О списках для чтения, или Как испортить детям лето


Близится лето — время свободы. У учителей, как водится, начинается непреодолимый зуд: что бы такое задать детям на лето? Чтоб не расслаблялись, не позабыли науки? Математики дают десяток-другой “номеров”, естественники — какой-нибудь “календарь погоды”, учителя иностранного языка — очередную книжку по домашнему чтению. Ну а мы, словесники, конечно же, даём список литературы на лето. Впрочем, блиц-опрос коллег показал, что так поступают не все. Да и сами списки выглядят по-разному: в одни включены только программные произведения, в другие — и дополнительная литература.

Я всегда даю своим ученикам на лето перечень тех произведений (за вычетом лирических стихотворений), которые входят в программу следующего учебного года, в том порядке, в каком мы затем будем их изучать. Жирным шрифтом в нём выделены те книги, которые лучше прочесть летом, поскольку они достаточно велики по объ­ёму. (“Объёмность” рассчитывается соответственно возрасту, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького — у младших или «Война и мир» Л. Толстого и «Тихий Дон» М. Шолохова — у старших). Произведения, которые в программе идут “обзорно”, помечены в списке звёздочкой: кто интересуется, может прочесть, но в прожиточный минимум успевающего по предмету это не входит. Что касается рекомендаций по самостоятельному чтению вне программы, то я их, как правило, в “списочном” виде не даю.

Первый урок нового учебного года в среднем звене начинается обычно с разговора о том, что дети прочли за лето, что понравилось, что нет, почему.

Вспоминается урок в шестом классе. Ребята бойко рассказывают о своих впечатлениях, молчит только Юля.

— Юля, а ты что прочла летом?

— Я… ничего. Мама список потеряла.

— Ну… а вообще что ты летом прочла?

— Так я же вам говорю: мама потеряла список. Ещё в самом начале лета.

— Да ладно, бог с ним, со списком. А что ты сама прочла, без списка?

Девочка делает огромные удивлённые глаза.

— Как это — без списка? Ничего…

Когда я рассказала эту историю в другом классе и спросила, читали ли дети летом помимо данного им перечня, мне стали довольно убедительно говорить о том, что читать “без списка” гораздо интереснее. Уже сам налёт обязательности, заключённый в “программности” книги, лишает чтение части обаяния.

Но мне кажется, что поставить перед ребёнком и родителями задачу заранее всё же необходимо. А там уж они сами решат, тратить драгоценные летние дни на чтение или отложить удовольствие на учебный год, рискуя что-то не успеть. История с Юлей заставляет задуматься, поскольку таких Юль, которые читают только по списку или не читают вовсе, с каждым годом становится всё больше и больше.

Хотя в последнее время в душу стали закрадываться сомнения. Много ли мы достигаем своими “заданиями на лето”?

Вот свежий пример, также сопряжённый с потерей списка. Будущий десятиклассник по обыкновению засунул вручённую ему бумажку неизвестно куда и на мой сентябрьский вопрос, у кого нет перечня обязательной литературы, поднял руку.

— И что, ты летом ничего не прочёл?

— Я всё лето «Войну и мир» читал. Я помнил, что вы сказали, что это во время учебы точно не успеть… вот и читал. Мне хватило.

Выражение лица его было кислым.

Как выяснилось, он единственный в классе осилил Толстого. После чего в течение всего первого полугодия периодически подходил ко мне с вопросом: “Ну, скоро мы будем изучать «Войну и мир»? Я же забуду всё!” И это было вполне резонно. Дело в том, что перечитать или даже пересмотреть что-то прочитанное летом ученики, как правило, ленятся. Прочитал — поставил в списке галочку — забыл. В результате те, кто прочёл «Отцов и детей» или «Обломова» летом, мало что помнят и выглядят менее убедительно, чем те, кто нервически перелистывал указанные учителем главы в ночь накануне урока.

Это, кстати, ещё один вопрос: что творится с памятью у наших учеников? В последние два-три года у меня возникло ощущение, что я учу исключительно больных детей, которые не могут запомнить прочитанное накануне. Я точно знаю, что ученик прочёл, скажем, Тургенева — но Одинцову от Кукшиной он отличить не может... При этом подростки прекрасно помнят бесчисленное количество героев, например, Толкина, а вот “классику”, по их собственным словам, не запоминают. Я же вспомнила свои — увы — не слишком успешные попытки осилить «Властелина колец»: никак не могла удержать в голове, кто кому кем приходится, и при вторичной встрече с героем не способна была вспомнить, что о нём уже говорилось ранее. Ведь человек запоминает то, что ему интересно и понятно. Мне (да простят меня толкинисты) было скучно читать эту книгу, поэтому я не могла ничего запомнить, а так как я не могла запомнить, мне становилось всё скучнее. Замкнутый круг!

А что такое для учащихся классическая литература? Это книги, написанные явно не по-русски