпл.;

АО= 91058440-88771423=2287017 руб. ДО= Да -Дпл.;

ДО=92048486-88771423=3277063 руб. ОО = Дф. - Да ;

00= 91058440-92048486=-990046 руб.

Вывод: по результатам расчетов, можно сделать вывод, что ГАТП фактически получило больше дохода, чем планировало на 2287017 рублей, сумма эта больше допустимого отклонения. Отсюда следует, что предприятие работает успешно.

4.2. Анализ прибыли

Прибыль представляет собой разность между доходом предприятия и

затратами. Необходимо определить плановую, фактическую и условную

«

прибыль. Ппл=Дпл-Зпл',

Ппл= 88771423-68285710=20485713 руб.

пф= дф - зф,

Пф= 91058440-70044954=21013486 руб.

дусл _ дф _ дПЛ

Пусл = 91058440-68285710=22772730 руб.

Изменение прибыли под влиянием дохода определяется следующим образом:

ДПд =ПУСЛ- Ппл,

ДПд =22772730-20485713=2287017 руб.

Изменение прибыли под влиянием себестоимости определяется: ДП8 =ПФ - Пусл,

ДП8=21013486-2277273 0=-1759244 руб.

Вывод: проанализировав полученные данные, прибыль ГАТП составляет: плановая 20485713 руб., фактическая 21013486 руб., что на 527773 рубля (или на 2,58 %) больше запланированной. Условная прибыль, изменения прибыли под влиянием себестоимости показывает, что предприятие недополучило прибыли на 1759244 руб. за счет увеличения суммы затрат по сравнению с планом.

4.3. Анализ рентабельности

Рентабельность - один из показателей экономической эффективности производства на предприятии. Она отражает распределение созданного в данном предприятии продукта на необходимый и прибавочный, трансформацию прибавочного и части необходимого продукта в прибыль и отношение последней к индивидуальным издержкам производства или к стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств.

К=П/8*100,

Плановая рентабельность: Кпл=(20485713/68285710* 100)* 100=30,0 % Фактическая рентабельность: Кф=(21013486/70044954)* 100=30,0 %

Изменение рентабельности под влиянием прибыли:

АКП=( Пф- Ппл)*100/ 8ПЛ';

АКП= (21013486-20485713)* 100/68285710=+0,77

Изменение рентабельности под влиянием себестоимости: АЯ8= ПФ(1/8Ф-1/8пл)*100;

АК8=121013486* (1/70044954-1/68285710)* 100=-0,77.

Вывод: расчеты показали, что плановый и фактический уровень рентабельности одинаковый и составляет 30%. Расчет изменения рентабельности под влиянием прибыли и себестоимости показал, что чем больше прибыли получит предприятие с каждого рубля .выручки от реализации и чем больше себестоимость на каждый рубль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе произведен анализ деятельности грузового автотранспортного предприятия при учете плановых и фактических показателей его деятельности. В курсовой работе рассмотрены такие вопросы как: анализ программы перевозок грузов, анализ производственной программы по техническому обслуживанию, анализ себестоимость перевозок, анализ доходов, прибыли и рентабельности.

В процессе проведенных расчетов выявлены абсолютные отклонения плановых показателей от фактических, выявлено влияние ТЭП на производительность автомобиля, проведен анализ себестоимости перевозок, доходов, прибыли и рентабельности. Изменение ТЭП оказывает активное влияния на всю деятельность предприятия.

По результатам произведенных расчетов показателей ГАТП на примере двух грузовых автомобилей бортового КамАЭ-53212 и самосвал ЗИЛ-ММЗ- 555 показали, что планируемые показатели выполнены, получена прибыль. Отклонения от абсолютных показателей себестоимости объяснимы и закономерны.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Грузовое автотранспортное предприятие всегда стремиться к

повышению экономической эффективности работы. Для этого

можно снизить себестоимость перевозок. Чтобы достичь этогогрузовое автотранспортное предприятие вынуждено постоянно искать пути и резервы снижения себестоимости перевозок, а следовательно:

- ГАТП необходимо эффективно использовать подвижной состав;

- сократить время простоя подвижного состава под погрузкой/разгрузкой;

- увеличить коэффициент использование грузоподъемности;

- увеличить коэффициент выпуска автомобилей на линию;

- увеличить производительность труда;

- повысить управление производством.

Так же повысить коэффициент выпуска автомобилей на линию можно, за счёт улучшения ремонтных работ на предприятии, что приведёт к сокращению числа повреждённых автомобилей за счёт службы эксплуатации по изучению грузопотоков, оперативному планированию.

Сокращения времени простоя ПС под погрузкой/разгрузкой можно повысив уровень механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, постоянно развивая возможности перевозки грузов в контейнерах и на поддонах, отлаживая работу грузоотправителей по подготовке грузов к транспортировке.

Увеличить пребывание подвижного состава на линии можно за счет:

- повышения сменности их работы,

- согласованной работы грузоотправителей и ГАТП,

- организации работы со сменными полуприцепами,

- предварительной загрузкой контейнеров.

При повышении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т-км.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Александр Афанасьевич Бачурин; Под ред. З.И. Аксеновой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. - 320 с.
  2. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»/ Сост.: В.Н. Меньков, Л.А. Волкова, С.А. Богданова. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2008.-24 с.
  3. Краткий автомобильный справочник. / Понизовкин А.Н., В л аско Ю.М. и др. - М.: АО «ТРАНСКОСАЛ - ТИНГ», НИИАТ, 1994г.
  4. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. Транспорт: 8-е изд, перер. И доп. - М. Транспорт, 1979 г. -464с.
  5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть вторая (нормативная). Автомобили семейства ЗИЛ-130. М.: Транспорт, 1978 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 1


PAGE \* MERGEFORMAT 20


PAGE \* MERGEFORMAT 21


PAGE \* MERGEFORMAT 31


PAGE \* MERGEFORMAT 26

Технико-экономический анализ деятельности предприятия